Научная статья на тему 'ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ'

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / 3D-МОДЕЛИРОВАНИЕ / УРОКИ ON-LINE / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ПЕДАГОГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачёва Татьяна Владимировна

В статье рассматриваются особенности подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях цифровизации образования. Современный учитель должен не только владеть знаниями в области информационных технологий, но и уметь применять их в своей профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PREPARATION OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF EDUCATION

The article deals with the features of preparing students for professional pedagogical activity in the context of digitalization of education. A modern teacher should not only have knowledge in the field of information technology, but also be able to apply them in his professional activities.

Текст научной работы на тему «ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ»

УДК 378

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ

Татьяна Владимировна Карпачёва

кандидат сельскохозяйственных наук, доцент

mLchurinsk_68@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях цифровизации образования. Современный учитель должен не только владеть знаниями в области информационных технологий, но и уметь применять их в своей профессиональной деятельности.

Ключевые слова: информатизация образования, цифровые технологии, ЭЭ-моделирование, уроки on-line, информационно-коммуникационные компетенции педагога.

Информатизация - ведущая тенденция развития современного высшего образования. В федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информатизацией понимают «.. .отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий.» [7]. Очевидно, что понятие «информатизация образования» многоаспектно и включает в себя и компьютеризацию, и интеллектуализацию, и медиатизацию в системе образования. Сегодня мы понимаем, что это не дань моде, а требование времени, современной жизни, технического прогресса.

Согласно Концепции информатизации сферы образования, информатизация предполагает внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий с целью повышения качества обучения и подготовки выпускников, отвечающих требованиям информационного общества [5]. В связи с этим, одной из приоритетных задач подготовки бакалавров педагогического образования профиля безопасность жизнедеятельности является формирование ИКТ-компетентности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности, которая включает не только получение базовых знаний, умений в области информационных технологий, но и владение методическими аспектами их применения в своей педагогической деятельности [6, 8]. Важно научить будущих педагогов использовать современные средства информатизации в учебном процессе. Дисциплина «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» раскрывает не только возможности информационных технологий при обучении ОБЖ, но и учит методике их применения в урочной и внеурочной деятельности.

Современный урок уже невозможно представить без средств информатизации, компьютерной визуализации учебной информации, которые позволяют существенно интенсифицировать учебный процесс, организовать информационное взаимодействие всех его участников, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, саморазвитие обучающихся. Процесс информатизации неизбежно ведет к пересмотру методов и

методических приёмов, форм организации учебной деятельности обучающихся. Эти аспекты подвергаются детальному рассмотрению на занятиях дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» [4].

Этап открытия нового знания на уроке уже привычно сопровождается демонстрацией мультиимедийной презентации, которую учителю следует использовать не только для наглядного представления учебного материала, но и в качестве источника нового знания. Для этого, она должна быть тщательно продумана, структурирована, соответствовать логике изложения учебного материала, содержать необходимую информацию цифрового характера в виде схем, таблиц, графиков, фотографий, видеоматериалов, включенных в неё посредством гиперссылок [3]. Такие умения формируются у студентов при создании мультимедийных продуктов по темам курса ОБЖ. В ходе выполнения данного задания они учатся работать с такими программами, как PowerPoint, Paint, Macromedia Flasch, Publischer и др.

Информационные технологии могут быть успешно использованы учителем для организации контроля знаний обучающихся путем компьютерного тестирования. С этой целью можно применять разные программные продукты, например, My Test, Fast Test, Advanced Test и др. Они позволяют создавать различные виды тестовых заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов, установления последовательности, редактировать тесты, применять в тестовых заданиях графические изображения в качестве иллюстраций. В ходе работы указанные программы формируют вопросы и варианты ответов к ним в случайном порядке, что исключает списывание и повышается объективность контроля знаний. После прохождения тестирования обучающимися, программа выдаёт результаты тестирования, которые отправляются по компьютерной сети на сервер учителю вносятся в электронный журнал [2]. Для получения опыта организации компьютерного тестирования будущие педагоги составляют различные варианты тестов и проводят его диагностику, моделируя данный этап урока.

Процесс информатизации предоставляет возможность использования на уроках ОБЖ тренажерных обучающих программ и BD-моделирование, которые формируют образное мышление и познавательный интерес обучающихся, помогают представить развитие определенной чрезвычайной ситуации, способствуют приобретению практических умений действий в подобных ситуациях. BD-моделирование является новым средством визуализации опасных ситуаций, их последствий и организации защиты от чрезвычайных ситуаций; изучения антитеррористических мероприятий. В настоящее время известно много программ для реализации 3-D моделирования, наиболее универсальными и простыми являются Cinema4D, 3DsMax, которые можно использовать в практике подготовки студентов.

С помощью информационных технологий можно «переместиться в пространстве» и посетить музеи пожарной охраны, воинской славы, музей войск радиационной, химической, биологической защиты Министерства обороны РФ, не покидая учебной аудитории. Такие увлекательные виртуальные экскурсии должны занять достойное место в методической копилки учителя безопасности жизнедеятельности [2].

Без информационных технологий уже невозможно организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Каждый этап работы над проектом, включая поиск и сбор информации, обмен информацией с другими участниками проекта, обработка, анализ и систематизацию результатов исследований, их представление в виде мультимедийной презентации, веб-сайта предполагает работу с компьютером.

Нельзя не отметить и новый формат современного урока - on-line, который в условиях сложившейся эпидемической ситуации прочно вошел в практику школьного цифрового обучения. Урок- on-line представляет собой форму организации учебной деятельности обучающихся с использованием средств информатизации обучения, дистанционных технологий в интерактивном режиме [1]. Его подготовка и проведения требует от учителя прочного владения информационно-коммуникативными компетенциями. При

онлайн взаимодействии, совмещении новых технологий с человеческим общением существенно возрастает психофизиологическая нагрузка учителя-предметника, ответственность за техническую сторону проведения урока при использовании непривычных каналов передачи учебной информации. Овладение методическими аспектами проведения подобных уроков возможно только при их практической реализации, на своих собственных ошибках в случае их выявления. Учитывая активную интеграцию онлайн-уроков в образовательный процесс, будущим педагогам необходимо практиковаться в проведении подобных уроков и совершенствовать свои профессиональные умения при использовании онлайн-обучения в практике своей работы.

Применение информационных технологий и обучение им студентов возможно при наличии современной электронной информационно -образовательной среды вуза, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, поддерживающие интерактивное дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.

Таким образом, процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий, совершенствует методы и методические приемы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Применение информационных технологий повышает качество профессионального образования, показывает будущим педагогам их возможности и способствует привитию навыков сознательного и рационального использования информационных систем в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности.

Список литературы:

1. Анциферова О.В., Колосова Т.Н., Попова Т.И., Щукина К.А. Методика проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества:

учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: издательство Санкт-Петербургского государственного университета. 2019. - 88с.

2. Карпачёва Т.В., А.И. Рубанов. Технологии мультимедиа в профессиональной подготовке будущих педагогов // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием). -Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2020. С.154-157.

3. Карпачёва Т.В. Медиаобразование в курсе основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-методической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие». 2020. С. 51-55.

4. Карпачёва Т.В. Совершенствование методической подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-методической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие».2020. С.51 - 54.

5. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. / Москва: ГНИИСИ, 1998.

6. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 127-131.

7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон [принят Гос. Думой 21.12.2006].

8. Романкина М.Ю. Формирование и развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся при использовании современных технологий в обучении // Наука и Образование. № 4. 2019. [Электронный ресурс]. - Режим

доступа: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/999, свободный. - (дата обращения: 12.01.2022).

UDC 378

PREPARATION OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL

ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF

EDUCATION

Tatyana V. Karpacheva

Candidate of Agricultural Sciences, associate Professor

michurinsk_68@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Abstract. The article deals with the features of preparing students for professional pedagogical activity in the context of digitalization of education. A modern teacher should not only have knowledge in the field of information technology, but also be able to apply them in his professional activities.

Key words: informatization of education, digital technologies, 3D modeling, on-line lessons, information and communication competencies of the teacher.

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.0Э.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.