УДК 378
ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАТИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ
Татьяна Владимировна Карпачёва
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент
mLchurinsk_68@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет
Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье рассматриваются особенности подготовки студентов к профессиональной педагогической деятельности в условиях цифровизации образования. Современный учитель должен не только владеть знаниями в области информационных технологий, но и уметь применять их в своей профессиональной деятельности.
Ключевые слова: информатизация образования, цифровые технологии, ЭЭ-моделирование, уроки on-line, информационно-коммуникационные компетенции педагога.
Информатизация - ведущая тенденция развития современного высшего образования. В федеральном законе «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» под информатизацией понимают «.. .отношения, связанные с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий.» [7]. Очевидно, что понятие «информатизация образования» многоаспектно и включает в себя и компьютеризацию, и интеллектуализацию, и медиатизацию в системе образования. Сегодня мы понимаем, что это не дань моде, а требование времени, современной жизни, технического прогресса.
Согласно Концепции информатизации сферы образования, информатизация предполагает внедрение в учебный процесс информационно-коммуникативных технологий с целью повышения качества обучения и подготовки выпускников, отвечающих требованиям информационного общества [5]. В связи с этим, одной из приоритетных задач подготовки бакалавров педагогического образования профиля безопасность жизнедеятельности является формирование ИКТ-компетентности будущего учителя основ безопасности жизнедеятельности, которая включает не только получение базовых знаний, умений в области информационных технологий, но и владение методическими аспектами их применения в своей педагогической деятельности [6, 8]. Важно научить будущих педагогов использовать современные средства информатизации в учебном процессе. Дисциплина «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» раскрывает не только возможности информационных технологий при обучении ОБЖ, но и учит методике их применения в урочной и внеурочной деятельности.
Современный урок уже невозможно представить без средств информатизации, компьютерной визуализации учебной информации, которые позволяют существенно интенсифицировать учебный процесс, организовать информационное взаимодействие всех его участников, обеспечить индивидуализацию и дифференциацию обучения, саморазвитие обучающихся. Процесс информатизации неизбежно ведет к пересмотру методов и
методических приёмов, форм организации учебной деятельности обучающихся. Эти аспекты подвергаются детальному рассмотрению на занятиях дисциплины «Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности» [4].
Этап открытия нового знания на уроке уже привычно сопровождается демонстрацией мультиимедийной презентации, которую учителю следует использовать не только для наглядного представления учебного материала, но и в качестве источника нового знания. Для этого, она должна быть тщательно продумана, структурирована, соответствовать логике изложения учебного материала, содержать необходимую информацию цифрового характера в виде схем, таблиц, графиков, фотографий, видеоматериалов, включенных в неё посредством гиперссылок [3]. Такие умения формируются у студентов при создании мультимедийных продуктов по темам курса ОБЖ. В ходе выполнения данного задания они учатся работать с такими программами, как PowerPoint, Paint, Macromedia Flasch, Publischer и др.
Информационные технологии могут быть успешно использованы учителем для организации контроля знаний обучающихся путем компьютерного тестирования. С этой целью можно применять разные программные продукты, например, My Test, Fast Test, Advanced Test и др. Они позволяют создавать различные виды тестовых заданий с выбором одного или нескольких правильных ответов, установления последовательности, редактировать тесты, применять в тестовых заданиях графические изображения в качестве иллюстраций. В ходе работы указанные программы формируют вопросы и варианты ответов к ним в случайном порядке, что исключает списывание и повышается объективность контроля знаний. После прохождения тестирования обучающимися, программа выдаёт результаты тестирования, которые отправляются по компьютерной сети на сервер учителю вносятся в электронный журнал [2]. Для получения опыта организации компьютерного тестирования будущие педагоги составляют различные варианты тестов и проводят его диагностику, моделируя данный этап урока.
Процесс информатизации предоставляет возможность использования на уроках ОБЖ тренажерных обучающих программ и BD-моделирование, которые формируют образное мышление и познавательный интерес обучающихся, помогают представить развитие определенной чрезвычайной ситуации, способствуют приобретению практических умений действий в подобных ситуациях. BD-моделирование является новым средством визуализации опасных ситуаций, их последствий и организации защиты от чрезвычайных ситуаций; изучения антитеррористических мероприятий. В настоящее время известно много программ для реализации 3-D моделирования, наиболее универсальными и простыми являются Cinema4D, 3DsMax, которые можно использовать в практике подготовки студентов.
С помощью информационных технологий можно «переместиться в пространстве» и посетить музеи пожарной охраны, воинской славы, музей войск радиационной, химической, биологической защиты Министерства обороны РФ, не покидая учебной аудитории. Такие увлекательные виртуальные экскурсии должны занять достойное место в методической копилки учителя безопасности жизнедеятельности [2].
Без информационных технологий уже невозможно организация проектно-исследовательской деятельности обучающихся. Каждый этап работы над проектом, включая поиск и сбор информации, обмен информацией с другими участниками проекта, обработка, анализ и систематизацию результатов исследований, их представление в виде мультимедийной презентации, веб-сайта предполагает работу с компьютером.
Нельзя не отметить и новый формат современного урока - on-line, который в условиях сложившейся эпидемической ситуации прочно вошел в практику школьного цифрового обучения. Урок- on-line представляет собой форму организации учебной деятельности обучающихся с использованием средств информатизации обучения, дистанционных технологий в интерактивном режиме [1]. Его подготовка и проведения требует от учителя прочного владения информационно-коммуникативными компетенциями. При
онлайн взаимодействии, совмещении новых технологий с человеческим общением существенно возрастает психофизиологическая нагрузка учителя-предметника, ответственность за техническую сторону проведения урока при использовании непривычных каналов передачи учебной информации. Овладение методическими аспектами проведения подобных уроков возможно только при их практической реализации, на своих собственных ошибках в случае их выявления. Учитывая активную интеграцию онлайн-уроков в образовательный процесс, будущим педагогам необходимо практиковаться в проведении подобных уроков и совершенствовать свои профессиональные умения при использовании онлайн-обучения в практике своей работы.
Применение информационных технологий и обучение им студентов возможно при наличии современной электронной информационно -образовательной среды вуза, включающей электронные информационные и образовательные ресурсы, телекоммуникационные технологии, поддерживающие интерактивное дистанционное взаимодействие всех участников образовательного процесса.
Таким образом, процесс информатизации образования актуализирует разработку подходов к использованию потенциала информационных технологий, совершенствует методы и методические приемы организации учебно-познавательной деятельности обучающихся. Применение информационных технологий повышает качество профессионального образования, показывает будущим педагогам их возможности и способствует привитию навыков сознательного и рационального использования информационных систем в своей учебной, а затем и в профессиональной деятельности.
Список литературы:
1. Анциферова О.В., Колосова Т.Н., Попова Т.И., Щукина К.А. Методика проведения онлайн-урока в рамках педагогики сотрудничества:
учебно-методическое пособие. Санкт-Петербург: издательство Санкт-Петербургского государственного университета. 2019. - 88с.
2. Карпачёва Т.В., А.И. Рубанов. Технологии мультимедиа в профессиональной подготовке будущих педагогов // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы: материалы XI Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием). -Тамбов: Издательский дом «Державинский». 2020. С.154-157.
3. Карпачёва Т.В. Медиаобразование в курсе основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-методической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие». 2020. С. 51-55.
4. Карпачёва Т.В. Совершенствование методической подготовки будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности // Проблемы управления качеством образования: сборник статей Международной научно-методической конференции. СПб.: ГНИИ «Нацразвитие».2020. С.51 - 54.
5. Концепция информатизации сферы образования Российской Федерации. / Москва: ГНИИСИ, 1998.
6. Манаенкова М.П. Компетентностный подход: от теории к практике // Преподаватель высшей школы: традиции, проблемы, перспективы. Материалы Х1 Всероссийской научно-практической Шете^конференции (с международным участием). Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2020. С. 127-131.
7. Об информации, информационных технологиях и о защите информации: Федер. закон [принят Гос. Думой 21.12.2006].
8. Романкина М.Ю. Формирование и развитие учебно-познавательной компетентности обучающихся при использовании современных технологий в обучении // Наука и Образование. № 4. 2019. [Электронный ресурс]. - Режим
доступа: http://opusmgau.ru/index.php/see/article/view/999, свободный. - (дата обращения: 12.01.2022).
UDC 378
PREPARATION OF STUDENTS FOR PROFESSIONAL PEDAGOGICAL
ACTIVITY IN THE CONDITIONS OF INFORMATIZATION OF
EDUCATION
Tatyana V. Karpacheva
Candidate of Agricultural Sciences, associate Professor
michurinsk_68@mail .ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation
Abstract. The article deals with the features of preparing students for professional pedagogical activity in the context of digitalization of education. A modern teacher should not only have knowledge in the field of information technology, but also be able to apply them in his professional activities.
Key words: informatization of education, digital technologies, 3D modeling, on-line lessons, information and communication competencies of the teacher.
Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.
The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.0Э.2022.