Научная статья на тему 'Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования'

Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
983
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / УРОК ОБЖ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карпачёва Т. В.

Компетентностный подход методологическая основа образовательного стандарта нового поколения. При проектировании урока ОБЖ в условиях реализации компетентностного образования важным моментом является выбор и внедрение таких педагогических технологий обучения, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию их ключевых компетентностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карпачёва Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация педагогических технологий на уроках ОБЖ в условиях компетентностного образования»

11. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии. Активное обучение. - М.: Педагогическое образование, 2012. - 192 с.

12. Смирнов С.А., Котова И.Б., Шиянов Е.Н., Шелихова Н.И., Гогобе-ридзе А.Г., Голованова Н.Ф., Бабаева Т.И., Горшкова Е.А., Репкин В.В., Зверева М.В. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Учебник. - М.: Академия, 2004. - 512 с.

13. Столяренко Л.Д., Буланова-Топоркова М.В., Духавнева А.В., Сучков Г.В., Самыгин С.И., Загутин Д.С., Кулаковская Н.А., Столяренко В.Е. Психология и педагогика высшей школы. Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 624 с.

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ НА УРОКАХ ОБЖ В УСЛОВИЯХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Карпачёва Т.В.*

Социально-педагогический институт Мичуринского государственного аграрного университета, г. Мичуринск

Компетентностный подход - методологическая основа образовательного стандарта нового поколения. При проектировании урока ОБЖ в условиях реализации компетентностного образования важным моментом является выбор и внедрение таких педагогических технологий обучения, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию их ключевых компетентностей.

Ключевые слова федеральный государственный образовательный стандарт, урок ОБЖ, педагогические технологии, компетентностный подход.

Перемены, происходящие в обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные, личностные потребности и интересы. В настоящее время основой модернизации общего образования является введение новых образовательных стандартов, которые однозначно определили ориентацию на формирование компетенций обучающихся. Это означает отход от традиционной знаниево-ориентированной модели, которая хотя и была основана на прочности, фундаментальности теоретизиро-

* Доцент кафедры Безопасности жизнедеятельности и медико-биологических дисциплин, кандидат сельскохозяйственных наук, доцент.

ванного знания, но, к сожалению, не всегда гарантировала практичность его применения, не формировала компетентного, т.е. умеющего в полной мере пользоваться полученным знанием, человека.

Системообразующим компонентом ФГОС являются результаты образования, рассматриваемые в контексте деятельностного подхода. При этом процесс учения понимается не просто как усвоение системы знаний, умений, навыков, составляющих инструментальную основу компетенций обучающегося, но и как процесс развития. В новом образовательном стандарте записано: «Развитие личности - смысл и цель современного образования». Таким образом, компетентностный подход - методологическая основа ГОСТа нового поколения [1].

Однако, какие бы не свершались реформы, урок остается основной формой организации обучения. На нём держалась традиционная и стоит современная школа.

При реализации ФГОС, во-первых, меняются дидактические подходы к уроку. Современный урок ОБЖ по ФГОС - это

- профессиональная и методическая подготовка учителя;

- целеполагание и мотивация учения;

- компетентностный подход;

- современные средства обучения;

- создание условий для саморазвития;

- анализ каждого занятия.

Во-вторых, происходит переосмысление позиций учителя, который становится не источником знаний, а личностью, обучающей способам творческой деятельности, приобретать и усваивать новые знания. Изменение профессиональной позиции педагога приводит к тому, что ученик выступает как партнер в процессе обучения.

В третьих, пересматривается методическая система работы учителя. Следует научиться проектировать урок ОБЖ в логике учебной продуктивной деятельности, которая должна быть разнообразной, соответствующей уровню возможностей школьников и направленной на формирование элементарных компетенций. На уроке 50 % времени должны работать и говорить учащиеся, а не учитель.

В связи с этим, важным моментом при проектировании урока ОБЖ в условиях реализации компетентностного образования является выбор и внедрение таких методов и технологий обучения, которые способствуют включению обучающихся в активную деятельность, развитию их ключевых ком-петентностей.

Педагогических технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении ОБЖ и формирование компетенций обучающихся на уроке достаточно много. Остановимся на некоторых из них.

Проблемное обучение - это технология обучения умению видеть и выделять противоречия и находить способы их решения.

При проблемном обучении ОБЖ задача учителя - организовать поисковую учебно-познавательную деятельность на основе создания проблемной ситуации [2]. Проблемой на уроке не может быть вопрос, который решается сразу, без последовательного раскрытия материала или обобщения фактов. Так, вопросы типа: «Когда впервые было использовано химическое оружие?» или «Как называется шкала оценки силы ветра?» - не являются проблемами. При формулировке проблемного вопроса главное активизация мышления учащихся. Вопрос «Как взаимодействовать с окружающей средой сегодня, чтобы быть здоровым завтра?» вызывает познавательное затруднение учащихся и вовлекает их в самостоятельное познание темы «Экология и безопасность» в 8 классе. Без знаний закономерностей мыслительной деятельности обучающихся дать проблемный урок практически невозможно.

Данная технология обеспечивает формирование познавательной самостоятельности ученика, развитие его творческих способностей, компетентности учения.

Обучение проектированию как некому общему учебному универсальному умению, компетенции - задача современной школы. В последнее время проектная деятельность обучающихся стала неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса по ОБЖ. Существуют следующие формы её организации:

- урочная, когда работа над проектом может занимать весь урок, или его часть;

- урочно-внеурочная, когда проект реализуется как на уроке (вводный этап по проекту, промежуточные групповые отчёты, презентация результатов), так и вне него (проведение исследований) [3].

В практике обучения ОБЖ технологию проектного обучения можно успешно использовать в 8 классе при изучении вопросов экологической безопасности и опасных ситуаций техногенного характера, здорового образа жизни в 7, 8, 9, 10 классах и т.д.

Обучение проектированию - длительный и трудный процесс, но нужный и важный для формирования ключевых компетенций обучающихся -учебно-познавательной, социальной, коммуникативной.

Отличительной особенностью современного урока ОБЖ является взаимообучение (коллективное, групповое, парное). На это ориентирована технология коллективного обучения, целью которой является обучение умению работать в сотрудничестве с товарищами.

Как показывает практика, групповая работа эффективна, если учителем организован процесс распределения учебных заданий и продумана техноло-

гия обсуждения их в коллективе. Именно сам процесс обсуждения учебных заданий, проблем, научных фактов в группе воспринимается так, как будто бы взрослые советуются с учащимися, спрашивают об отношении к происходящему и прислушиваются к их мнению. Подобная ситуация помогает учащимся целенаправленно осуществлять процесс познания и чувствовать себя более уверенно.

Методов и приёмов групповой работы на уроках ОБЖ много. В их числе:

- самостоятельная работа в парах и группах по изучению и закреплению нового материала;

- практические работы, организуемые в парах и группах;

- ролевые и деловые игры и т.д.

Одним из интересных приёмов организации групповой работы учащихся на уроке ОБЖ является написание синквейнов (пятистиший). Следует отметить, что эта творческая работа вызывает интерес как у шестиклассников, так и старшеклассников. В качестве примера приведём несколько син-квейнов, составленных обучающимися.

7 класс, тема «Лесные и торфяные пожары».

1. Пожар.

2. Лесной, торфяной.

3. Охватывает, бушует, уничтожает.

4. Ежегодно на территории России лесные пожары наносят колоссальный ущерб природной среде и экономике государства.

5. Пирология.

8 класс, тема «Пожарная безопасность».

1. Дым.

2. Густой, токсичный.

3. Ослепляет, удушает, отравляет.

4. Отравление продуктами горения является одной из причин гибели людей при пожарах.

5. Поражающий фактор.

8 класс, тема «Аварии нарадиационно опасных объектах».

1. Радиационная авария.

2. Опасная, смертоносная.

3. Защитить, эвакуироваться, герметизировать.

4. Обязательно провести йодную профилактику.

5. Тяжелые последствия.

Групповые формы работы обеспечивают формирование коммуникативной, социально-трудовой компетенций обучающихся.

Значительными возможностями реализации деятельностного подхода в обучении ОБЖ располагает модульная технология, активно внедряемая в

школу еще в конце 90-х. Но и сегодня не потеряла своей актуальности, поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у выпускника навыков самообразования. Модульная программа проектируется таким образом, что каждый модуль включает ряд принципиально важных компонентов:

- ориентационно-мотивационный (ориентировка в содержании темы, распределение индивидуальных заданий);

- самостоятельную работу с учебной литературой и учебным содержанием темы (учитель выступает в роли консультанта);

- практический (выполнение практических работ);

- рефлексивно-оценочный (задания входного, выходного, промежуточного контроля).

Осознанность учебной деятельности обучающимися переводят учителя из режима информирования в режим консультирования, что является актуальным в условиях компетентностного подхода.

Учитывая учебное содержание курса ОБЖ, конкретные учебно-воспитательные задачи тем, а также возрастные особенности обучающихся модульное обучение можно успешно использовать в 7 классе при изучении опасных ситуаций природного характера, 8 классе при изучении опасных ситуаций техногенного характера, в 10 классе при изучении темы «Гражданская оборона - составная часть обороноспособности страны», раздела «Основы военной службы» [4].

Использование педагогических технологий неразрывно связано с применением в обучении информационных технологий. Большой интерес, проявляемый обучающимися к компьютеру, востребованность в жизни умений и навыков работы на нём, высокий уровень новизны являются активными стимуляторами познавательного процесса и мотивации обучения [5]. Кроме того, компьютерные технологии позволяют учащимся:

- выбирать индивидуальный темп проработки учебной информации,

- максимально персонифицировать процесс обучения,

- получать информацию по любому интересующему вопросу,

- обеспечивают тренинг и контроль знаний.

Применение в обучении ОБЖ аудиовидеокомпьютерных комплексов значительно изменяет способы работы учащихся с учебным материалом: ориентация учебного процесса направлена на деятельность учения. Компьютер выступает как средство управления познавательной деятельностью школьников.

Таким образом, педагогические технологии позволяют существенно повысить эффективность образовательного процесса по ОБЖ. Они дают возможность проектировать учебный процесс по данному предмету с позиции

деятельностного подхода, формировать ключевые компетенции обучающихся. Создают условия для развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, компетентности «научить учиться», толерантности жизни, высокой социальной мобильности.

Список литературы:

1. Сафронова И.А. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования / И.А. Сафронова. - М.: Просвещение, 2014. - 63 с.

2. Махмутов М.И. Проблемное обучение. Основные вопросы теории / М.И. Махмутов. - М.: Педагогика, 1975. - 368 с.

3. Пахомова Н.Ю. Учебное проектирование / Н.Ю. Пахомова, И.В. Сувол-кина // Справочник заместителя директора школы. - 2010. - № 3. - С. 49-61.

4. Карпачёва Т.В. Проектирование уроков по основам безопасности жизнедеятельности в системе модульного обучения / Т.В. Карпачёва. - Мичуринск: МГПИ, 2007. - 66 с.

5. Чагин Д. Компьютерные технологии в преподавании курса ОБЖ / Д. Чагин // ОБЖ. Основы безопасности жизни. - 2006. - № 11. - С. 36-38.

RESEARCH THE EFFECTIVE NEW TYPES OF COGNITIVE ACTIVITY IN THE LEARNING PROCESS

© Kirgizbayeva A.O.*, Baktybaeva L.K.

Al-Farabi Kazakh National University, Faculty of Biology and Biotechnology,

Almaty

The questions of activation of educating behave to the number of most issues of the day of modern pedagogical science and practice. Realization of principle of activity in educating has the defined value, as educating and development carry active character and from quality of educating, as activity, the result of educating, development and education of students depends.

Key words: intensification of the educational process, the quality of teaching effectiveness, cognitive activity, students, teachers, biology, teaching methods.

A key problem in the decision of task of increase of efficiency and quality of educational process is activation of process of educating. Her special meaningful-

* Магистрант.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.