Научная статья на тему 'ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ'

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
480
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ / ОБУЧАЕМОСТЬ / МОТИВАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / ВНЕШНЯЯ И ВНУТРЕННЯЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мелехов Александр Сергеевич, Сутормина Дарья Анатольевна

В статье исследуются факторы, влияющие на организацию познавательной деятельности обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COGNITIVE CAPABILITIES OF STUDENTS WHEN STUDYING HISTORY

The article analyzes the factors influencing the organization of cognitive activity of students.

Текст научной работы на тему «ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ»

УДК 37.013.3

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ

Александр Сергеевич Мелехов

кандидат исторических наук, доцент Aleksandrmelehovv@yandex.ru Дарья Анатольевна Сутормина

магистрант dashanya1996@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

г. Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье исследуются факторы, влияющие на организацию познавательной деятельности обучающихся.

Ключевые слова: познавательные возможности, обучаемость, мотивация обучения, познавательная активность, познавательные потребности, внешняя и внутренняя активность.

В настоящее время учителя современных школ при изучении нового материала учитывают индивидуальные познавательные возможности обучающихся. В процессе индивидуализации ученики способны выполнять учебные задачи в соответствии со своими особенностями и имеющимися учебными возможностями.

С учетом этих особенностей и учебных возможностей учителя выбирают формы, методы и средства обучения, которые стимулируют формирование познавательного интереса. Но в современных школах могут быть применены лишь некоторые элементы индивидуализации. Например, учитель использует задания одинакового содержания, но с разным уровнем сложности для всех обучающихся.

Познавательные возможности и обучаемость зависят от восприятия, памяти, мышления и внимания. Все эти процессы индивидуальны и имеют связь между собой. Эмоционально-волевая характеристика личности и темперамент играют немаловажную роль в обучении.

Ученики с различными типами темперамента по-разному ведут себя на уроках. Они обладают разной степенью утомляемости, эмоциями и уровнем восприятия. Например, холерики в процессе обучения реагируют очень быстро, они очень вспыльчивые и не могут себя сдерживать. При изучении нового материала они с полной отдачей работают с информацией. Но часто у них возникает разраженное состояние, плохое настроение и упадок сил.

Сангвиники, напротив, очень уравновешенные. Они обладают быстрой реакцией, очень хорошо приспосабливаются к новым условиям. Легко находят контакт с новыми людьми.

Флегматики медленно реагируют, неразговорчивы и не любят изменения в своей жизни. Но в целом по характеру они очень спокойные.

Меланхолики обладают слабой нервной системой. Даже обычный пустяк может сильно огорчить их. Они не рассказывают никому о своих

переживаниях. Они не уверены в себе, часто у них могут возникнуть психические расстройства. Но, несмотря на это, они часто обладают выраженными художественными способностями и высоким интеллектом. Все эти факторы сильно влияют на общую обучаемость.

В процессе обучения ученики могут проявлять высокий интерес к изучению информации или апатию и быстро угасающий интерес в течение урока. Одни ученики - уверены в себе, имеют высокие способности к изучению, другие - застенчивы и замкнуты в себе, вследствие чего затрудняются при усвоении учебного материала. Учитель должен использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, подбирая для каждого свою мотивацию для стимуляции обучения.

Мотивация обучения истории является неотъемлемой частью процесса обучения истории. Имеются две разновидности мотивации: мотивы социальные и познавательные. Сущность социальных мотивов заключается в осознании ценности истории для развития общества. Познавательные мотивы имеют более широкую направленность. Особую роль в них играют интерес к процессу обучения.

Познавательные мотивы характерны повышенным интересом обучающего к содержанию обучения и педагогическому процессу в целом. Эти мотивы формируются в ходе обучения.

Механизм становления познавательной активности можно выразить формулой С.Л. Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое» [5, с. 11-12].

Отсюда следует, что познавательная активность - это совокупность воздействий через субъектный опыт каждого ученика («внешнее через внутреннее»).

Психологи утверждают, что положительная мотивация способствует формированию адекватной самооценки учеников, вследствие чего возникает уверенность в своих собственных возможностях и проявляется активная позиция в деятельности.

В психолого-педагогической литературе имеются различные трактовки определений познавательной активности. Так, Л.П. Аристова познавательную активность в учении интерпретирует при наличии следующих моментов: «избирательность подхода к объектам познания», «постановка перед собой после выбора объекта цели, задачи, которую нужно решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы» [1, с. 32-33].

А.Н. Леонтьев А.Н. считает, что активность человека, в том числе познавательная активность, побуждается предметом деятельности: «предмет деятельности есть ее действительный мотив» [2, с. 104-105].

Особую роль в жизни человека занимают познавательные потребности. Познавательные потребности способствуют увеличению интереса к познанию нового. Познавательная потребность проявляет себя в виде любознательности, любопытства и исследовательской деятельности.

Для концентрации внимания обучающихся чрезвычайно важно их отношение к изучаемому объекту и эмоциональная привязка к нему. Если подростки проявляют к объекту изучения интерес, то обучение будет проходить многократно легче и успешнее. В случае если материал неинтересен, то при его изучении обучающиеся с трудом концентрируются на объекте и при любом отвлекающем факторе отвлекаются от изучения.

На формирование познавательных возможностей влияет такой фактор внимания, как установки. Они основываются на готовности воспринимать предметы и явления действительности определенным образом. Примером влияния установок на познавательную деятельность может служить предвзятость или идеализация в отношении других людей.

В одном случае происходит акцент на непроизвольном фиксировании внимания на недостатках, а положительные качества остаются незамеченными. В другом случае чрезмерная фиксация внимания на достоинствах приводит к их переоценке и мешает рассмотреть недостатки.

На избирательность внимания влияют и другие важные факторы, например, профессиональные привычки, такие как исправление речевых ошибок собеседника, которые не всегда корректны [3, с. 9-10].

Н.А. Половникова считает: «Познавательная активность обучающегося это, прежде всего готовность к овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях. Она предполагает деятельное отношение к познавательным заданиям, настойчивый осмысленный поиск путей их выполнения» [4, с. 25-26].

Известно, что протекание познавательные процессов при изучении истории не отличается от такового при изучении иных дисциплин. Своеобразие подобных процессов заключается в стимулировании воображения обучающихся, поскольку именно изучение истории предоставляет наибольшую возможность для развития этого качества.

Неотъемлемой частью обучения истории является осознание ее социальной значимости. Этот фактор проявляется только в старшем школьном возрасте по мере продвижения образовательного процесса.

По мнению М.Н. Скаткина, активность личности в учебном процессе может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной). Существенное влияние на внешнюю активность оказывает преподаватель.

В процессе внешней активности обучающиеся более сосредоточены. Но активизация познавательной деятельности более связана с активностью мышления. Внутренней активности свойственны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развитие интереса к изучаемой теме [6, с. 42-43].

Эффективное развитие познавательной активности у обучающихся происходит при совместной деятельности с преподавателем в ходе учебного процесса. Эта деятельность направлена на развитие мотивов активного познания, внедрение в ходе занятия диалога и дискуссии и индивидуализацию работы, в процессе которой развивается познавательная активность.

Активные методы, используемые при обучении, способствуют усилению процесса понимания, усвоения и практического применения знаний при

решении учебных задач. На уроках с применением активных методов обучающиеся проявляют повышенную активность и заинтересованность. В результате чего развивается стремление к получению знаний и мотивация к дальнейшему обучению.

Таким образом, познавательные возможности зависят от сложности изучаемого материала и индивидуальных особенностей обучающихся. Можно условно выделить три группы учеников: обладающие логической мыслительной деятельностью; умеющие рассуждать; любители формализации. Для этих групп сложность при усвоении материала будет различной.

Как показывает практика, учебная работа на наиболее трудном уровне познавательной деятельности способствует оптимальному решению задач исторического развития.

Список литературы:

1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.

139 с.

2. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. № 9. М.: Российская академия наук. С. 103-105.

3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 141 с.

4. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Татарское книжное издательство, 1968. 202 с.

5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. 147 с.

6. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. 144 с.

UDC 37.013.3

COGNITIVE CAPABILITIES OF STUDENTS WHEN STUDYING HISTORY

Aleksandr S. Melekhov

Candidate of Historical Sciences, Associate Professor

Aleksandrmelehovv@yandex.ru Daria A. Sutormina master's student dashanya1996@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article analyzes the factors influencing the organization of cognitive activity of students.

Key words: cognitive capabilities, learning ability, learning motivation, cognitive activity, cognitive needs, external and internal activity.

Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.

The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.