УДК 37.013.3
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ
Александр Сергеевич Мелехов
кандидат исторических наук, доцент [email protected] Дарья Анатольевна Сутормина
магистрант [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет
г. Мичуринск, Россия
Аннотация. В статье исследуются факторы, влияющие на организацию познавательной деятельности обучающихся.
Ключевые слова: познавательные возможности, обучаемость, мотивация обучения, познавательная активность, познавательные потребности, внешняя и внутренняя активность.
В настоящее время учителя современных школ при изучении нового материала учитывают индивидуальные познавательные возможности обучающихся. В процессе индивидуализации ученики способны выполнять учебные задачи в соответствии со своими особенностями и имеющимися учебными возможностями.
С учетом этих особенностей и учебных возможностей учителя выбирают формы, методы и средства обучения, которые стимулируют формирование познавательного интереса. Но в современных школах могут быть применены лишь некоторые элементы индивидуализации. Например, учитель использует задания одинакового содержания, но с разным уровнем сложности для всех обучающихся.
Познавательные возможности и обучаемость зависят от восприятия, памяти, мышления и внимания. Все эти процессы индивидуальны и имеют связь между собой. Эмоционально-волевая характеристика личности и темперамент играют немаловажную роль в обучении.
Ученики с различными типами темперамента по-разному ведут себя на уроках. Они обладают разной степенью утомляемости, эмоциями и уровнем восприятия. Например, холерики в процессе обучения реагируют очень быстро, они очень вспыльчивые и не могут себя сдерживать. При изучении нового материала они с полной отдачей работают с информацией. Но часто у них возникает разраженное состояние, плохое настроение и упадок сил.
Сангвиники, напротив, очень уравновешенные. Они обладают быстрой реакцией, очень хорошо приспосабливаются к новым условиям. Легко находят контакт с новыми людьми.
Флегматики медленно реагируют, неразговорчивы и не любят изменения в своей жизни. Но в целом по характеру они очень спокойные.
Меланхолики обладают слабой нервной системой. Даже обычный пустяк может сильно огорчить их. Они не рассказывают никому о своих
переживаниях. Они не уверены в себе, часто у них могут возникнуть психические расстройства. Но, несмотря на это, они часто обладают выраженными художественными способностями и высоким интеллектом. Все эти факторы сильно влияют на общую обучаемость.
В процессе обучения ученики могут проявлять высокий интерес к изучению информации или апатию и быстро угасающий интерес в течение урока. Одни ученики - уверены в себе, имеют высокие способности к изучению, другие - застенчивы и замкнуты в себе, вследствие чего затрудняются при усвоении учебного материала. Учитель должен использовать индивидуальный подход к каждому обучающемуся, подбирая для каждого свою мотивацию для стимуляции обучения.
Мотивация обучения истории является неотъемлемой частью процесса обучения истории. Имеются две разновидности мотивации: мотивы социальные и познавательные. Сущность социальных мотивов заключается в осознании ценности истории для развития общества. Познавательные мотивы имеют более широкую направленность. Особую роль в них играют интерес к процессу обучения.
Познавательные мотивы характерны повышенным интересом обучающего к содержанию обучения и педагогическому процессу в целом. Эти мотивы формируются в ходе обучения.
Механизм становления познавательной активности можно выразить формулой С.Л. Рубинштейна: «Внешние условия действуют через посредство внутренних, образуя с ними единое целое» [5, с. 11-12].
Отсюда следует, что познавательная активность - это совокупность воздействий через субъектный опыт каждого ученика («внешнее через внутреннее»).
Психологи утверждают, что положительная мотивация способствует формированию адекватной самооценки учеников, вследствие чего возникает уверенность в своих собственных возможностях и проявляется активная позиция в деятельности.
В психолого-педагогической литературе имеются различные трактовки определений познавательной активности. Так, Л.П. Аристова познавательную активность в учении интерпретирует при наличии следующих моментов: «избирательность подхода к объектам познания», «постановка перед собой после выбора объекта цели, задачи, которую нужно решить; преобразование объекта в последующей деятельности, направленной на решение проблемы» [1, с. 32-33].
А.Н. Леонтьев А.Н. считает, что активность человека, в том числе познавательная активность, побуждается предметом деятельности: «предмет деятельности есть ее действительный мотив» [2, с. 104-105].
Особую роль в жизни человека занимают познавательные потребности. Познавательные потребности способствуют увеличению интереса к познанию нового. Познавательная потребность проявляет себя в виде любознательности, любопытства и исследовательской деятельности.
Для концентрации внимания обучающихся чрезвычайно важно их отношение к изучаемому объекту и эмоциональная привязка к нему. Если подростки проявляют к объекту изучения интерес, то обучение будет проходить многократно легче и успешнее. В случае если материал неинтересен, то при его изучении обучающиеся с трудом концентрируются на объекте и при любом отвлекающем факторе отвлекаются от изучения.
На формирование познавательных возможностей влияет такой фактор внимания, как установки. Они основываются на готовности воспринимать предметы и явления действительности определенным образом. Примером влияния установок на познавательную деятельность может служить предвзятость или идеализация в отношении других людей.
В одном случае происходит акцент на непроизвольном фиксировании внимания на недостатках, а положительные качества остаются незамеченными. В другом случае чрезмерная фиксация внимания на достоинствах приводит к их переоценке и мешает рассмотреть недостатки.
На избирательность внимания влияют и другие важные факторы, например, профессиональные привычки, такие как исправление речевых ошибок собеседника, которые не всегда корректны [3, с. 9-10].
Н.А. Половникова считает: «Познавательная активность обучающегося это, прежде всего готовность к овладению знаниями при упорных систематических волевых усилиях. Она предполагает деятельное отношение к познавательным заданиям, настойчивый осмысленный поиск путей их выполнения» [4, с. 25-26].
Известно, что протекание познавательные процессов при изучении истории не отличается от такового при изучении иных дисциплин. Своеобразие подобных процессов заключается в стимулировании воображения обучающихся, поскольку именно изучение истории предоставляет наибольшую возможность для развития этого качества.
Неотъемлемой частью обучения истории является осознание ее социальной значимости. Этот фактор проявляется только в старшем школьном возрасте по мере продвижения образовательного процесса.
По мнению М.Н. Скаткина, активность личности в учебном процессе может быть внешней (моторной) и внутренней (мыслительной). Существенное влияние на внешнюю активность оказывает преподаватель.
В процессе внешней активности обучающиеся более сосредоточены. Но активизация познавательной деятельности более связана с активностью мышления. Внутренней активности свойственны: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развитие интереса к изучаемой теме [6, с. 42-43].
Эффективное развитие познавательной активности у обучающихся происходит при совместной деятельности с преподавателем в ходе учебного процесса. Эта деятельность направлена на развитие мотивов активного познания, внедрение в ходе занятия диалога и дискуссии и индивидуализацию работы, в процессе которой развивается познавательная активность.
Активные методы, используемые при обучении, способствуют усилению процесса понимания, усвоения и практического применения знаний при
решении учебных задач. На уроках с применением активных методов обучающиеся проявляют повышенную активность и заинтересованность. В результате чего развивается стремление к получению знаний и мотивация к дальнейшему обучению.
Таким образом, познавательные возможности зависят от сложности изучаемого материала и индивидуальных особенностей обучающихся. Можно условно выделить три группы учеников: обладающие логической мыслительной деятельностью; умеющие рассуждать; любители формализации. Для этих групп сложность при усвоении материала будет различной.
Как показывает практика, учебная работа на наиболее трудном уровне познавательной деятельности способствует оптимальному решению задач исторического развития.
Список литературы:
1. Аристова Л.П. Активность учения школьника. М.: Просвещение, 1968.
139 с.
2. Леонтьев А.Н. Проблема деятельности в психологии // Вопросы философии. 1972. № 9. М.: Российская академия наук. С. 103-105.
3. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В. Д. Шадрикова. М.: Просвещение, 1990. 141 с.
4. Половникова Н.А. О теоретических основах воспитания познавательной самостоятельности школьника в обучении. Казань: Татарское книжное издательство, 1968. 202 с.
5. Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Издательство Академии наук СССР, 1958. 147 с.
6. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей: Книга для учителей и воспитателей. М.: Просвещение, 1980. 144 с.
UDC 37.013.3
COGNITIVE CAPABILITIES OF STUDENTS WHEN STUDYING HISTORY
Aleksandr S. Melekhov
Candidate of Historical Sciences, Associate Professor
[email protected] Daria A. Sutormina master's student [email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia
Annotation. The article analyzes the factors influencing the organization of cognitive activity of students.
Key words: cognitive capabilities, learning ability, learning motivation, cognitive activity, cognitive needs, external and internal activity.
Статья поступила в редакцию 29.04.2022; одобрена после рецензирования 30.05.2022; принята к публикации 13.06.2022.
The article was submitted 29.04.2022; approved after reviewing 30.05.2022; accepted for publication 13.06.2022.