ным темпам обновления основного капитала, концентрации НИОКР, определяют динамику индустриального развития экономики в целом и движения, распределения и перераспределения рабочей силы. Инновационное развертывание производства в системе современных корпораций организуют труд системой мелких и средних предприятий, иначе говоря происходит «системная» интеграция.
Именно «системная» интеграция в определенной степени представляет собой новую форму объединения «собственность - власть - структура», так как основой системной интеграции выступает процесс взаимодействия экономических и политических процессов на национально-государственном уровне.
Примечания
1 См.: Хрусталёва О. Н. Системная интеграция : понятия, последствия // Российское общество : циви-
лизационные горизонты трансформации. Саратов, 2009. С. 205.
2 См.: Любимцева С. Инновационная трансформация экономической системы // Экономист. 2008. № 3. С. 30-33.
3 См.: Цыгичко А. Корпоративная организация производства и государственная собственность // Экономист. 1993. № 7. С.15.
4 См.: Никитин С. М., Трофимова И. Н. Проблемы концентрации и специализации // США : экономика, политика, идеология. 1982. № 2. С. 52.
5 См.: Кублин И. М., Андреев К. Л. Экономические проблемы диверсификации в условиях конкуренции // Российское общество : цивилизационные горизонты трансформации. Саратов, 2009. С. 285.
6 См.: Аникеев С. В. Теория партнерских отношений государства и бизнеса. Саратов, 2003. С. 43.
7 См.: Паппэ Я. Российский крупный бизнес как экономический феномен // Проблемы прогнозирования. 2002. № 2. С. 86.
УДК 365
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ
ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ
А. Н. Айриева
Саратовский государственный университет Е-mail: [email protected]
Статья посвящена исследованию проблем формирования финансовой политики в условиях мирового кризиса, а также особенностей ее реализации в Российской Федерации как важнейшего фактора стабилизации экономики.
Ключевые слова: финансы, финансовая политика, денежнокредитное регулирование, бюджетная политика, налоговая политика, финансовый механизм, инвестиции, инновации.
Problems of Formation and Realization of Financial Policy in Russia
A. N. Ayrieva
The article is devoted to research of problems of formation of financial policy in the conditions of world crisis, and also features of its realization in the Russian Federation as most important factor of stabilization of economy.
Key words: finance, financial policy, monetary and credit regulation, budgetary policy, tax policy, financial mechanism, investment, innovation.
Финансовая политика представляет собой совокупность государственных мероприятий, направленных на мобилизацию финансовых ресурсов, их распределение и использование для выполнения государством его функций1.
Содержание финансовой политики многогранно. Она включает следующие важнейшие звенья:
- выработку научно обоснованных концепций развития финансов, которые формируются на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа состояния развития хозяйства, перспектив развития производительных сил и производственных отношений, потребностей населения;
- определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период; при этом исходят из путей достижения поставленных целей, предусмотренных экономической политикой, учитываются международные факторы, возможности роста финансовых ресурсов;
- осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.
При выработке финансовой политики следует учитывать специфику каждого этапа развития общества, особенности как внутренней, так и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности государства.
Немаловажным требованием, предъявляемым к финансовой политике, является соблюде-
© Айриева А. Н., 2012
ние комплексного подхода при ее выработке и проведении. Комплексный подход предусматривает согласование мероприятий, проводимых во всех звеньях финансовой системы, путем их ориентации на выполнение основной, ключевой задачи определенного этапа развития, а также обеспечение тесной взаимосвязи между составными частями экономической политики - финансовой, кредитной, политики в области ценообразования, заработной платы.
Ведущие экономисты выделяют три вида финансовой политики: политика экономического роста; политика стабилизации; политика ограничения деловой активности.
Под первой, то есть политикой экономического роста, понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических объемов валового национального продукта и повышение уровня занятости. Данная стимулирующая финансовая политика включает в себя рост государственных расходов и снижение налогового бремени.
Если же правительство использует меры фискальной политики и политики государственных расходов, пытаясь удержать объем выпуска продукции на его типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно полагать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
В свою очередь, политика ограничения деловой активности направлена на уменьшение реального объема ВНП по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежать кризис перепроизводства и инфляции, возникающей вместе с избыточным спросом. Сдерживающая политика подразумевает уменьшение правительственных расходов и увеличение налогов.
Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо бюджета, если перед экономикой стоит задача контроля над инфляцией.
Известно, что существуют два типа финансовой политики: а) дискреционная политика, или политика, проводимая непосредственно правительством; б) недискреционная финансовая политика, то есть встроенные стабилизаторы.
Под недискреционной финансовой политикой понимают ряд способностей налоговой
системы к самостоятельной стабилизации, то есть позволяющих регулировать экономическую деятельность в стране без непосредственного вмешательства каких-либо управляющих органов. Однако регулирование экономики нельзя осуществлять исключительно при помощи встроенных стабилизаторов, поэтому проведение дискреционной политики представляется необходимым.
Под дискреционной политикой понимается сознательное манипулирование налогами и правительственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.
Государство определяет финансовую политику и осуществляет законодательное регулирование финансовых процессов в социально-экономической жизни общества.
Выявление взаимосвязей всех направлений государственного регулирования имеет большое значение для функционирования финансовой системы. Регулирующая роль государства не ограничивается сферой государственной собственности. Подтверждением этому служит мировая практика, где высококонкурентная среда со значительными элементами планового начала в лице государства соседствует с частным предпринимательством. Воздействие государства на экономику осуществляется через систему законодательных актов, государственных и муниципальных законодательных, представительных и исполнительных органов власти.
В основу государственного регулирования заложена определенная финансовая концепция. Различают две наиболее противоположные по формам реализации мировые концепции государственного финансового регулирования: монетаризм и кейнсианство.
Высокоразвитые страны мира при формировании финансовой концепции экономического роста применяют элементы как монетаристской, так и кейнсианской систем, что приводит к появлению промежуточных теорий с множеством оттенков, основу которых составляют национальные государственные особенности и степень развитости экономик. Экономическая эффективность и социальная справедливость находятся в состоянии динамического равновесия, которое определяет темпы роста производства и жизненного уровня населения.
Финансовая политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, обеспечение необходимой величины ресурсов и выработка для этого наиболее рациональных путей их достижения, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач.
Главная цель финансовой политики государства должна быть единой для всех уровней власти (федерального, регионального и местного), для всех субъектов. В качестве такой цели могут вы-
ступать только общие интересы всего населения
- повышение благосостояния каждого человека.
Россия многие годы находилась в условиях острого системного кризиса. Продолжающийся спад промышленного производства, резкое сокращение платежеспособного спроса предприятий и населения, сужение денежной массы привели к массовому обнищанию широких слоев населения.
В результате, по мнению большинства анали-тиков-экономистов к основным задачам финансовой политики России в период современных преобразований можно отнести: обеспечение условий для формирования максимально возможных финансовых ресурсов; установление рационального, с точки зрения государства, распределения и использования финансовых ресурсов; организацию регулирования и стимулирования экономических и социальных процессов финансовыми методами; выработку инструментов финансового механизма и его развитие в соответствии с изменяющимися целями и задачами стратегии; создание эффективной и максимально деловой системы оперативного управления финансами.
Для успешной реализации финансовой политики используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность видов, форм и методов организации финансовых отношений, применяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.
Финансовый механизм - наиболее динамичная часть в финансовой политике. Изменения в финансовом механизме происходят в связи с решением различных тактических задач, поэтому он чутко реагирует на все изменения в текущем социально-экономическом состоянии общества.
Формируя финансовый механизм, государство стремится обеспечить его наиболее полное соответствие требованиям финансовой политики того или иного периода, что является залогом полноты реализации ее целей и задач. При этом сохраняется постоянное стремление к наиболее полной увязке финансового механизма и его отдельных элементов с личными и коллективными интересами, что является залогом эффективности финан сового механизма.
Результативность финансовой политики определяется степенью достижения поставленных целей и задач. Сама по себе финансовая политика не может быть плохой или хорошей. Важно, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и способствует достижению поставленных целей, решению конкретных задач.
Для оценки финансовой политики данного правительства и для рекомендаций по ее корректировке, в первую очередь, необходимо иметь программу общественного развития с выделением интересов всего общества или отдельных его групп, характеристики перспективных и более близких задач с определением сроков и методов
их решения. Только при таком условии можно разработать и успешно проводить финансовую политику и дать ее объективную оценку.
Финансовая политика в большинстве случаев дает вполне конкретный результат в течение короткого периода. В бюджетной сфере это выражается, прежде всего, в суммах полученных доходов, в изменениях приоритетов, объемов и направлений финансирования хозяйственных комплексов и секторов экономики. В кредитно-денежной сфере это может быть рост или снижение остатков средств на расчетных счетах, изменение остатков ссудной задолженности по краткосрочным и долгосрочным банковским кредитам, изменение массы денег, обслуживающих кругооборот потребительских товаров, и т. п.
Определение эффективности проводимой финансовой политики - крупная научная и практическая проблема. Объективных финансовых критериев, полно и точно отражающих эффективность финансовой политики, не выработано. Финансовые мероприятия сами по себе произ-водны от состояния экономики, производства и товарного обращения. Следовательно, эффективность финансовой политики состоит, прежде всего, в том, насколько безболезненно для хозяйства мобилизованы доходы и насколько результативно они потрачены.
Анализ основных тенденций финансовой политики в XX в., нерешенных проблем и не оправдавших себя финансовых инструментов позволяет выделить следующие стратегические линии финансовой политики России в XXI в.:
1. Обеспечение единства целей и инструментов финансовой политики и целей развития экономики, совершенствование политической системы, материального благосостояния граждан, их духовного уровня. Без обеспечения экономического роста невозможно решение ни одной сколько-нибудь важной задачи финансовой политики.
2. Повышение эффективности финансового регулирования будет не только иметь внешнюю направленность на другие сферы экономики (рынок труда, внешняя торговля и т. д.), но и способствовать внутренней дисциплине, упорядоченности финансовых инструментов, их тесному взаимодействию с денежно-кредитными инструментами. Без улучшения финансового регулирования в XXI в. участятся финансовые кризисы, что нарушит функционирование и товарных рынков, ударит по стабильности демократической системы.
3. Успешная реализация названных выше стратегических линий будет происходить в условиях встраивания финансовой системы России в международную финансовую систему. Чтобы не потерять свою роль в формировании экономической политики, найти способы учета в этом процессе национальных интересов России, необходимо обучение новым финансовым технологиям, овладение современными знаниями в
сфере государственных финансов, корпоративных финансов, финансового менеджмента поставить на тот же уровень, что и систему обучения в естественных науках, инженерном деле.
Базовой, несущей конструкцией стратегии финансовой политики должны стать укрепление рубля, повышение доверия к финансовым, банковским и кредитным институтам. Нужно постепенно отходить от практики деления денежного оборота на автономные, развивающиеся по своим правилам части: рублевый, долларовый и стоящий особняком, никак не регулируемый финансовыми и денежно-кредитными инструментами теневой компонент денежного оборота. При слабом неустойчивом рубле, все время зависимом от того количества долларов, которое будет поступать от ММВБ, решить задачу восстановления единого управления денежным оборотом невозможно.
4. Для товарно-ресурсного обеспечения рубля предстоит одновременно решить следующие задачи: умеренно увеличить производство топливно-энергетических ресурсов, дающих высокую финансовую отдачу, хотя и требующих больших единовременных затрат; создать мобильные и ликвидные резервы нефти, газа, энергетических мощностей, ценных металлов; существенно повысить (в 2-3 раза) долю пищевой и легкой промышленности, которые отличаются высокой оборачиваемостью капитала; развивать авиационную и автомобильную промышленности на основе новых технологий с привлечением прямых иностранных инвестиций и созданием благоприятных условий для перемещения транснациональных компаний в Россию.
5. Если товарное обеспечение рубля находится в более или менее удовлетворительном состоянии, около половины составляет импорт, то ресурсное обеспечение его гораздо лучше, чем у многих стран даже с сильной валютой. Россия располагает доказанными (прибыльными) запасами полезных ископаемых на 42 трлн долл. и разведанными запасами еще более чем на 140 трлн долл.2
6. Важно создать надежные финансовые инструменты, позволяющие превратить полезные ископаемые в ликвидные ресурсы, учитываемые при определении денежной массы, объемов кредита в залоговых операциях. Это потребует создания надежных финансовых технологий, обеспечивающих национальную безопасность страны.
Обеспеченность рубля этим не исчерпывается. Необходимо создать фонд экономических активов, включая и другие ресурсы (земля, незавершенное строительство и т. д.). Для этого следует провести классификацию экономических активов и инвентаризацию всего российского имущества, включая заграничное, определить их ценность, ликвидность, разработать схему баланса этих активов и провести международный аудит.
7. Нужна система мер, направленных на стимулирование спроса на рубль. Учитывая, что
курс рубля формируется на ММВБ, необходимо именно на этом пространстве целенаправленно формировать его спрос. В качестве одного из вариантов целесообразно ввести продажу отечественных товаров (нефти, газа и т. д.) - потенциальных носителей валюты - за рубли. В этом случае те зарубежные покупатели, которым необходимы такие товары, будут накапливать рубли, а после покупки конвертировать их в доллары и другую твердую валюту.
8. Потенциал рубля ослаблен из-за крупного оттока капитала, нелицензированного его вывоза, утаивания части валютной выручки от экспорта продукции на счетах в офшорных банках, перевода авансовых платежей за поставку импортной продукции без получения соответствующего товара. Лишь частично бегство капитала можно объяснить мотивационными причинами. Предотвращение бегства капитала, его репатриация будут способствовать укреплению рубля.
9. Необходимо осуществить ряд мер по укреплению доверия вкладчиков к банкам, выстраивать долгосрочную политику сбережений и инвестиций, повысить депозитную ставку, развивать систему страхования вкладов, разрешить иностранным банкам привлекать вклады населения при условии возможного их использования в России на инвестиционные цели с короткими сроками возврата кредита.
10. Требуется разработка национальной программы расширения экспорта продукции с соответствующими бюджетными, налоговыми и кредитными инструментами поддержки экспорта, а также путей активизации дипломатии с четкими государственными приоритетами.
11. Задача обеспечения сбалансированности бюджета остается стратегической задачей финансовой политики на ближайшие 10-15 лет. Однако методы ее достижения претерпят серьезные изменения. Главное - добиться высокого качества разработки бюджета, чтобы бюджетно-налоговые инструменты способствовали расширению структуры и увеличению объема товаров и услуг, реализация которых даст наибольшие доходы.
12. В бюджете создан организационный блок развития, включающий научно-инновационную и инвестиционную сферы. По мере реализации политики экономического роста в него необходимо включать инвестиционные проекты с более длительными сроками окупаемости. Высокое качество бюджета определяется не только устойчивостью доходов, высокой собираемостью налогов, но и отлаженностью системы его исполнения. И здесь важно отладить систему казначейства, усовершенствовать вертикальную систему финансового контроля, особенно крупных сделок, обеспечить единую систему бухгалтерского учета расходов бюджета.
13. Одним из вопросов финансовой стратегии является вопрос о соотношении бюджетов разных уровней. Необходимо отладить систему в рамках
Бюджетного кодекса РФ, концепции межбюджет-ных отношений, соблюдения золотого правила бюджетной политики - 50:50, постепенно увеличивать долю финансовых ресурсов региональных бюджетов.
14. Важнейшей частью финансовой политики является налоговая политика. Нужно продолжить кодификацию налогов, сделать налоговую политику реалистичной, учитывающей финансовое положение предприятий, необходимость их оздоровления, и в то же время соблюдать императивный характер финансовых отношений, обязательность налоговых платежей. Для воздействия налогов на экономический рост необходимо сочетать единство налоговых ставок с возможным дифференцированным режимом их использования путем предоставления скидок компаниям, которые расширяют рынок сбыта своей продукции, снижают цены или вкладывают свои доходы в инвестиции. Нужно упростить систему налогообложения малого бизнеса, сделать ее инструментом его развития.
15. В число стратегических задач финансовой и денежно-кредитной политики входит задача увеличения коэффициента монетизации экономики. В ближайшие пять лет необходимо довести денежную массу (М2) до 30% к ВВП и к 2015 г. до 50%. Сохранение высокого удельного веса в структуре М2 наличных денег, недостаточность связывания денежных средств в безналичных расчетах, тезаврация рублей, долларов и другой иностранной валюты сужают экономическую основу роста денежной массы, увеличивают дисбаланс между спросом и предложением денег3.
16. Одной из самых сложных в предстоящие годы будет задача налаживания работы фондового рынка. Этот рынок, сформировавшийся в условиях высокой инфляции, бюджетного дефицита, непрерывного наращивания внутреннего долга, «привык» работать при высоких уровнях дивидендов. Фондовый рынок не преодолел полностью синдрома дефолта. Выход из создавшегося положения видится в нескольких направлениях.
Во-первых, нужно выпустить краткосрочный финансовый инструмент с умеренным доходом, не рассчитанный на изворотливых финансовых спекулянтов, а ориентированный на среднестатистического жителя нашей страны, который согласен меньше рисковать, сохранить свои сбережения с возвратом их в срок и с умеренными дивидендами, которые будут выше средней ставки дивиденда Сбербанка (на 0,5-1 пункт) и не будут подкреплены гарантиями государства4.
Во-вторых, необходимо выпустить финансовые инструменты со сроками обращения 1, 2, 3, 5 лет, постепенно увеличивая долю пятилетних обязательств, обеспеченных экономическими активами и обладающих достаточной ликвидностью. Они должны обмениваться на золото, конвертируемую валюту, возможно, и на недвижимость (жилье, земля и т. д.). Важно проявить умеренность в объеме их выпуска5.
В-третьих, следует ввести на период 35 лет государственное регулирование процентных ставок - депозитных и кредитных, устранить 2-3-кратное превышение вторых над первыми. Не следует депозитные ставки жестко ориентировать на превышение нормы инфляции. Большая часть населения стремится сохранить свои сбережения и не хочет рисковать, рассчитывая на высокие дивиденды6.
В-четвертых, для перетока средств в инвестиции целесообразно в деятельности фондовых и валютных бирж существенно усилить инвестиционную направленность, в том числе в сфере высоких технологий наладить листинг акций предприятий и вкладывать средства в инвестиционные проекты.
17. Для усиления инвестиционной и инновационно направленной финансовой политики необходимы серьезные перемены в деятельности банковской системы.
Могут быть использованы разные схемы: создание группы инвестиционных банков (банк развития и т. д.), в ряде универсальных банков
- отделение инвестиционной деятельности от сугубо коммерческой. При этом нужно учитывать тенденции развития мировой финансовой системы.
В условиях экономического подъема и стабилизации всей финансово-банковской системы часть инвестиционных функций будут выполнять страховые компании (могли бы страховать политические риски), пенсионные фонды и другие финансовые институты.
18. Реализация важнейшей стратегической линии финансовой политики в XXI в. предполагает активное использование в финансовом регулировании международных стандартов, в том числе и таких новых, как кодексы финансовой и денежно-кредитной политики, критерии надежности финансового сектора, стандарт управления корпоративными финансами, бухгалтерским учетом, процедурами проведения банкротств7.
Таким образом, для стабилизации экономики и решения финансовой проблемы необходимо: обеспечить сбалансированность бюджетов и их утверждение на базе реального прогноза макроэкономических показателей; реализовать комплекс мер по расширению налогооблагаемой базы; установить верхние границы доходности по государственным заимствованиям, расширить операции Банка России на открытом рынке; стабилизировать валютный курс рубля через усиление контроля со стороны Банка России за валютными счетами и операциями коммерческих банков, создание предпосылок для конвертации наличной иностранной валюты физическими лицами в рублевые активы; сформировать систему доверительного управления государственной собственностью в России и за рубежом; реформировать систему казначейского исполнения бюджета, обеспечив ее прозрачность, повысив статус,
расширив сферу применения; ориентировать денежно-кредитную политику на регулирование процентных ставок.
Важно проводить согласованную финансовую, денежно-кредитную и социально-экономическую политику, направленную на интересы широких слоев населения, создающих национальное богатство и обладающих огромным интеллектуальным потенциалом. Успех финансовой политики находится в плоскости макроэкономического роста на основе развития реального сектора экономики, приводящего к расширению налогооблагаемой базы, и укрепления геополитических и стратегических позиций России.
Примечания
1 См.: Ковалева Т. М., Дьяконова М. Л., Кузьменко Т. Н. Финансы и кредит : учебник / под ред. Т. М. Ковалевой. 5-е изд., доп. М., 2008. С. 112.
2 См.: Финансовая политика России : учеб. пособие / под ред. Р. А. Набиева [и др.]. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2008. С. 32.
3 Там же. С. 34.
4 Там же. С. 36.
5 Там же. С. 37-38.
6 Там же. С. 39.
7 См.: ГрязноваА. Г. Финансы : учебник. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2010. С. 143.
УДК 336.7
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ
РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЫ
И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ
А. М. Багдасарян
Государственный аграрный университет Армении, г. Ереван E-mail: [email protected]
В статье исследуются основные показатели рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой, проведен сравнительный анализ его показателей в странах с переходной экономикой и странах с развитым рынком, выявлены основные проблемы и предложены пути развития рынка ценных бумаг.
Ключевые слова: рынок ценных бумаг, фондовые биржи, переходная экономика.
Problems of Development and Regulation of the Securities Market in the Countries of Eastern Europe and Central Asia
A. M. Baghdasaryan
The article studies the main indicators of the securities market in the countries with transition economy, comparative analysis of the securities market performance in the countries with transition economy and developed markets is made, identifying key issues and suggesting ways for the securities market development.
Key words: securities market, stock exchanges, transition economics.
Рынок ценных бумаг является одной из важнейших составляющих частей финансового рынка. Развитие и повышение конкурентоспособности экономики в странах с переходной экономикой во многом зависит от уровня развития рынка ценных бумаг. Однако в большинстве этих стран он находится либо на стадии формирования, либо на начальных стадиях развития.
Для разработки путей развития рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой необходимо исследовать его основные показатели, чтобы
затем подвергнуть их сравнительному анализу с показателями в странах с развитым рынком, а также с мировыми, выявить основные проблемы развития рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой. Вышеперечисленные проблемы в той или иной мере исследованы в трудах ученых и исследователей, работающих на территории бывшего СССР, а также в трудах иностранных исследователей. В частности, проблемы методологического характера тщательно обсуждены в трудах Я. М. Миркина1 а закономерности и тенденции развития мировых фондовых рынков - в трудах Б. Б. Рубцова2. Однако развитие рынка ценных бумаг требует его постоянного исследования.
Цель нашего исследования - анализ основных показателей, сравнительный анализ и выявление основных проблем развития рынка ценных бумаг в странах с переходной экономикой. Основное внимание уделено анализу показателей рынка инвестиционных ценных бумаг, в частности структуре рынка, а также исследованию основных биржевых показателей.
Показатели объема рынка инвестиционных ценных бумаг и валового внутреннего продукта в странах с развитыми и формирующимися рынками показаны в табл. 1.
Как видно из табл. 1, в период с 2006-2008 гг. объем мирового валового продукта показывал тенденцию роста. Однако в свете мирового финансово-экономического кризиса в период с 2008 - 2009 гг., он существенно снизился, начав
© Багдасарян А. М., 2012