Научная статья на тему 'Мировой экономический кризис и его влияние на развитие финансовой системы России'

Мировой экономический кризис и его влияние на развитие финансовой системы России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
281
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФОНДОВЫЙ РЫНОК / МИРОВОЙ ФИНАНСОВЫЙ ЦЕНТР / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / ФИНАНСОВЫЙ КРИЗИС / FINANCIAL MARKET / SECURITIES / MONETARY POLICY / BUDGET POLICY / FINANCIAL CRISES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астапов Кирилл Леонидович

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., заставляет правительства всех стран усиливать государственное регулирование экономики. Россия также не смогла остаться островком стабильности, и иностранные инвесторы стали выводить свои средства из рублевых активов. Падение цен на нефть спровоцировало обвал на фондовом рынке России, который оказался более глубоким, чем на фондовых рынках развитых стран. В статье рассмотрены действия, предпринимаемые финансовыми властями России для смягчения негативного воздействия мирового кризиса на российскую экономику. Анализируются повышение ставки рефинансирования, поддержание ликвидности финансовой сферы, увеличение суммы возмещения по вкладам в банках для повышения доверия к банковской системе. Проводится краткое сопоставление с мерами, проводимыми развитыми странами. Делается вывод, что принимаемые финансовыми властями меры текущего характера достаточно оперативны и обоснованны. В то же время кризис требует изменения ряда стратегических документов, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. В частности, следует проанализировать целесообразность формирования мирового финансового центра в России и придания рублю статуса резервной валюты. Создание финансового центра возможно только в условиях устойчивой экономики и привлекательного инвестиционного климата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

World Economic Crisis and its Influence on Development of a Russian Financial System

Due to financial crises, most developed countries have to enlarge regulation of financial markets. Russia can not remain in the side of the crises and foreign investors began to withdraw investment from Russian economy. Fall of oil price in world markets lead to collapse of Russian stock exchange which was more substantial than in the developed countries. In Russia government take consistent steps to support economy in order to soften consequences of financial crises including increase of refinancing rate, supporting liquidity of banking system, increasing compensation of banking deposits to support confidence to banks. Comparison anticrises instruments in developed countries and Russia was performed. The main anticrises arrangements of monetary and financial authorities in Russia are efficient. Thought further development of financial market regulation as well as Strategic plan of development of Russian economy till 2020 are necessary. The main problem for Russian financial system still remain weak economy. Creating international financial center in Moscow require substantial efforts and would be effective only if international investors are interested in investing money in Russian economy.

Текст научной работы на тему «Мировой экономический кризис и его влияние на развитие финансовой системы России»

ВЕСТН. МОСК. УН-ТА. СЕР. 6. ЭКОНОМИКА. 2011. № 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

К.Л. Астапов1,

докт. экон. наук, член-корреспондент РАЕН

МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС И ЕГО ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ

Мировой финансовый кризис, начавшийся в 2008 г., заставляет правительства всех стран усиливать государственное регулирование экономики. Россия также не смогла остаться островком стабильности, и иностранные инвесторы стали выводить свои средства из рублевых активов. Падение цен на нефть спровоцировало обвал на фондовом рынке России, который оказался более глубоким, чем на фондовых рынках развитых стран.

В статье рассмотрены действия, предпринимаемые финансовыми властями России для смягчения негативного воздействия мирового кризиса на российскую экономику. Анализируются повышение ставки рефинансирования, поддержание ликвидности финансовой сферы, увеличение суммы возмещения по вкладам в банках для повышения доверия к банковской системе. Проводится краткое сопоставление с мерами, проводимыми развитыми странами.

Делается вывод, что принимаемые финансовыми властями меры текущего характера достаточно оперативны и обоснованны. В то же время кризис требует изменения ряда стратегических документов, таких как Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. В частности, следует проанализировать целесообразность формирования мирового финансового центра в России и придания рублю статуса резервной валюты. Создание финансового центра возможно только в условиях устойчивой экономики и привлекательного инвестиционного климата.

Ключевые слова: фондовый рынок, мировой финансовый центр, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика, финансовый кризис.

Due to financial crises, most developed countries have to enlarge regulation of financial markets. Russia can not remain in the side of the crises and foreign investors began to withdraw investment from Russian economy. Fall of oil price in world markets lead to collapse of Russian stock exchange which was more substantial than in the developed countries.

In Russia government take consistent steps to support economy in order to soften consequences of financial crises including increase of refinancing rate, supporting liquidity of banking system, increasing compensation of banking deposits to support confidence to banks. Comparison anticrises instruments in developed countries and Russia was performed.

1 Астапов Кирилл Леонидович, тел.: +7 (495) 735-84-86; e-mail: ast_k@mail.ru

The main anticrises arrangements of monetary and financial authorities in Russia are efficient. Thought further development of financial market regulation as well as Strategic plan of development of Russian economy till 2020 are necessary. The main problem for Russian financial system still remain weak economy. Creating international financial center in Moscow require substantial efforts and would be effective only if international investors are interested in investing money in Russian economy.

Key words: financial market, securities, monetary policy, budget policy, financial crises.

В конце 2008 г. были приняты стратегические документы, в которых рассматриваются перспективы финансового сектора — Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р) и Стратегия развития финансового рынка Российской Федерации на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 29.12.2008 № 2043-р). Указанные Концепция и Стратегия, как и денежно-кредитная политика на 2009 г. и ряд других программных документов, разрабатывались в условиях благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры. Мировой финансовый кризис потребовал внесения принципиальных изменений в эти документы, но, несмотря на активные меры по борьбе с кризисом и применение различных антикризисных инструментов государственного регулирования, оперативное внесение изменений в законодательство, федеральный бюджет на 2009 г., пока соответствующие поправки в указанные программные документы не проведены.

Основные цели Концепции, которая направлена на развитие финансового сектора, — превращение России в один из мировых финансовых центров, обеспечение лидирующих позиций на финансовых рынках евразийского пространства, превращение российского рубля в ведущую региональную резервную валюту. В Стратегии эти цели конкретизируются, ставится задача качественного повышения конкурентоспособности российского финансового рынка и формирования на его основе самостоятельного финансового центра.

Приоритетами денежно-кредитной политики являются борьба с инфляцией, повышение монетизации, переход к формированию денежного предложения на основе рефинансирования банков. Такие приоритеты, по сути, не меняются и в кризисные времена, поскольку денежно-кредитная политика — это не столько стерилизация денежной массы, предложение которой формируется за счет конвертации экспортной выручки в рубли, сколько различные инструменты наращивания ликвидности в первую очередь через банков-

скую систему. В современных российских условиях финансовая система не выполняет своей основной задачи: крайне ограниченно поступление долгосрочных финансовых ресурсов в реальный сектор экономики, не обеспечивается инновационное развитие российской промышленности. Эти фундаментальные проблемы обусловлены не столько текущим финансовым кризисом2, сколько структурной несбалансированностью экономики, ее недостаточной конкурен-тоспобностью и крайне низким инновационным потенциалом.

Для российской экономики 2008 год стал переломным. Под воздействием мирового финансового кризиса изменился тренд развития экономики и резко ухудшились основные макроэкономические показатели: снизился темп роста ВВП (с 8,1% в 2007 г. до 5,6% в 2008 г., при этом падение ВВП происходило в IV квартале), упали цены на нефть (с 129 до 38 долл. за баррель на конец 2008 г., хотя к середине года баррель приблизился к 70 долл.), обесценивание курса рубля спровоцировало перевод накоплений в иностранные валюты, сократилась рублевая ликвидность, капитализация российского фондового рынка упала в 5 раз (индекс РТС упал с 2488 в мае 2008 г. до 499 в феврале 2009 г., а к середине 2009 г. повысился и превысил 1100).

Позитивная динамика I полугодия 2008 г. позволила сохранить высокий профицит бюджета на уровне 4,1% ВВП, что привело к росту остатков Резервного фонда до 4007 млрд руб., а Фонда национального благосостояния — до 2184 млрд руб. Тем не менее с ноября 2008 г. фактически расходы федерального бюджета стали превосходить доходы, т.е. наблюдался дефицит. Дефицит сохранился в 2009 г. и превысил 7% ВВП. В 2010 г., несмотря на некоторое снижение уровня дефицита, бюджет сохранил дефицитный характер.

Такой кризис заставил и политиков, и экономистов задуматься над источниками экономического роста в нашей стране. Стала очевидной эфемерность благосостояния, основанного на экспорте природных ресурсов и не подкрепленного реальным экономическим потенциалом. Конечно, кризис затронул все страны мира, и даже мощные экономики стан США, Европы, Японии, Китая переживают непростые времена. Но глубина падения в России несопоставима с этими странами.

Мировой характер кризиса способствовал синхронизации денежно-кредитной политики, проводимой развитыми странами.

2 Причины мирового финансового кризиса, начавшегося с рынка ипотечных ценных бумаг США и постепенно перекинувшегося на фондовый рынок, а затем и на весь финансовый сектор, обусловлены завышенной стоимостью активов, в первую очередь нематериальных, существовавших в экономиках развитых стран. Субъекты финансового рынка и его инфраструктура (финансовые консультанты, брокеры, юристы, аудиторы и т.д.) заинтересованы в постоянном росте стоимости активов, что способствует раздуванию финансового пузыря.

В большинстве стран снижались ставки рефинансирования3, наращивалась ликвидность, расширялись гарантии по банковским вкладам населения, предоставлялась адресная помощь, происходила национализация отдельных банков. Важную роль в этом сыграл саммит «Группы двадцати» в апреле 2009 г. в Лондоне. Встреча глав государств и правительств была посвящена выходу из глобального финансового кризиса. На саммите были одобрены беспрецедентные согласованные фискальные меры на сумму 5 трлн долл. США, позволяющие сохранить миллионы рабочих мест и повысить объем производства на 4%. Центральные банки соответствующих стран взяли на себя обязательство проводить политику стимулирования экономического роста, в первую очередь — снижения процентных ставок и обеспечения стабильности цен.

Важные шаги были предприняты для укрепления финансового надзора и регулирования. В итоговом документе саммита отмечалось, что основными причинами кризиса явились крупные провалы в финансовом секторе, финансовом регулировании и надзоре. В связи с этим существенное значение приобретает сотрудничество между странами в создании международных стандартов финансовой системы, усиление регулирования и надзора, транспарентность, отказ от принятия чрезмерно рискованных решений, а также укрепление глобальных финансовых учреждений (МВФ), борьба с протекционизмом и развитие международной торговли4.

Нашли ли применение эти рекомендации в российской финансовой политике? В целом ответ на этот вопрос положительный, поскольку кризис заставил пересмотреть приоритеты в бюджетной и денежно-кредитной политике, внести необходимые изменения в законодательство. В Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010—2012 годах (далее — Послание) отмечается, что бюджетная политика должна быть ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период. Консервативная бюджетная политика предусматривает сдерживание государственных расходов, но не в ущерб стратегическим целям развития. В среднесрочной перспективе вводятся ограничения бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, чтобы ответственные министерства были заинтересованы в росте эффективности расходов, а не просто в их наращи-

3 Центральный банк США (ФРС) снизил ставку-ориентир по федеральным фондам с 4,25 до 0,25% годовых в 2008 г., Европейский центральный банк — с 4,25 до 2,5% годовых.

4 План действий по выходу из глобального финансового кризиса, принятый на саммите в Лондоне 2 апреля 2009 г., можно найти на сайте www.kremlin.ru

вании. Рамочное изложение Послания не раскрывает конкретные предложения, но указывает, что цель бюджетной политики — не только сократить расходы бюджета, но и создать действенный инструмент выхода из кризиса и поддержки производства и населения.

Таким образом, в целом оперативные действия Правительства РФ и Центрального банка соответствовали мировой практике, принятым решениям на встречах «Группы двадцати» и позволили смягчить воздействие кризиса, поддержать ликвидность банковской системы, предупредить банкротства банков. Исключением является поэтапное повышение ставки рефинансирования для предотвращения перевода рублевых сбережений в иностранные валюты (с 1 декабря 2008 г. по 23 апреля 2009 г. она составила 13%). Тем не менее как только ситуация начала стабилизироваться и риски долларизации экономики уменьшились, ставка рефинансирования в нашей стране стала понижаться и в настоящее время находится на уровне 7,75%. Эта ставка в определенной мере соответствует инфляционным ожиданиям, но ее уровень пока остается достаточно высоким и сдерживает кредитование реального сектора экономики. Однако такая высокая ставка все равно не обеспечивает реальную положительную доходность по банковским депозитам. В то же время для воспроизводства экономики важен не только размер ставки кредитования, но и доступ к средствам. При сжатии денежной массы в случае резкого снижения денежного предложения расчеты в экономике замораживаются, возрастают неплатежи, задействуются бартерные схемы, увеличивается объем векселей. Центральный банк России предпринял активные шаги по наращиванию ликвидности финансовых рынков. Однако денежная база продолжала сокращаться и на 1 мая 2009 г. составила 4484 млрд руб. К настоящему времени кризисные тенденции в монетарной сфере удалось переломить, и денежная масса на 1 января 2011 г. превысила 8190 млрд руб.

Надо отметить, что кризис начался в развитых странах и лишь несколько позднее перекинулся на остальные страны мира. Если в России в 2008 г. еще верили в то, что наша страна останется островком стабильности, то лидеры и эксперты финансового сектора Европы в это время уже обсуждали на конференции Eurofi в Ницце такие темы, как преодоление мирового финансового кризиса и нестабильности в банковской системе. По итогам конференции были разработаны следующие рекомендации, необходимые для выхода из финансового кризиса: поддержание ликвидности финансовой системы, повышение ее прозрачности, усиление ответственности аудиторов и рейтинговых агентств5. Такие меры,

5 EU Priorities and Proposals from the Financial Services Industry for the Ecofin Council: The 2008 Eurofi Conference. Nice. September. 2008. URL: www.Eurofi.net (дата обращения: 25.02.2010).

предпринятые Россией в конце 2008 г., как сокращение налоговой нагрузки, предоставление рассрочки по налоговым платежам, поддержание ликвидности банковского сектора, рефинансирование зарубежных займов через Внешэкономбанк и др., оказались конкретными и оперативными. Но такие фундаментальные вопросы для финансовой системы, как повышение прозрачности отчетности и управление банками, ответственность и профессионализм менеджмента, управление рисками и сбалансированность соотношения прибыли и риска, сокращение необоснованно завышенных размеров оплаты труда топ-менеджеров банков, остались нерешенными. Для их решения необходимо воспользоваться опытом европейцев.

Последствиями кризиса для финансовой системы нашей страны явилось снижение капитализации банковской системы, падение чистых активов действующих финансовых организаций, негосударственных пенсионных фондов, страховых организаций, паевых инвестиционных фондов. Происходило увеличение просроченной задолженности по кредитам, в том числе и из-за того, что финансовой дисциплине стало уделяться меньше внимания как со стороны государства и крупных госкомпаний, так и со стороны населения.

Индекс РТС упал в 5 раз, значительно превысив показатели рынков развитых стран: Dow Jones 30 Industrials (США) упал в 2 раза (за сопоставимый период времени), Japan Nikkei 225 (Япония) — в 2 раза, PX50 (Чехия) — в 2,7 раза, UK FTSE 100 (Великобритания) — на 45%, China Shanghai Comp (Китай) — на 42%, Philippines PSE Comp — на 38%6.

В 2008 г. снизилась активность рынка государственных облигаций федерального займа (ОФЗ): было проведено всего четыре размещения ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и одно размещение ОФЗ с амортизацией долга (ОФЗ-АД), а с сентября до конца 2008 г. размещение ОФЗ вообще не проводилось. Количество эмиссий корпоративных облигаций в 2008 г. по сравнению с предыдущим годом сократилось на 22% (до 146). С мая резко возросло количество неисполненных обязательств корпоративных эмитентов.

На конец 2008 г. общий внешний долг составил 484 млрд долл. Несмотря на то что в целом за год долг вырос, в последнем квартале он начал сокращаться, поскольку крупнейшие заемщики в условиях снижения курса национальной валюты уменьшали свою внешнюю задолженность, а некоторую их часть конвертировали в рублевые обязательства. Совокупный внешний долг превысил зо-

6 Расчеты по данным биржевых котировок РосБизнесКонсалтинг. URL: www. quote.ru/exchanges/ (дата обращения: 25.02.2010).

лотовалютные резервы, которые стали стремительно таять при падении цен на нефть. Так, если к началу августа 2008 г. золотовалютные резервы превышали 596,5 млрд долл., то на начало 2009 г. они составляли 427,1, а на 1 апреля 2009 г. — 383,9 млрд долл. В последнее время резервы стали увеличиваться и на начало июня 2009 г. превысили 400 млрд долл.7

Если ранее динамично развивался сегмент банковского кредитования нефинансового сектора, то с 2009 года объемы банковского кредитования, как и рынка долговых ценных бумаг, резко сократились. Снижение во второй половине 2008 г. доступности внешнего финансирования при ослаблении кредитных возможностей российской банковской системы вызвало существенный рост ставок кредитования, а невозможность наращивания долгового финансирования привела к ряду технических дефолтов компаний с высокой долей кредитных источников финансирования развития.

Банк России достаточно активно использовал имеющиеся возможности поддержки финансовой системы, в первую очередь — рефинансирование. Были снижены нормативы обязательного резервирования, для повышения доступности рефинансирования увеличились операции РЕПО (в 2,8 раза), объемы внутридневных (на 28%), ломбардных (почти в 9 раз) кредитов и т.д., предоставлялась возможность кредитования под обеспечение нерыночными активами (векселя, права требований по кредитным договорам). Это позволило в критический момент поддержать ликвидность банковской системы и свести к минимуму риски потери платежеспособности.

Наряду с поддержкой банковского сектора производилась поддержка фондового рынка, а также экономики в целом. Фондовый рынок — центральный элемент капиталистической экономики, основанной на среднем классе работников — собственников.

Создание международного финансового центра предполагает выстраивание системы взаимодействия организаций, привлекающих капитал, и инвесторов из различных стран, стремящихся к размещению своих средств. Цель данного мероприятия состоит в том, чтобы построить эффективную и конкурентоспособную на мировом уровне финансовую систему, способную обеспечить высокий уровень инвестиционной активности в экономике, финансовую поддержку инновационной деятельности. В свою очередь необходимыми предпосылками создания финансового центра являются емкий внутренний рынок, достаточные человеческий капитал и капитализация фондового рынка, высокий инновационный потенциал

7 Статистика Центрального банка Российской Федерации. URL: www.cbr.ru (дата обращения: 25.02.2010).

как научно-исследовательских организаций, так и промышленности, привлекательный инвестиционный климат при сбалансированной налоговой нагрузке, макроэкономическая стабильность и устойчивость курса национальной валюты. Российская экономика пока не в полной мере удовлетворяет этим требованиям.

Кроме того, построение финансового центра затруднено отсутствием в экономике долгосрочных финансовых ресурсов и их высокой стоимостью. Фактически высокая инфляция приводит к тому, что реальные ставки по депозитам являются отрицательными. Кроме того, все депозиты являются отзывными, т.е. банк должен отдать вкладчику средства со счета в любой момент. Безотзывные депозиты будут способствовать формированию долгосрочных ресурсов только в условиях стабильной экономики. Если же макроэкономические условия неустойчивы, то новые виды вкладов не только не повысят доверие к банковской системе, но и приведут к изыманию средств из банков. В этой связи следует активно содействовать развитию негосударственной пенсионной системы, системы страхования жизни и т.п. Именно подобные институты обладают «длинными деньгами» и возможностью направлять их в такие проекты, как строительство инфраструктуры на основе государственно-частного партнерства с длительными сроками окупаемости. Определенные надежды при привлечении долгосрочных инвестиционных ресурсов возлагаются на инфраструктурные облигации, которые призваны активировать механизмы государственно-частного партнерства (ГЧП) по развитию транспортной, энергетической и коммунальной инфраструктур. Надо отметить, что такие механизмы ГЧП, как концессия, особые экономические зоны, не работают не столько из-за отсутствия инфраструктурных облигаций, финансирования или несовершенства законодательства, сколько из-за внутренней коррупционности российской экономики. Реализация совместных проектов в рамках ГЧП доступна избранным, заранее определенным компаниям. Любая другая компания столкнется с административными барьерами, для преодоления которых потребуются значительное время и усилия. Именно конкуренция, как политическая, так и экономическая, необходима для развития общества и экономики.

Наряду с поддержкой банков важно уделять внимание и развитию других институтов финансовой системы. Речь не идет об их прямой поддержке из бюджета. Необходимо создание честных условий конкуренции, основанных на минимально необходимом вмешательстве государства. Такое регулирование должно, во-первых, защищать интересы инвесторов, во-вторых, содействовать привлечению средств в долгосрочные инвестиционные проекты, в-третьих, обеспечивать прозрачность и снижать риски финансо-

вой системе в целом, в том числе предотвращать утечку инсайдерской информации, в-четвертых, способствовать развитию фондового рынка в нашей стране, отвечающего современным западным стандартам.

Антикризисное регулирование финансового рынка в России и за рубежом значительно отличается. В нашей стране акцент делается на повышении ликвидности рынка, в первую очередь банковского сектора и массивной государственной поддержке. Такой же подход применяется и в США. В странах Европы приоритеты смещены в сторону совершенствования институтов. Там большее внимание уделяется объективному присвоению рейтингов компаниям, независимости, прозрачности работы рейтинговых агентств, представлению достоверной информации эмитентами, инвестиционными консультантами, аудиторами и юридическими компаниями. К сожалению, в нашей стране этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Инфраструктура финансового рынка непрозрачна, отличается неэффективностью8, а такой традиционный инструмент, как кредитные истории, используется непродуктивно.

Не вызывает сомнений, что развитый финансовый рынок способен обеспечить предложение различных финансовых инструментов, стимулировать спрос на финансовые инструменты, что в конечном счете создаст конкурентное ценообразование на финансовом рынке. При этом стоимость акций формируется под воздействием спроса и предложения на рынке. Цены акций в конкретный момент времени отражают не только фундаментальные показатели (стоимость материальных активов компании, нематериальные активы (бренды, товарные знаки, ноу-хау и т.д.) и эффективность управления (качество менеджмента, прибыль, выполнение стратегических задач развития)), но и психологию инвесторов. Однако модель капиталистической экономики, основанная на фондовом рынке, которая принята в США и европейских странах, не является единственно возможной. Альтернативные модели, основанные на мощном долгосрочном банковском кредитовании, реализуются в Японии, Корее, отчасти в Германии.

Паника среди инвесторов может спровоцировать многократное падение капитализации компании на фондовом рынке, которое нельзя объяснить объективными факторами. С точки зрения экономической теории действия инвесторов рациональны и обусловлены новой информацией — например, изобретениями конкурен-

8 Для примера можно привести уровень производительности труда при совершении платежных трансакций в российских банках, который составляет всего 13% от уровня в США (см.: Эффективная Россия: производительность розничного банковского сектора // McKinsey Global Institute Website. URL: www.mekinsey.com/ mgi/publications (дата обращения: 26.09.2010)).

тов, ухудшением делового климата, ужесточение государственного регулирования. Однако инвесторы склонны переоценить риски, в результате чего негативная информация может спровоцировать серьезное падение на фондовом рынке. Одновременно позитивная информация нередко также переоценивается, что приводит к завышенной стоимости активов, созданию «мыльных пузырей».

Причины субъективного поведения не всегда могут быть объяснены рациональными факторами и зачастую связаны исключительно с внутренними психологическими установками инвесторов. Например, реализация акций одними инвесторами может вызвать эффект домино: другие держатели акций, следуя инстинкту толпы, также начнут их сбрасывать. Такое поведение в принципе поддается объяснению: оно направлено на получение максимальной прибыли и защиту своих капиталовложений. Причем для портфельных инвесторов, в отличие от стратегических, совершенно неважно, какой ценой будут достигнуты поставленные задачи и что в конечном счете станет с объектом инвестирования, так как важна только прибыль. Подобное поведение характерно и для некоторых стратегических инвесторов, ведь, в конечном счете, они заинтересованы в росте капитализации бизнеса, что позволяет его продать с высокой прибыльностью.

Хотя мировой финансовый кризис 2008 г. во многом объясняется объективными причинами, скорее всего именно психологические факторы способствовали столь глубокому падению фондового рынка из-за панического вывода иностранными инвесторами средств с развивающихся рынков, в том числе и с отечественного. Падение стоимости акций крупнейших эмитентов послужило причиной margin call's по причине недостаточности стоимости пакетов акций, заложенных в качестве обеспечения кредитов, что усилило дефицит ликвидности в нашей стране.

Сохранение стабильности финансовой системы в непростых условиях мирового финансового кризиса было достигнута достаточно высокой ценой — золотовалютные резервы уменьшились на 45,3 млрд долл. Альтернативный подход заключался в ужесточении валютного регулирования и искусственном сдерживании перевода сбережений в валюту, усилении дифференциации норм резервирования по депозитам в рублях и иностранной валюте, введении налогообложения доходов, полученных вследствие курсовой разницы по депозитам в иностранной валюте. Однако такой подход в конечном счете также может оказаться неэффективным, если конвертация приобретет теневой характер, а купленная населением валюта останется «под подушкой» и не будет работать в экономике.

В Стратегии в качестве одного из рисков обозначена экспансия мировых финансовых центров в страны с развивающимися эконо-

миками, но этот риск не следует переоценивать. Национальное регулирование финансовых рынков вполне может нивелировать негативные последствия слияния за счет установления собственных стандартов и требований к эмитентам и обращению ценных бумаг.

Развитие фондовых рынков Запада в последние годы объясняется динамичным ростом производных финансовых инструментов. Финансовые бумаги, которые представляют собой не права требования на материальные и нематериальные активы, а пулы всевозможных обязательств разных заемщиков, в первую очередь ипотечных сложно рассматривать как надежный финансовый инструмент. Эти производные ценные бумаги слабо связаны с реальным сектором производства. Они служат в качестве механизма наращивания спекулятивных инвестиций. В нашей стране подобные инструменты применяются минимально, что на первоначальном этапе послужило барьером для распространения экономического кризиса в России. Надо ли в дальнейшем акцентировать усилия на развитии деривативов — вопрос неоднозначный.

Более правильным представляется развитие инфраструктуры финансового рынка, формирование независимых авторитетных рейтинговых агентств в нашей стране и т.д. Сейчас все большую роль начинают играть саморегулируемые организации. Они сформированы в сфере финансового посредничества, у аудиторов, а недавно этот институт стал применяться и в строительстве. Сложно сказать, сможет ли саморегулирование полностью заменить лицензирование и государственный контроль, но в развитом демократическом обществе с конкурентной экономикой саморегулирование в принципе достаточно эффективно.

Необходимо ужесточить контроль за манипулированием цен на ценные бумаги и за сделками на основе инсайдерской информации. Причем этот контроль должен затрагивать всех лиц, независимо от их статуса и полномочий.

Безусловно, наличие самостоятельного финансового центра отражает статус страны в мировой экономике. Но создание такого центра в России на современном этапе не должно стать самоцелью финансовой политики9. Более разумен сбалансированный подход, когда сочетаются задачи повышения статуса национальной финансовой системы (создание независимого финансового центра в России) и ее интеграции в мировую финансовую систему (поглощение национальных бирж крупнейшими фондовыми рынками). Организация собственного финансового центра — сложная задача, которая требует крайне высоких затрат на первоначальном этапе,

9 Вступление России в ВТО на определенном этапе превратилось в одну из основных целей российской внешнеэкономической политики. Сейчас очевидна ошибочность сверхконцентрации усилий на этом направлении.

создания доверия к национальной валюте и финансовой системе. Впоследствии это обеспечит высокие позиции в мировой экономике и политике. Мировой финансовый кризис продемонстрировал, что российская финансовая система недостаточно устойчива и нестабильность на фондовых площадках развитых стран может привести к ее разбалансировке. Поэтому прежде чем вкладывать значительные средства в формирование нового финансового центра, следует объективно оценить возможности нашей страны в обеспечении стабильности рубля и устойчивого притока иностранных инвестиций, а также возможности роста экономики при сбалансированности государственного бюджета в среднесрочной перспективе. Формирование финансового центра в России будет возможным, когда российская экономика станет играть более значимую роль в мировом хозяйстве, а уровень ВВП России превысит 7—10% мирового ВВП. Искусственное формирование мирового финансового центра и придание рублю статуса резервной валюты потребует таких усилий и вложений, которые вряд ли смогут оправдать себя даже в среднесрочной перспективе.

Список литературы

Астапов К.Л. Фондовый рынок как механизм стимулирования развития российской экономики // Финансы. 2010. № 10.

Положение о деятельности по организации торговли на рынке ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 09.10.2007 № 07-102/пз-н).

Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (Приказ ФСФР России от 25.01.2007 № 07-4/пз-н).

Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-Ф3 «О рынке ценных бумаг».

Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.