ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИИ И ПРОБЛЕМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ
УДК 336.025
Алла Леонидовна Дыхова,
к.э.н., доцент, профессор кафедры финансов и экономического анализа Московского университета МВД России Тел.: 8 (926) 166-37-20 Эл. почта: [email protected]
Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает недостаточную интегрированность финансовой системы в общую экономическую систему, и, как следствие, невыполнение ею своих исходных функций мобилизации и перераспределения капитала для развития экономики. Дезинтегрирован-ность и противоречивость финансовой системы России негативно отражаются на модернизации экономики страны. Трансформация финансовой системы и повышение ее эффективности является необходимым условием перехода к инновационной экономике.
Ключевые слова: Финансовая система, финансовая политика, финансовые рынки, международные резервы, валютная либерализация, финансовый кризис.
Alla L. Dyhova,
PhD in Economics, Associate Professor, Professor, the Department of Finance and Economic Analysis, the Moscow University of the MIA of Russia Tel.: 8 (926) 166-37-20 E-mail: [email protected]
RUSSIAN FINANCIAL SYSTEM AND THE ISSUES OF MODERNIZATION OF ECONOMY
A serious imbalance in the development of financial relations generates the lack of integration of the financial system in General-economic system, and as a result, failure to meet its source functions mobilization and redistribution of capital for economic development. Disintegration and inconsistency of Russia's financial system have a negative impact on the modernization of the economy. Transformation of the financial system and its effectiveness is a necessary condition for the innovation economy.
Keywords: The financial system, financial policy, financial markets, international reserves, foreign exchange liberalization, financial crisis.
1. Введение
Процесс разрушения целостности финансовой системы, включая и денежно-кредитную систему, начался с проведения либеральных рыночных реформ в начале 90-х годов, включающих либерализацию цен, экономической и финансовой деятельности, приватизацию, введение режима внутренней конвертируемости рубля и его привязки к доллару США. Происшедшее в начале 90-х годов обесценение денежных накоплений, появление финансовых пирамид продемонстрировали неспособность государства контролировать и регулировать финансовую сферу, что способствовало формированию недоверия к национальным деньгам и банкам. Введение внутренней конвертируемости рубля явилось одним из основных факторов дестабилизации денежного обращения и кредита в стране, а также привело к разрушению устойчивости национальной валюты и долларизации денежного обращения со смещением его управления в интересах стран-эмитентов твердой валюты. Внутренняя конвертируемость и либерализация валютного рынка в условиях дестабилизации экономики и денежного обращения запустили механизм выведения национального капитала, как из производственной сферы, так и в целом из национальной экономики, что привело к быстрой деиндустриализации России - ее промышленное производство к 2000 году упало до уровня 1950-х годов, страна фактически превратилась в сырьевой придаток мировой экономики. Свобода спекулятивных финансовых операций также открыла ворота для «бегства» отечественного капитала и отмывания денег теневой экономики.
2. Объективные предпосылки трансформации финансовой системы России
Финансовая система России - основное звено регулирования экономических процессов - представляет собой наиболее уязвимую систему в обеспечении экономической безопасности страны. Многие эксперты-экономисты полагают, что основными дефектами сложившейся финансовой системы являются ее дезинтег-рированность и противоречивость. Эти качества финансовой системы особенно пагубно сказываются на развитии экономики страны в настоящих условиях.
Необходимость трансформации финансовой системы России обусловлена наличием ряда крупных проблем в финансовой сфере страны:
- финансово-кредитная система в современном виде не способна обеспечить денежными средствами потребности экономики в инвестициях для модернизации и развития производства;
- финансово-банковская система базируется на смешанной системе денежного обращения (рублевая, долларовая), что порождает «бегство» капитала и «долларизацию» денежного обращения;
- не отработаны механизмы регулирования финансовых рынков, в результате чего периодически возникают «финансовые пузыри»;
- отсутствует целостная взаимоувязанная система внешнеэкономического, валютного, таможенного, налогового и других направлений государственного регулирования;
- неэффективен финансовый контроль операций хозяйствующих субъектов на отдельных товарных и финансовых рынках и в отдельных сферах деятельности, что приводит к теневизации экономики.
Серьезный дисбаланс в развитии финансовых отношений порождает недостаточную интегрированность финансовой системы в общую экономическую систему, и, как следствие, невыполнение ею своих исходных функций мобилизации и перераспределения капитала для развития экономики. Основная масса финансовых ресурсов обращается в сфере спекулятивных операций с использованием разнообразных финансовых инструментов и механизмов.
Задача сделать рубль свободно конвертируемым в современных условиях не только не выполнима, но и является угрозой экономической и финансовой безопасности страны. ВВП России составляет всего лишь 1,5% мирового валового продукта. В то же время ВВП США составляет около 23-25%, а ВВП Евросоюза достигает 30%. При таком соотношении свободная конвертация национальной
валюты, означающая большую степень открытости финансовой системы, приведет к еще большей зависимости страны от западных экономик, увеличит контроль страны-эмитента доллара над российской финансовой системой, а, следовательно, и производством.
Влияние внешнего управления на финансовую систему страны реализуется и с использованием инструментов валютной и денежно-кредитной политики, к которым относятся - определение курса национальной валюты; формирование валютных резервов в масштабах, определяемых интересами стран-эмитентов твердой валюты, и, прежде всего США; размещение средств международных резервов и Стабфонда в государственных ценных бумагах США; либерализация миграции капитала.
Либеральная финансовая политика, проводимая Минфином и ЦБР, дестабилизирует финансовую систему, что оказывает негативное влияние на экономику в целом. Так, курс рубля по отношению к доллару после дефолта 1998 г. в условиях внутренней инфляции последовательно укреплялся вплоть до сентября 2008 г. Ревальвация рубля негативно отражалась на конкурентоспособности отечественных производителей и экспорте перерабатывающих отраслей промышленности, а также обесценении основного и оборотного капитала предприятий и недополучении прибыли, что приводило к потере инвестиционных ресурсов и невозможности конкуренции с высокотехнологичным импортом. В то же время нарастал «дешевый» импорт товаров, вытесняя продукцию отечественных предприятий с внутреннего рынка.
Девальвация рубля, осуществляемая с начала 2009 года ЦБР, в условиях потери доходов банками и предприятиями вследствие финансового кризиса делает достаточно обременительным возврат валютных кредитов, что подрывает финансовую устойчивость национальных предприятий и банков и, возможно, приведет к перераспределению собственности в интересах западных финансовых кругов.
В США главным для финансовой системы является поддержание конкурентоспособности производимых в стране товаров. Основополагающей целью денежно-кредитной политики ФРС США является помощь экономике в достижении стабилизации совокуп-
ного объема производства, занятости и уровня цен. Курс доллара меняется руководством ФРС в зависимости от максимальной конкурентоспособности американских товаров на мировых рынках. В целях экономического роста ФРС США последовательно снижает учетную ставку и девальвирует доллар, считая, что цена экономического роста несравненно выше, чем цена потерь от инфляции. А российский Центральный банк и Минфин, наоборот, считают, что потери от инфляции важнее потерь от замедления экономического роста и безработицы.
Реализация монетарного, так называемого антиинфляционного курса финансовой и денежно-кредитной политики, проводимой Минфином и Банком России, нашла отражение в ограничениях как внутренних, так и внешних финансовых и денежных ресурсов экономического роста. Использование монетарных методов в проведении денежно-кредитной политики, направленных на борьбу с инфляцией обусловили создание механизмов выведения денежной массы из сферы активного кредитования реального сектора экономики. Действие этого механизма остается доминирующим и в настоящее время. Направленность финансовой политики и инструментария ее реализации на выведение денег из экономического оборота носит скрытый характер. На поверхности идет постоянная борьба с инфляцией с помощью монетарных мер. Применяемые до начала финансового кризиса антиинфляционные методы - рост ставки рефинансирования, укрепление курса рубля, формирование в крупных размерах международных резервов, профицит бюджета и иммобилизация средств в Стабфонде, опережение погашения обязательств по внешнему долгу, дестабилизировали финансовую систему и негативно отражались на ее способности инвестировать модернизацию экономики. В такой ситуации компании не просто выводили капитал, который можно было бы использовать для развития их бизнеса в России, но и замещали его внешним финансированием (совокупный корпоративный долг на 01.01.2013 г. - 564 млрд долл.).
Накопленные международные резервы примерно равны сумме внешних долгов компаний и банков. Это не случайно, поскольку международные резервы, инвестированные в государственные ценные бумаги
западных стран, прежде всего США, превратились в неработающие на экономику активы. Инвестируя валютные резервы в иностранные государственные ценные бумаги, ЦБР превратил международные резервы в низкопроцентный кредит, предоставляемый иностранным государствам. На 01.01.2008 г. 92,7% активов ЦБР были размещены на счетах и в ценных бумагах нерезидентов, притом что кредиты российским банкам составляли 0,3%. В конце 2008 г. ситуация в связи с кризисом немного изменилась - на 01.12.2008 г. соответственно - 77,5% и 15,8%. Однако на 01.05.2010 г. структура опять меняется в пользу иностранных вложений -81,3% и 5,8%. На 01.01.2013 г. это соотношение постепенно снижается: соответственно 70,4% и 15,3%. Однако, недостаток инвестиций вынуждают бизнес и банки компенсировать потери путем более рискованных и дорогих внешних займов.
По мнению правительства, замораживание значительных средств в международных резервах не дает раскручиваться инфляционной спирали, препятствуя увеличению совокупного спроса путем ограничения роста расходов бюджетной сферы. В стране, где многие отечественные производства испытывают острый недостаток в финансовых средствах, деградируют целые отрасли, консервация значительных средств в международных резервах и Стабфонде выглядит достаточно иррационально. Объяснение необходимости замораживания части средств в настоящем для покрытия недостатка бюджетных средств в будущем неубедительно. Использование государственных резервов в целях развития экономики могло бы, с одной стороны, способствовать ускорению модернизации и развитию промышленности, а с другой, обеспечить возрастание в перспективе доходной части государственного бюджета, а, следовательно, и расширение возможностей финансирования его расходных статей.
Важной проблемой для финансовой системы страны является свободная миграция капитала. Существовавшие валютные ограничения до июля 2007 года служили главным фактором сдерживания оттока капитала из страны. Одним из основных факторов дестабилизации денежного обращения в 90-х годах являлся приток спекулятивного капитала на фондовый рынок
России и его бегство, что во многом обусловило дефолт 1998 года. Поэтому идея либерализации оттока капитала предполагала компенсацию притоков и оттоков капитала в страну, что должно было ограничить прирост денежной массы, а, следовательно, и снизить совокупный спрос и цены на российском внутреннем товарном рынке. Новая более либеральная версия Закона «О валютном регулировании и валютном контроле» с 1 июля 2007 г. сняла всякие валютные ограничения, для участников валютных отношений стало возможным совершенно свободно, без каких-либо разрешений и обременений осуществлять превращение рублей в иностранную валюту и обратно как в целях экспорта и импорта товаров и услуг, так и для беспрепятственного ввоза и вывоза денежного капитала.
Валютная либерализация должна была, во-первых, положительно отразиться на снижении темпов инфляции, и, во-вторых, положительно сказаться на инвестиционной привлекательности российской экономики, поскольку должно было возрасти доверие иностранцев к России как объекту вложений. Однако такой валютный режим для иностранцев, в сущности, действовал, поскольку ввоз капитала иностранцами, соразмерный вывозу, не был ограничен. Однако самое главное нововведение, предусмотренное новым законом, заключалось в снятии ограничений для вывоза капитала субъектами национальной экономики. Таким образом, российское государство открыло границы для вывоза капитала, добровольно лишая экономику инвестиций. Так, бегство капитала из России только в 2008 г. составило 130 млрд долл., в 2009 г. - около 100 млрд долл., в 2010 г. - 38.3 млрд долл., в 2011 г. - 80 млрд долл., 2012 г. -54,1 млрд долл., в 2013 г. прогноз -около 67 млрд долл.
Свободная миграция капиталов дестабилизирует финансовую систему страны. Приток спекулятивных международных капиталов на финансовый рынок страны надувает «финансовый пузырь», отвлекает из реального сектора капиталы, перенаправляя их в финансовые спекуляции. Последующий отток обрушивает созданный «финансовый пузырь», что ведет к потере доходов банков и инвесторов, девальвации курса национальной валюты, инфляции и дестабилизации экономики в целом. Развивающиеся
страны, к которым относится и Россия, в условиях валютной либерализации несут большие убытки от так называемых «финансовых цунами», провоцируемых спекулятивными капиталами зарубежных хедж-фондов.
3. Направления и возможности реорганизации финансовой системы
Современный российский кризис напрямую обусловлен влиянием мирового финансового кризиса, миграцией спекулятивных капиталов и неспособностью финансовой системы России противостоять внешним рискам и угрозам.
Таким образом, современная финансовая система РФ не выполняет своих основных функции, а именно:
• обеспечивать устойчивость экономического развития страны;
• обеспечивать государство необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения его функций;
• нейтрализовывать воздействие мировых финансовых кризисов и преднамеренных действий мировых акторов (государств, ТНК, субгосударственных группировок и др.), теневых структур на национальную экономическую систему;
• обеспечивать устойчивость платежно-расчетной системы;
• эффективно аккумулировать и перераспределять временно свободные финансовые ресурсы;
• предотвращать крупномасштабную утечку капит алов за границу, «бегство капитала» из реального сектора экономики;
• наиболее оптимально для экономики страны привлекать и использовать средства иностранных заимствований;
• предотвращать преступления и административные правонарушения в финансовой сфере.
Трансформация финансовой системы для модернизации и развития реального сектора экономики и ее переориентации на обслуживание интересов отечественных производителей требует решение следующих задач:
- обеспечение устойчивости финансовой системы путем оптимизации бюджетной и налоговой политики государства;
- переориентация финансовой системы на мобилизацию внутренних финансовых ресурсов в интересах модернизации отечественной экономики;
- введение ограничений на миграцию капиталов;
- защита национального финансового рынка от атак иностранных спекулятивных капиталов;
- введение продуманной курсовой политики ЦБР, направленной на защиту отечественных производителей;
- ограничение иммобилизации средств в международных резервах, отказ от замораживания государственных доходов в иностранных долговых обязательствах;
- рационализация структуры платежного баланса;
- освобождение эмиссии рублей от привязки к приобретению долларов, основным каналом эмиссии должно стать рефинансирование банков под залог ценных бумаг государства и отечественных предприятий;
- обеспечение устойчивости и эффективности функционирования банковской системы;
- создание надежных механизмов и инструментов сбережения средств населения, их перераспределения и инвестирования;
- создание цивилизованного российского фондового рынка и его интеграция в мировой финансовый рынок, обеспечение самостоятельного места российского рынка ценных бумаг в системе международных рынков капиталов.
Как показывает практика, финансовая система России не соответствует этим критериям. Финансовая система в современном виде не способна обеспечить денежными средствами не только расширенное, но и простое воспроизводство. Нехватка инвестиций для модернизации и развития реального сектора экономики за период реформ остается одной из основных экономических проблем. Более того либерализация финансовой системы: свободная миграция капиталов, формирование спекулятивных финансовых рынков, развитие разнообразных спекулятивных производных инструментов, превращают ее в «пылесос», выкачивающий свободные финансовые ресурсы из экономики для проведения виртуальных спекулятивных финансовых операций и перекачки капиталов за рубеж. Такая финансовая система, в основе которой лежит банковская система, работает практически на себя в ущерб модернизации и экономическому развитию страны.
4. Заключение
Экономическое положение страны, сырьевая направленность экономики, деградация отдельных отраслей, технологическая отсталость промышленности обусловливает экстренное принятие комплекса мер на модернизацию производства и переход к новому инновационному укладу экономики. При этом важную роль должна играть именно финансовая система страны, мобилизующая для этого инвестиционные ресурсы.
Трансформация финансовой системы потребует согласования экономических и социальных интересов всех групп, чтобы создать такие условия функционирования финансовой системы, при которых практически исключается возможность злоупот-
ребления финансовыми средствами и переориентации финансовых потоков в незакрепленные законодательством сферы их использования. При этом экономические отношения должны быть сформированы таким образом, чтобы не только финансовая, но и вся экономическая система была нацелена на модернизацию и возрождение экономики.
Литература
1. Аганбегян А.Г. Финансы для модернизации //Деньги и кредит. М., 2010. № 3 С. 3.
2. Ершов М.В. Некоторые риски российской финансовой системы // Деньги и кредит. М., 2010. № 1 С.10.
3. Ершов М.В. Мировая финансовая система после кризиса: тенденции
и проблемы развития. М., 2013. № 1 С. 33.
4. http://www.cbr.ru
5. http://sberbank.ru
6. http://www.expert.ru
References
1. Aganbegyan A.G. Finances for modernization //Dengi i kredit. M., 2010. № 3, p.3.
2. Ershov M.V. Some of the risks of the Russian financial system.// Dengi i kredit. M., 2010. № 1 P. 10.
3. Ershov M.V. Global financial system after the crisis: trends and problems of development. M., in 2013. № 1 P.33.
4. http://www.cbr.ru
5. http://sberbank.ru
6. http://www.expert.ru