Научная статья на тему 'Необходимость либерализации современной российской валютной политики'

Необходимость либерализации современной российской валютной политики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
783
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВАЛЮТНАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ / ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ВАЛЮТНОЙ ПОЛИТИКИ / РЕАЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казанчев Α.X.

Центральная идея статьи реальная либерализация валютной политики РФ. Она представляет собой степень международной валютной интеграции и влияет на сбережения, инвестиции и, в особенности, на экономический рост. Несмотря на определение законодательством такого уровня либерализации, практическая ситуация иная. Прежде всего, в мире номинальных контрактов уровень финансовой либерализации невозможно определить. Это особенно важно ввиду длительности перехода к реальной либерализации валютной политики, что связано с инфляционными ожиданиями. Во-вторых, не ясно, какая валютная политика может привести к реальной валютной либерализации, ведь центральный банк устанавливает номинальную процентную ставку, влияя на валютный курс и пр.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Необходимость либерализации современной российской валютной политики»

Валютная политика

НЕОБХОДИМОСТЬ ЛИБЕРАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ВАЛЮТНОЙ

ПОЛИТИКИ

А. Х. КАЗАНЧЕВ, аспирант

Всероссийская государственная налоговая академия

Центральная идея статьи — реальная либерализация валютной политики РФ. Она представляет собой степень международной валютной интеграции и влияет на сбережения, инвестиции и, в особенности, на экономический рост. Несмотря на определение законодательством такого уровня либерализации, практическая ситуация иная. Прежде всего, в мире номинальных контрактов уровень финансовой либерализации невозможно определить. Это особенно важно ввиду длительности перехода к реальной либерализации валютной политики, что связано с инфляционными ожиданиями. Во-вторых, не ясно, какая валютная политика может привести к реальной валютной либерализации, ведь центральный банк устанавливает номинальную процентную ставку, влияя на валютный курс и пр.

Ключевые слова: валютная либерализация, либерализация валютной политики, реальная финансовая либерализация.

На данное время на фоне повышенной нестабильности мировой валютной системы, проявляющейся прежде всего в возросшей волатильности валютных курсов, ослаблении позиций доллара, инвестиционных дисбалансах, распространившихся из США по всему миру, особую важность приобретает правильность выбора направлений валютной политики РФ, ведь указанные негативные тенденции затрагивают и РФ как страну, интегрированную в мировую экономику. Накопленные «подушки безопасности» пока сдерживают появление серьезных негативных тенденций в нашей стране, однако нестабильность нарастает и в реальном секторе экономики, и в финансовом, затрагивая устойчивость валютного курса рубля. Такое поло-

жение дел свидетельствует об имеющихся просчетах и нереализованных возможностях валютной политики на государственном и на корпоративном уровнях. Тем не менее снятие валютных ограничений дает возможность более широко использовать российский рубль во внешних взаимоотношениях контрагентов — резидентов РФ.

Однако либерализация валютной политики не всегда позитивна, необходимо четко выверить ее степень. Поспешно проводимая в начале 1990-х гг. либерализация валютной политики привела к бегству капитала из нашей страны, нарастанию степени долларизации и росту внешнего долга. Поэтому необходимо проанализировать последствия либерализации валютной политики, чтобы предложить меры государственного регулирования указанных процессов.

Тактическими целями современной валютной политики РФ являются повышение капитализации и диверсификация инструментов валютного рынка, что невозможно без наличия развитой и эффективно функционирующей банковской системы. С 01.01.2007 юридические лица смогли открывать счета в иностранных банках за рубежом в уведомительном порядке, а Центральный банк РФ подготовил приватизацию шести росзагранбанков, ранее действовавших в качестве его агентов на территории иностранных государств, обслуживающих российских резидентов до настоящего времени.

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее — Закон № 173-Ф3) юридически оформил процесс отхода от рестриктивных мер и

углубления либерализации валютной политики, что соответствовало условиям улучшения макроэкономических показателей в стране. кроме того, в отличие от Закона 1992 г., практически все нормы которого имеют отсылочный характер, Закон № 173-ФЗ раскрывает положения, регламентирующие валютную политику и валютные отношения в рФ, являясь обобщением опыта правового регулирования валютных отношений за весь период перехода от плановой к рыночной экономике, т. е. за двенадцать лет, и адаптируя его к реальной экономической ситуации.

В Законе № 173-ФЗ уточнены уже существовавшие определения (валютные ценности, валютные операции, резиденты) и даны новые (валютные биржи, специальный счет, внешние ценные бумаги), в том числе прописаны основные принципы валютного регулирования и контроля:

• приоритет экономических мер в реализации государственной валютной политики;

• исключение неоправданного вмешательства государства в валютные операции;

• единство внешней и внутренней валютной политики.

Продолжилась либерализация самой валютной политики. разрешается использовать только три вида валютных ограничений:

— обязательную продажу экспортерами части валютной выручки;

— специальный счет (при осуществлении ряда операций);

— резервирование в центральном банке суммы, не превышающей суммы платежа по внешнеторговому контракту.

резиденты, том числе частные лица, получили право:

• продавать нерезидентам иностранные облигации, обратный выкуп и платежи по которым не предусмотрены в первые три года;

• без ограничений получать кредиты от нерезидентов в иностранной валюте на срок более трех лет;

• без ограничений открывать счета в иностранной валюте в зарубежных банках (с 19.06.2005), но в месячный срок после открытия или закрытия счета они обязаны уведомить налоговый орган.

кроме того, вместо разрешительного введен уведомительный порядок осуществления операций, связанных с движением капитала в иностранной валюте, за исключением сделок, по которым Центральный банк рФ имеет право временно

использовать ограничения в форме требования о резервировании части суммы или об открытии специального счета. так, для проведения операций с внешними ценными бумагами и кредитами и займами между нерезидентом и резидентом последнему необходимо открыть минимум два1 специальных счета в иностранной валюте (Р1 и Р2) для повышения контроля за движением и целевым использованием капитала.

также были пересмотрены состав и количество специальных счетов нерезидентов в валюте рФ, обязательных к открытию. до принятия Закона № 173-ФЗ нерезиденты могли открыть:

— один неконвертируемый текущий счет Тдля обслуживания текущих экспортно-импортных операций и содержания представительств и филиалов иностранных фирм в рФ;

— один конвертируемый инвестиционный счет И для инвестиционных и реинвестиционных операций, а также покупки валюты, связанной с репатриацией доходов;

— неограниченное количество специальных конвертируемых счетов С для покупки государственных ценных бумаг (ГкО-ОФЗ).

В соответствии с Законом № 173-ФЗ нерезиденты без ограничений могут открывать следующие конвертируемые счета:

— счет С для приобретения у резидентов облигаций, эмитированных от имени рФ, и осуществления расчетов по этим операциям;

— счет А для приобретения у резидентов акций и инвестиционных паев, являющихся внутренними ценными бумагами, и осуществления расчетов по этим операциям;

— счет О для приобретения у резидентов облигаций — внутренних ценных бумаг, кроме выпущенных от имени рФ, и осуществления расчетов по этим операциям;

— счет В1 для расчетов и переводов при получении кредита или займа от резидента в валюте рФ;

— счет В2 для предоставления резиденту кредита или займа в валюте рФ.

таким образом, до 2003 г. специальные счета использовались с целью установления полного контроля над операциями нерезидентов, следовательно, в этой сфере валютного регулирования преобладали рестрикции. Закон № 173-ФЗ вводит уведомительный порядок осуществления операций на территории рФ, т. е. либерализует их. Более того, нерезиденты могут без ограничений осуществлять между собой рублевые и валютные переводы из и в

1 Общее количество таких счетов не установлено.

страну, а также валютные операции с внутренними ценными бумагами. Конечно, разрешение нерезидентам осуществлять переводы в рублях было попыткой ввести внешнюю обратимость рубля, но привело лишь к привлечению иностранного капитала и не стимулировало расширения сферы применения рубля или его использования в международных расчетах.

Сохранился запрет на валютные операции между резидентами, за исключением2:

— расчетов по международным командировкам;

— внешнеторговых сделок между комиссионером и комитентом;

— оплаты транспортных услуг и страховки груза;

— операций с внешними ценными бумагами;

— налоговых платежей;

— валютных кредитов, предоставляемых резидентам кредитными учреждениями.

Последовательно продолжая политику валютной либерализации и перехода к свободной обратимости рубля с 01.07.2006 до нуля была снижена, а не отменена, норма обязательной продажи части валютной выручки. Это продуманный шаг, ведь снижение, а не отмена норматива, сохраняет за Центральным банком принципиальную возможность его повышения в случае необходимости.

Также сохранились и иные формы валютного контроля: получив право без ограничений открывать счета в иностранной валюте в зарубежных банках, резиденты в месячный срок после открытия или закрытия счета должны уведомить налоговый орган. Все это является еще одним доказательством проведения более разумной валютной политики, либерализации в сочетании с защитными мерами валютного регулирования. Таким образом, стратегический курс на либерализацию валютной политики продолжился, доля рестриктивных мер сократилась, но они не были ликвидированы полностью.

Так, для снижения степени долларизации российской экономики и обеспечения свободной обратимости рубля в 2006 г. Центральный банк РФ начал последовательно укреплять валютный курс рубля, поскольку текущая инфляция (4 % за два первых месяца 2006 г.) намного превышала темпы инфляционного обесценения, характерные для развитых стран. Кроме того, в том же году Президент РФ в своем Послании поставил задачу досрочно ввести свободную обратимость рубля, поскольку внешняя обратимость по финансовым

2 Для облегчения работы российских предприятий снимается необходимость осуществления многократных конверсионных операций и учета курсовых разниц.

операциям платежного баланса позволяет снизить трансакционные и курсовые издержки участников внешнеэкономической деятельности. Поэтому с 01.07.2006 до нуля снижен норматив обязательной продажи валютной выручки; отменено резервирование по валютным операциям движения капитала; отменено использование специального счета нерезидентами.

Это было важно прежде всего для стимулирования отношений со странами СНГ и государствами, валюты которых не являются свободно обратимыми. Внутреннее и внешнее доверие к рублю, подкрепляемое улучшением российских макроэкономических показателей, росло, и либерализация законодательства должна была способствовать созданию благоприятных условий ее развития.

В 2000 — 2007 гг. макроэкономические показатели экономики РФ улучшились: были достигнуты довольно устойчивые темпы экономического роста, наблюдалась положительная динамика прироста ВВП, повысилась инвестиционная активность3, улучшилось состояние торгового баланса, в основном за счет экспорта энергоносителей, выросли официальные золотовалютные резервы4, снизился уровень инфляции. Отметим, что в развитых странах (США, Германии, Франции) доля золота в резервах превышает 50 %, тогда как в РФ — 2 %. Конечно, это обусловлено историческими традициями, незавершенностью демонетизации золота и сохранением некоторых монетарных функций. Однако значительная доля золота в официальных резервах развитых стран подразумевается или закрепляется в форме фиксированной доли, хранящейся в эмитирующем финансовом институте. На размер доли золота в официальных резервах влияют также геополитические амбиции, ведь золотые авуары могут использоваться в качестве чрезвычайных денег.

Все эти показатели создавали реальную экономическую основу для перехода к реальной свободной обратимости рубля и повышения его статуса. К середине 2000-х гг. в РФ практически были сформированы биржевой и межбанковский сегменты внутреннего валютного рынка и его институциональная система. Созданию благоприятного экономического климата способствовали увеличение притока экспортной выручки в страну, в том числе в связи с беспрецедентным ростом мировых цен

3 За исключением 2002 г. годовой прирост инвестиций в основной капитал не опускался ниже 10 %.

4 К 2008 г. по объему накопленных золотовалютных резервов РФ занимала четвертое место в мире (после Японии, материкового Китая и Тайваня).

SWOT-анализ либерализации современной валютной политики РФ

Сильные стороны Слабые стороны

Внесение изменений в законодательство — юридическая отмена валютных ограничений по капитальным операциям Отмена валютных ограничений по текущим операциям Получение интернационализационных выгод Значительный потенциал развития процесса либерализации Фактическое приближение российского институционального валютного механизма (по основным критериям) к международному Восстановление доверия к национальном платежному средству Приток (возвращение) капиталов в страну Взаимосвязь с общеэкономическими и социальными процессами в стране Получение возможности пользоваться конъюнктурными колебаниями мирового валютного рынка в свою пользу недостаточная проработанность нормативной базы Формальная отмена ограничений по капитальным операциям формальная, не подкрепленная реальной практикой низкий инвестиционный рейтинг государства Усиление рисков интернационализации использование преимущественно технических методов развития Отсталость финансового рынка Замедление темпов роста в связи с мировым кризисом Стимулирование инфляции из-за притока спекулятивного капитала Преждевременное отношение к рублю как к свободно обратимой валюте Практическое отсутствие котировок рубля за рубежом Взаимосвязь с общеэкономическими и социальными процессами в стране Повышение зависимости финансового положения страны от конъюнктурных колебаний мирового валютного рынка Преобладание валютного компонента денежной эмиссии над кредитным

Возможности для развития Препятствия

Увеличение степени либерализации российской валютной политики Огабилизация экономического развития на базе воспроизводственного подхода расширение сферы использования рубля во внешних и международных расчетах Создание условий для перехода к реальной свободной обратимости рубля Стимулирование инновационного развития Повышение инвестиционной привлекательности рФ Методологический подход к продвижению рубля на мировом валютном рынке Тщательная подготовка введения реальной свободной обратимости рубля с учетом мирового опыта Оживление процесса внутреннего накопления капитала Становление рубля резервной валютой, а затем и мировыми деньгами Объективные причины развития мировой и отечественной экономики недостаточный спрос на российские рубли со стороны иностранных контрагентов нестабильность внутриэкономического развития — высокая инфляция, низкая монетизация неиспользование российского рубля в качестве валюты цены и платежа в зарубежных контрактах Увеличение рисков при либерализации международных операций с капиталом недостаточный уровень развития экономики для полной либерализации недостаточная ликвидность валютного рынка недостаточная диверсификация экономики низкий уровень финансовой грамотности населения

на нефть, улучшение общей макроэкономической ситуации, увеличение инвестиций. Однако параллельно наблюдались превышение фактического темпа инфляции над целевым (в том числе из-за роста цен на энергоресурсы), увеличение издержек производства и обращения, тарифов естественных монополий и ЖКХ, повышение среднего уровня заработной платы, в частности в бюджетной сфере, несбалансированность спроса и предложения. Все это замедляет достижение намеченных целей.

Для выявления актуальных проблем современной валютной политики рФ необходимо оценить законодательно оформленные последствия ее либерализации, проводимой в течение последних пятнадцати лет. Главной целью валютной политики рФ стали юридическая отмена валютных ограничений

по капитальным операциям и формальное досрочное (не с 01.01.2007 г., а на полгода ранее) введение свободной обратимости. Поэтому в ближайшее время необходимо создать условия для обеспечения реальной свободной обратимости5, хотя не все отечественные экономисты согласны с необходимостью ее достижения. самое главное — кроме отмены валютных ограничений необходимо подтвердить инвестиционный рейтинг и быть готовыми к сопутствующим интернационализации рискам, знать ее сильные и слабые стороны, препятствия и возможности развития (см. таблицу).

5 Прежде всего необходимо начать котировать рубль за рубежом, использовать его в качестве валюты цены или платежа контракта, добиться возможности официально обменивать рубли в крупных банках за границей.

Несомненно, для успешного продолжения либерализации валютной политики необходимо стабилизировать экономическое развитие на базе воспроизводственного подхода, поскольку использование лишь технических мер не приведет к достижению цели.

На наш взгляд, наиболее актуальны следующие проблемы либерализации российской валютной политики:

1. Рост вывоза российского частного и государственного капитала за рубеж.

Кризисы 1990-х гг. и текущая нестабильность валютной сферы, которая может усугубиться, подрывают доверие к рублю. Не последнее место среди негативных факторов занимает психологический. Либерализация капитальных операций привела к наращиванию российскими экспортерами и коммерческими банками остатков на текущих и депозитных счетах в иностранных банках. Хотя для них характерна пониженная доходность (около 4 — 5 %) [7], мотивы обеспечения максимальной надежности валютных ресурсов преобладают. Достижение тех же целей преследовало вложение средств из Стабилизационного фонда. Таким образом, можно говорить об изменении структуры капиталопотоков: средства конвертируются в иностранную валюту и экспортируются, частный сектор привлекает довольно дорогостоящие иностранные инвестиции (10 — 12 %), а госсредства инвестируются за рубеж под 3 — 4 % годовых. В условиях либерализации российской валютной политики наблюдается перераспределение части доходов российской экономики в пользу эмитентов свободно используемых валют. На наш взгляд, вывозимые ресурсы могут удовлетворить внутриры-ночные потребности и снизить стоимость средств для российского заемщика, тем самым способствуя развитию экономики.

2. Преобладание валютного компонента денежной эмиссии над кредитным.

Отмена валютных ограничений стимулировала приток иностранного капитала в РФ, что привело к ухудшению качества эмиссии денег в связи с преобладанием валютного и снижением кредитного компонента [5, 6, 8]. Повышение валютного курса рубля в условиях притока преимущественно краткосрочного иностранного капитала сдерживается дополнительной эмиссией. Поскольку его повышение приведет к снижению конкурентоспособности продукции российских предприятий, Центральный банк РФ проводил активную политику по стерилизации избыточной денежной

массы с помощью валютных интервенций за счет средств Стабилизационного фонда и профицита бюджета, тем самым наращивая золотовалютные резервы. «Высокая инфляция при стабильности валютного курса ухудшает конкурентоспособность российских товаропроизводителей, что негативно сказывается на экономическом развитии» [9].

Этот факт наряду с отсутствием конкурентоспособных, инновационных экспортных товаров6 усиливает зависимость нашей страны от цен на нефть, хотя они же обеспечивали активное сальдо торгового баланса. Следовательно, для решения этой проблемы и обретения независимости от мировых цен на сырье, что необходимо для повышения статуса российского рубля, следует воссоздать конкурентоспособные производства.

3. Высокий уровень основной процентной ставки.

Ставка рефинансирования поддерживается Центральным банком РФ на сравнительно высоком уровне — ее размер никогда не был менее 10 %. Значение ставки, а также стерилизация избыточной ликвидности препятствуют снижению внутристра-новой стоимости ссудного капитала и ограничивают его доступность для предпринимателей, сдерживая развитие отечественной банковской системы, делая ее менее конкурентоспособной. Либерализация валютной политики, а именно, разрешение резидентам с 01.07.2006 открывать счета за рубежом создало дополнительные трудности российской банковской системе ввиду усиления конкуренции со стороны транснациональных банков, по размеру капиталов, активов и прочих показателей превосходящих российские. Кроме того, развитая филиальная сеть и активное использование систем международных расчетов и кредитования повышают эффективность их деятельности, ведь иностранные банки предоставляют больший спектр более качественных услуг, чем российские.

Можно поставить следующие основные задачи, решение которых необходимо для продолжения либерализации российской валютной политики:

—стабилизация макроэкономического развития путем последовательного использования продуманных мер для достижения показателей, повышающих привлекательность российской экономики для национальных инвесторов, ведь это создает предпосылки дальнейшей либерализации, необходимой для повышения мирового статуса рубля;

— повышение в российском экспорте доли инновационной, высокотехнологичной продук-

6 Свыше 65 % российского экспорта составляют нефть, не-

фтепродукты и природный газ.

ции, что приведет к изменению структуры трансграничного движения капитала: сократится доля низкодоходных инвестиций за рубеж и увеличится доля высокодоходного частного и государственного ссудного капитала;

— активное внедрение российских рублей в международный платежный оборот, расширение географии его использования (это повысит конкурентоспособность рубля за счет снижения трансакционных издержек).

В свою очередь, успешное решение этих проблем невозможно без стабилизации общеэкономической ситуации, обеспечения стабильного роста ВВП, стимулирования инновационного развития. В Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г. [2] отмечается, что «следствием мирового финансового кризиса может стать развитие кризиса производства, сопровождаемого снижением сырьевых цен и замедлением темпов роста мировой экономики в 2009 — 2010 гг.... Кризисные явления в мировой экономике обусловливают необходимость повышения устойчивости экономики россии и ее способности нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков. Динамика курсов акций и цен на сырьевые товары повышает актуальность перехода россии на инновационный тип экономического развития, а также формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы» [2, с. 5]. Реальный переход к инновационной модели экономического развития7, ставящей акценты на технологической модернизации, улучшении инвестиционного климата, повышении конкурентоспособности и энергетической безопасности, развитии социальной сферы, будет способствовать повышению статуса рубля, а либерализация российской валютной политики — поддерживать инновационное развитие, становясь одним из факторов улучшения инвестиционного климата и ускорения технологической модернизации.

Снижение зависимости отечественной экономики (в т. ч. валютно-финансового положения страны) от конъюнктуры мировых сырьевых рынков будет способствовать укреплению рубля и повышению его статуса, а также стабильности экономики в целом. По данным Минэкономразвития, темп роста ВВП по итогам 2006 г. составил 6,6 %,

2007 г. — 8,1 % в основном за счет увеличения экспортных доходов из-за роста цен на нефть. Объем ВВП (по паритету покупательной способности) в

2008 г. превысил 2 трлн долл. [2, с. 3], и по этому

7 URL:http://www. economy. gov. ru.

показателю россия вышла на шестое место в мире8. Однако снижение цен на сырьевых рынках приводит к падению доходов сырьевых компаний (и бюджета) при сохранении существующего уровня расходов. решить эту проблему можно осуществив переход к инновационной модели развития и изменив структуру экспорта, диверсифицировав его в пользу товаров промышленного производства, машин и оборудования.

сегодня главным препятствием диверсификации экономики является недостаточность инвестиций в основной капитал перерабатывающих отраслей. развитие промышленности обеспечит экономическую стабильность, а достижение большей прозрачности деятельности российских компаний позволит повысить их привлекательность на мировых рынках и будет поддерживать российскую валюту на мировой арене.

использование рубля иностранными контрагентами сдерживают высокие внутристрановые риски, поэтому иностранные партнеры страхуются в максимальной степени, осуществляя внутристра-новые операции в долларах и евро, тем самым ограничивая сферу использования рубля. низкая прозрачность российского бизнеса, сложности применения налогового законодательства увеличивают внутристрановые риски. Минимизировать их можно только преодолев зависимость валютно-фи-нансовой сферы от экспортных сырьевых поступлений. Для этого, в свою очередь, нужно отказаться от систематической поддержки валютного курса, т. е. при существующей модели экономического развития предполагается направленность общего регулирования и редких интервенций на сглаживание пиковых колебаний относительно «равновесного» курса и предотвращение спекулятивных атак, а это противоречит политике Центрального банка рФ. Однако при падении доходов от нефти курс рубля снизится, что повлечет дальнейшее ухудшение состояния платежного баланса страны. Это компонент валютного риска и одна из причин небольшого удельного веса иностранных долгосрочных вложений в российскую экономику.

Еще одна причина, сдерживающая дальнейшую либерализацию современной валютной политики рФ, — высокие темпы инфляции. В развитых странах — эмитентах свободно используемых валют они не превышают 3 — 4 % в год. снижение инфляционного обесценения повысит доверие к рублю и расширит его использование,

8 По оценке Минэкономразвития, в 2009 г. объем ВВП в два раза превысит уровень 1999 г. (удвоится за десять лет).

в частности, выровняются процентные ставки по рублевым и валютным кредитам, что подразумевает потенциальную возможность роста первых. Инфляция в современной России формируется за счет значительного роста стоимости услуг ЖКХ, цен на бензин, роста реальных доходов населения, превышающего возможность российских товаропроизводителей, отсутствия культуры размещения свободных денежных средств в банках или финансовых инструментах. Поэтому в качестве долгосрочных целей денежно-кредитной и бюджетной политики [2, с. 89] поставлены:

• создание необходимых предпосылок для поддержания высоких, в среднем 106 — 107 % в год в период до 2020г., темпов экономического роста;

• обеспечение макроэкономической стабильности и предсказуемости изменения макроэкономических параметров;

• последовательное снижение уровня инфляции9.

Также выделены приоритетные направления макроэкономической политики:

— снижение инфляции до 3 % в год;

— переход к новым денежно-кредитным механизмам обеспечения спроса экономики на деньги, базирующимся на пополнении ликвидности преимущественно за счет рефинансирования банков Центральным банком РФ;

— усиление стимулирующего влияния налоговой системы на развитие экономики при одновременном устойчивом выполнении фискальной функции;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— увеличение государственных расходов на устранение инфраструктурных и институциональных ограничений и создание условий для инновационного развития экономики, повышения уровня и качества жизни населения;

— повышение эффективности бюджетных расходов и системы бюджетирования.

Ряд шагов в банковской сфере уже сделан, в частности введено обязательное страхование банками вкладов физических лиц, Центральный банк постоянно проводит работу по отзыву лицензий у неблагонадежных банков, активизировалась борьба с легализацией доходов, полученных преступным путем, финансированием терроризма и с коррупцией. Однако прошло еще слишком мало времени, основная масса частных инвесторов не пользуется финансовым рынком, ведь по сравнению с вложе-

9 Темпы роста потребительских цен в 2015 г. должны составить не выше 104,5 %, в 2020 г. — 103 %, уровень монетизации экономики повысится до 65 — 75 % ВВП.

ниями в недвижимость риск потери инвестиций на финансовом рынке выше, а доходность ниже. Улучшение инвестиционного климата в целом будет способствовать и повышению доверия населения к российскому финансовому рынку, и дальнейшей либерализации отечественной валютной политики.

Можно выделить следующие преимущества либерализации современной валютной политики:

— с отменой ограничений на движение капитала снижаются издержки инвесторов;

— улучшается инвестиционный климат в стране;

— растет доверие к рублю со стороны юридических и физических лиц, увеличивающих долю рублевых активов.

Тенденция формирования мультивалютных международных резервов в мировой экономике способствует преодолению ограниченности их компонентов и, соответственно, диверсификации валютных рисков и облегчает проведение валютной политики государством.

Однако техническая отмена оставшихся валютных ограничений без создания экономических предпосылок и решения обозначенных задач на фоне достаточно высокого темпа инфляции не даст ожидаемого положительного результата, не решит существующих проблем и на фоне отсутствия механизма перераспределения и использования поступающих денежных средств вынудит продолжать стерилизовать избыточную ликвидность.

При этом стремление обеспечить свободную обратимость рубля — объективный процесс, обусловленный потребностью расширить присутствие РФ в мировой экономике, однако необходимо подкрепить формальный статус реальным. Решение части проблем должны обеспечить продуманная курсовая политика, противодействующая значительным колебаниям курса рубля, эффективное регулирование валютного рынка, поддержание оптимального уровня золотовалютных резервов, переход к реальной свободной конвертируемости рубля.

Мировой опыт показывает, что либерализация валютной политики имеет смысл, если она стимулирует развитие экономики страны. Тогда субъекты хозяйствования смогут извлечь позитив, расширить сферу использования национальной валюты и укрепить свои позиции на международной арене. В целом в сложившейся ситуации РФ предстоит решать проблемы перехода к инновационной модели развития и повышения статуса рубля параллельно.

Список литературы

1. Закон № 131-ФЗ от 26.07.2006 «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле».

2. распоряжение Правительства рФ от 17.11.2008 № 1662-р «Концепция долгосрочного социально-экономического развития российской Федерации на период до 2020 года».

3. инструкция Центрального банка рФ от 26.07.1996 № 45 «О специальных счетах в валюте российской Федерации типа «с».

4. инструкция Центрального банка рФ от 16.07.1993 № 16 «О порядке открытия и ведения уполномоченными банками счетов нерезидентов в валюте рФ».

5. Гамза В. А инфляция в россии: замкнутый круг // инфляция и экономический рост: теория

и практика. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 76 - 83.

6. Красавина Л. Н. Системный подход к проблеме экономического роста без усиления инфляции // инфляция и экономический рост: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 61 — 62.

7. Навой А В., Чистяков Ю. И. некоторые итоги международного движения капитала: российская Федерация, 2006 г. // Деньги и кредит. 2007. № 6. С. 29.

8. Пашковский В. С. Особенности инфляционных процессов в россии. // инфляция и экономический рост: теория и практика. М.: Финансы и статистика, 2007. С. 95 — 98.

9. Фетисов Г. Условия достижения полной конвертируемости рубля // Вопросы экономики. 2006. № 6. С. 34.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.