Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФИЛОСОФИИ "ИХВАН АС-САФА"'

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФИЛОСОФИИ "ИХВАН АС-САФА" Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
27
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ИХВАН АС-САФА" / КЛАССИФИКАЦИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ НАУК / НАУКА О МАТЕРИАЛЬНЫХ НАЧАЛАХ БЫТИЯ / СУБСТАНЦИЯ / ДВИЖЕНИЕ / ВРЕМЯ / ПРОСТРАНСТВО / МЕСТО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Раджабов Худойкул Рахмонкулович

В статье анализируются некоторые проблемы, связанные с естествонаучных знаний в системе классификации наук согласно взглядам «Ихван ас-сафа». В этой классификации естественных наук, выделяются наука о материальных началах бытияили принципах существования предметов на основе движения, времени пространства и места, пустоты, о зодиакальных созвездий, о четырех элементов и др. Особое внимание уделено наукам физики, об атмосферных явлениях, астрономии и космологии, минералогии или науке о минералах, ботанике и познанию растений, зоологии, анатомии животных и их отличие друг от друга

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF NATURAL SCIENCE IN THE PHILOSOPHY OF "IKHWAN AL-SAFA"

The article analyzes some of the problems associated with natural sciences within classification system according to the views of «Ikhwan al-Safa». There are allocated the science on material basis of the being or principle of the existence of objects based on motion, time, space and place, void, sciences of the constellations of the zodiac, the four elements and so on in this classification of the natural sciences. Special attention is given to the sciences of physics,of atmospheric phenomena, astronomy and cosmology, mineralogy or science of minerals, botany and knowledge of plants, zoology, animal anatomy and their difference from each other.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФИЛОСОФИИ "ИХВАН АС-САФА"»

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФИЛОСОФИИ

«ИХВАН АС-САФА»

Раджабов Х. Р.

Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни

«Ихван ас-сафа» занимались естественными науками как философы-энциклопедисты, потому что они к философским наукам наравне с пропедевческими (ар-рийазийат) и логическими (ал-мантикийат) относят и естественные наук (ат-таби'ийат) или более точно - наука о природных вопросах (илм-ут-таби'ийат).

В классификации естественных наук, разработанной авторами Посланий, первое место отведено «науке» о материальных началах или принципах существования предметов (илм-ул-мабади'-ул-джисманийа), в которой включено познание первоматерии и субстанции, формы, времени, пространства и движения. Затрагивая вопрос о первоматерии (хайула), «Ихван ас-сафа» оформляют ее как нечто самостоятельное, устойчивое и постоянное сущесто, бытийность которого описывается как онтологическая реальность, оторванной от материальных тел, она умопостигаемая и в отличие от акциденции или признаков и свойств предметов и явлений не изменяется. Авторы Посланий со ссылкой на «неких мудрецов» утверждают: «Знай смысл изречения мудрых людей, что под первое материей (хайула) подразумевается каждая субстанция (джавхар), которая способна к принятию формы (сура)» и «различие сущих не в первое материи, а в форме, а именно, что мы можем найти многие вещи с одинаковой первое материей, но разными формами, а примере ножа и мечи... и всего того, что сделано из железа... и их разница в имен из-за отличия в формах» и далее - разделяют первое материю на четыре вида: первое материя производства (хайула ас-сина'а) на примере дерева для плотника, железа для кузнеца, воды и земли для строителя , первое материя природы (хайула ат-таби'а) - четыре стихии, первое материя универсального (хайула ал-кулл) - абсолютное тело от которого создается весь мир, «т.е. небесные своды, звезды, стихии, весь Космос, ибо все они телесные и различаются по своим формам» и первичная первое материя (ал-хайула ал-увла) - как «простая умопостигаемая субстанция, которая не ощутима посредством чувства, она только форма существования, а это есть юность» [3, с. 6-7].

Важность такой характеристики первое материи и субстанции заключается в том, что в ней Бог не представлен как субстанция, он трансцендентен и отделяется от «вмешательства» в мирских делах, что дает возможность этим философам для плюралистической ориентации. Она заключается в том, что субстанция и первое материя не рассматриваются как абсолютные первоначала, а признается относительный характер их самостоятельности, что обусловливает их понимание в ракурсе причинности в мировом процессе как необходимости происходящего в природе, обществе и человеке Такая трактовка роли первое материи и субстанций близка к позициям Аристотеля, Плотина и неоплатоников, а в мировоззрении мыслителей Европы к теориям Августина, Фома Аквинского, Лейбница, Декарта, Беркли, Боэция, Больцано и др. Например, Декарт рассматривает субстанцию как вещь, не нуждающаяся в своей бытийности ни в чем, кроме самой себя, а абсолютной субстанцией считает Бога, который «вечен, всемогущ, источник всякого блага и истины, Творец всех вещей...» и вместе с тем к субстанциям относит и товарные вещи, которые «для своего существования нуждаются лишь в обычном содействии Бога» [2, с. 436-438].

Другой важный вопрос в этой части классификации относится к понятиям «место» и «пространство». В простонародном понимании места, утверждают «Ихван ас-сафа», это «вместилище, где помещается [тело] и говорят, что вместилище воды - кувшина, где она занимает место» и «одним словом, место каждого утверждавшегося предмета это -окруженное им тело. Так же говорят, что место это поверхность содержащего тела, в котором следит содержимое» и т.п. Интересен толкование пространства: «Знай о высказывании тех, кто говорят, что место это пространство, имеют в виду форму тела, которое затем мысленно устраняют от первоматерии и описывают в свои души и называют пространство», что считают неверным. «Ихван ас-сафа» явно поддерживают трактовку Аристотелем пространства, у которого оно представлено как «индивидуальное достояние» чувственно-воспринимаемых физических тел. На их взгляд, душа «отрывает» форму сенсибельного от первоматерии и представляет ее в

своей оности в отсутствии первоматерии, разделяя первом материю от формы. Она осматривает их иногда в отдельности, а в другой раз - в составляющем виде.

Получается, что «Ихван ас-сафа» место отождествляли с пространством и протяженностью и как Декарт связывали место с определенным положением вещи относительно других, различая внешнее и внутреннее место [1, с. 231-255]. Оно в человеческом мышлении отображает множество предметов, явлений и данных и формирует сложный образ мира без участия самого того мира в пространственном положении. Как в натурфилософии Аристотеля, ключевое значение в этом вопросе получает определение границ тел и явлений, где особое внимание отводится вопросу о движении.

«Ихван ас-сафа» рассматривают движение по шестью аспектам: существование и уничтожение (ал-кавн ва-л-фасад), увеличение и уменьшение (аз-зийада ва-л-нуксан), изменение и перемещение (ат-тагаййур ва-н-нукла), которые разъясняют следующим образом: «Существование это выход вещей из [состояния], небытия к бытийности, либо потенциальности к актуальности и уничтожение является его противоположным [состоянием]. Увеличение же считается удаление крайностей тела от его центра, а уменьшение -противоположное ему. Изменение это превращение описания на описываемое в свойствах цвета, вкуса, запаха и т.п. Что касается движения, которое называется перемещением, в простонародном разговоре объясняется как выход из одного места в другое и говорят, что перемещение это бытие в совмещении другой области в последующем времени. Оба они правильные и по своему направленности прямолинейные, в то время как круглое движение - неправильное так как двигающийся по кругу перемещается из одного места в другое, не производит другое перемещение в следующем времени, ибо говорят, что все части двигающегося по кругу меняет свое место и становится в перемещение, а исключением составляет та часть, которая помещена в середине, в которой оно находит свое место и не двигается... И знай, что одно движение отделяется от другого только с наличием покоя между ними, и это знают музыканты и не испытывают сомнение в нем» [3, с. 141.

Кроме того, авторы Посланий движение подразделяют на субстанциональное (джавхарийа), на примере движения огня, который «при случае угасания, прекращает свое движение и исчезает его субстанция», и на акцидентальное, на примере движения воды, воздуха и земли, у которых если даже прекращается движение, существование их субстанции не нарушается» [3, с. 151.

Следующую часть в этой части классификации наук занимает вопрос времени. Как и в современной физике, в учении «Ихван ас-сафа» исчерпывающее определение или теории, которые бы могли объяснить и описывать время, не существует. Поэтому, «Ихван ас-сафа» прежде всего, указывают на простонародное толкование этого онтологического термина, что «в простонародном понимании оно означает прохождение годов, месяцев, дней и часов и говорят, что оно количество движения небесных свод в непрерывности... и многие полагают, что время в принципе не существует, если брать во внимании то, что самое длинное звено времени это годы. Годы из которых что-то прошло, а что-то еще придет и из них существует только пока один год и этот год также представляет собой месяцы, из которых что-то прошло, а что-то еще придет и существует только один месяц...» [3, с. 171.

Второй аспект данного вопроса «Ихван ас-сафа» рассматривают в условности вечности времени и оно заключается в том, что «все время это день и ночь в течение 24 часов и оно существует за это фрагмент от постоянного кружения Земли, которое заключается в том, что если, например, полдня воскресенья в стране, долгота которой 20°, первый час от этого дня есть в странах, долгота которых составляет от 1 до 15°, а второй час имеет место там, долгота которого составляет от 16 до 30°..., а двенадцатый час есть в странах, долгота которых составляет до 180°» Г3, с. 171.

По этим характеристикам времени можно заключить, что время для «Ихван ас-сафа» априорная характеристика предметов и явлений мира, оно - непрерывная величина, которая определяется последовательностью событий, и оно существует отдельно от пространства и материального мира. Под влиянием пифагореизма, «Ихван ас-сафа» довольно четко проводят арифметизацию - момент времени определяется числом в прошлом, настоящем и будущем времени. Эта арифметизация происходит в рамках физического измерения течения времени, основанием которого является вращение небесных сводов вокруг осью мира. «Ихван ас-сафа» в этом вопросе не

сосредотачиваются на связи времени теологическими интерпретациями, а на теоретическое естествознание, что было показано при разъяснении авторами Посланий субстанциональной и реляционной сущности, направленности, необратимости и длительности времени.

В этой картине мироздания легко можно обнаружить, что «Ихван ас-сафа» Вселенную в ее материальном значении описывают конечной и ограничивают ее указанными сферами, вне которых не мыслилось ничего материального, отсюда, там не могло быть пространства, и времени. Но за этим миром представляется нематериальный, духовный (ар-рухани) мир, существование которого постулировалось. Здесь проявляться не конечность и неограниченность мира, и в духовном его форме стоит Бог. Тем временем, «Ихван ас-сафа» утверждают шарообразность Земли и движение в форме кругового суточного движения небесных светил, поэтому в такой ограниченной Вселенной возникает необходимость существования центра как точка, равноудаленная от периферии. Речь идет о геоцентрическом положении Земли: «Знай, мой брат, что Земля, на которой мы находимся... есть центр Вселенной посередине атмосферы» [3, с. 27]. Однако, удивительно, что «Ихван ас-сафа» говорят и о гелиоцентризме, т.е. о месторасположении Солнца в центре Вселенной, о котором речь идет в одноименном разделе «О том, что месторасположение Солнца - центр мир». Они писали: «Знай, что Солнце с его бытности в небесной сфере как владыка на Земле... становится ее центром по божественной мудрости по середине мира... Оно заключается в том, что центр Солнца это середина ее небесной сферы, которая находится по середине небесных сфер, так как если вся Вселенная это двенадцать сфер, как было сказано раннее, и пять из них находятся за ее сферой окружения друг за другом... , и пять ниже него...» [3, с. 30].

Интересны и рассуждения авторов Посланий о пустоте: «Смысл пустоты заключается в свободном месте, которое не заполнено ничем, в то время как место одно из атрибутов тела, которое бывает только с телом и оно не может быть без него» [3, с. 28]. Иными словами, пустота есть то, в чем не имеется какая-либо определенная вещь или тело, на примере света и тьмы, которые «оба отнесутся к признаками предмета и невозможно себе представить какое-либо место во Вселенной ни темным и ни светлим вообще, то где существует пустота?». В связи с этим, они опровергают утверждение о том, что «вне небесных сфер существует другое тело с неограниченными пустотами» и доказывают, что «в принципе, пустота не имеет место ни кнаружи и ни внутри мира, ибо смысл пустоты заключается в незаполненном месте..., а воображение как одной из силы души может представлять то, что не может являться истинным. Поэтому, мы не должны судить по его воображениям, что он прав, до тех пор, пока одна из чувственных сил дает нам необходимые доказательства или же разум выносит по нему свои утверждений» [3, с. 301.

Другой раздел этого Послания посвящен проблеме зодиакальных созвездий (ал-бурудж), которые насчитываются двенадцать единиц, «воображаемо распределенных в плоскости вращения эклиптики по двенадцати линиям, начинающей с одной точкой и завершающей другой точкой напротив ее, и каждая из них как подобна куску арбуза и называются зодиакальными созвездиями, а две точки - двумя полюсами сферы. Солнце отмечается на плоскости сферы по его движению за каждый 365 суток (в современной науке - 365,24 суток - Х.Р.) воображаемым кругом зодиакальных знаков..., а круг это разделение сферы на две части и каждое зодиакальное созвездие - на две равные части...» [3, с. 30].

В то же время, нельзя однозначно говорить о научности во всех аспектах этих знаний. Даже, колеблясь между геоцентризмом и гелиоцентризмом в своем учении, «Ихван ас-сафа» все-таки возвращают к признанию вращения небесных сфер вокруг Земли, т.е. к геоцентризму. наравне с созвездиями довольно подробно описывают звезды и планеты. Об этом довольно ясно они пишут в разделе «О различии вращения небесных сфер вокруг Земли». В нем они, прежде всего, указывают а то, что количество «устойчивых» звезд составляет 1022 единиц (общее число звезд согласно современным исследованиям составляет 1000 единиц на 1 квадратный градус звездного неба Земли.). Далее они пишут: «Знай, о мой брат, что окружающая небесная сфера, которая является серводвигателем от первого движения, принадлежащего Всеобщей Души, вращается вокруг Земли в течение 24 часов, равных одному кругу и когда планета находится в

соприкасанием с ее кругом изнутри, происходит ее движение в определенном направлении, в сторону которого она вращается» [3, с. 34].

В подлунном мире все тела, по утверждению «Ихван ас-сафа», состоят из четырех элементов: земля, вода, воздух и огонь. Как было упомянуто раннее, познание сущностей этих четырех стихий и пути трансформации одного в другое под влиянием высших факторов, в результате которого происходят явления и сущее в виде минералов, растений и животного и человека, а также обратного процесса в сторону их разложения включено в науке о возникновении и уничтожении ('илм-ул-кавн ва-л-фасад). Тела в подлунном мире они подразделяют на семь видов: четыре из них относят к универсальной первооснов (ал-уммахат ал-куллийа) - огонь, воздух, вода и земля, а три - к первоэлементам частных сущих (ал-муваллидат ал-джуз'ийат) - минералы, растение и животное.

В теории о четырех первоэлементах «Ихван ас-сафа» можно прослеживать, что все эти четыре элементы наделены особыми противоположными свойствами, присущими всем телам, которые приводят их в движение. Она была разработана под влиянием Эмпедокла, и особенно, Платона и Аристотеля.

Кроме того, по общеизвестной меркой современной физики теплота это кинетическая часть энергии вещества, которая определяется беспорядочным движением молекул и атомов данного вещества и чем больше интенсивность их движения, тем больше температура. Конечно, авторам «Ихван ас-сафа» неизвестны были понятия атома и молекулы, но тем не менее их понимание вопроса были сформулированы почти в таком духе: «Теплота во истину при движении подвергает тела течению и разложению, ибо ее части будут отделяться от своих соседних частей, но кипение, которое есть тоже теплота, не воздействует на них. Что касается холода, то он оказывает воздействие на тела при их покое, а небесные тела всегда находятся в движении и вращения и ни покоятся, и ни охлаждаются. Влажность же воздействует на тела в том случае, если она приводит в движении некоторых их части, а других в покое, однако у небесных тел нет покоя. И знай, что действительно небесные тела строго сцеплены друг с другом по интенсивности сухости, а эта интенсивность результат усиления движения и вращения, так как движение порождает теплоту, а она - сухость, а если сухость приходит в конец, погаснет температура» [3, с. 49].

Здесь речь фактически идет о некоторых вопросах термодинамики - один из разделов современной физики, а более точно - равновесной (классической) термодинамики, изучающей внутреннюю энергию, температуру, энтропию (функция, характеризующая меру необратимого рассеяния энергии в теле) и др. В этой цитате также прослеживается сходство взглядов авторов Посланий (с разницей в терминологии) с термодинамической системе, где внешние условия неизменны, но в самой системе происходят самые разные процессы физического и химического характеров, которые имеют двоякое - прямое и обратное направления.

Минералогия или наука о минералах (илм-ул-ма'адин) предназначена для познания сущностей субстанций минералов, происходящих от пар, концентрированных в недрах земли, прессованных и трансформирующих соединений в воздухе, в горных пещерах и морских глубинах и она является следующей частью классификации наук «Ихван ас-сафа». В научном определении сущности минералов, авторы Посланий в первую очередь, проявляют умение различать их по разным свойствам - цвет, твердость, состав и форма, также и их место происхождения. Они утверждают, что «субстанции минералов по своим свойствам, вкусу, цветам и запаху различны и каждый из них зависит от разнообразия почвы зон минералов, воды и изменения воздуха. Дело в том, что сфера Земли в целом со своими частями, их глубинами, внешним и внутренним значениям, слоями глины разнообразна и различна по составу и происхождению. Среди них выделяются твердые скалы и горы, камни и валянья, твердые, гладкие камни толченные пески, дряблые глины, мягкая земля, трещины в горах, что одни перемешаны с другими или с их соседями» [3, с. 90].

«Ихван ас-сафа» для более глубокого и правильного различения минералов, разделяет их на три вида: первое, минералы, которые образуются в песке, глине и соленой земле, в течение года или меньше, на примере сульфура, соли и т.п.; второе, минералы, которые образуются на дне моря и местонахождения вод в течение шести месяцев или больше его, как жемчуг и коралл. Один из них растительный - коралл, а другое - жемчуг является животным существом; третий, минералы, образующиеся в

горных пещерах, недрах камней и песках в течение двух годов, на примере золота, серебра, меди, железа, олова и др. Среди них есть такие, которые могут образоваться в течение срока до двух годов: яхонт, аквамарин, агат и т.п. Каждый вид минерала может происходит в определенном месте и условии: «Таково и суждение по минеральным субстанциям - каждая из них предрасполагается на специальной зоне и известной местности, и только в них они могут образоваться. Например, золото, которое образуется в песчаных местах, горах и рыхлых каменистых зон... Существуют минеральные субстанции, которые твердые каменистые, но огнем могут расплавиться, а при охлаждении - затвердятся, на примере золота, серебра, меди, железа, олова, стекла и т.п. Есть другие минеральные субстанции, которые твердые каменистые, но могут расплавиться только высокой температурой огня и разбиваются только с помощью алмаза, как яхонт и агат...» [3, с. 104].

Естественно, наблюдения авторов Посланий по минералам носили наблюдательный характер и они определяли их по физическим свойствам, т.е. по вещественным составом - цвет, блеск, прозрачность, запах, вкус, шероховатость, хрупкость, характер излома, спайности, твердость и др. Но в силу обстоятельств они все еще далеки были от определения других таких свойств как удельный вес, электропроводность, гигроскопичность и т.п., или же от определения свойств минералов по строению и химическому составу. Тем не менее, дефиниция и дескрипция различных свойств минералов - гладкость, плотность, блеск, прозрачности и цвет, что они зависят от различного сочетания и чистоты первичных материй, а также то, что отвердение одних пород камней происходит от тепла, других — от холода, третьих - от действия обоих этих начал, разделение камней на плавких и неплавких, на горючих и негорючих и др., в основном представлены по их практическому применению и освобождены от мифологических и религиозных представлений о минералах и их свойствах.

Остается заметить, что авторы Посланий проблемам минералов в трактатах уделили особое внимание и посвятили им более пятидесяти страниц, где рассмотрены довольно широкий круг проблем, что требует специального исследования с привлечением специалистов в этой области.

Двадцать первое Послание с названием «О родах растений» (Фи аджнас ан-набат) «Ихван ас-сафа» посвящают ботанике и познанию растений, которые сажают или рассеивают и либо проращивают на земле, на склонах гор, в глубинах воды, на берегах рек и т.п. Для начала, они предварительно защищая себя от возможного нападки на них непросвещенных людей, и особенно людей религии, отмечают, что «любой разумный человек, если размышляет над состоянием растений по искусству форм их происхождения, продольности корней под землей, разветвлению стебель в сторону воздуха, разрезанию листе по фигурам и красок их цветков, разнообразности форм их зерен и видов плодов большого и маленького размеров, различию цветов, вкуса и запаха, то становится ему ясным и необходимым знанием, что у них есть Мудрый Творец, ибо разум этого человека свидетельствует ему, что четыре стихии с противоположными силами и отталкивающими свойствами не могут концентрировать и составлять те характеристики, которые были упомянуты здесь...Но если не размышлять над свойствам этого искусства, [ответит на ворсы] для чего сделано так, а не так и так? - не поймешь, не осмыслишь и не представишь их» [3, с. 152].

В этих толкованиях «Ихван ас-сафа» продвигаются по двум направлениям в разъяснении вопроса - метафизическом, когда отнесут источника происхождения растений к духовным элементам надлунного мира и философском - когда, вопрос решается в пределах явлений природы и окружающей сферы человека. При этом вмешательство Бога в делах природы отвергается. Более ясно этот тезис отражено в следующих утверждений авторов Посланий: «Растения явные и очевидные, не скрытые существа, однако их творец и внутренние причины происхождения скрыты от познания. Это то, что называется философией сил природы, и то, что называется законы ангелов и слуг Аллаха, уполномоченных за развитие растений, рождение животных и образование минералов, которые мы назовем частными искусствами. По отношению к ним употребляются разные выражения, но смысл - единый, а именно, - философы и мудрецы относят этих сущих к силам природы, а люди шариата - к ангелам, но не к Аллаху Всевышнему - да возвеличат Его! - ибо Он превосходит непосредственности с природными телами, телесными движениями и деяниями» [3, с. 152-153].

Таким образом, «Ихван ас-сафа» рассмотрение вопроса в его природном значении переносят на область философствования о растений, иначе говоря - на философию ботаники. Они считают, что растение подобно животным относятся к живому организму, который характеризируется происхождением, ростом и развитием. Происхождение растений связывают с следующими видами причин: субстанциональная (ал-иллат-ул-хайуланийа) - четыре стихии, действующая (ал-иллат-ул-фаилийа) - силы Всеобщей Души, завершающая (ал-иллат-ул-тамамийа) - «как пища и польза для животных» и формообразующая (ал-иллат-ул-суварийа) - «это причины от небесных сфер, разъяснение которых занимает долгое время». Рост растений же продолжается в течении всего времени их существования и сопровождается как увеличением размеров, так и происхождением новых структурных элементов в клетках и в самом организме: «И знай о мой брат, что растения являются телами, каждое из которых наращивается из земли, питаются и растут. Среди них есть деревья, которые наращивает свои стебли и корни; другая группа относятся к посадками, семена, зерно или стеблю которых посиживают. Есть другие виды растений, которые образуются от частей четырех стихий при их перемещении и соединение друг с другом, на примере трав» [3, с. 158]. «Ихван ас-сафа» не упоминают здесь клетки, которые можно просматривать вверху стебля, в форме нарастания или же в области вытягивания корня. Растения проходя этот этап, начинают растягиваться и увеличиваться в размерах, а потом в стадию различения. Как указано в данной цитате, характер роста растений в зависимости от их видов, отличается.

Последняя наука по порядку расположения в классификации естественных наук называется зоология (илм-ул-хайван), связанная с познанием всех тел, характеризирующихся рождением, питанием, ростом, ощущением, движением в виде ходьбы на земле, летанием в воздухе, плаванием в воде, ползанием по суше и либо двигаются внутри тела другого существа, как черви в телах животных или древесинах, фруктах, зернах и т.п., а также познание количества их родов и видов, их характеристик, способов формирования в эмбрионах или яйцах. «Ихван ас-сафа» подчеркивают, что в целом животное это «двигающейся и чувствительное тело, которое питается и растет... и выше ранга животного есть только статус человека» [3, с. 184] и «среди животных есть такие, которые исполнены в творении и совершенны в форме, они спариваются, оплодотворяются, рожают и кормятся грудью; есть другая группа, которая недостаточна в творении, и образующаяся в стихийности, как насекомые и паразиты. Они возникают, откладывают яйца, кормят и воспитывают» [3, с. 181]. Далее, авторы Посланий отмечают предшественности «неполноценных» животных по отношению к совершенных их видов, что фактическисовпадает с тезисом в современной науке, которая установила, что животные произошли от жгутиковых одноклеточных живых организмов. Между прочим, также нужно обратить внимание на то, что принято считать, что шведский ученый Карл Линней (1707-1778) впервые составил иерархическую классификацию живого существа и разделил природу животного мира на три основные «царства» - минеральное, растительное и животное, что не совсем корректно, которое подтверждается в классификации авторов Посланий. Другое дело. К. Линней использовав четыре уровня - классы, отряды, роды и виды [4, с. 44-50], из которых только две последние термины фиксированы в Посланиях «Ихван ас-сафа».

В двадцать втором послании описываются некоторые анатомические свойства этих животных и их отличие друг от друга, также как и их специфики происхождения и развития в сопоставлении с другими животными, как например слона и курицы, а также способы действия органов тела, как легкие, печень, желудок и др., способы воспроизведения ими звуков, виды их движения и перемещения, питания и способы употребления пищи. Специальный раздел в этом Послании посвящен «классификацию состояния птиц» и другим свойствам, отражающим их жизнедеятельности и т.п..

Несмотря на то что характеристика классификации естественных наук «Ихван ас-сафа» обрисовывает принципы построения и разработки науки и знания, этим отнюдь не исчерпывается весь спектр ее проблематики. «Ихван ас-сафа», к естественным наукам причисляют также медицину и ветеринарию, «управление домашними и дикими животными, птиц, земледелием, рождаемостью и науки об искусствах также в отдельности входят в естествознании. Кроме того, в этой классификации ввиду отличия их методологии от естественных наук и включения их в комплекс формальных наук, не входят математика и логика.

Таким образом, попытки «Ихван ас-сафа» осмыслить основные проблемы естествознаний как одни из составляющих системы их научного знания, представляют собой упорядоченные сведения о закономерностях развития мира и его составляющих элементах, которые объединены как объекты и предметы в вышеуказанных наук. Поэтому, классификацию естественных наук «Ихван ас-сафа» важна тем, что ее ключевыми структурными элементами выступают сама наука, а не ценностно-идеологические вопросы, дефилирующие характер познания, толкования и масштаб допустимости понимания гносеологической картины мира.

Литература:

1. Декарт. Начала философии. Антология мировой философии. Т. 2.- М., 1970.

2. Избранные произведения. - М.: Наука, 1950.

3. Ихван ас-сафа. - Бейрут, 1957. - Т.2.

4. Юзепчук С. В. Линней и проблема вида // Вестник АН СССР. - М. - 1957. - № 5.

ПРОБЛЕМЫ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ЗНАНИЙ В ФИЛОСОФИИ «ИХВАН АС-САФА»

В статье анализируются некоторые проблемы, связанные с естествонаучных знаний в системе классификации наук согласно взглядам «Ихван ас-сафа». В этой классификации естественных наук, выделяются наука о материальных началах бытияили принципах существования предметов на основе движения, времени пространства и места, пустоты, о зодиакальных созвездий, о четырех элементов и др. Особое внимание уделено наукам физики, об атмосферных явлениях, астрономии и космологии, минералогии или науке о минералах, ботанике и познанию растений, зоологии, анатомии животных и их отличие друг от друга

Ключевые слова: «Ихван ас-сафа», классификация естественных наук, наука о материальных началах бытия, субстанция, движение, время, пространство, место.

PROBLEMS OF NATURAL SCIENCE IN THE PHILOSOPHY OF «IKHWAN AL-SAFA»

The article analyzes some of the problems associated with natural sciences within classification system according to the views of «Ikhwan al-Safa». There are allocated the science on material basis of the being or principle of the existence of objects based on motion, time, space and place, void, sciences of the constellations of the zodiac, the four elements and so on in this classification of the natural sciences. Special attention is given to the sciences of physics,of atmospheric phenomena, astronomy and cosmology, mineralogy or science of minerals, botany and knowledge of plants, zoology, animal anatomy and their difference from each other.

Keywords: «Ikhwan al-Safa», classification of the natural sciences, the science on material basis of the being, substance, motion, time, space, place.

Сведения об авторе: Раджабов Худойкул Рахмонкулович, соискатель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: rajabov-kh@mail.ru

Аbout author: Rajabov Khudoiqul Rahmonqulovich, researcher of the chair of philosophy department, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini

О НЕКОТОРЫХ КОНЦЕПЦИЯХ СУФИЙСКОЙ ГНОСЕОЛОГИИ В ВОЗЗРЕНИЯХ Я'КУБА ЧАРХИ

Махмадулаев С.

Главная научная редакция Таджикской национальной энциклопедии

История теории познания в исламской культуре свидетельствует о разделении знания на религиозное и светское, об устремлении философско-научного знания на постижение дольнего мира, а религиозного на запредельный мир, и поэтому знание дольнего мира играло в нём служебную роль подступа к иному миру. Исходя из этого, суфийская концепция знания имеет мало общего с научным знанием, которое не ограничивается личным миром веры и неверия, а направлено на земной мир, на практические дела и нужды людей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.