strengthening of identity of youth, interferes with thoughtless and chaotic mastering of the globalized cultural samples by it and values.
Key words: cultural globalisation, youth, TV, globalisation factors, Iran, identity of youth.
Сведения об авторе: Шейхан А. А., шискатель отдела социальной философии Института философии, политологии и права Академии наук Республики Таджикистан, e-mail: shaykhan90@gmail.com
Information about the author: Sheikhan A. A., researcher of the department of social philosophy of Institute of Philosophy, Political Sciences and Law of the Academy of Sciences of the Republic of Tajikistan
ЗНАНИЕ И НАУКИ В ФИЛОСОФИИ «ИХВАН АС-САФА»
Раджабов Х. Р.
Таджикский государственный педагогический университет имени С. Айни
Мусульманская философия была разработана из мотивации, нацеленной на поиск истины во внешнем мире. Само собой разумеющимся, что есть мир реальности, и что есть человеческий разум как познавательная сила, которая позволит ему открыть для себя этот мир. Большинство исламских философов верили в силу разума и в мудрости человека для открытия как метафизических, так и истин действительности, в целом связанных с определением «сущности» и «существования» вещей. По этой причине, основные части философских текстов в этой традиции были посвящены метафизическим вопросам, хотя для познания этого мира они ссылаются на человеческую душу и ум, однако эти вопросы в основном рассматриваются с онтологической точкой зрения, не доведя их до чисто эпистемологического уровня. Тем не менее, они в этом онтологическом контексте пытались также выработать теории о сущности и существования разума и знаний и их причин.
В философии «Ихван ас-сафа» в целом основной проблемой тоже оставались бы не эпистемологические, а онтологические идеи. Но под влиянием древнегреческих и других рационалистических школ мусульманской философии, некоторые части философии, такие как гносеология, этика и философия о науке, стали более важными и составляли отдельные главы в философских текстов Посланий, а знанию и науке в них отводится особую роль и значение. Обобщая изучение светских наук под понятием «философии» авторы Посланий характеризируют цель этой «философии» таким образом: «Максимальная цель философии, как было сказано, это [достижение] уподобдения с Богом в зависимомти от степени терпения человека... , что опирается на четыре направлений: первое, познание истины сущих; второе - создание верного убеждения; образование прекрасной нравственности и славные качества; четвертое -добрые деяния и деятельности» [7, с. 28]. В достижении этой цели, «Ихван ас-сафа» знание определяют таким образом: «Знание пища и жизнь души подобно тому, что еда и все продукты питания являются пищей и напитком для тела и его жизни» [7, с. 17]. Кроме того, «Ихван ас-сафа» утверждают, что «знание (ал- илм) это образ воспринятого объекта в душе (говорящей - Р.Х.) ученого, которому противостоит невежество, лишенное этим образом. И знай, что души действия признак актуальности, души обучающихся - признак потенциальности, а изучение и обучение - ничто иное, как вывод того, что есть в потенции, т.е. [превращение] возможности в актуальности, означающее существование, если соотносит это к ученому, то называется обучением, а если к изучающим - обучением» [5, с. 162-163]. Так, авторы Посланий, затрагивая вопрос о сущности знания, обращаются к его психическому началу, которое зависит от способности восприятия субъекта, но в основном исходит от «сущности» как объекта, так и субъекта знания. При этом, процесс получения знания рассматривается ими в
рамках комбинации знания-изучение-обучение, которое организуется посредством органов чувств и разума и в итоге оно реализуется в «производстве».
Все эти различия в получении знания и его реализации связываются с силой души человека, точнее с деятельностью двух ее разнородностей: «У души две силы: познающая ('аллама) и актуальная (фа'ала). С помощью познающей силы она воспринимает образы информации от ее субстанции и воображает в своей самости с тем, чтобы самость этих образов стали бы как субстанция..., а актуальной силой -выводит образы из ее мышления и запечатлеет их в материальной субстанции... Таким образом, каждое обучающееся это ремесло, а образы производящегося в его душе имеются потенциально и если он изучает, они становятся актуальными. Изучение не что иное, как путь от потенциальности к актуальности, а обучение не что иное, как указание на путь, а мастера - указывающие на него» [5, с. 183].
Стоит различать врожденную идею от врожденного знания, с одной стороны, и говоря языком Канта, - априорной концепции от априорного знания, с другой стороны. «Ихван ас-сафа» отвергли существование врожденной концепции или знания в целом, и в этой связи они согласны с неоплатонизмом древнегреческой философии. Отвергая априорную концепцию знания, они тем не менее признали, что существуют некоторые элементы априори знания, которые должны быть почвой для формирования априорной концепции. В этом случае, они имеют единогласие с рационалистами в западной философии, но со своей стили интерпретации вопроса: «И знай, что некоторые знания от вещей бывают естественно-врожденные (таби'и гаризи), на примере того, что ощущаем органами чувств или же как в первичных интеллегибельных, а другие -обученные-приобретенные (та'лими муктасаб) на примере геометрических наук и литературы, за что последует организации закона» [7, с. 17]. Хотя в философских текстах Посланий, которые относятся к вопросу о знании и науке, мы находим, что их авторы настаивают на приобретение универсальныех концепций и некоторые абстракции от конкретных концепций, в стадии объяснения они считают, что посредством разума создаются универсалии вследствием приобретения сведения через опыт. Вышеприведенное дает нам повод сказать, что интерпретация данного вопроса в эпистемологическом направлении как и остальные аспекты знания построены на основе эмпирических убеждений, полученных из чувственного опыта. Но авторы Посланий рассматривают его как одной из версии достижения знаний, которые могут быть подвергнуты самым строгим возражениям, как часто неприемлемым, главным образом, потому что «Ихван ас-сафа» нацелены на получение доказательства против не только чувственного познания, но и самого опыта на предмет убеждения о верности знания.
Мышление человека как опосредственное средство отражения между чувственными органами и объекта может создать образ на основе уже имеющихся ранее сведений, знаний без обращения к опыту, т.е. производит выводное знание. На предварительном же уровне, таким образом, познание мира с помощью органов чувств производится как отражение некоторых признаков предметов и явлений, как восприятие с формированием целостного образа через прямое их воздействие на органы чувств человека и как представение в виде сохранения чувственного образа явлений или предмета в памяти. Преимущество чуственного опыта «Ихван ас-сафа» видят в том, что он обладает свойство непосредственного отношения и контакта с действительностью, т.е. органы чувств отражают реальный мир.
Вместе с этим, «Ихван ас-сафа» убеждены, что знания, полученные посредством органов чувст, имеют много недостатков. Этот тезис они обосновывают следующим образом: во-первых, опосредственным состоянием самого человека по отношению к другим явлениям реальности - «такова состояние человека, что он - не предшествующее существо по сравнению с вещами и не последнее из них, так как есть существа, которые предшествуют ему, как четыре стихии и небесные сферы, и которые последуют за ним, на примере промышленных существах»; во-вторых, его достоинством среди остальных сущих - «ибо есть существа, которые достойнее его, на примере приближенных [к Богу]
ангелов, а другие ниже его, как животные». Имеется в виду, что при комбинировании чувственных представлений, могут создаваться образы, которые не имеют связи с реальным миром. В-третьих, слабостью силы человека - «таково его состояние силы и слабости - опосредственное, что оно не крепкое и не слабое, ибо есть сущее, крепче, чем он, на примере льва, и есть более слабые как маленькие живые существа»; отсюда, способности человека в достижении знаний - «такова его состояние между невежеством и образованностью - опосредственное, и он в знании не такой твердый, как ангелы, но и не такой невежественный как животные»; отсюда, человек имеет средний уровень способности в получении информации - «таково состояние его доступа к информациям - среднее и оно варьируется между двумя сторонами, а именно, человек не имеет окружение со многими экстравагантными вещами, на примере умножения множества цифер и он может воспринимать малое их количество, как часть, которая неделима, и которая лежит в основе десятков этих цифер и тому подобное». И добавляют: «Таково состояние способности его органов ощущения в восприятии сенсибельного, что он ощущает его средний уровень между двумя положениями, а именно, например, сила зрения не может представлять цвет красок в темноте, так же как она неспособна воспринимать [действительность] при ярком свете типа посмотреть в сторону лучей Солнца в середине дня в летнее время» [7, с. 20-21]. Подобно этому, «Ихван ас-сафа» разъясняют недостаток и «среднее положение» других органов чувств в представлении реальной действительности. А это означает, что человек способен производить представления лишь об отдельных явлениях или предметах, об их отдельных свойствах и признаках.
К недостаткам чувственного познания так же добавляется субъективность представления и восприятия: «Нельзя полагаться на представление (тахаййул), ибо представление не производит истину, а то, что не приводит к истине, оно не не убедительное и не устойчиво в своей верности подобно тому, что не убедишься и не удостоверяешься в истинности силы зрения при определениии цвета чего-либо в составе пищи и его истинности лишь тогда, когда проверяешь его силой обоняния. Ты бы познал его истину, если бы также не игнорировал силу вкуса» [7, с. 28]. Так, «Ихван ас-сафа» описывают представление по сравнению с восприятием, которое образуется в результате непосредственного контакта человека с предметом или явлениием, как следующий шаг познания, где присутствует новый признак - обобщение информации, полученных разными органами чувств. Представление еще зависимо от органов чувств и относится к чувственной ступени познания, но вместе с тем оно играет переходящую роль между чувственным и рациональным познаниями действительности и оно как и другие формы чувственного познания создают базу для рационального познания.
Это означает, что образ, может получить преимущество целостности, в первую очередь, в мыслительной деятельности человека, способствующей проникновению во внутренную сущность предметов или явлений. «Ихван ас-сафа» описывая человека по его способности достижения знаний, подчеркивают, что чувственные силы транспортируют формировавший образ предмета в область представления, а через него к силе мышления и «когда сенсибельное исчезает в созерцании органов чувств, его формировавшиеся образы остаются в мышление [говорящей] души» [7, с. 14], ибо «если вещь интеллегибельно не будет обработан, невозможно применить доказательство по отношению к ней» [8, с. 18]. Здесь происходит рациональное познание действительности посредством таких его форм как понятие (фахм), суждение (хукм) и умозаключение (кийас), которые будут рассмотрены в следующей части данной работы.
Достоверность же полученного знания проверяется двумя способами - на практике и логико-философскими методами. На практике же для получения новых знаний любому органу чувств требуется наличие определенных условий, например, для органов зрения нужен свет, чтобы правильно отражать объект действительности. При этом, как подчеркивают авторы Посланий, «любое чувство постигаемо самостно и постигаемо акцидентально и оно не сталкивается с заблуждением в постигаемом, имеющим
самостное значение, а на самом деле, это чувство заблуждение достигает в акцидентальном познании. Примером тому служит орган зрения, в числу постижения самостным путем которого входит свет и темнота, в определении которых он не допускает ошибку во всех временах. Что же касается его постижение цветов, разновидностей, ситуаций, расстояний, движений и тому подобное, которые он ощущает посредством лучей и света в условиях, которые нами было указано раннее, может быть совершено с ошибкой и неточно. Оно происходит в случае, когда условия постижения, которое необходимо для этого, недостаточные. Так можно судить и о других органов чувств и их объектов познания» [8, с. 12].
Кроме того, «Ихван ас-сафа» допускают разделение светских и религиозных наук, утверждаю того, что «нет знаний, практики и торговля, где бы между их последователями не было конфликтов и противоречий. Среди этих противоречий есть разногласие между ученых по вопросу о сотворении мира иди его вечности, которые делятся на две группы: философская и шариатская», хотя, в этом конечно, авторы Посланий по общезвестным причинам склоняются к религиозному мировоззрению: «Пророки, да мир им!- все имеют видение и убеждены в том, что телесный мир без никаких сомнений сотворен. Так же считают некоторые добродетельные философы, достигающие совершенства в науке, в то время как несовершенные философы сомневаются в том, что говорят, проявляют удивление, когда утверждают вечность мира» [8, с. 23]. Поэтому, для оправдания своей наклонности в сторону светских знаний и наук, они часто ссылаются на ал-хукама ал-аввалин («первые философы»), т.е. древнегреческих философов, изучавших науки от космологии до самого человека и его общество, попытавшиеся создать мост отношений между наукой и религией. Тем не менее, «курс направления наших уважаемых добродетельных братьев это взгляд на мир в целом, достижение истины ее вещей, т.е. изучение философских и пророческих наук вместе взятых так, что это знание было бы широким морем и пространным полем. Это вынудило нас поговорить об обстоятельстве, что вызвало необходимость поработать над Посланиями, которых насчитываются пятьдесят один, а разговор там краткий насколько это возможен». Философию и религию объединяет одна цель - «воспитание человеческой души и выведение ее от состояния недостаточности к совершенству, от предела потенциальности к актуальности... Но их разногласия в методах, ведущих к этой цели по причине различия натуры и акциденции, которые проявляются у душ людей, а именно, различия вопросов законов, устоев религий, предписаний религиозных законов, так же как и отличаются лекарства и способы лечения врачей в зависимости от обнаруженных болезней в теле человека и в зависимости от их времени и места проявления» [7, с. 28].
В этом смысле, авторы Посланий указывают на то, что объекты познания неограниченные и связаны многогранной связью с окружающим миром, а в ходе их наблюдения, измерения, расчетов, суждений и оценок производятся различные точки зрения и убеждений, где допустимы просчеты и ошибки. «Ихван ас-сафа» распределяет их по группам: «Среди людей есть такие, которые не имеют желания в изучении и воспитании, а уповаются на то, что воспринимают органы чувств или умы людей. В то же время есть люди, которые склонны к изучению и воспитанию, но некоторые из них воспринимают знания только тогда, когда воспроизводят их в душе или подкрепляют их геометрическими и логическими доказательствами. Есть другая группа, которая воспринимает знания только со ссылкой на поэта, а другая - через сказаний и новости. Следующая группа воспринимает знания в спорах и дискуссиях, а еще одна группа довольствуется в этом только подражанием [другим]» [7, с. 17]. Так, заключают авторы Посланий - «люди далеко различны по уровню этих сил (восприятия - Р. Х.) в установлении хорошего и плохого при достижении информации (ма'лумат) это одна из причин их разногласий во взглядах и идейных направлениях» [7, с. 404].
В Посланиях «Ихван ас-сафа», как и в других источниках мусульманской философии, понятие ('илм) применяется в двух значениях: илм - как «знание», и как
«наука». Правда, в более конкретных случаях они взамен 'илм иногда употребляют ма'лумат («данные, информации») на примере вышеуказанной цитате из Посланий. Наука с ее конкретными отраслями достаточно четко обобщена в рамках классификации, которую можно отнести к одним из важных значений в их философии. Напомним, что некоторые детали вопроса о классификации наук рассмотрены в работах А.К. Закуева, М. Диноршоева, Х. Додихудоева и Р.З. Назариева [2, 3, 4, 9]. По сравнению с ними, мы попытаемся анализировать этот вопрос в компаративном фокусе по отношению к учениями других мусульманских философов, создавших свою версию классификации наук, а затем в следующих частях дать обстоятельное разъяснение каждому их этих наук и и их составляющих ее знаний.
Необходимо заметить, что составление классификации наук среди других философов и рациональных идейных школ мусульманской философии к X веку уже стало популярным и она воплащала в себе общие особенности научной культуры мусульманских философов. Как было рассмотрено выше, в Посланиях «Ихван ас-сафа» эта специфика определяется стремлением их авторов установить связь между умозрительным знанием и практикой, производственной деятельности и повседневной жизни. На основе осуществления социальной потребности человека, они как и другие предыдущие и современные им мусульманские философы организовали специфические учения по установлению взаимосвязи и системной целостности наук.
Аль-Фараби (875-950) классификацию наук посвящает отдельный трактат под названием «Китаб фи ихса ал-'улум ва ат-та'риф» («Книга о классификации и определении наук»), где он распределяет науки по четырем разделам первый - наука о языке с ее подразделами - о простых слов, о сложных слов, о правилах простых и сложных слов, о правиле правописания, о правилах правильного чтения, о правилах правописания, о правилах стихосложения, о правилах синтаксиса; второй - логика (рассматривается все части и разделы этой науки и также характеризируется «Органон» Аристотеля); третий - математика (арифметика и геометрия), наука о звездах, физическая география и др.; четвертый - естественные науки и метафизика [1, с. 105192].
К этой группе относится и Ибн Сина (хотя он по сравнению с «Ихван ас-сафа» позже появляется на свет и судя по его биографии, изучал некоторые основы наук по Посланиям), который как аль-Фараби философское знание делит на теоретическую и практическую науки. Теоретические науки включают в себя физику, математику и метафизику, где чистая физика исследует вопросы о существующих предметах вообще, о материи, форме, движении и перводвигателе; о простых телах надлунного и подлунного миров и о присущих им формах движения; о возникновении и уничтожении; о влиянии небесных тел и явлений на земную жизнь; о минералах; о растениях; о животных; о растительной, животной и человеческой душе. В прикладную физику входят медицина, астрология, физиогномика, толкование снов, наука о талисманах, наука о волшебстве и алхимия. Чистая математика включает в себя арифметику, геометрию, астрономию и теорию музыки. К чистой арифметике в качестве ее прикладных дисциплин примыкают индийское десятеричное счисление и алгебра; к геометрии — наука об определении площадей, механика, искусства, связанные с изготовлением гирь и весов, градуированных инструментов, оптических приборов и зеркал, а также гидравлика; к астрономии — наука составления астрономических и географических карт; к теории музыки — искусство изготовления музыкальных инструментов [10, с. 73].
Общность классификации наук в воззрениях этих философов прослеживается в двух аспектах: 1) в разделении наук на теоретическую и практическую части; 2) в отнесении физики, математики и метафизики к теоретической науке. Основное же различие в классификации указанных мыслителей определяется в многообразном разветвлении прикладных наук.
Подобно Аристотелю «Ихван ас-сафа» делят философское знание на два направления, одно из которых входит в компетенцию теоретических наук, а другая — практических. В принципе этой дефиниции лежит отношение предмета знания к действиям, исходящим от человека: посредством теоретических наук исследуются вещи, по своей сути не зависящие от человеческой деятельности, а практические — саму эту деятельность; цель теоретических наук - достижение истины, а практических -достижение блага в человеческой жизни. Включение в практических наук астрологию, алхимию, колдовство и магию резюмируется непосредственной связью этих наук с реальной, повседневной жизнью.
Так, согласно седьмого послания «О математических науках в практических ремеслах» «Ихван ас-сафа» классификацию наук представляют следующим образом: прежде всего, они все знания разделяют на три группы: математические или проподевческие (ар-рийазийа), религиозно-законодательные (аш-шар'ийат-ул-ваз'ийа) и истинно философские» (ал-фалсафийат-ул-хакикийа).
К математическим наукам они относят и илм-ул-адаб (литература), включающая правописание и чтение (ал-китаба ва-л-кира 'а), лексикологию и грамматику (ал-луга ва н-нахв) наравне с арифметикой и наукой о сделках (ал-хисаб ва-л-му'амалат), поэтикой и ритмикой (ше'р ва-л-'аруз), о гадании (аз-зиджр ва-л-фал), о колдовстве, алхимии и уловок (ас-сехр ва-л-азаим ва-л-кимийа ва-л-хийал) и им подобных, о производстве и ремеслах (ал-хираф ва-сана'йе) о купле, продаже и торговле (ал-бай' ва-шара ва-т-тиджара, о туризме и информации (ас-сайр ва-л-ахбар).
Религиозно-законодательные науки авторы Посланий разделяют на шесть групп: о ниспослании (ат-танзил), об экзегетике (ат-та'вил), о преданиях и сообщениях (ар-ривайа ва-л-ахбар), о праве, юриспруденции, традициях и установках (ал-фикх ва-сунан ва-л-ахкам), об упоминании, проповедях, аскетизме и суфизме (ат-тазакур ва-л-мава'из ва-з-зухд ва-т-тасаввуф), и последнее - о толковании снов (та'вил-ул-манамат).
Философские науки состоят из четырех групп знаний: математические (ар-рийазийат), логические (ал-мантикийат), естественные науки (ат-таби'ийат), теологические (ал-илахийат).
В свою очередь, каждая группа философских наук подразделяется на следующие составляющие части: 1) математические знания - арифметика (ал-арисматики, ал-хисаб) как наука о «познании сущности чисел, количестве их родов, свойстве их видов и способах их исчисления от единицы, стоящей перед цифрой «два» и о смыслах, которые проявляются от этих чисел при их сложении друга на друга»; 2) геометрия (ал-джумитрийа, ал-хандаса) - наука о «познании измерений, обладающих координат, количестве их видов и их характеристик, а также о всех смыслах, которые вытекают от их добавления друга к другу, способах установления их принципов от точки, считающейся началом линии, а это есть искусство инженерии подобно единицы по отношению к искусству чисел [в арифметике]»; 3) астрономия (аструнумийа, ан-нуджум) - это «познание количества небесных сфер, звезд, созвездий Зодиака, уровня расстояний между ними, количества небесных тел и их состав, скорости движения, формы их кругообразного оборота, , сущность их природы, определения их доказательств перед их бытийности»; 4) музыка (ал-мусика) - это «наука о строении [мелодий], заключающегося в познании сущности соотношений [звуков в интервале] и способе составления фигур различных субстанций, несоизмеримых форм, противоположных сил и разнообразных натур».
Логических наук пять видов: 1) аналитика или познание искусства поэтики (сина'ат-уш-ше'р); 2) риторика или познание искусство проповеди (сина'ат-ал-хитаба); 3) топика или познание искусства полемики (сина'ат-ал-джадал); 4) политика или познание искусства аргументации (сина'ат-ал-бурхан); 5) софистика или познание искусства софистов в спорах и диспутах (сина'ат-ул-мугалатин).
Естественные науки подразделяются на: 1) науку о материальных началах (илм-ул-мабади'-ул-джисманийа) или познание субстанции, формы, времени, пространства и
движения); 2) науку о небе и Вселенной ('илм-ус-сама' ва-л-'алам) или познание сущностей небесных сфер, звезд, их количестве и составе, причины их вращения, возможности их соединения и разложения подобно тому, что происходит с четырмья стихиями; 3) науку о возникновении и уничтожении ('илм-ул-кавн ва-л-фасад) или познание сущностей четырех стихий - огонь, воздух, вода и земли и пути трансформации одного к другому под влиянием высших факторов, в результате которого происходят явления и сущее в виде минералов, растений и животного, а также обратный процесс в сторону их разложения; 4) наука об атмосферных явлениях ('илм-ул-хавадис-ил-джав) или познание путей изменений атмосферы под влиянием движений планет; 5) наука о минералах ('илм-ул-ма'адин) или познание сущностей субстанций минералов, происходящих от пар, концентрированных в недрах земли, прессованных и трансформирующих соединений в воздухе, в горных пещерах и морских глубинах; 6) ботаника ('илм-ун-набат) или познание всех растений, которые сажают или рассеивают и либо проращивают на земле, на склонах гор, в глубинах воды, на берегах рек; 7) зоология ('илм-ул-хайван) или познание всех тел, которые питаются, растут, ощущают, двигаются и ходят на земле иди летают в воздухе, плавают в воде, ползают по суше и либо двигаются внутри тела другого существа, как черви в телах животных или древесинах, фруктах, зернах и т.п., а также познание количества их родов и видов, их характеристик, способов формирования в эмбрионах или яйцах [5, с. 166-169]. Исходя из этой задачи, «Ихван ас-сафа», к естественным наукам причисляют также медицину и ветеренарию, «управление домашними и дикими животными, птиц, земледелием, рождаемостью и науки об искусствах также в отдельности входят в естествознании» [5, с. 169].
И наконец, теология или божественные науки (ал-'улум-ул-илахийа), которые «Ихван ас-сафа» разделяют на пять частей: 1) о познании Всевышнего; 2) о духовных сущестах и она заключается в познании простых, разумно определяющихся и активных существ, которыми являются ангелы Бога; 3) о познании душевных существ (ан-нафсанийат), которое заключается в познании душ и дух небесных и природных тел; 4) наука политики или управления ('илм-ус-сийаса), которая состоит из пяти направлений - управленческой политики пророков (ас-сийасат-ун-набавийа), королей (ас-сийасат-ул-мулукийа), управление масс (ас-сийасат-ул-'аммийа), частная политика (ас-сийасат-ул-хассийа), самостная политика (ас-сийасат-уз-затийа); 5) об эсхатологии ('илм-ул-ма'ад).
Важнейшая особенность классификации наук по «Ихван ас-сафа» заключается в том, что они впервые отразили в Посланиях особенности научной культуры мусульманских мыслителей, которая отличает ее от классификации наук античности. Эта особенность, как выглядит из содержания данной классификации, также отражается в попытке авторов Посланий установить корреляцию между умозрительным знанием и практикой, которая больше всего связывается с производственной практикой, нежели с этикой и морали человека. Практицизм в классификации наук «Ихван ас-сафа» выделяется тем, что в ней метафизика и божественные науки занимают совсем незначительное место, в то время как логика и естественные науки составляют ее удельный вес. Этим авторы Послания попытаются защищитить научно-аподиктическое знание от религиозного и ее притязаний на одностороннее обладание истиной, используя «науку политики или уравления» в качестве «переходника» к практическим наукам. В самой же науке политике или управления переход от божественных наук, от метафизических знаний об откровений и потусторонних воздаяний к практическим реализуется посредством управленческой политики пророков. Тем временем, «Ихван ас-сафа» как и другие средневековые мусульманские мыслители идеал науки и знания видели в том, что вера и разум, наука и религия могут взаимодополнять друг друга в общем, единым и комплексном поле знания. Свойство взаимосвязанности и взаимодополняемости присущи и философии и друих наук и поэтому, в Посланиях «Ихван ас-сафа» отсутствует резкая дефиниция философии и частных наук, а их отношение к классификацию наук, как было
подчеркнуто, было связано с системой знания, сложившегося в их эпоху жизнедеятельности.
Это и другое вышесказанное приводит нас к заключению, что авторы Посланий разработали концепцию знания и науки, которая подтверждает самобытное их мышление по изучению естественных наук, и которая по своей сути противопоставлена суеверию, мистике и околонаучным представлениям. При этом нужно не сбрасивать со счета и то, что «Ихван ас-сафа» в своем мировоззрении в целом исходят от общей парадигмы мусульманской философии, основывающейся на определенную совокупность оценок и представлений, которые прежде всего относятся к вопросам бытия человека в мире, его собственной природе и связи с космическим пространством.
Литература:
1. Аль-Фараби. Философские трактаты. - Алма-ата, 1972.
2. Диноршоев М. Философия Насиредина Туси. - Душанбе, 1967.
3. Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. - Душанбе, 1987.
4. Закуев А.К. Философия «Братьев чистоты». - Баку, 1961.
5. Ихван-ас-сафа. Т.1. - Бейрут, 1957.
6. Ихван-ас-сафа. Т.2. - Бейрут, 1957.
7. Ихван-ас-сафа. Т. 3. - Бейрут, 1957.
8. Ихван-ас-сафа. Т. 4. - Бейрут, 1957.
9. Назариев Р. З. Социальная философия «Ихван ас-сафа» и Насира Хусрава (сравнительный
анализ)». - Душанбе, 2012.
10. Сагадеев А. В. Ибн Сина. - Душанбе, 1980.
ЗНАНИЕ И НАУКИ В ФИЛОСОФИИ «ИХВАН АС-САФА»
Статья посвящена анализу проблем, связанных с вопросами о знании и науке в учении «Ихван ас-сафа». Рассматриваются основные подходы авторов Посланий к пониманию знания и науки, их определению и классификации по предметам и объектам. Дается сопоставительный анализ взгляда «Ихван ас-сафа» по классификацию наук с концепциями аль-Фараби и Ибн Сины с выделением общности и различия в их подходах.Особое внимание уделяется значению концепции знания и науки «Ихван ас-сафа» для современной науки, особенно для философии науки.
Ключевые слова: «Ихван ас-сафа», знание, наука, классификация науки, философские науки, математические науки, божественные науки, Послания, Аристотель, познание, чувственное познание, рациональное познание.
KNOWLEDGE AND SCIENCE IN "IKHWAN AS-SAFA" PHILOSOPHY
Article is devoted the analysis of the problems connected with questions on knowledge and a science in the doctrine "Ikhwan as-Safa". The basic approaches of authors of Messages to understanding of knowledge and a science, their definition and classification considered by subjects and objects. The comparative analysis is given of a sight "Ikhwan as-Safa" on classification of sciences with concepts al-Farabi and Ibn Sino with allocation of a generality and distinction in their approaches. The special attention is given to value of the concept of knowledge and a science "Ikhwan as-Safa" for a modern science, especially for science philosophy.
Key words: "Ikhwan as-Safa", knowledge, science, classification of the sciences, philosophical sciences, mathematical sciences, divine sciences, Tractates, Aristotle, Muslim philosophy,Aristotle, cognition, sensual cognition, rational cognition.
Сведения об авторе: Раджабов Худойкул Рахмонкулович, соискатель кафедры философии Таджикского государственного педагогического университета имени С. Айни, e-mail: rajabov-kh@mail.ru
Information about the author: Rajabov Khudoiqul Rahmonqulovich, researcher of the chair of philosophy department, Tajik State Pedagogical University named after S. Aini