Научная статья на тему 'Проблемы экспортного контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации'

Проблемы экспортного контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2074
298
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСПОРТНЫЙ КОНТРОЛЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / ЭКСПОРТ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / EXPORT CONTROL / ECONOMIC SECURITY / EVALUATION OF EFFICIENCY / EXPORT OF HIGH-TECH PRODUCTS / GOVERNMENT REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

Статья посвящена анализу проблем экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Целью работы является разработка механизмов минимизации теоретических и практических проблем экспортного контроля, в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Первый блок проблем связан с тем, что с момента создания системы экспортного контроля, не существовало и не существует по настоящий момент системы критериев, которая смогла бы отразить его эффективность, а существуют лишь разрозненные показатели, которые позволяют оценить лишь деятельность отдельных компонентов национальной системы экспортного контроля. В рамках отраженной проблемы предложены критерии оценки эффективности экспортного контроля. Второй блок проблем, в рамках рассматриваемой тематики, связан с тем, что элементы экспортного контроля достаточно точно регламентированы в национальном законодательстве, но при этом анализ судебной практики показывает, что механизм исполнения требований законодательства недостаточно эффективен. В основе механизма устранения данной проблемы предложен блок административных инструментов по учету и администрированию товаров, попадающих под экспортный контроль. Так же в рамках второго блока проблем автор предлагает изменить механизм экспортного контроля, строящийся на принципе «открытой двери» для товаров, принадлежащих к не лицензируемым продуктам двойного назначения. Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности страны. В заключительной части статьи происходит констатация того, что эффективное выявление негативных тенденций в сфере экспортного контроля возможно лишь на основе грамотной оценки деятельности соответствующего национального механизма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Аксенов Илья Антонович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article is devoted to the analysis of the problems of export control as an instrument for ensuring the economic security of the Russian Federation. The aim of the work is to develop mechanisms for minimizing the theoretical and practical problems of export control, in the context of ensuring the economic security of the state. The first block of problems stems from the fact that since the establishment of the export control system, there has not been and does not exist until now a system of criteria that could reflect its effectiveness, and there are only isolated indicators that allow us to assess only the activities of individual components of the national export control system. Within the framework of the reflected problem, criteria are proposed for assessing the effectiveness of export control. The second block of problems, within the framework of the subject matter under consideration, is connected with the fact that the elements of export control are quite precisely regulated in the national legislation, but the analysis of judicial practice shows that the enforcement mechanism is not effective enough. The mechanism for eliminating this problem is based on a set of administrative tools for accounting and administration of goods falling under export control. Also, within the second block of problems, the author proposes to change the mechanism of export control, which is built on the principle of an "open door" for goods belonging to non-licensed dual-use products. The implementation of the proposed measures will increase the effectiveness of export control as an instrument for ensuring the economic security of the country. In the concluding part of the article, it is stated that an effective detection of negative trends in the sphere of export control is possible only on the basis of a competent assessment of the activities of the relevant national mechanism.

Текст научной работы на тему «Проблемы экспортного контроля как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации»

Раздел I ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 338, ББК 67 © И.А. Аксенов

И.А. Аксенов

ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ КАК ИНСТРУМЕНТА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Статья посвящена анализу проблем экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности Российской Федерации. Целью работы является разработка механизмов минимизации теоретических и практических проблем экспортного контроля, в контексте обеспечения экономической безопасности государства. Первый блок проблем связан с тем, что с момента создания системы экспортного контроля, не существовало и не существует по настоящий момент системы критериев, которая смогла бы отразить его эффективность, а существуют лишь разрозненные показатели, которые позволяют оценить лишь деятельность отдельных компонентов национальной системы экспортного контроля. В рамках отраженной проблемы предложены критерии оценки эффективности экспортного контроля. Второй блок проблем, в рамках рассматриваемой тематики, связан с тем, что элементы экспортного контроля достаточно точно регламентированы в национальном законодательстве, но при этом анализ судебной практики показывает, что механизм исполнения требований законодательства недостаточно эффективен. В основе механизма устранения данной проблемы предложен блок административных инструментов по учету и администрированию товаров, попадающих под экспортный контроль. Так же в рамках второго блока проблем автор предлагает изменить механизм экспортного контроля, строящийся на принципе «открытой двери» для товаров, принадлежащих к не лицензируемым продуктам двойного назначения. Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности страны. В заключительной части статьи происходит констатация того, что эффективное выявление негативных тенденций в сфере экспортного контроля возможно лишь на основе грамотной оценки деятельности соответствующего национального механизма.

Ключевые слова: экспортный контроль, экономическая безопасность, оценка эффективности, экспорт высокотехнологичной продукции, государственное регулирование.

Экспортным контролем называется совокупность мероприятий,

помогающих обеспечить реализацию

в середине прошлого века государствами, обладающими оружием массового поражения, с целью пресечения попыток создания наиболее опасных видов вооружений в других государствах. При этом совместными усилиями, прежде всего, СССР и США, удалось выработать действенные механизмы, препятствующие распространению по миру ядерного, биологического и химического оружия.

Благодаря экспортному контролю

обеспечивается раннее распознавание интересов и намерений не только стран, но и отдельных

организаций, которые могут принять решение о ведении подпольных военных технологий. Желание пролифераторов обойти экспортный контроль существенно увеличивает стоимость секретных государственных программы по созданию оружия массового поражения (это и создание подставных фирм-однодневок, и запутанная логистика, и сложные финансовые схемы). Поэтому замедляется реализация программ создания оружия массового поражения из-за продолжительного поиска нужного поставщика [1, с. 97].

С момента создания системы экспортного контроля, постоянно ведутся дискуссии по поводу ее эффективности и механизмов оценки. На данный момент не существует, как таковой, системы критериев, которая смогла бы отразить эффективность экспортного контроля. Существующие системы показателей позволяют оценить деятельность отдельных компонентов национальной системы экспортного контроля (Рис. 1).

существующего порядка ведения

внешнеэкономической деятельности по отношению к товарам и работам, информации, которые могут использоваться при производстве оружия массового поражения.

Основы экспортного контроля были заложены

Лицензирование внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами шетологиями

И

Требования к внешнеэкономическим сделкам с контролируемыми товарами и технологиями

ЗапретыИ^ртничения

ВЭД в отношении объектов экспортного _контроля_

Государственная экспертиза внешнеэкономических сделок

Механизм государственного регулирования в сфере экспортного контроля

Учет

внешнеэкономических сделок

Всеобъем лющ ий контроль

1

Контрольные списки товаров

Идентификация | контролируемых товаров] и технологий

I

Требования к специалистам в области экспортного контроля

Рис. 1. Элементы механизма государственного регулирования в сфере экспортного контроля

В связи с этим, необходимо формирование системы критериев, которые позволили бы оценить эффективность осуществления экспортного контроля с точки зрения обеспечения экономических интересов России.

Основная цель организации системы экспортного контроля связана скорее с обеспечением безопасности стран и мира в целом, чем с обеспечением экономических интересов. Однако, с развитием экономики и усилением интеграции, экспорт чувствительных товаров и технологий стал одним из инструментов обеспечения экономической безопасности страны [2, с.10].

По мнению автора, экспорт подконтрольных товаров из России оказывает влияние на экономическую безопасность страны тремя основными способами:

1) Во-первых, экспорт высокотехнологичных товаров и технологий - положительный фактор. Длительное время основной задачей обеспечения экономической безопасности РФ является снижение сырьевой направленности экспорта. На этом фоне, экспорт рассматриваемых товаров поможет решению указанной задачи. Помимо этого, каждый из подконтрольных товаров - дорогостоящий товар. За счет этого обеспечивается приток средств в страну и повышение стоимостного объема экспорта высокотехнологичных товаров из России.

2) Экспорт высокотехнологичных товаров, является, одновременно, и угрозой экономической безопасности страны. В качестве объектов экспортного контроля выступают не только товары, но и технологии, информация и т.д. На этом фоне, появляется серьезная угроза того, что незаконная и неконтролируемая передача наукоемких технологий сможет нанести серьезный урон экономическим интересам и безопасности страны.

3) Непосредственное влияние на экономическую безопасность страны оказывает незаконный экспорт подконтрольных товаров. Помимо того, что указанное явление может нанести непоправимый ущерб мировой безопасности, высокие, а порой даже очень высокие, цены на продукцию, содержащуюся в подконтрольных списках, проходя по нелегальным каналам, попадают в теневой оборот. Теневая экономика - основная угроза экономической безопасности страны.

Таким образом, эффективность осуществления экспортного контроля с позиции обеспечения экономической безопасности страны, должна оцениваться по следующим направлениям:

1) эффективность организации экспортного контроля (эффективность информационного взаимодействия элементов национальной системы экспортного контроля, эффективность обучения сотрудников соответствующих подразделений);

2) эффективность правоохранительной деятельности в части выявления и пресечения нарушений законодательства об экспортном контроле (в разрезе административных правонарушений и уголовных преступлений; с классификацией по органам, выявившим правонарушение);

3) показатели стоимостных объемов экспорта подконтрольной продукции;

4) эффективность процессуальной деятельности соответствующих органов (количество выданных разрешительных документов (по видам и срокам), количество мотивированных отказов в выдаче разрешительных документов);

5) эффективность проверочных мероприятий.

На рисунке 2 представлены схематично

предложенные показатели. Следует отметить, что перечень показателей может быть дополнен еще многими, которые конкретизируют и описывают

предложенные. Особенностью предлагаемой системы оценочных показателей является ее комплексный характер. Т.е., рассматриваться будут не итоги деятельности отдельных элементов системы экспортного контроля России, а итоги деятельности всего механизма с учетом синергетического эффекта.

Это означает, что оценка будет производиться, как минимум, в три этапа:

1) сбор данных о результатах деятельности отдельных элементов механизма экспортного контроля;

2) анализ собранных данных и выявление причинно-следственных связей между ними;

3) формирование общей картины эффективности работы национального механизма экспортного контроля на основе предложенных критериев.

Эффективность организации экспортного контроля

- эффективность информационного взаимодействия элементов национальной системы экспортного контроля

- эффективность обучения сотрудников соответствующих подразделений

Эффективность проверочных мероприятий

Показатели стоимостных объемов экспорта подконтрольной продукции

Рис. 2. Предлагаемая система показателей оценки эффективности экспортного контроля

Многие из указанных критериев уже подлежат оценке, но в рамках конкретных органов.

Одним из основных критериев оценки должен стать критерий эффективности информационного взаимодействия элементов системы, представленной на рисунке 1.

На наш взгляд, периодичность расчёта значений указанных критериев следует установить раз в квартал. Также, отдельной подсистемой расчетных показателей должна стать система, касающаяся обеспечения экспортного контроля на предприятиях, подконтрольных органам экспортного контроля страны (организации, производящие и реализующие подконтрольные товары).

Второй блок проблем связан с тем, что элементы экспортного контроля достаточно точно регламентированы в национальном законодательстве, но при этом анализ судебной практики показывает, что механизм исполнения требований законодательства недостаточно эффективен.

Кодекс РФ об административных правонарушениях предусматривает ответственность за реализацию внешнеторговых операций с товарами и работами, к которым применяется экспортный контроль и которые могут быть применимы для разработки оружия массового поражения, без разрешительного документа. В частности, такой порядок предусмотрен для вывоза подобных

товарных позиций из России в Белоруссию и Казахстан, а также при совершении процедур ввоза из Белоруссии и Казахстана отдельных категорий товарных позиций, требуется разрешение ФСТЭК России.

Следует отметить, что за последние годы широкое внедрение получили нанотехнологии в производстве широкой номенклатуры товаров, особенно в оборонных отраслях промышленности и в сфере здравоохранения. Отдельные виды товаров, изготовленных с использованием нанотехнологий, используют в военных целях для обеспечения безопасности государства и в сфере народного хозяйства, то есть они являются продукцией двойного назначения.

При разработке законодательных актов необходимо учитывать специфическую особенность нанотехнологий и практический опыт изучения вредных последствий влияния наноматериалов на окружающую среду, здоровье и жизнь человека (нанотоксикология). Без учета специфических особенностей нанотехнологий не представляется возможным предусмотреть в законодательных актах надлежащие требования безопасности.

В перспективе наиболее широкое общегражданское использование технологий и материалов прогнозируется в строительстве, медицине, машиностроении и других отраслях, где

снижение веса объекта имеет стратегическое значение. Для производства деталей и даже готовых товаров возможно использование технологии быстрого прототипирования или аддитивных технологий. Суть аддитивных технологий заключается в наложении материалов для создания объектов слой за слоем. Этим они отличаются от обычных технологий производства,

подразумевающих механическую обработку. Разрабатываемые по нанотехнологиям материалы могут иметь высокие прочностные свойства сопоставимые с такими материалами как АБС пластик и алюминиевые литьевые сплавы и др. Например, такая технология может использоваться для создания беспилотных летательных аппаратов военного назначения, которые входят в контрольные списки экспортного контроля.

Анализ 2й группы проблем, в рамках данной статьи, позволяет выделить основные причины нарушения законодательства в сфере экспортного контроля:

- отсутствие фактического контроля вывозимого товара, что создает риск замены кодов ЕТН ВЭД ЕАЭС контролируемых товаров, на коды товаров, не подлежащих экспортному контролю;

- отсутствие правил осуществления экспортного контроля при перемещении анализируемых товарных позиций в рамках торговли со странами — участницами ЕАЭС — Республикой Белоруссией и Республикой Казахстан, Киргизией и Арменией;

- неоднозначное толкование норм права;

- создание ряда принципиально новых и потенциально опасных товаров, таких как биоподобные наноструктуры с непредсказуемыми свойствами;

- риск снижения контроля распространения и использования результатов разработок террористическими и экстремистскими организациями в связи с участием в области нанотехнологий неправительственных корпораций.

В целях совершенствования экспортного контроля следует постоянно проводить детальный мониторинг последствий воздействия

нанотехнологий на окружающую среду, здоровье и жизнь человека, животных и растений, разрабатывать мероприятия, контролирующие применение наносистем в сфере создания ОМП и создания механизма противодействия возникающим угрозам.

Система управления рисками при таможенном контроле должна стать действенным защитным механизмом противодействия, посредством создания профилей риска с учетом особенностей нанотехнологий и нанопродукции с

неконтролируемыми свойствами.

Целесообразно ужесточить требования к описанию продукции нанотехнологий при

декларировании товаров, подлежащим экспортному контролю.

Таким образом, усиление контроля передачи товаров, подлежащих экспортному контролю, включая товары, производимые с использованием наукоемких технологий, к которым относятся инновационные технологии, в том числе нанотехнологии является важнейшей

общегосударственной задачей.

Бюрократичность процедуры получения документов, разрешающих экспорт промышленных высокотехнологичных инновационных товаров из Российской Федерации диктует необходимость реинжиниринга экспортных процедур для внешнеэкономической деятельности.

Экспортировать высокотехнологичную

продукцию за короткое время из Российской Федерации практически невозможно из-за высокой административной бюрократии. Принцип работы существующей системы экспортного контроля заключается в том, что «граница всегда закрыта», в результате для экспорта нелицензированных продуктов двойного назначения для каждого контракта необходимо получить отдельное разрешение ФСТЭК.

В рамках увеличения конкурентоспособности России в системе международной торговли высокотехнологичными товарами, необходимо выполнить экспортные поставки со склада изготовителя немедленно (в течение 2х суток). При изготовлении новой партии коммерчески выпускаемой продукции время доставки обычно не должно превышать 4-8 недель [4, с. 75].

В этой связи, считаем необходимостью изменить механизм экспортного контроля, строящийся на принципе «открытой двери» для товаров, принадлежащих к не лицензируемым продуктам двойного назначения, которые получили предварительное разрешение на вывоз от ФСТЭК. Необходимо ввести систему предварительной регистрации разрешения на вывоз для постоянного ассортимента продукции производственного предприятия, которая не подпадает под категорию товаров, экспорт которых ограничивается текущими контрольными списками [3, с. 270].

Срок действия разрешения необходимо определить в 24 месяца (на основе опыта стран ЕС). Таков механизм должен применяться к конкретным странам, которые имеют преференции в торговле с Российской Федерацией, а также ко всем повторным контрактам. Получение предварительно выданного разрешения на экспорт необходимо сделать доступным для малого и среднего бизнеса. Данный уровень предпринимательства не может себе позволить организовать систему внутрифирменного экспортного контроля, но может представить весь необходимый пакет документов, достаточный для вынесения положительного решения ФСТЭК.

Введение механизма предварительной регистрации и получение заблаговременного решения на экспорт, позволит производственным предприятиям обеспечить таможенное оформление в ускоренном режиме - без дополнительных задержек.

Кроме того, проблематичным является тот факт, что процесс получения разрешения на экспорт нечетко структурирован. Не создана система электронного документооборота и «единого окна» для получения разрешения на экспорт.

На основании вышесказанного, считаем, необходимо разработать и внедрить систему электронного документооборота в механизме экспортного контроля, что значительно ускорит процесс выдачи разрешений на экспортные и импортные операции от ФСТЭК РФ.

Таким образом, наиболее эффективное выявление негативных тенденций в сфере экспортного контроля возможно лишь на основе грамотной оценки деятельности соответствующего национального механизма.

В связи с вышеизложенным, в рамках предложений по совершенствованию системы экспортного контроля РФ, можно сформировать следующие мероприятия:

- внедрение комплексной системы оценки эффективности деятельности национального механизма экспортного контроля;

- разработка и внедрение электронной системы документооборота в рамках экспортного контроля;

- организация возможности предварительного оформления и получения экспортного разрешения на определенные товары;

- совершенствование правоприменительной практики в части нарушений экспортного законодательства (прежде всего в рамках ЕАЭС).

Реализация предложенных мероприятий позволит повысить эффективность экспортного контроля, как инструмента обеспечения экономической безопасности страны.

Библиографический список

References

1. Gimaletdinova R.K. Osnovnye napravlenija proverki jeksportnyh operacij. [The main directions of the audit of export operations] // Nauchnyj al'manah, 2016, no. 12-1 (26), pp. 95-99.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Mil'shina I.V. Pravovoe regulirovanie i praktika primenenija jeksportnogo kontrolja v Rossijskoj Federacii. [Legal regulation and practice of applying export control in the Russian Federation] // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk, 2016, no 1. pp. 9-13.

3. Pathria, G. Ranbp regulates melanoma cell proliferation via selective control of nuclear export. / Pathria G, Garg B., Wagner C., Garg K., Gschaider M., Jalili A.Journal of Investigative Dermatology. - 2016. no. 1. pp. 264-274.

4. Salmon, C.D. Hydrological controls on chemical export from an undisturbed old-growth chilean forest. Journal of Hydrology. / Salmon C.D., Garg B., Wagner C., Garg K., Gschaider M., Jalili A., Walter M.T., Hedin L.O., Brown M.G. - 2001. no. 1-4. pp. 69-80.

1. Гималетдинова, Р.К. Основные направления проверки экспортных операций [Текст] / Р.К. Гималетдинова // Научный альманах. - 2016. - № 12-1 (26). - С. 95-99.

2. Мильшина, И.В. Правовое регулирование и практика применения экспортного контроля в Российской Федерации [Текст] / И.В. Мильшина // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2016. -№ 1. - С. 9-13

3. Pathria, G. Ranbp regulates melanoma cell proliferation via selective control of nuclear export. / Pathria G, Garg B., Wagner C., Garg K., Gschaider M., Jalili A.Journal of Investigative Dermatology. - 2016, no.1, pp. 264-274.

4. Salmon, C.D. Hydrological controls on chemical export from an undisturbed old-growth chilean forest. Journal of Hydrology. / Salmon C.D., Garg B., Wagner C., Garg K., Gschaider M., Jalili A., Walter M.T., Hedin L.O., Brown M.G. - 2001, no. 1-4, pp. 69-80.

PROBLEMS OF EXPORT CONTROL AS A TOOL OF ECONOMIC SECURITY OF THE

RUSSIAN FEDERATION

Ilia A. Aksenov,

Associate Professor, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs

Abstract. The article is devoted to the analysis of the problems of export control as an instrument for ensuring the economic security of the Russian Federation. The aim of the work is to develop mechanisms for minimizing the theoretical and practical problems of export control, in the context of ensuring the economic security of the state. The first block of problems stems from the fact that since the establishment of the export control system, there has not been and does not exist until now a system of criteria that could reflect its effectiveness, and there are only isolated indicators that allow us to assess only the activities of individual components of the national export control system . Within the framework of the reflected problem, criteria are proposed for assessing the effectiveness of export control. The second block of problems, within the framework of the subject matter under consideration, is connected with the fact that the elements of export control are quite precisely regulated in the national legislation, but the analysis of judicial practice shows that the enforcement mechanism is not effective enough. The mechanism for eliminating this problem is based on a set of administrative tools for accounting and administration of goods falling under export control. Also, within the second block of problems, the author proposes to change the mechanism of export control, which is built on the principle of an "open door" for goods belonging to non-licensed dual-use products. The implementation of the proposed measures will increase the effectiveness of export control as an instrument for ensuring the economic security of the country. In the concluding part of the article, it is stated that an effective detection of negative trends in the sphere of export control is possible only on the basis of a competent assessment of the activities of the relevant national mechanism.

Keywords: Export Control, economic security, evaluation of efficiency, export of high-tech products, government regulation.

Сведения об авторе:

Аксенов Илья Антонович - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансового права и таможенной деятельности ФГБОУ ВО «Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых» (600000, г. Владимир, ул. Горького, 87), e-mail: [email protected].

Статья поступила в редакцию 20.10.2017 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.