УДК - 337
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПРИ ПРИМЕНЕНИИ СИСТЕМЫ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ РОССИИ, СТРУКТУРА ФЕДЕРАЛЬНЫХ ОРГАНОВ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ЭКСПОРТНЫЙ
КОНТРОЛЬ
Д.Б. Жуков
Национальная система экспортного контроля обеспечивает выполнение международных обязательств РФ в области нераспространения оружия массового поражения. Экспортный контроль - комплекс государственных мер, определяющих порядок осуществления внешнеэкономической деятельности.
Ключевые слова: экспортный контроль, оружие массового поражения, международные режимы, федеральные органы исполнительной власти, лицензирование экспортируемой продукции.
Учитывая специфический характер товаров и услуг двойного применения, национальная система экспортного контроля призвана обеспечить выполнение международных обязательств РФ в области нераспространения оружия массового поражения и средств его доставки, защитить интересы и международный престиж России, а также обеспечить выполнение требований государственной безопасности. При этом неоднократно отмечалось, что с учетом проведенной административной реформы в Российской Федерации, реорганизацией федеральных органов исполнительной власти, созданием новых служб и наличием обширной законодательной базы и подзаконных актов по данной тематике, назрела необходимость в анализе информации и получении знаний широкому кругу лиц о состоянии экспортного контроля и идентификации товаров, услуг, а также в ознакомлении с практической работой по данной проблеме. Существует потребность должностных лиц таможенных органов, слушателей высших учебных заведений по профильной тематике, сотрудников предприятий Росатома и участников внешнеэкономической деятельности в систематизированных и актуализированных материалах по вопросам действующей системы экспортного контроля России, а также в рассмотрении структуры Федеральных органов (с учетом произошедших изменений), осуществляющих экспортный контроль.
Экспортный контроль — комплекс государственных мер, определяющих порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения (ОМП), средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники. Экспортный контроль является ключевым элементом стратегии и политики нераспространения, проводимой государством. Структура и процедуры экспортного контроля определяются степенью участия государства в международных режимах нераспространения ОМП и национальными интересами государства в этой сфере.
Российской системе экспортного контроля более четырнадцати лет. За этот период в ее строительстве достигнут значительный прогресс. Сформирована законодательная база системы, обеспечена политическая поддержка участия России в международных режимах нераспространения оружия массового поражения (далее ОМП), реализован механизм проверки конечного пользователя и оценки внешнеэкономических операций с продукцией, подлежащей экспортному контролю.
Создание российской национальной системы экспортного контроля было положено Указом Президента Российской Федерации от 11 апреля 1992 года № 388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации». Этим указом предписывалось:
1. Создать в Российской Федерации систему экспортного контроля, включающую органы государственного управления.
2. Организовать для обеспечения единой государственной политики и координации работ по экспортному контролю Правительственную Комиссию, в состав которой включить заместителей руководителей ключевых ведомств Российской Федерации.
3. Разработать списки материалов, оборудования и технологий, которые имеют мирное назначение, но могут быть использованы при создании ракетного, ядерного, химического и других видов оружия массового поражения, экспорт которых контролируется.
4. Подготовить предложения о введении уголовной и административной ответственности за незаконный экспорт товаров, включенных в контрольные списки.
Во исполнение данного Указа в 1992-96 годах в Российской Федерации было создано всеобъемлющее национальное законодательство в области экспортного контроля, сформирована
структура государственных органов, вовлеченных в реализацию экспортного контроля, налажено их взаимодействие и выработаны лицензионные процедуры для контроля всех видов чувствительного экспорта. Были приняты Постановления Правительства Российской Федерации и изданы Указы Президента, относящиеся к формированию системы экспортного контроля России. Они касались, в том числе, создания и функционирования Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю (Экспортконтроль России), на которую были возложены обязанности по контролю и надзору за соблюдением законодательства РФ министерствами, ведомствами, организациями и предприятиями, участвующими в регулировании и осуществлении внешнеэкономических операций. Таким образом, государство чётко продемонстрировало свою готовность осуществлять меры государственного принуждения к исполнению установленных правил национальными экспортёрами.
Вышедший следующим законодательный акт можно считать отправной точкой. Он закрепил де-факто установившиеся новые экономические условия перехода к свободным рыночным отношениям в России, в том числе в сфере внешней торговли. Согласно Закону РФ от 24.12.93 № 2288 «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации», оборонным и сопряжённым с ними предприятиям было предоставлено право самостоятельно осуществлять внешнеэкономическую деятельность, но при этом было строго предписано руководствоваться ограничениями, установленными на экспорт (передачу, обмен) продукции и технологий, которые имеют гражданское назначение, но могут быть использованы для создания оружия массового поражения. Право на ведение предприятиями и организациями России деятельности, связанной с экспортом или импортом ядерных материалов, технологий, оборудования, установок, специальных неядерных материалов, радиоактивных отходов и отработанных ядерных материалов, предоставляется путём выдачи временных разрешений Госатомнадзора России на указанный вид деятельности. Также были сформулированы требования к предприятию (организации), выполнение которых является необходимым условием для получения такого разрешения. Среди этих требований - требование жёсткого выполнения предприятием экспортёром обязательств, в соответствии с Международными соглашениями и Международными правовыми актами в области нераспространения ядерного оружия.
Во второй половине 90-х годов до экспортёров доведены обновлённые списки контролируемой продукции, в полной мере отвечающие обязательствам, взятым на себя Российской Федерацией в соответствии с Международными договорённостями по обеспечению режимов нераспространения ОМП и иных наиболее опасных видов оружия. Установлен чёткий порядок оформления экспортных сделок с контролируемыми товарами и технологиями. За этот период Российская Федерация стала членом всех международных режимов нераспространения, кроме Австралийской группы (АГ). Российская Федерация подписала и ратифицировала Конвенцию о запрещении химического оружия и, оставаясь вне пределов этого режима, заявила о поддержке его руководящих принципов. Поэтому российское законодательство включает контрольные списки, адекватные контрольным спискам всех международных режимов экспортного контроля, в том числе и Австралийской группы. Российские национальные контрольные списки утверждаются Президентом Российской Федерации. В дополнение к каждому такому списку выпущены Постановления Правительства Российской Федерации, содержащие требования и лицензионные процедуры, регламентирующие экспорт соответствующих контролируемых товаров. Федеральный закон «Об экспортном контроле», принятый 18 июля 1999 года, завершил создание законодательной базы экспортного контроля в России.
Можно сделать вывод, что в Российской Федерации создана не только действующая система экспортного контроля, но и организован ряд государственных органов для обеспечения единой государственной политики и координации работ по экспортному контролю.
Структура федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих экспортный контроль
После принятия закона «Об экспортном контроле», существенно обновлялась законодательная база экспортного контроля страны, менялась структура государственных органов, участвующих в процессе экспортного контроля, упростилась процедура лицензирования экспортных поставок. Были переработаны также «Положения», регламентирующие экспорт всех видов контролируемых товаров и технологий. В развитие федерального закона «Об экспортном контроле» были изданы Указы Президента и приняты Постановления Правительства РФ, которые определили правила государственной аккредитации организаций, создавших внутрифирменные программы экспортного контроля (ВПЭК), и независимых идентификационных организаций.
В целях формирования эффективной системы и структуры федеральных органов исполнительной власти, был принят Указ Президента РФ от 09.03.2004 г. №314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В этом указе установлено, что в новую систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства. В соответствии с этим указом были упразднены и
преобразованы в Федеральные службы и агентства ряд Министерств и ведомств. В их числе были созданы Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФС ТЭК), Федеральное агентство по атомной энергии (Росатом), Государственный таможенный комитет реорганизован в Федеральную таможенную службу (ФТС) и т.д. В основные документы нормативной базы экспортного контроля России постановлением Правительства РФ от 04.02.2005 № 54 внесены изменения, обусловленные новой структурой федеральных органов исполнительной власти.
В соответствии с Федеральным законом «Об экспортном контроле» и утвержденной структурой федеральных органов исполнительной власти, национальная система экспортного контроля может быть представлена в виде многоуровневой схемы , см. приложение 1.
Первый уровень включает Президента и Правительство России. Президент определяет основные направления государственной политики в области экспортного контроля, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти Российской Федерации в этой сфере и утверждает списки контролируемых товаров и технологий. Правительство Российской Федерации организует реализацию государственной политики в области экспортного контроля, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля; определяет порядок осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении контролируемых товаров; принимает решения о проведении переговоров и подписании международных договоров Российской Федерации в области экспортного контроля.
Второй уровень занимает межведомственный координационный орган по экспортному контролю - Комиссия Российской Федерации по экспортному контролю. Функции данного органа - обеспечение реализации единой государственной политики, в том числе в отношении международных режимов экспортного контроля, координация деятельности федеральных органов исполнительной власти и организационно-методическое руководство работами в области экспортного контроля в Российской Федерации.
Третий уровень занимает специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля, который осуществляет организационно-техническое и информационное обеспечение деятельности Комиссии, а также осуществляет рассмотрение экспортных контрактов и процедуру лицензирования экспортируемой продукции. В настоящее время специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти является Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФС ТЭК).
Четвертый уровень включает предприятия, которые экспортируют контролируемые товары и технологии.
ФС ТЭК России создана на базе Государственной технической комиссии при Президенте Российской Федерации и Департамента экспортного контроля Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации. Данная служба подведомственна Министерству обороны Российской Федерации. Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю утверждено Указом Президента Российской Федерации от 16.08.2004 №1085.
Таким образом в настоящее время в Российской Федерации создана многоуровневая и эффективно действующая система федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих экспортный контроль.
National system of export control ensures the execution of international obligations of the Russian Fédération in the sphere of non-proliferation of mass defeat weapon. Export control is a complex of national measures which define the order of foreign economic activity.
The key words: export control, mass defeat weapon, international regime, federal bodies of executive power, attestation of exported production.
Список литературы
1. Федеральный закон от 24.12.1993 №2288 «О конверсии оборонной промышленности в Российской Федерации» // Национальная система экспортного контроля Российской Федерации: Информационно-методический справочник. М., 1999. С. 18-21.
2. Федеральный закон от 13.10.1995 №157-Ф3 «О Государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 08.07.1997 №96-ФЗ, от 10.02.1999 №32-Ф3) // Национальная система экспортного контроля Российской Федерации: Информационно-методический справочник. М., 1999. С. 27-32.
3. Федеральный закон от 27.11.1995 №170-ФЗ «Об использовании атомной энергии» (в ред. Федеральных законов от 10.02.1997 №28-ФЗ, от 10.07.2001 №94-ФЗ, от 28.03.2002 №33-ФЗ) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http:/www.garant.park.ru.
4. Федеральный закон от 19.07.1998 №114-ФЗ «О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами»//Национальная система экспортного
контроляРоссийской Федерации: Информационно-методический справочник. М., 1999. С. 36-41.
5. Федеральный закон от 18.07.1999 №183-Ф3 «Об экспортном контроле» (в ред. Федерального закона от 30.12.2001 №196-ФЗ) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http:/www.garant.park.ru.
6. Федеральный закон от 08.08.2001 №128-Ф3 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (в ред. Федеральных законов от 13.03.2002 №28-ФЗ, от 21.03.2002 №31-ФЗ) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http:/www.garant.park.ru.
7. Указ Президента РФ от 11.04.1992 №388 «О мерах по созданию системы экспортного контроля в Российской Федерации»// Национальная система экспортного контроля Российской Федерации: Информационно-методический справочник. М., 1999. С. 44-49.
8. Указ Президента РФ от 27.03.1992 №312 «О контроле за экспортом из Российской Федерации ядерных материалов оборудования и технологий » (в ред. Указа Президента РФ от 06.05.2000 №822) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http :/www. garant. park. ru.
9. Указ Президента РФ от 21.02.1996 №228 «О контроле за экспортом из Российской Федерации оборудования и материалов двойного назначения и соответствующих технологий, применяемых в ядерных целях, экспорт которых контролируется» (в ред. Указов Президента РФ от 21.01.1997 №32, от
05.05.2000 №798) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа : World Wide Web.URL: http:/www.garant.park.ru.
10. Указ Президента РФ от 17.05.2000 №867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. Указов Президента РФ от 20.09.2000 №1678, от 01.12.2000 №1953, от 16.10.2001 №1230, от 01.11.2001 №1263, от 29.04.2002 №439) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http:/www.minstp.ru/docs.ndx.
11. Указ Президента РФ от 16.08.2004 №1085 «Положение о Федеральной службе по техническому и экспортному контролю Российской Федерации » [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http:/www.fstec.ru.
12. Постановление Правительства РФ от 29.08.2001 № 635 «Об изменении и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, регулирующих вопросы экспортного контроля» (в ред. Постановлений Правительства РФ от 24.09.2001 №686, от 29.12.2001 №941) [Электрон. Ресурс]: Режим доступа: World Wide Web.URL: http :/www.garant.park.ru.
13. Приказ ГТК РФ от 23.05.1996 №315 «О контроле за экспортом товаров, которые могут быть применены для создания оружия массового уничтожения и ракетных средств его доставки» (в ред. Приказов ГТК РФ от 19.11.1996 №698, от 20.11.1996 №700, от 31.01.1997 №43, от 24.02.1998 №99, от 22.03.1999 №189, от 22.03.1999 №190, от 10.03.2000 №176, от 10.05.2000 №385, от 29.05.2000, № 436, от 18.10.2000 №937, от 19.06.2001 №573, от 16.07.2001 №675, от 16.07.2001 №676, от 07.08.2001 №764, от 31.10.2001 №1032, от 31.10.2001 №1033, от 16.11.2001 №1093, от
16.11.2001 №1094, от 16.11.2001 №1095, от 24.12.2001 №1226, от 11.01.2002 №21, с изм., внесенными Приказом ГТК РФ от 12.11.2001 №1067).
14. Приказ ГТК РФ от 27.06.1996 №402 «О порядке экспорта и импорта ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий» (в ред. Приказов ГТК РФ от 31.01.1997 №43, от 16.07.1997 №427, от 29.05.2000 №436, от 22.09.2000 №867, от 26.04.2001 №400, от 24.12.2001 №1226).
15. Приказ ГТК РФ от 07.05.1996 №277 «О порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации радиоактивных веществ и изделий на их основе» (в ред. Приказов ГТК РФот 31.01.1997 №43, от 10.03.2000 №176).
16. Приказ ГТК РФ от 26.12.2003 №1545 «Об утверждении инструкции о порядке проведения должностными лицами таможенных органов проверки заявленных сведений и принятия решений в отношении товаров, обладающих признаками товаров, подпадающих под действие законодательства Российской Федерации в области экспортного контроля».
17. Распоряжение ГТК РФ от 08.01.2002 №19-р «Об обеспечении соблюдения разрешительного порядка перемещения контролируемых товаров и технологий».
Об авторе
Жуков Д.Б. - начальник таможни г. Брянска, ecomvest.bgu@ yandexs.ru