ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ И ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ЭКСПОРТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И.В. Мильшина, канд. юрид. наук, доцент
Саратовский национальный исследовательский государственный университет им. Н.Г. Чернышевского (Россия, г. Саратов)
Аннотация. В статье проведен анализ правового регулирования экспортного контроля в Российской Федерации, исследованы функции экспортного контроля и порядок экспорта товаров двойного назначения. Выявлены факторы, снижающие результативность проведения экспортного контроля. Предложены решения некоторых проблем, позволяющие повысить эффективность проведения экспортного контроля и направленные на упрощение правоприменительной деятельности органов государственной власти.
Ключевые слова: экспортный контроль, правовое регулирование, порядок проведения.
Вопросы правового регулирования и контроля экспорта товаров двойного назначения, которые могут быть использованы как в мирных целях, так и для создания оружия массового поражения, стоят в числе первоочередных перед мировым сообществом, в том числе и перед Российской Федерацией. Одним из средств борьбы с незаконным оборотом такой продукции является экспортный контроль.
Экспортный контроль применяется в целях обеспечения безопасности страны и соблюдения ее политических и экономических интересов. В то же время экспортный контроль служит инструментом, способствующим выполнению международных обязательств Российской Федерации в области нераспространения оружия массового поражения и противодействию международному терроризму. Создание Таможенного союза, а затем и Евразийского экономического союза оказали непосредственное влияние на формирование российского законодательства, изменение структуры и полномочий федеральных органов исполнительной власти. Данные обстоятельства обусловили необходимость анализа особенностей правового регулирования и практического применения законодательства в области экспортного контроля с учетом произошедших изменений.
Правовую основу экспортного контроля составляют многосторонние соглашения и договоры с участием РФ, в том числе при-
нятые в рамках Таможенного союза, Евразийского экономического союза, а также национальное законодательство. Среди наиболее значимых международных актов можно назвать: Договор о нераспространении ядерного оружия [1], Группа ядерных поставщиков [2], Вассенаарские договоренности по контролю за двойными технологиями и обычными вооружениями [3] и др. Также действуют в части, не противоречащей Договору о Евразийском экономическом союзе [4], отдельные соглашения и решения, принятые в рамках функционировавшего до 2015 года ЕврА-зЭС. Например: Соглашение от 28.10.2003 «О едином порядке экспортного контроля государств - членов Евразийского экономического сообщества» [5]; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 № 190 «О Типовых списках товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и Общих требованиях к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю» [6]; Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 № 52 «Об экспортном контроле государств - членов Таможенного союза» [7] и др.
Названные документы на международном уровне устанавливают порядок и принципы экспорта продукции двойного назначения и определяют списки контролируемой продукции. Государства - уча-
стники обязаны применять эти списки и следовать рекомендованному порядку перемещения указанной продукции. Единая законодательная база на надгосударствен-ном уровне способствует эффективной торговле с третьими странами и служит защите интересов каждой страны - участницы. Однако, работа по формированию законодательной базы в рамках Евразийского экономического союза еще не завершена.
На национальном уровне государство обеспечивает выполнение международных обязательств, устанавливает меры ответственности в случае их несоблюдения, определяет перечень товаров и технологий, учитывая вышеназванные Единые типовые списки. В Российской Федерации правовые основы организации экспортного контроля закреплены в Федеральном законе от 18.07.1999 № 183-Ф3 «Об экспортном контроле» (далее - Закон № 183-ФЗ) [8]. Согласно ст. 1 этого закона, экспортный контроль - это комплекс мероприятий, обеспечивающих реализацию установленного законодательством порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.
Российская система экспортного контроля имеет хорошо развитую многоуровневую структуру: Президент и Правительство Российской Федерации; Межведомственный координационный орган по экспортному контролю - Комиссия Российской Федерации по экспортному контролю; специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области экспортного контроля - Федеральная служба по техническому и экспортному контролю Российской Федерации (далее - ФСТЭК России); подконтрольные предприятия, которые экспортируют товары и технологии двойного назначения.
Можно заметить, что таможенные органы не отнесены Законом №183-ФЗ к системе органов, осуществляющих экспортный контроль. Однако, таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий указан как метод осуществления экспортного контроля (ст. 7 Закона). А Таможенный кодекс Таможенного союза [9] в качестве принципов таможенного контроля закрепляет проведение таможенными органами в пределах своей компетенции иных видов контроля, в том числе экспортного. Компетенция таможенных органов в рассматриваемой сфере включает: контроль за перемещаемыми товарами двойного назначения; разработку мер, направленных на обеспечение соблюдения законодательства; подготовку предложений по совершенствованию законодательства и повышению эффективности контрольных мероприятий; взаимодействие с уполномоченными контролирующими органами.
Следует отметить, что экспортный контроль в отношении вооружения и военной техники, а также информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), являющихся продукцией военного назначения, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области военно-технического сотрудничества. Списки (перечни) контролируемых товаров и технологий утверждаются Указами Президента Российской Федерации. В нашей стране существует шесть Списков (перечней) контролируемых товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники, ракетного оружия, химического и бактериологического оружия, также применяемых в ядерных целях. В некоторых странах, например, в США и странах ЕС, эти списки объединены в один общий список.
Экспорт товаров двойного назначения или передача технологий по электронным каналам связи осуществляется при условии лицензирования. Порядок выдачи лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми то-
варами и технологиями утверждены постановлением Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль» [10].
Помимо лицензии, к разрешительным документам, выдаваемым в рамках экспортного контроля, можно отнести:
- разрешения на реэкспорт и передачу третьим лицам, письма (о продлении срока действия лицензии, о продлении срока временного вывоза, о безлицензионном вывозе) и заключения о неприменении мер нетарифного регулирования, выдаваемые ФСТЭК России;
- разрешения на вывоз и на временный вывоз, выдаваемые Комиссией по экспортному контролю РФ.
Экспортный контроль выполняет две важнейшие и разноплановые функции: является мерой нетарифного регулирования и одновременно неотъемлемым инструментом внешней политики. Как мера нетарифного регулирования экспортный контроль ограничивает свободное перемещение товаров исходя из национальных интересов и международных обязательств. Как инструмент внешней политики экспортный контроль выступает одной из ступеней продвижения российских товаров на мировые рынки.
Следует отметить, что проведение экспортного контроля не гарантирует 100%-ный положительный результат. Существуют некоторые факторы, снижающие его результативность и требующие решения.
Прежде всего, следует указать на наличие недобросовестных стран - поставщиков данной продукции, не выполняющих международные нормы и обязательства. Мировое сообщество наделено некоторыми возможностями воздействовать на таких поставщиков, однако они не эффективны в отношении террористических организаций. Последние, часто пользуются услугами посредников и подставных организаций.
Эффективность экспортного контроля снижает и то, что для создания подконтрольной продукции может быть использовано очень большое количество товаров или технологий, зачастую появляются их новые аналоги. В таких условиях затруднительно требовать гарантированного результата только от контролирующих органов (ФСТЭК, ФТС и др.).
Для решения этих проблем необходимо подключить научное сообщество, предоставив возможность разработать и воплотить свои теоретические положения на практике. Помочь могут и непосредственные участники внешнеэкономической деятельности, которые в вопросах экспортного контроля могут выступать союзниками контролирующих органов, способствовать выявлению и предотвращению сомнительных сделок. Положительный результат принесет и более активное участие спецслужб, при помощи которых возможно выявить потенциальных нарушителей, пресечь в самом начале незаконный вывоз контролируемых материалов и технологий.
В последние годы выросло количество неосязаемых форм передачи технологий, т.е. передачи информации неосязаемым способом посредством электронных сетей (телефон, факс, Интернет, электронная почта), а также на встречах, выступлениях, во время обучения. Данную проблему невозможно решить только посредством проведения экспортного контроля. Решение возможно на международном уровне при условии унификации и ужесточения правил контроля всеми государствами, обмена положительным опытом. Эффективность контроля неосязаемых форм передачи технологий возрастет при условии проведения разъяснительной работы среди представителей бизнеса о необходимости такого контроля. При этом добросовестным участникам могут быть предоставлены льготы в процессе оформления документов, а к нарушителям могут быть применены санкции, в том числе финансового характера.
Библиографический список
1. Договор о нераспространении ядерного оружия (одобрен резолюцией 2373 (XXII) Генеральной Ассамблеи от 12.06.1968). [Электронный ресурс] // Официальный сайт Организации Объединенных Наций. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_co nv/conventions/npt.shtml (дата обращения: 17.09.2016).
2. NSG The Nuclear Suppliers Group [Электронный ресурс] // Официальный сайт Группы ядерных поставщиков. URL: http://www.nuclearsuppliersgroup.org/en/ (дата обращения: 12.09.2016).
3. Declaration [Электронный ресурс] // Официальный сайт Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями и товарами двойн-го назначения и технологий. URL: http://www.wassenaar.org/publicdocuments/declaration.ht ml (дата обращения: 12.09.2016).
4. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29 мая 2014 г.) (ред. от 08.05.2015): по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
5. О едином порядке экспортного контроля государств-членов Евразийского экономического сообщества: Соглашение между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 28.10.2003 г.: по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
6. О Типовых списках товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю, и Общих требованиях к порядку контроля за осуществлением внешнеэкономических операций с товарами и технологиями, подлежащими экспортному контролю: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 21.09.2004 № 190 (ред. от 19.11.2010): по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
7. Об экспортном контроле государств-членов Таможенного союза: Решение Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 05.07.2010 №52: по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
8. Об экспортном контроле : Федеральный закон от 18.07.1999 № 183-Ф3 (в ред. от 13.07.2015): по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
9. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (в ред. от 08.05.2015): по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
10. Об утверждении Положения о лицензировании операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль: Постановление Правительства РФ от 15.09.2008 № 691 (ред. от 23. 10.2014): по состоянию на 20.09.2016. Режим доступа: СПС «Консультант Плюс».
LEGAL FRAMEWORK AND PRACTICE OF EXPORT CONTROLS IN
THE RUSSIAN FEDERATION
I.V. Milchina, candidate of law sciences, associate professor Saratov national research state university N.G. Chernyshevsky (Russia, Saratov)
Abstract. The article analyzes the legal regulation of export controls in the Russian Federation , we studied the function of export controls and the order of export of dual-use goods. The factors that reduce the effectiveness of export control. Proposed solutions to some problems that improve the efficiency of export controls and to simplify enforcement activities ofpublic authorities.
Keywords: export controls, legal regulation, the procedure for.