Магомедов
Магомедсалам
Магомедалиевич
Президент Республики Дагестан
зав.кафедрой экономики и социологии труда Даггосуниверситета, д.э.н, проф.
Проблемы экономического развития Республики Дагестан и пути их решения
Аннотация: В статье проанализированы итоги экономического развития Дагестана в 2010 году, влияние на процессы государственного управления и обозначены основные направления развития экономики, социальной сферы, и предложены меры по совершенствованию позитивного взаимного стимулирования экономических мер и общественно-политических отношений.
Ключевые слова: экономическое развитие, модернизация, борьба с коррупцией, долгосрочная стратегия, инвестиционная привлекательность, туристско-рекреационная зона
Определенные успехи в экономическом развитии региона в 2011 году, достигнутые на основе дальнейшей стабилизации общественно-политических отношений, базировались на решениях, которые были закреплены на III Съезде народов Дагестана, который стал важнейшим событием общественнополитической жизни республики, вызвал большой резонанс и получил положительную оценку в республике и за ее пределами. Съезд поддержал курс «Единой России» на консолидацию общества и модернизацию всех сфер жизни. В его итоговых документах подтверждена воля дагестанцев - жить в составе и по законам Российской Федерации, подчеркнута важность сохранения фундаментального принципа - единства дагестанских народов. Съезд особо подчеркнул необходимость сохранения общественнополитической стабильности в республике и единодушно осудил экстремизм и терроризм как основные препятствия креативному социально-экономическому развитию Дагестана. Преступная деятельность незаконных вооруженных групп, связанная с совершением террористических актов, убийств, вымогательством денег, помимо прямого ущерба интересам защиты и безопасности населения вызывает возмущение в обществе, снижает инвестиционную привлекательность региона и, соответственно, перспективы его социально-экономической модернизации. Для борьбы с терроризмом в 2010 году была оказана существенная помощь в укреплении материально-технической базы правоохранительных органов. Усиливаются структуры, которые будут осуществлять специальные мероприятия по эффективному и профессиональному пресечению деятельности преступников на территории республики.
При этом наряду с силовыми мерами
необходимо усилить и профилактическую, идеологическую работу. Для этого предполагается создать республиканскую структуру, которая будет специально заниматься вопросами информационной политики, в том числе идеологической борьбы с экстремизмом. В последние годы в республике проводится большое количество конференций, других мероприятий, где обсуждаются теоретические аспекты противодействия терроризму и экстремизму. Сейчас уже актуально переходить от абстрактных рассуждений к практическому противодействию экстремизму в идеологической сфере, к адресной работе с населением и особенно с молодежью. К этой работе в первую очередь должны привлекаться учителя школ, другие представители интеллигенции. Сегодня их голос практически не слышен, а ведь именно в школе формируется личность, характер, определяются основные жизненные ориентиры молодого человека. Журналистам республиканских и федеральных средств массовой информации, работающим в Дагестане, необходимо занять ответственную гражданскую, патриотическую позицию и направить свой ресурс на противодействие идеологии терроризма и экстремизма.
В корне должна измениться ситуация в муниципалитетах - городах, районах, поселениях, ведь именно на местах нужно вести основную работу по противодействию экстремизму. В нее реально должны включиться все муниципальные служащие. В каждой администрации следует определить ответственных за профилактическую работу в молодежной среде. Необходимо обеспечить эффективное взаимодействие муниципалитетов с правоохранительными органами. Главам муниципальных образований следует рассматривать профилактические меры,
идеологическое противодействие экстремизму, наряду с экономической и социальной деятельностью, в качестве приоритета.
Другим серьезным препятствием модернизации в Дагестане является коррупция, поскольку принимаемые здесь меры по борьбе с ней пока не дают желаемого эффекта, поскольку свыше половины среднегодового рыночного оборота экономики региона остается вне поля деятельности налоговых органов. В подавляющем большинстве коррупционные проявления остаются вне поля зрения соответствующих структур. Как правило, выявленные преступления касаются мелких взяточников. Правоохранительные органы могли бы серьезно улучшить свою работу по разоблачению коррупционеров и, прежде всего, чиновников всех уровней -муниципального, республиканского и территориальных подразделений федеральных органов власти.
На прошедшем Санкт-Петербургском экономическом форуме Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев заявил, что «удавка на шее коррупционеров должна сжиматься постоянно и неумолимо». Коррупция давно стала системным явлением, поэтому и борьба с ней должна вестись системно и комплексно. В республике разрабатывается новая программа противодействия коррупции, включающая правовые, экономические и организационные меры, в том числе проверку всех ведомственных и муниципальных актов на наличие коррупциоген-ных факторов. Реализация в полном объеме федеральных законов об обеспечении доступа граждан к информации позволит сделать работу органов власти максимально прозрачной и открытой. В министерствах и ведомствах должны на деле заработать комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов. Эффективным инструментом в борьбе с коррупцией станет постоянный контроль институтов гражданского общества и СМИ над деятельностью органов власти. Для укрепления основ государственности в России и в Дагестане необходимо сформировать в социумах атмосферу нетерпимости к коррупции в любых ее проявлениях.
Долгосрочная стратегия социальноэкономического развития России и ее регионов, прежде всего, ориентирует сосредоточиться на выполнении экономических и социальных планов и проектов модернизации региона. Очевидно, что без существенного
экономического роста невозможно обеспечить безопасность и улучшение качества жизни дагестанцев. Поэтому развитие экономики региона по пути модернизации -является важнейшим направление деятельности органов регионального управления.
Всем известны основные проблемы экономики республики, которые носят долговременный характер. Это:
- деформация отраслевой структуры; -низкий удельный вес реального сектора экономики в валовом региональном продукте;
- высокая степень износа основных фондов в промышленности и неразвитость материально-технической базы в сельском хозяйстве;
- дотационность бюджета республики и высокая доля теневой экономики;
- трудоизбыточность, высокая безработица и низкая заработная плата;
- неразвитость транспортной и инженерной инфраструктуры.
В то же время в развитии региональной экономики достигнуты определенные успехи. Так, в 2010 году достигнут рост по всем основным отраслям экономики. Выросли показатели промышленного производства, увеличились объемы продукции сельского хозяйства, платных услуг, оборот розничной торговли. Индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам деятельности составил более 107 процентов. В 2010 году в республике введено в эксплуатацию более 1 млн квадратных метров жилья - это один из самых высоких показателей в стране после выхода из мирового финансового кризиса. В Дагестане сдано 19 объектов образования и здравоохранения, Дворец спорта в городе Каспийск, построено 15 мостов, проложены сотни километров газовых, водопроводных сетей, радиорелейных линий связи, автомобильных дорог.
В 2010 году был обеспечен опережающий годовой прирост поступления налоговых и неналоговых доходов бюджета на 22,7 процента, а на текущий 2011 год запланирован рост еще на 24,5 процентов. Эти обязательства обоснованны и вполне выполнимы с учетом принимаемых антикоррупционных мер. Дотационность консолидированного бюджета республики в 2010 году уменьшена до 70,9 процента, то есть больше, чем на 6,3 процента, и этом году планируется дальнейшее ее снижение. Впервые за весь постсоветский период дота-
ционность республиканского бюджета будет ниже 70% - около 65 %. По нашим расчетам, с такими темпами республиканский бюджет скоро сможет выйти на более высокую степень обеспечения расходов собственными доходами (до 70%). Территориальным налоговым органам необходимо существенно усилить работу по увеличению поступления налогов в консолидированный бюджет республики. Важная задача органов исполнительной власти - развитие и наращивание налогового потенциала республики за счет экономически оправданной поддержки предприятий реального сектора, содействия эффективным собственникам в создании новых производств, развития малого и среднего бизнеса. В 2010 году удалось сохранить позитивную динамику привлечения инвестиций, объем которых вырос на 10 процентов и составил более 115 млрд рублей.
Совершенствуется нормативно-правовая база, создаются новые механизмы стимулирования инвестиционной деятельности. В республиканском бюджете на 2011 год специально предусмотрены значительные средства на подготовку бизнес-планов, проектносметной документации, проведение государственной экспертизы инвестиционных проектов.
Сформирован залоговый фонд Республики Дагестан объемом 2,4 млрд рублей, создан земельный инвестиционный фонд общей площадью более 1800 гектаров. Идет работа по созданию инвестиционных площадок с готовой коммунальной и транспортной инфраструктурой.
Сегодня в Дагестане сформирован реестр из 61 инвестиционного проекта на общую сумму около 200 млрд рублей. 20 проектов уже получили статус приоритетных, что позволяет оказывать им государственную поддержку, предоставляя различные преференции, в том числе и по налоговым платежам. 25 проектов находится на стадии реализации, и по ним осуществлены капитальные вложения в размере более 17 млрд рублей. Среди них строительство заводов по производству листового стекла, стеклотары, серной кислоты, автомобилестроительного предприятия по выпуску малотоннажных грузовых автомобилей, создание современного 1Т-парка. И перечень таких проектов можно продолжить.
Согласно Стратегии долгосрочного социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года он должен стать тер-
риторией, максимально привлекательной для инвестора, с четко отлаженной и эффективной системой поддержки инвестиционных проектов. Создание такой системы -задача на ближайшую перспективу. И здесь важно использовать существующие возможности. Только в промышленности у нас более 360 тысяч квадратных метров свободных производственных площадей, обеспеченных всей необходимой инфраструктурой. Уже сегодня их можно задействовать для крупных прорывных проектов. Кстати, создание 1Т-парка - это пример того, как на существующих мощностях можно построить современное высокотехнологичное предприятие.
Необходимо развивать инновационный сектор, существенно увеличить долю промышленности в экономике. В республике имеется значительный потенциал для формирования кластеров по производству автомобильной техники и автокомпонентов, композиционных волокон и материалов, других современных и востребованных производств. Реализация этого потенциала в интересах и бизнеса, и государства.
Большое значение имеет развитие промышленности строительных материалов, которая является важным фактором стимулирования жилищного строительства и обеспечения доступности жилья.
Следует шире привлекать инвестиции в топливно-энергетический комплекс. Перспективные направления здесь - наращивание гидрогенерирующих мощностей и использование возобновляемых источников энергии.
Особое внимание необходимо уделить развитию агропромышленного комплекса.
Несмотря на принимаемые меры, пока не происходит существенный перелом в этой отрасли. Дагестан не обеспечивает себя в полной мере продуктами питания. На рынках много привозной продукции, которая зачастую дешевле дагестанской.
В настоящее время появляются новые возможности. Сельскохозяйственная отрасль активно финансируется. Только в 2010 году сельхозтоваропроизводителям республики выделено за счет федерального и республиканского бюджетов более 1,3 млрд рублей, а Россельхозбанком - кредитов на сумму более 4 млрд рублей.
Подписан ряд соглашений, в том числе с американской компанией «Амити Техно-лоджи», инвестиционной компанией
«АГРИКО». В соответствии с ними планируется построить заводы по переработке сахарной свёклы и производству сахара, производству томатной пасты, комбикормов, растительного масла. Появятся хранилища и заводы по переработке плодоовощной продукции и мяса. Это позволит нам создать на территории республики сеть агрохолдингов и агропарков, включающих полный цикл - от производства до сбыта готовой продукции.
Серьезная поддержка будет оказана традиционной для нашей республики отрасли -виноградарству.
Сегодня у региональной экономики есть реальный шанс сделать агропромышленный комплекс высокорентабельным и эффективным. Для этого Правительству нужно подготовить и осуществить систему мер по кардинальному изменению ситуации в отрасли.
В республике остро стоит проблема эффективности использования земель. Официальная информация об изменениях в землепользовании, о состоянии земель и структуре угодий не всегда соответствует реальному положению дел. На протяжении ряда лет необрабатываемую, нередко уже застроенную землю в отчетах продолжают отражать как пашню, а давно вырубленные, раскорчеванные и заброшенные участки - как сады, виноградники. Для решения данной проблемы следовало бы провести инвентаризацию земель сельскохозяйственного назначения. При этом неэффективно используемые земельные участки необходимо изымать в установленном порядке, поскольку земля -важный ресурс развития экономики, то есть она не должна быть заброшена, а должна работать, кормить людей, приносить доход.
Органам местного самоуправления необходимо уделять особое внимание вопросам разграничения собственности на землю, урегулирования земельных споров, фактам са-мозахвата земли, самовольного превращения земель отгонного животноводства в земли поселений, случаи которых имеются повсеместно и оказывают негативное влияние на экономику территории.
Особое беспокойство вызывает расхищение прибрежных территорий. Варварски разбазариваются земли морского побережья городов и районов Дагестана. Многочисленные строения занимают практически всю прибрежную зону. Это наносит ущерб республике. Правительство региона инициирует серьезные проекты, у них уже есть договоренности с крупными инвесторами. Но воз-
никают проблемы с поиском свободных участков для строительства современных курортных комплексов. Правительству республики, прокуратуре, контролирующим органам следует обратить самое пристальное внимание на эти факты нарушения земельного законодательства.
Значительный потенциал развития республики связан с туризмом и использованием рекреационных возможностей. Политика республики в этой сфере должна быть направлена на рациональное освоение туристско-рекреационных ресурсов, создание условий для развития туристской инфраструктуры, поддержку внутреннего и въездного туризма.
В рамках реализации Федеральной целевой программы «Юг России (2008-2013 годы)» предусмотрено создание инфраструктуры для развития туристско-рекреационных и оздоровительных комплексов на четырех инвестиционных площадках республики. Правительством Российской Федерации принято постановление о создании туристско-рекреационной особой экономической зоны «Матлас» на территории республики.
Руководителями Дагестана подписано соглашение с ОАО «Курорты Северного Кавказа» о сотрудничестве при создании объектов инфраструктуры туристско-
рекреационной зоны, освоении участков каспийского побережья, а также ряд соглашений между Правительством республики и туристическими компаниями Австрии, Турции и Франции.
Еще одно необходимое условие для развития туризма - благоприятный информационный фон. Очевидно, что уже сегодня необходимо активно формировать новый привлекательный образ республики как территории, комфортной для отдыха и оздоровления. Но для его формирования необходимо изменить отношение к окружающей среде. Ведь такие
«достопримечательности», как грязные пляжи и «растущие» на деревьях целлофановые пакеты, вряд ли могут привлечь в республику отдыхающих. Нужно строить мусороперерабатывающие заводы, очистные сооружения и объекты инженерной защиты побережья Каспия. Дагестан, его природа, горы и море - это то, что современники дагестанцы обязаны сохранить и передать будущим поколениям.
Важнейшую роль в решении задач разви-
тия республики должны сыграть - Государственная программа по развитию Северного Кавказа до 2025 года и новая Стратегия социально-экономического развития Республики Дагестан до 2025 года. В ней обоснована главная цель - обеспечить рост качества жизни населения на основе повышения конкурентоспособности, устойчивого экономического развития и безопасности региона.
К 2025 году Дагестан должен войти в число передовых субъектов Российской Федерации, регионов-лидеров по объему валового регионального продукта и индексу развития человеческого потенциала.
Для этого есть все необходимые условия: природные ресурсы, трудовой потенциал, поддержка федерального центра.
В соответствии с идеями, заложенными в новой Стратегии, на территории республики получат первоочередное развитие два комплекса:
первый - транспортно-логистический узел международного значения («Каспийский хаб»), который даст толчок к развитию всех отраслей экономики. Это предполагает реконструкцию Махачкалинского морского торгового порта, аэропорта «Махачкала», железнодорожных и автомобильных магистралей;
второй - кластер «Дом народов», в соответствии с которым Дагестан должен стать деловым центром государств Каспийского региона, комфортным местом для жизни, работы и творчества, отдыха и спорта.
Теперь необходимо увязать Стратегию социально-экономического развития республики со Схемой территориального планирования, начать разработку программных документов развития конкретных районов, городов и отдельных отраслей экономики. Кроме того, предстоит привести в соответствие с новой Стратегией действующие республиканские целевые программы.
Сегодня власть должна быть эффективной, высокопрофессиональной и открытой обществу. Для реализации намеченных масштабных преобразований органам регионального управления экономикой необходимо опираться на современные информационные технологии, повышать доступность и качество предоставляемых государственных и муниципальных услуг, устранять избыточные административные барьеры. Необходимо ускорить работу по созданию в республике «электронного правительства». О деятельности органов исполнительной власти и
местного самоуправление можно будет судить в том числе и по использованию ими информационных технологий, открытости их деятельности для граждан.
Другим критерием оценки успешной деятельности руководителей является исполнительская дисциплина и рациональное использование финансовых средств. Управленческий аппарат должен быть компактным, а его содержание - минимальным по расходуемым на эти цели нашим обществом средствам. Как показывает практика, здесь у России и Дагестана есть серьезные проблемы. Нередко закупки товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд становятся инструментом «распила» бюджета. Приобретаются дорогие автомобили, мебель, оргтехника при том, что собственные доходы муниципальных образований не превышают 8-10 процентов их годового бюджета. Необходимо ужесточить меры в отношении должностных лиц, допускающих расточительство и пренебрегающих своими прямыми обязанностями, решительно пресекать факты злоупотреблений.
«Модернизация, другими словами поступательное, качественное развитие, - отметил Председатель Правительства России Владимир Владимирович Путин, - ... это, прежде всего, вложение в человека». В условиях Дагестана модернизация - это решение насущных жизненных проблем, которые волнуют каждого дагестанца, - здоровье, образование, работа, достойная старость.
Здоровье граждан является в развитых странах одним из показателей благополучия общества, его успешности. Сегодня приходится констатировать, что по-прежнему наблюдается нехватка больниц и высокотехнологичных специализированных центров. Много нареканий вызывает работа амбулаторно-поликлинических учреждений и уровень квалификации медицинского персонала.
Правительству республики необходимо в полной мере использовать возможности, предоставляемые федеральным центром, для реализации Программы модернизации здравоохранения республики. Она позволит решить многие проблемы отрасли, поэтапно внедрить федеральные стандарты, повысить доступность и качество медицинской помощи жителям республики, особенно в сельской местности, и, что очень важно, поднять заработную плату медицинских ра-
ботников.
Значительные средства на укрепление материальной базы лечебных учреждений будут предусмотрены в республиканском бюджете. Запланировано строительство нового корпуса онкологического диспансера, оснащение современным оборудованием Республиканской клинической больницы, межмуниципальных диагностических центров. В свою очередь, муниципальным образованиям следует провести на местах реконструкцию и ремонт учреждений первичного звена здравоохранения.
Укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни невозможно без развития физической культуры и спорта. В 2010 году в Дагестане были введены в эксплуатацию крупные объекты спортивной инфраструктуры. Дагестанцы добились высоких результатов в различных видах спорта. Это и сохранение места в премьер-лиге командой «Анжи», и успешное проведение первого в истории республики Кубка мира по вольной борьбе, и многие другие победы дагестанских спортсменов на престижных международных и общероссийских соревнованиях. Такие успехи нужно поддерживать и развивать. Принятая программа по подготовке дагестанских спортсменов к предстоящим в 2012 году летним Олимпийским и Паралимпийским играм в Лондоне будет этому способствовать. Основная же задача республики
- развитие массового спорта. В каждом районе, населенном пункте надо строить спортивные площадки, залы, клубы, создавать условия для занятий физической культурой и спортом граждан всех возрастов.
В традициях дагестанских народов всегда была и будет забота о пожилых людях. В рамках реализации республиканской программы «Старшее поколение» в 27 центрах социального обслуживания созданы условия для дневного пребывания людей пожилого возраста. В прошлом году субсидии на улучшение жилищных условий получили 1400 ветеранов Великой Отечественной войны и вдов погибших воинов, помимо того они окружены постоянной заботой учреждений органов соцобеспечения.
Благополучие общества, перспективы его развития во многом зависят от состояния образования, культуры, духовной и нравственной зрелости подрастающего поколения, в связи с чем в республике разрабатывается новая Программа модернизации образования. Из федерального бюджета будут
направлены значительные средства на капитальный ремонт учреждений образования и приобретение оборудования для школ. Средства, предусмотренные на эти цели в республиканском бюджете, пойдут на повышение заработной платы учителей. Это позволит, наконец, поднять зарплату учителя до средней заработной платы по экономике нашего региона.
Задача современной школы - обеспечить доступное и качественное образование каждому ребенку. В дагестанских школах уже началось пробное внедрение государственного образовательного стандарта начального общего образования, выстраивается система выявления и поддержки одаренных детей, в школах стали широко использоваться информационные и здоровьесберегающие технологии. Необходимо активнее стимулировать научную деятельность молодежи, оказывать целевую организационную и финансовую поддержку инициативным группам молодых ученых и специалистов, творческой молодежи, которые занимаются созданием и внедрением перспективных научных, инженерно-технических разработок, гуманитарных проектов.
Региону необходимо сохранить все ценное, что составляет дагестанскую культуру, -национальные языки, традиции и обычаи, народное творчество, памятники истории и духовное наследие. Это очень важно, поскольку важная стратегическая задача региона - войти в мир современной культуры, стать яркой частью общероссийского культурного процесса. В Дагестане много талантливых и самобытных литераторов, художников, музыкантов, артистов, профессиональных и самодеятельных коллективов. Нужно, чтобы их творчество стало широко известно за пределами республики. К сожалению, утрачены традиции проведения Дней Дагестана в других регионах Российской Федерации. Дагестанцы должны иметь больше возможностей знакомиться с творчеством лучших представителей искусства страны. Тогда меньше будет проявлений национализма, ксенофобии, негативных стереотипов.
Этому будет способствовать и общение между молодежью разных регионов страны. Необходимо создавать интересные для молодых людей форматы общения и самореализации, площадки, которые могут стать точками профессионального роста и реализации личностного потенциала. В частности, одной из таких площадок станет Каспийский
молодежный форум, который планируемтся провести в республике осенью этого года.
В республике принят ряд законов и программ по поддержке детских и молодежных общественных организаций, одаренной молодежи, детей-сирот. Действует Молодежный парламент. Увеличилось число детских и молодежных общественных объединений. Дагестанские ребята стали чаще добиваться успехов в образовательных и научных проектах, форумах, акциях на республиканском и всероссийском уровнях, в конкурснофестивальных программах.
Республика нуждается в патриотичных, культурных, высокообразованных, инициативных, инновационно мыслящих молодых людях, способных в быстро меняющемся мире использовать свои преимущества. Именно такой творческой молодежи необходимо в первую очередь оказывать организационную и финансовую поддержку.
В то же время нужно хорошо осознавать, что нерешенные социальные проблемы сказываются на настроениях и поступках молодежи, которая продолжает оставаться основной «группой риска». Социологические опросы, проведенные в прошлом году в молодежной среде, показывают, что недовольство дагестанской молодежи вызывают не столько безработица и бедность, сколько отсутствие надежд на карьерный рост, коррупция и взяточничество, то есть, известные пороки, с которыми надо бороться.
Хотя абсолютное большинство молодых дагестанцев, почти 99,9 процентов, не допускают возможности совершения терактов, рэкета, других криминальных действий, в
случае, если они окажутся в трудной жизненной ситуации, однако есть и те, кто ответил на этот вопрос положительно. И это очень тревожный симптом. Так отвечают запутавшиеся в жизни молодые люди, которые, наслушавшись сомнительных проповедей, пополняют ряды криминальных и террористических группировок. Необходимо уберечь их от ошибочного жизненного выбора.
К сожалению, в последнее время возникают конфликты на почве этнических и культурных различий, в том числе с участием молодых дагестанцев. Особенно часто в последнее время такие конфликты происходят в воинских частях. Анализ показывает, что это, с одной стороны, зачастую связано с предвзятым отношением к уроженцам с Кавказа, а с другой - недостаточно корректным, а порой нетерпимым восприятием дагестанской молодежью тех неписаных правил и норм общественной жизни, которые приняты в других регионах страны. Поэтом я считаю, что сама система государственной молодежной политики в республике, да и в стране в целом, требует коренного обновления - принятия комплекса экономических, демографических, социальных мер по поддержке молодежи и молодых семей, создания четких правовых, административных и финансовых механизмов ее реализации. Приоритетом нашей государственной молодежной политики должно стать создание условий и возможностей для полноценного включения молодежи в экономическую и общественно-политическую жизнь республики.
Литература:
1. Дмитрий Медведев. Россия вперед [Электронный ресурс]: Официальный сайт Президента РФ. URL: http://kremlin.ru/news/5413
Magomedov Magomedsalam Magomedalievich PROBLEMS OF ECONOMIC DEVELOPMENT DAGESTAN AND SOLUTIONS
The article analyzed the results of economic development in Dagestan in 2010, the impact on the processes of government and identifies the main directions of economic development, social services, and proposes measures to improve the positive promotion of mutual economic measures and social and political relations.
Keywords: Republic of Dagestan, economic development, modernization, struggle against corruption, long-term strategy, investment attraction, tourism and recreation area