Научная статья на тему 'Проблемы экологического образования И ВОСПИТАНИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ'

Проблемы экологического образования И ВОСПИТАНИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
118
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ц Д. Гончиков

В статье рассматривается современное состояние и проблемы эко­ логического образования и воспитания в Байкальском регионе, а также предлагаются основные направления приоритетных мероприятии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ц Д. Гончиков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problems of ecological education in the Baikal region

Modem condition and problems of ecological education in the Baikal re­gion are considered in the paper. Basic directions of priority measures are pro­ posed by author.

Текст научной работы на тему «Проблемы экологического образования И ВОСПИТАНИЯ В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ»

Проблемы экологического образования

и воспитания в байкальском регионе Ц.Д. Гончиков

канд. геогр. наук, доцент БГУ, г. Улан-Удэ

В статье рассматривается современное состояние и проблемы экологического образования и воспитания в Байкальском регионе, а также предлагаются основные направления приоритетных мероприятий.

Modem condition and problems of ecological éducation in the Baikal région are considered in the paper. Basic directions of priority measures are proposed by author.

Общие концептуальные основы экологического образования и воспитания. Проблема сохранения экологического равновесия в окружающей среде, в частности, в уникальной экосистеме оз. Байкал и Байкальского региона, а также на его неотъемлемой и наиболее важной части - в г. Улан-Удэ, представляющем собой самый крупный в Республике Бурятия социально-экономический узел и урбанизированный ареал, является весьма сложной и комплексной задачей. Решение данной проблемы включает технические, технологические, социальные, экономические, организационные, правовые, этические и другие аспекты. Однако в современных условиях, когда биосфера вступила в период перехода от естественной эволюции к эволюции, управляемой разумом и волей человека, а также перехода к новой парадигме - био(эко)центризму, общественное экологическое сознание приобретает значение одного из решающих факторов устойчивого экологически сбалансированного развития мировой экономики. В настоящее время экологическое образование рассматривается как ключ к обеспечению устойчивого развития экономики, становлению экономической этики, необходимой для оптимизации взаимоотношений человека и окружающей среды. Экологическое образование формирует экологическую культуру, этику и мораль, регулирующую поведение людей и способствующую принятию ими экологически правильных решений в своей практической деятельности.

Экологическая культура предполагает целостное восприятие мира, синтез многообразных видов деятельности человека, основанных на знаниях уникальных свойств биосферы. Поэтому главной

конечной целью всех экологических мероприятий, по нашему мнению, является формирование общественного экологического сознания и экологической культуры всего населения и, главное, экологической ответственности каждой личности в общей системе природопользования. В решении данной проблемы основную роль выполняет единая образовательная система. Основными блоками единой образовательной системы являются ряд подсистем, в число которых входят дошкольная, школьная, профессиональная подготовка (средние специальные и высшие учебные заведения), профессиональная и специальная переподготовка и массовая работа среди населения (за пределами образовательных учреждений). Каждый из выделенных блоков имеет свои особенности и проблемы. В настоящее время из пяти выделенных блоков относительно интенсивно работают лишь три (дошкольная, школьная и профессиональная подготовка). Блоки профессиональной и специальной переподготовки и особенно массовой работы среди населения работают эпизодически, и экологическая эффективность их работы ощущается достаточно слабо. Необходимо также подчеркнуть, что на городском и республиканском уровнях до сих пор не разработаны целевые программы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения. Вышесказанное определяет основные цели и задачи экологического образования и воспитания в нашем регионе.

Цель экологического образования и воспитания - способствовать решению проблемы сохранения экологического равновесия в окружающей среде, прежде всего биоразнообразия Байкальского региона, в том числе в Улан-Удэнском урбанизированном ареале, путем формирования и развития общественного экологического сознания во всех слоях населения.

Задачи:

1. Разработка скоординированной единой целевой программы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения.

2. Организация (создание) активной целенаправленной информационно-образовательной среды для формирования общественного экологического сознания и мировоззрения (мироощущения).

3. Организация экологической подготовки и переподготовки различных категорий природопользователей.

4. Разработка в соответствии с требованиями государственного стандарта системы учебных планов, соответствующих различным уровням аттестации.

Анализ работы по экологическому образованию и воспитанию населения.

Дошкольное и школьное экологическое образование и воспитание. В подчинении Министерства образования числится 1166 учреждений, в том числе 344 дошкольных, 581 общеобразовательное и 137 дополнительного образования, 43 начального профессионального образования, 8 детских домов и 25 вечерних школ. Содержание экологического образования и воспитания в муниципальных образовательных учреждениях обеспечивается в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и различных вариантов учебных планов и программ, учитывающих специфику национально-региональных компонентов, а также психолого-педагогические особенности детей разных возрастных групп.

В нашей стране предпринимается целый ряд мероприятий по переходу от старой антропоцентрической парадигмы к новой био(эко)центрической. Неслучайно экологическому воспитанию дошкольников в последние годы уделяется особое внимание, потому что школьное детство - наиболее благоприятный период для становления экологически направленной личности. Особенностью дошкольного экологического воспитания является раскрытие Красоты Природы на эмоциональном уровне. До семи лет дети особенно восприимчивы, первые яркие впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя их дальнейшее развитие. Еще в глубокой древности великий Платон практически разработал модель экологического воспитания детей. Он говорил: «От красоты образов перейдем к красивым мыслям. От красивых мыслей к красивой жизни. А от красивой жизни к абсолютной красоте». Так передовые мыслители еще две с половиной тысячи лет назад осознали и показали первостепенное значение образов Красоты, прежде всего Красоты Природы, в становлении и развитии гармоничной личности.

Практически во всех детских садах города проводится определенная работа по экологическому воспитанию детей. Разрабатываются рабочие планы и программы экологического воспитания по возрастным группам. Предпринимаются попытки координации экологических мероприятий специалистов разного профиля - экологов.

педагогов-предметников, методистов, воспитателей и медицинских работников в пределах своего детсада. Однако уровень координации, систематизации и анализа опыта работы на этом наиважнейшем этапе эколог ического воспитания недостаточен.

В школах учителя решают задачу формирования основ экологической ответственности личности за состояние в окружающей среде. В целях реализации данной задачи в школах города проводится большая работа в самых различных направлениях: обновление содержания экологического образования в соответствии со сменой эколого-образовательной парадигмы, пока, к сожалению, не нашедшей полного отражения в программах по экологии, рекомендованных Министерством образования РФ (2000-2003 гг.); разработка, апробация и реализация программ с национально-региональным компонентом экологического образования (2000-2003 гг.); конкурс авторских программ по экологии, интегрированных учебных курсов; экологизация всех учебных дисциплин; проведение ежегодны* научно-практических конференций, олимпиад и творческих отчетов; программно-методическое и учебно-дидактическое обеспечение экологического образования и многое другое.

В образовательной системе республики большое внимание уделяется созданию активной образовательной среды по формированию экологического сознания. Расширяется сеть специализированных кружков, студий и объединений экологической направленности. Многие школы участвуют в ежегодных международных акциях «Марш парков», «День земли«, в ежегодных экологических, акциях «Посади дерево», «Дети за чистоту города или села», «Мир вокруг нас», в брейн-рингах и других мероприятиях.

В системе экологического образования общеобразовательных школ появились инновационные учебные заведения - гимназии, лицеи, школы экологического профиля и экспериментальные экологические площадки. Среди них профессиональный лицей № 22 (ц, Селенгинск, Кабанский район), профессиональный лицей № 20 (с. Баргузин), Аршапский гуманитарно-экологический лицей (Тункин-ский район) и другие. Была создана экологическая школа «Экое» Для подготовки учащихся по программе экологического образования с присвоением классификации «Организатор детского экологического движения». Работа школы «Экое» Городского Дворца детско-юношеского творчества тесно связана с экологической деятель-

ностью школ г. Улан-Удэ. Ежегодно проводятся различные тематические конкурсы.

Важным направлением работы по экологическому образованию и воспитанию школьников является организация научно-исследовательской и экспериментальной работы учащихся. Основ, ные итоги научно-исследовательской работы учащихся подводятся на ежегодной республиканской научно-практической конференции «Шаг в будущее». В ряде школ разработаны экологические тропы.

Проводится определенная работа и с педагогическими кадрами: курсы повышения квалификации и переподготовки преподавателей различных специальностей по экологии по |рафику БИПКРО и НМЦ; подготовка научно-методической и дидактической базы экологизации содержания всех учебных дисциплин и т.д.

Необходимо отметить, что свой определенный вклад в экологическое образование и воспитание школьников вносят музеи (прежде всего музей природы) и библиотеки городов и районов.

Анализ мероприятий по школам показывает о наметившейся тенденции разнообразия содержания и форм экологической работы. Но вместе с тем, на наш взгляд, еще далеко недостаточно активно работают все школы. Так, например, в г. Улан-Удэ активно работает лишь 43,4% от общего количества общеобразовательных учреждений города. Недостаточно высок уровень систематизации и координации всех мероприятий всех школ, направленных на формирование общественного экологического сознания. Нет постоянной систематической практической работы, привлекающей внимание и заботу самих учащихся (а не администрации школ и учителей) и позволяющей им развивать свои умения и навыки общей экологической культуры; организаторам мероприятий не всегда удастся добиваться существенных изменений экологических ситуаций как в сознании учащихся, так и в практических делах школьников. Недостаточно высок уровень совместной деятельности школ с учреждениями науки, культуры, здравоохранения, природоохранительными организациями, представителями органов власти и СМИ.

Экологическое образование и воспитание в системе средние специальных и высших учебных заведений. В средних специальных и высших учебных заведениях главное внимание уделяется изучению фундаментальных закономерностей и уникальных свойств биосферы, а также анализу положительного научного и практического опыта взаимодействия человеческого общества и окружаю-

щей среды на базе профессиональной подготовки студентов. При этом принципиально важное значение должно иметь приобретение ими в процессе обучения системы исследовательских умений и навыков, необходимых для контроля и оценки экологических последствий своей будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время в г. Улан-Удэ профессиональной подготовкой специалистов занимаются 18 средних специальных учебных заведений, 2 университета (Бурятский государственный и Восточно-Сибирский государственный технологический) и 2 академии (Бурятская сельскохозяйственная и Восточно-Сибирская академия культуры и искусств), а также многочисленные коммерческие филиалы высших учебных заведений других городов.

В средних специальных и высших учебных заведениях экологическое образование и воспитание осуществляется в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта, учебных планов и программ, рекомендованных Министерством образования РФ. К ним дополнительно разрабатываются национально-региональные компоненты, отражающие специфику Байкальского региона. В данных учебных заведениях помимо изучения специальных учебных дисциплин экологического профиля осуществляется процесс экологизации всех учебных дисциплин. Таким образом, формирование системы экологических знаний у студентов обеспечивается по двум направлениям - по линии изучения специальных дисциплин экологического профиля и по мере освоения профессиональных знаний. При этом большое значение придается производственным и полевым (там, где они предусмотрены учебным планом) практикам. Выполнение курсовых и дипломных работ, предоставляющим студентам максимальную самостоятельность и творческий подход к разработке конкретных вопросов, обязательно предусматривает изучение региональных экологических проблем и поиск оптимальных путей их решения. Кроме того, студентам предлагается курсы по выбору, способствующие более глубокому освоению своей будущей профессии и изучению региональной специфики своего окружения.

Помимо общего образовательного процесса в профессиональных учебных заведениях проводится целый ряд других внеаудиторных мероприятий: научно-теоретические и научно-практические конференции не только внутриучебно1 о, но и регионального, межрегионального и общероссийского уровней; экологические конкур-

сы, олимпиады и т.д. Многие студенты успешно выступают с докладами и занимаю! призовые места на региональных, межрегиональных и общероссийских научных конференциях и олимпиадах, проводимых в других городах.

В некоторых вузах осуществляется подготовка специалистов экологического профиля. Гак, на биолого-гсографическом факультете БГУ готовят ботаников, зоологов и географов - специалистов по рациональному природопользованию; на факультете «Культурного и природного наследия» ВСГАКИ - музееведов - экологов, менеджеров охраняемых территорий и туризма.

В отдельных вузах созданы специальные научные и научно-образовательные подразделения. Так, например, в 1996 г. в БГУ создан Институт экологии (ИЭ), в рамках которого работает 8 лабораторий, в том числе Центр повышения квалификации, экообра-зования и туризма. Институт экологии проводит широкий спектр научных и научно-образовательных мероприятий, является инициатором ряда круглых столов и научно-практических конференций. В ИЭ действует междисциплинарный научно-методологический семинар. В настоящее время ИЭ БГУ наряду с Министерством образования Республики Бурятия и другими учреждениями и организациями принимал активное участие в разработке Республиканской целевой программы «Экология и природные ресурсы Республики Бурятия» на 2004-2008 гг.» До этого ИЭ БГУ разработал систему приоритетных, мероприятий экообразования и воспитания на уровне города но заказу городской администрации. В БГСХА в 1999 г. был организован Байкальский университет с целью совершенствования экологического образования и воспитания на основе изучения опыта зарубежных стран.

ВСГТУ на договорной основе готовит для различных учреждений и организаций специалистов-экологов (Комитет по природным ресурсам, Байкалкомвод, Джергинский заповедник, лесное хозяйство и др.). В технологическом университете создан Институт устойчивого развития.

Однако, несмотря на большую и разнообразную работу, в сфере профессионального образования также нет должной координации и систематизации мероприятий по экологическому образованию и воспитанию студентов, недостаточно развита связь с научными и практическими учреждениями и организациями, с промышленными и сельскохозяйственными предприятиями, а также со СМИ.

Профессиональная переподготовка и массовая работа среди населения. В сфере профессиональной и специальной подготовки специалистов принципиально важное значение имеет повышение уровня экологической грамотности слушателей на основе изучения последних достижений науки, техники и технологии, необходимой в их производственной деятельности. При этом важно подчеркнуть, что экологическую переподготовку прежде всего должны проходить руководители предприятий, т.к. именно от них в первую очередь зависит общая экологическая ситуация в регионе. Однако, несмотря на то, что мы живем в Байкальском регионе, предлагаемом в качестве мировой модельной территории устойчивого развития, у нас в республике пока еще пег широкой практики экологической переподготовки специалистов.

Еще 1998 г. кафедрой экономической и социальной географии БГУ были выдвинуты конкретные предложения по экологической переподготовке ведущих специалистов различных сфер труда, разработке республиканской координационной единой целевой программы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения, а также предложены различные варианты учебных планов по направлению 311100 - экология и природопользование.

В Институте экологии БГУ в соответствии с действующими стандартами разработаны учебные планы, рассчитанные на различные категории природопользователей и разное количество часов. Центром повышения квалификации, экообразования и туризма Института экологии БГУ был выигран грант ГЭФ в номинации «Экологическая подготовка и переподготовка госслужащих, руководителей предприятий, военнослужащих, фермеров и предпринимателей» (2001).

В настоящее время экологическую переподготовку проходят в основном педагоги в Бурятском институте повышения квалификации работников образования (БИПКРО). В других же отраслях народного хозяйства экологическая переподготовка кадров имеет эпизодический характер.

В плане информационно-просветительский деятельности определенный вклад вносят республиканские и районные газеты, телевидение и радио. В газетах «Правда Бурятии», «Бурятия» и «Молодежь Бурятии» были организованы целевые выпуски «Экомир Бурятии», «Экологический вестник», «Экопресс», на телевидении и

радио также ведутся экологические рубрики, но полезные начинания не проводятся планомерно, постоянно и систематически.

Большая работа ведется и по линии расширения экологической информации среди населения. Правительством республики был создан Республиканский межведомственный эколого-информационный центр, с 1992 г. регулярно публикуется «Доклад о состоянии окружающей природной среды и природоохранной деятельности в Республике Бурятия». Общественное экологическое движение представлено рядом организаций и объединений (более 100). Среди них БРО ВООП, БРО по Байкалу, Байкальский центр общественной экологической экспертизы, Бурятская ассоциация «Экология и мир» и др. 1 Доводятся общественные слушания и экспертизы новых хозяйственных проектов, экологические акции и мероприятия (День Байкала, Дни защиты от экологической опасности, Гражданский форум, международные конференции, фестивали и т.д.). На стадии формирования находится детское и молодежное экологическое движение. Среди них детские организации «Вместе с Байкалом» (п. Усть-Баргузин), «Живи Земля» (школа «Экое» г. Улан-Удэ), а также «Дружина охраны природы» при ВСГАКИ и др.

Анализ отмеченной многообразной и большой работы показывает, что все эти мероприятия не имеют единой общей концепции, единого координационного центра, не взаимосвязаны и не систематизированы. Они проводятся недостаточно целенаправленно и систематически, имеют практически эпизодический характер. Поэтому эффективность этих многочисленных мероприятий в плане формирования общественного экологического сознания минимальна. Весьма важную роль в этом деле играет то, что общественность еще не осознала полной мере и недооценивает (в том числе и руководители) того, что решение экологической проблемы из сферы чисто технической, технологической все более переходит в образовательную, общесоциальную и культурологическую область в самом широком ее понимании.

Исходя из вышесказанного предлагаются следующие основные направления приоритетных мероприятий:

1. Разработка скоординированной единой целевой программы непрерывного экологического образования и воспитания всех слоев населения. Она будет способствовать систематизации и координации учебно-образовательных процессов разных иерархических уровней. Программа позволит шире практиковать республиканские

и городские научно-практические мероприятия, т.е. продумать систему не только научно-теоретических, конференций и олимпиад, но и чисто практических (прикладных) проектов с последующим конкретным результатом и возможностью саморазвития и тиражирования. С этой целью возможно создание межведомственных экспериментальных площадок и центров.

2. Организация (создание) активной целенаправленной информационно-образовательной среды для формирования общественного экологического сознания и мировоззрения (мироощущения).

3. Организация экологической подготовки и переподготовки различных категорий работников производственной и непроизводственной сфер на основе договоров со специализированными научно-образовательными учреждениями (БГУ, ВСГГУ, БГСХА, ВСГАКИ, БНЦ СО РАН и др.). С этой целью создать при предприятиях, организациях и учреждениях специальные экологические фонды и разработать систему экологической аттестации работников.

4. Разработка в соответствии с требованиями государственного стандарта системы учебных планов, соответствующих различным уровням аттестации (сертификаты, удостоверения, дипломы).

5. Создание учебно-мегодической литературы для дошкольных, школьных, учреждений дополнительного образования, ССУ-Зов, вузов и слушателей курсов и семинаров различных категорий природопользователей.

6. Организация курсов, семинаров и консультаций для различных категорий природопользователей.

7. Содействие становлению и развитию экотуризма в Байкальском регионе и ближайшем окружении населенных пунктов.

Модернизация школьного геоэкологического образования в Республике Саха (Якутия) О.М. Кривошапкина

канд. пед. наук, доцент ЯГУ, г. Якутск

В статье рассматриваются вопросы геоэкологического образования, направленного на рационализацию взаимодействия человека и природной среды, а также роль регионального компонента образования в его реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.