Научная статья на тему 'Перспективная форма развития туризма в Байкальском регионе -инновационный образовательный проект «Туристский фестиваль "Весь мир для тебя”»'

Перспективная форма развития туризма в Байкальском регионе -инновационный образовательный проект «Туристский фестиваль "Весь мир для тебя”» Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
452
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ТУРИЗМ / ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / АКТИВНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ / SPORTS AND HEALTH TOURISM / TOURIST EDUCATIONAL ACTIVITIES / INNOVATIVE EDUCATIONAL TECHNOLOGY / ACTIVE LIFE POSITION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Задевалова Светлана Валентиновна, Задевалова Мария Игоревна

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров в сфере туризма, совершенствование процесса подготовки студентов в области спортивно-оздоровительного туризма с использованием различных форм организации учебной деятельности, делается акцент на вынужденную активность обучающегося, дается анализ образовательного туристического проекта, рассматриваются возможности получения студентами навыков организационной деятельности средствами туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Задевалова Светлана Валентиновна, Задевалова Мария Игоревна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERSPECTIVE FORMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE BAIKAL REGION INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT «TOURIST FESTIVAL "THE WHOLE WORLD FOR YOU”»12

The article deals with the issues of personnel training in tourism, improving the process of training students in the field of sports and health tourism, using various forms of arrangement of educational activity, focusing on forced active learning, an analysis of educational tourism project is given, opportunities for gaining organizational skills by students are considered.It can be done by means of tourism facilities.

Текст научной работы на тему «Перспективная форма развития туризма в Байкальском регионе -инновационный образовательный проект «Туристский фестиваль "Весь мир для тебя”»»

- с развитием экологического туризма в ряде национальных парков активизировалась эколо-го-просветительская, научная, издательская и сервисная деятельность.

Туристский потенциал природных и природно-культурных резерватов России колоссален. Грамотное и в то же время нерасточительное использование экотуристского потенциала заповедников и национальных парков страны - залог их дальнейшего успешного развития. Экотури-стские перспективы национальных парков и заповедников России мы видим в наиболее планомерном использовании их ресурсов, выражающемся в проектировании и разработке экологических и эколого-культурных туристских маршрутов (Е.И. Арсеньева, 2005).

Литература

1. Арсеньева Е.И. Регулируемый туризм в пространстве культурных ландшафтов национальных парков: управленческие аспекты функционирования и развития // Новые горизонты менеджмента: сб. науч. тр. - Тула: ТГУ, 2005.

2. Ахметова Г.Н. Межкультурные коммуникации: экотуризм как форма знакомства с Россией // Вестн. Казанского ун-та. - Изд-во Казанского университета, 2006. - № 3.

3. Коростелев Е.М. Об информационном обеспечении деятельности национальных парков России в сети Intemet // Туризм и региональное развитие: сб. науч. тр. - Смоленск: Универсум, 2002. Вып. 2.

4. Оборин М.С., Девяткова Т.П., Воронов Г.А. Качественная оценка туристско-рекреационного потенциала особо охраняемых природных территорий (на примере Пермского края) // Вест. Удмуртского ун-та. Биология. Науки о Земле. - 2011. - Вып. 2.

5. Савенкова Т.П. Охраняемые природные территории бассейна оз. Байкал. - Иркутск: Изд-во ИГ СО РАН, 2001. - 186 с.

6. Степаницкий В.Б. Основные положения государственной стратегии по развитию системы государственных природных заповедников и национальных парков в Российской Федерации на период до 2015 года / под ред. Е.А. Шварца. - М.; 2002.

7. Травкина М.Ю. Регулируемый туризм и отдых в национальных парках России. - М.: Заповедники, 2002.

8. Тулохонов А.К. Байкальский регион: Проблемы устойчивого развития. - Новосибирск: Наука, 1996. - 208 с.

9. Широков Г.И., Калихман А.Д., Комиссарова

Н.В. Экологический туризм. Байкал. Байкальский регион. - Иркутск: Оттиск, 2002. - 187 с.

10. Экологическое зонирование Байкальской природной территории: Проект. ИГ СО РАН. - Иркутск, 2002. - 36 с.

Задевалова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета, zadevalova.svetlana@yandex.ru

Задевалов Валентин Игоревич, магистр кафедры управления производством Сибирского федерального университета. 660041, г. Красноярск, пр. Свободный, 79.

Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. zadevalova.svetlana@yandex.ru

Zadevalov Valentin Igorevich, Master of Science, department of management of production, Siberian Federal University.

УДК 796.50

С.В. Задевалова, М.И. Задевалова

ПЕРСПЕКТИВНАЯ ФОРМА РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В БАЙКАЛЬСКОМ РЕГИОНЕ -ИННОВАЦИОННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «ТУРИСТСКИЙ ФЕСТИВАЛЬ "ВЕСЬ МИР ДЛЯ ТЕБЯ”»

В статье рассматриваются вопросы подготовки кадров в сфере туризма, совершенствование процесса подготовки студентов в области спортивно-оздоровительного туризма с использованием различных форм организации учебной деятельности, делается акцент на вынужденную активность обучающегося, дается анализ образовательного туристического проекта, рассматриваются возможности получения студентами навыков организационной деятельности средствами туризма.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительный туризм, туристическая образовательная деятельность, инновационная образовательная технология, активная жизненная позиция.

S.V. Zadevalova, M.I. Zadevalova

PERSPECTIVE FORMS OF TOURISM DEVELOPMENT IN THE BAIKAL REGION - INNOVATIVE EDUCATIONAL PROJECT «TOURIST FESTIVAL "THE WHOLE WORLD FOR YOU”»

The article deals with the issues of personnel training in tourism, improving the process of training students in the field of sports and health tourism, using various forms of arrangement of educational activity, focusing on forced active learning, an analysis of educational tourism project is given, opportunities for gaining organizational skills by students are considered.It can be done by means of tourism facilities.

Keywords: sports and health tourism, tourist educational activities, innovative educational technology, active life position.

Современная ситуация развития российского общества характеризуется кардинальными преобразованиями в экономической и социальной сферах, требующими от человека не только умения быстро реагировать на происходящие изменения, но и проявлять инициативу, обладать организаторскими способностями, работать в условиях конкуренции; развивать качества, способствующие самореализации личности в условиях рыночных отношений, ее социализации, социальной компетентности. Важнейшим среди них является активная жизненная позиция -умение ставить и решать творческие задачи, владеть навыками свободного сотрудничества в группе (2; 1997). Каждая личность «проходит свой жизненный путь, в рамках которого происходит социализация индивида и формируется социальная зрелость и активная жизненная позиция личности» (1; 2003).

Чем раньше молодые люди становятся «авторами» собственной жизни, жизненной стратегии, тем более эффективно они осуществляют реализацию своих возможностей. Мы полагаем, что важной предпосылкой самореализации является своевременное формирование активной жизненной стратегии (4; 1996).

Перед педагогами стоит задача не просто повысить уровень образования студента, а сформировать новый уровень интеллекта, мышления, понимания и анализа окружающей действительности. В условиях быстроизменяющихся технологий, социально-политической ситуации весьма важным является умение предвидеть, предопределить и изменить намеченный ход мысли и действий, уметь сориентироваться во вновь создавшейся ситуации.

В связи с этим на базе Бурятского государственного университета (БГУ) в 2005 г. профессорско-преподавательским составом факультета физической культуры, спорта и туризма в рамках специализации «Рекреация и спортивнооздоровительный туризм» был разработан инно-

вационный образовательный проект «Весь мир для тебя» (5; 2011).

Организаторы фестиваля «Весь мир для тебя» ставили перед собой следующие задачи:

• Популяризация туризма как активного вида отдыха среди студентов среднеспециальных и высших учебных заведений Республики Бурятия;

• Пропаганда здорового образа жизни и экологическое просвещение молодежи;

• Совершенствование подготовки студентов Бурятского государственного университета в области спортивно-оздоровительного туризма, проявление их личностных качеств, развитие способностей самостоятельной, творческой деятельности.

Студенты факультета физической культуры, спорта и туризма имеют уникальную возможность получить навыки организации, проведения, подведения итогов, анализа мероприятия. Взаимодействуя с коллегами в данном проекте, каждый студент специализации «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм» имеет возможность пройти путь от участника соревнований до организатора и судьи. Студенты первого курса защищают честь факультета; второго -принимают участие в роли судей, проводят конкурсы, следят за порядком и сохранностью имущества; третий и четвертый курсы отвечают за организацию, проведение, подготовку отдельных этапов фестиваля. Студенты старших курсов составляют главную судейскую коллегию, сами ставят дистанцию, проводят инструктаж для команд - участников фестиваля, тренинги по топографической подготовке, дают мастер-классы по чтению спортивной карты, работе с компасом, азимутальному ходу, умению читать легенду. Таким образом, будущие специалисты в процессе обучения, с первого курса до четвертого, проходят все ступени образовательной деятельности по программе «Весь мир для тебя», постигая все стадии организаторской туристической деятельности (от участника фестиваля до

судьи), готовы занять активную позицию в свой жизни и жизни общества.

Первый фестиваль (2005) проходил три дня, в программу были включены спортивнотуристские соревнования «Турист всегда остается туристом - на море, в горах, в лесу...», стендовая выставка «Природа, общество и здоровье», анимационно-конкурсная программа «Ода туризму», «Эрудит - лото» и другие мероприятия. Следующий фестиваль (2006) проходил уже в два этапа. Первый этап предполагал восхождение сборной студенческой команды на высочайшую вершину Восточного Саяна - Мунку-Саридак (3491 м). Второй этап длился 5 дней, включая в себя туристско-спортивные соревнования и презентационно-конкурсную программу. Первые два года фестиваль проводился только среди студентов Бурятского государственного университета. За эти годы в нем приняло участие 169 человек, среди них 80 и 64 чел. - в качестве конкурсантов фестиваля (1 и 2 год соответственно) и по 13 судей каждый год.

Третий (и в последующие годы) фестиваль приобрел открытую форму, участие принимали не только студенты Бурятского государственного университета, но и любители туризма -школьники, студенты средних и высших учебных заведений республики. В программу были введены соревнования по спортивному ориентированию, что привлекло большее количество гостей фестиваля из других учебных заведений республики. Так, к 2007 г. в фестивале приняло участие 363 человека, среди которых 306 были участниками фестивальной программы, а 57 -судьями. На 3 фестивале нововведениями стали научно-практический семинар и тестирование по туризму и спортивному ориентированию. Научно-практический семинар изменил формат, расширились границы до научно-практической конференции, в которой принимают участие студенты и преподаватели не только Бурятского государственного университета, но других учреждений Республики Бурятия, а также представители общественных и государственных учреждений и сообществ.

За эти годы гостями фестиваля были клуб «Высота» (ВСГАКИ), Улан-Удэнский инженерно педагогический колледж (У-УИПК), Усть-Баргузинский лицей и другие. В 2012 г. фестиваль приобрел статус международного проекта, в котором принимают участие представители Монголии, Германии, США, Финляндии, Казахстана, а среди городов России - Иркутск, Томск, Красноярск, Москва, Санкт-Петербург и др.

Четвертый фестиваль заинтересовал 437 человек, для которых потребовалось больше судей, чем прежде, - 78. В программу 4-го фестиваля были добавлены спортивно-туристские, лыжные состязания - «Зимние забавы», еще одно нововведение - туристский слет, который проходил параллельно с интерактивной игрой. Турслет «вырос» из туристско-спортивных соревнований, проводимых в предыдущие годы в спортивном зале БГУ и вынесенных по многочисленным просьбам участников соревнований на открытую площадку. Местом проведения был выбран Этнографический музей народов Забайкалья. Туристский слет подготовили студенты БГУ кафедры «Спортивный менеджмент и туризм» (СМиТ), а интерактивная игра была разработана и апробирована студентами кафедры «Музейные технологии и охрана памятников». Во время разработок общих положений по проведению фестиваля возник вопрос «Какие новые состязания и мероприятия можно предложить для привлечения большего числа участников с использованием средств туризма в зимнее время, для отдыха, рекреации и оздоровления духовного и физического воспитания молодежи, приобщения к здоровому образу жизни?». Были приняты во внимание предложения и пожелания команд проводить большее количество этапов на природе. Мы постарались совместить спортивную, игровую и соревновательную деятельность.

Пятый и шестой фестиваль привлекли 442 и 486 участников, 85 и 89 судей соответственно. Фестивальные программы каждый год меняются, профессорско-преподавательский состав стремимся найти новые интересные формы проведения этапов фестиваля. На сегодняшний день этапы фестиваля выглядят следующим образом:

Рис. 1. График динамики привлеченных участников и судей 1-6 фестивалей «Весь мир для тебя». N - количество человек; t - порядковый номер фестиваля; черным - количество участников фестиваля; серым - количество судей фестиваля.

• Первый этап фестиваля - спортивнотуристские игры «Зимние забавы». Их цель -привлечь обучающихся к зимним видам туризма. В программу соревнований входят передвижение на лыжах, санках с преодолением различного рода препятствий и элементами туристических навыков; лепка снеговика на скорость. Все это крайне полезное занятие, которое вкупе со свежим воздухом способствует быстрому восстановлению физических и моральных сил.

• Второй этап - научно-практическая конференция. По ее итогам издается сборник работ, как студентов, так и преподавателей.

• В ходе третьего этапа представители команд фестиваля совершают восхождение на высочайшую вершину Республики Бурятии -гору Мунку-Саридак. В рамках подготовки к восхождению все участники проходят курсы подготовки. По результатам восхождения все участники получают сертификаты. Это не только студенты и преподаватели БГУ, но и представители других учебных заведений Республики Бурятия: У-УИПК, Байкальского техникума сервиса и туризма, республиканского центра детско-юношеского туризма и краеведения, Закаменской средней школы, Федерации спортивного туризма и альпинизма РБ; сотрудники издательского центра газеты «Правда Бурятии», работники Джергинского заповедника, выпускники факультета ФФКСиТ и др.

Важна роль участия в восхождении соорга-низаторов - спасателей Бурятской республиканской поисково-спасательной службы, они стали лучшими друзьями участников фестиваля. При помощи и поддержке спасателей проходит новая форма обучения для каждого, кто поднимается на вершину. Это стало школой и для спасателей, и для участников, так как каждый на протяжении всего маршрута находится под опекой сотрудников БР ПСС. Спасатели на данном этапе оказывают влияние на студентов кафедры «Спортивный менеджмент и туризм», так как обучение проходит не за партой, не только университетскими преподавателями, а людьми, которые ежедневно борются за жизнь других. Уже только тем, что спасатели идут рядом, они передают свой опыт безопасного поведения в экстремальных условиях и порядок действий в случае их возникновения. Подобные мероприятия очень интересны и важны для всех, потому что это и есть профилактика безопасности в чрезвычайных

ситуациях. Этот навык важен не только для участников фестиваля, но и для спасателей, так как те из студентов, кто первый раз пошел на гору пять лет назад, на сегодняшний день уже являются общественными спасателями и принимают участие в спасательных работах.

В 2012 г. этот этап приобрел международный статус. Участники разделились на две команды и поднимались в один день на вершину Мунку-Саридак с двух сторон - со стороны Российской Федерации и Монголии.

• Четвертый этап - туристский слет. В его программу включены разнообразные задания, выполняя которые, можно проверить навыки выживания в неблагоприятных условиях окружающей среды, умение вязать узлы и оказывать первую медицинскую помощь, знание топографических знаков, физическую подготовку и сноровку участников, также проверить осведомленность о соблюдении норм пожарной безопасности при организации мероприятий, правильном хранении продуктов питания. Возможны конкурсы визитных карточек команд, конкурс туристской/бардовской песни и др. Кроме того, в рамках турслета возможно проведение спортивно-познавательной игры на территории Этнографического музея народов Забайкалья.

• Пятый этап фестиваля - открытое первенство «Кубок БГУ по спортивному ориентированию». Спортивное ориентирование - это стремительный, эмоциональный вид кросса по незнакомой местности с определенной физической нагрузкой, хитроумной тактикой и многочисленными тактическими приемами, это один из немногих видов спорта, неразрывно связанных с природой. Умение быстро ориентироваться в непрерывно изменяющихся условиях, самостоятельность в принятии решения играют первостепенную роль. Огромное значение приобретает быстрота принятия решений. Такие качества трудно воспитать на обычных практических занятиях, они приобретаются только при участии в соревнованиях по ориентированию на местности (3; 1970).

• Шестой этап фестиваля состоит из презентационно-конкурсной, танцевально-игровой программ, встреч, конкурсов.

Один из видов конкурсной программы -стендовая выставка, посвященная тематике «Туризм - мой образ жизни». Выставка должна отображать участие команды на всех этапах фестиваля.

Этапы фестиваля развиваются и приобретают новую форму взаимодействия с целевой аудиторией. Так, к 2012 г. фестиваль включает 7 этапов. Каждый из них является самостоятельным. В фестивале студенты могут принять участие как во всех этапах фестиваля, так и в одном из них. Отметим, что с момента введения семи этапов фестиваля интересными были этапы «Спортивное ориентирование» и «Спортивная познавательная игра», где собиралось до 110-130 участников на одном этапе (6 фестиваль). Этапы «Туристский слет» и «Зимние забавы» привлекают ежегодно около 70 человек.

Рис. 2. График увеличения количества этапов на протяжении от первого до шестого фестиваля «Весь мир для тебя»

За это время совершенствовалась и судейская система. Студенты в зависимости от подготовки могут подать заявку на участие в классе «А - профи» или «В - новички», где в каждом классе задания предусмотрены с учетом навыков гостей фестиваля. По окончании каждого этапа проходит награждение в зависимости от класса и номинации. В завершение всех этапов проводится общее награждение команд, участников, гостей фестиваля.

Руководители проекта привлекают специалистов различных структур: федераций, государственных учреждений, общественных организаций и др. Благодаря возможности руководителям проекта самим определять формат и участие создаются деловые, партнерские связи

между БГУ и другими специализированными учебными заведениями.

Интерес студентов и преподавателей к такой форме общения, обучения, воспитания, как туристический фестиваль, не ослабевает, и мы понимаем - идея проведения фестиваля имеет будущее и сегодня фестиваль набирает обороты. За семь лет существования расширилась аудитория участников, введены новые формы, используемые при подготовке и проведении, изменился формат. В настоящее время фестиваль проходит в течение всего учебного года, с сентября по май, тогда как при проведении первого фестиваля в программе был один этап

- в ноябре. По мнению организаторов, введение новых форм, приглашение новых участников способствует образовательному процессу не только среди студентов БГУ специализации «Туризм», но и всех коллег, привлеченных к организации и проведению фестиваля.

Отличительной особенностью фестиваля является то, что каждый этап курируется ведущим преподавателем и представителем студенчества. Проведение даже одного этапа способствует пониманию студентами педагогического процесса, получению навыков, выявлению лидерских качеств студента, привитию трудолюбия и «самости». Ребята учатся руководить, управлять группами людей, выделять главное и второстепенное, понимать важность детализации процесса подготовки мероприятия, самостоятельно разрабатывать план подготовки, писать отчет, проводить анализ проведенного мероприятия. Понимание процесса изнутри - от идеи проектировки до составления отчетности - позволяет студенту принять жизненно активную позицию, наработать необходимые навыки.

Доверие со стороны организаторов такой ответственной должности, как быть куратором этапа фестиваля, способствует формированию у студентов более серьезного отношения к решению поставленной задачи. У всех студен-тов-кураторов этапов фестиваля выявляются организаторские и творческие способности. На наш взгляд, данная методика работы дает возможность студентам в полной мере проявить себя, показать свой лидерский потенциал.

Следует отметить, что все студенты и большинство преподавателей кафедры задействованы в организации и проведении фестиваля. Он стал частью учебного, воспитательного процесса специализации «Рекреация и спортивно-оздоровительный туризм». Организато-

ры фестиваля привлекают все больше людей для проведения.

Основателями фестиваля были преподаватели кафедры спортивных дисциплин - канд. пед. наук Ольга Алексеева и канд. ист. наук Нина Нагайцева, при поддержке Натальи Яковлевой - директора спортивного клуба. Они и провели первый фестиваль в 2005 г. С 2006 г. по настоящее время директором фестиваля является Светлана Задевалова, ст. преподаватель кафедры СМиТ, при активной поддержке Натальи Соломинской - директора спортивного клуба БГУ.

Подводя итоги семилетнего существования фестиваля, можно сказать, что фестиваль имеет большой потенциал, он дает возможность использовать современные технологии, способствующие подготовке кадров в сфере туризма, совершенствовать подготовку студентов в области спортивно-оздоровительного туризма.

На данный момент фестиваль развивается в сторону более четкой дифференциации аудитории, приращения ее численности, укрепления брэнда. Это один из крупных туристических фестивалей учебных заведений России. Стабильной становится поддержка со стороны спонсоров и администрации университета. По отзывам многих участников, начинают перенимать наш опыт другие.

Критерием инновационности образовательных программ и технологий является ориентированность на компетентностный подход, т.е. подготовку конкурентоспособного и эф-

фективного выпускника, чему в полной мере способствует участие студентов в организации и проведении фестиваля «Весь мир для тебя». Он является инновационной образовательной технологией, которая ориентирует педагога на создание и использование форм организации учебной деятельности, делает акцент на вынужденную активность обучающегося и на формирование (системного) мышления и способности генерировать идеи при решении творческих задач.

Литература

1. Аверин В.А Обзор основных теорий развития // Психология человека от рождения до смерти / под ред. А.А. Реана. - СПб., 2003. - С. 116-128.

2. Викулина М.А. Педагогические условия формирования лидерских качеств личности ребенка (старший дошкольный возраст): дис. ... канд. пед. наук. - Н. Новгород, 1997. - 181 с.

3. Гиссен Л.Д. Психорегулирующая тренировка. - М.: ФиС, 1970.

4. Кудряшова Е.В. Лидерство как предмет социально-философского анализа: дис. . д-ра филос. наук. - М., 1996. - 359 с.

5. Материалы всероссийской студенческой научно-практической конференции с международным участием / под ред. Б.Н. Найданова. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С. 39-45.

6. Подготовка научных кадров высшей квалификации в условиях инновационного развития общества: материалы междунар. науч.-практ. конф. / под ред. И.В. Войтова. - Минск: БелИСА, 2009. - 288 с.

Задевалова Светлана Валентиновна, старший преподаватель кафедры спортивного менеджмента и туризма Бурятского государственного университета, zadevalova.svetlana@yandex.ru

Задевалова Мария Игоревна, младший научный сотрудник Зоологического института Российской академии наук, г. Санкт-Петербург, zadevalova.maria@yandeх. ru

Zadevalova Svetlana Valentinovna, senior lecturer, department of sports management and tourism, Buryat State University, Ulan-Ude, Smolin str., 24a. zadevalova.svetlana@yandex.ru

Zadevalova Mariya Igorevna, junior research fellow, Zoological Institute, RAS, Saint-Petersburg, zade-valova.maria@yandeх.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.