Научная статья на тему 'Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах'

Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
406
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В ИНТЕРЕСАХ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ ООН / ОПЫТ И ЛУЧШИЕ ПРАКТИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ И МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПАРТИСИПАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / DECADE OF EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF THE UN / EXPERIENCE AND BEST PRACTICES / ENVIRONMENTAL AND INTERCULTURAL EDUCATION / PARTICIPATIVE TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагбаева Нина Жамсуевна

В настоящей статье на примере Байкальского региона анализируются лучшие практики по итогам Десятилетия образования в интересах устойчивого развития ООH, анализируется инновационный опыт работы образовательных учреждений, определяются перспективы развития ОУР.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The best practices experience of Decade of education for sustainable development in the Russian regions

In this article on the example of the Baikal region best practices of the Decade of Education for Sustainable Development of the United Nation are analyzed, the innovative experience of educational institutions is analyzed, the prospects of ESD are outlined.

Текст научной работы на тему «Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах»

I. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В РОССИЙСКИХ РЕГИОНАХ И ЗА РУБЕЖОМ

УДК 371 (47+57) © Н.Ж. Дагбаева

Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах

В настоящей статье на примере Байкальского региона анализируются лучшие практики по итогам Десятилетия образования в интересах устойчивого развития OOH, анализируется инновационный опыт работы образовательных учреждений, определяются перспективы развития ОУР.

Ключевые слова: Десятилетие образования в интересах устойчивого развития ООН, опыт и лучшие практики, экологическое и межкультурное образование, партисипативные технологии.

N.Zh. Dagbaeva

The best practices experience of Decade of education for sustainable development in the Russian regions

In this article on the example of the Baikal region best practices of the Decade of Education for Sustainable Development of the United Nation are analyzed, the innovative experience of educational institutions is analyzed, the prospects of ESD are outlined.

Keywords: Decade of education for sustainable development of the UN, experience and best practices, environmental and intercultural education, participative technologies.

В декабре 2014 г. завершается объявленное ООН Десятилетие образования в интересах устойчивого развития. На глобальном уровне его итоги будут подведены на всемирной конференции по образованию в 2014 г. в Японии. Многие страны, регионы, местные сообщества анализируют, что было сделано в системе образования за прошедшие десять лет для достижения устойчивости экономических, социальных, политических систем. Общероссийские итоги были обсуждены в Ханты-Мансийске на международной конференции ЮНЕСКО по вопросам образования в интересах устойчивого развития, посвященной 150-летию В.И. Вернадского. Организаторами и учредителями конференции выступили Комиссия Российской Федерации по делам ЮНЕСКО и правительство Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. На этой конференции был представлен опыт образовательных учреждений многих регионов России, в том числе нашей республики. В настоящей статье рассмотрены опыт и лучшие практики Бурятии, одного из восточных российских регионов.

Теоретические направления научных исследований за прошедшее десятилетие были нацелены на поиск подходов к реализации «Местной повестки - XXI» в местном сообществе и развитие социального партнерства, выяв-

ление роли общественных экологических организаций в образовании и просвещении, на изучение и сохранение природного и культурного разнообразия Байкальского региона и в конечном счете институализацию образования для устойчивого развития (ОУР).

Для решения этих глобальных целей решались тактические задачи для разработки содержания экологического образования в школьной и вузовской практике в различных условиях со-циоприродного окружения; определения дидактических основ экологического образования в процессе преподавания школьных дисциплин; формирования межкультурной компетентности личности в поликультурном обществе.

В технологической части решались задачи внедрения инновационных методов в современной системе непрерывного образования, в том числе проектных, адаптивных, кейс-стади; использования технологии формирования у

школьников субъектного исследовательского опыта в учебной и внеурочной учебноисследовательской деятельности.

Экологизация традиционных учебных предметов, а также разработка серии элективных курсов для исследования окружающей среды явились одними из важных направлений, которые имели место еще до объявленного Десятилетия ОУР. Традиционными являются кур-

сы по истории и географии Бурятии: «Эколо-

гия», «Экология человека», «Экология жилища» и др. Большое количество элективных курсов связано с Байкалом: некоторые факультативы так и называются - «Байкаловедение» (Гимназии № 29, 59, Туркинская СОШ, Кабанская СОШ, Гусиноозерская гимназия, Педагогический институт БГУ и др.). Ведение этого курса с прошлого учебного года получило поддержку учеными Педагогического института через издание учебно-методического комплекта «Байкальский сундучок», предназначенного для учащихся младшего и среднего школьного возраста. Он рекомендован Министерством образования и науки Республики Бурятия в качестве пособия для учреждений системы общего и дополнительного образования. Данный комплект является результатом образовательного проекта Бурятского государственного университета, региональной общественной организации - Байкальского информационного центра «Грань», программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) и компании Кока-Кола (ТССС). В качестве практических заданий в данное издание вошли методические разработки учителей школ республики.

Особое место в экологизации содержания образования занимают авторские программы, которые ведутся на протяжении многих лет. Например, в СОШ № 25 программа «Природопользование» велась более 15 лет, а с 2008 г. ведется курс «Экологический туризм». В Кабан-ской СОШ реализуются программы «Байкал-гео», «Исток», «Экология жилища» под руководством учителя географии Людмилы Александровны Никитиной.

В основе программ и проектов ряда школ, которые в нашей сети мы назвали экологоориентированными, где вся школьная жизнь посвящена идеям устойчивости, заложены идеи целостности, систематичности, непрерывности обучения и воспитания, приоритеты развития творческих способностей учащихся. Это характерно для МБОУ «Онохойская средняя общеобразовательная школа №1», которая реализовала множество масштабных программ и проектов. Среди них программа «Целостное экологическое образование и воспитание» (Республиканская экспериментальная площадка Министерства образования и науки Республики Бурятия), грантовые проекты «Формирование экологического мировоззрения учащихся через процесс профессиональной ориентации», «Школьный экосад как природная лаборатория», программы «Формирование эколого-ориентированной личности в условиях научно-образовательного ком-

плекса «ЛЭКО»/Личность. Экология. Культура. Общество (Федеральная экспериментальная площадка), «Создание эколого-

образовательного пространства местного сообщества на основе социального партнерства (победитель конкурса лучших образовательных учреждений, реализующих инновационные программы, 2008 г.). Экологические знания встроены в образовательные программы учителей самых разных предметов. Школа практикует и учебно-образовательные экологические проекты. Одним из наиболее ярких проектов стал межпредметный проект «Миры на Байкале». Автор и руководитель проекта - учитель изобразительного искусства Истомина Нина Петровна. В практическом применении проект был преломлен через предметы естественноматематического, гуманитарного цикла и предметы области «Искусство». Заключительным этапом стала творческая научно-практическая конференция. Воспитанница Н.П. Истоминой Анастасия Ткаченко в 2012 г. стала победителем I Международной олимпиады школьников «Байкал в наследии». В 7-9-х классах за счет национально-регионального компонента в школе ведется курс «Байкаловедение», автор - учитель географии С.В. Маслова.

Большую роль в концепции непрерывного экологического образования и воспитания играет международное сотрудничество, осуществляемое в рамках обменных программ, которые сближают молодежь, формируют позитивное отношение к многообразию культур, интерес к истории, ментальности и духовному миру разных народов. В настоящее время школой реализуется программа «Формирование социальных компетентностей учащихся в условиях поли-культурного пространства», которая стала логическим продолжением инновационной деятельности школы в области образования для устойчивого развития.

Другой пример лучшей практики являет собой Гильбиринская школа, которая с 2002 г. стала работать в рамках районного эксперимента по научно-экспериментальной программе «Формирование эколого-ориентированной личности на основе этноэкологических традиций».

Образование для устойчивого развития, его идеи вызвали в ряде школ развитие социально значимых направлений: в Гусиноозерской гимназии с 2006 г. работает эколого-краеведческий центр, деятельность которого осуществляется через разные формы работы: кружковую, туристско-экскурсионную, научно-исследовательскую, досуговую (руководитель Т.В. Алексеева); в Ка-банской школе в течение четырех лет работает

Н.Ж. Дагбаева. Из опыта лучших практик Десятилетия образования в интересах устойчивого развития в российских регионах

экологический летний лагерь дневного пребывания «Я не один» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Деятельность лагеря направлена на развитие творческих способностей детей посредством получения трудовых, творческих навыков, умение общения со сверстниками и окружающими, обучение работы на компьютере, формирование ИКТ-

компетентности, воспитание патриотизма, любви к природе и родному краю. В 2012 г. программа лагеря была удостоена диплома первой степени районного конкурса программ в сфере летнего отдыха детей.

Соответствие принципам образования для устойчивого развития подтверждено вручением гимназии №14 г. Улан-Удэ Зеленого флага Международного фонда экологического образования FEE (Foundation for Environmental Education). Центром экологического движения гимназии является экологический клуб «ЮНЭК», созданный в 1998 г., победитель республиканского конкурса «Доброволец года-2007». Эта гимназия - единственный в республике обладатель пяти зеленых флагов FEE.

Освоение проектной деятельности педагогами можно увидеть на примере почти всех образовательных учреждений, поскольку эта технология как никакая другая отвечает задачам ОУР. Проекты, которые выполнялись учащимися, имеют разные направление и характер: это исследовательские, практико-ориентированные, временные и постоянные, небольшие и масштабные. Так, к примеру, экологические проекты «Живая вода Баргузинской долины», «По памятным местам Баргузина» (памятники истории, археологии, архитектурные, природные), «Топонимический словарь Баргузин-ской долины», выполненные учителями Баргу-зинской школы Т.С. Филипповой, С.П. Матха-новой, явились социально значимыми не только для всего поселка, но и района, республики.

Ежегодно в гимназии № 29 г. Улан-Удэ на протяжении трех лет реализуется экологический проект «Моя зеленая школа». Традиционными являются школьный конкурс «Лучшая цветочная клумба», акция для выпускников «Посади свое дерево!». Дети сами выращивают рассаду для цветочных клумб в классных кабинетах, высаживают саженцы на пришкольном участке. По итогам данного проекта гимназия в 2012 г. была награждена дипломом I степени в городском конкурсе «Мой цветущий город» в номинации «Лучшее озеленение городской территории». Ежегодно проводятся экологические акции «Мой чистый школьный двор», «Чистый город».

Проект »Тропою Чингисхана», реализованный в Гильбиринской средней школе, служит не только целям экологического воспитания

школьников, но и патриотического, способствуя формированию ответственности за свою малую родину. Данный проект предполагает разработку этно-экологического маршрута, который включает в себя пять стоянок. Аналогичные задачи решают проекты в Гусиноозерской гимназии по созданию виртуальных экскурсий: «Рыцари, кованные из стали», «Историко-

культурный атлас г. Гусиноозерска», «Небесная коновязь Гэсэра», «Драгоценные россыпи Селенги». В Сухинской школе, которая находится в непосредственной близости от озера Байкал, также реализуется познавательно-туристический маршрут «Белый камень», который используется для школьников как учебно-экологическая тропа. Особенно детям понравился международный проект «Дети мира» с участием национального телевидения Германии и Франции под руководством учителя Т.А. Бабушкиной. В другой школе Прибайкальского района, Туркин-ской, летом в период «пляжного сезона» дети проводят еженедельные велосипедные рейды по берегу Байкала с раздачей листовок и бесед с отдыхающими на природоохранные темы.

Развитие социального партнерства - одно из важных достижений Десятилетия ОУР. Так, например, в соответствии с договором о сотрудничестве Танхойской школы-интерната и Байкальского заповедника на заповедной территории проводятся познавательные экскурсии, туристско-краеведческие походы и экологические экспедиции. Реализация задач ОУР в школе-интернате №21 на ст. Танхой во многом опосредуется двумя важными особенностями: школа является негосударственным (ведомственным ОАО РЖД) образовательным учреждением, она располагается на берегу оз. Байкал в непосредственной близости (400 метров) от центральной усадьбы ФГУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» и его охраняемой территории. Это способствует сотрудничеству с научным и экологопросветительским отделами заповедника: сотрудники заповедника являются консультантами исследовательских работ школьников, организуют семинары, лекции и другие экологопросветительские мероприятия совместно с педагогами школы-интерната.

Определенную динамику получила деятельность учреждений дополнительного образования. Помимо традиционных форм работы в школе «Экос» Республиканского дома творчества для детей и юношества широко использу-

ются интерактивные формы образовательной деятельности (ролевые игры, направленные дискуссии, инсценировки), а также формы деятельности, направленные на содействие развитию командного поведения - работа в малых группах и обучение через сотрудничество, «мозговой штурм», решение проблемных (учебных) задач, природоохранная работа, междисциплинарные творческие и учебно-исследовательские проекты, ориентированные на решение социальноэкологических проблем.

Республиканский эколого-биологический центр учащихся (РЭБЦУ) установил на своей территории станцию биологической очистки, принцип работы которой заключается в следующем: сточные воды поступают в накопительный резервуар, уравновешивающий неравномерность поступления стоков. Далее сточная вода закачивается в аэротенк, где происходит разрушение органического загрязнения при помощи активного ила. Активный ил образуется в аэротенке как продукт жизнедеятельности аэробных бактерий, поступающих с воздухом. Из аэротенка смесь очищенной воды с илом поступает во вторичный отстойник, где происходит отстаивание ила. Излишки ила перекачива... ются в отсек для избыточного ила, а чистая вода выводится за пределы станции. Активный ил используется в качестве удобрения на учебноопытном участке, а очищенные стоки - для полива в летнее время. Эта станция используется как демонстрационный вариант экологически ориентированной технологии и позволяет расширить перечень консалтинговых услуг педагогам, научную деятельность учащихся и студен... тов.

На основе внедрения инновационных музейных технологий в Музее природы практикуются интерактивные формы: музейные игры и театрализации, творческие мастерские, коллективное и индивидуальное обсуждение впечатлений, полученных в музее, дискуссионные площадки по экологическим проблемам, передвиж... ные, мультимедийные выставки и лекции, праздники, игры, викторины, конкурсы.

Традиционной формой знакомства посетителей с музеем являются экскурсии. Обзорная экскурсия «Путешествие по Бурятии» знакомит с удивительным разнообразием природных ландшафтов Бурятии, начиная от бескрайних степей до высокогорных тундр, раскрывает проблемы взаимодействия человека и природы. Разнообразная тематика временных выставок раскрывает представления о красоте и многообразии природы: «Чудеса под микроскопом», «Насекомые в янтаре», «Порхающие цветы»,

«Зима в жизни зверей и птиц», «По лесным тропинкам», при посещении которых дети получают первые экологические знания.

Особой популярностью у детей пользуется выставка живой природы «В гостях у Ерошки», экспозиция которой представлена различными видами попугаев, кроликов, черепах, аквариумных рыбок. Наблюдения показывают, что никакой диковинный экспонат не заменит детям и даже взрослым общение с живыми объектами. Они дают представление о биоразнообразии на Земле, формируют чувство ответственности человека за ее сохранность.

Подводя итоги Десятилетия в теоретическом плане, мы говорим о создании научной школы под руководством автора статьи: защищено 6 диссертаций по теме исследования, реа... лизованы грантовые программы, опубликованы монографии и сборники, проведены научнопрактические конференции российского и международного уровней.

Приведем основные результаты коллектива научной школы:

• методология и теория Местной повестки - XXI и развитие социального партнерства в образовании, теоретическая разработка модели экологической школы с учетом социального и природного окружения местного сообщества (на примере общеобразовательных школ):

• теоретическое обоснование и практиче... ская апробация инновационных технологий в системе непрерывного образования (инфоком-муникационные технологии в деятельности школ и общественных организаций, адаптивные технологии в обучении взрослых и кейс-стади в системе вузовской подготовки) ',

• теоретическая разработка проблем фор... мирования межкультурной компетентности (апробация научно-методического комплекса «Моя земля - Бурятия», разработка модели по-ликулътурной личности студента в регионе);

• формирование личности педагога в аттрактивной среде (модель переподготовки учителя в Республике Бурятия).

В технологическом плане обеспечено внед... рение результатов разработок, выполненных в рамках коллектива:

• создание международной сети иннова... ционных эколого-ориентированных школ в республике;

• апробация и внедрение сетевых экологических проектов как инновационной формы экологического образования, получившей признание на международном и федеральном уров... нях;

Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный. Адекватно ли содержание естественно-научных учебных предметов планируемым обще, культурным результатам экологического образования?

• внедрение методики развития социального партнерства в местном сообществе;

• организация учебно-исследовательской деятельности школьников, выполнение школьниками исследовательских экологических проектов;

• развитие навыков межкультурной ком... муникации учащейся молодежи;

• реализация Местной повестки XXI в различных типах школ и поселений.

В заключение важно отметить, что предпосылкой лучших практик в регионе и разверты... вания ОУР в соответствующих вызовам времени масштабах является накопленный опыт эколо... гического образования. Дальнейшая адаптация потенциала ОУР к вызовам времени и образовательной специфике Байкальского региона предполагает развитие научных исследований проблематики ОУР в университетах, а также поиск экспериментов по практическому воплощению

идей этой образовательной парадигмы в просвещении и воспитании образовательных учре... ждений.

Литература

1. Образование для устойчивого развития: межкультурные аспекты (на двух языках) / под ред. Н.Ж. Дагбаевой, Г. Беккера. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2009. - 270 с.

2. Дагбаева Н.Ж. Социальное партнерство как фактор развития современного образования: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (г. Улан-Удэ, 15-17 апреля 2010 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С 12-19.

3. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н. Развивающее экологическое образование в условиях внедрения ФГОС: сб. науч.-практ. тр. / под ред. Е.Н. Дзят... ковской. - М.: Образование и экология, 2013.

4. Образование в интересах устойчивого развития: опыт регионов: сб. ст. / науч. ред. Н.Ж. Даг... баева. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008.

Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики, директор Педаго. гического института Бурятского госуниверситета. Тел. (301-2) 442395.

Dagbaeva Nina Zhamsuevna, doctor of pedagogical sciences, professor, department of pedagogy, director of the Pedagogical Institute, Buryat State University. E-mail: [email protected]

УДК 37.033

© Е.Н. Дзятковская, А.Н. Захлебный

Адекватно ли содержание естественно-научных учебных предметов планируемым общекультурным результатам экологического образования?

Авторы делают вывод о том, что экологические компоненты естественно-научных учебных предметов не могут обеспечить достижение интегрированных общекультурных результатов экологического образования для устойчивого развития

Ключевые слова: содержание экологического образования, планируемые результаты, экологическое образование для устойчивого развития.

E.N. Dzyatkovskaya, A.N. Zakhlebny

Is the content of natural-science subjects adequate to planned common cultural results of ecological education?

The authors draw a conclusion that ecological components of natural-science subjects can't provide achievement of the integrated common cultural results of ecological education for a sustainable development.

Keywords: content of ecological education, planned results, ecological education for a sustainable development.

Федеральный государственный стандарт общего образования (ФГОС) предоставляет общеобразовательным учреждениям значительные возможности для реализации экологического образования на качественно новом уровне. В требованиях стандарта показатели экологического образования представлены в виде предметных (экологическая грамотность), метапред-метных (экосистемная познавательная модель, экологическое мышление) и личностных результатов (экологические ценности). Они характери...

зуют разные стороны главного результата экологического образования - экологического век. тора культуры учащихся.

Однако новые возможности ФГОС могут так и остаться потенциальными, если педагоги не поймут специфики его современного содержания. Если экологическое образование будет по-прежнему рассматриваться главным образом как естественно-научное, сводиться к природо. охранным мероприятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.