ФИЛОСОФСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УДК 373.5.035.6
Г. Беккер, НЖ Дагбаева
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
В данной статье рассматриваются такие аспекты образовательной деятельности, как формирование межкультурной толерантности, развитие навыков межкультурного общения детей разных стран на основе экологической проблематики.
Ключевые слова: межкультурное, экологическое образование, толерантность, образование для устойчивого развития.
G. Bekker, NZh. Dagbaeva
THEORETICAL ASPECTS OF INTERCULTURAL EDUCATION ON THE BASIS OF ENVIRONMENTAL PROBLEMS
The article deals with the aspects of educational activity like intercultural tolerance, development of interactions of schoolchildren of different countries on the base of ecological problems.
Key words: intercultural, environmental education, tolerance, education for sustainable education.
На фоне динамично изменяющейся общественно-политической обстановки и характера межкультурных отношений в образовательной системе все более возрастает актуальность формирования толерантного отношения молодых людей к окружающему миру. В настоящей статье описываются теоретические подходы к данной проблеме, основанные на опыте взаимодействия школьников через организацию международных и региональных проектов, инициированных не школой, а общественной организацией - Байкальским информационным центром «Грань». Данный проект был поддержан Ассоциацией педагогов-исследователей Бурятского госунивер-ситета. В течение последних четырех лет ведется активное виртуальное общение педагогов и школьников земли Нижняя Саксония (Г ермания) и российских коллег (Республика Бурятия) на сайте www.baikal-osnabrueck.net, осуществляется взаимный обмен с проведением летней экологической школы и тренингов по межкультурной коммуникации. Дважды учителя и учащиеся разных школ Бурятии побывали в г.Оснабрюк (2007, 2009), второй приезд немецких коллег на Байкал ожидается в 2010 г.
К идее развития межкультурной толерантности личности на базе экологической проблематики авторы статьи пришли, когда организовывали первую совместную летнюю школу на Байкале в 2004 г. Понятие «межкультурное экологическое образование» еще недостаточно широко распространено, об этом свидетельствуют обзоры литературных источников и поиски в Интернете. Также в виртуальной сети представлено небольшое количество экопроектов, интересных по своему содержанию. В качестве единичных примеров можно привести проект «межкультур-ное экообразование», связанный с политикой миграционных процессов. Проект нашел свое воплощение в «международных садах», широко распространенных в настоящее время по всей Германии. Они рассматриваются как учебные центры по формированию «картин мира»1, развитию компетенции в дизайне, восприятии и видении культурных различий. В подобных центрах сочетаются элементы экообразования, глобального обучения и педагогики культуры. Что касается сведений о «межкультурном образовании для устойчивого развития», то в Интернете помещена информация о единственном проекте, разработанном немецким и бразильским вуза-
1 URL: http://www.arbeitstelle-weltbilder. de
2010/1
ми. Столь редкое использование данного понятия в современном мире удивляет, поскольку существуют уже многочисленные международные проекты, в которых принимают участие партнеры из разных стран.
В России этап разработки эколого-культурной проблематики связан со становлением социальной экологии (Э.Ф. Гирусов, Н.М. Мамедов, А.Д. Урсул), развитием философско-этической теории (И.Я. Лофман, Г.В. Патонов), работами культурологов (Л.М. Коган, В.М. Межуев, И.Т. Фролов и др.) и собственно педагогов, рассматривающих становление и развитие экологической культуры (С.Н. Глазачев, Ю.Ю. Галкин, В.А. Игнатова и др.) [2].
Сочетание двух важных воспитательных видов, таких как «экологическое» и «межкультур-ное», на наш взгляд, хорошо вписывается в идеологию инновационного направления как «образование для устойчивого развития» (education for sustainable development; Bidung fur nachhaltige Entwicklung). Образование для устойчивого развития призвано научить людей лучше понимать, что происходит с окружающей нас средой, экономикой и социумом и находить оптимальные пути решения проблем в интересах всех членов общества и природы на сегодняшний день и длительную перспективу. ОУР - это призыв к переориентации политики в области образования, образовательной практики и программ. Одна из основных целей образования в интересах устойчивого развития заключается в том, чтобы оказать педагогам помощь по включению идей и задач устойчивого развития в их собственные программы. Наши проекты используются для объяснения сути местных проблем, они связаны с регионом, в котором живут обучаемые. В этом плане проекты становятся более близкими и понятными для учеников. Такой подход предоставляет учащимся большие возможности для обсуждения и понимания социальных, политических, экономических, экологических проблем, умения лучше разбираться в бизнесе и функционировании государств, использования опыта прошлых поколений, они учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения. В качестве примера мы можем привести наши совместные международные проекты, содержащие широкий спектр социальных проблем: проблемы здоровья населения и поддержки местных производителей продуктов питания (проект «Щи да каша — пища наша», у немецких коллег - «Здоровая пища»), сохранения зеленых насаждений и углубления биологических знаний («Зеленое богатство города»), изучения этнических традиций водопользования и сохранения биоразнообразия («Вода ради жизни») и многие другие [1].
Педагогизация экологических проблем через культуру открывает детям, молодежи, взрослым новые пути для развития навыков, опыта самовыражения своих способностей.
Педагогика культуры - это наиболее интересный и многообещающий подход (метод) разработки межкультурных и международных экопроектов, которых недостаточно в экообразовании: культурно-педагогические методы могут способствовать восприятию точек зрения и перспектив других культур, созданию различных картин и образов, они могут быть использованы и в разной языковой среде. Культурно-педагогические методы - это выражение плюрализма в экологическом образовании, они могут быть полезны для реализации программ образования для устойчивого развития. Следует отметить, что эти методы были использованы в работе международного летнего эколагеря на Байкале в 2004 г., совместной программе молодежи из г.Оснабрюк и Бурятии, а также в очередном летнем лагере на Байкале в 2008 г. [3].
Для педагогики также важно понятие бытовой культуры во всех ее практических и символических формах проявления, включая привычки и позиции, такие как традиции питания и пития, ритуалы приветствия, типы дискуссии, режим труда и будней, досуг, язык и т.д. Педагогическое и политическое значение бытовой культуры, ориентированное на экологическое воспитание, заключается в том, что она непосредственно влияет на мышление и поведение индивидуума по отношению к природе и окружающему миру, - к сожалению, она наиболее действенна в сравнении с экологическим воспитанием и экологическими акциями. Такое явление наблюдается в том случае, когда бытовая культура понимается как социокультура, представляющая собой единство всех культурных, социальных и политических интересов, потребности и ценности общества или определенной общественной группы и их внутренних взаимосвязей. При этом необходимо учесть следующее: культурная идентичность человека формируется под влиянием самых разнообразных факторов, она не является отражением определенной местной или национальной культуры, во всяком случае какой-то определенной доминирующей глобальной культуры. Более всего идентичность человека определяется его индивидуальными проявлениями и, как правило, она противоречива по своему характеру. Особенно это относится
Г. Беккер, Н.Ж. Дагбаева. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ВОПРОСУ МЕЖКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМАТИКИ
к проявлению чувств, оценке ценностей, мышления — все эти качества культуры человека не всегда воспринимаются людьми из его окружения, а тем более из других стран, зачастую они не осознаваемы в полной мере и самим человеком. Так, по мнению известного немецкого автора Г. де Хаана, «в восприятии экологических феноменов и отнесении их к экологическим проблемам речь идет о культурных феноменах, следовательно, экологическое образование - это борьба (спор) с феноменом культуры за восприятие окружающего мира». Г. де Хаан частично отмежевался от тех концептов политического экообразования, которые односторонне понимают феномен культуры: «преимущество концепта культуры заключено в релятивизме, реализуемом общим понятием культуры. Восприятие плюрализма в современных концептах культуры способствует отказу от нормативов определенной культуры...» [4]. При этом в экологическом образовании важно учитывать такие явления, как образ жизни человека: домашний уклад, покупки, свободное время, использование средств массовой коммуникации, эстетические ориентиры, ценности и цели. Для экологического образования важно наряду с образом жизни включать и групповые отказы, барьеры в неприятии правовых экологических нормативов, развивать и воспитывать соответствующее отношение и нормы поведения. Стили жизни как часть бытовой культуры современного общества в значительной мере остаются индивидуализированными!
В целом использование понятия «культура» амбивалентно в плане общественного развития и педагогики. С позиции устойчивого развития и ОУР должны учитываться такие факторы как экология, экономика, социология, политика и культура.
В основе всех культурно-ориентированных концептов экологического образования заложена прежде всего необходимость включения культурного компонента: отношения общества, человека к природе, окружающему миру, умения объяснять, осознавать, совершенствовать воспитание отдельно взятого индивидуума, способного изменять общество, в котором он живет. Таким образом, возможен отход от узкого понимания экологического образования, одностороннего поведения в окружающей среде.
Связь межкультурного образования с общественно-политическими, языковыми и естественнонаучными предметами очевидна, поэтому межкультурные явления целесообразно рассматривать в тематике естественно-научных предметов, например:
• изучение темы о применении технических средств в области естественных наук следует связать с экологическими, экономическими, социальными и культурными процессами относительно непосредственного окружения учащихся;
• изучение картины живой или неживой природы, либо когда речь идет о человеке как биологическом виде.
Подобные аргументы возможны и при изучении экологических проблем, которые зачастую понимаются односторонне - только с позиции природных явлений, - подобное можно наблюдать и в практике экологического образования. В наших образовательных программах, к сожалению, не содержатся межкультурные аспекты, к тому же учителя-предметники недостаточно мотивированы и подготовлены по этому вопросу.
Рассматривая понятие «межкультурное образование» в тесном взаимодействии с социальными, культурными и экономическими проблемами глобализации, миграционными процессами, европейской интеграцией, существующими проявлениями расизма и враждебного отношения к иностранцам, а также в аспекте сотрудничества с разными странами, мы тем самым можем решать проблемы развития толерантности молодежи. В этом смысле можно экологическое и межкультурное образование рассматривать в тесной взаимосвязи с «глобальным обучением», обусловленным историческими факторами, а также с устойчивым развитием и партнерством со странами севера - юга и востока - запада (в частности, наш немецко-бурятский проект в этом ряду).
К целям межкультурной компетенции следует отнести: изучение эмпатии, конфликтности, языка, толерантности, разумную идентичность, восприятие различий и общности. Следует рассматривать данные аспекты и формировать компетенции через диалог, обменные программы, умение воспринимать разнообразие культур и изменения взглядов. Данные формы являются четырьмя основными дидактическими принципами межкультурного образования. Способы их реализации могут быть самыми разнообразными: помимо учебного процесса и межкультурного тренинга возможны внешкольные мероприятия (межкультурные фестивали, праздники, работа с родителями, а также международное партнерство, учебные поездки, Интернет). Межкультур-
2010/1
ное образование в школах Нижней Саксонии и в Бурятии реализовывалось как через школьные предметы, так и в учебных экологических центрах через партнерство с другими школами, включая и зарубежные учебные заведения.
Несмотря на некоторую недооценку экологической тематики в межкультурном образовании, можно почерпнуть много знаний о межкультурной коммуникации и ОУР, развивать ее через международные и национальные проекты, что весьма важно с позиции культурно-этнического разнообразия в условиях усиливающихся миграционных процессов и мобильности, обусловленных глобализацией.
Благодаря глобальному характеру образования для устойчивого развития и объявленной Декады ЮНЕСКО относительно хорошо развита связь межкультурного обучения, экологического образования и ОУР в этом международном сетевом проекте школ. Одна из тем занятий, проведенных в Германии в 2007 г., была посвящена проблеме «Учиться жить совместно в условиях поликультурности» [5]. Устойчивое развитие не может быть успешным без межкультурной кооперации и взаимопонимания, без соответствия целей и норм ОУР специфическим общественным рамочным условиям.
Вывод из существующих подходов к экологическому и глобальному образованию состоит в необходимости межкультурного образования, которое со своей стороны почти не занималось проблемами окружающего мира и устойчивого развития. Следовало бы найти точки соприкосновения и с педагогикой мира, и с педагогикой о правах человека. Разумеется, что не все концепции ОУР эксплицитно учитывают межкультурный аспект и даже не всегда систематически внедряются в практику.
Как известно, на конференции в Рио была принята Конвенция о биологическом разнообразии (Рио-де-Жанейро, 1992), она долгое время не находила должного внимания в сфере образования для устойчивого развития. В наших странах, несмотря на то, что биоразнообразие рассматривалось как один из аспектов экологического образования, оно не нашло дальнейшего развития как в концептуальном экологическом образовании, так и в природоохранной педагогике. Интерес представляют международные проекты с использованием Интернета. Но все же до настоящего времени уделяется недостаточно внимания аспектам экономически разумного использования и справедливого распределения доходов от флоры и фауны, особенно от использования генетических ресурсов [5]. Проблемы взаимосвязи культурного многообразия (Конвенция ООН, 2005) и биоразнообразия, вызвавшие острые международные дискуссии, не нашли отражения в экологическом образовании и образовании для устойчивого развития. Однако устойчивое развитие, как и ОУР, возможно лишь при условии учета культурного многообразия многочисленных этносов и обществ, существующих в мире [1]. С одной стороны, универсальные цели должны быть увязаны с региональными и локальными условиями, с другой -необходимы как межкультурная коммуникация внутри общества, так и международная, глобальная, а также взаимопонимание. Именно такой поход к необходимости межкультурной коммуникации в ОУР, разработанный в совместном проекте (Бурятия - Германия), представлен в книге, вышедшей в июне прошлого года.
Понятие «культура» подразумевает не только «собрание изящных искусств», но и единство человеческих достижений, выходящих за рамки основных потребностей человека, что включает как «материальную» культуру (то есть предметы, орудия труда, здания, украшения группы людей), так «нематериальную культуру» - общественно выраженное единство «нематериальных» ценностей определенной группы людей. Значение этого культурного направления ОУР, ориентированного на будущее развитие общества, заключается в том, что в нем заложена Всеобщая декларация о культурном разнообразии, принятая ЮНЕСКО в 2001 г.: «культура должна рассматриваться как единство духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных качеств, присущих обществу или социальной группе людей, культура - это не только общность оригинальных по своей природе качеств, не только искусство и литература, но и формы, образы жизни, формы сосуществования, система ценностей, традиций и взглядов». В 2005 г. была принята Конвенция о защите и развитии многообразных форм культуры. Полагаем, что в большинстве стран принципы данной конвенции недостаточно разработаны в национальном, межкультурном и глобальном обучении, не говоря уже об экологическом образовании и ОУР. Именно для ОУР культура представляет собой широкое поле для деятельности, требующее дальнейшей разработки. Реализация межкультурного образования в аспекте ОУР, его широкое
М. И. Болотова. ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЗДАНИЯ СО-БЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
распространение представляются как далекое едва ли достижимое будущее, с одной стороны, однако, с другой стороны, немногочисленные примеры из практики все же доказывают возможность его практического использования, то, что межкультурное ОУР - это «реальная утопия», что оно представляет собой конкретное видение глобального устойчивого будущего человечества [3]. Поэтому задачей межкультурного образования является прежде всего понимание культурных различий и воспитание толерантности по отношению к другим культурным особенностям, без такого понимания не могут быть преодолены различия — необходимо познание общности и поиск точек соприкосновения.
В результате взаимопосещений и методически разработанных обменных программ стало возможным взаимное знакомство и непосредственное восприятие многообразия культурных различий между Бурятией и Германией. Более того, важным итогом нашего сотрудничества является достижение целей в развитии взаимопонимания, толерантности, межкультурной коммуникации. При этом толерантность понимается не в смысле пассивного равнодушия, а как активная позиция, требующая безусловно когнитивных и эмоциональных усилий, а также осознание и готовность преодолеть существующие различия и боязнь. Для этого необходимы, не в последнюю очередь, и собственные культурные категории и нормы, а, возможно, и их критическая оценка. Результаты реализации программы кооперации подтверждают возможность достижения целей образования для устойчивого развития. Очевиден тот факт, что в будущем устойчивость мирового сообщества будет базироваться в совместимости разнообразия.
Литература
1. Дагбаева Н.Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социоприродных условиях. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007.
2. Глазачев С.Н., Козлова О.Н.. Стратегия формирования экологической культуры как условие безопасности страны: педагогические кадры // Экологическая культура и образование: опыт России и Белоруссии. - М., 2000. С.8-29.
3. Becker, Gerhard (2008b): Bildung fur nachhaltige Entwicklung als reale Utopie. In: Gottschlich, Daniela; Werning, Rainer; Wolleck, Elisabeth (Hg.): Reale Utopien. Perspektiven fur eine friedliche und gerechte Welt. Koln, 2008 S. 166-179
4. Haan, Gerhard de (1993): Reflexion und Kommunikation im okologischen Kontext. In: Apel, Heino u. a. (Hg.): Orientierungen der Umweltbildung, Bad Heilbrunn (Obb.), S. 158f
5. Wolters, Jurgen (2008): Biologische Vielfalt im Kontext von Bildung fur nachhaltige Entwicklung. In: BNE-Journal. Online-Magazin „Bildung fur nachhaltige Entwicklung“, Nr. 3: Biologische Vielfalt (http://www.bne-portal.de)
Беккер Герхард, доктор Университета г. Оснабрюк, председатель Союза экологии и экологического образования, руководитель Рабочей группы по экообразованию Местной Повестки-21 г. Оснабрюк.
Дагбаева Нина Жамсуевна, доктор педагогических наук, директор педагогического института Бурятского государственного университет. Е-mail: [email protected]
Bekker Gerhard, d-r of Osnabruck university in the city, head of the ecological community and ecological education, chief of the working group in ecological education of the Local Agenda-21 in Osnabruck.
Dagbaeva Nina Zhamsuevna, doctor of pedagogical science, director of the pedagogical institute of the Buryat State University. Е-mail: [email protected]
УДК 371.398
МИ. Болотова
ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ДЕТЕРМИНАНТЫ СОЗДАНИЯ СО-БЫТИЙНОЙ ОБЩНОСТИ СЕМЬИ И УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье предлагается современная модель взаимодействия семьи и учреждения дополнительного образования детей как событийной общности на основе авторского подхода - интегративно-событийного, обеспечивающего целенаправленное взаимодействие субъектов культурно-досугового пространства.
Ключевые слова: ценностный потенциал семьи, событийная общность, проектирование событийной общности, интегративно-событийный подход к взаимодействию с семьей в УДО.