Научная статья на тему 'Устойчивое развитие и проблемы регионального образования'

Устойчивое развитие и проблемы регионального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
263
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
устойчивое развитие регионов / образование для устойчивого развития (ОУР) / культурное разнообразие / обменные программы / студенческая молодежь / sustainable development of the regions / education for sustainable develop-ment (ESD) / cultural diversity / exchange programs / student youth

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дагбаева Нина Жамсуевна

С принятием «Повестки устойчивого развития-2030» и разработкой «Дорожной карты по реализации Глобальной программы действий по образованию в интере-сах устойчивого развития» определились задачи перед всеми странами мира и роль каждого государства в этом мировом процессе. Вызовы устойчивого разви-тия больше не являются вопросом того, что происходит только в отдельных странах, а представляют собой вызовы для всех стран. Для того чтобы справиться с такой глобальной и взаимосвязанной обеспокоенностью трем стратегическим соседям — России, Китаю и Монголии, нужно будет сплотить свои усилия, при этом стержневую роль играют образование и культура. С усилением междуна-родных академических связей между тремя соседями задачи культурного обмена студентов приобретают особое значение для Республики Бурятия, которая нахо-дится на востоке России и непосредственно граничит с Монголией.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дагбаева Нина Жамсуевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND PROBLEMS OF EDUCATION IN REGIONS

Adoption of “The 2030 Agenda for Sustainable Development” and work out of “The Road Map for implementation of Global Action Program on Education for Sustainable Development” determined the tasks for all countries of the world and their role in this world process. Challenges of sustainable development are no longer a matter of certain countries, but are challenges for all countries. In order to cope with such global and inter-connected concern three strategic neighbors — Russia, China and Mongolia — should join their efforts, while education and culture play the key role. With the strengthening of international ties between the three neighbors the tasks of student swap becomes of par-ticular importance for the Republic of Buryatia, which is located in the east of Russia and borders directly with Mongolia.

Текст научной работы на тему «Устойчивое развитие и проблемы регионального образования»

УДК 37.01

DOI: 10.18101/2306-630Х-2018-1-75-82

УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ И ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

© Дагбаева Нина Жамсуевна

доктор педагогических наук, профессор, директор Педагогического института, Бурятский государственный университет Россия, 670000, г. Улан-Удэ, ул. Смолина, 24а E-mail: ndagbaeva@mail.ru

С принятием «Повестки устойчивого развития-2030» и разработкой «Дорожной карты по реализации Глобальной программы действий по образованию в интересах устойчивого развития» определились задачи перед всеми странами мира и роль каждого государства в этом мировом процессе. Вызовы устойчивого развития больше не являются вопросом того, что происходит только в отдельных странах, а представляют собой вызовы для всех стран. Для того чтобы справиться с такой глобальной и взаимосвязанной обеспокоенностью трем стратегическим соседям — России, Китаю и Монголии, нужно будет сплотить свои усилия, при этом стержневую роль играют образование и культура. С усилением международных академических связей между тремя соседями задачи культурного обмена студентов приобретают особое значение для Республики Бурятия, которая находится на востоке России и непосредственно граничит с Монголией. Ключевые слова: устойчивое развитие регионов; образование для устойчивого развития (ОУР); культурное разнообразие; обменные программы; студенческая молодежь.

Решение серьезных проблем, связанных с устойчивым развитием, не может быть обеспечено за счет только политических решений и договоренностей, за счет финансового стимулирования и технологических решений. Намного сложнее изменить ценности и принципы, лежащие в основе наших действий, пересмотреть отношение к окружающим людям, к природе, обеспечивающими жизнь человека. Для построения более справедливого и устойчивого мирового сообщества каждый отдельный человек и каждое общество должны быть вооружены знаниями, навыками и ценностными ориентирами, и особенно подрастающее поколение и молодежь. Образование в интересах устойчивого развития (ОУР) направлено на решение многих задач, одной из важнейших является сохранение культурного разнообразия и формирование межкультурных компетенций молодых людей.

Вопросы межкультурного образования, формирования толерантности молодежи стали разрабатываться в России активно последние два десятилетия. И не секрет, что в своих разработках российские ученые ориентировались на западных авторов. Сегодня проблема воспитания толерантной личности является одной из приоритетных задач как в зарубежной, так и российской педагогике.

Философия и педагогика межкультурного взаимодействия, возникшая в 1960-х гг. прошлого столетия в странах Европы и США, накопила большой теоретический материал в сфере межкультурного образования, разработала модели внедрения его идей в повседневную образовательную практику, накопила обширный опыт. Вместе с тем, последние трагические события в Европе показы-

вают, что западные идеи мультикультуризма являются весьма уязвимыми. Хотя общей идеей данной отрасли педагогики является формирование уважительного отношения к представителям иной культуры, важно подчеркнуть, что развитие межкультурного образования обуславливается особенностями той страны, в рамках которой оно формировалось. Именно с этой точки зрения, мы считаем исключительно важным для дальнейшего сотрудничества изучение молодыми людьми культуры и природы соседних с Россией стран.

Межкультурное образование является одним из наиболее актуальных направлений исследований. Российскими и зарубежными учеными были определены теоретические основы межкультурной коммуникации [18, 7], предложены знания, навыки и владения межкультурной компетенцией [4, 8, 17, 3, 19], разработаны тренинги по развитию межкультурной компетенции [21, 23].

В педагогической науке активно рассматриваются различные аспекты образования для устойчивого развития: философские [5], биологические [11, 16], психологические [20, 12], общепедагогические, такие как развитие надпредмет-ных форм и содержания [15], развитие социального партнерства и новых интерактивных технологий [1, 9, 10], а также обсуждаются социокультурные [2, 6, 14] и методические аспекты [13, 24].

Основной вывод, к которому приходят все ученые: устойчивое развитие государства и общества не может происходить, если не будет постоянного обучения, приобретения и осмысления нового опыта. Концепция устойчивого развития включает в себя не только проблемы окружающей среды, но также и вопросы, связанные с населением, уровнем его жизни, здоровья, правами человека, а также с компетенциями человека общаться и строить продуктивное общение с людьми другой культуры.

Мы считаем исключительно важным провести анализ нашего российского опыта межкультурного взаимодействия, исходя из понимания, что важна не просто терпимость к иным культурам, а понимание, уважение собственной истории и культуры, а также стремление к положительному сотрудничеству с разными культурами. В многонациональной России накоплен богатый опыт формирования у студенческой молодежи уважительного отношения к другой культуре. В теоретическом плане задача подготовки выпускника с высокой степенью культуры, компетентности на уровне мировых стандартов, социально-профессиональной мобильности, согласуется и с требованиями федеральных государственных стандартов высшего образования третьего поколения. Современный выпускник должен осознавать свою центральную роль в процессах межнационального общения, владеть культурой мышления и быть готовым к быстрому принятию правильных решений в нестандартных ситуациях межкультурного взаимодействия.

Регион оз. Байкал является типичным поликультурным регионом России, на территории которого веками в согласии проживают русские, буряты, эвенки, а сегодня более ста национальностей. Особенностью нашего региона является географическое положение Республики Бурятия, которая расположена на стыке восточной и западной культур, и где коренной народ — буряты исповедуют буддизм, эвенки — шаманизм, и традиционно русскими и старообрядцами (семей-скими) сохраняется культура православия. Студенты наряду с западными языками, английским, немецким, французским изучают сегодня монгольский, китай-

ский, корейский, японский и другие восточные языки. В вузах республики также обучаются студенты из преимущественно соседних восточных стран, прежде всего, Монголии и Китая.

К идее развития межкультурной толерантности личности на базе экологической проблематики мы пришли, когда организовывали первую совместную летнюю школу на Байкале более десяти лет назад. Однако устойчивое развитие, как и ОУР, возможны лишь при условии учета культурного многообразия многочисленных этносов и обществ, существующих в мире. С одной стороны, универсальные цели должны быть увязаны с региональными и локальными условиями, с другой — необходимы как межкультурная коммуникация внутри общества, так и международная и глобальная. Именно такой поход к необходимости межкультурной коммуникации в ОУР, разработанный в нашем совместном проекте (Бурятия-Германия), являет собой пример практической реализации.

В ближайшем будущем нам хотелось бы проверить и усовершенствовать свои наработки с западными партнерами со студенческой молодежью Китая и Монголии, и это могло бы стать междисциплинарным проектом, представляющим возможность нашим партнерам изучать культурное и биологическое разнообразие трех стран. Настоящий проект мог быть использован для объяснения сути местных проблем, которые связаны с регионом, в котором живут обучаемые. В этом плане проекты становятся более близкими и понятными для молодых. Такой подход предоставляет им большие возможности для обсуждения и понимания социальных, политических, экономических, экологических проблем, умения лучше разбираться в бизнесе и в функционировании государств, использования опыта прошлых поколений, они учатся рассматривать проблемы с различных точек зрения [9].

Разрабатывая конкретные технологии межкультурного образования, мы опираемся на наши теоретические и практические разработки в области образования для устойчивого развития в Байкальском регионе, а именно:

- акцентировать ведущую роль образования в осознании и понимании устойчивого развития, на наш взгляд, удалось, и немалую роль в этом оказало внимание мировой и российской общественности к проблеме оз. Байкал, крупнейшего резервуара пресной воды на планете. За эти годы прошли десятки научно-практических конференций и симпозиумов, на которых поднимались вопросы образования. Вместе с тем сказать, что удалось укрепить в сознании не только населения, но и лиц, имеющих непосредственное отношение к образованию роль ОУР, будет преувеличением;

- способствовать взаимодействию и сотрудничеству между всеми заинтересованными в ОУР группами — эта задача в большей степени удалась. Здесь консолидирующую роль сыграли группы энтузиастов: научная школа автора настоящих тезисов, объединяющая группу ученых Бурятского госуниверситета, общественная организация Байкальский информационный центр «Грань», которая уже в течение шестнадцати лет успешно реализует эколого-образовательные проекты. Положительный импульс придали созданный Общественный совет по экологическому образованию при Правительстве республики Бурятия, общественный совет при Росприроднадзоре и др.;

- способствовать повышению качества преподавания и обучения в процессе ОУР, в большей степени за счет повышения квалификации учителей, создания

региональных учебно-методических комплексов, ярким примером которого является созданный комплект «Байкальский сундучок», и который активно внедряется в систему общего и дополнительного образования, при этом в лингвистически ориентированных гимназиях и лицеях на английском языке;

- разрабатывать стратегии внедрения и повышения эффективности ОУР на всех уровнях. Усилия были приложены, но, к сожалению, на уровне муниципалитетов, особенно сельских районов, можно говорить о единичных случаях.

В Педагогическом институте Бурятского госуниверситета готовятся работники для системы дошкольного образования, учителя начальных классов, музыки, технологии, иностранных и русского языков, школьные психологи, специалисты в области профессионального обучения (дизайна). Одной из важных составляющих профессиональной компетентности мы считаем подготовленность будущих педагогов к осуществлению задач образования для устойчивого развития в региональном образовательном пространстве. Образование для устойчивого развития (ОУР), активно развиваемое во многих школах, привнесло в их деятельность множество положительных элементов. Среди таковых можно отметить практико-ориентированный характер экологической деятельности, «увязывание» природоохранной работы с реальными экологическими проблемами поселения или микрорайона, вовлечение детей и взрослых в совместную деятельность, развитие практических умений школьников.

Основные темы, которые были выбраны школами:

• биологическое и культурное разнообразие регионов;

• качество окружающей среды (питьевой воды);

• здоровье (в том числе здоровое питание);

• экологический туризм;

• сохранение местных традиций;

• межкультурное взаимопонимание.

Отдавая отчет, что лучший способ подготовленности учителей к решению задач ОУР надо решать в студенческие годы, нами разработан курс по выбору «Устойчивое развитие и проблемы образования» и введен в учебный план подготовки по направлению «Педагогическое образование». Предлагаемый курс имеет важное место в системе профессионально-педагогической подготовки студентов университета. Его преподавание в современных условиях ориентируется на формирование социально-педагогической культуры студента, педагогической направленности его мышления в широком смысле слова, обеспечивая целостную подготовку к творческому выполнению всех функций воспитателя, наставника молодежи, в том числе организатора социально-экологической деятельности молодежи.

Предлагаемая программа исходит из последовательной реализации идеи базовой, инвариантной подготовки всех студентов, независимо от их специализации, для обобщения знаний студентов в сфере охраны окружающей среды, проблем развития современной цивилизации, общих проблем образования и понимания взаимосвязи социальных, экономических и экологических проблем в развитии региона и местных сообществ. Эти знания также найдут применение для работы в летний период в различных учреждениях социального типа, дополнительного образования.

В основу базовой подготовки по данному курсу положены такие важнейшие принципы, как взаимосвязь общего, особенного и единичного, единство педагогической теории и педагогической практики, координация с другими дисциплинами педагогического направления, индивидуализация обучения студентов.

Исходными идеями при разработке данной программы явились:

• нацеленность на осмысление сущности образования как превентивной меры в решении экологических проблем современности;

• понимание сути концепции устойчивого развития и роли образования в

ней;

• взаимодействия общечеловеческого, конкретно-исторического и национального компонентов культуры в процессе становления личности;

• ориентация на личность школьника как субъекта воспитания;

• связь изучения педагогической теории с педагогической практикой.

Основные задачи курса:

1) заложить понимание содержания и сущности основных социально-экологических проблем страны, региона;

2) сформировать у студентов общее представление о концепции устойчивого развития;

3) дать целостное представление об образовании как системообразующем феномене современной действительности;

4) помочь практически овладеть некоторыми воспитательными технологиями;

5) развить организаторские способности студентов и дать основы методики проведения эколого-социальных мероприятий.

Настоящий спецкурс направлен на формирование общих и специальных компетенций студентов, среди которых можно выделить, как общие компетенции — способность использовать знания о современной естественнонаучной картине мира в образовательной и профессиональной сфере деятельности; готовность к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к природному и культурному наследию; так и специальные — способность разрабатывать социально-культурные программы для различных категорий населения, в том числе с использованием ИКТ; готовность включаться во взаимодействие с социальными партнерами в реализации социально-культурных проектов; способность к использованию зарубежного и отечественного опыта в организации социально-педагогической деятельности, способность осуществлять межкультурную коммуникацию.

Среди тематических полей выделены такие как Местная повестка — 21 (МП-21) — путь достижения устойчивого развития, образовательные аспекты МП-21, ОУР как новая образовательная парадигма XXI в., цели объявленной ООН Десятилетия образования для устойчивого развития (2005-2014 гг.), реализация Глобальной программы действий в ближайшие десятилетия, содержание и возможности проектной методики, развитие экологических и природоохранных традиций народов Байкальского региона — одна из целей ОУР и другие. На практических занятиях отрабатываются проектные технологии, такие формы интерактивных технологий как «Накопитель идей» (Think Tank), развитие критического мышления, экологические дебаты, этические дискуссии и т. д. Особое

место занимают вопросы социального партнерства, развития гражданского общества, волонтерского движения, общественных инициатив.

На наш взгляд, российской педагогической наукой накоплен значительный опыт в формировании ключевых компетенций, в том числе межкультурной, и необходимо сегодня создавать банк технологий, делать его достоянием всех, ибо мир и согласие, как показывает современная практика, очень хрупок, поэтому ценной является каждая образовательная методика. Основой для капитализации технологий формирования межкультурной компетентности учащейся молодежи в теоретическом плане мы считаем важным следующие положения:

- опора на региональный и краеведческий материал при его формировании, так как тот, кто не знает собственную культуру, не может ценить и чужую;

- использование интерактивных технологий для развития субъектной позиции студента, развитие критического мышления;

- опора на собственный опыт и переживания студента, поскольку чисто дидактические поучения не могут формировать опыт общения и взаимодействия.

Как уже указывалось выше, проведение совместных летних школ на Байкале, с участием российских, монгольских и китайских студентов, было бы первым практическим шагом для развития международного культурного и образовательного обмена. Совместная учеба, труд, общественно-полезная деятельность действительно способствуют формированию уважения к нациям и народностям, к их культурам, помогают узнавать и понимать окружающий мир, воспитывают чувства симпатии, сопереживания, солидарности, терпимости. Такой способ обучения и получения информации является увлекательным и продуктивным. Этот проект будет полезным для учащейся молодежи с многих точек зрения:

• получение личного опыта межкультурной коммуникации;

• осознание общего, что объединяет российских и зарубежных студентов;

• обсуждение российских и монголо-китайских стереотипов;

• знакомство с культурными различиями разных народов;

• получение информации не из книг, а от людей, путем непосредственного общения.

Таким образом, ключевым подходом образования для устойчивого развития (ОУР) является развитие критического мышления молодежи, ее способности к социальным преобразованиям. Вывод из существующих подходов к экологическому и глобальному образованию состоит в необходимости межкультурного образования, которое со своей стороны почти не занималось проблемами окружающего мира и устойчивого развития. Следовало бы найти точки соприкосновения и с педагогикой мира, педагогикой о правах человека. Важно чтобы все концепции образования для устойчивого развития эксплицитно учитывали межкультурный аспект и развивали компетенции уважительного диалога молодежи соседних стран.

Литература

1. Bildung für nachhaltige Entwicklung: interkulturelle Erfahrungen, Herausgegeben von Gerhard Becker, Nina Dagbaeva; alle Texte in deutscher und russischer Sprache. Ulan-Ude: Verlag der Burjatischen Staatlichen Universität, 2009. 262 s.

2. Актамов И. Г. Этноязыковые процессы в многонациональных государствах: общемировые тенденции и государственная образовательная политика (на примере Республики Бурятия РФ и Автономного района Внутренняя Монголия КНР) / И. Г. Актамов //

Вестник Бурятского государственного университета. Сер. Педагогика, филология, философия. 2015. Вып. 1. С. 3-9.

3. Балицкая И. В. Реализация мультикультурного образования в зарубежных странах (опыт США, Канады и Австралии) / И. В. Балицкая // Вестник Московского государственного областного университета. 2009. № 1. С. 12-15.

4. Бессарабова И. С. Поликультурный подход как тенденция развития современного образования / И. С. Бессарабова // Проблемы школы и педагогики за рубежом: кол. монография / под ред. Н. Е. Воробьева, И. С. Бессарабовой. Волгоград: Перемена, 2011. 219 с.

5. Введение в теорию устойчивого развития / под ред. Н. М. Мамедова. Москва, 2002. 240 с.

6. Глазачев С. Н. Экологическая культура и образование: очерки социальной экологии / С. Н. Глазачев, Е. А. Когай. Москва: Горизонт, 1999. 143 с.

7. Гудков Д. Б. Теория и практика межкультурной коммуникации / Д. Б. Гудков. Москва: Гнозис, 2003. 288 с

8. Гукаленко О. В. Национальная школа в поликультурном образовательном пространстве // Поликультурное образование и национальная школа: материалы круглого стола / О. В. Гукаленко. Симферополь, 2004. С. 30-36.

9. Дагбаева Н. Ж. Развитие школьного экологического образования для устойчивости местного сообщества / Н. Ж. Дагбаева // Педагогика. 2004. № 3. С. 23-25.

10. Дагбаева Н. Ж. Экологическое образование школьников в изменяющихся социо-природных условиях / Н. Ж. Дагбаева. Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2007. 280 с.

11. Данилов-Данильян В. И. Экологический вызов и устойчивое развитие / В. И. Да-нилов-Данильян, К. С. Лосев. Москва: Прогресс-Традиция, 2000. 416 с.

12. Дерябо С. Д. Экологическая педагогика и психология / С. Д. Дерябо, В. А. Ясвин. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.

13. Дмитриев Г. Д. Многокультурность как дидактический принцип / Г. Д. Дмитриев // Педагогика. 2000. № 10. С. 3-11.

14. Ермаков А. С. Что такое устойчивое развитие / А. С. Ермаков, Д. С. Ермаков // Химия и жизнь. 2012. № 11. С. 24-29.

15. Захлебный А. Н. Культурологический подход к современному экологическому образованию / А. Н. Захлебный, Е. Н. Дзятковская // Вестник Международной академии наук. Русская секция, 2012. № 1. 39-43 [Электронный ресурс]. иКЬ: http://www.heraldrsias.rU/online/2012/1/215 (дата обращения: 12.12.2017).

16. Кавтарадзе Д. Н. «Остров» — имитационная модель экосистемы / Д. Н. Кавта-радзе, Е. Н. Букварева // Активные методы обучения в природоохранном образовании (дискуссии, ролевая и имитационная игры). Москва: Изд-во Моск. ун-та, 1982. С. 72-98.

17. Макаев В. В. Поликультурное образование — актуальная проблема современной школы / В. В. Макаев, З. А. Малькова, Л. Л. Супрунова // Педагогика. 1999. № 4. С. 3-10.

18. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация / С. Г. Тер-Минасова. Москва: Слово, 2000. 239 с.

19. Палаткина Г. В. Этнопедагогические факторы мультикультурного образования: диссертация на соискание ученой степени доктора педагогических наук / Г. В. Палаткина. Москва, 2003. 400 с.

20. Панов В. И. От развивающего обучения к развивающему образованию / В. И. Панов // Известия Российской академии образования. 2006. № 2. С. 60-69.

21. Рот Ю. Межкультурная коммуникация. Теория и тренинг / Ю. Рот, Г. Коптельце-ва. Москва: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 223 с.

22. Садохин А. П. Введение в межкультурную коммуникацию / А. П. Садохин. Москва: Омега-Л, 2010. 190 с.

23. Стефаненко Т. Г. Этнопсихология: практикум / Т. Г. Стефаненко. Москва: Аспект Пресс, 2006. 208 с.

24. Халудорова Л. Е. К проблеме развития нравственно-экологической компетентности педагога / Л. Е. Халудорова // Вестник Бурятского государственного университета. 2013. № 1. С. 133-135.

SUSTAINABLE DEVELOPMENT

AND PROBLEMS OF EDUCATION IN REGIONS

Nina Zh. Dagbaeva

Dr. Sci. (Education), Prof.,

Buryat State University,

24a Smolina St., Ulan-Ude 670000, Russia

E-mail: ndagbaeva@mail.ru

Adoption of "The 2030 Agenda for Sustainable Development" and work out of "The Road Map for implementation of Global Action Program on Education for Sustainable Development" determined the tasks for all countries of the world and their role in this world process. Challenges of sustainable development are no longer a matter of certain countries, but are challenges for all countries. In order to cope with such global and interconnected concern three strategic neighbors — Russia, China and Mongolia — should join their efforts, while education and culture play the key role. With the strengthening of international ties between the three neighbors the tasks of student swap becomes of particular importance for the Republic of Buryatia, which is located in the east of Russia and borders directly with Mongolia.

Keywords: sustainable development of the regions; education for sustainable development (ESD); cultural diversity; exchange programs; student youth.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.