Научная статья на тему 'Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды'

Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
221
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ ДЛЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫЙ ПОДХОД / КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL EDUCATION / EDUCATION FOR SUSTAINABLE DEVELOPMENT / SOCIAL PARTNERSHIP / INTERDISCIPLINARY APPROACH / COMPETENCE APPROACH / ENVIRONMENTAL ORIENTATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS / TOLERANCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельков Ян Александрович

В статье рассматриваются проблемы реализации задач образования для устойчивого развития в зоне озера Байкал. Раскрываются теоретические подходы и механизмы их реализации, в том числе социальное партнерство школы, заповедника и местного социума. На основе многолетнего опыта организации экологического образования в школе-интернате №21 ОАО «РЖД» осуществлен анализ и предложены практические рекомендации для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся в условиях социокультурной экологической среды заповедника и местного социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельков Ян Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Formation of Students’ Project Research Competence in Sociocultural Ecological Environment

The article focuses on the problems of implementing goals of education for sustainable development in the Lake Baikal Area. It covers theoretical approaches and mechanisms of implementing education for sustainable development, with an emphasis on the social partnership between a school, nature reserve and local community. Analysis is done on the basis of many years' experience of organizing environmental education at Boarding school # 21" of the Russian railway company. The article offers practical recommendations for forming students' project research competence in the sociocultural environment.

Текст научной работы на тему «Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды»

Таблица 1

Класс Всего учащихся Число учащихся, читающих на КТУ учителя

«5» «4» «3» «2»

2 «а» 23 15 1 4 3 1,39 - высокий

2 «б» 23 14 5 4 0 1,65 - очень высокий

ВСЕГО 46 29 6 8 3

% 100 63 13 17 7

Таблица 2

Средние показатели

входной конечный прирост оценка процент прироста

66 92 26 4,217 153

69 98 29 4,435 164

135 190 55 9 317

68 95 28 4,326 159

Данные, приведённые в таблицах 1 и 2, свидетельствуют о том, что для повышения уровня чтения необходимо перейти к новым результативным технологиям, предложенным В.Н. Зайцевым.

Наблюдения подтвердили:

- от уровня скорости чтения зависит понимание текста, а следовательно, и скорость выполнения домашнего задания;

- технология, применяемая ежеурочно, даёт хорошие результаты;

- при уменьшении объема тренировок происходит быстрое ухудшение умения читать бегло [6].

Таким образом, обучение учителей, а также обеспечение их технологической подготовкой позволили значительно увеличить результативность профессиональной педагогической деятельности. Все это требует дальнейшего продолжения обучения и осуществления технологической подготовки, обеспечивающей профессиональное развитие учителя.

Литература

1. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. - М.: Академия, 2004. - 396 с.

2. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989. - 192 с.

3. Бахусова Е.В., Ярыгин А.Н., Коростелев А.А. и др. Технологии В.М. Монахова - дидактический инструментарий модернизации образования: учеб. пособие. - Тольятти: Волжский ун-т им. В.Н. Татищева, 2004. - 38 с.

4. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: учеб. пособие. - М.: Народное образование, 1999. - 224 с.

5. Зайцев В.Н. Кольцо ускорения. - Йошкар-Ола: Изд-во ИУУ, 1992. - 128 с.

6. Коростелева Е.Ю. Современные методологические требования к профессиональной деятельности учителей // Вектор науки ТГУ. Серия: Педагогика, психология. - 2010. - № 3(3). - С. 78-81.

Коростелева Елена Юрьевна, кандидат педагогических наук Тольяттинского госуниверситета. E-mail: [email protected]

УДК 371

© Я. А. Мельков Развитие проектно-исследовательской компетентности учащихся в условиях социокультурной экологической среды

В статье рассматриваются проблемы реализации задач образования для устойчивого развития в зоне озера Байкал. Раскрываются теоретические подходы и механизмы их реализации, в том числе социальное партнерство школы, заповедника и местного социума. На основе многолетнего опыта организации экологического образования в школе-интернате №21 ОАО «РЖД» осуществлен анализ и предложены практические рекомендации для формирования проектно-исследовательских компетенций учащихся в условиях социокультурной экологической среды заповедника и местного социума.

Ключевые слова: экология, экологическое образование, образование для устойчивого развития, социальное партнерство, междисциплинарный подход, компетентностный подход, экологизация учебного процесса, толерантность.

Fa. A. Ме/’Aov

Formation of Students’ Project Research Competence in Sociocultural Ecological Environment

The article focuses on the problems of implementing goals of education for sustainable development in the Lake Baikal Area. It covers theoretical approaches and mechanisms of implementing education for sustainable development, with an emphasis on the social partnership between a school, nature reserve and local community. Analysis is done on the basis of many years' experience of organizing environmental education at Boarding school # 21" of the Russian railway company. The article offers practical recommendations for forming students' project research competence in the sociocultural environment.

Keywords: ecology; environmental education; education for sustainable development, social partnership, interdisciplinary approach, competence approach, environmental orientation of the educational process, tolerance.

Анализ исследований ученых-педагогов в области проектной и исследовательской деятельности учащихся позволяет сделать вывод о том, что разработанные авторами концепции и методики направлены на формирование отдельных видов умений. Многолетний опыт работы школы-интерната № 21 позволяет нам говорить о возможности формирования проектноисследовательской компетентности. В предлагаемой статье раскрывается содержание деятельности и технологии, которые мы применяем.

Рассматривая теоретические основы развития проектно-исследовательской деятельности учащихся, мы опирались на труды А.В. Леонтовича, Г.В. Макотровой, Е.А. Румбешта; на анализ сущности понятий «исследование» и «проект», предложенных А. Пентиным, А. Савенковым. Интерес представляют работы отечественных специалистов Н.Г. Алексеева, М.В. Кларина, А.С. Обухова, А.И. Поддьякова, Л.Ф. Фомина и др., в которых освещены психологические основания проектной и исследовательской деятельности учащихся в образовательной среде.

По мнению российских исследователей С.В. Алексеева, С.Н. Глазачева, А.Н. Захлебно-го, Г.П. Сикорской, Д.С. Ермакова, экологическая компетентность рассматривается как системообразующий элемент экологического образования. Она позволит в полной мере использовать экологические, педагогические и психологические принципы и закономерности формирования экологического сознания и становления экологической культуры, соответствующие целям устойчивого развития.

Действительно сегодня компетентностный подход находит своё отражение во многих документах федерального уровня - в Стратегии и Концепции модернизации российского образования, Федеральной целевой программе развития российского образования, в последнем государственном проекте «Наша новая школа». Из-

вестный исследователь этой проблемы А.В. Хуторской отмечает, что компетентностный подход - это подход, акцентирующий внимание на результате образования, причём результатом образования становится не сумма усвоенной информации, а способность человека действовать в различных проблемных ситуациях [1]. Именно компетентностный подход осуществляет попытку внести личностный смысл в образовательный процесс. «Личное знание, равно как и личное понимание, представляет собой не только использование усвоенного, прочитанного в качестве некоторой “ценности”, но знание и понимание в смысле участия понимаемого в своей жизни» [2]. Экологическая компетенция, которую можно понимать как систему нормативных требований к уровню подготовки учащихся (способность, готовность, опыт) в области решения экологических проблем, то есть сохранения и устойчивого воспроизводства жизни, должна рассматриваться в качестве одной из ключевых общеобразовательных компетенций. Концепция исходит из того, что цель экологического образования должна быть сформулирована в соответствии со сменой образовательной парадигмы в целом - переходом от передачи знаний и навыков, необходимых для жизни в современном обществе, к опережающей модели образования.

Нам кажется интересным опыт стран с развитой инновационной экономикой, которые давно акцентируют внимание на исследовательских методах обучения, уходя от абстрактных способов преподавания. Так, образовательная политика Европейского союза базируется на доктрине исследовательского превосходства (research excellence), решающим фактором которого является преобладание в обучении исследовательской деятельности. Опираясь на европейский опыт, М. Саймонс заключает: «Для того чтобы стать материально и социально успешным, не-

обходимо стать компетентным в создании новых знаний» [3].

В последние годы в России все чаще говорят о необходимости широкого внедрения проектноисследовательской деятельности в процесс обучения детей в общеобразовательной школе. Стоит отметить, что в современной педагогической науке имеет место смешение понятий, терминов и подходов как в содержании (направлениях) экологического образования, так и в проведении грани между исследовательской и проектной деятельностью в школе. Проектирование и исследование -изначально принципиально разные

по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Естественно, что попытки обозначить эту разницу предпринимались во все времена многими специалистами. Например, известный психолог, специализирующийся в области исследовательского поведения и обучения детей, Б. Хендерсон предлагает рассматривать применительно к образованию понятия «свободное исследование» и «проблемное исследование». Свободное исследование - это исследование, базирующееся на любознательности, оно не предполагает достижения определенного заранее результата, представленного в виде какой-либо практической задачи. В отличие от исследования проект, а следовательно, и проектирование всегда ориентированы на практику. Человек, реализующий тот или иной проект, не просто ищет нечто новое, он решает реальную, вставшую перед ним проблему. Ему постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, часто находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Такая возможность предоставляется нашим ученикам, поскольку школа давно работает в русле концепции ОУР - образования для устойчивого развития. Образование для устойчивого развития фактически нацелено на общее повышение интеллектуального уровня населения, осваивающего все более сложные разновидности знаний, с учетом программ для различных его групп, прежде всего родителей учащихся. Поэтому условием формирования системы экологического образования является наличие социального партнерства. Как показывает российский и региональный опыт, построение прочной конструкции социального взаимодействия в рамках определенной территории является сложным процессом, который зависит от множества условий. Школа при этом есть реальный источник интеграции местного сообщества, она всегда выполняла особую социальную роль как комплекс социального обучения, особенно в сельской местности [4].

Реализация задач ОУР в школе-интернате №21 на ст. Танхой во многом опосредована двумя важными особенностями, а именно: школа является негосударственным (ведомственным) образовательным учреждением, то есть полностью состоит на балансе компании ОАО «РЖД» и является единственным образовательным учреждением в муниципальном образовании «Танхойское»; школа-интернат располагается на берегу оз. Байкал в непосредственной близости (400 м) от центральной усадьбы ФГУ «Байкальский государственный природный биосферный заповедник» и его охраняемой территории, что способствует сотрудничеству с научным и эколого-просветительским отделами заповедника. Сотрудники заповедника являются консультантами исследовательских работ школьников, организуют семинары, лекции и другие эколого-просветительские мероприятия совместно с педагогами школы-интерната. Особая роль в построении эффективной модели экологического образования отводится социальному партнерству, ориентированному на создание общего информационного поля, которое позволяет консолидировать имеющиеся ресурсы.

В 2008 г. школа-интернат выступила инициатором создания региональной общественной организации «Байкальский инновационный центр» (БИЦ), основной целью которой является разработка и внедрение экологических программ для учащихся и местного сообщества. Учреждение некоммерческой организации позволило объединить внутренние ресурсы и привлечь внешние [9]. Именно этот центр стал объединяющим началом для всех социальных партнеров: местной администрации, родителей, заповедника, других научных и образовательных учреждений, местных жителей пос. Танхой, самого управления РЖД. Такая модель партнерства предполагает внедрение целого комплекса принципиально новых программ и методов в сфере экологического образования, построение взаимосвязанной системы в рамках местного сообщества.

Байкальская международная экологическая школа «Байкал - жемчужина планеты» является в определенной степени «вершиной» нашей системы, где ученики имеют возможность на практике проявлять и развивать свои проектноисследовательские компетенции. Это образовательный проект, основная цель которого - создание международной площадки экологического образования молодежи в контексте задач развития исследовательской деятельности и формирования активной позиции в сохранении национальных природных ресурсов.

Таблица 1

Содержание и структурные элементы системы экологического образования в школе-интернате № 21

Форма Начальная школа | Средняя школа | Старшая школа

Уроки Экологизация в процессе изучения каждого предмета

Элективные курсы Экологическая азбука (от пенечка до лесочка) Байкаловедение Экология животных Экология растений Социальная экология Интегрированные курсы и семинары совместно с Байкальским заповедником

Внеклассная деятельность и мероприятия

Кружки Экологический театр «Солнышко» Птицы - наши друзья Клуб «ЗоЖик» «Познай свой край» «Волшебный мир вокруг нас» Химия и питание

Детская общественная организация «Друзья природы» Школа добрых волшебников Экологическая дружина

Школьное лесничество и «Г олубой патруль» Школьное самоуправление

Экскурсии Музей природы Байкальского заповедника Экологическая тропа «Медвежонок» Экологическая тропа «В Джунгли Хамар- Дабана»

Школьные праздники Ежегодный туристический слет на территории «Детского заповедника»

Экологический месячник (апрель)

День Земли, День Воды, День Леса, День Байкала, День птиц, Марш парков

Классные экологические проекты Со 2 класса проводятся совместно с родителями Экологические и социально значимые проекты выполняются в течение года

Акции «Покормим птиц зимой. Зимние бусы» «Байкалу чистые берега. Сохраним зеленую красавицу»

Летний экологический лагерь «В гостях у природы» Основные направления работы эколагеря: «Голубой патруль» (мероприятия по сохранению водоемов), «Школьное лесничество» (расселение муравейников, посадка деревьев, обучение основам экологического туризма и др.), «Юный исследователь» (ведение научно-исследовательских работ по ботанике, экологии, географии)

Байкальская международная экологическая школа Выполнение исследовательских проектов по десяти направлениям

Конференции и олимпиады

Школьные Мир открытий

Районные «Умка» «Шаг в будущее» «Интеллектуальный марафон» «Чтения Вернадского» «Юность. Наука. Культура»

Региональные «Первые шаги в науку» «Шаг в будущее» Отраслевая конференция лицеистов ИрГУПС

Региональный и летний туры «Чтений им. Вернадского» (г. Улан-Удэ, пос. Танхой)

Всероссийские и международные Ежегодный конкурс рисунков «Природа глазами ребенка» «Юность, наука, культура - Сибирь» «Чтения им. Вернадского» (г. Москва) «Байкальская международная экологическая школа «Байкал - жемчужина планеты»

На реализацию задач проекта направлена вся насыщенная (десятидневная) программа школы. Работа исследовательских групп организована по четырем основным направлениям: биология (орнитология, зоология, энтомология, гидробиология, биохимия, ботаника), география (геология, геоботаника), краеведение, экология (экологический (спортивный) туризм, экология железнодорожного транспорта, энергосберегающие технологии, экосоциология). В работе лагеря принимают участие ведущие научные сотрудники Байкальского заповедника, Иркутского государственного университета путей сообщения (кафедра экологии и безопасности на железно-

дорожном транспорте), Иркутского государственного университета (институт социальных наук), Бурятского государственного университета (кафедра зоологии). Экспертами и тренерами привлекаются специалисты некоммерческих организаций (Тахо-Байкал институт, «Большая байкальская тропа»).

Это сотрудничество нацелено на отработку механизмов и форм эффективного социального партнерства (школа-интернат - заповедник, местное самоуправление, Бурятский государственный университет, Иркутский государственный университет путей сообщения). Ежегодно расширяется география участников школы, а также

число учащихся. В 2009 г. была организована I Международная экологическая школа «Байкал -жемчужина планеты». Участники школы учились выбирать направления исследований в соответствии со своими способностями, склонностями, интересами и возможностями, на основе этого выстраивалась индивидуальная образовательная траектория. География участников была представлена Новосибирской областью, Иркутском и Улан-Удэ, волонтерами «Большой байкальской тропы». Количество участников составило 34 человека. Экспертами и тренерами выступили сотрудники Байкальского заповедника и школы-интерната №21. На следующий 2010 г., II Байкальская школа объединила уже свыше 60 участников по 10 направлениям, а летом 2011 г.

- 90 человек. География III Байкальской международной экологической школы была представлена участниками из США, Германии, Франции, Аргентины; городов Москвы, Нового Уренгоя, Тамбова, Тюмени, Иркутска, Горно-Алтайска, Улан-Удэ, Новосибирска и трех районов Бурятии. Очень важным для нас и системы образования ОАО «РЖД» явилось участие в проекте школ-интернатов ОАО «РЖД» №23

г. Слюдянка, №24 г. Тайшет, №25 г. Вихоревка и № 26 г. Нижнеудинск. Результатом проведения столь крупного мероприятия с аудиторными занятиями и экспедициями стало проведение конференции, на которой были представлены исследовательские проекты школьников.

Уровень индивидуальных и групповых проектов, выполненных в рамках школы, по мнению экспертов, заслуживает высокой оценки. Абсолютно каждый участник Байкальской школы представил на итоговую конференцию свое собственное исследование или вклад в групповой проект. Большинство ребят планирует продолжить свои исследования в течение учебного года и представить их результаты уже на практических конференциях различного уровня. Ежегодно 10 лучших учащихся школы-интерната, проявивших себя в проектноисследовательской деятельности, принимают участие в экологической школе. При этом заметно увеличивается количество учащихся, занимающихся исследовательской деятельностью, а также улучшается качество и повышается результативность участия школьников в конференциях различного уровня.

Хотелось бы отметить, что урбанизация современной цивилизации достигла на сегодняшний день таких масштабов, что многие участники Байкальской школы совершенно не имели опыта общения с природой. Среди участников были те, кто никогда не сидел у костра, не жил в

палатке, не знал, как вести себя в полевых условиях. Поэтому традиционный палаточный лагерь, предусмотренный программой школы, не только дал возможность ребятам провести наблюдения за природными объектами, собрать материалы для анализа, но и позволил им приобрести новый жизненный опыт и навыки самостоятельной жизни в полевых условиях, научиться рационально использовать природные ресурсы.

Участники школы самостоятельно приводили в порядок территорию, очищали ее от мусора, ставили палатки, готовили необходимую инфраструктуру, поддерживали порядок в лагере, дежурили по кухне. Вся эта практическая деятельность позволила каждому почувствовать свою ответственность за окружающий мир, открыть новые качества и способности в себе.

В ближайшие планы входит создание на базе школы-интерната №21 ОАО «РЖД» и Байкальского заповедника образовательного полигона (природоохранной территории местного значения) с внесением в генеральный план поселения на выделенных семи гектарах прибрежной территории оз. Байкал. В долгосрочной перспективе на полигоне могут проводиться комплексные исследования со школьниками и студентами по проблеме сочетания охранных и хозяйственных функций территории - выгоды и рисков такого сочетания.

В 2011 г. комиссией конкурса «Лучший социально-экономический проект года» во главе с президентом РАО Н.Д. Никандровым проекту «Байкал - жемчужина планеты» было присуждено 1-е место и вручена «Золотая подкова».

Данный проект сочетает в себе образовательную и социально-экономическую значимость, поэтому, учитывая сдерживающие факторы развития, мы считаем важным определить приемлемый и гармоничный путь развития уникальной природной территории посредством эколо-го-информационного просвещения. Формирование образовательной площадки на базе школы-интерната отвечает всем концептуальным основам и стратегическим приоритетам инициативы «Наша новая школа» и концепции развития образования ОАО «РЖД» [10].

Апробированная модель формирования проектно-исследовательской компетентности, основанной на системе экологического образования, по нашему мнению, включает следующие условия:

- построение последовательной системы экологического образования, предполагающей постепенное вовлечение учащихся в проектную и исследовательскую работу в соответствии с возрастными особенностями;

График 1

Победители исследовательских конференций (2007-2011 гг.)

- отработку навыков исследовательской и проектной деятельности учителями всех предметов, а также реализацию элективных курсов и факультативов на междисциплинарном подходе;

- развитие социального партнерства в местном сообществе, которое позволяет разрабатывать социально значимые проекты, вовлекать в их реализацию широкий круг участников;

- содержательную взаимосвязь образовательного процесса, внеклассной и внешкольной деятельности учащихся в течение учебного года с организацией летней Байкальской школы, предоставляющей возможность демонстрации сформированной проектно-исследовательской

компетентности учащихся.

Литература

1. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. - 2003. - №2. - С. 55-61.

2. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г., Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. - М.: Академия; АПК и ПРО, 2003. - С. 101.

3. Simons M. «Education Though Research» at European Universities Notes on the Orientation of Academic Research // Journal of Philosophy of Education. Oxford, 2006. - Vol. 40. - № 1. - P.34.

4. Дагбаева Н.Ж. Образование для устойчивого развития: содержательные линии и новые технологии // Образование в интересах устойчивого развития: опыт регионов: сб. ст. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2008. - С. 77.

5. Мельков Я.А. Опыт реализации задач для устойчивого развития // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 3 (6).

6. Мельков Я.А. Создание международного экологического научно-исследовательского полигона // Учебноисследовательская деятельность в образовательном пространстве современной школы: материалы всерос. научн.-практ. конф. (г.Улан-Удэ, 20-21 октября 2010 г.). - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2011. - С.130.

Мельков Ян Александрович, заместитель директора по учебно-методической работе школы-интерната №21 ОАО «РЖД». E-mail: [email protected]

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 316.6

© Е.В. Селенина Формирование социально-психологической готовности к первичному трудоустройству у выпускников интернатных учреждений

Статья посвящена проблеме формирования социально-психологической готовности выпускников сиротских учреждений к трудовой деятельности в период завершения профессионального образования и подготовки к первичному трудоустройству. Задача решается с позиции коррекции ценностных установок выпускников и приведения в соответствие уровня притязаний и оценки собственных возможностей.

Ключевые слова: выпускники, психолого-педагогическое сопровождение, актуализация личностного потенциала, социальное планирование, личный карьерный план.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.