Научная статья на тему 'Проблемы духовно-нравственной направленности молодежи'

Проблемы духовно-нравственной направленности молодежи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1330
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / НРАВСТВЕННОСТЬ / МИРОВОЗЗРЕНИЕ / ДУХОВНЫЕ И МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ / SPIRITUALITY / MORALITY / PHILOSOPHY / SPIRITUAL AND MATERIAL VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Дулина Г. С.

Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых еще лет десять назад. Все с большей ясностью проступают в этом портрете ростки как нравственного, так и безнравственного – ростки, по сути, того, что так щедро (или скупо) подпитывалось в детской душе всем ее окружением: социумом, родителями, педагогами. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение в сравнении с педагогическим во многих случаях оказывается доминирующим. Изучение взаимосвязи духовного мировоззрения личности и степени ее психической адаптации является актуальным и важным вопросом в изменяющемся современном обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUES OF SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATION OF YOUNGER GENERATION

The social and moral portrait of a modern young person differs drastically from the one which was ten years ago. The portrait is characterized with both moral and immoral manifestations the contribution to which was made by the society, family and school. Nowadays the social influence on the younger generation is dominant in comparison with the family one. Studying the interrelation of spiritual world-view of a person and the extent of the psychological adaptation is an urgent and significant issue in today's changing society.

Текст научной работы на тему «Проблемы духовно-нравственной направленности молодежи»

УДК 159.922.4

ПРОБЛЕМЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ

ISSUES OF SPIRITUAL AND MORAL ORIENTATION OF YOUNGER GENERATION

Г. С. Дулина G. S. Dulina

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет имени И. Н. Ульянова», г. Чебоксары

Аннотация. Социально-нравственный портрет современного молодого человека имеет сегодня совершенно новые характеристики, разительно отличающиеся от таковых еще лет десять назад. Все с большей ясностью проступают в этом портрете ростки как нравственного, так и безнравственного - ростки, по сути, того, что так щедро (или скупо) подпитывалось в детской душе всем ее окружением: социумом, родителями, педагогами. В современном мире социальное воздействие на молодое поколение в сравнении с педагогическим во многих случаях оказывается доминирующим. Изучение взаимосвязи духовного мировоззрения личности и степени ее психической адаптации является актуальным и важным вопросом в изменяющемся современном обществе.

Abstract. The social and moral portrait of a modern young person differs drastically from the one which was ten years ago. The portrait is characterized with both moral and immoral manifestations the contribution to which was made by the society, family and school. Nowadays the social influence on the younger generation is dominant in comparison with the family one. Studying the interrelation of spiritual world-view of a person and the extent of the psychological adaptation is an urgent and significant issue in today's changing society.

Ключевые слова: духовность, нравственность, мировоззрение, духовные и материальные ценности.

Keywords: spirituality, morality, philosophy, spiritual and material values.

Актуальность исследуемой проблемы. Мы живем в такое время, когда в российском общественном сознании происходит формирование новых ценностей и переосмысление старых. Среди молодежи наблюдается неуклонный рост интереса к получению знаний, умений и навыков, способствующих росту материального благосостояния человека. В понимании духовности наблюдается смешение различных подходов, начиная с житейского и заканчивая самыми сложными, имеющими вид строгих научных форм. В разных толковых словарях значения термина «духовность» не совпадают, в сферах духовной жизни общества (науке, культуре и религии) в понимание духовности вкладывается различное содержание. Духовный потенциал человека, его нравственные (безнравственные) характеристики, особенности их формирования в юношеском возрасте в различных социальных условиях являются основой характера его от-

ношения к объектам окружающего мира, проявляющегося в действиях, словах, позициях, поступках, и формируют всю его жизнедеятельность, определяя направленность личности и смысл ее существования.

Проблема духовности общества и личности прочно вошла в психологию последней трети XX века, но, анализируя научную литературу, мы находим ее корни в древней философии. Так, в немецкой классической философии на проблемы духовности и нравственности обратили внимание И. Кант, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегель, Л. Фейербах. К этой проблеме обращались З. Фрейд, К. Г. Юнг [5], К. Хорни, Э. Фромм, Л. Первин, О. Джон, Дж. Эби, Р. Эммонс [4]. Особенно обогатили наше представление о духе и духовности человека работы В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, Н. О. Лосского, С. Н. Булгакова, В. И. Слободчикова и Е. И. Исаева. Понятия духовности и нравственности подчеркивают глубину и сложность личности, содержательную сторону ее жизни, несводимую к простой совокупности психических процессов, свойств и состояний (Б. В. Ничипоров, Б. С. Братусь [1]), т. е. разносторонне освещают грани проблемы духовно-нравственных аспектов личности и особенностей их формирования и становления, противоречий и целостности.

Духовность личности трансформируется в духовность общества. Под потенциалом личности понимают определенный уровень ее психологических возможностей и внутренней энергии, направленных на творческое самовыражение и самоутверждение. Психические возможности складываются из интеллектуального, эмоционального и волевого потенциалов. Они, в свою очередь, предполагают наличие у личности развитого сознания и самосознания, способности критического восприятия поведения окружающих и собственного поведения, способности сознательного выбора своей позиции в жизни. Вместе с тем исходные конституционно-психологические предпосылки индивидуального своеобразия даны в определенной мере каждому человеку уже от природы, генетически [2].

Существует проблема психологической интерпретации нравственного поведения личности и ее духовного развития, когда значимость самой морали, самой нравственности (моральности) или, напротив, безнравственности (аморальности) личности, ее духовных аспектов не недооценивается (преуменьшается) и не переоценивается (преувеличивается). Безнравственность же является феноменом социально внушаемого порядка, главными детерминантами которого становятся, во-первых, пропаганда потребительского отношения к жизни, людям, ресурсам планеты и, во-вторых, все большее разделение, разъединение людей, отчуждение их друг от друга (на основе критериев материального статуса). Нравственность не выражается в конкретных нормах и формах поведения, она формируется вместе с личностью индивида, имеет отношение к его внутреннему духовному миру и неотделима от его «Я». Нравственность человека выступает в качестве механизма проявления (экстериоризации) его внутренних ценностей, сформированных в процессе личностного развития и основанных на доброжелательном отношении к людям, на признании человека как высшей ценности. Так, основным содержанием духовно-нравственного воспитания В. А. Сухомлинский считал формирование таких качеств личности, как идейность, гуманизм, гражданственность, ответственность, трудолюбие, доброта, сочувствие ближнему, благородство и умение управлять собой [3].

Материал и методика исследований. Предметом нашего исследования являются социально-психологические особенности формирования духовности и нравственности у развивающейся личности. Поставленная цель конкретизируется в следующих основных задачах: выявлении индивидуально-психологических особенностей формирования духовности и нравственности в процессе самопознания, саморазвития и самосовершенствования; изучении социальных детерминантов, определяющих различные условия развития формирующейся личности в современном обществе, способствующих ее духовно-нравственной направленности. В процессе исследования был применен комплекс методов: наблюдение, беседа, опрос, математическая статистика. Были также использованы диагностические тесты, среди которых - анкета «Отношение молодежи к материальным и духовным жизненным ценностям», направленная на выявление ориентации интересов личности на духовные или материальные жизненные ценности (вещизм); «Анкета религиозных ориентаций» И. М. Богдановской; «Самоактуализационный тест» Э. Шострома; тест-опросник «Поведение родителей и отношение к ним подростков» Е. Шафера; тест «Добро - зло» Л. М. Попова и А. П. Кашина - адаптированный опросник для выявления психологических основ нравственности личности. В исследованиях принимали участие испытуемые в количестве 90 человек в возрасте 17-18 лет: студенты Чебоксарского кооперативного техникума, учащиеся Чебоксарского духовного училища, студенты Чувашского государственного института культуры и искусств.

Результаты исследований и их обсуждение. В результате обработки анкеты «Отношение молодежи к материальным и духовным жизненным ценностям» были получены следующие данные: из общего числа испытуемых более половины (51,6 %) можно охарактеризовать как имеющих склонность к развитию духовно-нравственных основ личности, опирающихся на индивидуальность и автономию. Остальная часть, составляющая 48,4 % от числа испытуемых, заинтересована в материальных успехах и развивается в рамках потребительской психологии. Все интересы такого человека лежат в материальной плоскости. Духовные потребности слабо развиты, находятся в забвении, а то и отрицаются как в себе, так и в других. «Вещистская» ориентация вносит свой вклад в противонравственную составляющую поведения личности тем, что бескорыстные поступки, тем более самопожертвование, признаются нецелесообразными и крайне нежелательными. Таким образом, приведенные выше данные подчеркивают различие ценностных ориентаций, преобладающих в данных группах респондентов, что подтвердило их выбор духовно-нравственной направленности.

«Самоактуализационый тест» Э. Шострома показал, что из трех групп испытуемых высокий уровень самоактуализации с преобладанием внутреннего локуса контроля показали учащиеся Чебоксарского духовного училища (80,0 %). Среди студентов Чувашского государственного института культуры и искусств количество респондентов с высоким уровнем самоактуализации было намного меньше - 36,6 %. Для студентов Чебоксарского кооперативного техникума более характерны низкий уровень самоактуализации личности и преобладание зависимости от внешних жизненных обстоятельств (23,3 %). Мы сделали вывод о том, что акцентирование собственной жизни на материальных ценностях делает человека более зависимым от внешних обстоятельств, лишая его самостоятельности и способности нести ответственность за свою жизнь, полноценности и позитивного мировосприятия.

«Анкета религиозных ориентаций» И. М. Богдановской позволила выяснить, что глубинные признаки религиозности отмечены только среди учащихся Чебоксарского духовного училища, а несоблюдение религиозных предписаний и одновременное причисление себя к верующим испытуемыми двух других групп можно объяснить их приобщением к религии как модному в современном обществе явлению.

Тест-опросник «Поведение родителей и отношение к ним подростков» Е. Шафера показал, что различные условия социальной воспитательной среды в семье по-разному влияют на формирование духовно-нравственного потенциала личности: способствуют развитию духовно-нравственной составляющей личности ребенка или препятствуют данному процессу.

С помощью адаптированного теста «Добро - зло» Л. М. Попова и А. П. Кашина определили, что показатели конструктивной (добро) и деструктивной (зло) направленности личности у разных групп испытуемых значительно отличаются друг от друга.

Проанализировав результаты исследований по всем использованным методикам, мы можем сказать, что больше половины респондентов (51,6 %), участвовавших в испытаниях, выбирают в качестве приоритетных духовные ценности. Это говорит том, что общество ориентировано на духовное оздоровление. Среди тех, кто отдал предпочтение материальным благам, больше студентов Чебоксарского кооперативного техникума. Это вызвано особенностями специфики избранной ими профессии и современной экономической ситуацией, вынуждающей людей заботиться о собственном благополучии. В информационном обществе с навязываемой рекламой потребительской («вещи-стской») ориентацией население живет в условиях информационных перегрузок, потребительства, порождающего конкуренцию за лучшие материальные блага. При этом его духовно-нравственные интересы отходят на второй план.

Эпоха технического прогресса с преобладанием желания иметь как можно больше материальных ценностей ставит перед личностью в качестве главной цели воспитание материально независимого человека, имеющего власть, ресурсы. Именно такие цели определили для себя 76,7 % студентов Чебоксарского кооперативного техникума, причисливших себя к колеблющимся в вопросах веры (40,1 %) или к атеистам (10,0 %). И только 23,3 % из них подчеркнули свою религиозность. Учащиеся Чебоксарского духовного училища в полном составе (100 %) отнесли себя к верующим, подчеркивая высокую самоактуализацию (80,0 %), конструктивную направленность в нравственном развитии (89,0 %), ориентацию на духовные ценности (80,0 %), благоприятное воздействие семьи как воспитательной социальной среды (62,0 %). Это означает, что образовательная среда имеет значительное влияние на развитие духовно-нравственных основ личности. Процесс социализации, формирующий все грани личности, начинается в семье - мощном институте человечества. Факт влияния воспитания в семье как позитивного или негативного фактора духовно-нравственного развития личности подтверждают цифры нашего исследования. В семьях, где главенствуют такие методы воспитания, как эмоциональное принятие ребенка, доверие к нему, уважение его личности, родительское одобрение и поддержка, дети растут духовно и нравственно здоровыми гражданами общества. Об этом говорят 62,0 % студентов-респондентов Чебоксарского духовного училища и 46,0 % - Чувашского государственного института культуры и искусств и 33,0 % - Чебоксарского кооперативного техникума, благоприятно отозвавшихся о взаимоотношениях с родителями в семье. В этих же группах респондентов отмеча-

ется высокий уровень конструктивной нравственной направленности (89,0; 71,0; 57,0 % соответственно). Студенты гуманитарных специальностей больше ориентированы на развитие духовных начал, творческих способностей, религиозности, на достижение внутренней гармонии. Ориентация на «вещизм» (75,0 %) студентов Чебоксарского кооперативного техникума с их деструктивной нравственной направленностью (43,0 %) говорит о «нравственном выгорании» некоторой части молодежи, что должно обеспокоить общество. Среди студентов Чувашского государственного института культуры и искусств данные показатели несколько ниже: ориентация на «вещизм» - 50,0 %, деструктивная нравственная направленность - 29,0 %. Именно на обществе лежит ответственность за воспитание подрастающего поколения, за развитие у него духовнонравственной основы, формирующейся под влиянием семьи, учебного заведения, СМИ, церкви, учреждений культуры, то есть всех слоев общества.Таким образом, мы выявили, что социально-психологические особенности социальной среды формируют духовно-нравственную составляющую личности современной молодежи, а также определяют уровень ее духовно-нравственного развития или «нравственное выгорание».

Резюме. Условия социальной среды по-разному формируют основы духовнонравственного потенциала личности и ценностные ориентации современной молодежи. Духовность порождает в человеке высшие качества духа, одним из которых является нравственность, включающая в себя синтез задач, приобщающих человека к активному социальному действию. Современное воспитание направлено на развитие всех сторон личности. Только глубокое осмысление научных основ содержания нравственного воспитания и творческий подход к определению тех конкретных моральных свойств и качеств, которые необходимо формировать у учащихся того или иного возраста, дают возможность для правильной ориентированности как в планировании психологопедагогической работы, так и в организации эффективного психолого-педагогического воздействия на современную молодежь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Братусь, Б. С. Психологические аспекты нравственного развития личности / Б. С. Братусь. - М. : Знание, 1977. - 64 с.

2. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Пары-гин. - СПб. : ИГУП, 1999. - 592 с.

3. Сухомлинский, В. А. О воспитании / В. А. Сухомлинский. - М. : Педагогика, 1979. - 470 с.

4. Эммонс, Р. Психология высших устремлений: мотивация и духовность личности / Р. Эммонс ; пер. с англ. ; под ред. Д. А. Леонтьева. - М. : Смысл, 2004. - 416 с.

5. Юнг, К. Г. Проблемы души нашего времени / К. Г. Юнг ; пер с нем. А. М. Боковикова. - М. : Изд. группа «Прогресс» : Универс, 1994. - 329 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.