Научная статья на тему 'Исследование психологических особенностей духовно-нравственного развития учащихся военных школ (на примере школы Жас улан)'

Исследование психологических особенностей духовно-нравственного развития учащихся военных школ (на примере школы Жас улан) Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
129
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВОСПИТАНИЕ / ОБРАЗОВАНИЕ / EDUCATION / НРАВСТВЕННОСТЬ / MORAL / ИССЛЕДОВАНИЕ / ПРОБЛЕМА / MORAL PROBLEM / THEORY / SPIRITUAL

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Абдрахманов Асан Эмильевич

В данной статье рассматриваются психологические особенности духовно-нравственного развития учащихся военных школ. Проблема духовно-нравственного развития личности является одной из актуальных и сложных проблем. Полноценная реализация духовно-нравственного развития учащейся молодежи возможна через различные психолого-педагогические мероприятия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Исследование психологических особенностей духовно-нравственного развития учащихся военных школ (на примере школы Жас улан)»

Исследование психологических особенностей духовно-нравственного развития учащихся военных школ (на примере школы Жас улан) Абдрахманов А. Э.

Абдрахманов Асан Эмильевич /Abdrahmanov Asan Emilevich - кандидат психологических

наук,старший преподаватель, факультет социальных наук и права, кафедра социально-гуманитарных дисциплин,

Казахская академия труда и социальных отношений, г. Алматы, Республика Казахстан

Аннотация: в данной статье рассматриваются психологические особенности духовно-нравственного развития учащихся военных школ. Проблема духовно-нравственного развития личности является одной из актуальных и сложных проблем. Полноценная реализация духовно-нравственного развития учащейся молодежи возможна через различные психолого-педагогические мероприятия. Abstract: this article describes the psychological features of the spiritual and moral development of the military schools. The problem of spiritual and moral development of the individual is one of the most urgent and difficult problems. Full realization of the spiritual and moral development of young students through a variety of possible psychological and pedagogical activities.

Ключевые слова: воспитание, нравственность, исследование, образование, проблема. Keywords: moral, theory, education, spiritual, education, moral problem.

В настоящее время проблема духовно-нравственного развития личности является одной из актуальных и сложных проблем. Полноценная реализация духовно -нравственного развития учащейся молодежи возможна через различные психолого-педагогические мероприятия.

Нами духовность понимается как внутренняя направленность, ценностные ориентации личности, направленные на благо человечества, проявляющиеся через нравственные отношения к другим людям, а также самому себе.

В социально-гуманитарных науках духовность часто определяется как обобщенные моральные ценности и традиции, которые в индивидуальном сознании называются нравственностью или моралью, совестью [1, с. 19].

Формирование таких ценностей как межнациональное согласие и мир, защита граждан Республики, смелость, забота о людях; патриотизм, глубокая верность и привязанность к Родине, к нашей многовековой культуре является государственным заказом на формирование личности учащихся военно -образовательных учреждений [2, с. 24].

Анализ казахстанских психолого-педагогических исследований практического опыта работы военных школ показал что, несмотря на значительный интерес исследователей к проблеме духовно-нравственного развития учащейся молодежи, недостаточно изучен вопрос содержания, организации и планирования работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся военной школы «Жас улан» [3].

Целью духовно-нравственного развития учащихся военно-образовательных учреждений Республики Казахстан является формирование ответственного, высоконравственного, компетентного гражданина-патриота, готового служить своей Родине.

Проведенная нами методика М. Рокича «Составление понятийного словаря» позволила нам выявить представления учащихся-улановцев о качествах человека, характеризующих такие его духовно-нравственные качества как гражданская позиция и нравственная культура [4].

С целью определения уровня сформированности у улановцев нравственных и гражданско-патриотических качеств нами ежегодно проводился контрольный срез осознания улановцами данных понятий. В 2013 году более понятными для учащихся были понятия «дружелюбие» - 57%, «доброта» - 42%, «смелость» - 40%, «патриотизм» - 40%. Следующие же понятия явились более недоступными для их понимания: «эмпатийность» - 12%, «воспитанность» - 20% «толерантность» - 24%. По результатам формирующего эксперимента выявлена положительная динамика в понимании улановцами формируемых основных духовно-нравственных качеств. Больше половины улановцев стали правильно понимать обозначенные выше понятия. Особенно были усвоены следующие понятия: «дружелюбие», «смелость», «патриотизм», «мужество», «ответственность».

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

ю

2 ^

ш >

о.

0

1

н

I

си

.

.0 5 го .0

1- 1- 1-

о о

о о .

о ю

о

. д

1-го с го с <п

2013 год

2014 год

2015 год

Рис. 1. Показатели испытуемых по методике М. Рокича «Составление понятийного словаря»

Исследование активности участия улановцев в развивающих мероприятиях проводилось через наблюдение в течение трех лет с 2013 по 2015 гг.

Рис. 2. Активность участия улановцев в мероприятиях по духовно-нравственному развитию и воспитанию

На 2-м рисунке представлены процентные показатели участия улановцев в психо лого-педагогических мероприятиях по духовно-нравственному развитию и гражданско-патриотическому воспитанию. Полученные данные свидетельствуют о том, что увеличение числа воспитательно-развивающих мероприятий привело к увеличению количества учащихся, вовлеченных в данные мероприятия.

Для определения рангов духовно-нравственных ценностей улановцев нами была разработана экспресс-методика диагностики ценностей личности, где у учащихся высокие ранги занимают такие ценности как семья, признание, общение 80%. В результате проведения психолого-педагогических работ эта ценность возросла на 25%. Также в ходе системной воспитательной работы педагогов повысилась значимость таких ценностных понятий как патриотизм, любовь к Родине. Активно принимая участие в различных воспитательных мероприятиях и развивающих психологических тренингах, улановцы стали более коммуникабельными и творческими. Они избавились от многих комплексов. Такая же положительная динамика наблюдается и по остальным ценностям личности.

На следующем этапе исследовании нами была разработана методика диагностики основных мотивационных тенденций. Ниже в таблице приводятся данные соотношения потребностей (мотивационных тенденций) улановцев.

Таблица 1. Средние показатели по основным мотивациотым тенденциям улановцев

№ Основные мотивационные тенденции Период

2013 г. 2014 г. 2015 г.

1. Потребительская 5,8 5,1 4,2

2. Индивидуалистическая 6,3 5,5 4,5

3. Творческая 3.7 4.9 5.3

4. Альтруизм 3.1 4,2 4,8

5. Стремление к профессиональному росту 3.8 4,3 5,4

6. Познавательная 3,5 4,4 5,3

7. Нравственность 3,1 4,3 5,2

8. Самосовершенствование 3,7 4,2 5

9. Самоактуализация 3,9 4,5 5,1

Из таблицы 1 можно заключить, что в 2013 году в начале экспериментального исследования у испытуемых преобладающими были индивидуалистические и потребительские потребности. В результате проведенных экспериментальных работ из года в год у улановцев стал повышаться уровень социальных, нравственных, самоактуализационных мотивационных тенденций. Так, в 2015 году более высокие показатели получены по мотивации стремления к профессиональному росту, к самоактуализации и самосовершенствованию, творческим и познавательным потребностям, а также по потребностям духовно-нравственного характера, таким как альтруизм и нравственность.

Мы посчитали, что одним из показателей духовно-нравственного становления личности учащихся является уровень развития улановского коллектива. Поскольку коллективизм, братство, сплоченность являются важными характеристиками духовно-нравственного развития личности, а также показателями положительного социально -психологического климата в коллективе.

В связи с этим нами была проведен социально-психологический тест самоаттестации коллектива Р. С. Немова [5].

Рис. 3. Процентные показатели по социально-психологическому тесту самоаттестации

коллектива Р. С. Немова

На 3-м рисунке представлены показатели уровня развития улановского коллектива. За 2013-2015 годы данный показатель повысился на 36%. Это соответствует высокому уровню развития улановского коллектива.

Индивидуальная активность улановцев фиксировалась в их портфолио. В них они собирали полученные ими грамоты, благодарственные письма родителям за активное участие в мероприятиях класса и военной школы, а также за хорошее воспитание и поведение.

Рис. 4. Процентные показатели занятости учащихся - улановцев в кружках,

секциях и клубах

В ходе систематического наблюдения нами были фиксированы показатели способностей, склонностей и интересов учащихся. Наша работа строилась так, чтобы она отвечала потребностям и запросам не только всего класса, но и повысила профессионально-личностный рост подростка, развила его духовно-нравственные качества через вовлечение в различные кружки, секции и клубы.

На диаграмме представлен уровень занятости учащихся - улановцев во внеурочном и дополнительном образовании. Увеличение показателей обусловлено целенаправленной работой в данном направлении.

Таким образом, в ходе экспериментального исследования нами была доказана эффективность использования различных социально-психологических тренингов, тренингов личностного роста, а также педагогических мероприятий по духовно-нравственному развитию и воспитанию учащихся.

Проведённое нами исследование лишь намечает перспективы изучения этой проблемы. Поскольку решение проблемы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся военно-образовательных учреждений является сложной и многосторонней работой в условиях развития современного общества.

Литература

1. Гафаров Р. М. Современные проблемы нравственного воспитания // Развитие школьников, 2010. № 9. С. 3.

2. Пономарев Я. А. Духовно-нравственное и военно-патриотическое развитие казачьей молодежи // Педагогическое образование и наука, 2009. № 7. С. 38-42.

3. Куликов А. С. Диагностика духовно-нравственного состояния личности школьника // Справочник заместителя директора школы, 2010. № 8. С. 43.

4. Психологическая диагностика: Учебное пособие / Под ред. Гуревича К. М., Борисовой Е. М. М.: Изд-во Московского психолого-социального института. Воронеж: Изд-во НПО МОДЕК, 2008. 368 с.

5. Рогов Е. И. Настольная книга школьного психолога в образовании: Учеб. пособ. М.: ВЛАДОС, 2002.

Формирование документоведческой компетенции

1 2 Фахреева Д. Р. , Фахреев Н. Н.

1Фахреева Диляра Рамилевна /Fakhreeva Diliara Ramilevna - документовед,

Управление делами;

2Фахреев Наиль Насихович /Fakhreev Nail Nasihovich - старший преподаватель, кафедра инженерной экологии и рационального природопользования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Казанский государственный энергетический университет, г. Казань

Аннотация: цель данной статьи рассмотреть формирование документоведческой компетенции.

Abstract: the purpose of this article to consider the formation of a documental competence.

Ключевые слова: компетенции, документоведческая компетенция. Keywords: competence, competence documental.

Результаты анализа научной литературы по проблеме компетентностного подхода и компетенций показывает как всю сложность, многомерность и неоднозначность трактовки понятий «компетенция», «компетентность», так и основанного на них подхода к результату процесса деятельности.

С точки зрения А. В. Хуторского, «образовательная компетенция» - «заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности обучаемого по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.