3. Моисеева н. Культурология. История мировой культуры : учебное пособие. Санкт-Петербург : Питер, 2007. 256 с.
4. Педагогика: Краткий курс : учебное пособие / под ред. М. Н. Недвецкой. Москва : Учебный центр «Перспектива», 2013. 408 с.
5. Педагогика : учебное пособие / под ред. П. И. Пидкасистого. Москва : Юрайт : Высшее образование, 2009. 430 с.
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф, Шиянов Е. Н. Педагогика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. В. А. Сластенина. Москва : Академия, 2011. 608 с.
References
1. Belkin A. S. Osnovy vozrastnoy pedagogiki [Fundamentals of age pedagogics]. Moscow, Academia Publ., 2000. 192 p.
2. Eroshenkov I. N. Vozrastnye tekhnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [The age of technology social and cultural activities]. Moscow, Publishing house of Moscow State University of Culture and Arts, 2011.
3. Moiseeva N. Kul'turologiya. Istoriya mirovoy kul'tury [Cultural studies. The history of the world culture]. St. Petersburg, Piter Publ., 2007.
4. Nedvetskaya M. N., ed. Pedagogika: Kratkiy kurs [Pedagogy: a Short course]. Moscow, Training center "Perspective", 2013. 408 p.
5. Pidkasistyy P. I., ed. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Urait Publ., 2009. 430 p.
6. Slastenin V. A., Isaev I. F., Shiyanov E. N. Pedagogika [Pedagogy]. Moscow, Academia Publ., 2011. 608 p.
^Жодеаъ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ
УЧАЩИХСЯ ВОСКРЕСНЫХ ШКОЛ СРЕДСТВАМИ СОЦИААЪНО-КУАЪТУРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
УДК 37.034:257
Е. Л. Завгородняя
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина
В статье рассматривается модель формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ средствами социально-культурной деятельности, позволяющая наглядно показать данный процесс как систему, обеспечивающую осмысление диалектической зависимости между её элементами, отображающую единство его компонентов, находящихся во взаимозависимости и взаимосвязи. Наглядно обосновывается, что моделирование способствует интеграции познавательного, исследовательского, практического компонентов педагогического процесса в целостную систему, обеспечивая наиболее благоприятные условия для формирования интеллектуальной активности, духовно-нравственной культуры, развития взаимоотношений, самореализации, самоутверждения в социуме, приобретения значимых духовно-нравственных качеств, социального и нравственного опыта.
Обосновываются основные элементы модели формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ средствами социально-культурной деятельности: цель, задачи, обеспечивающие её достижении, методологические подходы (системный, культурологический, аксиологический, средовой). Раскрываются принципы, определяющие организацию педагогического процесса: культуросообразности, соборности, народности, комплексности, социальной активности, преемственности, социальной открытости, перспективности.
ЗАВГОРОДНЯЯ ЕЛЕНА ЛЕОНИДОВНА — аспирантка кафедры социокультурной коммуникации и актёрского мастерства Института гуманитарного и социокультурного образования Тамбовского государственного университета имени Г. Р. Державина
160 ZAVGORODNIAIA ELENA LEONIDOVNA — doctoral student of Department of social and cultural
communication and acting, Institute of Humanities and social and cultural education, Tambov State University named after GR Derzhavin
e-mail: [email protected] © Завгородняя Е. Л., 2015
Выявляются содержательный компонент (мотивационно-познавательный, когнитивный, эмоционально-психологический, деятельностно-результативный), технологический компонент (формы организации педагогического процесса, средства как инструмента достижения поставленных задач, методы организации взаимодействия педагога и учащихся); критерии, показатели и уровни сформированности духовно-нравственных качеств.
Ключевые слова: воскресные школы, духовно-нравственное воспитание, социально-культурная деятельность.
E. L. Zavgorodniaia
Tambov State University named after GR Derzhavin, The Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Internatsional'naya str., 33, 392000, Tambov, Russian Federation
MODEL OF FORMATION OF SPIRITUAL AND MORAL QUALITIES OF PUPILS OF SUNDAY SCHOOLS MEANS OF WELFARE ACTIVITY
In article process the model of formation of spiritual and moral qualities of pupils of Sunday schools means of welfare activity allowing to demonstrate this process as the system providing judgment of dialectic dependence between its elements, displaying unity of its components which are in interdependence and interrelation is considered. Visually locates that modeling promotes integration of informative, research, practical components of pedagogical process into complete system, providing optimum conditions for formation of intellectual activity, spiritual and moral culture, development of relationship, self-realization, self-affirmation in society, acquisitions of significant spiritual and moral qualities, social and moral experience.
Basic elements of model of formation of spiritual and moral qualities of pupils of Sunday schools means of welfare activity locate: the purpose, tasks providing its achievement, methodological approaches (system, culturological, axiological, environmental). The principles defining the organization of pedagogical process reveal: kulturosoobraznosti, catholicity, nationality, complexity, social activity, continuity, social openness, prospects.
Come to light a substantial component (motivational and informative, cognitive, emotional and psychological, activity and productive), a technological component (forms of the organization of pedagogical process, means, as instrument of achievement of objectives, methods of the organization of interaction of the teacher and pupils; criteria, indicators and levels of formation of spiritual and moral qualities.
Keywords: Sunday schools, spiritual and moral education, welfare activity.
Сегодня главными целями деятельности воскресной школы являются формирование у подрастающего поколения умения понимать свою связь с многовековыми традициями русского православия, раскрытие их духовного потенциала.
В связи с этим воскресной школе предстоит стать примером действенного, результативного воспитательного процесса, способного решать актуальные задачи современной педагогики, наиболее важной из которых должно стать воспитание деятельной, творческой личности, способной ответственно и компетентно созидать свою жизнь и жизнь страны на прочном фундаменте православных традиций.
Основным противоречием относительно поднятой проблемы является несоответствие между направлением государственной поли-
тики в деле возрождения российской духовности и приобщения подрастающего поколения к нравственным ценностям для преодоления имеющегося дефицита нравственных эталонов, действий и поступков и недостаточной разработанностью в педагогической науке концептуальных основ духовно-нравственного воспитания.
Проблема научно-методической организации социально-культурной деятельности в воскресных школах, дающей вероятность достижения поставленных целей, к данному времени также исследована в педагогической науке недостаточно глубоко. Анализ литературы наглядно показал, что процесс духовно-нравственного воспитания учащихся воскресных школ нуждается в существенном усовершенствовании именно с привлечением
современных средств социально-культурной деятельности.
В основе формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ должна лежать концепция, разработанная с учётом таких внешних и внутренних факторов, как учёт экономических и социокультурных условий региона; знания передового педагогического опыта в сфере духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи; традиции и результаты самой воскресной школы в области образования, воспитания и просвещения учащихся.
Концепция формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ представляет собой законченную теоретическую модель организации педагогического процесса с использованием средств социально-культурной деятельности, включающую в себя цель и задачи духовно-нравственного воспитания; принципы и механизмы системы духовно-нравственного воспитания; формы организации духовно-нравственного воспитания и средства их реализации.
С учётом данных теоретических положений нами была разработана модель формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ средствами социально-культурной деятельности, а также предложены следующие педагогические условия для её эффективного функционирования:
• опора на национальную культуру, включая церковные и внецерковные традиции, привитие любви к православной и народной культуре, пробуждение генетической памяти учащегося к своим историко-культурным корням, овладение традицией духовных песнопений, а также жанрами и видами народного творчества;
• создание соборной педагогической общности, основанной на взаимодействии педагогов, наставников, учащихся и родителей для создания духовно-культурной среды; постижение духовных ценностей, нравственного созерцания, живого творческого общения; развитие духовного совершенствования; воспитания коллективизма и взаимопомощи;
• определение содержания и ресурсных возможностей социально-культурной деятельности как фактора формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ;
• разработка и реализация концептуальной модели формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ с учётом педагогических возможностей социально-культурной деятельности на основе выделения её структурных составляющих и условий функционирования;
• разработка операционально-процессуальной стороны формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ с применением специфических форм, методов и средств социально-культурной деятельности;
• разработка диагностического инструментария, обеспечивающего оценку эффективности духовно-нравственного воспитания учащихся воскресных школ и возможность его коррекции.
Обозначенные педагогические условия формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ должны реализовываться на основе закономерностей и принципов педагогического процесса воскресной школы.
В соответствии с «Положением о деятельности воскресных школ (для детей) Русской Православной Церкви на территории Российской Федерации», утверждённым Священным синодом Русской Православной Церкви 25 декабря 2012 года воскресные школы подразделяются на три типа:
1) воскресная учебно-воспитательная группа;
2) воскресная школа (не имеющая статуса юридического лица, являющаяся структурным подразделением религиозной организации Русской Православной Церкви);
3) центр духовно-нравственного воспитания, являющийся самостоятельным юридическим лицом [1].
Основная цель процесса формирования духовно-нравственных качеств в воскресных
школах — это повышение уровня социализи-рованности учащихся путём вырабатывания морально положительных личностных качеств субъектов воспитания с опорой на наследие традиционной православной культуры. При этом отметим, что цель должна осуществляться с учётом особенностей типа воскресной школы, его кадрового потенциала, а также внешних и внутренних факторов.
Анализ деятельности воскресных школ по формированию духовно-нравственных качеств учащихся позволил нам сформулировать задачи работы в этом направлении, которые заключаются в следующем:
• формировать положительное отношение к традициям своей страны, общечеловеческим нравственным ценностям и ориентирам;
• формировать нравственное отношение к окружающим, труду, законопослушанию, умение и готовность осуществлять социально-ролевые функции;
• формировать активную жизненную позицию, гражданскую ответственность, патриотизм;
• развивать творческие способности учащихся воскресных школ, стимулировать бережное отношение к собственному здоровью, формировать отрицательное отношение к вредным привычкам.
Данные общие задачи могут быть дополнены или изменены в зависимости от воспитательной системы воскресной школы.
Научное обеспечение процессу формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ создают методологические подходы: системный, аксиологический, деятельностный, дифференцированный, сре-довой.
Из методологических подходов вытекают принципы, обусловливающие организацию педагогического процесса, и среди них мы выделяем такие принципы, как:
• культуросообразности — учёт культурных реалий современного общества;
• народности — воспитательный процесс должен быть направлен на развитие положительного отношения к человеческой личности,
признание общечеловеческих ценностей, формирование устойчивой системы нравственных оценок духовного наследия отечественной истории и культуры;
• социальной активности — ориентация воскресной школы на развитие различных форм социально-культурной деятельности, имеющих позитивное общественное значение и направленных на улучшение окружающего пространства (экологического, культурного, социального и др.);
• преемственности — выстраивание воспитательной деятельности воскресной школы с учётом достижений положительного исторического опыта церковно-приходских школ;
• традиционности и соборности — сохранение, соблюдение и разумное использование имеющихся традиций, преумножение накопленного положительного опыта;
• социальной открытости — готовность к свободному социальному партнёрству, взаимодействию и сотрудничеству;
• перспективности — способность к прогнозируемому саморазвитию с учётом текущих изменений внешней и внутренней среды.
Приведённые принципы формирования духовно-нравственных качеств личности должны соответствовать формам, средствам и методам социокультурной деятельности воскресной школы и в значительной мере определять специфику механизмов реализации модели.
К механизмам реализации модели формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ можно отнести:
• осуществление «педагогической триады» (обучение, воспитание, развитие);
• разработку и внедрение форм, методов и средств социально-культурной деятельности;
• социокультурное проектирование;
• регулирование процесса формирования духовно-нравственных качеств;
• развитие социального партнёрства.
Практическая часть рассматриваемой модели должна реализовываться через содержательный и технологический блоки.
содержательный блок содержит следую-
щие взаимосвязанные психолого-педагогические компоненты:
• мотивационно-потребностный, обеспечивающий интерес и внутреннее стремление к знаниям в области духовной и народной культуры;
• когнитивный, обеспечивающий формирование знаний народного творчества, обычаев и традиций отечественной культуры;
• деятельностный, обеспечивающий использование форм, средств и методов социально-культурной деятельности;
• мотивационно-ценностный, обеспечивающий учёт базовых человеческих ценностей, ценностей духовно-нравственной культуры, соответствующих моральным нормам поведения.
Технологический блок включает в себя формы, средства и методы социально-культурной деятельности, которые используются в процессе формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ.
К формам социально-культурной деятельности воскресных школ мы относим занятия по познавательному развитию на тему духовно-нравственного воспитания учащихся (музыкальные вечера, экскурсии, целевые прогулки, игры духовно-нравственного содержания, конкурсы, викторины, видеолекции, литературно-художественные композиции, театрализованные постановки и др.); конференции, беседы, диспуты, дискуссии с детьми духовно-нравственной направленности, «круглые столы»; слушанье духовной музыки, чтение художественной литературы по духовно-нравственной тематике; посещение музеев, библиотек с целью знакомства с произведениями мировой литературы; деловые и ролевые игры, проигрывание ситуаций, тематические эстафеты, соревнования; выставки фотоматериалов, семейных стенгазет, творческих работ учащихся и родителей; проведение совместных праздников с родителями, творческих вечеров, тематических утренников, коллективные творческие дела учащихся; рукоделие и все виды творческой художественной деятельности; презентацию книг по ду-
ховно-нравственному воспитанию; благотворительные акции.
В модели представлены следующие методы, используемые в процессе формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ: родовые методы культурно-досуговой деятельности: словесно-образный, наглядно-действенный, иллюстрация, театрализация, игра; общепедагогические методы: убеждение, поощрение, порицание, соревнование, вовлечение в деятельность, практические задания; методы организации творческой деятельности: выдвижение творческой задачи, организация творческого содружества и сотворчества, распределение творческих обязанностей, соревнования; социологические методы: наблюдение, опросы, анкеты, интервью, изучение документа, эксперимент; психологические методы: тестирование, методы вовлечения в деятельность, замещения малоценных развлечений полноценными, метод соревнования [2].
К средствам социально-культурной деятельности как инструменту решения поставленных задач и источнику информации мы относим: живое слово, печать, кино, радио, телевидение, наглядные и технические средства, искусство и литературу, художественную самодеятельность.
Для повышения эффективности работы по формированию духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ в модели мы предлагаем социальное партнёрство с другими учреждениями и организациями. Наиболее вероятными социальными партнёрами в этой области могут быть муниципальные центры духовно-нравственного воспитания, учреждения дополнительного образования (музыкальные, спортивные школы, дома творчества, театры, библиотеки, музеи, дома культуры), позволяющие расширять возможности духовно-нравственного воспитания, реализовывать творческие, культурные возможности, используя средства искусства и культуры.
Таким образом, только согласованное взаимодействие воскресных школ, школ общего и дополнительного образования, совместная
деятельность педагогов, родителей, священнослужителей являются залогом успешного достижения цели, обеспечения целостного духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения.
критериями сформированности духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ и показателями выступают:
• когнитивный критерий (показатель: знание духовно-нравственных понятий и норм нравственности, наличие системы нравственных ценностей и убеждений, ценностное отношение к познанию, нравственная мотивация в деятельности, ценностное отношение к близким людям, творческое отношение к задачам, замыслам, поручениям);
• поведенческий критерий (показатель: ответственное отношение к обществу, окружающим людям, самому себе, соблюдение правил поведения в обществе, применение их в собственных поступках и действиях, следование им в различных ситуациях);
• эмоционально-волевой критерий (показатель: сформированность нравственных чувств — патриотизма, коллективизма, справедливости, долга, дисциплинированности, стремления к самовоспитанию, самообразованию);
• ценностно-мотивационный критерий (показатель: понимание важности духовно-нравственного воспитания каждого члена общества, наличие внутренней мотивации и потребностей соблюдать поведенческие нормы, желание совершенствования своей личности).
Результатом реализации данной модели является сформированность духовно-нравственных качеств учащегося воскресных школ, то есть личность, обладающая высоким уровнем духовно-нравственной культуры.
сегодня перед воскресной школой стоит задача выработать и преподать российскому обществу опыт качественного изменения содержания и методики современного образования через переход от обучения, накапливающего знания, к школе творческой деятельности как лестнице духовного преображения личности и культуры.
Таким образом, необходимость построения модели формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ с учётом педагогических возможностей социально-культурной деятельности определена следующими обстоятельствами:
• модель позволяет наглядно показать изучаемый процесс как систему, обеспечив осмысление диалектической зависимости между её элементами, выявить и обосновать внутреннюю структуру формирования духовно-нравственных качеств учащегося, отображающую единство его компонентов, находящихся во взаимозависимости и взаимосвязи;
• разработка модели даёт возможность синтезировать представления о возможностях использования форм, средств и методов социально-культурной деятельности в процессе формирования духовно-нравственных качеств учащихся воскресных школ.
Примечания
1. Официальный сайт «Синодальный отдел религиозного образования и катехизации». URL: pravobraz.ru
2. григорьева е. и. Современные технологии социально-культурной деятельности / Е. И. Григорьева [и др.]. Тамбов : Бизнес-наука-общество, 2012.
References
1. official website of the synodal Department for religious education and catechesis. Available at: pravobraz.ru
2. Grigor'eva E. I., etc. sovremennye tehnologii sotsial'no-kul'turnoy deyatel'nosti [Modern technologies of social and cultural activities]. Tambov, Publishing house "Business-science-society", 2012.