Научная статья на тему 'Развитие ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника'

Развитие ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
219
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ / НРАВСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ ЦЕННОСТИ / СТРУКТУРА ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА / STRUCTURE OF A FIRST-YEAR STUDENT’S PERSONALITY / VALUE AND SENSE STRUCTURE OF PERSONALITY / MORAL AND LAW VALUES

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Павлова Марина Владимировна

В статье рассмотрена значимость ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника. В данной структуре выделены условия, позволяющие формировать духовно-нравственную культуру студентов, их личностные ценностно-смысловые качества. Установлено, что ценностно-смысловые ориентации – важный показатель нравственно-правовой культуры личности студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Павлова Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF VALUE AND SENSE FORMATIONS IN THE STRUCTURE OF FIRST-YEAR STUDENT’S PERSONALITY

The article considers the significance of value and sense formations in the structure of a first-year student’s personality. The conditions that form the spiritual and moral culture in students, their personal value and sense traits are revealed in this structure. It is established that value and sense orientations are important in indicating the moral and law culture of a student’s personality.

Текст научной работы на тему «Развитие ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника»

УДК 378.034

РАЗВИТИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В СТРУКТУРЕ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТА-ПЕРВОКУРСНИКА

DEVELOPMENT OF VALUE AND SENSE FORMATIONS IN THE STRUCTURE OF FIRST-YEAR STUDENT’S PERSONALITY

М. В. Павлова M. V. Pavlova

ФГБОУВПО «Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева», г. Чебоксары

Аннотация. В статье рассмотрена значимость ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника. В данной структуре выделены условия, позволяющие формировать духовно-нравственную культуру студентов, их личностные ценностно-смысловые качества. Установлено, что ценностно-смысловые ориентации - важный показатель нравственноправовой культуры личности студента.

Abstract. The article considers the significance of value and sense formations in the structure of a first-year student’s personality. The conditions that form the spiritual and moral culture in students, their personal value and sense traits are revealed in this structure. It is established that value and sense orientations are important in indicating the moral and law culture of a student’s personality.

Ключевые слова: ценностно-смысловая структура личности, нравственно-правовые ценности, структура личности студента-первокурсника.

Keywords: value and sense structure of personality, moral and law values, structure of a first-year student’s personality.

Актуальность исследуемой проблемы. В современной жизни важной задачей для системы высшего профессионального образования становится развитие личности студента, где решающую роль на протяжении всего обучения играет сам процесс образования, саморазвития, формирования и развития ценностно-смысловой структуры личности, что является органичной составляющей воспитательной деятельности вуза. Как отмечают психологи, ценности в ценностно-смысловой структуре личности имеют для нее субъективную значимость, основанную на индивидуальном и социальном опыте, и образуют сложную многоуровневую систему. Система ценностей является высшим контрольным органом регуляции всех побудителей активности человека, внутренним источником его жизненных целей и выражает наиболее важные аспекты личностного смысла.

Мы придерживаемся мнения ученых, что учет динамики развития ценностносмысловых образований в структуре личности студента - главное педагогическое условие формирования его нравственно-правовой культуры. Этот процесс должен начинаться

с первого дня пребывания в вузе. Именно в период адаптации у студента должен быть заложен фундамент для дальнейшего успешного обучения, профессионального и личностного становления.

Материал и методика исследований. Исследование проводилось в 2011/12 учебном году на базе Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина» среди студентов первого курса, обучающихся по техническим направлениям (140400.62 - Электроэнергетика и электротехника, 220400.62 - Управление в технических системах, 230100.62 - Информатика и вычислительная техника).

В ходе экспериментальной работы использовались теоретические (анализ психоло-го-педагогической, специальной литературы) и эмпирические методы (наблюдение, анкетирование).

Результаты исследований и их обсуждение. Анализ соответствующей литературы показал, что ценностно-смысловая сфера личности представляет собой функциональное единство, хотя значимость каждой ценности и смысла индивидуальна, уникальна и формируется на основании набора ценностей, принадлежащих обществу, в зависимости от уровня субъективного благополучия, эмоционального комфорта или дискомфорта.

Согласно В. Франклу [3, 350], А. А. Леонтьеву, М. С. Яницкому, А. В. Серому, В. Е. Клочко, человек обретает смысл жизни, приобретая определенные ценности, где средством формирования ценностно-смысловой структуры личности как «динамической смысловой системы» являются индивидуальная картина мира и уникальные события человеческой жизни. Ценностные ориентации и жизненные смыслы представляют собой целостную динамическую взаимосвязанную, взаимозависимую, взаимовлияющую структуру, организованную иерархично, в которой развитие и функционирование систем личностных смыслов и ценностных ориентаций носит взаимосвязанный и взаимодетермини-рующий характер. Богатая, разнообразная жизнь субъекта, его определенная позиция в жизни являются показателем сложной структурной композиции субъективного благополучия, глубокого внутреннего мира и богатых отношений с другими. Субъективное благополучие - это категория субъектности, включающая личностные характеристики человека, имеющие отношение к оцениванию различных аспектов собственной жизни и переживание удовлетворенности ими. Данная категория рассматривается «как состояние динамического равновесия, ощущение внутреннего равновесия, достигаемые за счет переживания удовлетворенности различными аспектами жизнедеятельности» [4, 15].

Фундаментом структуры ценностно-смысловых образований личности студента-первокурсника является взаимосвязь объективного и субъективного. Внешние природные и социальные факторы оказывают формирующее воздействие на личность студента через его субъектность, которая представлена сущностью человека, его личностными факторами, жизненными ценностями, целями, смыслами, потребностями, чувствами и эмоциями, стремлением осуществить свои планы. Возникающие ситуации в образовательном пространстве, а также жизненные ситуации, формирующие ценности и смыслы студента, рассматриваются им с точки зрения его субъективного опыта.

Проблемы ценностно-смысловой сферы и субъективного благополучия личности в современной науке исследованы в работах таких отечественных и зарубежных авторов, как К. А. Абульханова, А. Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. С. Рубинштейн, В. Н. Мясищев, A. B. Брушлинский, Ф. Е. Василюк, Д. А. Леонтьев, И. А. Джидарьян, К. Муздыбаев,

Р. М. Шамионов, Г. Оллпорт, В. Франкл, М. Рокич, Ш. Шварц, Е. Динер, Р. Эммонс, М. Аргайл, В. Ф. Сержантов, A. B. Серый, В. Э. Чудновский, М. С. Яницкий и др. В настоящее время актуализируется интерес к ценностно-смысловой сфере и субъективному благополучию личности как основе ее нравственно-правовой культуры.

Отметим, что нравственность и право - ценностные формы сознания, обладающие ценностным единством. В основе своей они имеют проявление свободной воли индивида и обращены к его ответственности за свои действия [1, 34]. Значит, проблема взаимоотношения права и нравственности - это проблема взаимодействия ценностных иерархий. Нравственные ценности более универсальны, связаны с мировоззренческими основами, в силу этого они выступают ценностями высшего порядка. Право опирается на более глубокие и значимые для человека нравственные представления. Ценностное единство проявляется в том, что и право, и нравственность являются универсальными, всеобщими формами выражения и воплощения свободы, справедливости, равенства, гуманизма в поведении людей. Однако отличие в содержании свободы, справедливости, равенства как нравственных и правовых ценностей, обусловленное специфичностью каждой из универсальных форм, в том, что нравственность содержит аксиологический максимум-абсолют, а право - необходимый и достаточный минимум. Исходя из этого, нравственность мы рассматриваем как ценностный критерий правовой культуры студента.

В развитии ценностно-смысловых образований в структуре личности студента-первокурсника мы выделяем следующие условия:

1. Нравственно-правовое просвещение, заключающееся в сообщении и овладении знаниями о должном поведении студентов младших курсов. Наряду с вербальными методами (беседы, специально разработанные циклы занятий, предусматривающие решение конкретных ситуаций, практические задания) мы используем коллективный самоанализ, позволяющий оценивать конкретные поступки студентов в группе. Действительно, все эти методы эффективны, но лишь при условии нравственного поведения самих педагогов. Если у них слово расходится с делом, то нередко достигается обратный эффект. Например, если педагог позволяет себе встать на путь обмана, т. е. допускает, считая это естественным, безнравственные, неправомерные действия, то студенты, видя такое отношение, тоже могут позволить себе безнравственные, неправомерные поступки. Нужно помнить, что оценка конкретных поступков студентов может повлиять на их нравственно-правовое совершенствование при одном обязательном условии: обсуждается не человек, а его поступок. Это один из важнейших этических принципов, который должен знать каждый педагог.

2. Выработка нравственно-правовых ориентиров, идеала. Очень важно студенту-первокурснику иметь достойный образец для подражания. Таким образцом, важным фактором успешности обучения и воспитания студентов будет личность педагога. Чтобы достичь положительных результатов, преподаватель должен обладать не только высокой квалификацией, хорошей эрудицией, но и высокими нравственно-правовыми качествами. По результатам исследования выяснилось, что 85 % студентов-первокурсников ориентируются именно на поведение преподавателей, а слово для них играет второстепенную роль.

3. Использование разнообразных традиционных и инновационных форм и методов проведения внеаудиторных мероприятий, воспитательных занятий, таких как дискуссии, дебаты, диспуты, тренинги, кейс-метод, круглые столы, мини-конференции. В процессе исследования мы активно проводили дискуссии, дебаты на различные темы: «Нравствен-

но-правовые категории», «Нравственность и право-нормативно-ценностные регуляторы социального поведения людей», «Причины, порождающие преступные проявления в студенческой среде», «Нравственно-правовая культура студентов», «Законы нравственности в мировой памяти», «Жить и быть человеком», «Гармония мысли и поступка», «Ответственность за себя и за других», «Смысл жизни» и т. д. Практика показывает, что во время дискуссий студенты отстаивают определенную нравственно-правовую позицию, обосновывают и аргументируют ее, что способствует превращению знаний в убеждения, придает им личностно-ценностный смысл. В процессе участия в развивающей игре «Дебаты» студенты-первокурсники активно включаются в поисковую учебно-познавательную деятельность, организованную на основе внутренней мотивации. Дебаты способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, собственной позиции, искусства аргументации. Наиболее эффективной формой общения является этический диалог. В нашей стране теорию и технологию этического диалога много лет разрабатывает А. И. Шемшурина. Среди значимых признаков диалога она выделяет следующие:

- как результат интеграции внешнего воздействия и внутренней активности субъекта диалог проясняет и оттачивает индивидуальную мысль, рождает эмоционально прочувствованную и осмысленную аргументацию;

- актуализация субъектной позиции всех участников диалога создает условия для понимания друг друга;

- сам процесс диалога формирует мотивацию поступка, готовность к нравственному выбору;

- поэтапный процесс диалога создает условия для сопоставления мнений и позиций, достижения понимания;

- результатом взаимодействия учащихся является развитие рефлексии и потребность в саморазвитии [5, 28-32].

4. Следующей составляющей содержания формирования нравственно-правовой культуры студентов младших курсов мы считаем эмоциональное, чувственное переживание собственных поступков. Каждый человек совершил какие-то поступки, за которые ему было стыдно. Одному было стыдно за то, что оскорбил своего однокурсника, другому - за то, что кому-то не помог в трудную минуту. Очень важно, когда человек бескорыстно делает что-то для другого. Такое свойство личности называют альтруизмом. Одна из форм его выражения - волонтерское движение. Систематическая работа волонтеров в образовательном учреждении влияет на формирование активной жизненной позиции студентов и способствует развитию ценностей и смыслов нравственно-правовой культуры личности студента. Включаясь в волонтерскую деятельность, первокурсники стремятся влиять на общество, делать его лучше. Именно на первом курсе студенты, с одной стороны, стараются расширить свою свободу и независимость от взрослых, а с другой - стремятся к объединению в группы для воплощения основных потребностей в общении, самореализации и уважении. Волонтер помогает участнику занятий принять на себя ответственность за свои решения. В Чебоксарском политехническом институте (филиале) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина» активно практикуется волонтерская помощь: участие в благотворительной акции для дома ребенка «Малютка», помощь инвалидам и пожилым по ведению домашнего хозяйства, посещение детских домов с новогодней программой, помощь в проведении празднования Дня защитника Отечества и др.

Сегодня материальные блага становятся единственной и определяющей ценностью для значительной части молодого поколения. У многих студентов, как показывает наше исследование, возможно сочетание высоких нравственно-правовых качеств с чрезмерным развитием потребности в материальных ценностях. В то же время в признаниях студентов проявляется испытываемое ими чувство внутренней неудовлетворенности от своего поведения. Особенно эта ситуация наблюдается среди студентов-первокурсников, так как они попадают в новую среду, идет период их социализации. Причиной усугубления ситуации является «смысловой барьер», возникающий между педагогами и студентами, когда поведение студента неправильно понято родителями, преподавателями, так как он хочет заслужить доверие, уважение часто «асоциальными», с точки зрения тех же взрослых, способами, что еще сильнее актуализирует проблему формирования ценностносмыслового компонента в структуре личности студента-первокурсника. В этот период ценностно-смысловая система личности особенно подвижна. Для быстроразвивающихся детей период сомнения в существующих нравственно-правовых ценностях наступает в 15-16 лет, для других - позже. Подросток отвергает все и сомневается во всем, отвергает, чтобы сделать свой собственный уникальный выбор системы ценностной иерархии [6, 19]. Осуществление выбора таинственно в своей сути и происходит в самой глубине сущности человека. Об этом хорошо писал протоиерей Борис Ничипоров [2, 13].

Практика показывает, что студенты, ориентированные на материальные блага, в большинстве своем не способны к альтруистским действиям. У них полностью отсутствует стремление делать что-либо бескорыстно по отношению к другим. Они эгоистичны, эгоцентричны и способны действовать только в собственных интересах. Позиция таких людей строится на убеждении, что именно их жизненные интересы являются приоритетными и должны решаться без учета устремлений и потребностей окружающих. Именно с такой позицией приходят в вуз многие студенты.

Проведенное нами анкетирование студентов-первокурсников Чебоксарского политехнического института (филиала) ФГБОУ ВПО «Московский государственный открытый университет им. В. С. Черномырдина» показало, что большинство из них (80 %) убеждено в том, что каждый должен думать только о себе, что «жизнь такая», насилие может быть побеждено только насилием. Также у значительного количества (88 %) первокурсников наблюдается негативное отношение к закону. Данный результат свидетельствует о том, что духовно-нравственное сознание общества, особенно молодого поколения, находится в глубочайшем кризисе, и оно почти не обращается к традиционным общечеловеческим ценностям: любви, состраданию, терпимости, милосердию. Для многих (90 %) студентов государство не воспринимается как гарант безопасности и защиты. Оно становится для них враждебным началом, которому они должны противостоять. Известно и то, что вера в справедливость сильнее у детей, чем у студентов. Экспериментальные исследования показывают, что вера в справедливый мир обычно сопровождается доверием государству, а не собственной социальной и правовой активностью, что такая нравственно-правовая ценность, как справедливость, не может эффективно использоваться в правовом воспитании студентов. Отметим и то, что сегодняшняя молодежь очень агрессивна. Как отмечают психологи, агрессивная реакция нередко является ответом на угрожающие факторы при отсутствии иных способов регулирования поведения. Агрессия возникает и как следствие того, что человек ощущает свою незащищенность в обществе, равнодушие к себе со стороны общества, он испытывает одиночество, обиду и т. п. Сту-

денты-первокурсники убеждены, что закон всегда на стороне сильного, т. е. материально обеспеченного, и защищает именно его интересы. Все это еще раз подтверждает, что у студентов-первокурсников на первом месте стоят материальные ценности. По результатам анкет первокурсников также выяснили и то, что студенты не видят в преступнике человека и поэтому не способны на сострадание к нему, а это, как мы понимаем, - безнравственно. Всему этому, конечно, способствует и западная литература, например, студенты в анкете указали, какую литературу они любят читать: «Все обо мне», «Бог - это я», «Искусство быть эгоистом» и т. п. А эта литература формирует у молодежи эгоизм, эгоцентризм. К сожалению, как выяснилось, классическую литературу читают очень мало студентов (5 %). Данный мировоззренческий кризис имеет системный характер, в основном это кризис духовности, кризис нравственных и правовых ценностей.

Резюме. Личность конструирует определенное содержание ценностно-смысловой модели будущего, в которой выделены значимые ценности и жизненные смыслы. Весь этот процесс происходит на основе субъективного благополучия или неблагополучия, выработанного способа поведения, эмоционального состояния и осмысленности жизни. Формирование у студентов нравственно-правовой культуры, личностных ценностносмысловых качеств должно начинаться с первых дней пребывания студента в вузе. Для того чтобы студент вел себя нравственно, правомерно, он должен принять социальные, правовые ценности, усвоить основные нормы и способы поведения, установленные обществом и государством.

Несформированность ценностно-смысловой сферы личности порождает многие психологические девиации в поведении: депрессию, аффектное состояние, фрустрацию, дискомфорт, которые человек может пытаться преодолеть с помощью новых стимулов и состояний. Нарушения развития ценностно-смысловой сферы также зачастую влекут к потере интереса к жизни, ощущению бесцельности и «пресности» такой жизни; в ответ на это субъект начинает активный поиск новых стимулов и ощущений. При этом для человека будут менее значимы и социальная оценка, и последствия его действий, в поисках этих стимулов и ощущений он может проявлять девиантность в поведении. Несформиро-ванность личностных смыслов и ценностных ориентаций является причиной сугубо потребительского, «сиюминутного» отношения к жизни, даже вызывает суицидальное поведение. Наша задача - проведение профилактической работы со студентами-первокурсниками по развитию у них ценностно-смысловых ориентиров в социальном поведении.

ЛИТЕРАТУРА

1. Мишина, И. Д. Указ. соч. / И. Д. Мишина. - Екатеринбург : РЦБ, 1999. - 37 с.

2. Ничипоров, Б., прот. Времена и сроки / Б. Ничипоров. - М. : Паломник, 2002. - 125 с.

3. Франкл, В. Человек в поисках смысла / В. Франкл. - М. : Прогресс, 1990. - 368 с.

4. Шамионов, Р. М. Психология субъективного благополучия: к разработке интегративной концепции / Р. М. Шамионов. - Саратов : Изд-во Сарат. ун-та, 2003. - 180 с.

5. Шемшурина, А. И. Развитие ценностно-смысловой сферы личности ребенка / А. И. Шемшурина // Педагогика. - 2008. - № 9. - С. 28-32.

6. Янушкявичене, О. Л. О возрастных особенностях детей и методике преподавания основ православной культуры / О. Л. Янушкявичене // Образование. - 2004. - № 9. - С. 19.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.