Научная статья на тему 'Структура и содержание ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности'

Структура и содержание ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
965
132
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ / ТИПОЛОГИЧЕСКИЕ РАЗЛИЧИЯ В ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЕ / ФАКТОРНАЯ СТРУКТУРА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ / SELF-DETERMINATION / TYPOLOGICAL DIFFERENCES IN VALUE AND SENSE SYSTEM / FACTORIAL STRUCTURE OF VALUE AND SENSE SYSTEM

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сафин Вадим Фатхиевич, Нурлыгаянов Ильшат Назифович

Рассматривается ценностно-смысловая сфера как результативно-содержательная сторона самоопределения личности, формирующая мировоззренческие установки и стратегии поведения. Выделены основные типы личностного самоопределения и раскрыты специфические признаки в ценностно-смысловой сфере отдельных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сафин Вадим Фатхиевич, Нурлыгаянов Ильшат Назифович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE AND CONTENTS OF THE VALUE AND SENSE SYSTEM FIELD WITHIN DIFFERENT TYPES OF SELF-DETERMINATION

This article presents axiological conceptual field as resultative informative side of self-determination, which determines viewpoint attitudes and behavior strategies. The article gives main types of self-determination and reveals the value and sense system of separate types

Текст научной работы на тему «Структура и содержание ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ и психология личности

структура и содержание ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ при разных типах самоопределения личности

В.Ф. Сафин, И.Н. Нурлыгаянов (Уфа)

Аннотация. Рассматривается ценностно-смысловая сфера как результативно-содержательная сторона самоопределения личности, формирующая мировоззренческие установки и стратегии поведения. Выделены основные типы личностного самоопределения и раскрыты специфические признаки в ценностно-смысловой сфере отдельных типов.

Ключевые слова: самоопределение личности, типологические различия в ценностно-смысловой сфере, факторная структура ценностно-смысловой сферы.

Проблема самоопределения является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Вопросы личностного становления, развития и совершенствования не новы для зарубежной науки [15, 16, 19, 24]. В отечественной психологии интерес к проблематике самоопределения возникает в 7080-х гг. XX в. [1, 3, 5, 17]. На современном этапе большинство теоретических и эмпирических исследований выполняется в рамках психологии труда [4, 10, 12, 18], возрастной [5, 9, 13, 23] и социальной психологии [8, 26, 27]. Количество работ, посвященных личностным аспектам феномена, заметно сократилось. Это может создавать иллюзию того, что данная проблема либо не актуальна и не своевременна для нашего общества, либо имеется единая концепция, отражающая всю многогранность явления.

Обращение к литературным источникам выявляет, что имеющиеся теоретико-эмпирические представления о самоопределении личности в целом близки друг другу. Но существует и ряд противоречий относительно понимания феноменологии рассматриваемого явления [7, 20, 26]. Необходимо отметить, что осознанный поиск смысла жизни, проблема выбора, детерминированная внутренними и внешними условиями, характеризуют социальную ситуацию развития в юношеском возрасте. Быстро изменяющиеся обстоятельства, в которых и осуществляется самоопределение, способствуют тому, что человек включается в новые системы социально-психологических связей и оказывается перед необходимостью формирования уникальной и адаптивной ценностно-смысловой структуры, определяющей общую стратегию жизни.

Ценностно-смысловая сфера может рассматриваться как результативно-содержательная сторона самоопределения. Успешная адаптация и социализация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. Трансформации, происходящие в современном об-

ществе, приводят к новому наполнению сознания ценностно-смысловым содержанием и использованию человеком определенных стратегий в своей жизнедеятельности.

В связи с наметившейся в России поляризацией общества можно говорить о существовании разных типов сознания, разных способов самоопределения личности. Механизмы, определяющие ценностносмысловую сферу, в силу особенностей их функционирования и проявления у разных типов самоопределения личности способствуют либо не дают возможности осознать части социума смысл происходящего и смысл собственной жизни. В результате обнаруживаются группы населения, типы личностей более или менее адаптированные к новым жизненным условиям [1, 2].

Особо значимыми являются вопросы поиска смысла жизни и собственной позиции в позднем юношеском возрасте. Юный человек становится взрослым не только в биологическом, но и в социально-профессиональном отношении, он начинает в полной мере нести ответственность за свои поступки и жизнь, у него в основных чертах оформляется ценностно-смысловая система и вместе с этим продолжается интенсивный процесс самоопределения, поиск смысла существования.

Самоопределение личности рассматривается нами как осознанное соотнесение сущностных сил -интенций (потребностно-мотивационная сфера), потенций (характерологические и психофизиологические особенности), поссиденций (возможности, склонности и способности) - с диспозициями (социальные требования) и основанным на этом собственным выбором стратегии жизнедеятельности [20].

Таким образом, целью данной работы является исследование самоопределения личности и ее ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте в зависимости от индивидуально-типологических различий.

Выборка. Исследование проводилось в течение 2004-2005 гг. в Башкирском государственном педа-

гогическом университете. При анализе результатов привлекались данные 206 испытуемых, оставшихся после естественной «выбраковки» (104 юноши и 102 девушки). Средний возраст в выборке юношей составил 21,4 года, женской - 21,5 года.

Методика исследования. Для изучения особенностей ценностно-смысловой сферы наиболее адекватным является типологический подход, т.к. феноменология ценностно-смысловой сферы разнообразна, различны внутренние механизмы в структурах определенных типов самоопределяющихся личностей и их способах организации жизнедеятельности. Типологический подход к исследованию самоопределения личности позволяет перейти от изучения ее абстрактно-теоретической структуры к выявлению реальных типов, рассматриваемых как целостное образование, не сводимое к набору личностных черт или некоторой их комбинации. Каждый из выделенных типов выступает как интеграл психологических механизмов и особенностей ценностно-смысловой сферы, что дает возможность характеризовать каждый тип несимметричным образом [1, 2, 22].

Отнесение к тому или другому типу самоопределения личности проводилось посредством микросеман-тического анализа сочинений, в которых предлагалось раскрыть качества и особенности личности, необходимые для реализации собственных целей и позиции, успешной адаптации и самореализации. С помощью метода экспертного оценивания содержания сочинений были выбраны субъективно значимые «темы» (21 характеристика): добросовестность, самостоятельность, материальное благосостояние, образование, творчество, наличие друзей и т.д. Предлагалось оценить субъективную значимость каждой «темы» по пятибалльной шкале: от «полностью согласен» до «совершенно не согласен». С помощью техники кластерного анализа (к-шеаш) было выделено 4 группы испытуемых. Содержательный анализ значимых понятий и теоретические представления о структурных компонентах самоопределения позволили интерпретировать выделенные типы как интенциональный, диспозициональ-ный, поссиденциальный и потенциональный.

Для изучения ценностно-смысловой сферы использовались методика Ш. Шварца (адаптация В.Н. Ка-рандашева [11]) и методика смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [14]. Для более полного и качественного понимания структуры ценностно-смысловой сферы девушек и юношей был применен факторный анализ (метод главных компонент с Уапшах-вра-щением). При анализе матрицы пороговым критерием был факторный вес 0,500. При обработке данных применялся пакет 81а1^юа 6.0 для компьютерной среды Windows.

В результате факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы представителей интен-

ционального типа самоопределения личности было выделено пять значимых факторов, вобравших в себя 57,1% общей дисперсии.

В первый фактор (доля объяснимой дисперсии 17,2%) вошли ценностные структуры на уровне нормативных идеалов: безопасность (0,795), традиции (0,753), конформность (0,725), доброта (0,700), стимуляция (0,691), универсализм (0,635), гедонизм (0,572), достижения (0,526). Фактор отражает стремление быть принятым обществом, успешно функционировать в нем, декларируя ценностные ориентиры, поддерживаемые социумом. Это своего рода защитная, адаптационная функция, используемая представителями данного типа самоопределения с целью интерпретирования себя в качестве «компонента» определенной социальной структуры и позволяющая ощущать психологическое благополучие и комфорт. Это фактор позитивной социальной роли.

Второй фактор (доля объяснимой дисперсии 11,0%) - гедонистическая направленность - биполярный, он включает цели жизни (0,599), гедонизм (0,730) и традиции (-0,643) на уровне индивидуальных приоритетов. Содержательный анализ позволяет думать, что целеполагание интенционального типа самоопределения связано с получением чувственного наслаждения и удовлетворения, однако данное поведение не всегда приемлется социальным окружением.

Третий фактор (доля объяснимой дисперсии 8,5%) - поиск новых впечатлений. Основными его компонентами выступили на уровне индивидуальных приоритетов стимуляция (0,740) и самостоятельность (0,599) и с отрицательным факторным весом -результативность жизнедеятельности (-0,546). Фактор, на наш взгляд, характеризует неудовлетворенность пройденным отрезком жизни, отсутствие эмоционально значимых интересов и естественное активное стремление преобразовать, наполнить новым смысловым значением свою жизнедеятельность.

Ядерными компонентами четвертого фактора (доля объяснимой дисперсии 9,9%) явились ценностные образования на уровне индивидуальных приоритетов - безопасность (0,708), универсализм (0,689), доброта (0,564), конформность (0,559). Фактор представляет собой гармоничное взаимодействие ценностных ориентиров, способствующих оптимальному, полноценному функционированию человека в социуме, и учитывает контекст межличностных отношений [25], что позволяет интерпретировать его как психологическое благополучие. Исходя из этого, психологическое благополучие выступает критерием успешности самоопределения, что способствует эффективному общению и деятельности. Понимание психологического благополучия близко взглядам Е. Дайнера [28], по мнению которого субъективное благополучие (subjective well-being) характеризует

оценку человеком событий собственной жизни и включает в себя счастье, положительные эмоции, удовлетворенность жизнью и относительное отсутствие негативных эмоциональных состояний.

В пятыш фактор (доля объяснимой дисперсии 10,5%) включены ценностные структуры нормативного уровня - достижения (0,627) и самостоятельность (0,515), а также интегральный показатель осмысленности жизни (0,629), локус контроля - «Я» (0,615), процессуальные характеристики поиска смысла жизни (0,514). Содержательный анализ фактора позволяет предположить, что осознание и познание своего внутреннего мира возможно и эффективно осуществляются посредством диалога в континууме «Я - Другой». Проявление компетентности в межличностном взаимодействии ведет к социальному одобрению, способствует достижению успеха в разных жизненных сферах. Однако осознавая это в целом, представители данного типа самоопределения не всегда претворяют свои знания в практическую деятельность. Осознание себя в качестве субъекта жизнедеятельности способствует укреплению жизненных сил человека и обогащает внутренний мир, что помогает ему устоять в разных жизненных ситуациях. Все вышеизложенное позволяет обозначить фактор как осмысленность жизнедеятельности.

Посредством факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы представителей диспо-зиционального типа выявлено 5 факторов, вобравших 62,2% общей дисперсии.

Основными компонентами первого фактора (доля объяснимой дисперсии 12,4%) выступили ценности поведенческого уровня - универсализм (0,828), доброта (0,636), традиции (0,559). Фактор отражает те стратегии и способы поведения, которых придерживаются в межличностном общении и взаимодействии представители рассматриваемого типа самоопределения личности. Забота о близких, принятие и понимание других, верность определенным правилам, одобряемым обществом, - все это способствует установлению и поддержанию доверительных, гармоничных отношений. Данный фактор - компетентность в социальном взаимодействии.

Второй фактор (доля объяснимой дисперсии 15,6%) является биполярным. Факторообразующими выступили следующие компоненты: ценности на уровне нормативных идеалов - гедонизм (0,566) и традиции (-0,657), а также ценностные ориентиры поведенческого уровня - гедонизм (0,823), стимуляция (0,800), самостоятельность (0,697). Фактор показывает, с одной стороны, стремление к получению нового опыта, ярких впечатлений и чувственного наслаждения, с другой - возможную несовместимость, неприемлемость данного поведения и установок морально-этическим и другим социальным нор-

мам. Фактор может быть обозначен как гедонистическая направленность.

В третий фактор (доля объяснимой дисперсии 16,9%) - позитивной социальной роли - вошли ценностные ориентации на уровне нормативных идеалов - универсализм (0,790), достижения (0,704), конформность (0,677), безопасность (0,677), доброта (0,656), стимуляция (0,597), самостоятельность (0,537) и традиции (0,511). В качестве переменной в содержании фактора необходимо отметить и ценности безопасности на уровне индивидуальных приоритетов (0,556). Содержательный анализ этого фактора позволяет выявить гармоничную структуру ценностных явлений, образующих определенную идеальную субстанцию, представленную в обыденном сознании и одобряемую социумом.

Четвертыгй фактор (доля объяснимой дисперсии 9,3%) вобрал показатели субшкал методики СЖО -общий показатель осмысленности жизни (0,848), результаты жизни (0,744), цели (0,581) и процесс жизнедеятельности (0,540); он характеризует осмысленность жизни, наличие целеполагания и временной перспективы. Однако в факторе не набирают нагрузки более

0,500 и, следовательно, не входят в него показатели локуса контроля. Вероятно, представители рассматриваемого типа самоопределения не в полной мере уверены в своей способности контролировать ход собственной жизни и нести ответственность за себя. В большей степени присущи, на наш взгляд, сознанию таких личностей представления о том, что их жизнедеятельность детерминирована извне. Это фактор осмысленности жизнедеятельности.

В качестве основных компонентов пятого фактора (доля объяснимой дисперсии 8,0%) обозначились такие показатели, как локус контроля - жизнь (0,658) и власть на уровне индивидуальных приоритетов (0,562). Фактор характеризует защитную стратегию личности, которая выражается в контроле себя и других. Интерпретируя себя как объект, человек стремится и других людей представлять в качестве «элемента» социума. Эта стратегия предполагает направленность «быть, как все», «не выделяться», не проявлять ответственность и инициативу. Это фактор контроля.

С помощью факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы представителей поссиден-циального типа было выявлено 5 значимых факторов, вобравших 64,1% общей дисперсии.

Первый фактор (доля объяснимой дисперсии 18,0%) - доминирование в социальном взаимодействии - вобрал показатели ценностей уровня нормативных идеалов - власти (0,831), гедонизма (0,742), достижения (0,672). В содержание фактора вошли также ценностные структуры уровня индивидуальных приоритетов: власть (0,706), гедонизм (0,686), достижения (0,683), универсализм (0,607) и стимуля-

ция (0,521). Фактор показывает высокую значимость социального престижа или статуса, контроля и власти над людьми и средствами. Однако наличие универсальных ценностей предполагает, что достижение собственных целей происходит с учетом подобных феноменов других людей, когда цели совпадают или отсутствуют отношения конкуренции. В напряженных или конфликтных ситуациях стремление к собственному благополучию строится с опорой только на собственные потребности, приобретая эгоистический характер.

Во второй фактор (доля объяснимой дисперсии 16,4%) - осмысленности жизнедеятельности - в качестве переменных вошли: интегральный показатель осмысленности жизни (0,854), результативность (0,796) и процесс (0,789), локус контроля - «Я» (0,718). Фактор отражает когнитивно-мотивационные характеристики, определяющие осознание собственной жизни как интересной, наполненной смыслом и направленной в будущее.

В качестве ядерных переменных в состав третьего фактора (доля объяснимой дисперсии 10,6%) вошли традиции (0,847), универсальные ценности (0,661), безопасность (0,716) на уровне нормативных идеалов, а также традиции (0,708) на поведенческом уровне. Смысловой анализ фактора подчеркивает ориентацию субъекта на группу ценностей, характеризующих принятые социальные нормы и обеспечивающих определенную стабильность собственного положения в обществе. Фактор обозначен как социальная направленность.

Четвертыш фактор (доля объяснимой дисперсии -8,0%) включил ценностные ориентации на уровне индивидуальных приоритетов: безопасность (0,607), конформность (-0,689), доброту (-0,575). Стремление к стабильности и порядку, собственной безопасности находится в негармоничных отношениях с направленностью на сдерживание и предотвращение определенного рода действий и поступков, не соответствующих социальным ожиданиям и психологической оппозиции к потребности в позитивном взаимодействии и принятии близкими людьми. Собственное благополучие и эмоциональный комфорт мало связаны с заботой о других людях и учетом их интересов. Это фактор направленности на собственное благополучие.

Пятый фактор (доля объяснимой дисперсии 11,1%) обозначен как позитивная социальная роль. В него вошли ценности нормативного уровня: доброта (0,760), стимуляция (0,633), самостоятельность (0,608), конформность (0,580). В содержании фактора отмечены ценностные явления, определяющие представление об эффективных стратегиях поведения в социуме. В сознании рассматриваемого типа самоопределения доминирующие позиции занимают ценности, предопределяющие благоприятный, соци-

ально одобряемый образ. Однако в поведении эти ценностные ориентиры не всегда реализуются.

В результате факторного анализа показателей ценностно-смысловой сферы представителей потенцио-нального типа самоопределения было выделено пять факторов, вобравших в себя 68,0% общей дисперсии.

Первый фактор (доля объяснимой дисперсии 19,7%) определен как осмысленность жизнедеятельности. В качестве факторообразующих переменных в его состав вошли: осмысленность жизнедеятельности (0,874), локус контроля - жизнь (0,825), локус контроля - «Я» (0,807), процессуальные характеристики (0,864), жизненные цели (0,835), результативный аспект (0,799). В факторе представлены субшкалы методики СЖО, что позволяет говорить о способности представителей данного типа самоопределения к самопознанию, самопониманию и рефлексии. Способность к рефлексии, согласно А.В. Брушлинскому [6], - это один из этапов превращения человека в субъекта, обладающего подлинной свободой выбора и принимающего решения о совершении нравственных поступков.

Во второй фактор (доля объяснимой дисперсии 16,8%) - социальной направленности - включены традиции (0,900), конформность (0,694), универсальные ценности (0,656), доброта (0,650), безопасность (0,534) на нормативном уровне и традиции (0,795), конформность (0,737) на уровне индивидуальных приоритетов. Соблюдение определенных норм и правил, оказание помощи и поддержки близким людям, стремление к стабильности и безопасности - все эти характеристики подчеркивают социальный, гуманистический способ мышления личности [21].

Основными переменными третьего фактора (доля объяснимой дисперсии 10,7%) выступили: гедонизм (0,790) и стимуляция (0,624) на уровне нормативных идеалов, а также стимуляция (0,703), гедонизм (0,542) и безопасность (-0,651) на поведенческом уровне. Фактор отражает стремление личности к открытию для себя новых возможностей и перспектив, удовлетворение потребностей гедонистического характера. Однако это может нести угрозу интеллектуальному и личностному развитию, вести к неодобрительным социальным оценкам. Фактор обозначается как открытость новому опыту и переживаниям.

Четвертыш фактор (доля объяснимой дисперсии 12,2%) - принятие ответственности в социальном взаимодействии. Он объединил ценности нормативного уровня: власть (0,757), безопасность (0,588), универсализм (0,516), а также достижения (0,728) и доброту (0,647) на уровне индивидуальных приоритетов. На наш взгляд, содержательный анализ фактора позволяет говорить о стремлении возложить на себя ответственность за ситуации межличностного взаимодействия, проявляя эмпатическое и рефлексивное отношение к окружающим людям.

Пятый фактор (доля объяснимой дисперсии 8,6%) вобрал в качестве значимых переменных ценностные ориентации уровня индивидуальных приоритетов -универсализм (0,814) и самостоятельность (0,779). Большая роль отводится волевому аспекту, сопряженному с направленностью на толерантность, понимание и защиту благополучия людей. Это фактор нравственно-волевой активности.

Итак, в результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы.

1. Самоопределение личности понимается нами как осознанное соотнесение ее сущностных сил (интенции - потребностно-мотивационная сфера, поссиден-ции - характерологические и психофизиологические качества, потенции - возможности и способности) с внешними требованиями (диспозиции) и основанный на этом выбор стратегии жизнедеятельности.

2. Формирование ценностно-смысловой сферы во многом обусловлено индивидуально-типологическими особенностями, в том числе и типом самоопределения личности. Типологический подход выступает как исследовательская стратегия, обеспечивающая возможность изучения внутренней архитектоники ценностно-смыслового становления личности. В рамках данного исследования было выделено 4 типа самоопределения личности - интенциональный, диспозицио-нальный, поссиденциальный и потенциональный.

3. Ценностно-смысловая сфера при разных типах самоопределения личности отличается особенностями структуры и содержания.

Структура ценностно-смысловой сферы интенци-онального типа самоопределения включает факторы позитивной социальной роли, гедонистической направленности, поиска новых впечатлений, психологического благополучия, осмысленности жизнедеятельности.

Структура ценностно-смысловой сферы диспози-ционального типа вбирает факторы компетентности в социальном взаимодействии, гедонистической направленности, позитивной социальной роли, осмысленности жизнедеятельности, контроля.

Структура ценностно-смысловой сферы поссиден-циального типа включает факторы доминирования в социальном взаимодействии, осмысленности жизнедеятельности, социальной направленности, направленности на собственное благополучие, позитивной социальной роли.

Структура ценностно-смысловой сферы потенци-онального типа самоопределения включает факторы открытости новому опыту и переживаниям, осмысленности жизнедеятельности, социальной направленности, принятия ответственности в социальном взаимодействии, нравственно-волевой активности.

Литература

1. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991.

2. Абульханова К.А. Российский менталитет: кросскультурный и типологический подходы // Российский менталитет: Вопросы психоло-

гической теории и практики / Под ред. К.А. Абульхановой, А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ИП РАН, 1997. С. 7-37.

3. Анцыферова Л.И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2004.

4. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д.И. Фельдштейна. М.: Инсти-

тут практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995.

6. Брушлинский А.В. Психология субъекта / Отв. ред. проф. В.В. Знаков. М.: ИП РАН, 2003.

7. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

8. Гулякина В.В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: Дис. ... канд. психол. наук.

Курск, 2000.

9. Заиченко Н.У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Дис. ...

канд. психол. наук. М., 1993.

10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003.

11. Карандашев В.Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: Концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004.

12. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.

13. Красило Д.А. Эмпирическое исследование реального самоопределения современной молодежи // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 89-100.

14. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

15. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003.

16. Олпорт Г. Личность в психологии. М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998.

17. Петровский А.В. Психология в России: XX век. М.: УРАО, 2000.

18. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение в культурно-исторической перспективе // Вопр. психологии. 1996. № 1. С. 62-72.

19. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. М.: Прогресс, 2001.

20. Сафин В.Ф. Самоопределение личности: Теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Гилем, 2004.

21.Селиванов В.В. Мышление и бытие субъекта // Субъект, личность и психология человеческого бытия / Под ред. В.В. Знакова, З.И. Рябикиной. М.: ИП РАН, 2005. С. 146-159.

22. Славская А.Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002.

23. Снегуров А.В. Особенности процесса персонального самоопределения у старшеклассников: Дис. ... канд. психол. наук. М., 1999.

24. Франкл В. Доктор и душа. СПб.: Ювента, 1997.

25. Хащенко В.А., Баранова А.В. Взаимосвязь оценки качества жизни и экономико-психологического статуса личности // Проблемы экономической психологии / Отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М.: ИП РАН, 2004. Т. 1. С. 501-526.

26. Черникова Т.В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: Дис. ... канд. пси-хол. наук. Ростов н/Д, 1998.

27. Чернышев А.С., Лунев Ю.А., Сарычев С.В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: ИП РАН, 2005.

28. Diener E., Lucas R. Subjective emotional well-being // Handbook of Emotions / Ed. Eewis M., Haviland J. NY: Guilford, 2000.

THE STRUCTURE AND CONTENTS OF THE VALUE AND SENSE SYSTEM FIELD WITHIN DIFFERENT TYPES OF SELFDETERMINATION

V.F. Safin, I.N. Nurlygayanov (Yfa)

Summary. This article presents axiological conceptual field as resultative informative side of self-determination, which determines viewpoint

attitudes and behavior strategies. The article gives main types of self-determination and reveals the value and sense system of separate types.

Key words: self-determination, typological differences in value and sense system, factorial structure of value and sense system.

Залевский Г.В. Фиксированные формы поведения индивидуальных и групповых систем (в культуре, образовании, науке, норме и патологии). - Москва; Томск: Томский государственный университет, 2004. - 460 с.

КБК 5-94621-92-0

В монографии проанализированы и систематизированы отечественные и зарубежные данные, материалы собственных многолетних экспериментальнопсихологических исследований фиксированных форм поведения на основе системного структурно-уровневого подхода. Дается классификация широкого спектра фиксированных форм поведения - персеверативного, стереотипного и ригидного. В центре экспериментально-психологического анализа находятся ригидность-флексибильность в континууме предиспозиционного фактора феноменологии фиксированных форм поведения отдельного человека как индивидуальной системы, семьи, организационных сообществ, школы, этносов как групповых систем.

В последнем разделе монографии аргументируется дифференциально-диагностическое, прогностическое, реабилитационное значение проблемы фиксированных форм поведения для медико-психологической практики, а также практик образовательной, инновационной, научного творчества и межэтнических отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.