Научная статья на тему 'Особенности ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности'

Особенности ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
583
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВАЯ СФЕРА / САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ЛИЧНОСТЬ / SELF-IDENTIFICATION / AXIOLOGICAL CONCEPTUAL FIELD / BEHAVIO

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Нурлыгаянов И. Н.

В статье ценностно-смысловая сфера рассматривается как результативно-содержа-тельная сторона самоопределения личности, определяющая мировоззренческие установки и стратегии поведения. Выделены основные типы личностного самоопределения и раскрыты специфические признаки в ценностно-смысловой сфере отдельных типов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Нурлыгаянов И. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of axiological conceptual field in the different types of persons' self-identification

This article presents the axiological conceptual field as an informative side of the self-determination which determines viewpoint attitudes and behavior strategies. The article gives main types of self-determination and reveals the value and sense system of several types.

Текст научной работы на тему «Особенности ценностно-смысловой сферы при разных типах самоопределения личности»

УДК 159.923.2

ОСОБЕННОСТИ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ПРИ РАЗНЫХ ТИПАХ САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

© И. Н. Нурлыгаянов

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, г. Уфа, ул. Фрунзе, 32.

Тел.: +7 (347) 273 67 78.

В статье ценностно-смысловая сфера рассматривается как результативно-содержательная сторона самоопределения личности, определяющая мировоззренческие установки и стратегии поведения. Выделены основные типы личностного самоопределения и раскрыты специфические признаки в ценностно-смысловой сфере отдельных типов.

Ключевые слова: ценностно-смысловая сфера, самоопределение, личность.

Постановка проблемы исследования

Проблема самоопределения является одной из центральных в общей психологии и психологии личности. Вопросы личностного становления, развития и совершенствования не новы для зарубежной науки. В отечественной психологии интерес к проблематике самоопределения возникает в 70-80-х годах XX века [1-4]. На современном этапе большинство теоретических и эмпирических исследований выполняется в рамках психологии труда [5-7], возрастной [3, 8-10] и социальной психологии [11-13]. Количество работ, посвященных личностным аспектам феномена, заметно сократилось. Это может создавать иллюзию того, что поставленная проблема либо не актуальна и не своевременна для нашего общества, либо имеется единая концепция, отражающая всю многогранность явления.

Обращение к литературным источникам выявляет, что имеющиеся теоретико-эмпирические представления о самоопределении личности в целом близки друг другу. Но отмечается и ряд противоречий относительно понимания феноменологии рассматриваемого явления, на что конкретно указывают и сами исследователи [12, 14, 15]. Необходимо подчеркнуть, что осознанный поиск смысла жизни, проблема выбора, детерминированная внутренними и внешними условиями, характеризуют социальную ситуацию развития в юношеском возрасте. Быстро-изменяющиеся обстоятельства, в которых и осуществляется самоопределение, приводят к тому, что человек включается в новые системы социальнопсихологических связей и оказывается перед необходимостью формирования уникальной и адаптивной ценностно-смысловой структуры, определяющей общую стратегию жизни.

Ценностно-смысловая сфера может рассматриваться как результативно-содержательная сторона самоопределения [2, 13-15]. Успешная адаптация и социализация предполагают осознанное обращение к разного рода ценностным ориентирам, определяющим мировоззренческие установки и поведенческие паттерны. Трансформации, происходящие в современном обществе, приводят к новому наполнению сознания ценностно-смысловым содержанием и использованию человеком определенных стратегий в своей жизнедеятельности.

В связи с наметившейся в последнее время в России поляризацией общества можно говорить о существовании разных типов сознания, разных способов самоопределения личности. Механизмы, определяющие ценностно-смысловую сферу, в силу особенностей их функционирования и проявления у разных типов самоопределения личности, способствуют либо не дают возможности осознать части общества смысл происходящего и смысл собственной жизни. В результате в современном российском обществе обнаруживаются группы населения, типы личностей, более или менее адаптированные к новым жизненным условиям [1, 16-18].

Таким образом, целью данной работы является исследование самоопределения личности и ее ценностно-смысловой сферы в юношеском возрасте в зависимости от индивидуально-типологических различий.

Самоопределение личности нами рассматривается как осознанное соотнесение сущностных сил -интенций (потребностно-мотивационной сферы), потенций (характерологических и психофизиологических особенностей), поссиденций (возможностей, склонностей и способностей) с диспозициями (социальных требований) - и основанный на этом собственный выбор стратегии жизнедеятельности.

Организация и методы исследования

Выборка. Исследование проводилось в течение 2004-2005 гг. в Башкирском государственном педагогическом университете. При анализе результатов привлекались данные, полученные после обследования 206 испытуемых; из них 104 юноши и 102 девушки. В выборке юношей средний возраст составил 21.4 года, женской выборке - 21.5 лет.

Методика исследования. Типологический подход к исследованию самоопределения личности позволяет перейти от изучения ее абстрактнотеоретической структуры к выявлению реальных типов личности, рассматриваемых как целостное образование, несводимое к набору личностных черт или некоторой их комбинации. Каждый из выделенных типов выступает как интеграл психологических механизмов и особенностей ценностно-смысловой сферы, что дает возможность характеризовать каждый тип несимметричным образом.

Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. №1

207

Отнесение к тому или иному типу самоопределения личности проводилось посредством микросе-мантического и контент-анализа сочинений, в которых предлагалось раскрыть качества и особенности личности, необходимые для успешной адаптации и самореализации. С помощью метода экспертного оценивания содержания сочинений были выбраны субъективно значимые «темы» (27 характеристик). Далее предлагалось оценить субъективную значимость каждой «темы» по пятибалльной шкале: от «полностью согласен» до «совершенно не согласен». С помощью техники кластерного анализа (к-шеаш) было выделено четыре группы испытуемых. Содержательный анализ значимых понятий и теоретические представления о структурных компонентах самоопределения позволили интерпретировать выделенные типы как интенциональный, диспозицио-нальный, поссиденциальный и потенциональный.

Для изучения ценностно-смысловой сферы были использованы методика Ш. Шварца (адаптация В. Н. Карандашева [19]) и методика смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [20]. Выявление достоверности различий между показателями ценностных ориентиров с учетом типологических особенностей проводилось по и-критерию Манна-Уитни для независимых выборок.

При обработке данных применялся пакет 81аЙ8-йса 6.0 для компьютерной среды Windows.

Результаты исследования и их обсуждение

С целью изучения различий по показателям ценностных ориентаций между выделенными типами самоопределения личности был использован непараметрический и-критерий Манна-Уитни для независимых выборок.

Необходимо отметить, что представители четырех типов самоопределения не различаются по ценностным ориентациям нормативного уровня: универсализму, самостоятельности, стимуляции, достижениям и безопасности, а также уровня индивидуальных приоритетов: традициям и стимуляции. В результате можно предположить, что образ жизнедеятельности, способ самоопределения оказывает малое влияние на формирование указанных ценностных ориентиров.

Представители того или иного типа самоопределения имеют свои особенности, специфические признаки в структуре ценностей.

Представители интенционального типа отличаются от представителей остальных типов: 1) выраженной гедонистической направленностью как на нормативном, так и на поведенческом уровне; 2) высокими показателями конформности на нормативном уровне; 3) меньшим проявлением ценности достижений на уровне индивидуальных приоритетов; 4) низким уровнем власти на уровне индивидуальных приоритетов.

Для представителей диспозиционального типа самоопределения характерна направленность на универсальные ценности (уровень индивидуальных приоритетов).

Поссиденциальный тип самоопределения отличают: 1) низкий уровень доброты на уровне индивидуальных приоритетов; 2) большая ориентация на ценность власти на нормативном и поведенческом уровне.

Для представителей потенционального типа различительные особенности таковы: 1) низкий уровень конформности на нормативном уровне; 2) низкие значения гедонистической направленности.

По показателям смысложизненных ориентаций были обнаружены значимые различия между типами самоопределения личности. Представители интенционального типа характеризуются меньшей выраженностью показателей «цели», «процесс»,

«локус контроля - жизнь» и «осмысленность жизни». Это позволяет говорить о малой дифферециро-ванности целеполагания, о сужении сферы жизненных интересов и затруднениях в эмоциональном отклике на события и явления, встречаемые на жизненном пути. Также имеются определенные трудности в способности прогнозировать, антиципировать будущее и умении претворять собственный замысел в жизнь.

У представителей диспозиционального типа ниже, чем у представителей потенционального типа, уровень показателей «процесс», «результат», «локус контроля - жизнь». Данный факт предполагает неверие в свои возможности предвосхищать события собственного жизненного пути и отсутствие стремления осуществлять свои намерения, снижение эмоциональной привлекательности и значимости определенных жизненных явлений и ситуаций, определенную неудовлетворенность самореализацией. Это, возможно, определяется излишней ориентацией представителей данного типа самоопределения на социум и чрезмерной зависимостью от него, когда ответственность за ход собственной жизни перекладывается и передается внешнему окружению.

Для представителей поссиденциального типа характерен высокий уровень показателей «цели», «процесс» и «результат» (которые непосредственно соотносятся с настоящим («процесс»), прошлым («результат») и будущим («цель»). Все это характеризует представителей рассматриваемого типа самоопределения с точки зрения обладания устойчивой и пластичной временной перспективой. При этом, однако, выявлен низкий уровень показателей «локус контроля - Я» и «локус контроля - жизнь», то есть неверие в возможность и способность контролировать собственную жизнь, быть ее творцом. Это может объясняться тем, что неспособность к самоконтролю, отсутствие уверенности в своих силах вызывает определенного рода негативные эмоции (страх, боязнь, тревогу), и, как следствие этого, защитным механизмом выступает стремление к контролю других людей. Данный факт подтверждается наличием высоких (статистически значимых) показателей ценности «власть» на поведенческом уровне у представителей рассматриваемого типа самоопределения.

Представители потенционального типа характеризуются наиболее высоким уровнем показателей смысложизненных ориентаций. Это предусматривает целеполагание, насыщенность и наполненность жизни смысловым содержанием, убеждение в возможности и способности управлять ходом событий собственной жизни.

Полученные данные позволили сделать некоторые выводы об особенностях ценностно-смысловой сферы с учетом индивидуально-типологических особенностей личностей.

1. Формирование ценностно-смысловой сферы в некоторой степени определено индивидуальнотипологическими особенностями личности, в частности, типом самоопределения. Выявлено, что представители четырех типов самоопределения не отличаются по ценностным ориентациям нормативного уровня: универсализму, самостоятельности, стимуляции, достижениям и безопасности, а также уровня индивидуальных приоритетов: традициям и стимуляции. Таким образом, можно предположить, что образ жизнедеятельности, способ самоопределения оказывает малое влияние на формирование указанных ценностных ориентиров.

2. Для представителей рассмотренных типов самоопределения были выделены отличительные признаки по показателям ценностей на уровне нормативных идеалов и индивидуальных приоритетов, а также смысложизненных ориентаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -300 с.

2. Анцыферова Л. И. Развитие личности и проблемы геронтопсихологии. М.: ИП РАН, 2004. -416 с.

3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды. М.: Институт Практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. -352с.

4. Петровский А. В. Психология в России: XX век. М.: УРАО, 2000. -312 с.

5. Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М.: ПЕР СЭ, 2001. -511 с.

6. Зеер Э. Ф. Психология профессий. М.: Академический проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. -336 с.

7. Климов Е. А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004. -304 с.

8. Заиченко Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1993. -254 с.

9. Красило Д. А. // Психологическая наука и образование. 2003. № 2. С. 89-100.

10. Снегуров А. В. Особенности процесса персонального самоопределения у старшеклассников: Дисс. ... канд. психол. наук. М., 1999. -177 с.

11. Гулякина В. В. Групповые нормы и ценности как факторы самоопределения личности старшеклассника: Дисс. . канд. психол. наук. Курск, 2000. -192 с.

12. Черникова Т. В. Социально-психологическое содействие самоопределению личности на этапе ранней юности: Дисс. ... канд. психол. наук. Ростов-на-Дону, 1998. -165 с.

13. Чернышев А. С., Лунев Ю. А., Сарычев С. В. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: ИП РАН, 2005. -190 с.

14. Гинзбург М. Р. // Вопр. психологии. 1988. № 2. С. 19-26.

15. Сафин В. Ф. Самоопределение личности: теоретические и эмпирические аспекты исследования. Уфа: Гилем, 2004. -258 с.

16. Абульханова К. А. // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики. М.: ИП РАН, 1997. С. 7-37.

17. Брушлинский А.В. Психология субъекта. М.: ИП РАН; СПб.: Алетейя, 2003. -272 с.

18. Славская А. Н. Личность как субъект интерпретации. Дубна: Феникс+, 2002. -240 с.

19. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. -70 с.

20. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -16 с.

Поступила в редакцию 08.02.2007 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.