УДК 159.923.2
МАНИПУЛЯТИВНЫЕ КАЧЕСТВА КАК ФАКТОР
ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ
© А. А. Вихман1, И. Н. Нурлыгаянов2*
1 Пермский государственный педагогический университет Россия,614990 г. Пермь, ул. Сибирская, 24.
Тел.: +7 (342) 212 23 89.
2Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.
Тел.: +7 (347) 229 96 05.
E-mail: panasonicbox@inbox. ru
В статье рассматриваются основные подходы к самоопределению личности. Макиавеллизм личности интерпретируется как детерминанта ценностно-смыслового самоопределения. Раскрываются особенности эффектов макиавеллизма на ценностно-смысловое становление личности.
Ключевые слова: самоопределение, ценностно-смысловая сфера, личность, манипуля-тивные качества, макиавеллизм.
Постановка проблемы исследования
Проблема изучения самоопределения личности продолжает сохранять актуальность в современной России. Это связано с постоянно меняющимися социально-экономическими условиями жизни, предъявляющими определенные требования к субъекту жизнедеятельности, развитием общества, изменением приоритетов.
Перспектива исследования самоопределения личности объясняется многими причинами. Наиболее важными среди них являются следующие. Во-первых, необходимо отметить значимые практические детерминанты, так как психологические знания о закономерностях самоопределения становятся особо востребованными в условиях социальных изменений. В российском обществе остаются неустойчивыми складывающиеся системы жизненных смыслов, базовых ценностей, нравственных идеалов, поэтому проблема самоопределения личности по-прежнему сохраняется в ряду остро актуальных. Второй причиной является собственно научный интерес к вопросам самоопределения личности. Данная категория относится к обобщенным, интегральным психологическим феноменам.
По мнению некоторых психологов, в настоящее время все более распространенным становится смещение интереса к личностным аспектам рассматриваемой проблемы (М. Р. Гинзбург, Н. С. Пряжников, В. Ф. Сафин). В данном направлении можно выделить несколько позиций изучения самоопределения.
Во-первых, самоопределение рядом исследователей трактуется как новообразование, связанное с формированием мотивационной и ценностносмысловой сферы (Л. И. Божович, И. С. Кон, Д. И. Фельдштейн). Таким образом, подчеркивается направляющая и регулирующая роль этого процесса в становлении личности. Л. И. Божович рассматривает самоопределение как новообразование юношеского возраста, в котором слиты представления субъекта о себе и окружающем мире [1]. Самоопределение связано с временной перспекти-
вой и предполагает выбор профессии, но не сводится к нему. Также ученым подчеркивается дву-плановость самоопределения: оно осуществляется через выбор профессии и через лишенные конкретности искания смысла своего существования, но к концу юношеского возраста эта двуплановость ликвидируется. И. Г. Шендриком самоопределение исследуется как процесс образования мотивов и целей, формирования личностных смыслов, опосредованный особенностями ведущей деятельности личности [2]. О. С. Анисимов считает, что самоопределение - это высшая форма мотивационного процесса, заключающаяся в соотнесении содержания потребностей и содержания предмета, способного стать предметом потребности [3].
Ценностно-смысловая сфера личности в самоопределении обеспечивает регуляцию жизнедеятельности субъекта во всех ее аспектах. Эта регуляция состоит в согласовании сущностных сил, структурных элементов целостного самоопределения с требованиями отдельных сфер жизни через инициативу и созидательную активность субъекта на фоне переживания смысла жизни и собственной деятельности.
В современных исследованиях предлагается рассмотрение ценностей как факторов самоопределения и социализации личности (В. В. Гулякина,
Н. А. Журавлева, А. С Чернышев), как системообразующих компонентов в целостной индивидуальности (Н. А. Кирилова), как регуляторов профессионального развития и становления (Д. Н. Зава-лишина, С. О. Зуева).
В настоящее время проблема смысла жизни является достаточно изученной областью психологии. Основное положение ученых сводится к тому, что единая направленность, интегрирующая личность и деятельность субъекта в общество, обеспечивается смыслом. Исследователи, специально занимающиеся проблематикой самоопределения личности, отмечают, что его важнейшим образованием является нахождение смысла жизни, а сам поиск и реализация этого смысла составляет про-
* автор, ответственный за переписку
цесс самоопределения личности (Д. А. Леонтьев, И. И. Чеснокова, В. Э. Чудновский).
Во-вторых, в отечественной психологической науке самоопределение также интерпретируется как процесс формирования и нахождения собственной позиции и отношения к ряду жизненных задач. Так, в классическом словаре психологии самоопределение личности раскрывается как «сознательный акт выявления и утверждения собственной позиции в проблемных ситуациях» [4, с. 351]. В. В. Гулякина характеризует самоопределение личности как осознанное формирование своего отношения к какой-либо стороне жизнедеятельности [5].
Н. У. Заиченко считает, что личностное самоопределение представляет процесс поиска собственной позиции в системе общественных отношений на основе собственных ценностей и смыслов [6].
З. С. Карпенко самоопределение рассматривается как нравственно мотивированный выбор определенной социальной позиции вследствие осознания смыслообразующих мотивов основных видов деятельности [7]. А. В. Снегуров под самоопределением понимает процесс выработки человеком своей позиции, звено личностного развития, связанное с самосознанием, самоактуализацией, самореализацией [8]. Ю. А. Лунев отмечает, что самоопределение «предполагает сознательный выбор поведенческой стратегии личности, соотносящей ее желания, возможности и долженствования» [9, с. 283].
В-третьих, не менее значим подход к личностному самоопределению в трудных жизненных ситуациях, заложенный трудами К. А. Абульхано-вой (1981), Л. И. Анцыферовой (2004), Ф. Е. Василюка (1984), Т. Б. Карцевой (1988), С. Л. Рубинштейна (1997), Д. В. Сочивко (2002). В отечественной психологии данный вопрос разрабатывается в исследованиях, ведущихся в русле изучения жизненного пути личности. Согласно С. Л. Рубинштейну, жизненное событие - это поворотный этап жизненного пути человека, связанный с принятием им на длительный период его жизни важных решений. Таким образом, С. Л. Рубинштейн связывает событие жизни с собственной активностью человека, с принятием им решения и его реализацией [10].
Большой интерес представляет изучение личностных свойств, факторов, обусловливающих самоопределение в целом и ценностно-смысловой аспект в частности. В качестве такой личностной детерминанты, влияющей на характер и содержание самоопределения, мы рассмотрим манипуля-тивные качества, операционализируемые через фактор «макиавеллизм».
Проблема макиавеллизма личности получила широкое распространение в зарубежной психологии (M. Ames, P. D. Cherulnik, F. Geis, A. H. Kidd, R. E. Kraut, I. H. Way). Первое, фундаментальное психологическое исследование в этой области было проведено в 70-х годах американскими исследователями R. Christie, F. Geis. Они проанализировали
трактат «Г осударь» итальянского философа Н. Макиавелли и на основе контент-анализа, выделив основные убеждения и установки автора, создали методику для диагностики макиавеллизма как устойчивой черты личности.
Для отечественной психологической науки эта проблематика является относительно новой и малоизученной. Об этом свидетельствует как малое количество публикаций, так и отсутствие каких-либо упоминаний по данному вопросу в фундаментальных трудах по истории и теории отечественной психологии. Сложившаяся ситуация, на наш взгляд, объясняется следующими причинами. Во-первых, отсутствием практического инструментария, направленного на изучение макиавеллизма (Тестовая методика широкое распространение находит лишь с 2000 года в связи с появлением адаптированной В. В. Знаковым шкалы ЫасЬ-1У). И, во-вторых, в советском обществе не могли быть опубликованы результаты научных исследований, которые бы доказывали, что советский человек может быть неправдивым, лживым и для достижения собственных целей способен манипулировать другими людьми.
Под макиавеллизмом личности понимается устойчивая характерологическая особенность, проявляющаяся в склонности манипулировать другими людьми в межличностных отношениях с целью достижения своих сугубо эгоистических целей [1 1]. В. В. Знаков рассматривает макиавеллизм как синдром, сочетающий в себе когнитивные, мотивационные и поведенческие характеристики [12]. Когнитивные и мотивационные компоненты сплетены в убеждении субъекта о необходимости манипулирования другими людьми. При этом у данных субъектов не возникает в сознании проблем нравственного характера. Поведенческая составляющая выражается в имеющемся арсенале практических приемов и навыков манипулирования. На наш взгляд, в данном синдроме ярко выражен и эмоциональный компонент, проявляющийся в переживании эмоций удовольствия от возможности управления действиями других людей.
Смысл понятия заключается в трех ключевых психологических составляющих.
1. Поведение. Использование манипулятивных техник в процессе межличностного взаимодействия. Важно отметить, что макиавеллист манипулирует всегда осознано с целью достижения выгоды для себя, применяя утонченные техники лести, обмана, подкупа, подлога. Неслучайно один из смыслов данного термина переводится как «бессовестный».
2. Отношение. Циничное отношение к другим людям как к слабым и зависимым от социального давления. Макиавеллисты относятся к другим людям с подозрением, эмоционально отчужденно, ориентируясь не на партнера, а на свою выгоду, которою они могут получить через него. То есть в процессе манипуляции партнер по взаимодействию выступает для макиавеллиста не более чем инстру-
мент, благодаря которому можно достичь желаемого результата.
3. Игнорирование социальной морали, когда она мешает достичь желаемого результата.
Однако, как считает M. R. Leafy, макиавеллистов нельзя назвать полностью аморальными и безнравственными, скорее они придерживаются стабильной системы ситуативной этики, в которой моральные решения базируются на личном выборе руководящих принципов и ценностей [13].
Обобщая сказанное, можно сказать, что макиавеллист - это «субъект, который манипулирует другими на основе кредо, определенных жизненных принципов, которые служат ему оправданием манипулятивного поведения» [14, с. 50].
Важнейшей характеристикой макиавеллистов является своеобразие их ценностно-смысловой сферы личности. Мы уже говорили, что чувства, потребности и права других людей для макиавеллиста вторичны, причем неважно, партнер по бизнесу это или близкий родственник. Это отражает их субъект-объектную направленность, выражающуюся в эксплуататорском отношении к окружающим людям. S. Musser и E. Orke при создании типологии ценностей обнаружили, что чем выше показатель макиавеллизма, тем реже выбираются инструментальные ценности, продиктованные моральными причинами, причем неважно, ориентированы они на себя либо же на других [15]. То есть макиавеллисты отвергают ценности прощения, любви, вежливости, честности, общественной полезности. Им свойственна ориентация на отвержение ценности ответственности за свои поступки, готовность агрессивно защищать свою доминантную позицию и автономию.
Таким образом, целью настоящего исследования явилось изучение роли, эффектов макиавеллизма как манипулятивного качества личности в ценностно-смысловом самоопределении личности.
Организация и методы исследования
Выборка. Исследование проводилось в течение 2004-2005 гг. в Башкирском государственном педагогическом университете. Выборку составили 206 испытуемых; из них 104 юноши и 102 девушки (однако фактор пола в эмпирическом исследовании не учитывался).
Методика исследования. Особенности ценностно-смысловой сферы изучались методикой смысложизненных ориентаций (адаптация Д. А. Леонтьева [16]) и методикой Ш. Шварца (адаптация В. Н. Карандашева [17]). Фактор «макиавеллизм» как проявление манипулятивной направленности личности диагностировался методикой Mach-IV (адаптация В. В. Знакова [18]).
Проводилась оценка нормальности распределения всех полученных результатов (вычислялись показатели эксцесса и асимметрии и их ошибки). Выявлено отличие распределения от нормального по большинству показателей, что обусловило необходимость применения непараметрических методов
математической обработки данных. Для изучения эффектов фактора «макиавеллизм» на проявление определенной картины ценностно-смысловой сферы была использована процедура однофакторного дисперсионного анализа - Н-критерия Крускала-Уоллиса. При проведении статистической обработки данных применялся пакет прикладных программ Statistica 6.0.
Показатель макиавеллизма определялся как независимый фактор с тремя градациями значений: низкий, средний и высокий уровни. В качестве зависимых переменных были обозначены показатели ценностно-смысловой сферы - смысложизненные ориентации и ценности на нормативном и индивидуальном уровне.
Результаты и их обсуждение
В ходе анализа полученных данных мы обнаружили, что фактор «макиавеллизм» не оказывает эффекты на смысложизненные ориентации.
Было выявлено, что макиавеллизм оказал влияние на показатели ценностей уровня индивидуальных приоритетов: доброту (Н = 6.640, р < 0.036) универсальные ценности (Н = 5.982, р < 0.046) и безопасность (Н = 7.872, р < 0.019). Как отмечает В. В. Знаков, у лиц с высоким уровнем макиавеллизма «наблюдается тенденция доминирования экономических и социально-статусных ценностей над моральными и гуманистическими» [12, с. 263]. Исходя из концепции Ш. Шварца о мотивационной цели ценностных ориентаций, доброта и универсализм отражают тенденцию к удовлетворению потребностей, связанных с существованием во внешнем мире и отказом от эгоистических интересов. Эгоистическая направленность часто находится в психологической оппозиции стремлению к оказанию помощи и поддержки, защите благополучия близких людей. Универсализм также предполагает ответственность и честность перед социумом. Уровень макиавеллизма влияет на характер и степень выраженности ценностей самотрансцендентности. Личности с низкими показателями макиавеллизма обычно в поведении проявляют ответственность по отношению к себе и другим людям, направленность на подлинное взаимодействие и сотрудничество, стремление к оказанию помощи. Ориентация на собственное благополучие, контроль в ситуациях социального взаимодействия, объектное интерпретирование окружающих людей - эти черты могут иллюстрировать поведенческий портрет лиц с высокими показателями макиавеллизма.
Уровень макиавеллизма оказал влияние и на проявление ценности безопасности. Мотивационная цель данной ценности заключена в поддержании благополучия собственного и близких людей, гармонии межличностных отношений, стабильности в обществе. Существует единый, обобщенный тип ценности безопасности. Это обусловлено тем, что ценности, относимые к групповой, коллективной безопасности, во многом значимы и на инди-
видуальном уровне для конкретной личности. Было установлено, что с увеличением значений по фактору «макиавеллизм» происходит снижение значимости ценностей безопасности. Для лиц с низкими показателями макиавеллизма более характерны в поведении направленность на оказание помощи близким и окружающим, ориентация на паритетное межличностное взаимодействие. А для лиц с высокими показателями макиавеллизма большую значимость представляет собственная безопасность, учет собственных интересов в ситуациях межличностного общения и взаимодействия. Полученные данные могут быть соотнесены с результатами теоретических и эмпирических исследований зарубежных и отечественных психологов.
Таким образом, для лиц с высоким уровнем макиавеллизма (являющегося выражением объектного интерпретирования общества и других субъектов) более характерны мировоззренческие установки и поведенческие паттерны, связанные с собственным благополучием и эгоистической направленностью. Личностям с низкими показателями присущи ценности, отражающие благополучие не только собственное, но и окружающих людей.
Полученные данные позволили нам сделать некоторые выводы о детерминации ценностносмыслового самоопределения манипулятивными качествами личности.
1. Самоопределение личности может рассматриваться в трех аспектах: самоопределение как новообразование, связанное с формированием ценностно-смысловой и мотивационной сферы; самоопределение как процесс поиска и обретения собственной позиции; самоопределение в трудных жизненных ситуациях. Однако центральным является изучение ценностно-смыслового аспекта самоопределения личности в изменяющихся социальноэкономических и политических условиях.
2. Несомненно, интересным представляется изучение личностных качеств в детерминации ценностно-смыслового становления человека. Мани-пулятивные качества личности во многом определяют ее способ интерпретирования действительности. Макиавеллизм личности как манипулятивное
качество определяет формирование ценностносмысловой сферы человека.
3. В результате эмпирического исследования было выявлено, что фактор «макиавеллизм» не оказывает эффекты на смысложизненные ориентации. Но имеются значимые влияния данного личностного фактора на ряд ценностей уровня индивидуальных приоритетов - доброту, универсализм и безопасность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды. М.: Институт практической психологии; Воронеж: МОДЭК, 1995. -352 с.
2. Шендрик И. Г. Психологические особенности самоопределения на этапе перехода от детства к взрослости: дис. ... канд. психол. наук. М., 1989. -161 с.
3. Анисимов О. С. // Мир психологии. 2000. №4. С. 121-126.
4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. М.: Педагогика-Пресс, 1998. -440 с.
5. Гулякина В. В. Групповые нормы и ценности как факторы
самоопределения личности старшеклассников: дис. ...
канд. психол. наук. Курск, 2000. -192 с.
6. Заиченко Н. У. Обусловленность личностного самоопределения юношества социальными условиями жизнедеятельности: дис. . канд. психол. наук. М., 1993. -254 с.
7. Карпенко З. С. Психологические особенности самоопределения младших школьников: дис. . канд. психол. наук. Киев, 1989. -169 с.
8. Снегуров А. В. Особенности процесса персонального самоопределения у старшеклассников: дис. . канд. психол. наук. М., 1999. -177 с.
9. Лунев Ю. А. Формирование развивающейся социальной среды в бизнес-организациях // Современная психология: состояние и перспективы исследований. Часть 3. Социальные представления и мышление личности. Материалы юбилейной научной конференции ИП РАН, 28-29 января 2002 г. М.: Институт психологии РАН, 2002. С. 275-287.
10. Рубинштейн С. Л. Человек и мир. М.: Наука, 1997. -191 с.
11. Studies in Machiavellianism / Ed. by R. Christie, F. L. Geis. N.-Y.: Academic Press, 1970.
12. Знаков В. В. Психология понимания: проблемы и перспективы. М.: Институт психологии РАН, 2005. -448 с.
13. Leafy M. R. // Personality and Social Psychology Bulletin. 1986. №3.
14. Знаков В. В. // Вопросы психологии. 2002. №6. С. 45-54.
15. Musser S., Orke E. // The journal of Applied Behavioral Science. 1992. №28.
16. Леонтьев Д. А. Тест смысложизненных ориентаций. М.: Смысл, 1992. -16 с.
17. Карандашев В. Н. Методика Ш. Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. СПб.: Речь, 2004. -70 с.
18. Знаков В. В. Методика исследования макиавеллизма личности. М.: Смысл, 2001. -20 с.
Поступила в редакцию 15.12.2008 г.