ДИНАМИКА ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ В ХОДЕ ТРЕНИНГА СМЫСЛОЖИЗНЕННОГО ПОИСКА В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ТИПА ОСМЫСЛЕННОСТИ ЖИЗНИ
Салихова Н.Р., Семенова-Полях Г.Г., Соловьева С.А.
В статье описывается динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости, обусловленная типом осмысленности жизни, задаваемым параметрами осознанности смысла жизни и удовлетворенности жизнью. Показаны особенности изменения ее содержательных и динамических аспектов, преобладающего психического состояния, а также их структурной конфигурации в естественных условиях и в результате тренинга смысложизненного поиска. Выявлены механизмы, лежащие в основе преобразования ценностно-смысловой сферы личности при разных типах осмысленности жизни.
Ключевые слова: тип осмысленности жизни, тренинг смысложизненного поиска, психические состояния, реализуемость личностных ценностей, ценностно-смысловая сфера личности.
Dynamics of value-meaning field of personality in the course of training of meaning of life search depending on the type of life meaningfulness. The article describes the dynamics of value-meaning field of personality in the period of youth, determined by type of life meaningfulness, parameters of meaning of life awareness and life satisfaction. Peculiarities of changes in contents and dynamic aspects are discussed, as well as changes in leading mental state and their structural configuration in natural environment and as a result training for the search of life meaningfulness. Mechanisms that are a base of changes in the value-meaning field of personality in different types of life meaningfulness are revealed.
Key words: type of life meaningfulness, training for search of meaning of life, mental states, realization of personal values, contents and dynamic aspects of value-meaning field of personality.
Восточная мудрость гласит: «Не дай вам бог родиться в эпоху перемен». Современная российская молодежь - это дети перестроечной эпохи, связанной с кардинальной перестройкой ценностно-нормативных систем общества, которые находятся в ситуации культивирования в обществе противоречивых ценностей: с одной стороны, это ценности материального благополучия и финансового успеха, с другой, - декларация ценностей семьи, здоровья, духовности и добра. Все это создает размытые ценностно-смысловые ориентиры жизни, четкость и определенность которых особенно важна при переходе к взрослости, когда формируются жизненные планы, происходит личностное самоопределение и построение индивидуального стиля жизни. Отсутствие сознательного выбора профессионального и жизненного пути в целом порождает массу экзистенциальных проблем у молодых людей, ведущих к росту нигилизма, фанатизма, депрессий, попыток суицида, девиаций и делинквенций.
Иллюстрацией сложившейся ситуации стали результаты исследования ценностно-смысловой сферы личности студентов педагогических специальностей. Обнаружено, что 60%
студентов не осознают смысл жизни, из них 43% - на фоне негативных состояний разочарования, боли, грусти, неудовлетворенности, страха и закрытости [10]. При этом 8% студентов осознанно и аргументировано отрицают наличие смысла жизни вообще на фоне доминирующего жизненного состояния депрессии (25%), бессмысленности (17%), безразличия (8%). И при этом всего лишь 30% студентов испытывают состояние счастья и радости, полноты и яркости жизни, чувство гордости, любви и уверенности в жизненном успехе.
Выход из сложившейся ситуации видится в повышении субъектности личности. Поскольку становление человека в качестве субъекта жизни определяется интегративной характеристикой ценностно-смысловой сферы - смыслом жизни [1; 3; 7; 8], то целесообразна психологическая работа, направленная на развитие ценностно-смысловых структур личности через его поиск и осознание, учитывающая при этом их индивидуальную специфику. В связи с этим была поставлена цель данного исследования: выявить особенности изменения ценностно-смысловой сферы личности в период молодости, происходящие в естественных условиях и в ходе тренинга смысложизненного поиска, в зависимости от типа осмысления жизни.
А.С. Соловьевой была разработана и апробирована программа тренинга смысложизненного поиска [11]. Основными ее задачами стали: 1) формирование рефлексивной культуры личности; 2) самооценка соответствия своей системы ценностей жизненным ориентирам; 3) устранение глубинных негативных установок личности, препятствующих переживанию полноты и осмысленности жизни; 4) формирование способов проектирования путей решения своих жизненных проблем. Ключевым звеном программы явились процессы внутриличностной динамики смысловых образований, описанные ДА. Леонтьевым: смыслообразование, смыслоосознание и смыслостроительство [3]. Для их инициации были подобраны соответствующие психотехники на полагание и столкновение смыслов, интернализацию, инсайт, идентификацию, рефлексию и т.д.
Тренинг, который проводился в группах по 15-20 человек в течение учебного года по 1,5-2 часа 1-2 раза в неделю (всего 100 аудиторных часов), прошли 75 студентов. Контрольную выборку составили 75 студентов, не посещавшие тренинг. В обеих выборках было проведено 2 диагностических среза - констатирующий и контрольный.
Учет индивидуальной специфики ценностно-смысловой сферы личности каждого студента обеспечивался выявлением типа осмысленности жизни, задаваемым сочетанием таких параметров как его осознанность и удовлетворенность жизнью [9; 10]. Для этого использовалась экспертная оценка текстов сочинения «Мой смысл жизни», которая позволила выделить группы студентов со следующими типами жизнеосмысления. В группу с типом осознанной удовлетворенности жизнью (ОУ) вошли студенты, ощущающие полноту собственного бытия, у которых глубина и широта понимания своего предназначения сочетается с видением средств достижения жизненных целей. Группу с типом осознанной неудовлетворенности жизнью (ОН) составили студенты, находящиеся в активном поиске смысла собственной жизни на фоне четкого осознания причин жизненной неудовлетворенности. В другую группу - с типом неосознанной удовлетворенности жизнью (НО) -
вошли студенты, содержание жизненных целей и смыслов которых представлено в форме шаблонных программ по типу «посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка». В противоположность этому при типе неосознанной неудовлетворенности жизнью (НН) отсутствуют размышления о смысле жизни, жизненные задачи воспринимаются как непреодолимо трудные, при этом доминируют состояния скуки, пустоты и бесцветности жизни. Были также выявлены студенты, вытесняющие смысл жизни: в одном случае - путем избегания обсуждения подобных тем (тип неосознанного избегания -НИ), в другом - путем осознанного и философски аргументированного отрицания его существования (тип осознанного отрицания - ОО). В обеих этих группах преобладало негативное жизнеощущение. Более подробное описание данных типов содержится в источниках [9; 10].
Содержательные характеристики ценностно-смысловой сферы личности раскрывались через иерархию личностных ценностей (тест «Ценностные ориентации» М. Рокича в модификации Е.Б. Фанталовой [12]). Динамические - определялись уровнем осмысленности жизни (тест «СЖО» Д.А. Леонтьева [4], измеряющий параметры Цели, Процесс, Результат, Локус контроля Я (ЛК-Я), локус контроля - жизнь (ЛК-Ж) и общий балл (ОЖ)) и индексом реализуемости личностных ценностей (по Н.Р. Салиховой [8]). Поскольку общее жизнеощущение выступает барометром подлинности и адекватности найденного смысла жизни, то в исследовании учитывались перманентные психические состояния (по А.О. Прохорову [6]) и их динамика. Они оценивались по тесту «Самооценка психических состояний» Г. Айзенка [5]. В формирующем эксперименте применялись методы тренинговой работы: дискуссия, мозговой штурм, ролевые игры, метод кейсов, метод символического самовыражения и др. Анализ результатов осуществлялся с помощью ^критерия Стьюдента, корреляционного и дивергентного анализов.
Сравнительный анализ групп до и после эксперимента показал, что изменение иерархии ценностей более значительны в экспериментальной группе по сравнению с контрольной. В группе неосознанной удовлетворенности жизнью после тренинга возросла ценность познания и творчества (р<0,05), а в группе неосознанного избегания смысла жизни - только творчества. Снизилась важность познания при неосознанном избегании смысла жизни и ценность счастливой семейной жизни - при неосознанной неудовлетворенности жизнью (р<0,05), что, видимо, обусловлено необходимостью компенсации жизненной неудовлетворенности в этих сферах. Снижение ранга ценностей познания и свободы (р<0,05) при осознанной неудовлетворенности жизнью восполняется в ходе тренинга ростом важности таких источников смысла жизни как активная деятельная жизнь, любовь и творчество (р<0,05). Экологичность подобных сдвигов объясняется тем, что повышение, например, ценности познания при данном типе чревато «уходом в осознавание», описанных Д. Дёрнером [2] как стратегии ухода от принятия решений и активных действий посредством рационализации жизненных затруднений.
Возросла ценность уверенности в себе в группах с типами неосознанной неудовлетворенности (НН), неосознанной удовлетворенности (НУ) и осознанной удовлетворенности жизнью (ОУ), что можно связать с осознанием важности веры в собственные силы для достижения успеха в жизни, что и прививалось в ходе тренинга.
В естественных условиях изменения иерархии ценностей обнаружены лишь при осознанной удовлетворенности (ОУ), где повысилась важность ценности уверенности в себе (р<0,01), и осознанной неудовлетворенности жизнью (ОН), где повысилась важность ценностей познания, свободы и творчества (р<0,05) и снизился ранг ценности материально обеспеченной жизни (р<0,05).
В целом, в результате тренинга изменения содержательных аспектов ценностно-смысловой сферы личности, заданных иерархией личностных ценностей, характерны для всех типов жизнеосмысления и сфокусированы на ценностях, связанных с возрастными задачами молодости. В естественных же условиях динамика ценностно-смысловых ориентиров менее значительна и происходит только в группах с выраженным параметром осознанности смысла жизни.
Сопоставление результатов по параметру реализуемости ценностей показало, что после тренинга изменения в сторону увеличения данного параметра (р<0,05 или р<0,01) произошли почти при всех типах осмысленности жизни. Следовательно, в ходе тренинга молодые люди перешли от фазы смыслового поиска к фазе реализации обретенных смыслов. Наибольшие сдвиги в индексе реализуемости личностных ценностей отмечены в группах неосознанных типов, а наименьшие - при осознанном отрицании смысла жизни и осознанной неудовлетворенности жизнью. В контрольной группе, наоборот, наблюдается снижение индекса реализуемости, что соответствует нарастанию жизненной неудовлетворенности в результате затянувшейся фазы смыслового поиска, не приводящей к выбору основных смысложизненных ориентиров. При этом как в экспериментальной, так и контрольной выборках у тех, кто относится к типу осознанной удовлетворенности жизнью, индекс реализуемости остается выше по сравнению с другими (р<0,01).
В результате тренинга во всех группах обнаружено повышение всех показателей теста СЖО, и, в частности, повысился общий уровень осмысленности жизни (рис. 1). В контрольной группе позитивного сдвига данного параметра практически не наблюдается: в большинстве случаев он остался таким же, а при неосознанной неудовлетворенности жизнью и неосознанном избегании темы смысла жизни даже снизился. Только в группе с типом осознанной неудовлетворенности осмысленность жизни повысилась за счет увеличения ориентации на будущее и удовлетворенности результативностью прошлого. Это означает, что в ситуации жизненной неудовлетворенности ее осознание становится стимулом для позитивной динамики жизнеосмысления.
35 30 25 20 15 10 5 0
ЛК-Ж
ЭГ КГ НН
ЭГ КГ НУ
ЭГ КГ НИ
ЭГ КГ ОН
ЭГ КГ ОУ
ЭГ КГ ОО
180 160 140 120 100 80 60 40 20 0
Общий балл (ОЖ)
ЭГ КГ НН
ЭГ КГ НУ
ЭГ КГ НИ
ЭГ КГ ОН
ЭГ
КГ
ОУ
ЭГ
1
КГ
ОО
Рисунок 1. Показатели теста СЖО до и после тренинга в экспериментальной (ЭГ) и контрольной группах (КГ) при разных типах осмысленности жизни
Для большинства групп экспериментальной выборки характерно повышение в ходе тренинга показателей шкалы «Локус контроля - Я» за исключением студентов с осознанным отрицанием смысла жизни.
Поскольку функциональное назначение смысла жизни - в оценке прошлого и ориентировке в будущем, изменения коснулись и временной локализации смысловых образований. В группах вытеснения смысла жизни (НИ, ОО) и неосознанной и осознанной неудовлетворенности жизнью увеличились показатели шкалы «Результат» (р<0,001 и р<0,05, соответственно), а в группах неосознанных типов (НН, НИ) - «Цели» (р<0,01). Студенты с неосознанным избеганием смысла жизни стали выше оценивать настоящее как интересный и насыщенный жизненный процесс (различия по шкале «Процесс» на уровне р<0,01).
Отмечены изменения фоновых психических состояний молодых людей. В экспериментальных группах неосознанного типа жизнеосмысления (НН и НИ) понизилась
фрустрация (р<0,001 и р<0,05, соответственно), так как в ходе тренинга были найдены адекватные способы решения значимых жизненных задач. При типе осознанного отрицания смысла жизни позитивная динамика коснулась состояния тревожности - она уменьшилась (р<0,05). Обоснование в ходе тренинга целесообразности гибкого жизневосприятия несмотря на страх потери привычной стратегии достижения жизненной удовлетворенности при неосознанной удовлетворенности жизнью и переосмысление отработанных схем отрицания смысла жизни в группе осознанного отрицания обернулось уменьшением ригидности (р<0,01). В группах с осознанной позицией (ОН и ОО), как и в аналогичных типах контрольной выборки, ослабли агрессивные тенденции (р<0,01 и р<0,05, соответственно), которые ранее выступали в роли защиты Я в ситуации жизненной неудовлетворенности и при позиции нигилизма, но по мере обретения уверенности в себе их выраженность упала.
Обобщение статистически значимых изменений показало (табл.1), что наибольшие изменения ценностно-смысловой сферы личности в ходе тренинга произошли у студентов, характеризующихся неудовлетворенностью жизнью (ОН и НН) и вытесняющих смысл жизни (НИ и ОО): ОН(11)>НН(Ю)=НИ>ОО(8)>НУ(7)>ОУ(5). При этом изменения содержательных сторон ценностно-смысловой сферы личности в тренинге наиболее значительны у лиц с осознанной неудовлетворенностью (7 достоверных изменений) и неосознанной неудовлетворенностью жизнью (5), а динамических - при неосознанном избегании темы смысла жизни (5) и неосознанной неудовлетворенности жизнью (4). Следовательно, тренинг вызвал переосмысление жизненных ориентиров, связанных со сферами самореализации личности, так как были найдены причины жизненной неудовлетворенности, а также произошел пересмотр того, как и в какой мере личностные ценности воплощаются в реальной жизни.
Таблица 1
Количество достоверных изменений в экспериментальных и контрольных группах в
зависимости от типа осмысленности жизни
Группы Экспериментальная Контрольная
Аспекты анализа Типы Содерж. Динам. Пс. сост. Итого Содерж. Динам. Пс. сост. Итого
Неосознанные НН 5 4 1 10 0 2 0 2
типы НУ 4 2 1 7 0 0 1 1
НИ 4 5 1 10 0 1 0 1
Сумма 13 11 3 27 0 3 1 4
Осознанные ОН 7 3 1 11 5 3 2 10
типы ОУ 3 2 0 5 2 0 0 2
ОО 3 2 3 8 0 1 1 2
Сумма 13 7 4 24 7 4 3 14
Итого 26 18 7 51 7 7 4 18
Наибольшие позитивные сдвиги психических состояний отмечены при осознанном отрицании смысла жизни (3). Вероятно, процессы групповой динамики, запускаемые присущей тренинговым технологиям обратной связью, инициировали пересмотр нежизнеспособных аргументов («философских» оснований), подкрепляющих отрицание смысла жизни, что и привело к повышению переживания включенности в собственную жизнь.
В контрольной группе ярко выраженной дифференциации изменений в зависимости от типа жизнеосмысления не наблюдается. Исключение составили студенты с осознанной неудовлетворенностью жизнью, обилие изменений у которых, вероятно, объясняется следующим. Сочетание неудовлетворенности жизнью и осознанного отношения к ней позволяет самостоятельно реконструировать процессы жизнеосмысления, в результате чего происходит естественный запуск поиска причин неудовлетворенности жизнью. Отсутствие же значительных сдвигов при осознанном отрицании смысла жизни объясняется тем, что при данном типе эти процессы блокируются психологическими защитами и ситуация неудовлетворенности жизнью не воспринимается как таковая.
В целом соотношение общего количества сдвигов в экспериментальной и контрольной выборках - 51 к 18, соответственно. Следовательно, динамика ценностно-смысловой сферы личности в период молодости оказывается более интенсивной при специально организованной работе по смысложизненному поиску, нежели в естественных условиях.
В исследовании выявлены изменения в структурной организации ценностно-смысловой сферы личности и психических состояний, полученные, в одних случаях, в естественных условиях, а в других - в результате тренинга, что позволяет косвенно судить о механизмах, лежащих в основе описанной выше динамики.
Наибольшей перестройке подверглись структуры ценностно-смысловой сферы личности в экспериментальных группах с неудовлетворенностью жизни (НН и ОО). В группе неосознанной неудовлетворенности жизнью эти изменения произошли посредством усиления роли системообразующих элементов - ригидности и фрустрации - и появления новых - тревожности и показателя «Цель» теста СЖО. Обнаружено формирование новых значимых связей с личностными ценностями «Хорошие и верные друзья», «Свобода». В аналогичной контрольной группе структура ценностно-смысловой сферы личности константна, по данным дивергентного анализа изменения в ней отсутствуют. Среди элементов, устойчиво связующих ее структуру, выступают показатель агрессии и показатель «Результат» теста СЖО, что и объясняет доминанту неудовлетворенности жизнью у респондентов данного типа. При осознанном отрицании смысла жизни на фоне общей дезинтеграции прежней неблагоприятной структуры ценностно-смысловой сферы личности организующую функцию приобретает показатель ригидности, сменяя общий показатель осмысленности жизни теста СЖО. В естественных условиях интегрированность общей структуры сохраняется за счет обилия устойчивых связей (18), не связанных с психическими состояниями, при этом уменьшается количество связей между показателями теста СЖО и ценностями.
В группах осознанной неудовлетворенности и неосознанной удовлетворенности жизнью динамика ценностно-смысловой сферы личности обнаруживает свою специфику как в тренинге, так и в естественных условиях. В контрольной группе при осознанной неудовлетворенности жизнью изменения произошли путем формирования новых системообразующих элементов -ригидности и агрессивности - и упразднения значимых связей между показателями теста СЖО и Г. Айзенка, характеризуя тем самым блокировку переживаний, связанных с источниками смысла жизни, и процессами жизнеосмысления. В то же время тренинг обеспечил стабилизацию ценностно-смысловой сферы личности через интеграцию показателей смысложизненных ориентаций («Локус контроля - Я», «Осмысленность жизни», «Цели» и «Результат») с психическими состояниями (ригидность, агрессивность и фрустрация), а также увеличение источников смысла жизни (любовь, искусство, друзья, уверенность, материальное благополучие), расширяющих диапазон сфер самореализации.
В контрольной группе при неосознанной удовлетворенности жизнью отмечено усиление процесса структурообразования через упрочение связей таких элементов системы как «Осмысленность жизни», «Локус контроля - Я» и показателя ригидности с личностными ценностями. В экспериментальной группе этого же типа изменения ценностно-смысловой сферы произошли за счет смены системообразующих показателей: вместо показателя «Результат» ими стали «Цель» и «Осмысленность жизни», при этом утрачена организующая роль фрустрации и тревожности. Т.е. после тренинга основой удовлетворенности жизни стало осмысленное восприятие перспектив будущего и жизни в целом.
Существенных изменений в структуре взаимосвязей характеристик ценностно-смысловой сферы личности при неосознанном избегании смысла жизни в обеих выборках не обнаружено. Устойчивые связи при ведущей роли показателей фрустрации и агрессии объясняют тенденцию избегания у респондентов данного типа.
Наиболее устойчивой как в естественных условиях, так и к воздействию тренинга оказалась структура ценностно-смысловой сферы личности при осознанной удовлетворенности жизнью (14; 9), в которой системообразующий показатель «Цели» отражает наличие осмысленного планирования личностью собственной жизни.
Итак, особенности изменения содержательных и динамических аспектов ценностно-смысловой сферы личности в естественных условиях и в результате тренинга смысложизненного поиска задаются типами осмысленности жизни. При этом механизмы преобразования ценностно-смысловой сферы личности также различаются в зависимости от типа осмысленности жизни. В условиях тренинга ключевыми факторами динамики у людей, принадлежащих к типам неосознанной неудовлетворенности и осознанного отрицания смысла жизни, является изменение психических состояний, а у тех, кто принадлежит к типам осознанной неудовлетворенности и неосознанной удовлетворенности - изменение смыслового наполнения жизни. В естественных условиях у людей, принадлежащих к типу осознанной неудовлетворенности, динамика ценностно-смысловой сферы запускается через изменение психических состояний, а к типу
неосознанной удовлетворенности - через смысловое наполнение жизни и повышение ощущения контроля над ней.
Таким образом, в специально организованных условиях тренинга происходит много существенных изменений содержательных и динамических аспектов ее функционирования, и они значительно дифференцированы в зависимости от типа осмысленности жизни, тогда как в естественных условиях без специальных воздействий они малочисленны и в меньшей степени зависят от типа. Наибольшим изменениям в условиях разработанной программы тренинга подвержена ценностно-смысловая сфера личности при неосознанной неудовлетворенности жизнью и осознанном отрицании смысла жизни. Для работы с молодежью с типом неосознанного избегания смысла жизни целесообразно расширение программы тренинга смысложизненного поиска психотехниками, направленными на преодоление психологических защит, а с типом осознанной неудовлетворенности жизнью - на формирование позитивного жизнеощущения.
Литература:
1. Абульханова К.А. Принцип субъекта в отечественной психологии // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2. № 4. - С. 3-21.
2. Дёрнер Д. Логика неудачи: Стратегическое мышление в сложных ситуациях / пер. с нем. И.А. Васильева, А.Н. Корницкого; науч. ред. Д.А. Леонтьев. - М.: Смысл, 1997. - 243 с.
3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. - М.: Смысл, 1999. - 487 с.
4. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М.: Смысл, 1992. - 16 с.
5. Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А.О. Прохорова. - СПб: Речь, 2004. - С. 160163.
6. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. - М.: Институт психологии РАН, 1998. - 152 с.
7. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. - М.: Наука, 1997. - 191 с.
8. Салихова Н.Р. Ценностно-смысловая организация жизненного пространства личности. - Казань: Казан. унт, 2011. - 452 с.
9. Салихова Н.Р., Соловьева С.А. Специфика смысложизненных состояний личности в процессе профессиональной подготовки // Казанский педагогический журнал. 2009. № 3. - С. 79-89.
10. Соловьева С.А. Типы отношений между смыслом жизни и его осознанием у студентов педагогического вуза // Образование и саморазвитие. № 4. 2007. - С. 99-107.
11. Соловьева С.А. Тренинг смысложизненного поиска: учебно-методическое пособие. - Чебоксары: Чуваш. гос. пед. ун-т, 2009. - 68 с.
12. Фанталова Е.Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов // Психологический журнал. 1992. Т. 13. № 1. - С. 107-117.