Научная статья на тему 'Специфика смысложизненных состояний личности в процессе профессиональной подготовки'

Специфика смысложизненных состояний личности в процессе профессиональной подготовки Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
198
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЫСЛОЖИЗНЕННОЕ СОСТОЯНИЕ / ОСОЗНАНИЕ СМЫСЛА ЖИЗНИ / РЕАЛИЗУЕМОСТЬ ЦЕННОСТЕЙ / УДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ ЖИЗНЬЮ / ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ / LIFE-MEANING CONDITION / COMPREHENSION OF MEANING OF LIFE / RELIABILITY OF VALUES / SATISFACTION WITH LIFE / MENTAL CONDITION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Салихова Н. Р., Соловьева С. А.

In the article empirically found out types of parity between meaning of the life and its comprehension are described. Their specificity connected with substantial (hierarchy of values) and dynamic (level of intelligence of a life, a reliability of values) by aspects of valuable-semantic sphere of the person, and also with a relief of a mental condition is shown. It is revealed that level of intelligence of a life reflects the realized activity of the person in judgment of a life, whereas a reliability of values reflects the degree of satisfaction with it.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of life-meaning conditions of a person in the course of professional training

In the article empirically found out types of parity between meaning of the life and its comprehension are described. Their specificity connected with substantial (hierarchy of values) and dynamic (level of intelligence of a life, a reliability of values) by aspects of valuable-semantic sphere of the person, and also with a relief of a mental condition is shown. It is revealed that level of intelligence of a life reflects the realized activity of the person in judgment of a life, whereas a reliability of values reflects the degree of satisfaction with it.

Текст научной работы на тему «Специфика смысложизненных состояний личности в процессе профессиональной подготовки»



СОШЛЬАЛЯ ЮХОЛОГПЯ п кс:>р»р^пшюгш

СПЕЦИФИКА СМЫСЛОЖИЗНЕННЫХ СОСТОЯНИЙ ЛИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ

Н.Р. Салихова, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии, заместитель декана факультета психологии по социально-воспитательной работе, Казанский государственный университет, С.А. Соловьева, старший преподаватель, заместитель декана факультета физической культуры, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, кафедра психологии

Ключевые слова: смысложизненное состояние, осознание смысла жизни, реализуемость ценностей, удовлетворенность жизнью, психическое состояние.

Студенческие годы являются одним из самых важных возрастных этапов, поскольку кроме получения профессионально направленного образования в это время совершается переход к взрослости, связанный с построением перспективы и индивидуального стиля собственной жизни, становление человека как субъекта жизни. Поэтому данный возрастной период необходимо рассматривать не только с позиций обеспечения эффективности профессиональной подготовки студентов, но и с точки зрения закономерностей данного перехода и специфики тех состояний ценностно-смысловой сферы личности в сложный период решения широкого спектра жизненных вопросов. Понимание особенностей и функционально-структурных характеристик таких состояний может стать ориентиром в практике консультирования для создания наиболее оптимальных условий творческого развития будущих профессионалов.

Как известно, становление человека субъектом жизни связано с фор-

мированием жизненных планов или дальних намерений разной степени де-тализированности и четкости (от приблизительных, туманных до четких и конкретных образов), охватывающих основные сферы жизни [2; 14]. Они часто сохраняются не в виде длящегося состояния сознания, а с переходом из плана актуального субъективного переживания в план метанапряжения [2], порождая на каждом этапе жизни экзистенциальные ожидания [13], которые в подходящей ситуации актуализируются, побуждая человека к их реализации. Когда в течение некоторого периода в результате активности человека обозначается общее направление осуществления жизни, имеющийся вектор сопоставляется с тем, что ожидалось и планировалось. По всей видимости, на неосознаваемом уровне эта работа в фоновом режиме происходит постоянно: текущее состояние дел сопоставляется с ожиданиями, в итоге появляется обобщенное интегративное состояние, которое можно назвать смысложиз-

ненным, суммирующее в себе общее ощущение от хода своей жизни. Оно выводит в сознание итог данной работы, выполняя функцию механизма отслеживания результативности жизни, осуществления обратной связи в регуляции процесса жизнеосущест-вления.

В теории психических состояний [4] среди трех уровней функциональных структур описаны «перманентные состояния», существующие и функционирующие «в границах длительного (месяц-год и более) времени, связанного с жизнедеятельностью и образом жизни» и характеризующиеся «сложным многокомпонентным содержанием» [4, с. 55—57]. Выделены они по признаку временных рамок функционирования и практически не раскрыто их содержательное наполнение. Поскольку перманентные состояния соотнесены с обобщенными и масштабными жизненными отношениями, их содержание необходимо раскрывать в контексте фундаментальных для человеческого бытия вопросов, связанных со стремлением к смыслу [12]. Возможности их решения и могут определять те устойчивые, интегра-тивные и пролонгированные во времени состояния, релевантные целостным жизненным периодам, которые можно обозначить как смысложизнен-ные, выполняющие важные функции в жизнетворчестве человека.

Смысложизненное состояние мы определяем как проявление в сознании глубинного переживания человеком своей жизненной ситуации, возникающего при соотнесении хода текущего периода жизни с экзистенциальными ожиданиями. Оно инте-

80

грирует в себе множество частных оценок результативности жизни в различных ее сферах и выполняет функцию презентации человеку целостной оценки своей жизни на соответствие ее основным смысловым ориентирам, масштабным планам, производным от ведущих личностных ценностей.

Когда в результате накопления неосознаваемых оценок или вследствие острой жизненной травмы преодолевается пороговая величина неудовлетворенности жизнью и возникает ситуация, требующая особой работы по изменению системы смысловых структур сознания, инициируется деятельность переживания [1], означающая переход данных процессов в более осознанный явный режим работы. Вероятно, эти два полярных режима их работы — явный и фоновый — составляют континуум, в котором существуют переходные формы, различающиеся как по степени своей осознанности, так и по модальности оценки жизни. Описание возможных его вариантов требует определения и структурно-функционального описания самого смысложизненного состояния. Тезаурус описания смысло-жизненного состояния должен быть релевантен уровню тех процессов, срезом которых оно является, а значит, содержательно соответствовать составляющим ценностно-смысловой сферы личности. В современной психологии пока нет концепции ее целостной структуры, хотя имеется ряд понятий, описывающих различные аспекты. Они и могут стать основными содержательными категориями, задающими координаты описания смысложизненного состояния.

Со стороны содержания ценностно-смысловая сфера раскрывается совокупностью личностных ценностей, конкретизирующих основной смысл жизни в различных сферах. К ее количественным и динамическим параметрам можно отнести общий уровень наполненности жизни смыслом, степень его осознанности, соотношение между смыслом жизни и его осознанием [3], реализуемость личностных ценностей [6]. В связи с существованием множества составляющих ценностно-смысловой сферы возникает вопрос о том, как они соотносятся между собой, насколько взаимодетерминированы, образуют ли некоторые синдромы, где количественная и качественная определенность одной составляющей сочетается с определенными параметрами другой. Мы предполагаем, что такие закономерности существуют и могут быть обнаружены различные типы смысложизненного состояния.

Данное предположение опирается на ряд уже полученных эмпирических данных. Так, реализуемость личностных ценностей нелинейно связана с количественным уровнем наполненности жизни смыслом: сдвиг смысла ценностей в зону проблемно-барьерного типа происходит при жизненном кризисе [7], в моменты жизненных переходов, и в этом случае низкие показатели осмысленности жизни сочетаются с высоким уровнем барьерности, тогда как в стабильные жизненные периоды они независимы друг от друга. При этом уровень осмысленности жизни и рассогласование важности и доступности ценностей как независимые параметры в конфи-

гурации друг с другом задают своеобразную качественно-специфическую характеристику ценностно-смысловой сферы, проявляющуюся в особой структуре психических состояний [8]. Имеются данные о взаимосвязи психических состояний с разными ценностями, что позволяет говорить об их специфичном ценностном наполнении: в орбиту каждого из них входит свое «созвездие» ценностей [9]. Выявлены существенные различия в иерархии ценностей, в особенностях временной трансспективы человека в зависимости от преобладания барьер-ности или реализуемости ценностей при одинаковом уровне количественной наполненности жизни смыслом.

Все это говорит о том, что содержательные и динамические составляющие ценностно-смысловой сферы личности не случайным образом связаны друг с другом и могут существовать различные варианты целостного смысложизненного состояния, определяемые их специфическим сочетанием и выражающиеся в психическом состоянии. Выявление таких синдромов и стало целью эмпирического исследования.

Организация и методы исследования. В исследовании приняли участие 150 студентов заочного отделения ЧГПУ в возрасте от 20 до 27 лет.

Для сбора эмпирического материала были использованы следующие методики. 1) Сочинение на тему «Мой смысл жизни». Анализ сочинений проводился по критериям, предложенным Д.А. Леонтьевым [3]: наличие стремления к осознанию смысла жизни и удовлетворенности жизнью. 2) Методика самооценки

психического состояния Айзенка [5], включающая шкалы оценки ригидности, фрустрации, агрессии, тревоги. 3) Ранжирование 12 терминальных ценностей по критериям их важности и доступности методом попарного сравнения [11]. Кроме иерархии ценностей на ее основе были рассчитаны индексы реализуемости (корреляция важности и доступности ценностей) и барьерности (корреляция важности ценности и степени рассогласования важности и доступности) для каждого испытуемого. 4) Тест смыс-ложизненных ориентаций (СЖО) в адаптации Д.А. Леонтьева [3], включающий показатели «Цели», «Процесс», «Результат», локус контроля Я («ЛК-Я»), управляемость жизнью («ЛК-жизнь»), общая осмысленность жизни (ОЖ).

На первом этапе был проведен типологический анализ сочинений, на основании которого все студенты были разделены на группы, которые на втором этапе сопоставлялись по результатам стандартных тестов на основе ¿-критерия Стьюдента.

Результаты. Анализ сочинений позволил выделить шесть групп студентов, различающихся отношением между осознанием смысла жизни и удовлетворенности ею. В соответствии с критерием осознания смысла жизни, выразившимся в готовности размышлять и писать на эту тему, были выделены две категории сочинений. Первую составили сочинения тех, кто взялся за это дело с явной заинтересованностью, их сочинения представляли собой достаточно объемные, аргументированные размышления автора, соответствующие вну-

82

тренней потребности к более ясному осознанию смысла своей жизни. В другую категорию вошли короткие сочинения, без развернутого авторского дискурса-размышления. Затем в каждой из этих двух категорий сочинения были разделены по критерию удовлетворенности жизнью (более подробно см. [10]).

Сочинения, демонстрирующие отсутствие стремления к осознанию смысла жизни, по критерию удовлетворенности жизнью были разделены на три типа.

1) Неосознанная удовлетворенность (НУ). В сочинениях описывались чувства и состояния, указывающие на удовлетворенность жизнью, отрицалась необходимость анализа ее смысла в сочетании с высказываниями, отражающими убеждение о жизни как определенной программе, которую невозможно изменить. Содержание описанных целей и смыслов жизни можно отнести к разряду социальных шаблонов («посадить дерево, построить дом и вырастить ребенка»), которые были приняты без осознанной работы по выработке позиции и остались достаточно чуждыми для самого человека.

2) Неосознанная неудовлетворенность (НН). В сочинениях описывались ощущения скуки, пустоты, бесцветности жизни. Жалобы на различные частные стороны жизни разрастались в описании до непреодолимых трудностей глобальных масштабов, перед которыми человек сдается. При неуверенности в позитивном будущем отсутствовало описание целей, жизненных планов и размышления собственно о смысле жизни.

3) Неосознанное вытеснение (НВ). Очень короткие, состоящие из двух-трех предложений сочинения фактически означали либо отказ писать на предложенную тему и ее прямое избегание, либо коротко констатировали отсутствие смысла жизни.

В другой категории сочинений, характеризующейся стремлением к осознанию смысла жизни, по критерию удовлетворенности также выделены три разных типа.

4) Осознанная удовлетворенность (ОУ). Сочинения содержали позитивную оценку как полноты своего бытия, так и психического состояния. В них глубина и широта проникновения в тему смысла жизни сочеталась с мыслями о конкретной жизненной цели, путях ее достижения. В описании будущего звучит убежденность в том, что все в жизни зависит от человека и является закономерным результатом его деятельности, указываются перспективы осуществления своего человеческого назначения.

5) Осознанная неудовлетворенность (ОН). Исповедальный тон сочинений (человек «изливает» наболевшее) сочетался с прямыми признаниями неудовлетворенности жизнью. В некоторых случаях это связывалось с ошибочностью своего выбора в жизни. Упоминались препятствия, которые мешают изменить жизнь к лучшему. Указывалось, что тема смысла жизни не раз была источником размышлений, и человек осознанно его ищет. Описание состояний пустоты и отсутствия радости в жизни сопровождалось агрессивными нотками.

6) Осознанное отрицание смысла жизни (ОО). В сочинениях, носящих

исповедальный характер, разворачивались рассуждения на тему смысла жизни, сочетающиеся с сильно выраженным состоянием неудовлетворенности ею (звучали депрессивные, отчаянные, и даже суицидальные нотки). Говорилось не только об отсутствии достойного смысла своей жизни сейчас, но его отрицание как такового носило характер сознательной и рационально аргументированной позиции.

Итак, анализ сочинений позволил выявить как указанные Д.А. Леонтьевым [3] варианты отношения к смыслу жизни, так и новые. Так, группа «вытеснения смысла жизни» распалась на две качественно различные формы его проявления: избегание темы смысла жизни и его осознанное и аргументированное отрицание.

Результаты сравнения всех групп по тесту самооценки психического состояния (табл. 1) показали, что они резко отличаются друг от друга его рельефом, и эти различия содержательно соответствуют описаниям, данным в сочинениях. В двух группах рельеф представляет собой плато, но установленное на противоположных полюсах всех шкал теста (различия между ними достоверны на уровне p < 0,001). В группе осознанной удовлетворенности (ОУ) оценки состояния по всем шкалам находятся в области средних значений, ни одно из них не преобладает над другими, что позволяет охарактеризовать состояние как уравновешенное и нейтральное. Такая же равномерность выраженности оценки состояния по всем шкалам характерна для груп-

пы осознанного отрицания (ОО), только здесь все они, в том числе и противоположные по содержанию, находятся в зоне максимальных значений. Сильная выраженность и агрессии, и тревоги, и фрустра-

ции, и ригидности свидетельствует о крайней амбивалентности и нестабильности состояния, что может быть обозначено в целом как отчаяние, и близко описанному В. Франклом [12] неврозу смыслоутраты.

Таблица 1

Показатели психического состояния в экспериментальных группах

Группы Состоянпе^^^^ Неосознанные типы Осознанные типы

НУ НН НВ ОУ ОН ОО

Ригидность 15,0 5,6 5,1 7,3 7,0 15,0

Фрустрация 6,3 15,0 14,6 6,9 7,2 14,7

Агрессия 7,2 6,7 6,2 7,3 13,7 13,8

Тревога 6,2 7,0 7,7 6,7 7,3 15,6

В остальных группах в рельефе состояния одна из шкал резко превышает по своим значениям все другие, задавая основное содержание целостного психического состояния. В группе неосознанной удовлетворенности (НУ) доминирует состояние ригидности, что соответствует следованию шаблонам и стереотипам в декларируемых ими в сочинениях формулировках смысла жизни. В группе осознанной неудовлетворенности (ОН) ведущим является состояние агрессии, что содержательно отличает ее от групп неосознанной неудовлетворенности (НН) и неосознанного вытеснения (НВ), в которых преобладает состояние фрустрации. По всей видимости, осознание зоны и причин своей неудовлетворенности придает человеку энергетический потенциал, выражающийся в преобладании агрессии (энергетически активное состояние), тогда как их неосознанность связана с

84

ощущением тупика и растерянностью состояния фрустрации.

Сопоставление групп по критерию реализуемости ценностей выявило, что и в этом почти все они отличаются между собой. При их расположении в порядке убывания индекса реализуемости (и, соответственно, повышения индекса ба-рьерности), полученная последовательность (ОО<НВ=НН=ОН<НУ<ОУ) соответствует степени нарастания удовлетворенности жизнью (табл. 2). Наивысшие значения реализуемости обнаружены при осознанной удовлетворенности, достоверно ниже они при неосознанной удовлетворенности, и еще меньше при различных по степени осознанности — от осознанной до вытесняемой — состояниях неудовлетворенности. У группы осознанного отрицания смысла жизни показатели реализуемости достигают наименьших значений и находятся в зоне, характерной для кризисных со-

стояний проблемно-барьерного типа смыслообразования. Такая выраженность барьерности ранее была обнаружена только у госпитализированных в связи с острым инфарктом миокар-

да [7]. Это говорит о том, что параметр реализуемости изменяется прямо в соответствии с удовлетворенностью жизнью и независим от степени ее осознанности.

Таблица 2

Показатели индексов барьерности и реализуемости личностных ценностей в экспериментальных группах

Группа Индексы Группа удовлетворенных Группа неудовлетворенных Группа вытеснения

ОУ НУ ОН НН НВ ОО

Индекс реализуемости 0,64 0,30 0,07 0,04 0,01 -0,41

Индекс барьерности 0,43 0,59 0,70 0,67 0,68 0,83

Критерий осознанности играет роль в различиях реализуемости ценностей, выявленных только для групп, удовлетворенных жизнью: у группы осознанной удовлетворенности их реализуемость выше по сравнению с группой неосознанной удовлетворенности (р < 0,01). При неудовлетворенности степень осознанности не связана с различиями по параметру реализуемости: в обеих группах (ОН и НН) эти показатели практически равны и в континууме барьерности-реализуемости сдвинуты в направлении полюса барьерности

по сравнению с группами осознанной и неосознанной удовлетворенности (при р < 0,001 и р < 0,01 соответственно).

Сравнение экспериментальных групп по уровню наполненности жизни смыслом, измеряемому тестом СЖО, показывает (табл. 3), что на полюсах самого высокого и самого низкого его уровня располагаются те же группы, что и в предыдущем случае. Но последовательность групп в порядке убывания средних показателей теста СЖО оказалась несколько иной: ОО<НВ<НН=НУ<ОН<ОУ.

Показатели теста СЖО в экспериментальных группах

Таблица 3

Группы Состояния ^^^^^ Неосознанные типы Осознанные типы

НВ НН НУ ОН ОУ ОО

Цели 23,7 27,8 28,3 30,2 33,3 16,1

Процесс 21,5 26,9 26,4 29,0 32,6 17,5

Результат 20,8 23,9 24,0 25,3 26,4 15,3

ЛК-Я 18,9 22,1 22,3 22,1 22,9 13,9

ЛК-жизнь 21,5 26,0 24,7 29,7 32,2 16,0

Общий балл 106,4 126,6 125,7 136,4 147,3 78,8

85

Как видим, здесь на порядке их расположения больше сказался параметр осознанности смысла жизни: чем выше осознанность смысла жизни, тем выше показатели теста СЖО. Однако если говорить об осознанном отрицании смысла жизни, то наименьшие его значения в этой группе нарушают эту закономерность. В итоге по краям континуума располагаются максимально осознанные варианты утверждения-отрицания смысла жизни, а в зоне его средних значений показатели шкал теста СЖО тем выше, чем выше осознанная обращенность к данной теме. Удовлетворенность же здесь меньше сказывается на расположении групп в порядке возрастания показателей теста СЖО. Как ни парадоксально, в группе НУ показатели теста СЖО такие же, как и в группе НН, что говорит о некотором защитном характере выдвигаемой группой неосознанной удовлетворенности шаблонных вариантов содержания смысла жизни, которые не обеспечивают реального уровня ее насыщенности смыслами, оставаясь внешними по отношению к личности. А в группе ОН показатели теста СЖО выше не только по сравнению с группой НН (р < 0,01), но и по сравнению с группой НУ (р < 0,01), что говорит о смысловом потенциале самого факта осознания своей неудовлетворенности жизнью. Сравнение групп НН и НВ по тесту СЖО показывает наличие существенных различий между ними. В то время как по всем другим параметрам эти группы практически идентичны, именно относительно уровня наполненности жизни смыслом обна-

руживаются самые яркие отличия (по всем шкалам на уровнях р < 0,001 и р < 0,01), что подтверждает правомерность их разделения.

В целом проведенное сопоставление свидетельствует о том, что показатели теста СЖО отражают осознанную обращенность человека к вопросам смысла жизни, экзистенциальным аспектам бытия в мире, тогда как показатели барьерности-реализуемости ценностей скорее «улавливают» удовлетворенность ею.

Сравнение иерархии ценностей показало, что сравниваемые группы кроме общих моментов имеют существенные отличия (табл. 4). Общим для них является выбор в качестве самой важной ценности счастливой семейной жизни, что можно связать с возрастными задачами молодости. Наиболее похожи по иерархии ценностей группы НВ и НН (только ценность материально обеспеченной жизни важнее в группе НН), и обе они отличаются от других групп гораздо более высокими оценками важности ценности красоты природы и искусства и очень низкими — ценности любви. Наибольшая специфика в иерархии ценностей наблюдается у группы НУ: в отношении почти половины (45—65%) ценностей она отличается от большинства других групп (на уровнях р < 0,01 и р < 0,001). В числе наименее важных здесь находится ценность материально обеспеченной жизни, менее важна ценность друзей и более — уверенности в себе, а в числе самых важных находится ценность активной деятельной жизни.

86

Таблица 4

Показатели важности личностных ценностей в экспериментальных группах

Группы Ценности -------- Неосознанные типы Осознанные типы

НВ НН НУ ОН ОУ ОО

Активная деятельная жизнь 2,37 2,61 7,46 3,00 2,75 2,25

Здоровье 7,79 7,73 7,81 8,38 6,80 6,58

Интересная работа 4,68 4,70 4,62 4,72 4,15 5,00

Красота природы и искусства 4,84 6,50 2,69 2,79 1,55 1,25

Любовь духовная и физическая 3,68 2,95 5,96 7,03 6,30 8,33

Материально обесп. жизнь 5,21 6,61 2,77 6,00 6,40 6,75

Наличие хороших друзей 7,79 7,77 6,12 7,07 8,00 8,25

Уверенность в себе 6,05 5,73 7,23 6,17 6,05 5,75

Познание 4,68 3,75 2,62 3,52 4,60 3,42

Свобода 5,05 5,66 4,46 5,55 6,30 5,83

Счастливая семейная жизнь 8,21 9,45 8,58 9,03 9,90 9,67

Творчество 4,05 2,70 2,96 2,90 3,30 2,92

#

Специфика иерархии ценностей группы ОО по сравнению с другими заключается в гораздо большей важ ности ценности любви (при р <0,001). Это единственное, что отличает ее от группы ОУ. Как ни странно, группы, характеризующиеся наиболее осознанной позицией в вопросе о смысле жизни, и полярные по всем остальным исследованным параметрам, в структуре иерархии ценностей оказываются самыми похожими. Наиболее всех по иерархии ценностей отличаются от группы ОО группы НУ и ОН, в первую очередь более высокой важностью ценности здоровья.

Интересно, что среди тех, кто удовлетворен жизнью, но отличается по

критерию осознанности ее смысла, т.е. между группами ОУ и НУ, обнаруживаются существенные различия в иерархии ценностей (7 достоверных различий из 12 возможных), и количество различий такое же, как между группами НН и НУ, разделенных по критерию удовлетворенности. Т.е. различия в иерархии ценностей среди удовлетворенных групп соотносятся с осознанностью смысла жизни, а среди тех, кто не склонен задумываться о смысле жизни, — с удовлетворенностью ею.

Причем картина степени сходства и различий всех экспериментальных групп между собой по иерархии ценностей не совпадает ни с картиной,

87

полученной при их сопоставлении по критерию барьерности-реализуемости ценностей, ни по уровню смысложиз-ненных ориентаций. Следовательно, содержательное наполнение смысла жизни, которое определяется иерархией личностных ценностей, оказывается отдельным параметром состояния ценностно-смысловой сферы и в каждой из экспериментальных групп имеет свою специфику.

Таким образом, в результате исследования можно сделать следующие выводы.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1. Смысложизненное состояние личности представляет собой целостный синдром, определяемый закономерным и специфическим сочетанием содержательных и динамических аспектов ценностно-смысловой сферы личности, определяемых спецификой иерархии личностных ценностей, различными вариантами отношения между осознанием смысла жизни и удовлетворенности ею, степенью реализуемости ценностей, уровнем наполненности жизни смыслом.

2. Различные синдромы смысло-жизненного состояния проявляются в качественно различных психических состояниях. Осознанная удовлетворенность жизнью характеризуется уравновешенным нейтральным состоянием, противоположностью которого является неустойчивое и амбивалентное сочетание высокой выраженности противоречивых составляющих психического состояния при осознанном отрицании смысла жизни. Неосознанная неудовлетворенность и неосознанное вытеснение смысла жизни проявляются со-

стоянием фрустрации, осознанная неудовлетворенность — состоянием агрессии, а при неосознанной удовлетворенности преобладает ригидность.

3. Вытеснение смысла жизни проявляется в двух качественно разных формах: в форме избегания осознания смысла жизни и в форме его осознанного отрицания. Каждая из них проявляется в специфическом психическом состоянии, содержательных и динамических параметрах ценностно-смысловой сферы личности.

4. Конструкт барьерности-реали-зуемости личностных ценностей в большей степени отражает степень удовлетворенности человека жизнью, и в меньшей — осознанность смысла жизни. Преобладание барьерности соответствует состоянию неудовлетворенности, а реализуемости — состоянию удовлетворенности жизнью. Уровень осмысленности жизни отражает осознанную обращенность человека к экзистенциальным аспектам его бытия в мире, активность в осмыслении жизни, и в меньшей степени задается удовлетворенностью жизнью. Следовательно, параметры барьерности-реализуемости личностных ценностей как более чувствительные к нарастанию неосознанной неудовлетворенности могут использоваться как критерии нарастания кризисной ситуации. Тогда как уровень осмысленности жизни в большей мере отражает фазы осознания ситуации в качестве кризисной и преодоления кризиса через осознанную активность в поиске источников смысла жизни.

88

Литература:

1. Василюк Ф.Е. Психология переживания: анализ преодоления критических ситуаций. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984.

2. Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. — М.: Изд-во МГУ, 1990.

3. Леонтьев Д.А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности.— М.: Смысл, 1999.

4. Прохоров А.О. Психология неравновесных состояний. — М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 1998.

5. Практикум по психологии состояний: Учебное пособие / Под ред. А.О. Прохорова.— СПб: Речь, 2004.— С. 160—163.

6. Салихова Н.Р. Типы смыслообразо-вания в контексте личностных ценностей.— Казань: КГУ им. В.И. Ульянова-Ленина, 2005.

7. Салихова Н.Р. Реализуемость личностных ценностей в ситуации жизненного кризиса // Психологический журнал.— 2009.— Т. 30.— № 1.— С. 77—86.

8. Салихова Н.Р. Взаимосвязь психических состояний с характеристиками ценностно-смысловой сферы личности // Психология психических состояний: Сб-к

статей. Вып. 5 / Под ред. А.О. Прохорова.— Казань: Центр инновационных технологий, 2004.- С. 141-156.

9. Салихова Н.Р. Психические состояния в анализе содержательных и динамических особенностей ценностно-смыслового мира личности // Психология психических состояний: Сб-к статей. Вып. 6 / Под ред. А.О.Прохорова. — Казань: Изд-во «Казанский гос. ун-т им. В.И.Ульянова-Ленина», 2006.— С. 136—150.

10. Соловьева С.А. Типы отношений между смыслом жизни и его осознанием у студентов педагогического вуза // Образование и саморазвитие.— 2007.— № 4.— С. 99—107.

11. Фанталова Е. Б. Об одном методическом подходе к исследованию мотивации и внутренних конфликтов// Психологический журнал.— 1992.— Том 13.— № 1.— С. 107—117.

12. Франкл В. Человек в поисках смысла.— М.: Прогресс, 1990.

13. Buhler Ch., Allen M. Introduction into Humanistic Psychology. Belmont: Brooks/Cole, 1972.

14. Nuttin Joseph. Motivation, planning and action: a relation theory of behaviour dynamics. Leuven: Leuven University Press; Hillsdale: Lawrence Erlbaum Associates, 1984.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.