Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 19 (273). Философия. Социология. Культурология. Вып. 26. С. 44-50.
Е. В. Забелина, М. В. Овчинников, Е. В. Веденеева
специфика мотивационно-ценностной сферы молодых ученых и аспирантов как психологическая основа создания системы отбора молодых научно-педагогических кадров в вузе*
Предлагаются рекомендации по оптимизации системы отбора молодых научно-педагогических кадров на основе учета особенностей мотивационно-ценностной сферы. Представлены результаты диагностики структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы у аспирантов и молодых ученых.
Ключевые слова: мотивационно-ценностная сфера, мотивы, ценности, смысложизненные ориентации, аспиранты, молодые ученые, отбор кадров, научно-педагогические работники.
Проблема выстраивания эффективной системы отбора работников для высших учебных заведений (аспирантов, молодых ученых и преподавателей) до сегодняшнего дня практически не была исследована в науке. Это обусловлено положением дел в современном российском образовании, где наблюдается дефицит молодых, перспективных специалистов в данной области, с одной стороны, и старение штатного научнопедагогического состава, с другой. Профицит вакантных научно-педагогических позиций в вузе не позволял поднять на должный уровень требования к молодым специалистам: на работу в данную сферу шли порой люди, недостаточно замотивированные на профессиональный, карьерный и личностный рост в системе высшей школы.
Однако в последние годы благодаря мероприятиям, проводимым Правительством Российской Федерации, таким, как федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (постановление № 568 от 28 июля 2008) и другим, направленным на повышение качества возрастной и квалификационной структуры кадрового потенциала сферы науки, ситуация начала меняться. Очевидно, что в целях оптимизации научно-преподавательской деятельности и достижения наивысших конкурентоспособных результатов в этой сфере необходимо проводить психологический отбор и осуществлять психологическое сопровождение молодых научно-педагогических кадров.
* Исследование выполнено при финансовой поддержке Министерства образования и науки в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (ГК № 16.740.11.0400).
Одним из путей решения данных задач является определение специфики мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников и ее учет при выстраивании системы отбора в магистратуру, аспирантуру и другие ступени профессиональной подготовки научнопедагогических кадров, а также при решении вопросов о повышении, ротации и других кадровых перестановках в вузовской системе.
Целью данного исследования являлось изучение структуры и содержания мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников — аспирантов, молодых кандидатов и докторов наук, ведущих преподавание в вузах, с целью разработки рекомендаций по их качественному подбору и отбору. В исследовании приняли участие молодые научно-педагогические работники, обучающиеся в очной аспирантуре университетов г. Челябинска, в количестве 85 человек в возрасте от 23 до 30 лет (25 мужчин, 60 женщин), а также молодые ученые — кандидаты и доктора наук, работающие в университетах г. Челябинска, в количестве 47 человек в возрасте от 25 до 39 лет (36 женщин, 11 мужчин).
Особенности мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников диагностировались с помощью следующих методик: тест «Парные сравнения» А. Н. Ладанова, «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана, смысложизненные ориентации (СЖО) А. Н. Леонтьева и методика Ш. Шварца.
На основе результатов исследования доминирующих потребностей у аспирантов с помощью методики А. Н. Ладанова было выявлено, что преобладающими у них являются потребности в самовыражении, самореализации (ср. знач.—
23,9 балла) и потребности в уважении, признании (ср. знач.— 23,5 балла), что, безусловно, связано с задачами, которые стоят перед ними на данном этапе карьеры, а именно: написание и защита диссертации, утверждение себя как профессионала в научной сфере и преподавании. Те же потребности продолжают доминировать в мотивационно-ценностной сфере и после защиты кандидатской и докторской диссертаций: средний показатель потребности в самовыражении у молодых ученых — 23,8 балла, потребности в признании и уважении — 23,9 балла.
На последнем месте по выраженности у аспирантов находится потребность в общении, аффи-лиации (ср. знач.— 16,7 балла), что также объяснимо спецификой их профессиональной деятельности: вероятно, взаимоотношения с коллегами на данном этапе научно-педагогической деятельности не являются определяющими, важнее взаимодействие с научным руководителем и само содержание работы, которое чаще всего носит индивидуальный характер. Тот же результат получен и для выборки молодых ученых: среднее значение выраженности потребности в общении — 14,9 балла. Это может быть объяснено замещением данной потребности потребностью в признании со стороны руководства, коллег, научного сообщества, студентов. Возможно, потребность в общении, актуализированная в мотивах находиться в теплых отношениях с людьми, иметь партнеров по общению, быть понятыми другими, лежащая в основе самой научно-педагогической деятельности, реализована у них в достаточной мере.
С помощью методики «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана было выявлено, что средний показатель мотивации у аспирантов составляет 14,2 балла, у молодых ученых — 15,2 балла. Полученный результат свидетельствует о том, что в целом как у аспирантов, так и у молодых ученых преобладает мотивация на успех. Таким образом, начиная дело, они имеют в виду достижение чего-то конструктивного, положительного. В основе их активности лежат надежда на успех и потребность в достижении успеха. Аспиранты и молодые ученые обычно уверены в себе, в своих силах, ответственны, инициативны и активны, их отличает настойчивость, целеустремленность. Кроме того, потребность в достижениях стимулирует поиск молодыми учеными таких ситуаций, в которых они могли бы испытывать удовлетворение от достижения успеха.
С помощью теста смысложизненных ориентаций (СЖО) было выявлено, что структура смысложизненных ориентаций у молодых ученых и аспирантов имеет схожие черты, однако ведущее место у молодых ученых занимает осмысленность жизни (шкала «цели в жизни», ср. знач.— 35,7 балла), а у аспирантов — управляемость жизни (шкала «локус контроля — жизнь», ср. знач.— 35,5 балла). Наличие целей, их осмысленность приводят к формированию образа будущего, не вытекающей прямо из существующей ситуации перспективы профессионального развития личности. Предвосхищаемый результат деятельности, конкретизированный в целях образ будущего может являться тем, что побуждает и направляет деятельность аспирантов и молодых ученых. Будущее есть «главное опосредующее звено движения личности», а смысложизненные ориентации являются основой возможного будущего человека как профессионала и опосредуют профессиональную деятельность. Молодым ученым, так же как и аспирантам, свойственно убеждение в том, что в целом человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их.
По остальным шкалам и в целом (ср. знач. СЖО у аспирантов — 150 баллов, у молодых ученых — 157 баллов) на выборке молодых ученых получены более высокие баллы, чем на выборке аспирантов, что может свидетельствовать о развитии смысложизненных ориентаций в процессе профессионального совершенствования молодых научно-педагогических работников.
Важным фактом являются относительно низкие показатели по шкале «локус контроля — Я» как у аспирантов (ср. знач.— 22,7 балла), так и у молодых ученых (ср. знач.— 24,3 балла). Это может свидетельствовать о том, что при наличии целей в жизни и образа будущего в отношении себя и те, и другие недостаточно уверены в своих силах, для того чтобы контролировать события собственной жизни.
По методике Ш. Шварца были получены следующие результаты. В целом для аспирантов наиболее значимыми являются ценности «универсализм» (ср. знач.— 13,3 балла), «самостоятельность» (ср. знач.— 11,5 балла), а также «личные достижения» (ср. знач.— 10,1 балла). Для молодых ученых наиболее значимыми являются ценности «универсализм» (ср. знач.— 12,4 балла), «безопасность» (ср. знач.— 11,4 балла), «самостоятельность» (ср. знач.— 10,3 балла).
Это означает, что приоритетами в жизни молодых научно-педагогических работников — аспирантов и ученых — являются понимание, терпимость, защита благополучия всех людей и природы, самостоятельность мышления и выбора способов действия, творчество и исследовательская активность. Однако если для аспирантов в ценностные приоритеты включается личный успех через проявление компетентности в соответствии с социальными стандартами, то для молодых ученых на первый план выходит ценность достижения безопасности для себя и других, определенного уровня стабильности (ср. знач.— 11,4 балла у молодых ученых, 8,5 балла у аспирантов). Это может быть объяснено более высоким уровнем достигнутого у молодых ученых, наличием более или менее стабильных интимно-личностных связей, опытом преодоления, а также стремлением защитить достигнутые результаты.
Наименьшей значимостью для аспирантов обладают такие ценности, как «власть» (ср. знач.— 5,6 балла у аспирантов, 5,3 балла у молодых ученых) и «традиции» (ср. знач.— 4,5 балла у аспирантов, 5 баллов у молодых ученых), а у молодых ученых к этому добавляются ценности «стимуляция» (ср. знач.— 5,5 балла) и «гедонизм» (ср. знач.— 5,3 балла), что может свидетельствовать о более реалистичной жизненной позиции у них и большем опыте. Для аспирантов, как и для молодых ученых, достижение контроля или доминирования над людьми и средствами через авторитет, богатство, социальную власть значимо в целом в меньшей степени, так же как и призание обычаев и идей, которые существуют в культуре (смирение, благочестие, принятие своей участи, умеренность), и следование им.
Можно сделать вывод, что результаты применения различных методик, таких, как тест «Парные сравнения» А. Н. Ладанова, «Мотивация успеха и боязнь неудач» А. А. Реана, «Смысложизненные ориентации» А. Н. Леонтьева и методика Ш. Шварца подтверждают друг друга: для молодых научно-педагогических работников — аспирантов и молодых ученых — характерна преобладающая мотивация достижения успеха; доминирующими потребностями у них являются потребности в самовыражении и признании. Молодые научно-педагогические работники убеждены в том, что могут контролировать свою жизнь, которая представляется в основном как позитивно
окрашенное настоящее, и смысл жизни они локализуют в своем будущем; самостоятельность, творчество и личностный рост являются для них приоритетными. Выявленные особенности мотивационно-ценностной сферы можно связать с характером научно-педагогической деятельности, предоставляющей возможности для творчества, самореализации, самостоятельного выбора путей достижения профессиональных целей.
Для выявления структуры мотивационно-ценностной сферы молодых научно-педагогических работников был проведен факторный анализ (по методу главных компонент) изучаемых показателей мотивационно-ценностной сферы у аспирантов (табл. 1) и молодых ученых (табл. 2). Рассмотрим последовательно результаты факторного анализа сначала на выборке аспирантов, а затем на выборке молодых ученых.
Факторный анализ в группе аспирантов позволил выделить три вида факторов, которые могут характеризовать различные мотивационно-ценностные доминанты личности.
В первую группу факторов, условно обозначенную как «Ориентация на достижение и самореализацию», вошли показатели: ценность «самостоятельность» (0,654), ценность «стимуляция» (0,653), локус контроля «Я» (0,612), ориентация на результат (0,567), ориентация на процесс (0,562), цели (0,521), мотив достижения (0,507), ценности «доброта» (0,475), «универсализм» (0,460), мотивы безопасности (-0,448), материальные мотивы (-0,432), мотивы самореализации (0,405). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационно-ценностную доминанту аспирантов, в которой ведущую роль играют выраженная потребность в самостоятельности мышления и выбора способов действия, в творчестве и исследовательской активности; потребность в разнообразии, новизне и глубоких переживаниях; высокий уровень удовлетворенности содержанием жизни и ее результативностью; высокий уровень осмысленности жизни и целеустремленности, мотивации достижения успеха; выраженная потребность в понимании, терпимости, в позитивном взаимодействии с окружающими; потребность в реализации своего личностного потенциала; сниженный уровень базовых физиологических потребностей (потребности в безопасности и материальные потребности). Для этих аспирантов характерны вера в свои силы и представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной
Таблица 1
Факторный анализ структуры мотивационно-ценностной сферы аспирантов
Показатели мотивационно-ценностной сферы Факторы
1 2 3
Материальные мотивы -0,432 0,578
Мотивы безопасности -0,448 0,634
Социальные мотивы -0,450
Мотивы признания и уважения
Мотивы самореализации 0,405 -0,629
Мотив достижения 0,507
Цели 0,521 -0,546
Ориентация на процесс 0,562 -0,413
Ориентация на результат 0,567 -0,549
Локус контроля «Я» 0,612 -0,494
Локус контроля «Жизнь»
Ценность «Конформность» 0,481
Ценность «Традиции» 0,413
Ценность «Доброта» 0,475 0,404
Ценность «Универсализм» 0,460 0,577
Ценность «Самостоятельность» 0,654
Ценность «Стимуляция» 0,653
Ценность «Гедонизм» 0,522
Ценность «Достижения» 0,565
Ценность «Власть» 0,602
Ценность «Безопасность»
Доля объяснимой дисперсии, % 18,1 13,5 12,2
свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями. Очевидно, аспиранты с выраженной мотивационно-ценностной доминантой этого типа осознанно выбирают научно-педагогическую деятельность и стремятся к достижению успеха в ней.
Во вторую группу факторов, условно обозначенную как «Ориентация на статус и комфорт», вошли следующие показатели: мотивы безопасности (0,634), самореализации (-0,629), ценность «власть» (0,602), материальные мотивы (0,578), ценности «достижения» (0,565), «гедонизм» (0,522), социальные мотивы (-0,45). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационно-ценностную доминанту аспирантов, характеризующуюся сильным стремлением к превосходству над окружающими, к обретению определенного статуса; выраженными базовыми, физиологическими потребностями (материальные мотивы и мотивы безопасности), повышенным стремлением к проявлению
социальной компетентности, получению удовольствия от жизни; снижением аффилиативной потребности, потребности в общении и принадлежности к группе единомышленников, низкой ценностью отношений. Вероятно, аспиранты с данной мотивационно-ценностной доминантой видят в научно-педагогической деятельности возможности быстро сделать карьеру, обрести определенный социальный статус, достичь комфортного жизненного уровня.
Наконец, в третью группу факторов, получившую название «Ориентация на отношения», вошли: ценность «универсализм» (0,577), ориентация на результат (-0,549), цели (-0,546), ло-кус контроля «Я» (-0,494), ценность «конформность» (0,481), ориентация на процесс (-0,413), ценность «традиции» (0,413), ценность «доброта» (0,404). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационно-ценностную доминанту аспирантов, проявляющуюся в выраженной ориентации на поддержание позитивных
отношений с окружающими; выраженной потребности в аффилиации, понимании, терпимости в отношениях; в стремлении сдерживать действия, которые могут причинить вред другим или не соответствуют социальным ожиданиям; в стремлении следовать нормам и традициям, принятым в культуре; в слабой выраженности смысложизненных ориентаций (низкий уровень осмысленности и направленности собственной жизни, неудовлетворенность ее результатами, проявления фатализма). Вероятно, аспиранты с выраженной мотивационно-ценностной доминантой данного типа приходят к занятию на-
учно-педагогической деятельностью неосознанно, под влиянием стереотипов, существующих в обществе, или по другим «случайным» причинам. Можно предполагать, что именно данный тип мотивационно-ценностной доминанты лежит в основе неудовлетворенности аспирантов работой и связан с низким уровнем успешности их научно-педагогической деятельности.
Факторный анализ показателей мотивационно-ценностной сферы на выборке молодых ученых позволил выделить четыре группы факторов, характеризующих мотивационно-ценностные доминанты (табл. 2).
Таблица 2
Факторный анализ структуры мотивационно-ценностной сферы молодых ученых
Показатели мотивационно-ценностной сферы Факторы
1 2 3 4
Материальные потребности 0,457
Потребности безопасности -0,407 0,642
Социальные потребности -0,670
Потребности в признании и уважении -0,469 -0,452
Потребности в самореализации 0,656 -0,468
Потребности в достижении 0,493 -0,602
Цели 0,613 0,435
Ориентация на процесс 0,611 -0,429
Ориентация на результат 0,493 -0,524
Локус контроля «Я» 0,732 -0,467
Локус контроля «Жизнь» 0,827
Ценность «Конформность» 0,625
Ценность «Традиции» 0,717
Ценность «Доброта» 0,599 0,443
Ценность «Универсализм» 0,741
Ценность «Самостоятельность» 0,583
Ценность «Стимуляция» 0,566
Ценность «Гедонизм» 0,696 -0,410
Ценность «Достижения» 0,721 0,523
Ценность «Власть» 0,703
Ценность «Безопасность» 0,450
Доля объяснимой дисперсии, % 22,78 18,65 12,48 10,07
В первую группу, условно названную «Ориентация на достижение и жизненную перспективу», вошли показатели: локус контроля «жизнь» (0,827), локус контроля «Я» (0,732), ценность «достижения» (0,721), ценность «власть» (0,703), ценность «гедонизм» (0,696), цели (0,613), ориентация на процесс (0,611), ценность
«стимуляция» (0,566), мотив достижения (0,493), ориентация на результат (0,493), ценность «безопасность» (0,450). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационноценностную доминанту молодых ученых, в которой ведущую роль играют важность управляемости жизни, свободного принятия решений,
ценности свободы выбора, уверенность в личностном успехе, самореализации и компетентности, достижение социального статуса или престижа, контроля или доминирования над людьми, получение удовольствия от жизни, осмысленность будущего и уверенность в нем, эмоциональная насыщенность жизни и деятельности, стремление к новизне и глубоким переживаниям, мотивация достижения успеха, личностный успех, самореализация и компетентность, стабильность взаимоотношений. Содержание этого фактора схоже с результатами, полученными на выборке аспирантов.
Во вторую группу, условно обозначенную как «Ориентация на социальные отношения», вошли следующие показатели: ценность «универсализм» (0,741), ценность «традиции» (0,717), социальные потребности (-0,670), потребности в самореализации (0,656), ценность «конформность» (0,625), ценность «доброта» (0,599), потребности в признании и уважении (-0,469), цели (0,435), потребности в безопасности (-0,407), ценность «гедонизм» (-0,410). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационноценностную доминанту молодых ученых, характеризующуюся терпимостью, уважением к другим людям и принятием их идей, стремлением к неформальным отношениям с людьми, потребностью в самовыражении и самоактуализации, стремлением к сдерживанию склонностей, имеющих негативные социальные последствия, доброжелательностью, важностью личностных достижений и компетентности, осмысленностью будущего и уверенностью в нем, получением удовольствия от жизни.
В третью группу, получившую название «Ориентация на самостоятельность», вошли показатели: ценность «самостоятельность» (0,583), ориентация на результат (-0,524), ценность «достижения» (0,523), локус контроля «Я» (-0,467), ценность «доброта» (0,443), ориентация на процесс (-0,429). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационно-ценностную доминанту молодых ученых, проявляющуюся в стремлении к самостоятельности мышления и действий, достижению личностного успеха, самореализации и компетентности; в ценности свободы выбора, благополучия в повседневном общении с близкими людьми.
Четвертую группу «Ориентация на материальное благополучие и безопасность» составили следующие показатели: потребности
в безопасности (0,642), мотив достижения (-0,602), потребности в самореализации (-0,468), материальные потребности (0,457), потребности в признании и уважении (-0,452). Психологическое содержание данного фактора отражает мотивационно-ценностную доминанту молодых ученых, в которой превалируют необходимость в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира, материальные потребности.
Таким образом, несмотря на то что в структуре мотивационно-ценностной сферы молодых ученых наблюдается перераспределение компонентов по сравнению с мотивационно-ценностной структурой аспирантов, взаимосвязь некоторых компонентов остается неизменной. Это совокупность ценности достижения успеха, мотивов самореализации, уважения и признания, новизны, творчества, самостоятельности, с одной стороны, и взаимосвязь потребностей в безопасности, стабильности и материальных мотивов, с другой.
На основе проведенного исследования можно сформулировать некоторые рекомендации по включению в процесс отбора и подбора молодых научно-педагогических работников следующих мероприятий.
• Необходима ранняя диагностика особенностей мотивационно-ценностной сферы аспирантов с целью прогнозирования успешности их научно-педагогической деятельности и последующей индивидуальной работы с ними.
• В качестве «идеального» мотивационноценностного профиля аспирантов и молодых ученых, обеспечивающего успешность их профессиональной деятельности, выступает совокупность следующих особенностей мотивационно-ценностной сферы: наличие выраженных мотивов самореализации, новизны и творчества, мотива достижения успеха, наличие целей в жизни, внутренний локус контроля, присутствие убеждения в принципиальной управляемости жизни, стремление к самостоятельности мыслей и действий, стремление к разнообразию, сильным переживаниям, ориентация как на процесс, так и на результат деятельности.
• К «группе риска» следует отнести кандидатов в аспиранты с ярко выраженными физиологическими потребностями (материальные, комфорт, ценность «гедонизм»), сверхвыражен-ной потребностью в статусе и ценностью «власти», не имеющих четко сформулированных
целей в жизни, обладающих внешним локусом контроля, с низкой выраженностью мотивов самореализации, новизны и творчества, с высокой степенью неудовлетворенности настоящим содержанием и результативностью своей жизни.
Данные рекомендации носят предположительный характер и нуждаются в экспериментальной проверке, которая будет проведена на следующем этапе работы.
Список литературы
1. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. М. : Мысль, 1976. 158 с.
2. Василенко О. Ю., Вельц Е. В. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности // Вестн. Ом. гос. ун-та. 1999. Вып. 4. С. 134-136.
3. Демиденко Н. Н. Мотивационно-потребностная сфера личности как компонент психологической готовности и ее влияние на успешность педагогической деятельности : автореф. дис. ... канд. психол. наук. Тверь, 2007. 18 с.
4. Самоукина Н. В. Психология профессиональной деятельности. СПб. : Питер, 2004. 224 с.
5. Овчинников М. В. [и др.]. Теоретическая модель мотивационно-ценностной сферы молодых научнопедагогических работников // Вестн. Юж.-Урал. гос. ун-та. Сер.: Образование. Педагогические науки. 2011. Вып. 13, № 24 (241). С. 45-50.