Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ'

ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
254
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / БЮДЖЕТНАЯ СТРАТЕГИЯ / ПЛАНИРОВАНИЕ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / МЕТОДИКА ПЛАНИРОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

Статья посвящена вопросам развития бюджетного планирования в сфере государственного управления. Исследованы различные формы и методы бюджетного планирования. При этом подробно рассмотрены причины неэффективности бюджетного планирования. Даны рекомендации по грамотной организации бюджетного планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ»

2. Дышекова А.А. Формирование финансовой базы муниципальных образований. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1081-1083.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития бюджетного планирования в сфере государственного управления. Исследованы различные формы и методы бюджетного планирования. При этом подробно рассмотрены причины неэффективности бюджетного планирования. Даны рекомендации по грамотной организации бюджетного планирования.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная стратегия, планирование, результативность, методика планирования, информационно-аналитическое обеспечение, эффективность.

Планирование очень сильно зависит от реальной экономической ситуации, поэтому применение бюджетного планирования сопряжено с большими трудностями.

В современных условиях в России отсутствует законодательно закрепленная методика бюджетного планирования на макроуровне, и при этом информация об используемой методике текущих планов и прогнозов остается закрытой. Информация, имеющаяся по этому вопросу, позволяет установить использование только трех методов: экстраполяции, который является простым методом, метода экспертных оценок, а также метода простейших балансовых соотношений. Каждый из этих методов не лишен недостатков.

Особенно хотелось бы обратить внимание, что среди используемых методов назван метод экспертных оценок. Неэффективность плановых мероприятий позволяет сделать вывод о неэффективности в числе прочих и этого метода. Данная недостаточная эффективность метода экспертных оценок обусловлена нехваткой экспертов, или же их недостаточной квалификацией. Таким образом, следующей проблемой является проблема кадровая.

Далее анализируя перечень использующихся методов, следует отметить, что данные методы являются одними из простых методов. Для использования наиболее сложных методов, основанных на математическом моделировании плановых процессов, требуется как определенное оборудование, так и квалифицированные кадры. Поэтому в качестве еще одной проблемы можно обозначить недостаточное техническое оснащение

процесса бюджетного планирования [2].

Решение обозначенных проблем на современном этапе реформ необходимо ввиду повышения роли планирования в сложных экономических условиях, кризисных для национальной экономики.

Повышение результативности бюджетного планирования определяется через совершенствование используемых форм и методов бюджетного планирования путем внедрения совокупности мероприятий по следующим функциональным направлениям: выработка законодательной базы методики планирования, развитие информационно-аналитического обеспечения, подготовка квалифицированного персонала, разработка и внедрение прогрессивных программных технологий и обоснованного использования адекватных условиям неопределенности методов [1].

Бюджетное планирование на макроуровне в настоящее время многоуровневое, так как функции по планированию бюджета осуществляется на всех уровнях бюджетной системы России: местные, региональные бюджеты и федеральный бюджет. Соответственно, отсутствие единой методики планирования и прогнозирования бюджетных показателей вносит определенные неточности в спланированные данные. Поэтому необходимо прежде всего выработать закрепленную на законодательном уровне методику бюджетного планирования, которая содержала бы основные вопросы, связанные с планированием показателей бюджета на уровне каждого звена государственного бюджетного планирования. Данная мера исключает ошибки и недочеты, которые могут быть допущены на каком-либо уровне и дадут неточные результаты при планировании на более высоком уровне.

В области информационно-аналитического обеспечения, прежде всего, должна быть создана четкая, не допускающая дублирования система взаимообмена информационными потоками [2]. Представляется целесообразным создание информационных баз данных в регионах, отражающих изменения макроэкономических показателей, совместимых с существующей налоговой и бухгалтерской отчетностью. Это позволит субъектам регионального планирования предпринимаемые комплексные меры согласовывать с реальными возможностями налогоплательщиков и источников неналоговых доходов, а также с необходимыми объемами финансовых средств бюджетополучателей. Создание информационной базы данных имеет своей целью устранение недостатков во взаимодействии между субъектами планирования. При этом основой для рационализации взаимодействия функций бюджетного менеджмента должен выступать не только комплекс информационных данных о социально-экономическом и финансово-инвестиционном развитии региона, но и данные нормативно-правового характера о текущих и среднесрочных перспективах реформирования бюджетной и налоговой политики [1].

Подготовка квалифицированного персонала и экспертов также

является необходимым условием развития системы бюджетного планирования. При осуществлении мероприятий по бюджетному планированию слишком многое зависит от людей, их осуществляющих, поэтому исключение ошибок и недочетов, связанных с недостаточной компетентностью персонала, важное условие повышения качества бюджетного планирования.

Одним из основных инструментов, позволяющих поднять на новый качественный уровень бюджетное планирование является применение системы статистических методов, которая дает возможность осуществлять сравнительный анализ по большой совокупности показателей за различные периоды времени как по отдельным годам, так и в динамике за ряд лет с одновременным построением статистических трендов и расчетами прогнозных показателей. Для реализации новых, более прогрессивных методов планирования требуется единое программное обеспечение, ориентированное на выполнение сложных математических расчетов и построение моделей. Данное программное обеспечение должно использоваться на всех уровнях бюджетного планирования, и, сооветственно, внедрение такого программного обеспечения требует профессиональной подготовки работников, работающих с данной программой.

К настоящему моменту все развитые страны мира используют стратегическое планирование как один из эффективных методов государственного управления социально-экономическим развитием. Современная социально-экономическая, демографическая и геополитическая ситуация в Российской Федерации требует актуализации процессов стратегического планирования на всех уровнях. Формирование современной системы государственного стратегического планирования социально-экономического развития Российской Федерации связано с необходимостью решения ряда проблем. Первая группа проблем (институционального характера) связана с несовершенством, а в ряде случаев - с отсутствием нормативной и правовой базы, регламентирующей процесс стратегического планирования на уровне государства в целом или на уровне субъектов Российской Федерации, муниципалитетов, отраслей, сфер и отдельных предприятий. Вторая группа проблем связана с низким качеством стратегических планов из-за высокой степени дифференциации социально-экономического развития регионов и муниципалитетов. Данная проблема может усугубиться в результате вступления России в ВТО, так как «очевидны негативные последствия уменьшения экспортной пошлины на поставки из России за рубеж энергоресурсов и сырья, что значительно сократит доходную часть бюджетов» . Третья группа проблем связана с тем, что ни одна из разработанных и утвержденных стратегий территориального или отраслевого развития не имеет объективного финансового обоснования и долгосрочного бюджета стратегии или соответствующего финансового

плана. Данное обстоятельство ставит под со- мнение возможность полноценной реализации стратегических направлений развития этих территорий, отраслей и сфер.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

2. Дышекова А.А. Формирование финансовой базы муниципальных образований. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1081-1083.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КАССОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация: В статье рассматривается единый счёт бюджета в Российской Федерации, открытый Федеральному Казначейству. На основании анализа механизма функционирования единого счёта показано его значение для осуществления бюджетного процесса.

Ключевые слова: бюджет, исполнение бюджета, Федеральное казначейство, единый счёт бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Обеспечение функционирования ЕКС предусматривает консолидацию на едином счете федерального бюджета, открытом Федеральному казначейству, денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов по учету средств федерального бюджета, открытых органам Федерального казначейства. Важным резервом пополнения средств ЕКС является ежедневное автоматизированное перечисление территориальными учреждениями Банка России неиспользованных остатков денежных средств со счетов ТОФК, что позволяет увеличить объемы денежных средств, находящихся на ЕКС.

С целью повышения ликвидности единого счета федерального бюджета Федеральным казначейством в 2014 году продолжена работа по привлечению денежных средств со счетов ТОФК. Это позволяет увеличивать остатки средств на счете, открытом Федеральному казначейству и использовать в течение года бесплатные ресурсы, не привлекая средств Резервного фонда и других источников финансирования дефицита

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.