Научная статья на тему 'АНАЛИЗ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

АНАЛИЗ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГ / НАЛОГОВАЯ БАЗА / НАЛОГОВАЯ ОТЧЁТНОСТЬ / ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / МАКРОЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье раскрыта сущность и источники формирования Федерального бюджета Российской Федерации. Проблемы мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. Правовое регулирование вопросов по формированию Федерального бюджета РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик АНАЛИЗ ПРОГНОЗНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДОХОДОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация. В статье раскрыта сущность и источники формирования Федерального бюджета Российской Федерации. Проблемы мобилизации федеральных налогов в доходной части федерального бюджета. Правовое регулирование вопросов по формированию Федерального бюджета РФ.

Ключевые слова: налог, налоговая база, налоговая отчётность, федеральный бюджет, доходы бюджета, макроэкономический прогноз, налоговые льготы, эффективное регулирование.

В расчетах налога на прибыль организаций используется показатель прибыли для целей налогообложения, который в целях определения налоговой базы для расчета налога на прибыль по ставке 2 % уменьшается на сумму прибыли, не учитываемой при определении налоговой базы в соответствии с законодательно установленным порядком, сумму полученных убытков и сумму льгот, учтенных в уменьшение налоговой базы, и увеличивается на налоговую базу по операциям с ценными бумагами, обращающимися и не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, по операциям с финансовыми инструментами срочных сделок, не обращающимися на организованном рынке ценных бумаг, негосударственных пенсионных фондов.

Расчет налога на прибыль организаций по доходам, облагаемым по ставкам, отличающимся от общеустановленных (доходы в виде дивидендов, доходы иностранных организаций), произведен раздельно по каждой группе доходов путем умножения налоговой базы и соответствующей налоговой ставки (20 %, 15 % и 9 %) и учтен в расчете поступлений налога на прибыль организаций в 2014 году в сумме 121,5 млрд. рублей, в 2015 и 2016 годах - в сумме 137,9 млрд. рублей и 146,3 млрд. рублей соответственно.

Поступление налога на прибыль с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, предусмотрены в 2014 - 2016 годах в одной и той же сумме - 25,0 млрд. рублей [2].

Планируемые объемы налога на прибыль организаций рассчитываются на основе прогнозных показателей социально-экономического развития (прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета), что формирует риски недопоступления доходов федерального бюджета в случае изменения параметров макроэкономического прогноза [1].

Анализ динамики данных налоговой отчетности свидетельствует о том, что фактический уровень собираемости налога на прибыль в 2014 году складывается выше прогнозируемого (95 %). К концу 2014 года уровень собираемости выше, чем в 2013 году (за 2013 год он составил 98,3 %, на 1 сентября 2014 г. - 100,5 %).

В составе материалов, представленных одновременно с законопроектом, не приведена оценка влияния на объем поступлений доходов от уплаты налога на прибыль организаций особого порядка исчисления данного налога консолидированными группами налогоплательщиков [2]. Одним из факторов, оказывающих влияние на снижение поступлений доходов от уплаты налога на прибыль организаций, является особый порядок исчисления налога консолидированными группами налогоплательщиков, которые были созданы в соответствии с Федеральным законом от 16 ноября 2011 г. № 321-ФЗ. По информации ФНС России, недопоступление налога на прибыль организаций в связи с созданием консолидированных групп налогоплательщиков (КГН) составило в 2013 году 18,3 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 1,9 млрд. рублей. В 2012 году было создано и действовало 11 КГН, которые объединяли 197 организаций, в 2013 году - 15 КГН (313 организаций). На 1 января 2014 года количество КГН увеличилось до 16 (398 организаций). За I квартал 2014 года недопоступление налога на прибыль организаций в связи с созданием КГН составило 20,3 млрд. рублей, в том числе в федеральный бюджет - 2,1 млрд. рублей.

Согласно данным статистической налоговой отчетности в 2013 году доля начисленного налога на добавленную стоимость в ВВП составляла 46,3 %, доля налоговых вычетов - 43,5 %. Как указывается в материалах, представленных одновременно с законопроектом, расчет поступлений НДС осуществлен на основе оценки суммы начисленного НДС за минусом налоговых вычетов, умноженной на расчетный уровень собираемости. При этом доля начисленного налога в ВВП в 2015 году составляет 45,6 %, в 2016 и в 2017 годах - 45,98 % и 46,35 % соответственно, а доля налоговых вычетов в 2015 году - 42,44 %, в 2016 и в 2017 годах - 42,69 % и 42,91 % соответственно. Доля налоговых вычетов в сумме начисленного налога в 2015 году составляет 93,07 %, в 2016 и в 2017 годах - 92,85 % и 92,58 % соответственно. В случае недостижения запланированного уровня собираемости существует риск непоступления в федеральный бюджет в 2015 году 36,7 млрд. рублей, в 2016 и 2017 годах - 68,4 млрд. рублей и 108,4 млрд. рублей.

Проверки Счетной палаты показывают, что недостаточно эффективно применяется льгота по данному налогу, введенная в отношении ввозимого технологического оборудования, аналоги которого не производятся в Российской Федерации. Не введены ограничения в части применения данной льготы только в отношении нового, не бывшего в употреблении

оборудования, современного технологического оборудования. В результате в составе технологического оборудования ввозится бывшее в употреблении и устаревшее оборудование. Сумма льгот по уплате НДС в отношении бывшего в употреблении и устаревшего (до 2003 года выпуска) оборудования составила в 2012 году - 218,73 млн. рублей, в 2013 году -277,88 млн. рублей.

Незначительный рост поступлений акцизов в 2015 году (на 2,6 % по сравнению с 2014 годом) связан с планируемыми изменениями в Бюджетный кодекс Российской Федерации: акцизы на автомобильный, прямогонный бензин, дизельное топливо, моторные масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей, производимые на территории Российской Федерации, будут зачисляться в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативу 100 %. При расчете прогноза поступления акцизов на 2015 - 2017 годы учтен проект федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающий снижение ставок акцизов почти на все виды подакцизной продукции, за исключением этилового спирта, увеличение ставок акцизов с 2015 года на табачные изделия и с 2017 года на легковые автомобили. Кроме того, в соответствии с указанным проектом федерального закона подлежит налогообложению акцизом реализация (передача) природного газа, предусмотренная международными договорами Российской Федерации.

Прогноз поступления акцизов на 2015 - 2017 годы рассчитан исходя из объемов импорта подакцизных товаров и ставок акцизов с учетом изменений, вступающих в силу с 1 января 2015 года, а также повышение средней розничной цены на сигареты импортные.

В 2015 году по сравнению с предыдущим годом прогнозируется увеличение платежей при пользовании природными ресурсами на 35,3 %, в 2016 году прогнозируется снижение на 16,3 %, в 2017 году - увеличение на 10,8 %. Платежи при пользовании природными ресурсами включают в себя плату за негативное воздействие на окружающую среду, платежи при пользовании недрами, плату за пользование водными биологическими ресурсами по межправительственным соглашениям, плату за использование лесов, плату за пользование водными объектами, находящимися в федеральной собственности, утилизационный сбор [1].

Использованные источники: 1. Аброкова Л.С. Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического РОСТАМатериалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Дышекова А.А. Формирование финансовой базы муниципальных образований. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1081-1083.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ПРОБЛЕМЫ БЮДЖЕТНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ И ОСНОВНЫЕ

ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация. Статья посвящена вопросам развития бюджетного планирования в сфере государственного управления. Исследованы различные формы и методы бюджетного планирования. При этом подробно рассмотрены причины неэффективности бюджетного планирования. Даны рекомендации по грамотной организации бюджетного планирования.

Ключевые слова: бюджет, бюджетная стратегия, планирование, результативность, методика планирования, информационно-аналитическое обеспечение, эффективность.

Планирование очень сильно зависит от реальной экономической ситуации, поэтому применение бюджетного планирования сопряжено с большими трудностями.

В современных условиях в России отсутствует законодательно закрепленная методика бюджетного планирования на макроуровне, и при этом информация об используемой методике текущих планов и прогнозов остается закрытой. Информация, имеющаяся по этому вопросу, позволяет установить использование только трех методов: экстраполяции, который является простым методом, метода экспертных оценок, а также метода простейших балансовых соотношений. Каждый из этих методов не лишен недостатков.

Особенно хотелось бы обратить внимание, что среди используемых методов назван метод экспертных оценок. Неэффективность плановых мероприятий позволяет сделать вывод о неэффективности в числе прочих и этого метода. Данная недостаточная эффективность метода экспертных оценок обусловлена нехваткой экспертов, или же их недостаточной квалификацией. Таким образом, следующей проблемой является проблема кадровая.

Далее анализируя перечень использующихся методов, следует отметить, что данные методы являются одними из простых методов. Для использования наиболее сложных методов, основанных на математическом моделировании плановых процессов, требуется как определенное оборудование, так и квалифицированные кадры. Поэтому в качестве еще одной проблемы можно обозначить недостаточное техническое оснащение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.