Научная статья на тему 'ЭФФЕКТИВНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ'

ЭФФЕКТИВНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
20
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВЫЙ РЕЖИМ / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ДОХОДЫ БЮДЖЕТА / ИНФЛЯЦИЯ / НАЛОГОВЫЕ ЛЬГОТЫ / ЭФФЕКТИВНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотрены её цели и структура. Дается оценка эффективности бюджетно-налоговой политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЭФФЕКТИВНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ»

К основным причинам необходимости формирования имиджа региона относятся:

- необходимость привлечения дополнительных инвестиций для развития региона;

- необходимость создания условий для сохранения имеющихся кадров высококвалифицированных рабочих, инженеров, ученых и т.д.;

- необходимость обеспечения выгодных условий экспорта товаров и

др.

Брендинг региона неразрывно связан с процессом повышения его конкурентоспособности, так как бренд по своей природе является демонстрацией и гарантом конкурентных преимуществ.

Региональный ребрендинг - приоритетное направление экономического, социального, политического и культурного развития географического места. Эффективность, успешность бренда региона в настоящее время оказывают прямое влияние на обеспечение устойчивого и привлекательного имиджа территории, его репутации как на внутреннем, так и на международном рынках, что отражается на привлечении внешних инвестиций, наращивании хозяйственного потенциала, укреплении бизнес-связей.

Реализация перечисленных направлений на практике позволит повысить уровень социально-экономического развития территорий, качество жизни населения, укрепит позицию региона по отношению к регионам -конкурентам.

Использованные источники:

1. Воротников А. Конкурентоспособность регионов и задачи региональных властей в области корпоративной политики / Всероссийский экономический журнал. 2001. № 7. С. 94 - 97.

2. Сепик Д. Конкурентоспособность регионов: некоторые аспекты. Режим доступа: „ЬИр^^-^^гесер.ги.

3. Неживенко Е.А.,Новикова И.А. Классификация факторов конкурентоспособности региона // Фундаментальные исследования. 2013.№11. С139-145;

Казова З.М., к. э. н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ЭФФЕКТИВНАЯ БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА КАК МЕТОД ОПТИМИЗАЦИИ БЮДЖЕТНЫХ ДОХОДОВ

Аннотация. В статье раскрыта роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике, рассмотрены её цели и структура. Дается оценка эффективности бюджетно-налоговой политики.

Ключевые слова: налоговый режим, бюджетно-налоговая политика, расходы бюджета, доходы бюджета, инфляция, налоговые льготы, эффективное регулирование.

Перед Российским правительством и органами власти Российской Федерации стоит важнейшая задача создания такого налогового режима, который бы обеспечил полный и своевременный сбор налогов и, одновременно, создал благоприятные условия для стабилизации экономики, развития производства и роста благосостояния граждан. Действующая же в настоящее время налоговая система не может в полной мере выполнять эту задачу.

Как правило, целью всех проводимых мероприятий налоговой реформы является увеличение поступлений налоговых доходов в бюджеты различных уровней необходимые для решения государством поставленных задач и выполнения функций. Этого увеличения можно добиться за счет простого увеличения налоговых ставок и введения дополнительных налогов.

Но повышение налоговых ставок и количества налогов, как правило, ведет к временному увеличению доходов бюджета, поскольку чрезмерно высокие налоги начинают сдерживать экономическую активность людей, подталкивают к уклонению от уплаты налогов и т.д. Результатом этого является сокращение налоговой базы, с которой взимаются налоги и, следовательно, уменьшается объем налоговых поступлений.

Общее налоговое давление на денежные доходы населения, с учетом косвенных налогов составляет около 40%. Еще хуже дело обстоит с уровнем налоговых начислений на заработную плату. Это одна из важнейших причин того, что российские налогоплательщики стараются всеми путями занизить фактически выплаченную заработную плату, используя различные незаконные схемы оплат труда. Особенно часто это практикуется в малом бизнесе, где прибыль и оплата труда, зачастую не имеют четких границ.

Итак, для перехода к стимулирующей бюджетно-налоговой политике, необходимо параллельное решение двух казалось бы взаимоисключающих задач: с одной стороны, увеличения налоговых доходов, поступающих в бюджет с целью усиления государственного регулирования экономики. С другой стороны, снижения налоговой нагрузки до уровня, создающего заинтересованность в росте инвестиций и производства.

Налоговые льготы и государственные приоритеты существуют как бы сами по себе. Широкое распространение получила практика предоставления индивидуальных и групповых льгот, что создает основу для коррупции, поражает цепочку налоговых послаблений путем использования льготных прав одного налогоплательщика другими налогоплательщиками и т.п.

Далеки от совершенства система и порядок применения налоговых санкций. Российское правительство постоянно ужесточает их, но задолженность по налоговым платежам не становится от этого меньше.

Штрафы все больше превращаются из контрольно-регулирующего инструмента в важный стабильный источник государственных доходов.

Основные пути эффективной налоговой политики, способствующей увеличению доходов федерального бюджета: проведение структурной перестройки российской системы налогов и налогообложения. Необходимо изменить соотношение между косвенными налогами на производство и импорт и прямыми подоходными налогами в сторону увеличения доли последних до 60% в общем объеме налоговых доходов. В составе же косвенных налогов на производство и импорт повысить значимость и сместить акцент на поимущественные налоги и налоги за пользование природными ресурсами [2].

Стратегическое направление налоговой политики - реальное снижение налогового бремени на товаропроизводящую сферу до оптимального для России уровня на основе оптимизации ставок и упорядочения обложения основных налогов, определяющих структуру доходов федерального бюджета.

Важнейшей стратегической задачей бюджетной политики является разработка механизмов наиболее полного изъятия в бюджет доход ов[1].

Для реализации этих стратегических направлений эффективной бюджетной политики в области доходов необходимо решить комплекс задач: ♦♦♦ упрощение порядка начисления НДС, акцизов на нефтепродукты, налога на прибыль;

♦♦♦ введение рентных налогов на сверхдоход при добыче полезных ископаемых и при заготовке леса;

♦♦♦ установление оптимальных для современной России ставок основных налогов: НДС, налога на прибыль, и т.п.;

♦♦♦ снятие ограничений с налоговых льгот инвестиционного характера, включая инвестиционный налоговый кредит, связанных с развитием производства, прикладной науки и техники; установление налоговых льгот по лизингу в производственной и научно-технической сфере;

♦♦♦ создание условий, ограничивающих бартерные сделки, являющиеся одним из способов обхода или уклонения от налогов.

Другим путем увеличения доходов федерального бюджета и снижения налоговой нагрузки является оптимизация системы неналоговых поступлений в бюджет [1].

Резервы пополнения неналоговых доходов связаны в основном с повышением эффективности использования собственности через эффективное регулирование ставок арендной платы, стимулирование наращивания прибыльности государственных и муниципальных унитарных предприятий. Продажа неэффективной муниципальной собственности инвесторам будет способствовать снижению затрат на содержание объектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета.

Одним из эффективных методов управления государственной собственностью, как показывает мировой опыт, является передача его в концессию. Основное отличие передачи имущества по договору концессии от аренды в том, что концессионеру передается право осуществления деятельности или предоставления услуг, отнесенных к функциям государства. И уже для обеспечения такой деятельности передается государственное имущество [2]. Механизм концессии позволяет привлекать в общественный сектор частные инвестиции и необходимую собственность.

Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества нужно принять следующие меры:

♦♦♦ совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;

♦♦♦ оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг);

♦♦♦ обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

2. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ

РЕСУРСАМИ

Аннотация. В статье предложена концепция бюджетного регулирования территориального развития, направленного на увеличение бюджетной емкости, под которой понимается максимально возможный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.