Научная статья на тему 'КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ'

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
26
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ / РАСХОДЫ БЮДЖЕТА / ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ДОХОДАМИ / ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье предложена концепция бюджетного регулирования территориального развития, направленного на увеличение бюджетной емкости, под которой понимается максимально возможный объём расходов бюджета, определяемый как бюджетным потенциалом, трансфертами и займами, так и эффективностью и результативностью расходов бюджета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ РЕСУРСАМИ»

Одним из эффективных методов управления государственной собственностью, как показывает мировой опыт, является передача его в концессию. Основное отличие передачи имущества по договору концессии от аренды в том, что концессионеру передается право осуществления деятельности или предоставления услуг, отнесенных к функциям государства. И уже для обеспечения такой деятельности передается государственное имущество [2]. Механизм концессии позволяет привлекать в общественный сектор частные инвестиции и необходимую собственность.

Для решения задач по повышению эффективности использования государственного и муниципального имущества нужно принять следующие меры:

♦♦♦ совершенствование механизмов управления имуществом федеральных государственных предприятий и учреждений;

♦♦♦ оптимизация деятельности государственных и муниципальных учреждений в части обеспечения необходимого количества и качества производства продукции (работ, услуг);

♦♦♦ обеспечение прозрачности деятельности федеральных органов исполнительной власти и государственных организаций по распоряжению государственным имуществом.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

2. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТНЫМИ

РЕСУРСАМИ

Аннотация. В статье предложена концепция бюджетного регулирования территориального развития, направленного на увеличение бюджетной емкости, под которой понимается максимально возможный

объём расходов бюджета, определяемый как бюджетным потенциалом, трансфертами и займами, так и эффективностью и результативностью расходов бюджета.

Ключевые слова: концепция управления, расходы бюджета, экономические отношения, управление доходами, исполнения бюджета прогнозирование и планирование.

В соответствии с определением, данным в БК РФ, доходы бюджета — это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета. Однако концепция управления бюджетными ресурсами не может быть выработана только исходя из формального понимания бюджетных доходов, зафиксированного в БК РФ. Необходимо четко представлять, что объектом управления в данном случае являются не просто денежные средства, а экономические отношения, возникающие между государством (органами местного самоуправления), хозяйствующими субъектами и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда [2]. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды налоговых и неналоговых платежей хозяйствующих субъектов и населения в государственный или местный бюджет, а их материально-вещественным воплощением является мобилизуемые денежные средства.

Управление бюджетными ресурсами — это не только технологический процесс, основанный на законодательной базе, но и формирование системы экономических отношений, возникающих между государством (органами местного самоуправления), предприятиями и гражданами по поводу налоговых и неналоговых платежей [1]. Например, поступление налоговых доходов в бюджет зависит не только от функционирования тех или иных налоговых механизмов, но и от сокращения или наращивания налогооблагаемой базы в результате эффективного или неэффективного функционирования хозяйствующих субъектов, являющихся налогоплательщиками. Неналоговые доходы — это поступления, которые генерируются главным образом общественным (муниципальным или государственным) имуществом.

Поэтому понятие управления бюджетными ресурсами гораздо шире, чем просто расчетные процедуры по перечислению в бюджет налоговых и неналоговых платежей. С одной стороны, бюджетные доходы являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками общественного воспроизводства и выступают объектом дальнейшего перераспределения сконцентрированной в руках государства (органов местного самоуправления) вновь созданной стоимости. С другой стороны, бюджетные доходы, поступающие в виде платы за пользование конкретными общественными благами, особенно в системе муниципальных финансов, формируют определенный тип взаимоотношений

между производителями и потребителями этих благ [1].

Концепция управления бюджетными ресурсами строится исходя из экономической сущности доходов бюджетов, на основе нормативно-правовой базы формирования и регулирования отдельных видов доходов бюджетов [2].

Управление доходами учитывает специфику разных типов доходов. Каждый из них требует собственных инструментов и методов управления. Применительно к каждому объекту управления (виду доходов) должна быть определена и зафиксирована цель, которую преследует каждый уровень власти, формирующий бюджет, и достижению которой служит данный объект. Кроме того, для повышения эффективности управления доходами бюджетов необходимо иметь представление о том насколько данный объект стабилен, предсказуем, управляем; какие события могут негативно повлиять на поступление доходов бюджета и как эти события можно предупредить.

В зависимости от изменения конкретных экономических условий, изменений объема межбюджетных перечислений, изменений федерального налогового и бюджетного законодательства, ослабления местной налоговой базы, изменения предпочтений населения, повышения привлекательности территорий как объекта для инвестиций и других факторов динамика доходов бюджетов может характеризоваться высокой степенью неопределенности. Поэтому необходимо иметь представление о рисках, связанных с поступлением доходов, возникновение которых возможно как в ближайшем, так и в отдаленном будущем.

Основная цель управления бюджетными ресурсами — стабильное финансирование государственных (муниципальных) обязательств при умеренном уровне налоговых изъятий и тарифов. Эта цель может быть достигнута только при условии ориентации концепции управления бюджетными доходами на стимулирование экономического рост .

Управление ресурсами тесно связано с бюджетным прогнозированием и планированием, на этапе которого дается оценка ожидаемых доходов (ресурсов).

Управление ресурсами является также важнейшей частью системы исполнения бюджета. От эффективности управления ресурсами зависят реализация принятого бюджета, возможности достижения установленных на федеральном и региональном уровнях приоритетов. Поступление бюджетных доходов регистрируется, учитывается и направляется на использование Федеральным казначейством, поэтому управление доходами тесно связано с казначейским исполнением бюджета.

Управление бюджетными ресурсами должно быть увязано и с управлением государственным (муниципальным) долгом. Изменения в потоке доходов могут требовать существенной корректировки займов и обслуживания долга.

Таким образом, сам процесс управления доходами бюджета, как и

любой процесс управления, не ограничивается стадиями прогнозирования и планирования доходов, он включает также исполнение (принятие решения и организацию его исполнения) и стадии учета, контроля и анализа доходов бюджета.

Если все указанные выше стадии не реализованы в единой системе, то говорить об эффективном управлении ресурсами бюджета не имеет смысла. И для повышения эффективности управления необходимо их одновременное реформирование таким образом, чтобы все вместе они обеспечили требуемое качество управления бюджетным процессом.

Законодательство, регулирующее бюджетные отношения, также является неотъемлемым элементом управления бюджетными ресурсами. Основными путями правового реформирования в области повышения управления бюджетными ресурсами являются:

• законодательное закрепление:

- перечня сфер деятельности, финансирование которых может полностью или частично проводится за счет бюджетных средств;

- перечня социально значимых сфер деятельности (услуг);

- перечня сфер деятельности, на развитие которых могут привлекаться бюджетные гарантии Правительства КБР и органов местного самоуправления;

• инвентаризация, учет и мониторинг бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета КБР, - для формирования оптимальной структуры сети бюджетных учреждений;

• нормативное закрепление условий и порядка предоставления субсидий и субвенций, предоставляемых из республиканского бюджета КБР:

- государственным предприятиям;

-юридическим лицам, не являющимся государственными предприятиями;

-физическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

2. Дышекова А.А. Задачи социально-экономического мониторинга муниципального образования. Экономика и социум. 2015. № 1-2 (14). С. 1186-1188.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.