Научная статья на тему 'ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КАССОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА'

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КАССОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
76
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ИСПОЛНЕНИЕ БЮДЖЕТА / ФЕДЕРАЛЬНОЕ КАЗНАЧЕЙСТВО / ЕДИНЫЙ СЧЁТ БЮДЖЕТА / КАССОВОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Казова З.М.

В статье рассматривается единый счёт бюджета в Российской Федерации, открытый Федеральному Казначейству. На основании анализа механизма функционирования единого счёта показано его значение для осуществления бюджетного процесса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КАССОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА»

плана. Данное обстоятельство ставит под со- мнение возможность полноценной реализации стратегических направлений развития этих территорий, отраслей и сфер.

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Проблемы государственного регулирования процессов распределения и использования доходов бюджета в РФ. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 21-25.

2. Дышекова А.А. Формирование финансовой базы муниципальных образований. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1081-1083.

Казова З. М., к.э.н.

доцент

кафедра «Финансы и кредит» КБГАУим. В.М. Кокова Россия, г. Нальчик ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И КАССОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ СРЕДСТВ

ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

Аннотация: В статье рассматривается единый счёт бюджета в Российской Федерации, открытый Федеральному Казначейству. На основании анализа механизма функционирования единого счёта показано его значение для осуществления бюджетного процесса.

Ключевые слова: бюджет, исполнение бюджета, Федеральное казначейство, единый счёт бюджета, кассовое обслуживание исполнения бюджета.

Обеспечение функционирования ЕКС предусматривает консолидацию на едином счете федерального бюджета, открытом Федеральному казначейству, денежных средств в валюте Российской Федерации со счетов по учету средств федерального бюджета, открытых органам Федерального казначейства. Важным резервом пополнения средств ЕКС является ежедневное автоматизированное перечисление территориальными учреждениями Банка России неиспользованных остатков денежных средств со счетов ТОФК, что позволяет увеличить объемы денежных средств, находящихся на ЕКС.

С целью повышения ликвидности единого счета федерального бюджета Федеральным казначейством в 2014 году продолжена работа по привлечению денежных средств со счетов ТОФК. Это позволяет увеличивать остатки средств на счете, открытом Федеральному казначейству и использовать в течение года бесплатные ресурсы, не привлекая средств Резервного фонда и других источников финансирования дефицита

федерального бюджета. В течение 2014 года в среднем ежедневный остаток ЕКС составлял 795,3 млрд рублей, из них среднедневной объем привлеченных средств — 427,8 млрд рублей.

Под кассовым планом понимается прогноз кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году. В основе пирамиды целей формирования кассового плана лежит обеспечение своевременного и полного исполнения бюджетных обязательств. Именно кассовый план исполнения федерального бюджета позволяет Федеральному казначейству, прогнозируя состояние ЕКС, определить объем временно свободных денежных средств бюджета или недостаток указанных средств для дальнейшего принятия соответствующих управленческих решений в рамках поддержания на надлежащем уровне ликвидности на ЕКС [1]. Результатом кассового планирования

в 2014 году стало обеспечение своевременного и полного исполнения бюджетных обязательств, принятие оптимальных управленческих решений, формирование необходимой информации для эффективного управления ликвидностью на ЕКС. Кроме того, была оказана помощь финансовому рынку и Центральному банку Российской Федерации по стабилизации экономического положения в стране, обеспечено покрытие временных кассовых разрывов по федеральному бюджету и бюджетам субъектов Российской Федерации путем привлечения (размещения) средств, получены дополнительные доходы от эффективного управления временно свободными средствами [2].

Эффективное управление ликвидностью на ЕКС позволило в 2014 году обеспечить своевременное исполнение бюджетных обязательств в условиях минимизации остатка средств на ЕКС.

В рамках совершенствования процесса прогнозирования с 1 апреля 2014 года составление и ведение Кассового плана осуществлялось по новому порядку:

• в процессе прогнозирования участвовали все ГАБС;

• все прогнозные данные в соответствии с установленными формами направлялись ГАБС в Федеральное казначейство с использованием информационных систем Министерства финансов Российской Федерации .

Основные этапы действующей процедуры кассового планирования исполнения федерального бюджета:

1. Формирование Федеральным казначейством информации об исполнении федерального бюджета и направление ее участникам процесса прогнозирования;

2. Формирование участниками процесса прогнозирования прогнозных сведений с учетом вышеуказанной информации об исполнении федерального бюджета;

3. Формирование Федеральным казначейством кассового плана исполнения федерального бюджета (с применением методов экспертной

оценки и экстраполяции) с учетом прогнозных сведений участников процесса прогнозирования и предоставление его в Министерство финансов Российской Федерации.

Учитывая значительные объемы информационных потоков, для их обработки необходимы были современные информационные системы, способные обрабатывать большие массивы данных [2]. В 2014 году Минфином России активно развивалась Единая информационно-аналитическая система (далее — ЕИАС Минфина России), в том числе для целей кассового планирования исполнения федерального бюджета. ЕИАС Минфина России использовалась как единая платформа обмена данными между участниками процесса прогнозирования.

В процессе кассового планирования постоянно осуществляется мониторинг оперативной информации о текущем кассовом исполнении федерального бюджета [1]. Основная часть доходов федерального бюджета в 2014 году обеспечена поступлениями по четырем доходным источникам: вывозным таможенным пошлинам, налогу на добавленную стоимость, налогу на добычу полезных ископаемых и налогу на прибыль организаций. 91,9 % общего объема поступлений доходов в федеральный бюджет сформировано за счет доходов, администрируемых Федеральной налоговой службой и Федеральной таможенной службой.

Кассовые расходы на обслуживание государственного долга Российской Федерации по оперативной информации в 2014 году составили 415,7 млрд. рублей, или 3,0 % к исполнению кассового плана по расходам федерального бюджета .

Федеральным казначейством в 2014 году еженедельно формировались и направлялись в Министерство финансов Российской Федерации оперативные сведения по отдельным показателям кассового исполнения федерального бюджета в текущем периоде, а с декабря 2014 года — ежедневно, включая оперативные сведения по остаткам средств на едином счете федерального бюджета .

В 2014 году продолжалась работа по управлению остатками средств федерального бюджета в иностранных валютах (долларах США, евро, фунтах стерлингов Соединенного королевства, японских иенах), включая прогнозирование поступлений доходов и источников, а также выплат по расходам и источникам для обеспечения своевременного и полного исполнения платежных документов клиентов в ходе исполнения федерального бюджета.

В 2014 году Федеральным казначейством осуществлен ряд мероприятий по созданию условий для разработки механизма консолидации кассового плана Казначейства России (формирования Прогноза движения средств на едином казначейском счете):

• определены пилотные регионы (7 регионов);

• определены предварительные форматы прогнозов;

• с июля 2014 года осуществлено формирование прогнозов движения средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации, являющихся пилотными регионами;

• разработан прототип механизма консолидации кассового плана Казначейства России, с июля 2014 года осуществлена апробация модели консолидации кассового плана исполнения федерального бюджета и прогнозов движения средств на счетах бюджетов субъектов Российской Федерации;

• разработан вариант пакета проектов нормативных правовых актов в части реализации новой функции в перспективе;

• определены основные подходы к созданию информационной системы, позволяющей реализовать задачу оперативного планирования и прогнозирования в масштабах России (с учетом всех уровней бюджета, ГВФ РФ и бюджетов иных юридических лиц).

Использованные источники:

1. Аброкова Л.С. Обеспечение контроля за расходованием бюджетных средств в органах федерального казначейства. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 25-29.

2. Дышекова А.А. Налоговые факторы формирования доходов регионального бюджета. В сборнике: Совершенствование налогообложения как фактор экономического роста. Материалы VI Международной научно-практической конференции. ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет», ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет». 2014. С. 153-156.

Калачева К. О. студент 4го курса Тольяттинский государственный университет

Россия, г. Тольятти СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ В сложившихся экономических условиях оправданным является стремление субъекта свести к минимуму возможные убытки, связанные с реализацией риска, независимо от причин его возникновения. Осуществление процесса принятия управленческих решений, в ходе реализации которых и происходит управление риском, называется риск-менеджментом [1].

Управлять риском значит правильно понимать степень риска, который ежеминутно угрожает всей компании в целом. Немаловажным для предприятия является и осознание реальной стоимости риска, которому подвергается вся его деятельность. Верная оценка реальной стоимости риска

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.