Научная статья на тему 'Проблемы бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях'

Проблемы бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
469
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ / СПРОС НА ЛЕСНУЮ ПРОДУКЦИЮ / ПРОГНОЗИРОВАНИЕ / BUSINESS PLANNING / DEMAND FOR FOREST PRODUCTS / FORECASTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарова С. В.

Шарова С.В. ПРО БЛЕМЫ БИЗНЕ С-ПЛАНИРО ВАНИ Я НА ЛЕСОПРО МЫШЛЕН ЫХ ПРЕД ПРИ ЯТИЯХ. Основной целью бизнес-планирования является обоснованная, комплексная оценка перспектив развития лесопромышленного предприятия, планирование и прогнозирование его работы на ближайший и перспективный периоды с учетом спроса на лесную продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках и возможностей предприятия по удовлетворению этого спроса. В статье рассматриваются проблемы современного состояния бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sharova S.V. PROBLEMS OF BUSIN ESS PLANNIN G AT THE TIM BER IN DUSTRY ENTERPRISES. A business planning main objective is the well-founded, complex estimation of prospects of development of the timber industry enterprise, planning and forecasting of its work for the nearest and perspective periods taking into account demand for wood production and service in the internal and external markets and possibilities of the enterprise for satisfaction of this demand. In article problems of a current state of business planning at the timber industry enterprises are considered.

Текст научной работы на тему «Проблемы бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях»

ЭКОНОМИКА

ра и материалы с ростом стоимости валюты добавили дополнительную стоимость к готовым изделиям. На фоне снижения общей покупательской способности рост расходов на материалы негативно отражается на работе мебельной отрасли в целом и на работе отдельных предприятий в частности.

Что касается перспектив развития рынка и влияния мирового финансового кризиса, то, по оценкам экспертов, пока рано говорить о значительном уменьшении продаж мебели в связи с кризисом.

Поскольку прогнозируется дальнейшее развитие кризисной ситуации в текущем и, видимо, в последующие годы, можно предполо-

жить, что часть мебельных предприятий будет закрыта, оставшиеся предприятия, скорее всего, подвергнутся серьезной реструктуризации с целью повышения эффективности работы и сокращения производственных издержек.

Библиографический список

1. Журнал «Итоги» - Изд-во «Семь дней», 2009/50.

2. Справочник «Пульс цен». - Издательский дом «АБАК-ПРЕСС», сентябрь 2009.

3. Журнал Эксперт - АНО «Редакция Эксперт», август-октябрь 2009.

4. Яковенко, М.Е. Мировой финансовый кризис в 1998 году / М.Е. Яковенко // Банковское дело. - 1998. - № 6.

5. Булатов, А.С. Экономика / А.С. Булатов. - М., 1998. -251 с.

ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ

на лесопромышленных предприятиях

С.В. ШАРОВА, доц. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, канд. экон. наук

В условиях рыночной экономики роль прогнозирования и планирования на лесопромышленных предприятиях значительно возрастает. Прогнозирование и планирование выступают как непрерывный процесс принятия управленческих решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития лесопромышленного предприятия; определяются стратегия и политика их достижения; разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих самые различные аспекты деятельности предприятия.

Бизнес-планирование направлено на комплексное исследование основных сторон деятельности лесопромышленного предприятия. Основной целью бизнес-планирования является обоснованная, комплексная оценка перспектив развития лесопромышленного предприятия, планирование и прогнозирование его работы на ближайший и перспективный периоды с учетом спроса на лесную продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках и возможностей предприятия по удовлетворению этого спроса.

caf-buhuch@mgul. ac. ru

Бизнес-планирование на лесопромышленных предприятиях дает возможность решить комплекс производственных, социальных и других задач:

1) определить основные направления деятельности лесопромышленного предприятия на текущий и перспективный период;

2) обосновать номенклатуру и объемы производства лесобумажной продукции на текущий и перспективный периоды (вывозка древесины, производство деловой древесины, пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, мебели, целлюлозы, бумаги, картона);

3) рассчитать текущие затраты на производство лесобумажной продукции на соответствующий период;

4) рассчитать необходимый размер инвестиций для обеспечения намеченных бизнес-планом объемов производства лесобумажной продукции;

5) определить рынки сбыта лесобумажной продукции внутри Российской Федерации и в зарубежных странах и объемы ее экспорта;

6) обосновать потребность в специалистах и рабочих кадрах;

198

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

7) оценить финансовое состояние лесопромышленного предприятия на текущий год и по годам перспективного периода;

8) рассчитать потребность лесопромышленного предприятия в топливных и энергетических ресурсах, а также транспортных услугах и определить их поставщиков с указанием расчетных цен и тарифов;

9) определить потребность в лесных ресурсах для производства планируемых объемов лесобумажной продукции и условий обеспечения древесным сырьем путем организации собственных лесозаготовок в арендных лесах или покупки древесного сырья у лесозаготовительных предприятий;

10) предусмотреть возможные риски и мероприятия по их устранению.

В практической деятельности лесопромышленного комплекса бизнес-планы подразделяются на различные типы. Для лесопромышленных предприятий наиболее распространенной формой является бизнес-план на текущий планируемый год и бизнес-план инвестиционного проекта, направленный на решение конкретной задачи, например, модернизацию или техническое перевооружение определенного участка (цеха).

Применительно ко всем видам лесопромышленных предприятий можно выделить следующие принципы бизнес-планирования:

1) необходимость обязательного составления бизнес-плана на предстоящий годовой период;

2) непрерывность бизнес-планирования, когда после окончания одного периода, в течение которого действовал бизнес-план, начинается разработка нового бизнес-плана на последующий период;

3) эластичность бизнес-планирования, позволяющая вносить необходимые уточнения в действующий бизнес-план в случае возникновения изменений в сфере производства и потребления, в законодательных актах и т.п.;

4) системность в бизнес-планировании достигается наличием общей экономической цели и взаимодействия различных подразделений (участков) лесопромышленного предприятия и сфер деятельности;

5) детализация показателей и разделов бизнес-плана в зависимости от срока его действия;

6) экономичность бизнес-плана проявляется путем соизмерения расходов и доходов от его реализации;

7) вариантность в бизнес-планировании заключается в разработке нескольких вариантов (сценариев) бизнес-плана. Это особенно относится к бизнес-планам долгосрочного стратегического характера;

8) оптимальность в бизнес-планировании на всех этапах его разработки и реализации обеспечивается выбором наиболее эффективного варианта путем максимизации прибыли или производства конкурентоспособной лесной продукции;

9) стабильность бизнес-планирования;

10) участие в разработке и реализации бизнес-плана наибольшего числа работающих на лесопромышленном предприятии;

11) связь уровней управления обеспечивается детализацией бизнес-планов «сверху - вниз» и управлением «снизу - вверх»;

12) социальная направленность бизнес-планирования;

13) экологическая направленность бизнес-планирования.

Бизнес-планирование непосредственно связано с инвестиционной деятельностью. Это особенно важно для предприятий лесопромышленного комплекса, в котором остро ощущается недостаток инвестиций для технического перевооружения действующих в строительстве новых лесозаготовительных, деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий.

Инвестиционная деятельность в лесопромышленном комплексе Российской Федерации за последние годы характеризовалась низкими показателями. Наличие грамотно разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; определять пути и способы достижения поставленных целей; отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности; максимально использовать конкурентные преимущества предприятия.

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010

199

ЭКОНОМИКА

Рис. 1. Примерная схема службы планирования на лесопромышленном предприятии

Рис. 2. Алгоритм разработки бизнес-плана по техническому развитию лесопромышленного предприятия

В современных условиях, когда абсолютное большинство лесопромышленных предприятий приватизировано и акционировано в форму акционерных обществ открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа, высшим органов в системе бизнес-планирования является Совет директоров, который принимает решения по наиболее важным производственнотехническим, экономическим и социальным вопросам развития предприятия. Вся исполнительная деятельность по текущему и перспективному бизнес-планированию предприятия оценивается генеральным директором и его заместителем по экономическим вопросам (главным экономистом), работниками планово-экономического и производственно-технического отделов, бухгалтерии, а также специалистами по труду и маркетологами.

Примерная схема службы бизнес-планирования на лесопромышленном предприятии представлена на рис. 1.

В условиях рыночной экономики роль бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях возросла. Это связано с тем, что предприятию самостоятельно приходится решать все вопросы, связанные с производством и реализацией лесопродукции и обеспечением устойчивой и эффективной деятельности.

К таким вопросам следует отнести:

- производство конкурентоспособной лесной продукции;

- обеспеченность предприятия древесным сырьем;

- поиск надежных рынков сбыта производимой продукции и услуг;

200

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

ЭКОНОМИКА

- обеспеченность электроэнергией, топливом, водой, расходными материалами;

- обеспеченность современными машинами, оборудованием, инструментами и другими видами техники;

- строительство и содержание необходимой инфраструктуры;

- обеспеченность необходимыми инвестиционными ресурсами для развития производства;

- обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами и специалистами;

- социальное развитие предприятия;

- экологическое развитие предприятия.

Как свидетельствует практика, в абсолютном большинстве лесопромышленных предприятий бизнес-план разрабатывается в целом по предприятию и только на один год.

Как правило, бизнес-план лесопромышленного предприятия включает следующие разделы:

1. Общие сведения о предприятии.

2. Сводная таблица основных производственно-экономических показателей на планируемый год.

3. Производство и реализация лесной продукции.

4. Экономический раздел, включающий прогноз цен реализации на планируемый год, общую сумму реализации, смету затрат, расчет прибыли и рентабельности, внереализационные расходы и доходы.

5. Финансовый раздел, включающий движение (поток) финансовых ресурсов и расходов в течение планируемого года.

6. Раздел инвестиций, где представлены источники инвестиций и направления использования.

7. Приложения, где приводятся основные производственные, экономические и финансовые показатели, включая план по труду и заработной плате.

Все основные показатели производственно-хозяйственной деятельности в большинстве лесопромышленных предприятий в бизнес-плане приводятся в целом на планируемый год и в разрезе кварталов.

Наряду с годовыми бизнес-планами, которые охватывают всю производственноэкономическую и финансовую деятельность

лесопромышленного предприятия, разрабатывают бизнес-планы и по отдельным инвестиционным проектам. Алгоритм разработки такого бизнес-плана приводится на рис. 2.

Анализ действующей на лесопромышленных предприятиях системы бизнес-планирования позволил выявить следующие ее недостатки:

- в лесопромышленном комплексе отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации по организации бизнес-планирования на уровне отраслей и предприятий;

- отсутствуют разработанные бизнеспланы по большинству приоритетных инвестиционных проектов;

- низкий уровень имеющихся бизнеспланов, особенно в части соответствия их международным требованиям;

- ограниченное количество организаций (НИИ, ПКИ и конструкторских организаций), способных разработать квалифицированные бизнес-планы;

- отсутствие обоснованных норм и нормативов на материальные ресурсы при использовании их на лесопромышленных предприятиях;

- многие лесопромышленных предприятия, особенно мелкие, вообще не составляют бизнес-планов;

- отсутствие надлежащей системы маркетинга рынков и оценки перспективного спроса на древесину и продукцию ее переработки, что не позволяет объективно и достоверно планировать объемы производства и потребления пиломатериалов внутри Российской Федерации и в зарубежных странах.

После перехода к рыночной экономике в лесопромышленном комплексе практически полностью была разрушена система планирования на уровне государства и отдельных регионов. Имеющиеся общеотраслевые документы по существу носят декларативный характер, они не обоснованы экономически, не подкреплены соответствующими законодательными актами и финансовыми ресурсами. Из-за отсутствия стратегических разработок по развитию лесопромышленного комплекса лесопромыш-

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010

201

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.