ЭКОНОМИКА
ра и материалы с ростом стоимости валюты добавили дополнительную стоимость к готовым изделиям. На фоне снижения общей покупательской способности рост расходов на материалы негативно отражается на работе мебельной отрасли в целом и на работе отдельных предприятий в частности.
Что касается перспектив развития рынка и влияния мирового финансового кризиса, то, по оценкам экспертов, пока рано говорить о значительном уменьшении продаж мебели в связи с кризисом.
Поскольку прогнозируется дальнейшее развитие кризисной ситуации в текущем и, видимо, в последующие годы, можно предполо-
жить, что часть мебельных предприятий будет закрыта, оставшиеся предприятия, скорее всего, подвергнутся серьезной реструктуризации с целью повышения эффективности работы и сокращения производственных издержек.
Библиографический список
1. Журнал «Итоги» - Изд-во «Семь дней», 2009/50.
2. Справочник «Пульс цен». - Издательский дом «АБАК-ПРЕСС», сентябрь 2009.
3. Журнал Эксперт - АНО «Редакция Эксперт», август-октябрь 2009.
4. Яковенко, М.Е. Мировой финансовый кризис в 1998 году / М.Е. Яковенко // Банковское дело. - 1998. - № 6.
5. Булатов, А.С. Экономика / А.С. Булатов. - М., 1998. -251 с.
ПРОБЛЕМЫ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ
на лесопромышленных предприятиях
С.В. ШАРОВА, доц. каф. бухгалтерского учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, канд. экон. наук
В условиях рыночной экономики роль прогнозирования и планирования на лесопромышленных предприятиях значительно возрастает. Прогнозирование и планирование выступают как непрерывный процесс принятия управленческих решений, в ходе которого устанавливаются и постоянно уточняются цели и задачи развития лесопромышленного предприятия; определяются стратегия и политика их достижения; разрабатываются детальные планы, в которых скоординировано выполнение показателей, отражающих самые различные аспекты деятельности предприятия.
Бизнес-планирование направлено на комплексное исследование основных сторон деятельности лесопромышленного предприятия. Основной целью бизнес-планирования является обоснованная, комплексная оценка перспектив развития лесопромышленного предприятия, планирование и прогнозирование его работы на ближайший и перспективный периоды с учетом спроса на лесную продукцию и услуги на внутреннем и внешнем рынках и возможностей предприятия по удовлетворению этого спроса.
caf-buhuch@mgul. ac. ru
Бизнес-планирование на лесопромышленных предприятиях дает возможность решить комплекс производственных, социальных и других задач:
1) определить основные направления деятельности лесопромышленного предприятия на текущий и перспективный период;
2) обосновать номенклатуру и объемы производства лесобумажной продукции на текущий и перспективный периоды (вывозка древесины, производство деловой древесины, пиломатериалов, фанеры, древесно-стружечных и древесно-волокнистых плит, мебели, целлюлозы, бумаги, картона);
3) рассчитать текущие затраты на производство лесобумажной продукции на соответствующий период;
4) рассчитать необходимый размер инвестиций для обеспечения намеченных бизнес-планом объемов производства лесобумажной продукции;
5) определить рынки сбыта лесобумажной продукции внутри Российской Федерации и в зарубежных странах и объемы ее экспорта;
6) обосновать потребность в специалистах и рабочих кадрах;
198
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
7) оценить финансовое состояние лесопромышленного предприятия на текущий год и по годам перспективного периода;
8) рассчитать потребность лесопромышленного предприятия в топливных и энергетических ресурсах, а также транспортных услугах и определить их поставщиков с указанием расчетных цен и тарифов;
9) определить потребность в лесных ресурсах для производства планируемых объемов лесобумажной продукции и условий обеспечения древесным сырьем путем организации собственных лесозаготовок в арендных лесах или покупки древесного сырья у лесозаготовительных предприятий;
10) предусмотреть возможные риски и мероприятия по их устранению.
В практической деятельности лесопромышленного комплекса бизнес-планы подразделяются на различные типы. Для лесопромышленных предприятий наиболее распространенной формой является бизнес-план на текущий планируемый год и бизнес-план инвестиционного проекта, направленный на решение конкретной задачи, например, модернизацию или техническое перевооружение определенного участка (цеха).
Применительно ко всем видам лесопромышленных предприятий можно выделить следующие принципы бизнес-планирования:
1) необходимость обязательного составления бизнес-плана на предстоящий годовой период;
2) непрерывность бизнес-планирования, когда после окончания одного периода, в течение которого действовал бизнес-план, начинается разработка нового бизнес-плана на последующий период;
3) эластичность бизнес-планирования, позволяющая вносить необходимые уточнения в действующий бизнес-план в случае возникновения изменений в сфере производства и потребления, в законодательных актах и т.п.;
4) системность в бизнес-планировании достигается наличием общей экономической цели и взаимодействия различных подразделений (участков) лесопромышленного предприятия и сфер деятельности;
5) детализация показателей и разделов бизнес-плана в зависимости от срока его действия;
6) экономичность бизнес-плана проявляется путем соизмерения расходов и доходов от его реализации;
7) вариантность в бизнес-планировании заключается в разработке нескольких вариантов (сценариев) бизнес-плана. Это особенно относится к бизнес-планам долгосрочного стратегического характера;
8) оптимальность в бизнес-планировании на всех этапах его разработки и реализации обеспечивается выбором наиболее эффективного варианта путем максимизации прибыли или производства конкурентоспособной лесной продукции;
9) стабильность бизнес-планирования;
10) участие в разработке и реализации бизнес-плана наибольшего числа работающих на лесопромышленном предприятии;
11) связь уровней управления обеспечивается детализацией бизнес-планов «сверху - вниз» и управлением «снизу - вверх»;
12) социальная направленность бизнес-планирования;
13) экологическая направленность бизнес-планирования.
Бизнес-планирование непосредственно связано с инвестиционной деятельностью. Это особенно важно для предприятий лесопромышленного комплекса, в котором остро ощущается недостаток инвестиций для технического перевооружения действующих в строительстве новых лесозаготовительных, деревообрабатывающих и целлюлозно-бумажных предприятий.
Инвестиционная деятельность в лесопромышленном комплексе Российской Федерации за последние годы характеризовалась низкими показателями. Наличие грамотно разработанного бизнес-плана позволяет активно развивать, привлекать инвесторов, партнеров и кредитные ресурсы; определять пути и способы достижения поставленных целей; отслеживать новые тенденции в экономике, технике и технологии и использовать их в своей деятельности; максимально использовать конкурентные преимущества предприятия.
ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 2/2010
199
ЭКОНОМИКА
Рис. 1. Примерная схема службы планирования на лесопромышленном предприятии
Рис. 2. Алгоритм разработки бизнес-плана по техническому развитию лесопромышленного предприятия
В современных условиях, когда абсолютное большинство лесопромышленных предприятий приватизировано и акционировано в форму акционерных обществ открытого (ОАО) и закрытого (ЗАО) типа, высшим органов в системе бизнес-планирования является Совет директоров, который принимает решения по наиболее важным производственнотехническим, экономическим и социальным вопросам развития предприятия. Вся исполнительная деятельность по текущему и перспективному бизнес-планированию предприятия оценивается генеральным директором и его заместителем по экономическим вопросам (главным экономистом), работниками планово-экономического и производственно-технического отделов, бухгалтерии, а также специалистами по труду и маркетологами.
Примерная схема службы бизнес-планирования на лесопромышленном предприятии представлена на рис. 1.
В условиях рыночной экономики роль бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях возросла. Это связано с тем, что предприятию самостоятельно приходится решать все вопросы, связанные с производством и реализацией лесопродукции и обеспечением устойчивой и эффективной деятельности.
К таким вопросам следует отнести:
- производство конкурентоспособной лесной продукции;
- обеспеченность предприятия древесным сырьем;
- поиск надежных рынков сбыта производимой продукции и услуг;
200
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
ЭКОНОМИКА
- обеспеченность электроэнергией, топливом, водой, расходными материалами;
- обеспеченность современными машинами, оборудованием, инструментами и другими видами техники;
- строительство и содержание необходимой инфраструктуры;
- обеспеченность необходимыми инвестиционными ресурсами для развития производства;
- обеспеченность квалифицированными рабочими кадрами и специалистами;
- социальное развитие предприятия;
- экологическое развитие предприятия.
Как свидетельствует практика, в абсолютном большинстве лесопромышленных предприятий бизнес-план разрабатывается в целом по предприятию и только на один год.
Как правило, бизнес-план лесопромышленного предприятия включает следующие разделы:
1. Общие сведения о предприятии.
2. Сводная таблица основных производственно-экономических показателей на планируемый год.
3. Производство и реализация лесной продукции.
4. Экономический раздел, включающий прогноз цен реализации на планируемый год, общую сумму реализации, смету затрат, расчет прибыли и рентабельности, внереализационные расходы и доходы.
5. Финансовый раздел, включающий движение (поток) финансовых ресурсов и расходов в течение планируемого года.
6. Раздел инвестиций, где представлены источники инвестиций и направления использования.
7. Приложения, где приводятся основные производственные, экономические и финансовые показатели, включая план по труду и заработной плате.
Все основные показатели производственно-хозяйственной деятельности в большинстве лесопромышленных предприятий в бизнес-плане приводятся в целом на планируемый год и в разрезе кварталов.
Наряду с годовыми бизнес-планами, которые охватывают всю производственноэкономическую и финансовую деятельность
лесопромышленного предприятия, разрабатывают бизнес-планы и по отдельным инвестиционным проектам. Алгоритм разработки такого бизнес-плана приводится на рис. 2.
Анализ действующей на лесопромышленных предприятиях системы бизнес-планирования позволил выявить следующие ее недостатки:
- в лесопромышленном комплексе отсутствуют научно обоснованные методические рекомендации по организации бизнес-планирования на уровне отраслей и предприятий;
- отсутствуют разработанные бизнеспланы по большинству приоритетных инвестиционных проектов;
- низкий уровень имеющихся бизнеспланов, особенно в части соответствия их международным требованиям;
- ограниченное количество организаций (НИИ, ПКИ и конструкторских организаций), способных разработать квалифицированные бизнес-планы;
- отсутствие обоснованных норм и нормативов на материальные ресурсы при использовании их на лесопромышленных предприятиях;
- многие лесопромышленных предприятия, особенно мелкие, вообще не составляют бизнес-планов;
- отсутствие надлежащей системы маркетинга рынков и оценки перспективного спроса на древесину и продукцию ее переработки, что не позволяет объективно и достоверно планировать объемы производства и потребления пиломатериалов внутри Российской Федерации и в зарубежных странах.
После перехода к рыночной экономике в лесопромышленном комплексе практически полностью была разрушена система планирования на уровне государства и отдельных регионов. Имеющиеся общеотраслевые документы по существу носят декларативный характер, они не обоснованы экономически, не подкреплены соответствующими законодательными актами и финансовыми ресурсами. Из-за отсутствия стратегических разработок по развитию лесопромышленного комплекса лесопромыш-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 2/2010
201