ЭКОНОМИКА
Комплексная система управления позволяет использовать производственные структуры новым образом, представленным на рис. 1 и 2, и осуществить следующие виды инноваций:
- организационные (оптимально скоординировать систему производственно-хозяйственной деятельности в лесном секторе);
- технологические (получить эффективный процесс производства конечного продукта из биомассы древесины, соответствующего международным стандартам качества и усовершенствовать технологический процесс «лесопользование - применение биомассы древесины» при существенном снижении издержек хозяйственной деятельности);
- продуктовые (существенно улучшить технологические характеристики и качественные параметры номенклатуры конечного продукта);
- информационные (усовершенствовать информационные потоки в системе «лесопользование - применение древесины», позволяющие централизованно получать достоверную и оперативную информацию о возможностях и потребностях);
- маркетинговые (оптимизировать систему организации производства и сбыта продукции, а также решить вопросы транспортировки и снабжения с целью удовлетворения всех потребностей рынка в конечной продукции из биомассы древесины и получения значительного эффекта за счет воз-
можностей исследования и прогнозирования рынка);
- социальные (значительно увеличить оплату труда, создать дополнительные рабочие места в регионах и организовать социальную инфраструктуру).
Библиографический список:
1. URL: http://www/nacles.ru / Стратегия развития лесного комплекса РФ на период до 2020 года/
2. Бондарева, Т.А. Объединение лесного хозяйства и лесоэксплуатации с целью экологического и рационального лесопользования / Т.А. Бондарева // Эффективность работы предприятий и предпринимателей лесного сектора экономики: сб. научн. тр. - вып. 327 - М.: МГУЛ, 2005. - С. 347-351.
3. Бондарева, Т.А. Инвестирование хозяйственной деятельности ассоциации лесопользователей в режиме заказа / Т.А. Бондарева // Вестник МГУЛ
- Лесной вестник. - 2006. - № 4(46). - С. 57-60.
4. Бондарева, Т.А. Г арантии качества продукции производств, относящихся к лесному сектору экономики / Т.А. Бондарева // Вестник МГУЛ - Лесной вестник. - 2007. - № 3(52). - С. 81-82.
5. Инновационный менеджмент: учеб. пособие / Г.А. Маховикова, Н.Ф. Ефимова. - М.: Эксмо, 2010. - 208 с.
6. Медведев, Н.А. Инновационный менеджмент на предприятиях лесопромышленного комплекса: учеб. пособие / Н.А. Медведев, А.Х. Чочаев, А.А. Обливин и др. - М.: МГУЛ, 2009. - 263 с.
7. Медведев, Н.А. Планирование и прогнозирование инноваций / Н.А. Медведев // Вестник МГУЛ
- Лесной вестник. - 2008. - № 5(62). - С. 19-23.
8. Медведев, Н.А. Стратегия и внедрение инноваций / Н.А. Медведев. // Лесной вестник, № 5(62).
- 2008. - С. 24-26.
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ
развития лесопромышленного предприятия
С.В. ШАРОВА, доц. каф. бух. учета, анализа и аудита предприятий МГУЛ, канд. экон. наук
На уровне предприятий особое внимание должно обращаться на их реформирование с целью обеспечения эффективной работы в условиях рыночной экономики; создание действенного механизма управления; использование рыночного механизма привлечения финансовых средств; обеспечение инвестиционной привлекательности; квалификационное развитие персонала.
В условиях мирового финансового кризиса лесопромышленным предприятиям необходимо максимально эффективно распределять свои средства. Одним из основных параметров, от которых зависит благополучие предприятия, является время принятия решения. Можно надеяться на интуицию, но правильнее будет тщательно и быстро анализировать данные с помощью системы бизнес-планирования.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
199
ЭКОНОМИКА
На основе планирования развития предприятия появляется реальная возможность минимизировать внутренние и часть внешних рисков лесопромышленных предприятий, сохранить гибкость управления производством.
Устойчивая эффективная работа предприятий лесопромышленного комплекса, их экономический рост и развитие определяются в первую очередь правильным выбором долгосрочных стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать ресурсы.
В условиях рыночной экономики перспективная стратегия развития лесного комплекса нами определяется как система организационно-экономических мер по достижению долгосрочных целей предприятий и комплекса в целом:
- генеральное направление деятельности комплекса, обеспечивающее согласование целей, возможностей организации и интересов работников;
- программа (стратегический план) действий, определяющая ресурсы для достижения основной цели;
- эффективная деловая концепция по достижению конкурентных преимуществ;
- средство достижения целей;
- исследование будущего, анализ возможных сценариев развития предприятий;
- постановка целей и выработка соответствующей политики по их достижению;
- идея, дающая преимущества в конкурентной борьбе;
- совокупность перспективных ориентиров для работы предприятий.
В основе выработки стратегии на перспективу и ее практической реализации лежат стратегические управленческие решения, которые
- ориентированы на будущее и на постоянные изменения во внешней среде и внутри предприятий;
- связаны с привлечением значительных материальных ресурсов, широким использованием интеллектуального потенциала и непрерывно развивающихся технологий;
- имеют значительную неопределенность, так как должны учитывать неконтролируемые предприятием внешние факторы;
- характеризуются гибкостью, способностью к адаптации к изменяющимся рыночным условиям.
К стратегическим направлениям можно отнести:
- техническое перевооружение производства;
- изменения организационно-правовой формы, структуры производства и управления, форм организации и оплаты труда на предприятиях комплекса;
- освоение новых технологий, разработка и выпуск новых видов продукции, выход на новые рынки.
Стратегия развития лесопромышленного предприятия формируется в результате изучения внутренних перспектив его деятельности и внешнего окружения с учетом непредвиденных рыночных обстоятельств.
Эффективным инструментом для проведения анализа предприятия по отношению к внешней среде служит SWOT-анализ, предусматривающий оценку сильных и слабых сторон предприятия, прогнозирование потенциальных угроз и анализ стратегических и тактических возможностей предприятия.
Выделим следующие организационные предпосылки стратегического планирования:
- стратегическая сегментация;
- выделение стратегических зон деятельности;
- формирование стратегических подразделений в структуре лесопромышленного предприятия.
Стратегия бизнес-планирования лесопромышленного предприятия во внешнем рыночном пространстве состоит в первую очередь в определении своих стратегических зон деятельности (СЗД) с позиций маркетинга, товарно-сырьевых позиций и клиентской базы. Как любая производственная система, лесопромышленное предприятие характеризуется потоками необходимых ресурсов, которые поступают на вход, и потоками готовой продукции, работами и услугами, которые представлены на выходе. Зоны деятельности предприятия делятся на три стратегических блока. СЗД-1 означает стратегические зоны деятельности предприятия
200
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
ЭКОНОМИКА
по найму рабочей силы на биржах труда, закупкам оборудования, машин, сырья, материалов, финансовых инструментов на товарно-сырьевых и фондовых биржах. СЗД-2 характеризует технологические процессы изготовления продукции (технологическую подготовку, процесс производства, контроль, складирование и реализацию продукции). СЗД-3 характеризует систему организации продаж продукции по различным каналам товародвижения, географическим сегментам, разным группам клиентов и другим рыночным признакам.
Стратегическая зона хозяйствования - это определенный сегмент окружения, на который предприятие имеет выход или предполагает его иметь. Для лесопромышленных предприятий при оценке привлекательности стратегической зоны хозяйствования целесообразно использовать такие факторы, как перспективы роста и перспективы рентабельнос-
ти, уровень экономической, технологической и социально-политической нестабильности и другие факторы, определяющие успех работы в данной стратегической зоне деятельности.
При выделении стратегических подразделений в структуре лесопромышленного предприятия рекомендуется использовать следующие критерии: точный целевой рынок, собственную стратегию, контроль за ресурсами.
На основе общей стратегии развития лесопромышленного предприятия рекомендуется сформировать функциональные стратегии: маркетинговую, технологическую, стратегию развития организационной структуры, инвестиционную и финансовую (рисунок).
Стратегия по продукции включает исследование и принятие действий в области качества продукции, возможности разработки новых видов продукции, выполняется анализ производственной себестоимости.
Оценка места предприятия в лесопромышленном комплексе
Возможности
Угрозы
Сильные стороны Слабые стороны
Прогноз
развития
лесопромыш-
ленного
комплекса
Формирование образа будущего
Макро -прогноз развития России
Разработка
стратегических целей развития
Финансовая оценка стратегических целей и альтернатив развития
Разработка
маркетин-
говой
стратегии
3~Е
Z5
Разработка
технологи-
ческой
стратегии
3~Е
Разработка
стратегии
развития
организа-
ционной
структуры
Разработка
инвести-
ционной
стратегии
AJE
ТУ
Разработка
финансовой
стратегии
Комплекс мероприятий по внедрению стратегии развития лесопромышленного предприятия
Рисунок. Схема разработки стратегии развития лесопромышленных предприятий
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011
201
ЭКОНОМИКА
Маркетинговая стратегия предполагает ознакомление с процессом ценообразования на продукцию, с каналами сбыта, с посредниками по реализации продукции, с рекламой и стимулированием продаж.
Технологическая стратегия предполагает оценку технологического лидерства, использования инноваций.
Финансовая стратегия включает финансовую независимость, управление финансовыми рисками, налоговую стратегию, инвестиционные решения.
Операционная стратегия предусматривает размещение производственных мощностей, структуру затрат, управление качеством.
Таким образом, в связи с тем, что предприятия лесопромышленного комплекса в результате рыночных преобразований оказались в тяжелом экономическом и финансовом состоянии, первостепенное значение приобретают задачи планирования стратегического развития лесопромышленных отраслей. Это обуславливает необходимость разработки стратегии развития при тесной координации принимаемых мер на основных уровнях управления лесным комплексом: федеральном, на уровне субъектов Российской Федерации, на уровне лесопромышленных предприятий, отраслевых научно-исследовательских и общественных организаций.
На федеральном уровне должны быть проработаны меры государственного регулирования: система поддержки предприятий-лидеров и формирование на их базе промышленно-финансовых групп и корпоративных объединений, система поддержки регионов в случаях масштабных мероприятий по ликвидации и перепрофилированию предприятий, проведению банкротств; управление пакетами акций федеральной собственности; создание экономического механизма стимулирования привлечения инвестиций для реального развития лесопромышленного производства.
Программа развития лесопромышленного комплекса должна базироваться на анализе производственно-технической, экономической, социальной и экологической ситуации в лесном комплексе Российской Федерации, состояния и тенденций развития мирового лесного сектора и включать сле-
дующие элементы: методические принципы разработки, основные цели и задачи, сценарии развития, балансовые расчеты спроса и предложения на лесопродукцию на внутреннем и внешнем рынках, определение масштабов производства по годам перспективного периода, потребность в инвестициях на реализацию программы, источники инвестиций, приоритетные инвестиционные проекты, механизм реализации программы.
На уровне региона необходимы мероприятия по структурным изменениям: выделение предприятий-лидеров, перепрофилирование и ликвидация неперспективных предприятий, образование вертикально интегрированных структур управления на базе технологических и хозяйственных связей; создание экономического механизма стимулирования производства с учетом региональных особенностей путем совершенствования налоговой и инвестиционной политики; развитие маркетинга и сертификации.
На уровне предприятий необходимо обратить особое внимание на их реформирование для сохранения гибкости управления производством; использования рыночного механизма привлечения финансовых средств; обеспечения инвестиционной привлекательности.
Библиографический список
1. Андреев, А.П. Организационно-экономический механизм управления бизнес-планированием промышленного предприятия в регионе: дис. ... канд. эконом. наук / А.П. Андреев. - Тамбов, 2003. - 194 с.
2. Бекетова, О.Н. Бизнес-план: теория и практика / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: «Альфа-Пресс», 2009. - 272 с.
3. Бурдин, Н.А. О стратегии развития лесопромышленного комплекса России. // Сборник научных трудов «Эффективность работы предприятий и предпринимателей лесного сектора экономики» / Н.А. Бурдин // Научные труды. Вып. 327. - М.: МГУЛ, 2005. - 463 с.
4. Максютов, А.А. Бизнес-планирование развития предприятия / А.А. Максютов. - М.: Альфа - Пресс, 2009. - 288 с.
5. Методические положения (инструкция) по планированию и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса. - М., 2003.
6. Орлова, Е.Р Бизнес-план: методика составления и анализ типовых ошибок / Е.Р. Орлова. - М.: Оме-га-Л, 2010. - 160 с.
202
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2011