Научная статья на тему 'Развитие кооперации предприятий в рамках региональных лесопромышленных кластеров'

Развитие кооперации предприятий в рамках региональных лесопромышленных кластеров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
729
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КЛАСТЕР / КООПЕРАЦИЯ / ГОСПОДДЕРЖКА / WOOD INDUSTRY / COMPETITIVENESS / CLUSTER / COOPERATION / STATE AID

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Фитчин А. А.

Тема. В статье рассматривается состояние лесопромышленного комплекса (ЛПК) Российской Федерации и перспективы его кластерного развития. Уделено внимание разрушенным в постсоветский период технологическим цепочкам и кооперационным связям предприятий, а также методам их восстановления. Цели. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих направления промышленной политики в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Исследование состояния и перспектив перехода предприятий ЛПК на инновационную модель развития на основе кластерного подхода. Задачи. Рассмотрение проблемных вопросов, сдерживающих создание лесопромышленных кластеров в регионах, определение корпоративных принципов повышения эффективности лесопромышленной деятельности. Методология. В основу исследования положен содержательный анализ основных категорий и понятий инфраструктурных преобразований промышленных предприятий. Работа выполнена на материалах лесного сектора экономики Российской Федерации. Результаты. Сформулированы рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы в области кластерного развития для решения ряда проблем, сдерживающих развитие лесопромышленного производства. Определены приоритетные направления кластерной политики в ЛПК. Выводы. Выработаны предложения по совершенствованию механизма формирования лесопромышленных кластеров как наиболее эффективного инструмента повышения уровня координации и кооперации и обеспечения устойчивого развития регионального ЛПК. Значимость. Предложения по усилению кооперации в ЛПК помогут более полно реализовывать потенциал лесного сектора экономики, что позволит повысить конкурентоспособность лесопромышленных предприятий, уменьшить излишний импорт и нарастить экспортный потенциал за счет производства инновационной продукции. Применение. Авторские разработки могут быть использованы как органами исполнительной власти регионов при формировании лесопромышленных кластеров, так и потенциальными инвесторами при планировании совместных проектов по развитию производства востребованной рынками лесобумажной продукции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Фитчин А. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Developing the cooperation of enterprises as part of regional wood industry clusters

Importance The article examines the state of the wood cluster of the Russian Federation and prospects of the cluster development. Objectives The research analyzes legislative and regulatory documents outlining areas of the industrial policy in the Russian Federation at its current stage of development. The research also studies the state and prospects of enterprises in the wood industry shifting to the innovative model of development through the cluster approach. I focus on challenging issues impeding the creation of wood industry clusters in regions, determines corporate principles for making wood industry more efficient. Methods The research relies upon the contents analysis of key categories and constructs of infrastructure transformations of industrial enterprises. The research is based on materials of the wood industry of the Russian Federation. Results I formulated my recommendations to improve the legislative and regulatory framework and subsequently tackle impediments to the wood production development. The article also determines priorities of the cluster policy in the wood industry. Conclusions and Relevance I outlined proposals to improve the mechanism for forming wood clusters as the most effective tool to enhance the coordination and cooperation and ensure sustainable development of the regional wood industry. The higher cooperation proposals will allow for better implementation of the wood industry potential so to make wood enterprises more competitive, reduce excessive import and increment export through innovative production. My own developments can be used by executive authorities in forming wood clusters, and by would-be investors in planning joint projects for development of pulp and paper production.

Текст научной работы на тему «Развитие кооперации предприятий в рамках региональных лесопромышленных кластеров»

ISSN 2311-8768 (Online) ISSN 2073-4484 (Print)

Экономическая политика

РАЗВИТИЕ КООПЕРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИИ В РАМКАХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫХ КЛАСТЕРОВ

Андрей Александрович ФИТЧИН

аспирант кафедры экономики и организации производства,

Мытищинский филиал Московского государственного технического университета им. Н.Э. Баумана,

Московская область, Российская Федерация

[email protected]

История статьи:

Принята 27.01.2017 Принята в доработанном виде 31.01.2017 Одобрена 20.02.2017 Доступна онлайн 14.04.2017

УДК 334.021: 630 JEL: E23, Е61, L52, L73, Q23

Ключевые слова:

лесопромышленный комплекс,

конкурентоспособность, кластер, кооперация, господдержка

Аннотация

Тема. В статье рассматривается состояние лесопромышленного комплекса (ЛПК) Российской Федерации и перспективы его кластерного развития. Уделено внимание разрушенным в постсоветский период технологическим цепочкам и кооперационным связям предприятий, а также методам их восстановления. Цели. Анализ законодательных и нормативно-правовых актов, определяющих направления промышленной политики в Российской Федерации на современном этапе ее развития. Исследование состояния и перспектив перехода предприятий ЛПК на инновационную модель развития на основе кластерного подхода. Задачи. Рассмотрение проблемных вопросов, сдерживающих создание лесопромышленных кластеров в регионах, определение корпоративных принципов повышения эффективности лесопромышленной деятельности.

Методология. В основу исследования положен содержательный анализ основных категорий и понятий инфраструктурных преобразований промышленных предприятий. Работа выполнена на материалах лесного сектора экономики Российской Федерации.

Результаты. Сформулированы рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы в области кластерного развития для решения ряда проблем, сдерживающих развитие лесопромышленного производства. Определены приоритетные направления кластерной политики в ЛПК.

Выводы. Выработаны предложения по совершенствованию механизма формирования лесопромышленных кластеров как наиболее эффективного инструмента повышения уровня координации и кооперации и обеспечения устойчивого развития регионального ЛПК.

Значимость. Предложения по усилению кооперации в ЛПК помогут более полно реализовывать потенциал лесного сектора экономики, что позволит повысить конкурентоспособность лесопромышленных предприятий, уменьшить излишний импорт и нарастить экспортный потенциал за счет производства инновационной продукции.

Применение. Авторские разработки могут быть использованы как органами исполнительной власти регионов при формировании лесопромышленных кластеров, так и потенциальными инвесторами при планировании совместных проектов по развитию производства востребованной рынками лесобумажной продукции.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2017

Во времена плановой экономики основной организационной формой предприятий лесопромышленного комплекса были территориально-производственные объединения. Это позволяло обеспечивать взаимодействие структурных единиц на основе как сохранения технологических цепочек, так и внедрения технических новшеств.

Рыночные преобразования оказали решающее влияние на развитие системы управления лесопромышленными предприятиями в регионах. Прежде всего это отразилось на судьбе территориально-производственных объединений, посредством которых проводилась государственная политика управления лесопромышленным комплексом. Со временем практически на всех территориях

эти объединения изменили свой статус, функции и были упразднены или преобразованы в лесопромышленные холдинговые компании1.

Но создание холдинговых лесопромышленных компаний не привело к восстановлению хозяйственных, технологических и кооперационных связей между предприятиями. В процессе проведенной в тот период приватизации произошла потеря управляемости лесной отраслью. Ускоренная смена форм собственности привела к резкому снижению объемов и эффективности производства на большинстве предприятий [1].

Переходный период характеризовался резким увеличением количества предприятий, специализирующихся на производстве лесобумажной продукции. В настоящее время их число достигло 76 2272. Но низкий уровень внутриотраслевой и межотраслевой кооперации, несогласованность технической и инвестиционной политики по-прежнему остались трудноразрешимыми проблемами.

Такая ситуация доказывает необходимость решения проблем регионального взаимодействия для восстановления кооперации, что будет способствовать повышению эффективности хозяйственной и научно-технической деятельности предприятий в новой экономической реальности.

Международный опыт убедительно показывает, что кластерная кооперация является одной из эффективнейших форм поддержания и повышения конкурентоспособности фирм, удержания позиций в отрасли, внедрения инноваций. Сотрудничество в рамках кластеров облегчает промышленным предприятиям доступ к финансовым ресурсам, новым знаниям и передовым методам управления, инновационным технологиям и современному оборудованию, актуальной маркетинговой информации.

1 Об учреждении лесопромышленных холдинговых компаний: постановление Правительства РФ

от 21.12.1993 № 1311.

2 Расчеты автора на основе данных Федеральной

службы государственной статистики.

Это вытекает из экономической сущности кластера, который, по мнению Майкла Портера, представляет собой «сконцентрированные по географическому признаку группы взаимосвязанных компаний, специализированных поставщиков, поставщиков услуг, фирм в соответствующих отраслях, а также связанных с их деятельностью организаций (например, университетов, агентств по стандартизации, торговых объединений) в определенных областях, конкурирующих, но вместе с тем и ведущих совместную работу» [2].

Несмотря на ряд положительных эффектов, которые в условиях плановой экономики обеспечивали эффективность территориальных производственных объединений в лесной промышленности, их опыт не может быть полностью перенесен в современную практику.

В условиях плановой экономики сущность создания территориально-производственных объединений заключалась в выделении района как специализированной определенным образом территории, внутри границ которой все экономические субъекты должны косвенно или прямо выполнять функции специализации и кооперации выпуска конечной лесопродукции. При этом каждый экономический район рассматривался в качестве отдельного территориально-производственного комплекса (ТПК), агрегирующего природные и трудовые ресурсы, промышленные предприятия и региональную инфраструктуру.

Сравнительные принципы и критерии формирования кластеров в современной экономике и ТПК при плановом хозяйстве представлены на рис. 1 [3-6].

Сравнительный анализ принципов, критериев формирования и деятельности ТПК в плановой экономике, а также кластеров в рыночной показывает ряд преимуществ прежних структур. Это полезно учитывать в реальной экономической ситуации. Коренное отличие кластеров от ТПК - обязательное

присутствие внутренней конкуренции, которая в плановой экономике заменена централизованным планированием.

В Российской Федерации применение кластерного подхода является относительно новым механизмом реализации промышленной политики. Его основы заложены в ряде

3

законодательных и исполнительных актов .

Хотя в целом методология и реализация кластерной политики в России соответствует концептуальным основам аналогичных заграничных программ промышленно развитых стран, проведенные исследования показали несовершенство отечественных законов в этой области [7, 8]. Результат - кластерная кооперация в нашей стране находится пока на первой стадии развития и имеет характерные особенности [9].

Процедура формирования кластеров в Российской Федерации и за рубежом в общем виде состоит в последовательном прохождении следующих этапов:

• инициирование;

• разработка стратегических документов и плана действий по созданию и развитию кластера;

• реализация программы развития кластера и оценка эффективности.

3 Федеральный закон от 31.12.2014 № 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»; постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (ред. от 26.09.2016) «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров» (вместе с «Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности»); постановление Правительства Российской Федерации от 28.01.2016 № 41 (ред. от 25.05.2016) «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения».

466

Принципиальная схема развития кооперационных связей в рамках формирования регионального лесопромышленного кластера представлена на рис. 2.

Основой для формирования кооперационных связей в кластере является анализ системных проблем, сдерживающих поступательное развитие лесопромышленного комплекса региона, а также состояния рынков сбыта продукции, уровня конкурентоспособности, производительности труда и других факторов.

Однако специфической чертой, характеризующей развитие кластерной кооперации в нашей стране, является определенная регулирующая роль государства в образовании кластеров. Оно фактически задает критерии эффективности, достижение которых гарантирует федеральную поддержку4:

• наличие не менее 10 промышленных предприятий всего и не менее одного предприятия, осуществляющего выпуск конечной промышленной продукции кластера;

• наличие производственной кооперации между участниками;

• требования к минимальному составу инфраструктуры промышленного кластера;

• наличие определенного количества высокопроизводительных рабочих мест;

• наличие специализированной организации промышленного кластера и ее соответствие ряду требований;

• высокая производительность труда в промышленном кластере.

4 О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров: постановление Правительства РФ от 31.07.2015 № 779 (вместе с Требованиями к промышленным кластерам и специализированным организациям промышленных кластеров в целях применения к ним мер стимулирования деятельности в сфере промышленности).

За рубежом кластеры формируются в основном по инициативе бизнес-сообщества, то есть снизу вверх. Государство при этом не занимается регуляцией границ и специализаций кластеров, а оказывает лишь косвенное влияние.

При сравнении российского и зарубежного опыта в этой области необходимо также отметить принципиальную разницу в постановке целей программ.

В отечественных программах развития региональных кластеров выделяют две группы целей: ориентированные прежде всего на местные интересы (пополнение бюджета региона, обеспечение занятости населения) и нацеленные на развитие кластеров (повышение конкурентоспособности, создание новых высокотехнологичных производств, расширение рынков сбыта).

Зарубежные программы развития кластеров характеризуются более узким спектром целей и решаемых проблем (например, повышение конкурентоспособности в отдельных областях, реструктуризация высокотехнологичных отраслей) [10, 11]5.

Положительный опыт создания лесных кластеров в странах с высокоразвитой лесной промышленностью (Финляндия, Германия, Канада и др.), обеспечивающих высокий уровень лесопользования [12-14]6, может быть успешно применен в Российской Федерации в качестве инструмента для лучшего применения лесосырьевого потенциала, что поможет сбалансировать интересы государства, бизнеса и территорий.

5 Пилотные инновационные территориальные кластеры в Российской Федерации: направления реализации программ развития / под. ред.

Л.М. Гохберга, А.Е. Шадрина. М.: НИУ ВШЭ, 2015. 92 с.

6 Нарышкин А.А., Тюрин А.Е. Особенности функционирования неоконсервативной модели экономики на примере лесопромышленного кластера Финляндии // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2013. № 3.

С. 205-210.

Кластерный подход позволит перейти на новый уровень стратегического планирования и развития лесопромышленного комплекса, а также комплексно решать проблемы кадрового обеспечения и финансовой поддержки реализуемых в отрасли инвестиционных проектов.

Усиление кооперации является одной из важнейших задач в лесопромышленном комплексе ввиду тесной взаимосвязи технологических процессов (от заготовки древесины до выпуска конечной продукции). Кооперация способствует росту как вширь за счет добавления новых видов совместной деятельности, так и вглубь за счет качественного преобразования производственной сферы. Это служит усилению заинтересованности партнеров в удовлетворении потребностей друг друга и в конечных результатах объединения. Соответственно, совместная работа требует организованности, планомерности, скоординированного общего ритма во всех подразделениях'.

Реализация кластерной политики способствует усилению конкурентоспособности бизнеса за счет повышения уровня кооперации. Эффективное взаимодействие участников объединения обусловлено их географически близким расположением, более широким доступом к инновационным технологиям, высококвалифицированным кадрам и специализированным услугам, снижением трансакционных издержек [15-17].

На взгляд автора, в лесопромышленном комплексе кооперационные отношения внутри кластеров по типу структурных взаимосвязей можно разделить на восемь больших направлений.

Производственное направление - выстраивание цепочек технологических кооперационных

7Медведев Н.А. Комбинирование, специализация и кооперирование предприятий лесопромышленного комплекса // Вестник Московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2011. № 1. С. 24-30.

связей между сырьевыми и промышленными предприятиями - участниками кластера путем углубления переработки древесины; организация совместных производств (в том числе с иностранным капиталом); модернизация и обновление основных фондов предприятий кластера; лицензирование и сертификация деятельности, продукции, услуг и т.д.

Инженерное направление совмещает в себе мероприятия по снижению энергоемкости производства, развитию инфраструктуры сервисных услуг, а также организацию сервисных, ремонтных работ и т.п.

Научно-технологическое направление охватывает разработку программ создания и внедрения новой инновационной продукции, проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и технологических разработок, внедрение современных методов управления на производстве и т.п.

Образовательное направление объединяет в себе подготовку и повышение квалификации инженерно-технических и рабочих кадров, целевую подготовку в образовательных учреждениях, организацию стажировок персонала на ведущих отечественных и зарубежных предприятиях, повышение квалификации преподавательского состава учебных организаций.

Финансово-кредитное и инвестиционное направление вмещает в себя разработку вариантов привлечения инвестиций в развитие кластера, финансовое обеспечение текущей деятельности предприятий, использование государственно-частного партнерства, участие в региональных, федеральных и международных инвестиционных программах, организацию лизинга.

Транспортно-логистическое направление включает в себя совместную оптимизацию транспортных затрат, расширение партнерской (в том числе международной) снабженческо-сбытовой сети; организацию перевозок

железнодорожным, автомобильным, водным, воздушным транспортом и т.п.

Лесохозяйственное направление составляют совместное внедрение современных технологий лесовосстановительных работ, развитие транспортной сети на арендованных лесных участках, природосберегающие способы лесозаготовок и т.п.

Информационное направление сочетает в себе рекламную деятельность, маркетинговые исследования для формирования сбытовой политики продукции глубокой переработки, участие в международных конференциях, выставках и т.п.

Для лесопромышленных кластеров важное значение имеет как вертикальная, так и горизонтальная кооперация. Это подтверждает модель, представленная на рис. 3.

Опыт разработки Программы развития лесопромышленного кластера Томской области высветил ряд общеотраслевых проблем, которые препятствует созданию кластеров в лесном секторе российской экономики [18, 19]8:

• низкий уровень научно-технического обеспечения развития оборудования и технологий, который сдерживает процессы инновационного развития и технического перевооружения в отрасли и не дает в полной мере преодолеть техническое отставание от мирового уровня;

• истощение лесосырьевой базы вокруг крупных лесоперерабатывающих предприятий и отставание в развитии инженерной и транспортной инфраструктуры на освоенных и потенциальных территориях будущей лесопромышленной деятельности;

8 Кондратюк В.А., Кожемяко Н.П., Кондратюк А.В. Современное состояние развития лесного комплекса России // Вестник московского государственного университета леса - Лесной вестник. 2012. № 8. С. 166-168.

• недостаточное развитие на внутреннем рынке спроса продукции механической переработки древесины (деревянное домостроение, мебель);

• кризисное состояние отечественного лесного машиностроения, что ставит предприятия отрасли в жесткую зависимость от поставок импортного деревообрабатывающего оборудования и техники;

• дефицит мощностей для глубокой механической, химической и энергетической переработки древесины, способных превратить низкокачественную лиственную и тонкомерную древесину, отходы лесозаготовок и деревообработки в конкурентоспособную, востребованную рынком продукцию с высокой добавленной стоимостью;

• сложность привлечения в лесопромышленный комплекс инвестиций под капиталоемкие проекты вследствие высоких процентных ставок по кредитам;

• недостаток квалифицированных кадров, низкий уровень производительности и оплаты труда.

Важные моменты в повседневной работе лесопромышленного кластера - мониторинг и диагностика объединения и его участников, позволяющие выявлять проблемные точки и узкие места в технологической цепочке кооперационных связей.

Наряду с этим реализацию кластерной политики в лесопромышленном комплексе сдерживает ряд факторов общего характера. Среди них:

• излишние административные барьеры;

• отсутствие региональной законодательной базы поддержки кластеров;

• неправильный подход либо отсутствие поддержки кластерных инициатив со стороны властей разного уровня и др. [20, 21].

Для решения части этих проблем стоит предусмотреть в рамках требований к промышленным кластерам статус «создаваемый промышленный кластер», часть участников которого в данный момент не соответствуют установленным требованиям, но готовы взять обязательство достичь требуемого уровня в рамках реализации программы развития кластера по мере выхода на полную мощность. Рациональность этого предложения подтверждается практикой пилотных инновационных территориальных кластеров.

На взгляд автора, необходимо дополнить приоритет импортозамещения в предоставлении государственной поддержки промышленным кластерам приоритетом развития экспортного потенциала.

Кроме того, предлагается разработать механизм предоставления субсидий не только на процессные и технологические мероприятия, но и на инфраструктурные.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для решения существующих проблем преимущественными направлениями поддержки кластерной политики в ЛПК призваны стать:

• совершенствование законодательства в соответствии со специфическими чертами лесопромышленного комплекса и с учетом опыта создания кластеров в России и за рубежом для непрерывного обеспечения рационального, многоцелевого и неистощительного лесопользования;

• обеспечение доступности к кредитным ресурсам для инвестиций в капиталоемкие проекты с длительным сроком окупаемости и разработка мер, предусматривающих налоговые, кредитные и другие виды льгот на весь период строительства и плановых сроков окупаемости инвестиций;

• привлечение капиталовложений в создание конкурентоспособных производств, которое повысит долю выпуска продукции с высокой добавленной стоимостью, что

позволит поддержать действующие и создать новые высокопроизводительные рабочие места, мобилизовать и подготовить квалифицированных специалистов;

• поддержка инновационной направленности развития отраслей лесопромышленного комплекса, в том числе за счет расширения научно-технических работ по созданию и освоению серийного производства конкурентной продукции, востребованной на внутреннем и внешнем рынках;

• стимулирование потребительского спроса на высокотехнологичную продукцию лесопромышленных предприятий, в том числе произведенную на основе новых биохимических и биоэнергетических технологий.

Итак, формирование кооперационных связей между промышленными предприятиями, инфраструктурными, образовательными и научными учреждениями в рамках лесопромышленного кластера, связанными отношениями в названной сфере вследствие территориальной близости и функциональной зависимости, обеспечивает достижение внутрикластерного синергетического эффекта.

Расширение цепочки кооперационных связей между лесосырьевыми и лесопромышленными предприятиями - участниками кластера позволяет:

• обеспечивать углубление переработки древесины и ее полное, комплексное использование;

• создавать новое производство инновационных видов продукции;

• обеспечивать перспективы развития потенциала участников лесопромышленного кластера в связи с возможностями предприятий развивать производство, перепрофилировать и модернизировать существующие мощности, задействовать имеющиеся резервы в инфраструктуре для выпуска новой продукции на основе производственно-кооперационных связей внутри кластера.

Таким образом, реализация кластерной политики в лесопромышленном комплексе Российской Федерации окажет благотворное влияние на кооперацию предприятий, поможет восстановить утраченные производственные, технологические и логистические связи. Все это в совокупности будет содействовать повышению конкурентоспособности бизнеса на основе эффективного взаимодействия участников кластера благодаря расширению их доступа к инновационным технологиям, высококвалифицированным работникам и специализированным услугам, снижению трансакционных издержек, а также реализации совместных проектов.

Активное формирование лесопромышленных кластеров необходимо для того, чтобы поддержать инновационное развитие российского ЛПК и на этой основе повысить его экспортный потенциал, обеспечить оптимальный процесс импортозамещения лесопромышленных товаров высоких переделов на внутреннем рынке.

Рисунок 1

Сравнительные характеристики кластеров в современной экономике и территориально-производственных комплексов при плановом хозяйстве

Figure 1

Comparative indicators of clusters in the modern economy and regional production complexes under the command economy

« Территориально-производственный комплекс Р Характеристика j —► G Кластер р

„-1-, --«-, Я-1-

а <-> Комплексное использование природных ресурсов региона -> G Г7 Цель создания С1 Объединение участников для повышения уровня конкурентоспособности выпускаемой продукции -J

~-■-, «-«-, „-«-

G <-> Создание и регулирование деятельности со стороны государственных органов -J С ш Роль государства -j -► G Разнообразие подходов в проведении кластерной политики: сверху вниз, снизу вверх и смешанный тип -J

■ 1 1

а Рациональное и наиболее эффективное размещение •* - а Принцип размещения С В местах наличия конкурентных преимуществ -J

1 1 1

G (ri 1 (г) )

Технологическая связь между предприятиями на основе вертикальной интеграции Сетевая структура, пронизанная горизонтальными

С- Характер связей 0 и вертикальными взаимосвязями различных предприятий и организаций

1 1 1

Жесткая 14 Характер специализации H Гибкая I

1 1 1

С- (ri ) tri ) tri )

Оптимальное территориальное разделение труда между регионами С- Разделение труда г Смещение производительных сил от регионов с низким потенциалом кластеризации к конкурентоспособным кластерам

1 1 1

С1 Комплексное развитие хозяйства всех районов страны с Принцип развития G, Развитие регионов в зависимости от наличия конкурентных преимуществ

1 1 1

G . Инновации закладывались в проекты H Элементы инноваций —« ( G . Инновации - продукт деятельности кластеров

1 1 1

с G. Отсутствует H Конкуренция H Конкуренция среди предприятий внутри кластера

-_1_ „_1_ „_1_ —ч

G а Ограничена регионом G а Концентрация -J G (3 Формируется предприятиями одного или нескольких регионов yJ

G 1 '.5 \ 1 1 1

и Выполнение количественных плановых показателей деятельности G Критерий эффективности -J G Достижение целевых показателей эффективности развития кластера и территории yJ

Источник: авторская разработка на основе трудов [3-6] Source: Authoring, based on proceedings indicated in references [3-6]

го

Рисунок 2

Принципиальная схема развития кооперационных связей в рамках формирования регионального лесопромышленного кластера

Figure 2

A conceptual scheme for developing the cooperation ties as part of the formation of a regional wood cluster

ПРОБЛЕМЫ

Слабый уровень развития кооперационных связей

Низкая конкурентоспособность

Низкая производительность труда

Нестабильное финансовое состояние

Трудности вхождения на рынки сбыта

Узкий ассортимент выпускаемой продукции

Недостаточная инвестиционная привлекательность

Инфраструктурные барьеры

Дефицит кадров и их недостаточная

Сложности с технологическим

обеспечением и финансированием НИОКР

Источник: составлено автором Source: Authoring

Рисунок 3

Модель кооперационных связей в лесопромышленном кластере Figure 3

A model for cooperation ties in the wood cluster

* ДСП - древесно-стружечная плита; ДВП - древесно-волокнистая плита; LMDF (англ. laminated medium density fibreboard) - ламинированная древесно-волокнистая плита средней плотности; OSB (ОСП, англ. oriented strand board) - ориентированно-стружечная плита.

Источник: авторская разработка

* ДСП - chipboard; ДВП - medium density fibreboard; LMDF - laminated medium density fibreboard; OSB - oriented strand board.

Source: Authoring

Список литературы

1. Бурдин Н.А., Шлыков В.М., Егорнов В.А., Саханов В.В. Лесопромышленный комплекс. Состояние, проблемы, перспективы. М.: МГУЛ, 2000. 473 с.

2. Портер М. Конкуренция: пер. с англ. М.: Издательский дом «Вильямс», 2005. 608 с.

3. Меньшенина И.Г. Кластерообразование в региональной экономике: монография. Екатеринбург: УГЭУ, 2008. 154 с.

4. Пилипенко И.В. Принципиальные различия в концепции промышленных кластеров и территориально-производственных комплексов // Вестник Московского университета. Серия 5. География. 2004. № 5. С. 3-9.

5. Малов В.Ю. ТПК и кластеры: общее, особенное, частное // ЭКО. 2006. № 11. С. 2-18.

6. Дондоков Б.С. Кластеры или ТИК: сходства и различия // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). 2015. № 1. С. 381-385.

7. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа // Российский экономический журнал. 2015. № 3. С. 70-75.

8. Винслав Ю.Б. Федеральный закон о промышленной политике: снова об актуальности законодательной новации как таковой, о системных изъянах и направлениях доработки конкретной версии документа (окончание) // Российский экономический журнал. 2015. № 4. С. 12-33.

9. Поморцев К. Краткий обзор законодательства Российской Федерации о кластерах // Бизнес, менеджмент и право. 2015. № 1. С. 132-135.

10. Новосельцева Ю.А. Анализ российского и зарубежного опыта кластерной кооперации в промышленности // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 7. С. 20. URL: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/4020-2016-07-18-12-00-45.

11. Дежина И.Г. Технологические платформы и инновационные кластеры: вместе или порознь? М.: Институт Гайдара, 2013. 124 с.

12. Федотов Д.С. Государственное регулирование кластерной политики. Российский и зарубежный опыт // Корпоративное управление и инновационное развитие экономики Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2012. № 3. С. 10.

13. Мантаева Э.И., Куркудинова Е.В. Мировой опыт кластерной модели развития // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 2. С. 56. URL: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/1085-2012-02-28-05-46-20.

14. Хаиров Б.Г., Прокофьева Т.А. Формирование регионального лесопромышленного инновационно-логистического кластера (РЛП ИЛК) // Российский экономический интернет-журнал. 2016. № 2. С. 55. URL: http://www.e-rej.ru/upload/iblock/27c/27c40a3a642c2252f363 dbfa631a73cc.pdf.

15. Тельных А.В. Опыт интеграции лесопромышленных предприятий // Сибирская финансовая школа. 2016. № 4. С. 32-36.

16. Савицкий А.А., Кожухов Н.И. Моделирование процессов межотраслевой кооперации в ЛПК и смежных отраслях в сфере инвестиционной деятельности // Экономика и предпринимательство. 2016. № 3-2. С. 137-143.

17. Удалов Ф.Е., Скопин А.О. Состояние уровня развития внутрирегиональной производственной кооперации в ЛПК региона // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. 2007. № 11. С. 1-6. URL: http://eee-region.ru/article/1101.

18. Зозуля В.В. Моделирование социально-экономического развития лесопромышленного комплекса России // Экономика. Налоги. Право. 2014. № 6. С. 49-54.

19. Саханов В.В., Фитчин А.А. Проблемы реализации кластерной политики в лесопромышленном комплексе России / Инновационное развитие территорий: государство, бизнес, общество: м-лы науч.-практ. конф. Челябинск: Полиграф-мастер, 2015. С. 84-92.

20. Рожков Г.В. Генезис инновационной экономики в России. М.: МАКС Пресс, 2009. 888 с.

21. Плотников В.А. Риски реализации кластерной политики // Вопросы безопасности. 2015. № 2. С. 8-24.

Информация о конфликте интересов

Я, автор данной статьи, со всей ответственностью заявляю о частичном и полном отсутствии фактического или потенциального конфликта интересов с какой бы то ни было третьей стороной, который может возникнуть вследствие публикации данной статьи. Настоящее заявление относится к проведению научной работы, сбору и обработке информации, написанию и подготовке статьи, принятию решения о публикации рукописи.

ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy

ISSN 2073-4484 (Print)

DEVELOPING THE COOPERATION OF ENTERPRISES AS PART OF REGIONAL WOOD INDUSTRY CLUSTERS

Andrei A. FITCHIN

Bauman Moscow State Technical University, Mytishchi Branch, Mytishchi, Moscow Oblast, Russian Federation [email protected]

Article history:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Received 27 January 2017 Received in revised form 31 January 2017 Accepted 20 February 2017 Available online 14 April 2017

JEL classification: E23, E61, L52, L73, Q23

Keywords: wood industry, competitiveness, cluster, cooperation, State aid

Abstract

Importance The article examines the state of the wood cluster of the Russian Federation and prospects of the cluster development.

Objectives The research analyzes legislative and regulatory documents outlining areas of the industrial policy in the Russian Federation at its current stage of development. The research also studies the state and prospects of enterprises in the wood industry shifting to the innovative model of development through the cluster approach. I focus on challenging issues impeding the creation of wood industry clusters in regions, determines corporate principles for making wood industry more efficient.

Methods The research relies upon the contents analysis of key categories and constructs of infrastructure transformations of industrial enterprises. The research is based on materials of the wood industry of the Russian Federation.

Results I formulated my recommendations to improve the legislative and regulatory framework and subsequently tackle impediments to the wood production development. The article also determines priorities of the cluster policy in the wood industry. Conclusions and Relevance I outlined proposals to improve the mechanism for forming wood clusters as the most effective tool to enhance the coordination and cooperation and ensure sustainable development of the regional wood industry. The higher cooperation proposals will allow for better implementation of the wood industry potential so to make wood enterprises more competitive, reduce excessive import and increment export through innovative production. My own developments can be used by executive authorities in forming wood clusters, and by would-be investors in planning joint projects for development of pulp and paper production.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2017

References

1. Burdin N.A., Shlykov V.M., Egornov V.A., Sakhanov V.V. Lesopromyshlennyi kompleks. Sostoyanie, problemy, perspektivy [Wood industry. The condition, issues, prospects]. Moscow, MSFU Publ., 2000, 473 p.

2. Porter M. Konkurentsiya [On Competition]. Moscow, Vil'yams Publ., 2005, 608 p.

3. Men'shenina I.G. Klasteroobrazovanie v regional'noi ekonomike: monografiya [Clustering in regional economy: a monograph]. Yekaterinburg, Ural State Economic University Publ., 2008, 154 p.

4. Pilipenko I.V. [Fundamental difference in the concept of industrial clusters and regional and production complexes]. Vestnik Moskovskogo Universiteta. Seriya 5. Geografya = Moscow University Bulletin. Series 5. Geography, 2004, no. 5, pp. 3-9. (In Russ.)

5. Malov V.Yu. [The regional production complex and clusters: general, specific and particular issues]. EKO = ECO, 2006, no. 11, pp. 2-18. (In Russ.)

6. Dondokov B.S. [Clusters and the regional production complex: similarities and differences]. Gornyi informatsionno-analiticheskii byulleten': nauchno-tekhnicheskii zhurnal = Mining

Informational and Analytical Bulletin: Scientific and Technical Journal, 2015, no. 1, pp. 381-385. (In Russ.)

7. Vinslav Yu.B. [Federal law on industrial policy: revisiting the need in legislative novelty as it is, systemic flaws and aspects for elaboration of the specific version of the document]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2015, no. 3, pp. 70-75. (In Russ.)

8. Vinslav Yu.B. [Federal law on industrial policy: revisiting the need in legislative novelty as it is, systemic flaws and aspects for elaboration of the specific version of the document. Ending]. Rossiiskii ekonomicheskii zhurnal = Russian Economic Journal, 2015, no. 4, pp. 12-33. (In Russ.)

9. Pomortsev K. [A brief overview of the Russian legislation on clusters]. Biznes, menedzhment i pravo = Business, Management and Law, 2015, no. 1, pp. 132-135. (In Russ.)

10.Novosel'tseva Yu.A. [Analyzing the Russian and foreign practices of cluster cooperation in the industrial sector]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2016, no. 7, p. 20. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/otraslevaya-ekonomika/item/4020-2016-07-18-12-00-45.

11.Dezhina I.G. Tekhnologicheskie platformy i innovatsionnye klastery: vmeste ili porozn'? [Technological platforms and innovative clusters: going together or apart?]. Moscow, Gaidar Institute Publ., 2013, 124 p.

12.Fedotov D.S. [State regulation of the clustering policy. Russian and foreign experience]. Korporativnoe upravlenie i innovatsionnoe razvitie ekonomiki Severa: Vestnik Nauchno-issledovatel'skogo tsentra korporativnogo prava, upravleniya i venchurnogo investirovaniya Syktyvkarskogo gosudarstvennogo universiteta = Corporate Governance and Innovative Economic Development of the North: Bulletin of Research Center of Corporate Law, Management and Venture Investment of Syktyvkar State University, 2012, no. 3, p. 10. (In Russ.)

13.Mantaeva E.I., Kurkudinova E.V. [Global experience of using the cluster model of development]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2012, no. 2, p. 56. (In Russ.) Available at: http://uecs.ru/regionalnaya-ekonomika/item/1085-2012-02-28-05-46-20.

14.Khairov B.G., Prokofeva T.A. [Formation of the regional wood innovative and logistic cluster]. Rossiiskii ekonomicheskii internet-zhurnal, 2016, no. 2, p. 55. (In Russ.) Available at: http://www.e-rej .ru/upload/iblock/27c/27c40a3a642c2252f363dbfa631a73cc.pdf.

15. Tel'nykh A.V. [Experience in the integration of wood industry enterprises]. Sibirskayafinansovaya shkola = Siberian Financial School, 2016, no. 4, pp. 32-36. (In Russ.)

16. Savitskii A.A., Kozhukhov N.I. [Modeling of cross-sectoral cooperation processes in the wood industry and related sectors in investment]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo= Journal of Economy andEntrepreneurship, 2016, no. 3-2, pp. 137-143. (In Russ.)

17. Udalov F.E., Skopin A.O. [The current development level of interregional production cooperation in the region's wood industry]. Regional'naya ekonomika i upravlenie: elektronnyi nauchnyi zhurnal, 2007, no. 11, pp. 1-6. (In Russ.) Available at: http://eee-region.ru/article/1101.

18. Zozulya V.V. [Modeling of socio-economic development of Russian timber industry]. Еkonomika. Nalogi. Pravo = Economics, Taxes & Law, 2014, no. 6, pp. 49-54. (In Russ.)

19. Sakhanov V.V., Fitchin A.A. [Issues of implementing the cluster policy in the wood industry of Russia]. Innovatsionnoe razvitie territorii: gosudarstvo, biznes, obshchestvo: materialy nauchnoi konferentsii [Proc. Sci. Conf. Innovative Development of Territories: Government, Business, Society]. Chelyabinsk, Poligraf-master Publ., 2015, pp. 84-92. (In Russ.)

20. Rozhkov G.V. Genezis innovatsionnoi ekonomiki v Rossii [The genesis of Russia's innovative economy]. Moscow, MAKS Press Publ., 2009, 888 p.

21.Plotnikov V.A. [The risks of cluster policy]. Voprosy bezopasnosti = Security Issues, 2015, no. 2, pp. 8-24. (In Russ.)

Conflict-of-interest notification

I, the author of this article, bindingly and explicitly declare of the partial and total lack of actual or potential conflict of interest with any other third party whatsoever, which may arise as a result of the publication of this article. This statement relates to the study, data collection and interpretation, writing and preparation of the article, and the decision to submit the manuscript for publication.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.