29. Aydalot, P. (1984). Questions for regional economy. Economy en Socialogy Geografie V. 75, 1.
30. Aula, P., & Harmaakorpi, V. (2008). An Innovative Milieu - A View on Regional Reputation Building: Case Study of the Lahti Urban Region. Regional Studies, V. 42, 4.
31. Longhi, C. (1999) Networks, Collective Learning and Technology Development in Innovative High Technology Regions: The Case of Sophia-Antipolis. Regional Studies. V. 33, 4, 333-342.
32. Su, X. (2014). Multi-Scalar Regionalization, Network Connections and the Development of Yunnan Province, China Regional Studies. V. 48, 1.
33. Biryukov, V.V., Romanenko, E.V. (2016). The formation of territorial innovation models. Indian Journal of Science and Technology. V. 9(12). March.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Бирюкова Вера Витальевна - кандидат экономических наук, доцент, Уфимский государственный нефтяной технический университет, доцент кафедры «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»; ФГБОУ ВО «УГНТУ». (450062, г. Уфа, ул. Космонавтов, 1. Российская Федерация, e-mail: V.birukova@yandex.ru).
Birukova Vera Vitalyevna (Ufa, Russian Federation) -candidate of economical science, docent of the department of «Экономика и управление на предприятии нефтяной и газовой промышленности»; Ufa State Petroleum
Technological University (USPTU). (450062, Kosmonavtov street, 1, Ufa, Russian Federation, e-mail: V.birukova@ yandex.ru).
Виталий Васильевич Бирюков - доктор экономических наук, профессор, Частное учреждение образовательной организации высшего образования «Омская гуманитарная академия (ОмГА)», профессор кафедры «Экономика и управление персоналом»; (644105. г. Омск, ул. 4-я Челюскинцев, 2 «А». Российская Федераци, е-mail: sciencebvv@gmail.com).
Biryukov Vitaliy Vasilievich - doctor of economical science, professor, The Omsk humanitarian Academy (OmGA), professor of the department of «Economics and personnel management»; (644105, 4'th Chelyuskincev, street, 2 «А», Omsk, Russian Federation, е-mail: sciencebvv@gmail.com).
Романенко Елена Васильевна (Омск, Российская Федерация) - кандидат экономических наук, доцент, Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего образования «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)» доцент кафедры «Экономика и управление предприятиями», (644080. г. Омск, пр. Мира, 5. Российская Федерация, е-mail: romanenko_ev@sibadi.org).
Romanenko Elena Vasilievna (Omsk, Russian Federation) - candidate of economical science, docent of the department of «Economy and management of enterprises», The Siberian Automobile and Highway University (SibADI). (644080, Mira 5, prospect, Omsk, Russian Federation, е-mail: romanenko_ ev@sibadi.org).
УДК 336.6
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КЛАСТЕРА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ НА ОСНОВЕ МЕХАНИЗМА ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
^ С.М. Хаирова1, Б.Г. Хаиров2
ФГБОУ ВО «СибАДИ» г. Омск, Россия;
2Омский филиал Финансового университета при Правительстве РФ,
г. Омск, Россия
АННОТАЦИЯ
В современных условиях глобализации возникает необходимость внедрения в отечественную экономику эффективной интеграционной формы как кластеры. Существующие методы управления формированием кластерных структур в регионах России имеют свои особенности в условиях турбулентности и внешних воздействий. В современной науке в недостаточной степени решен вопрос выделения приоритетных системообразующих элементов, которые формируют ядро развития и взаимодействия экономических субъектов региона. В настоящее время становятся актуальными проблемы создания инновационного инструмента управления кластерными структурами в регионах РФ. Лесопромышленный комплекс имеет народнохозяйственную значимость для России. В статье рассмотрены перспективы организационного развития лесопромышленного кластера. Исследованы ключевые отечественные и зарубежные рынки и основные потребители продукции лесопромышленного кластера. Дана характеристика текущего состояния промышленного потенциала участников лесопромышленного кластера. Выявлены перспективы развития лесопромышленного кластера Омской области, которые напрямую зависят от построения устойчивых кооперационных связей. Рассмотрены социально-экономические аспекты формирования лесопромышленного кластера Омской области. Выявлены особенности импортозамещения в кластерах. Предполагается, что эффективное применение механизма импортозамещения позволит оптимизировать взаимодей-
ствие экономических субъектов региона на основе приоритетного экономического кластера, что приведет к повышению социальной и экономической эффективности деятельности регионов России и позволит сгладить разрыв между развитием регионов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: импортозамещение, рефлексивное управление, лесопромышленный ком-плекс Омской области, социально-экономические аспекты.
Благодарности: статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по государственному заданию Финуниверситета 2017 года
ВВЕДЕНИЕ
Современное организационно-экономическое сотрудничество предпринимательских структур и власти стимулировано мощным эмпирическим запросом и практической потребностью в решении задачи формирования устойчивой интеграции в различных сферах [18].
Как показывает опыт ряда развитых стран, представители малого и среднего бизнеса являются гарантами социально-экономической и политической стабильности общества и государства, так как в совокупности они образуют средний класс - основу современных постиндустриальных обществ [17]. Современная экономика характеризуется значительным повышением объема потребления и радикальным снижением издержек компаний в процессе производства товаров и услуг, что способствует развитию принципиально новой экономики, новых рыночных, отраслевых и корпоративных структур [18].
Кластерная политика является основой развития всего лесного комплекса в Российской Федерации [3,4,6]. Кластерный подход дает возможность государственным органам за счет налоговых поступлений увеличить доходы бюджета, а также увеличить инвестиционную привлекательность Омской области. Кроме того, данный подход позволит бизнесу уменьшить издержки, повысить активность предприятий и шансы на получение господдержки.
Лесопромышленный кластер позволяет объединить в области освоения лесов приоритетные инвестиционные проекты. Целью формирования лесопромышленного кластера является создание в Омской области определенного комплекса, направленного на глубокую переработку древесины (на севере Омской области профицит древесного сырья составляет более 5 млн м3). Комплекс позволит организовать неистощимое, рациональное лесопользование, а также наладить непосредственное производство большого ассортимента ценных продуктов [14].
На сегодняшний день Омская область представляет собой один из крупнейших в Российской Федерации промышленных регионов. На территории Омской области реализуются крупные инвестиционные проекты. Имеющаяся площадь лесных угодий, которая составляет 4,6 млн га, позволяет позиционировать Омскую область прежде всего как промышленный субъект Российской Федерации. Ежегодно в регионе площадь, покрытая лесом, увеличивается практически на 1 тыс. га, а общий запас древесины оценивается на данный момент в 600 и более млн кубометров. Кроме того, на территории региона функционирует 31 лесной питомник, суммарная площадь которого составляет 60 га. Ежегодно в лесных питомниках выращивается 9 млн сеянцев, что говорит об отсутствии потребности Омской области в посадочном материале.
Основной задачей в формировании лесопромышленного кластера выступает максимально эффективное и рациональное использование лесных ресурсов с помощью увеличения степени использования и глубины переработки древесного сырья. Решение данной задачи заключается в создании кластера на базе лесного комплекса, который включает современную транспортную логистику, вертикально интегрированные производственно-технологические цепочки, глубокую переработку древесины, кадровое, инжиниринговое и научное обеспечение, а также рациональное и эффективное лесовосстановление и лесопользование.
Организация Лесопромышленного кластера обеспечивается полным обновлением технологической цепочки, начиная от выращивания леса и заканчивая его переработкой и заготовкой. Масштабная модернизация технологических процессов заготовки и переработки древесины одновременно с внедрением механизированной обработки и заготовки леса на лесосеках даст возможность повысить на лесозаготовках производительность труда, увеличить коэффициент использования древесины, а также уменьшить себестоимость
заготавливаемой древесины. Взаимодействие экономических субъектов региона на основе приоритетного экономического кластера, в качестве которого предлагается рассматривать лесопромышленный кластер, позволит оптимизировать процессы импортозамещения, что приведет к повышению социальной и экономической эффективности деятельности регионов России.
МЕТОДЫ И МАТЕРИАЛЫ
Возможность использования рефлексивного управления механизмом импортозамеще-ния в кластерах предопределила комплексность использования методов проведения анализа исследуемой проблемы на базе фундаментальных работ по рефлексивному управлению, импортозамещению, развитию кластеров. В качестве методологической базы исследования выступает системный подход к обобщению и анализу теоретических основ рефлексивного управления импортозамеще-ния. В исследовании применялись методы статистического анализа данных, рефлексивного анализа. Были использованы методы познания (дедукция и индукция, синтез и анализ), систематизации, сравнительного анализа, обобщения, формального моделирования исследуемых процессов, экономического анализа, а также диалектические, историко-логиче-ские методы. В рамках кластерной концепции возникает возможность рассматривать механизм импортозамещения в качестве одного из принципов преобразования экономических систем, что позволяет не только изучать их отдельные составные части, но и соединять их воедино. Гипотеза исследования заключается в том, что рефлексивное управление механизмом импортозамещения неотделимо от реализации кластерной стратегии, поэтому применяемый подход в управлении предполагает применение различных моделей управления.
В рамках синергетической парадигмы рефлексивное управление становится системообразующим для кластеров. Рефлексивное управление механизмом импортозамещения выступает измерителем формирования эффективной деятельности в условиях турбулентности, что позволяет координировать процесс оптимизации потоков в кластерах и обеспечивает их адаптацию к динамично меняющейся экономической среде. Целью исследования является поиск форм управления механизмом импортозамещения: раскрываются понятия рефлексивного управления и им-портозамещения, обосновывается целесоо-
бразность перехода от традиционного подхода к рефлексивному в управлении механизмом импортозамещения с учетом особенностей развития кластеров. Системный подход к формированию кластеров позволяет рассматривать их как систему, в которой все участники создают кооперационные связи на основе механизма импортозамещения. Проведен анализ региональных промышленных кластеров и выявлены их особенности. Предложено использовать механизм импортозамещения в качестве принципа преобразования экономических систем для соединения воедино в рамках кластерной концепции региональных промышленных кластеров для оптимизации финансового потока предприятий. Проведенные исследования по перспективам приоритетных кластеров Омской области позволили выявить факторы, препятствующие реализации соответствующего направления промышленной политики Российской Федерации в регионах. Результаты исследования позволят реализовать рефлексивное управление механизмом импортозамещения в кластерах.
Рефлексивное управление рассмотрено в научных трудах А. Воеводина, С. Леоненко, Х. Зенгера, Д. Новикова, В. Пелевина, Н. Сайгу-шева, Ф. Чаусова, А. Чхартишвили и другими учеными.
Механизм импортозамещения представлен в работах Е. Анимицы, П. Анимица, О. Бере-зинской, А. Брича, А. Ведева, Ю. Вертаковой, А. Глумова, Ф. Листа, Д. Медведева, В. Плотникова, В. Сальникова, М. Сальникова, В. Романовской, Л. Романовской.
Тенденция развития территориально-отраслевых кластеров раскрыта в трудах А.И. Алтухова, Ю.С. Артамоновой, Т.Л. Безруковой,
A.В. Брыкина, Ю.Б. Винслава, А.Н. Герасимова, Т.Е. Дмитриевой, Т.Е. Евтодиевой, Т.А. Козенковой, С.С. Морковиной, В.А. Молодых,
B.И. Моргунова, М. Портера, Т.А. Прокофьевой, И.О. Проценко, А.В. Стрельцова, Е.А. Стрябковой, Ю.В. Якутина.
РЕЗУЛЬТАТЫ
В рамках синергетической парадигмы рефлексивное управление становится системообразующим для кластеров. Рефлексивное управление механизмом импортозамещения выступает измерителем формирования эффективной деятельности в условиях турбулентности, что позволяет координировать процесс оптимизации потоков в кластерах и обеспечивает их адаптацию к динамично меняющейся экономической среде. Целью
исследования является выявление социально-экономических аспектов формирования лесопромышленного кластера и поиск форм управления механизмом импортозамещения: раскрываются понятия рефлексивного управления и импортозамещения, обосновывается целесообразность перехода от традиционного подхода к рефлексивному в управлении механизмом импортозамещения с учетом особенностей развития кластеров. Системный подход к формированию кластеров позволяет рассматривать их как систему, в которой все участники создают кооперационные связи на основе механизма импортозамещения. Проведен анализ регионального лесопромышленного кластера и выявлены их особенности. Предложено использовать механизм импор-тозамещения в качестве принципа преобразования экономических систем для соединения воедино в рамках кластерной концепции региональных промышленных кластеров для оптимизации финансового потока предприятий. Проведенные исследования по перспективам приоритетного лесопромышленного кластера Омской области позволили выявить факторы, препятствующие реализации соответствующего направления промышленной политики Российской Федерации в регионах. Результаты исследования позволят реализовать рефлексивное управление механизмом импортозамещения в кластерах с учетом социально-экономических аспектов.
ОБСУЖДЕНИЕ
Практика показывает, что компании, использующие инструменты логистики, включая рефлексивное управление, добились преимущества перед конкурентами, снизив затраты, связанные с сокращением производственных издержек в области ресурсного потенциала [1,3,4,6,7,9,13]. Кластерная политика на основе механизма импортозамещения формирует такой перечень рассматриваемых целей и задач, которые требуют знаний управленческих социально-экономических аспектов, методов и приемов, технологии производств, экономики, социальных проблем и природопользования. При этом в управленческих вопросах используются формирующие и регулирующие закономерности. Именно благодаря такому подходу кластеры дают возможность использовать современные методы экономической направленности в планировании, разработке стратегий логистики [2,4,8,19].
Для объяснения развития фирмы на основе инноваций Р. Нельсон и С. Уинтер предложили
ее рассматривать как носителя разных типов рутин. В современных условиях критическому анализу подвергаются исследовательские программы, которые недооценивают значимость высокой изменчивости бизнес-среды - теория конкурентных стратегий, ресурсная концепция и др. - и активно разрабатываются более реалистичные динамические подходы - теория фирмы, основанной на знаниях, концепция динамических способностей, эко-системный подход и др. В условиях современного этапа технико-экономического развития большинство внедрений происходило по разработкам зарубежных авторов, в то время как работ по адаптации новых методов к российским реалиям практически нет, что вызывает повышенный спрос на подобные работы.
О необходимости установления прочных организационных связей в логистической цепи для повышения ее общей конкурентоспособности указывают известные специалисты в области логистики Д. Бауэрсокс и Д. Клосс, считая, что сотрудничество ведет к сокращению риска и значительному росту эффективности всего логистического процесса, предотвращает непроизводительные затраты и дублирование действий.
Создание и развитие лесопромышленного кластера Омской области является важной регионально значимой задачей, что обусловлено определением его в качестве одного из ключевых приоритетов развития региона на долгосрочную перспективу, Стратегией социально-экономического развития Омской области до 2025 года [14]. Лесопромышленный кластер сформирован на территории Омской области на базе крупных, средних и малых субъектов предпринимательства лесопромышленного комплекса и объектов технологической инфраструктуры.
Благоприятным фактором, который способствует формированию различных конкурентных преимуществ лесопромышленного кластера Омской области, является наличие определенной опытно-научной базы. Она представляет собой такие научно-образовательные учреждения, как Омский филиал ФГОБУ ВО «Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации», БПОУ «Омский техникум строительства и лесного хозяйства», ФГБУН Омский научный центр Сибирского отделения Российской академии наук, ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», а также центры подготовки управленческого персонала и повышения квалификации сотрудников компаний-участников кластера.
Данные учреждения являются основой для осуществления различных научно-инновационных исследований и разработок в лесопромышленной сфере и в сфере логистики.
Реальную возможность в формировании полноценного лесопромышленного кластера на территории Омской области представляет наличие потенциала по переработке и производству различной продукции лесного комплекса, а также по производству импортозамещающей продукции [4,8,19] новых видов.
Формирование лесопромышленного кластера Омской области и его дальнейшее развитие представляют собой важный и регионально значимый проект. Это обуславливается включением кластера в Стратегию социально-экономического развития Омской области до 2025 года как один из ключевых приоритетов развития Омской области на долгосрочную перспективу. Лесопромышленный кластер на территории Омской области образован на базе ведущих научно-образовательных учреждений, различных объектов технологической инфраструктуры и крупных лесопромышленных предприятий.
Развитие уже имеющихся и приобретение различных новых компетенций участников кластера предполагается осуществить также за счет реализации определенных совместных инвестиционных проектов одновременно с привлечением предприятий инфраструктуры лесопромышленного кластера.
Основными конкурентными преимуществами лесопромышленного кластера Омской области являются транспортная доступность и близость развивающихся рынков Китайской Народной Республики и Республики Казахстан, выгодное экономико-географическое расположение по осям «запад-восток» и «север-юг».
Также конкурентными преимуществами кластера являются:
- наличие в Омской области необходимой сырьевой базы для создания новых производств с увеличенной добавленной стоимостью;
- лидирующие позиции якорных организаций-участников лесопромышленного кластера;
- наличие в регионе определенных предприятий-производителей специализированного оборудования и техники для лесной промышленности, которые работают с иностранными производителями в сотрудничестве;
- высокая концентрация промышленного
и научно-технического потенциала кластера.
- Участниками кластера являются промышленные предприятия, из которых якорными промышленными предприятиями являются:
- ООО «АВА Компани» - ведущее в Омской области предприятие по лесозаготовке, лесопилению и деревообработке и единственное в Российской Федерации, которое специализируется на глубокой механической обработке березовой древесины;
- ООО НПК «Сибирский Лес» осуществляет выпуск большеформатной березовой фанеры, продукция компании востребована и полностью реализуется на внутреннем рынке.
В состав участников кластера входят предприятия и организации, способные последовательно осуществлять полный цикл работ, начиная от заготовки лесоматериала, его транспортировки, первичной обработки, заканчивая производством высококачественной продукции из экологически чистой древесины: ООО «ОмскЛесТорг»; ООО «Вымпел»; ООО «Транссиблес»; ООО «Полесье»; ИП Шалагин Сергей Александрович; ООО «ОмскЛесТорг»; ООО «ЛесСтрой»; ООО «Омтранс-Сибирь»; ООО «СУ-2012»; ООО «ТермоПолис»; ООО «ПО «СИБЭКОТЭК», Специализированные автономные учреждения Омской области: Большеуковский лесхоз, Васисский лесхоз, Знаменский лесхоз, Крутинский лесхоз, Му-ромцевский лесхоз, Тарский лесхоз, Тевриз-ский лесхоз, Усть-Ишимский лесхоз и др.
Участники кластера взаимосвязаны совместными научно-техническими и социально-экономическими проектами.
Выпуском конечной продукции занимаются 8 промышленных предприятий, в состав которых входят: ООО «АВА Компани»; ООО НПК «Сибирский Лес»; ООО «ОмскЛесТорг»; ООО «Транссиблес»; ИП Лазарев Дмитрий Алексеевич; ООО «ТермоПолис»; ООО «ПО «СИБЭКОТЭК», ООО «Волгоградская-2014».
Совокупная выручка от продаж продукции организаций кластера в 2016 году составила:
- на крупных промышленных предприятиях кластера - 500,3 млн руб.;
- в малых и средних предприятиях - 104,7 млн руб.
- Среднесписочная численность занятых на предприятиях-участниках кластера в 2016 году:
- на крупных промышленных предприятиях кластера - 630 человек;
- в малых и средних предприятиях - 70 человек.
В число организаций инфраструктуры кластера входят:
- учебные заведения высшего и среднего профессионального образования - 2;
- объекты технологической и промышленной инфраструктуры - 2;
- некоммерческие и общественные организации - 1;
- финансовые компании - 1.
Ключевыми проблемами существующей
системы кооперации участников кластера являются:
- недостаточный уровень развития транспортной инфраструктуры;
- износ основных производственных фондов;
- недостаточно высокая конкурентоспособность промышленной продукции кластера в связи с высокими транспортными издержками.
Кооперационные связи между участниками и организациями инфраструктуры кластера:
1) Образовательные - подготовка и переподготовка кадров на базе образовательных учреждений.
2) Научно-технологические:
- научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на заказ;
- совместные технологические разработки.
3) Производственные:
- выстраивание цепочек технологической переработки лесопромышленной продукции, производства номенклатуры продукции им-портозамещения, определенной Минпромтор-гом России;
- лесозаготовка и поставка древесины для деревообрабатывающих предприятий;
- переработка древесных отходов для обеспечения древесным топливом северных районов Омской области;
- оказание услуг лесозаготовки.
Структура выпускаемой предприятиями
лесопромышленного кластера Омской области продукции представлена 4 укрупненными группами товаров: лесозаготовка, деревообработка, мебель и древесное топливо. Основными видами продукции ЛПК являются пиломатериалы, фанеры клееная, ДСП, ДВП, ЧМЗ, биотопливо, паркет, мебель. Основными потребителями лесопромышленной продукции являются предприятия, производящие мебель, фанеру, древесное топливо и другое.
Например, такой участник кластера, как ООО «АВА Компани», является лидером ле-
сопромышленного комплекса Омской области, что может быть подтверждено широкой географией распространения продукции, которая поставляется различным региональным поставщикам, а также одной из крупнейших в мире торговых сетей по продаже мебели и товаров для дома - IKEA, поскольку основной ассортимент выпускаемой продукции представлен продуктами глубокой обработки березы: высокосортные пиломатериалы, мебельный щит, мебельные заготовки, мебель и ее компоненты, высококачественный паркет.
Кроме того, такие участники, как ООО НПК «Сибирский Лес», ООО «Вымпел», ООО «Транссиблес», ООО «ОмскЛесТорг», ООО «Омтранс-Сибирь» и другие, являются первыми среди современных предприятий Западной Сибири по производству шпона, фанеры, пиломатериалов и прочих деревянных строительных конструкций и столярных изделий. Продукция успешно распространяется на всей территории Сибири и Дальнего Востока, на Урале, в Центральном и Южном районах Российской Федерации, а также в Казахстане, что даёт положительные прогнозы на сбыт продукции ЛПК.
Среди зарубежных партнеров можно выделить потребителей из Венгрии, Вьетнама, Казахстана, Армении, Австрии, США, Канады, Южной Кореи, Японии, Англии, Италии, Нидерландов, Германии, Швеции. Благоприятным фактором для увеличения поставок в Китай является закон о запрете вырубки лесов во многих его районах.
Производство древесного топлива (щепа, пеллеты) пользуется очень большим спросом на внутреннем российском рынке, а также на рынках стран ближнего зарубежья и Европы.
Перевод котельных северных районов Омской области на древесное топливо позволит снизить транспортные затраты на доставку горюче-смазочных материалов из других регионов и перейти на продукцию переработки отходов лесозаготовки, которая составляет около 50% на местах вырубки, и построить цикл безотходной лесозаготовки.
В связи с вводом в большинстве европейских стран жестких ограничений на использование минеральных видов топлива и угля отчетливо просматривается устойчивый рост использования альтернативных энергоресурсов. Их доля в топливном производстве, согласно законодательству стран ЕС, должна постоянно возрастать вплоть до 2020 года. В некоторых странах Европы отношение использования возобновляемых источников к
традиционным видам топлива скоро будет составлять 1:1.
Участники кластера производят также пиломатериалы, занимаются переработкой и заготовкой древесины. Развитие рынка в данной сфере зависит главным образом от состояния потребляющих отраслей, а именно - производства мебели и фанеры.
В целом обработка древесины и производство изделий из дерева показывает дефицит сырья, однако проблем с поставками не было. Исторически сложился спрос на древесное сырье со стороны крупных российских и зарубежных производителей продукции деревообработки. Многоснежная и холодная зима 2015-2016 годов выступила не только гарантом спроса на строительство, но и всячески способствовала активному пользованию зимних лесных дорог (зимников), увеличивая срок эксплуатации лесных магистралей и, соответственно, сроки и возможности транспортировки заготовленной древесины. Традиционно около 70% заготовок древесины приходится именно на зимний период, что обеспечивает стабильный интерес к наращиванию производительности в первую половину года, так как самый пик спроса на лесоматериалы приходится именно на строительный сезон.
Долгосрочное развитие рынка лесопромышленной продукции будет обусловлено успешностью реализации целевых программ в области лесной промышленности. Если данные программы будут эффективны, объем рынка к 2020 году может вырасти в несколько раз. При этом увеличение будет происходить за счет роста отечественного производства, доля импортной продукции останется приблизительно на том же уровне.
Стоит также учесть, что по данным «Карты кластеров России» РФ находится всего 5 кластеров лесной промышленности, 3 из которых расположены в Западной части, один в Якутске и ближайший к Омску - в Ханты-Мансийске. Данная ситуация положительно влияет на развитие Омского лесопромышленного кластера.
Продукция кластера также активно поставляется на рынки более чем 10 стран ближнего и дальнего зарубежья, в состав которых входят Финляндия, Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Азербайджан, Китай, Армения. В настоящее время наиболее перспективным зарубежными рынками для реализации продукции якорных предприятий кластера являются рынки Республики Казахстан и КНР. Причем Китай является неизменным лидером
по импорту круглого леса, пиломатериалов и целлюлозы из России.
На долю Сибирского федерального округа приходится более 10% мировых запасов древесины и лишь 2,5% мировой лесопродукции на экспорт, что свидетельствует об имеющихся крупнейших резервах для развития лесопромышленного комплекса. Если сравнить Финляндию, то имея всего 0,5 % мировых запасов, она обеспечивает 10-12% мирового экспорта лесобумажной продукции.
Текущая макроэкономическая ситуация благоприятна российским экспортёрам, так как позволяет увеличить прибыль за счёт низкой себестоимости производства и относительно высокой цены продажи (в рублёвом выражении). Достижение такой ситуации стало возможно благодаря девальвации рубля и стабильной внутренней макроэкономической ситуации, прежде всего, низкой инфляции. Кроме того, внутренняя макроэкономическая стабильность позволяет прогнозировать свою производственную и сбытовую деятельность на длительную перспективу.
Целью развития лесопромышленного кластера Омской области является увеличение конкурентоспособности лесопромышленного комплекса Омской области, формирование и дальнейшее развитие современных деревообрабатывающих производств Омской области за счет обеспечения в полной мере лесозаготовки и внутренних потребностей области различной продукции лесопромышленного кластера и замещения экспорта сырья непосредственно на экспорт конечных продуктов, имеющих высокую добавленную стоимость. К приоритетным задачам, которые обеспечат достижение поставленной цели, относятся:
1. Разработка различных проектов дальнейшего развития кластера и инвестиционных программ.
2. Организация повышения квалификации, переподготовки и подготовки кадров.
3. Мониторинг состояния производственного, научного и инновационного потенциала.
4. Координация деятельности организаций-участников кластера.
5. Увеличение производства различной промышленной продукции предприятий, являющихся участниками кластера.
6. Увеличение доли продукции с высокой добавленной стоимостью, которые реализуются участниками кластера.
7. Рост технологического уровня всех промышленных предприятий-участников кластера и модернизация их производства.
8. Увеличение производства импортозаме-щения продукции в различных стратегических промышленных отраслях Российской Федерации.
9. Вывод на рынок новейшей высокотехнологичной продукции участников кластера.
10.Формирование определенных условий, необходимых для роста числа субъектов среднего и малого предпринимательства, занимающихся производством лесопромышленной продукции.
11. Введение системы контроля безопасности и качества лесопромышленной продукции, производимой на территории Омской области.
Приоритет развития кластера сконцентрирован на увеличении уровня различных кооперационных связей среди участников лесопромышленного кластера Омской области и увеличении уровня конкурентоспособности предприятий на внешнем и внутреннем рынках также за счет реализации производства импортозамещающей продукции.
Таким образом, развитие лесопромышленного кластера Омской области, в том числе реализация различных проектов предприятий-участников кластера, даст возможность укрепить имеющиеся лидирующие позиции участников благодаря введению новейших технологий, увеличению добавленной стоимости, которая создается непосредственно участниками кластера.
Основными рисками для всех участников лесопромышленного кластера являются высокий уровень износа транспортной коммунальной и инженерной инфраструктуры, дефицит высококвалифицированных кадров, а также низкая отраслевая инвестиционная активность.
Перспективы организационного развития лесопромышленного кластера Омской области будут связаны с расширением числа участников кластера за счет привлечения к сотрудничеству новых промышленных предприятий, научно-исследовательских и научно-образовательных учреждений, а также объектов технологической и промышленной инфраструктуры.
В период до 2021 года увеличение количества участников промышленного кластера будет осуществлено за счет привлечения для участия в работе кластера не менее 10 новых промышленных предприятий и расширения состава участников кластера за счет привлечения к работе финансовых, венчурных, сервисных организаций, а также региональных объединений предпринимателей.
В перспективе в ходе расширения участников лесопромышленного кластера Омской области будет изменяться состав специализированной организации кластера в части увеличения количества участников кластера, входящих в Правление специализированной организации кластера.
Задачей специализированной организации кластера станет разработка специальных программ финансирования для участников кластера и механизмов государственно-частного партнерства, а также оказания комплексной информационно-консультационной поддержки участников кластера в ходе реализации их совместных проектов.
Министерство природных ресурсов и экологии Омской области, министерство экономики Омской области, а также министерство промышленности, транспорта и инновационных технологий Омской области, являясь исполнительными органами государственной власти Омской области, в пределах своих компетенций будут осуществлять государственную политику в части предоставления субсидий организациям кластера в соответствии с приоритетами его развития и информирование организаций о существующих мерах поддержки; стимулирования повышения эффективности перерабатывающих производств и содействия технологической модернизации перерабатывающих организаций; создания благоприятного инвестиционного и бизнес-климата для привлечения прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и компаний-переработчиков в кластер; стимулирования процесса ускоренного обновления основных фондов организаций кластера; осуществления межотраслевого регулирования и координации деятельности организаций научно-исследовательской сферы по разработке и внедрению научных разработок в экономику региона.
Исполнительными органами государственной власти Омской области будет обеспечиваться устранение административных барьеров и инфраструктурных ограничений, в связи с чем, важной задачей по стимулированию инвестиционного процесса является оценка характера перспективных требований, выдвигаемых инвесторами, и формирование соответствующих условий для их привлечения в экономику региона.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Перспективы развития лесопромышленного кластера Омской области напрямую зависят от построения устойчивых кооперацион-
ных связей между его участниками, в связи с чем формирование и реализация программы развития рассматриваемого кластера осуществляется в соответствии с приоритетами развития промышленной и кластерной политики Российской Федерации на основе мероприятий по развитию производственной базы Лесопромышленного кластера.
В целях развития промышленного потенциала участников Лесопромышленного кластера необходимо реализовывать следующие мероприятия:
1) проведение прикладных НИОКР с целью разработки новых перспективных видов промышленной продукции, а также налаживание кооперационных связей с существующими в Омской области объектами инновационной и промышленной инфраструктуры;
2) развитие производственного потенциала и производственной кооперации между участниками кластера, в том числе за счет развития технологической, промышленной, информационно-коммуникационной, транспортно-логи-стической и социальной инфраструктуры;
3) развитие системы подготовки и повышения квалификации рабочих, инженерно-технических и управленческих кадров.
К основным перспективам развития лесопромышленного кластера Омской области относятся:
- увеличение объемов выпускаемой и реализуемой продукции, в том числе импортозамещающей;
- расширение географии рынков сбыта промышленной продукции участников кластера;
-увеличение доли производства инновационной продукции с максимальным числом переделов;
- внедрение безотходных и ресурсосберегающих технологий и рециклинга;
- увеличение притока прямых инвестиций в экономику Омской области, в том числе и иностранных;
- увеличение добавленной стоимости, создаваемой участниками кластера;
- обеспечение кластера в научных, инженерно-технических, управленческих, рабочих кадрах за счет внутрикластерной кооперации и вовлечения в работу кластера образовательных учреждений высшего и среднего звена;
- создание современной инфраструктуры в рамках кластера;
- формирование межрегионального производственно-логистического лесопромышленного кластера.
Развитие социальной инфраструктуры предполагает строительство и приобретение мобильных жилых комплексов, предназначенных для размещения рабочих и специалистов, привлекаемых для работы на места лесозаготовки лесопромышленного кластера временно или на постоянной основе, что позволит создать благоприятные условия для привлечения высококвалифицированных кадров.
Развитие транспортно-логистической инфраструктуры будет связано со строительством и реконструкцией ключевых объектов транспортной инфраструктуры: региональных, муниципальных и лесовозных дорог, созданием сети современных оборудованных терминалов.
Реализация совместных проектов участников лесопромышленного кластера Омской области в перспективе будет способствовать не только расширению номенклатуры промышленной продукции, но и расширению географии субъектов Российской Федерации, на промышленных рынках которых будет представлена продукция участников данного кластера.
Перспективными направлениями для развития промышленного потенциала лесопромышленного кластера являются увеличение глубокой переработки древесины, расширение номенклатуры выпускаемой продукции, повышение эффективности хозяйственной деятельности участников кластера, а также расширение рынка в странах Азии и обеспечение избыточным сырьем российских фанерных производств (Тавдинский фанерный комбинат, Тюменский фанерный комбинат и другие). Перечисленные мероприятия по развитию лесопромышленного кластера позволят оптимизировать процессы импортозамещения.
Методические рекомендации и анализ опыта формирования кластерных моделей в лесопромышленном комплексе, формирование подходов к интеграции и управления интегрированным взаимодействием участников цепей поставок и партнеров по бизнесу в ЛПК России позволили определить направления развития Лесопромышленного кластера Омской области с учетом специфики процесса государственного регулирования участников кластера на основе ГЧП с целью импортозамещения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Enhancing the Innovative Perfomance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. -United Nations. - ECE/ CECI. CR2008. - Geneva, 2008
2. Анимица Е.Г., Анимица П.Е., Глумов А.А. Импорто-замещение в промышленном производстве региона: кон-
цептуально-теоретические и прикладные аспекты // Экономика региона. 2015. № 3. С. 163 - 164.
3. Бауэрсокс Д., Клосс Д. Логистика: интегрированная цепь поставок [Текст] : пер. с англ., 2-е изд. М. : Олимп-Бизнес, 2008. 640 с.
4. Березинская О.Б., Ведев А.Л. Производственная зависимость российской промышленности от импорта и механизм стратегического импортозамещения // Вопросы экономики. 2015. № 1. С. 103 - 115.
5. Леоненко С. Рефлексивное управление противником // Армейский сборник. № 8. 1995.
6. Лефевр В. А. Конфликтующие структуры. М. : Высшая школа. 1967.
7. Дыбская В.В. [и др.]. Логистика. Интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок [Текст], под ред. проф. В.И. Сергеева. М. : Эксмо, 2008. 944 с.
8. Медведев Д.А. Социально-экономическое развитие России: обретение новой динамики // Вопросы экономики. 2016. № 10. С. 5 - 30
9. Новиков Д.Т., Хаиров Б.Г. Рефлексивное управление в формировании финансовых результатов сотрудничества властных и предпринимательских структур // Вестник СибАДИ. № 2(42) Омск. 2015. С. 139 - 144.
10. Отраслевые планы по импортозамещению, разработанные Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (Приказы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации).
11. Постановление Правительства Российской Федерации № 41 от 28 января 2016 г. «Об утверждении Правил предоставления из федерального бюджета субсидий участникам промышленных кластеров на возмещение
части затрат при реализации совместных проектов по производству промышленной продукции кластера в целях импортозамещения»
12. Постановление Правительства Российской Федерации № 779от 31 июля 2015 г. «О промышленных кластерах и специализированных организациях промышленных кластеров»
13. Проценко О.Д., Проценко И.О. Логистика и управление цепями поставок - взгляд в будущее. М. : Рос. акад. нар. хоз-ва и гос. службы при Президенте Российской Федерации, 2012. 192 с.
14. Указ Губернатора Омской области №93 «Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2025 года»
15. Федеральный закон от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации»
16. Хаиров Б.Г. Логистические потоки взаимодействия власти и бизнеса в развитии многосторонних партнерств. Российское предпринимательство. 2013. № 7(229). С. 18 - 24.
17. Хаиров Б.Г Формирование взаимодействия предпринимательских и властных структур : монография, Омск. Ин-т (фил.) РГТЭУ. 2010. 142 с.
18. Хаирова С.М., Хаиров Б.Г. Логистика сотрудничества : монография // AVM - Akademische Verlagsgemeinschaft München. 2013. 58 p.
19. Шумаев В., Морковкин Д. Импортозамещение как стратегическое направление инновационно индустриального развития экономики России // РИСК : Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2014. № 4. С. 123 -126.
SOCIAL AND ECONOMIC ASPECTS OF FORMING THE FOREST INDUSTRIAL CLUSTER OF THE OMSK REGION ON THE BASIS OF THE IMPORT SUBSTITUTION MECHANISM
S.M. Khairova, B.G. Khairov
ANNOTATION
In modern conditions of globalization, there is a need to introduce effective integration form in the domestic economy as clusters. Existing methods of managing the formation of cluster structures in the regions of Russia have their own characteristics in conditions of turbulence and external influences. In modern science, the issue of identifying priority system-forming elements that form the core of the development and interaction of economic entities in the region has not been adequately addressed. At present, the problems of creating an innovative instrument for managing cluster structures in the regions of the Russian Federation are becoming topical. The timber industry complex has a national economic significance for Russia. In the article prospects of organizational development of an industrial cluster are considered. The key domestic and foreign markets and the main consumers of industrial cluster products are researched. The characteristics of the current state of the industrial potential of the members of the timber industry cluster are given. Prospects for the development of the Timber Industry Cluster of the Omsk Region have been identified, which directly depend on the construction of sustainable cooperative ties. The socio-economic aspects of the formation of the timber industry cluster of the Omsk Region are considered. The peculiarities of import substitution in clusters are revealed. It is assumed that effective use of the import substitution mechanism will allow to optimize the interaction of the economic entities of the region on the basis of the priority economic cluster, which will lead to an increase in the social and economic efficiency of the regions of Russia and will help to smooth the gap between the development of the regions.
KEYWORDS: import substitution, reflexive management, timber industry complex of Omsk region, social and economic aspects.
REFERENCES
1. Enhancing the Innovative Perfomance of Firms: Policy Options and Practical Instruments. - United Nations. - ECE / CECI. CR2008. - Geneva, 2008
2. Animitsa E.G., Animitsa P.E., Animitsa A.A. Glumov Import substitution in the industrial production of the region: conceptual, theoretical and applied aspects [Import substitution in industrial production of the region: conceptual-theoretical and applied aspects]. The Economy of the Region [Economy of the region], 2015, no. 3. pp. 163 - 164.
3. Bowersox D., Closs D. Logistics: integrated supply chain [Logistics: integrated supply chain], Moscow, Olimp-Business, 2008. 640 p.
4. Berezinskaya O.B., Vedev A.L. Industrial dependence of Russian industry on imports and the mechanism of strategic import substitution [Industrial dependence of Russian industry on imports and the mechanism of strategic import substitution]. Issues of Economics [Issues of Economics], 2015, no. 1. pp. 103 - 115.
5. Leonenko S. Reflective control of the enemy [Reflective control of the enemy]. The Army Collection [Army collection], no. 8, 1995.
6. Lefevre VA Conflicting structures [Conflicting structures]. Moscow, High school, 1967.
7. Dybskaya V.V. [and others]. Logistics. Integration and optimization of logistics business processes in supply chains [Logistics. Integration and optimization of logistics business processes in the supply chain], Moscow, Eksmo, 2008. 944 p.
8. Medvedev D.A. Socio-economic development of Russia: finding new dynamics [Social and economic development of Russia: finding new dynamics]. Issues of economics [Questions of the economy], 2016, no 10. pp. 5 - 30
9. Novikov D.T., Khairov B.G. Reflexive management in the formation of financial results of cooperation between power and entrepreneurial structures [Reflexive management in the formation of financial results of cooperation between power and business structures], Vestn. SibADI, Omsk, 2015. pp.139 - 144.
10. Sectoral plans for import substitution, developed by the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation (Orders of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation) [Sectoral plans for import substitution, developed by the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation (Orders of the Ministry of Industry and Trade of the Russian Federation)].
11. Decree of the Government of the Russian Federation No. 41 of January 28, 2016 «On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Participants of Industrial Clusters to Reimburse Part of the Costs in the Implementation of Joint Projects for the Production of Industrial Cluster Products for Import Substitution» [On Approval of the Rules for Granting Subsidies from the Federal Budget to Participants of Industrial Clusters to Reimburse Part of the Costs in the Implementation of Joint Projects for the Production of Industrial Cluster Products for Import Substitution].
12. Resolution of the Government of the Russian
Federation No. 779 of July 31, 2015 «On Industrial Clusters and Specialized Organizations of Industrial Clusters» [On Industrial Clusters and Specialized Organizations of Industrial Clusters].
13. Protsenko O.D., Protsenko I.O. Logistics and supply chain management - a glance into the future [Logistics and supply chain management - a look into the future], Moscow, Ros. acad. b. hoz-va and state. service under the President of the Russian Federation, 2012. 192 p.
14. The decree of the Governor of Omsk region №93 «Strategy of social and economic development of Omsk region till 2025» [Strategy of social and economic development of Omsk region till 2025].
15. Federal Law of December 31, 2014 no. 488-FZ «On Industrial Policy in the Russian Federation»
16. Khairov B.G. Logistic flows of interaction of power and business in the development of multilateral partnerships [Logistic flows of interaction between government and business in the development of multilateral partnerships], Russian Entrepreneurship, 2013, no. 7(229), pp. 18-24.
17. Khairov B.G. Formation of interaction of entrepreneurial and power structures [Formation of interaction of entrepreneurial and power structures], monograph, Omsk, Institute of Philology, 2010. 142 p.
18. Khairova S.M., Khairov B.G. Logistics cooperation [Logistics cooperation: monograph], monograph, AVM -Akademische Verlagsgemeinschaft München, 2013. 58 p.
19. Shumaev V., Morkovkin D. Import substitution as a strategic direction of innovatively industrial development of the Russian economy [Import substitution as a strategic direction of innovatively industrial development of the Russian economy], RISK, 2014, no. 4. pp. 123 - 126.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Хаирова Саида Миндуалиевна (г. Омск, Россия) - доктор экономических наук, профессор, директор института магистратуры и аспирантуры, заведующий кафедры «Управление качеством и производственными системами» ФГБОУ ВО «Сибирский государственный автомобильно-дорожный университет (СибАДИ)», (644005, г. Омск, проспект Мира, д.5, e-mail: saida_hairova@mail.ru).
Khairova Saida Mindualievna (Omsk, Russia) - Doctor of Economics, Professor, Director of the Institute of Magistracy and Postgraduate Studies, Head of the Department «Quality Management and Production Systems» FGBOU VO «Siberian State Automobile and Highway University (SibADI)», (644005, Omsk, Prospect Mira, 5, e-mail: saida_hairova@mail.ru).
Хаиров Бари Галимович (г. Омск, Россия) - кандидат экономических наук, доцент кафедры «Финансы и кредит», заместитель директора по научной работе Омского филиала Финансового университета при Правительстве РФ, (644001, г. Омск, ул. Масленникова, д.43, e-mail: hairov@bk.ru).
Khairov Bari G. (Omsk, Russia) - PhD, Associate Professor of «Finance and Credit», Deputy Director for Research of the Omsk branch of the Financial University under the Government of the Russian Federation (644001, Omsk, ul. Maslennikov, d.43, e-mail: hairov@bk.ru).