Научная статья на тему 'Методические принципы формирования информационной базы для составления бизнес-плана развития лесопромышленного предприятия'

Методические принципы формирования информационной базы для составления бизнес-плана развития лесопромышленного предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
252
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шарова С. В.

Шарова С.В. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ. Для качественной разработки бизнес-планов необходима достоверная исходная маркетинговая, производственная, финансовая и другая планово-экономическая информация. Рассматриваются основные элементы информационной базы бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Sharova S.V. METHODICAL PRINCIPLES OF FORMATION OF INFORMATION BASE FOR DRAWING UP OF THE BUSINESS PLAN FOR DEVELOPMENT OF THE TIMBER INDUSTRY ENTERPRISE. Authentic initial marketing, industrial, financial and other economical information is necessary for qualitative development of business plans. Basic elements of information base of business planning at the timber industry enterprises are considered.

Текст научной работы на тему «Методические принципы формирования информационной базы для составления бизнес-плана развития лесопромышленного предприятия»

ЭКОНОМИКА

за инвестирование в акции некоторых типов некотирующихся компаний, но и скидка с налога на доход от прироста капитала при реинвестировании, что позволяет им с выгодой вкладывать часть доходов, полученных от прироста капитала, в новые венчурные высокотехнологичные предприятия.

Однако, хотя налоговые льготы и привлекательны для «бизнес-ангелов», не они

являются определяющими. Опытный «бизнес-ангел» готов вложить средства в перспективную, с его точки зрения, малую компанию, даже, если вообще никаких льгот не будет, потому что, активно участвуя в обеспечении ее успешного развития, он получит прибыль, которая намного больше того, что ему удалось бы сэкономить за счет уплаты меньшего процента налогов.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННОЙ БАЗЫ ДЛЯ СОСТАВЛЕНИЯ БИЗНЕС-ПЛАНА РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

СВ. ШАРОВА, ассистент. каф. бух. учета, анализа и аудита предпр. МГУЛ

Все стадии и этапы процесса бизнес-планирования развития лесопромышленных предприятий связаны с обработкой информации, которая представляет собой совокупность сведений, уменьшающих степень неопределенности (рис. 1).

Рис. 1. Использование информационных ресурсов в системе бизнес-планирования

Применительно к лесопромышленному предприятию в условиях рынка можно сказать, чем более изменчива экономическая среда, чем сложнее внутреннее устройство самого предприятия, тем больше информации необходимо для эффективного бизнеспланирования. Без информации невозможно сформулировать цели, задачи бизнес-планирования развития лесопромышленного предприятия, разработать грамотный бизнес-план и проконтролировать его выполнение.

Информационная база для бизнес-планирования лесопромышленных предприятий должна включать следующие элементы:

- методические и инструктивные документы по планированию деятельности промышленных предприятий, утвержденные федеральными органами;

- информацию о спросе на лесную продукцию на внутреннем и внешнем рынках;

- информацию о текущих и перспективных ценах на все виды лесоматериалов;

- нормы и нормативы расхода древесины, топлива, энергии и других видов сырья и материалов на единицу выпускаемой продукции;

- информацию о текущих и перспективных ценах и тарифах на газ, электроэнергию, топливо;

- информацию о новых видах техники, которые могут быть использованы в производственном процессе лесопромышленного предприятия;

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

183

ЭКОНОМИКА

- размеры кредитных ставок;

- технико-экономическую информацию государственных органов статистики.

Основные требования к информации, используемой в процессе бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях, могут быть сформулированы следующим образом: достоверность; релевантность (существенность); своевременность; полнота; объективность; целостность; понятность; полезность.

Значимость данных требований может быть различной. Например, главным требованием информации бухгалтерского учета является достоверность, информации управленческого учета - релевантность и т.д.

Бизнес-планирование на лесопромышленных предприятиях базируется на следующих нормативных и методических документах: основные направления социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу; основные направления развития лесной промышленности, одобренные распоряжением Правительства РФ № 1540-р; региональные программы развития; методические рекомендации по планированию, учету и калькулированию себестоимости продукции лесопромышленного комплекса; методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов, утвержденные Минэкономики РФ, Минфином РФ и Госстроем РФ и другие официальные документы Правительства РФ, Государственной Думы, Министерства экономического развития и торговли.

Необходимо отметить, что на сегодняшний день нет официального документа, регламентирующего порядок разработки бизнес-планов ни в лесопромышленном комплексе, в других отраслях. Это значительно затрудняет составление бизнес-планов.

На лесопромышленных предприятиях необходимо эффективно использовать информационные ресурсы. Информация о сегментировании целевого рынка позволяет предприятию выявлять маркетинговые возможности, она необходима для четкого определения конкурентных преимуществ лесопромышленного предприятия и его стратегического

позиционирования. Наконец, информация о стратегической позиции предприятия на рынке лесопродукции требуется для построения эффективной бизнес-стратегии на основе конкурентных преимуществ.

Возможность лесопромышленного предприятия успешно конкурировать на рынке будет определяться двумя ключевыми факторами. Во-первых, это способность предприятия выявлять и учитывать в дальнейшем действие конкурентных сил и их динамику. Во-вторых, возможности предприятия мобилизовать и управлять ресурсами, необходимыми для реализации выбранной конкурентной стратегии. Ключевым элементом в вышеописанном процессе является поиск релевантных источников информации и эффективное управление ими. Для того, чтобы лесопромышленное предприятие могло достигать своих целей, ему необходим своевременный доступ к объективной информации, помогающей принимать стратегические и тактические решения. При этом анализ деловой информации создает основу для формирования и сохранения конкурентных преимуществ. Данные два критерия являются основными при оценке имеющихся источников информации и перспектив применения того или иного вида анализа.

Информацию, используемую лесопромышленным предприятием в процессе бизнес-планирования, можно представить в виде потока из четырех основных элементов, изображенных на рис. 2.

Информация

Анализ

внешней

среды

Анализ

целевого

рынка

Конкурентные

преимущества

Частные

стратегии

предприятия

Стратегия лесопромышленного предприятия

Рис. 2. Состав информации для формирования стратегии развития лесопромышленного предприятия

Информация из внешних источников поступает на лесопромышленное предприятие при анализе внешней среды и целевого рынка. Она позволяет оценить влияние, ока-

184

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

ЭКОНОМИКА

зываемое на предприятие коммерческими (конкуренты), политическими, социальными, экономическими и регулирующими (государство) силами. Параллельно с этим внутри циркулируют потоки информации, оказывающей влияние на формирование конкурентных преимуществ. Они возникают из анализа издержек и функциональной прибыли, а также технологических возможностей лесопромышленного предприятия.

При оценке спроса следует учитывать показатели социально-экономического развития Российской Федерации на перспективный период: темпы роста валового внутреннего продукта, продукции промышленности, инвестиций в основной капитал, строительства, текущего и прогнозируемого уровней инфляции, государственной налоговой политики и распределение доходов. На микроуровне добавляются такие показатели, как средний уровень оплаты труда, покупательная способность населения.

Основным направлением использования информации об экономической ситуации является непрерывный мониторинг тех экономических категорий, к колебаниям которых лесопромышленное предприятие наиболее чувствительно. Источником информации для определенияперечисленныхпоказателейявля-ются прогнозные доклады Правительства РФ, Минэкономразвития, Минфина, Минпром-энергетики и т.д. Спрос на лесопродукцию следует определять по трем секторам: внутренний рынок, рынок стран СНГ и внешний рынок.

Спрос на лесоматериалы на внутреннем рынке рекомендуется определять по федеральным округам. Основными сферами для оценки спроса на круглый лес являются деревообрабатывающие отрасли: лесопиление, фанерное, плитное, целлюлозно-бумажное производство и строительство промышленное, жилищное, дачное. При этом потребность в круглом лесе определяется путем умножения норм расхода древесины на единицу продукции. При определении спроса на лесоматериалы на внутреннем рынке следует учитывать такие факторы, как конкурентоспособность российской лесопродукции по сравнению с импортной, сокращение использования дре-

весины в строительстве, изменение объемов коттеджного и дачного строительства, расширение газификации и т.д.

Спрос на внешних рынках определяется с учетом объемов экспорта на основные виды лесобумажной продукции в страны СНГ и Европы, Азии, Африки, Северной Америки и учета прогнозов производства и потребления лесоматериалов в зарубежных странах, выполненных ФАО, Комитетом по лесоматериалам Европейской экономической комиссии ООН.

Достоверным источником информации является исследование перспектив развития лесного сектора Европы на период до 2030 г., выполненное Комитетом по лесоматериалам Европейской экономической комиссии ООН, согласно которому потенциальные импортеры круглого леса из России - Китай, Финляндия, Япония, Германия, страны Балтии, страны СНГ; пиломатериалов - Китай, Египет, Япония, Германия, Великобритания, Ирландия, Франция, Нидерланды, Бельгия, страны СНГ; целлюлозно-бумажной продукции - Китай, Ирландия, Индия, Германия, Польша, Турция, Великобритания, Иран, Италия, Южная Корея, Египет, Чехия, Израиль, Латвия, Литва, страны СНГ.

Информация должна быть высокого качества и удовлетворять потребности внешних и внутренних пользователей, т.е. она должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число ее пользователей на разных уровнях управления лесопромышленного предприятия. Кроме того необходимо, чтобы информация формировалась с наименьшими затратами труда и времени.

Для бизнес-планирования развития лесопромышленных предприятий нужна информация о возможностях предприятия и его экономической среде на долгосрочную перспективу. Эти задачи решает стратегический учет, который является разновидностью управленческого учета и ориентирован на отдаленное будущее.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности лесопромышленных предприятий основывается на информации, которая предоставляется бухгалтерским подразде-

ЛЕСНОИ ВЕСТНИК 3/2007

185

ЭКОНОМИКА

лением. Но такая информация не учитывает рыночных реалей современных требований к управлению предприятием.

Это может быть достигнуто за счет:

- введения дополнительных субсчетов бухгалтерского учета;

- использования соответствующих табличных форм на основе применяемых в настоящее время журналов-ордеров (но это усложнит автоматизацию учета).

Необходима трансформация регистров бухгалтерского учета с целью более подробной классификации и адаптации к потребностям бизнес-планирования.

Специфика современного бухгалтерского учета в том, что данные, которые он представляет, являются отражением прошедших изменений. Управление в большей части опирается на прогнозные результаты, и здесь незаменимы функции контроллинга. Он позволяет создать единую службу менеджмента и информации с целью обеспечения долгосрочного существования лесопромышленного предприятия.

Контроллинг необходим для финансово-экономической схемы работы предприятия, чтобы [1, с.75]:

- реагировать на изменение рынка и действовать на рынке постоянно, ориентируясь на будущее;

- определять перспективы путем последовательного планирования с прямой и обратной связью;

- осуществлять суммирование и соответствующий анализ показателей.

Разработка бизнес-плана - это достаточно длительный и трудоемкий процесс. Современные компьютерные технологии сокращают сроки разработки бизнес-планов и снижают трудоемкость процесса бизнес-планирования.

Таким образом, информационная база бизнес-планирования на лесопромышленных предприятиях должна опираться на определенные составляющие:

1. Информация, используемая в процессе бизнес-планирования, должна соответствовать следующим требованиям: достоверность, релевантность, своевременность,

полнота, объективность, целостность, понятность, полезность.

2. В основе бизнес-планирования должны лежать научно-обоснованные нормы и нормативы на единицу выпускаемой продукции.

3. Информация должна содержать минимальное количество показателей, но удовлетворять максимальное число пользователей на разных уровнях управления лесопромышленного предприятия.

4. Для бизнес-планирования развития лесопромышленных предприятий необходима информация о возможностях предприятия и его экономической среде на долгосрочную перспективу. Эти задачи решает стратегический учет, который является разновидностью управленческого и ориентирован на отдаленное будущее.

5. Необходима трансформация регистров бухгалтерского учета с целью более подробной классификации и адаптации к потребностям бизнес-планирования лесопромышленных предприятий.

Библиографический список

1. Андреев, А.П. Организационно-экономический механизм управления бизнес-планированием промышленного предприятия в регионе. дис. ... канд. экон. наук / А.П. Андреев. - Тамбов, 2003. -194 с.

2. Бекетова, О.Н. Бизнес-план: теория и практика / О.Н. Бекетова, В.И. Найденков. - М.: Альфа-Пресс, 2004. - 272 с.

3. Бурдин, Н.А. О стратегии развития лесопромышленного комплекса России / Н.А. Бурдин // Эффективность работы предприятий и предпринимателей лесного сектора экономики: сб. науч. тр. - Вып. 327. - 2005. - 463 с.

4. Контроллинг как инструмент управления предприятием / Е.А. Ананькина, С.В. Данилочкин, Н.Г. Данилочкина и др.; под общ ред. Н.Г. Дани-лочкиной. - М.: Аудит, ЮНИТИ, 2001.

5. Максютов, А.А. Бизнес-планирование развития предприятия / А.А. Максютов. - М.: Альфа-Пресс, 2005. - 288 с.

6. Методические положения (инструкция) по планированию и калькулированию себестоимости продукции на предприятиях лесопромышленного комплекса. - М., 2003.

7. Чочаев, А.Х. Экономическая стратегия развития лесного сектора России: дис. ... докт. экон. наук / А.Х. Чочаев. - М., 2002. - 336 с.

186

ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 3/2007

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.