Научная статья на тему 'Об основных направлениях стратегического развития лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры'

Об основных направлениях стратегического развития лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
154
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / ТЕХНОЛОГИИ / ГЛУБОКАЯ ПЕРЕРАБОТКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ЗАДАЧИ / ПРИОРИТЕТЫ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / TIMBER INDUSTRY / DEVELOPMENT ISSUES / INVESTMENT PROJECTS / TECHNOLOGY / DEEP PROCESSING / GROWTH / GOALS / PRIORITIES / AND GOVERNMENT SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мехренцев А. В., Стариков Е. Н., Платонов Е. П.

В статье на основе анализа сложившейся производственной структуры и текущего состояния лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры предложены направления технологического и структурного развития данной отрасли на период до 2020 г., обоснованы необходимые меры государственной поддержки. Выполнен SWOT-анализ факторов, влияющих на эффективность реализации инвестиционных проектов в области лесопереработки на территории ХМАО-Югры. Представлены результаты осуществленного Уральским государственным лесотехническим университетом при поддержке Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры Технологического Форсайта перспективного развития лесопромышленной отрасли автономного округа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

About main directions of strategic development of timber processing complex in Khanty-Mansiysk autonomous region-Ugra

On the basis of the analysis of production structure and actual state of timber processing complex of Khanty-Mansiysk autonomous region the directions for technological and structural development were suggested in this branch till 2020, the necessary measures of state support are substantiated. SWOT-analysis of the factors is carried out, which influence investment projects realization efficiency in the branch of timber processing on the territory of Khanty-Mansiysk autonomous region. The results are provided by Ural State Forest Engineering University and with support of Department of natural-resources and non-raw sector of economy of Economy of the Khanty-Mansiysk autonomous region-Ugra the technological foresight of development perspectives of timber processing in the autonomous region branch.

Текст научной работы на тему «Об основных направлениях стратегического развития лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры»

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Ц

А. В. Мехренцев, канд. тех. наук, профессор, ректор, Е. Н. Стариков, канд. экон. наук, доцент, кафедра экономики лесного бизнеса, Уральский государственный лесотехнический университет, г. Екатеринбург, Россия, Е. П. Платонов, канд. сел.-хоз. наук, директор Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, г. Ханты-Мансийск, Россия, starik1705@yandex.ru

ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ СТРАТЕГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА

ХМАО-ЮГРЫ*

Сегодня в условиях сложившейся экономической реальности, характеризующейся ускорением процессов глобализации и возросшим влиянием системных макроэкономических рисков на процессы регионального развития, организация эффективной промышленной деятельности на основе применения современного методического инструментария стратегического планирования дает конкурентные преимущества, позволяющие регионам занять достойное место в международном разделении труда и обеспечить достойный уровень жизни населения. Прикладная значимость стратегического планирования развития отраслевых комплексов промышленности повышается ввиду необходимости решения задач по модернизации отечественной системы хозяйствования и переходу российской экономики от модели развития, основанной

Производственную деятельность в лесопромышленном комплексе

округа осуществляют 296 предприятий в области лесного хозяйства и 198 - в обработке древесины.

факторов, к модели инновационного развития. В этой связи сегодня наблюдается высокий интерес российских регионов к вопросам диверсификации и стратегическому планированию развития отраслей глубокой переработки. Особенно актуально это для моноспециализированных регионов, где структурообразующими являются отрасли добывающей промышленности.

Одним из таких субъектов Российской Федерации является Ханты-Мансийский ав-- тономный округ-Югра (ХМАО-Югра), где вопрос диверсификации промышленности стоит особенно остро. В то же время достаточно очевидно, что развивать диверсификацию це-= лесообразно, опираясь, в первую очередь, на имеющиеся конкурентные преимущества и ресурсы. Для ХМАО-Югры одним из таких конкурентных преимуществ можно считать лесопромыш-

на реализации чисто сырьевых и ресурсных ленный комплекс. Данный регион входит

* Статья подготовлена в рамках проведения научно-исследовательских и научно-методических работ по разработке целевой программы ХМАО-Югры «Развитие лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры в 2014-2016 годах и на период до 2020 года», выполняемых в соответствии с распоряжением Губернатора ХМАО-Югры от 05.06.2012 № 356-рг «О мерах по реализации в ХМАО-Югре Стратегии социально-экономического развития Уральского федерального округа на период до 2020 года».

в пятерку субъектов Российской Федерации, наиболее обеспеченных лесосырьевы-ми ресурсами. Запасы древесины в автономном округе на 01.01.2012 г. составили 3 166,8 млн куб. м (3,9 % от общероссийского объема), в том числе по хвойным породам — 2 507,5 млн куб. м. В то же время, в общем объеме отгрузки промышленной продукции округа доля регионального лесопромышленного комплекса составляет всего 0,2 %. Из общих запасов древесины ХМАО-Югры возможные для эксплуатации запасы составляют 2 900,2 млн куб. м, из них спелые и перестойные — 1 898,5 млн куб. м, или 60 % от общих запасов1.

Наибольшие запасы сосредоточены на территориях Нижневартовского, Березовского, Белоярского и Сургутского лесничеств. Показателем, характеризующим лесосырьевой потенциал, является расчетная лесосека. Сводные данные по расчетной лесосеке ХМАО-Югры и ее освоению за период 2005-2010 гг. приведены в табл. 1.

С одной стороны, приведенные данные об имеющихся на территории ХМАО-Югры лесных ресурсах и их фактическом использовании показывают, что по формальным показателям регион располагает собственным древесным сырьем в достаточном количестве для перспективного наращивания объемов лесопользования и развития деревообрабатывающих производств. С другой стороны, во второй половине XX в. в период формирования лесопромышленной отрасли ХМАО-Югры и освоения нефтяных месторождений широко применялись сплошные концентрированные рубки с последующим недостаточным лесовосстановлением и малоэффективным уходом. Последствием подобной практики, продолжающейся и в настоящее время, является резкое сокращение

экономически доступных лесов и серьезное ухудшение качественного состава вторичных лесов, естественно формирующихся на вырубках. Так, например, в районах, где лесная отрасль округа традиционно развита — Советском и Нефтеюганском — транс-портно доступные лесные ресурсы сегодня серьезно истощены. Среднее расстояние вывозки древесины превышает 160 км. Для освоения новых лесных массивов требуется строительство лесных магистралей.

Лесоперерабатывающая промышленность ХМАО-Югры исторически формировалась в основном с целью обеспечения нефтегазовой отрасли древесным сырьем и поставок качественных круглых хвойных сортиментов за пределы округа. В этой связи общая структура производства и потребления древесины в округе до конца 90-х гг. XX в. носила преимущественно сырьевой характер. И хотя в последнее десятилетие в округе были созданы мощности по глубокой переработке древесины, на текущий момент более половины заготавливаемой древесины продолжает использоваться для целей обустройства нефтяных месторождений3.

В настоящее время производственную деятельность в лесопромышленном комплексе округа осуществляют 296 предприятий в области лесного хозяйства и 198 — в обработке древесины. Предприятия лесного комплекса работают почти в каждом муниципальном образовании ХМАО-Югры. В основном это малые предприятия, общее количество которых постоянно меняется. К числу крупных и средних относятся 10 компаний. Основная часть производственных мощностей отраслевого комплекса сосредоточена в западной части округа в Советском, Кон-динском и Октябрьском районах. В целом ряде населенных пунктов лесопромышлен-

Таблица 1

Расчетная лесосека по ХМАО-Югре и ее использование в 2005-2010 гг.2

Год Расчетная лесосека, тыс. куб. м Фактическое освоение расчетной лесосеки, %

всего в т. ч. по хвойному хозяйству всего в т. ч. по хвойному хозяйству

2005 35 645,9 19 819,4 6,4 8,9

2006 35 645,9 19 819,4 6,8 8,9

2007 35 645,9 19 819,4 8,4 11,0

2008 35 645,9 19 819,4 6,9 9,3

2009 24 656,6 17 340,3 7,4 9,3

2010 25 145,7 17 745,6 6,5 9,1

ДИСКУССИЯ 4

журнал научных публикаций Щ

ные организации являются социально значимыми и градообразующими, и от результатов их деятельности зависит решение не только экономических, но также социальных и экологических проблем -территорий, небольших и удаленных населенных пунктов.

В структуре затрат на производство и реализацию продукции в лесопромышленном комплексе ХМАО-Югры доминируют материальные затраты. При этом в последние годы наблюдается общий рост затрат на производство и реализацию продукции, а в 2010-2011 гг. — отрицательная рентабельность, в связи с чем финансовое положение большинства предприятий можно охарактеризовать как неустойчивое. Данная тенденция обусловлена наличием диспаритета цен между выпускаемой лесопромышленной продукцией и потребляемыми в процессе ее производства материальными и энергетическими ресурсами. Кроме того, в структуре затрат предприятий в последние три года наблюдается рост доли затрат на оплату труда и налоговых отчислений на фоне снижения удельного веса затрат на воспроизводство основных производственных фондов. При этом поднять среднеотраслевой уровень заработной платы до уровня среднего по экономике округа не удается, он все равно остается низким. Негативно отражается на экономике лесопромышленного комплекса и рост затрат, связанный с содержанием арендованных лесных земель, что в ближайшие годы может привести к увеличению доли затрат на древесное сырье не менее чем на 5-7 %.

Еще одной системной проблемой в развитии отрасли, сдерживающей экономический рост лесопромышленного производства и эффективное использование лесных ресурсов, является недостаточное развитие высокотехнологичных производств по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесного сырья.

Среди других ключевых проблем развития регионального лесного комплекса можно выделить:

1. Низкий технический уровень оснащения производства на малых лесопромышленных предприятиях, где эксплуатируются

Основная часть производственных мощностей отраслевого комплекса сосредоточена в западной части округа в Советском, Кондинском и Октябрьском районах.

физически и морально устаревшие образцы техники и применяются технологии с высокой долей ручного труда, низкой производительностью и энергоэффективностью.

- 2. Недостаточный уровень инновационной и инвестиционной активности в лесном секторе экономики, недостаток финансовых средств на модерниза-= цию производства и организацию интенсивного ведения лесного хозяйства. В результате чего наблюдается отсутствие достаточного количества «прорывных» инновационных проектов, осуществление которых позволило бы снять структур -ные ограничения в развитии отрасли и выйти на производство новых (по потребительским свойствам) видов лесной продукции, востребованных рынком (например, конструкционные материалы на основе древесины).

3. Слабое развитие производственной и дорожно-транспортной инфраструктуры; концентрация основной части лесозаготовок вблизи существующих транспортных магистралей и дорог общего пользования; выраженная сезонность лесозаготовительного производства, обусловленная недостаточным количеством лесных дорог круглогодичного действия.

4. Сокращение доли малых предприятий на лесозаготовках, связанное с изменением системы лесоуправления в Российской Федерации, ориентированной в настоящее время на обеспечение древесным сырьем крупных лесопереработчиков путем расширения института долгосрочной аренды лесных земель.

5. Кадровые проблемы, обусловленные, в том числе, низким в сравнении с другими отраслями региональной экономики уровнем оплаты труда работающих, ухудшающейся ситуацией в сфере профессиональной и квалификационной подготовки рабочих и специалистов.

Таким образом, можно констатировать, что на территории ХМАО-Югры функционирует исторически сложившийся многоотраслевой лесной комплекс, включающий собственную лесосырьевую базу, но испытывающий сегодня в своем развитии определенные трудности экономического, тех-

нологического и организационного плана, которые в целом негативно влияют на эффективность его работы.

В этой связи, основой развития лесного комплекса ХМАО-Югры в перспективном периоде до 2020 г. должен стать комплекс приоритетных инвестиционных проектов, направленных на опережающее развитие производств по глубокой переработке древесины в лесоизбыточных районах округа путем осуществления модернизации действующих и строительства новых лесоперерабатывающих предприятий; развитие малого лесного предпринимательства, в том числе лесного фермерства; развитие комплексной сети лесных дорог круглогодичного использования.

Лесное фермерство - прибыльное и эффективное дело. Лесной фермер - это владелец

мелкого или среднего сельскохозяйственного бизнеса в лесосырьевом районе.

5) развитие малой распределенной энергетики на основе использования древесного топлива;

6) производство мебельного щита, столярной продукции, цементно-фибролито-вых плит и прочих плитных материалов;

7) производство термомодифицирован-ной древесины, древесных пластиков и других современных материалов.

Как показывает зарубежный опыт, лесное фермерство — прибыльное и эффективное дело. Лесной фермер — это владелец мелкого или среднего сельскохозяйственного бизнеса в лесосырьевом районе. К этому виду деятельности можно отнести и такие направления ведения лесного хозяйства, как планта-

При разработке такого комплекса инвестиционных проектов следует учитывать необходимость ввода в эксплуатацию дополнительных мощностей на действующих малых производствах деревянного домостроения и мебели, на предприятиях по химико-термической переработке древесного сырья, а также создание мощностей лесной энергетики. Особое внимание и поддержку при этом следует оказывать проектам, ориентированным на внедрение наиболее экономичных и востребованных технологий, среди которых*:

1) энергосберегающие технологии в деревообработке;

2) производство древесных плит (ДСП, МДФ, OSB), в т. ч. ламинированных;

3) производство фанеры из лиственной и хвойной древесины;

4) производство комплектов деревянных домов, в т. ч. для индивидуального строительства;

ционное, ускоренное выращивание древесины; плантационное получение древесной биомассы для биоэнергетики; выращивание посадочного материала; получение и переработка дикоросов; заготовка живицы; лесозаготовка и первичная обработка древесины4.

Помимо структурных и технологических приоритетов, при формировании комплекса перспективных инвестиционных проектов в лесопромышленном комплексе ХМАО-Югры следует также учитывать влияние различных факторов, негативно и позитивно отражающихся на его развитии, усиливающих конкурентные преимущества и создающих дополнительные риски.

В этой связи в табл. 2 представлены результаты SWOT—анализа таких факторов, выделены особенности сложившихся на территории ХМАО-Югры условий ведения лесного бизнеса**.

* Указанные технологии выявлены на основании опроса лесопромышленных предприятий ХМАО-Югры, проведенного Уральским государственным лесотехническим университетом при поддержке Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, в июле-сентябре 2012 г. с использованием методологии технологического Форсайта. Всего в опросе приняло участие 34 предприятия лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры.

** SWOT-анализ факторов, влияющих на реализацию инвестиционных проектов в области лесоперера-ботки на территории ХМАО-Югры, составлен на основе экспертного опроса специалистов лесной отрасли в августе-сентябре 2012 г. В опросе принимали учатие 27 экспертов из Уральского государственного лесотехнического университета, Института природопользования Югорского государственного университета, Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, предприятий и организаций лесопромышленного комплекса ХМАО-Югры.

Таблица 2

SWOT—анализ факторов, влияющих на эффективность реализации инвестиционных проектов в области лесопереработки на территории ХМАО-Югры

Сильные стороны Слабые стороны

— достаточные запасы древесного сырья; — наличие всех видов транспорта и транспортной инфраструктуры; — наличие центров переработки древесного сырья, в том числе лиственного; — реализация региональных механизмов поддержки инвестиционных проектов и оказания господдержки предприятиям лесного комплекса; — опыт проведения добровольной лесной сертификации; — наличие в регионе собственной научно-образовательной базы для подготовки кадров и близость крупных научно-исследовательских и образовательных учреждений российского уровня. — отсутствие нормативно-правовой и технологической базы интенсивного ведения лесного хозяйства; — недостаточное качество учета лесных ресурсов; — недостаточный уровень использования инновационных технологий в лесной промышленности; — возрастающая сезонная зависимость лесозаготовок; — слабо развитая внутрирегиональная производственно-технологическая кооперация; — отсутствие сертифицированных лесных площадей; — низкая инвестиционная активность; — удаленность внешних рынков и длительные сроки поставок; — неконкурентоспособность продукции; — недостаточные объемы внутрирегионального потребления продукции лесного комплекса; — низкий уровень развития 1Т-технологий; — высокий уровень износа основных фондов; — низкая производительность труда; — слабая трудовая мотивация работников; — недостаточный уровень охраны труда; — дефицит квалифицированных кадров; — высокий уровень социальной нагрузки на крупные лесоперерабатывающие предприятия.

Возможности Угрозы

— полное удовлетворение спроса в продукции лесопереработки на внутрирегиональном рынке; — создание новых региональных лесоперерабатывающих предприятий; — выход на развивающиеся рынки лесной продукции в странах Центральной и Средней Азии; — растущие объемы деревянного домостроения и производства мебели; — освоение новых технологий лесохимической и энергетической переработки древесного сырья; — расширение использования возможностей различных видов транспорта при поставках лесопродукции; — реализация инвестиционных возможностей при диверсификации непрофильных видов бизнеса; — достаточно развитая кредитно-банковская система в регионе; — использование возможностей беспошлинного ввоза оборудования для лесопереработки; — развитие горизонтальной интеграции в малом и среднем лесном бизнесе; — использование возможностей целевой подготовки специалистов всех уровней по специальностям лесного профиля. — конкурентные риски и риски структурного развития, обусловленные вступлением России в ВТО; — недостаток финансовых средств для развития лесной инфраструктуры; — ухудшение качественного состояния лесосечного фонда; — несовершенство механизма государственного финансирования лесоустроительных мероприятий; — высокая внутренняя конкуренция, рост затрат на заготовку древесного сырья; — сокращение числа малых лесозаготовительных предприятий как арендаторов лесных земель; — растущий дефицит вагонов и ж/д платформ для транспортировки леса; — постоянный рост тарифов на услуги естественных монополий; — нестабильность таможенных нормативов ВЭД; — наличие в торговом обороте незаконной и неучтенной древесины; — отсутствие механизма защиты инвестиций; — отсутствие механизма получения кредитов под залог лесных земель.

В современных условиях рыночной эко номики важнейшей задачей развития лесно го комплекса ХМАО-Югры является объек тивная оценка перспективных рынков сбы та лесной продукции. Удаленность региона от основных экспортных рынков (Европа, Америка, Африка и Ближний Восток), сложившаяся структура и исторические особенности развития заставляют лесную отрасль региона в большей степени ориентироваться на внутренний российский рынок, а также расширять сотрудничество с азиатскими странами СНГ. Согласно экспертным оценкам потребность в различных видах лесной и лесобумажной продукции на внутреннем рынке России к 2020 г. может составить порядка 2,0 трлн руб. ежегодно (табл. 3)5.

В этой связи, для ориентации лесопромышленного производства округа на внутренний рынок с учетом освоения секторов глубокой переработки необходимо:

1. Осваивать современные технологии мебельного производства (изготовление гнуто-клееной мебели из фанеры, массивной мебели на основе клееного березового щита с использованием технологий его облагораживания, корпусной мебели на основе современных древесных плит МДФ, в том числе ламинированных).

С целью решения существующих

проблем, минимизации угроз и наиболее полной реализации имеющихся возможностей развития лесной отрасли ХМАО-Югры

необходимо использовать государственную поддержку.

2. Развивать технологии индустриального домостроения на основе клееного бруса, каркасно-панельных, каркасно-модуль-ных и каркасно-монолитных конструкций (стеновые элементы, стропильные конструкции, окна, двери, интерьер) с применением технологий термомодификации и экологически чистого антисепти-рования.

3. Повышать конку-= рентоспособность предприятий на основе повышения эффективности лесозаготовительного производства, глубины использования сырья, внедрения новых приемов и методов коммерческой деятельности, энергосбережения.

4. Развивать производственную кооперацию на основе широкого внедрения технологий биоэнергетики и биохимии, освоения производства новых видов древесной продукции с химической или физической модификацией структуры древесины или сочетания с другими материалами.

С целью решения существующих проблем, минимизации угроз и наиболее полной реализации имеющихся возможностей развития лесной отрасли ХМАО-Югры необходимо использовать государственную поддержку, наиболее эффективными мерами которой, согласно экспертному мнению, могут оказаться*:

Таблица 3

Потенциальный объем потребности в лесной и лесобумажной продукции на внутреннем рынке Российской Федерации к 2020 г.6

Вид продукции Ед. изм. Потенциальный объем российского рынка к 2020 г.

в натуральных единицах в млрд руб.**

Пиломатериалы млн куб. м 30,0 132,00

Фанера млн куб. м 5,4 92,00

Плиты ДСП млн кв. м 16,0 132,00

Плиты ДВП млн куб. м 8,0 312,00

Бумага и картон млн т 15,4 469,00

Мебель млрд руб. - 855,00

ИТОГО: 1 992,00

* Указанные меры государственной поддержки предложены по результатам опроса руководителей лесопромышленных предприятий ХМАО-Югры и специалистов лесной отрасли, проведенного Уральским государственным лесотехническим университетом при поддержке Департамента природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО-Югры, в июле-сентябре 2012 г., в котором приняли участие 34 предприятия и 12 отраслевых экспертов. ** Оценка осуществлена в текущих ценах.

— содействие в реализации приоритетных проектов в области освоения лесов;

— предоставление субсидий организациям на возмещение затрат субъектов инвестиционной деятельности на уплату ими процентов по кредитам, полученным для реализации инновационных проектов в сфере лесной промышленности;

— предоставление обеспечения кредитных обязательств инвестора посредством передачи в залог имущества из состава залогового фонда ХМАО-Югры;

— выполнение научно-исследовательских и опытно--конструкторских работ для государственных нужд ХМАО-Югры в соответствии с приоритетными направлениями науки, технологии и техники в области эффективной заготовки и переработки древесного сырья, создания современных древесных материалов и конструкций, использования низкосортной древесины, древесных отходов и макулатуры;

— организация и проведение курсов повышения квалификации и курсов переподготовки кадров для сотрудников предприятий регионального лесопромышленного комплекса;

— бюджетное финансирование развития сети магистральных лесовозных дорог круглогодичного действия;

— предоставление субсидий субъектам лесного бизнеса (в первую очередь малым предприятиям), реализующим инновационные проекты, на возмещение затрат, связанных с участием в выставочных мероприятиях;

— разработка проектной документации на инфраструктурное обустройство приоритетных к освоению участков в государственном лесном фонде.

Таким образом, можно сделать вывод, что лесопромышленный комплекс ХМАО-Югры действительно является возможной «точкой экономического роста», где сосредоточен потенциал для осуществления диверсификации региональной промышленности. Однако его развитие сдерживается сегодня целым комплексом как объективных, так и субъективных факторов, а также системных проблем, решить которые возможно только на основе объединения усилий органов государственной власти и бизнес-сообщества в рамках выработки

совместных подходов и обсуждения стратегических направлений развития отрасли на долгосрочную перспективу ^

1. Лесной план ХМАО-Югры: Утвержден Постановлением Губернатора ХМАО-Югры от 23.03.2012 r. № 48 «О внесении изменений в постановление Губернатора ХМАО-Югры от 29.12.2008 г. № 190 "Об утверждении Лесного плана ХМАО-Югры"» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

2. Там же.

3. Стратегия социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 г.: Принята Распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 14.11.2008 г. № 491-рп «О Стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 года» // Справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Стрельцов Н. Беречь зеленого друга // Дыхание Земли. 2008. № 34 [Электронный ресурс] URL: http:// www.dyhanie.ru/content/view/56803 (дата обращения: 01.10.2012).

5. Писаренко А. И., Страхов В. В. Лесное хозяйство России: национальное и глобальное значение. — М.: ФГБОУ ВПО МГУЛ, 2011. С. 157.

6. При оценке внутреннего рынка лесоматериалов учитывались следующие факторы:

— прогноз Минэкономразвития России по росту основных показателей социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (ВВП, продукция промышленности, реальные доходы населения и др. макроэкономические показатели);

— прогнозируемый рост душевого потребления листовых древесных материалов, бумаги, картона и мебели;

— планируемые результаты реализации приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье — гражданам России».

При оценке внутреннего потребления бумаги и картона, наряду с перечисленными выше факторами учитывался рост потребностей:

— книжно-издательской и полиграфической деятельности в высококачественных видах бумаги;

— торговли в специальных видах бумаги для упаковки пищевых продуктов;

— населения в изделиях санитарно-гигиенического и бытового назначения;

— промышленности в технических и малотоннажных видах бумаги.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.