АПК. Молодежь на селе не всегда может реализовать свой творческий и даже физический потенциал в самом рутинном производстве и сталкивается со сложнейшими проблемами. Самой серьезной из них является социальная апатия, которая приводит молодых людей к безработице, криминалу и наркомании. Интеграционные процессы в аграрной сфере способны создать для них привлекательные рабочие места и обеспечить достойный заработок [3].
Для обеспечения высокой эффективности агропромышленного производства и интеграционных процессов в целом государству на макроуровне следует в первую очередь сосредоточить свои усилия на реализации следующих задач:
- придание вертикальной интеграции магистрального направления в развитии АПК;
- принятие срочных мер по реорганизации неэффективных горизонтальных структур в межотраслевые ассоциации по производству определенных видов продукции;
- совершенствование налогообложения интегрированных структур, в частности, отмена налогообложения на движение средств внутри интегрированных формирований, а также на средства, направляемые на поддержание и развитие сельскохозяйственного производства;
- совершенствование системы кредитования с учетом сезонности сельскохозяйственного производства, разнокачественности земель сельскохозяйственного назначения и других особенностей аграрной сферы;
- развитие прогрессивных форм лизинга в АПК;
- отмена необоснованных правовых барьеров, препятствующих вертикальному интегрированию;
- внесение поправок в действующие и скорейшее утверждение еще не принятых законов по правовому обеспечению ускоренного развития интеграционных процессов в АПК; в этой связи крайне необходимым представляется разработка и уточнение положений, касающихся функционирования предприятий разных форм хозяйствования (акционерной или кооперативной) с учетом сложившейся ситуации в агрокомплексе;
- стимулирование инвестиционной деятельности в АПК со стороны крупных финансовых учреждений, а также других представителей крупного бизнеса путем установления различных налоговых, административных и таможенных льгот;
- стимулирование активности интегрированных формирований в решении социальных проблем и повышении уровня жизни сельских тружеников;
- учреждение отраслевых союзов, которые оказывали бы помощь в раз-
Экономика
работке государственных программ и решении текущих проблем в АПК, и в которые входили бы предприятия сельского хозяйства, переработки, агросервиса, банковских структур;
- консолидация принадлежащих товаропроизводителям акций путем передачи их в доверительное управление;
- назначение в совет директоров акционерных обществ представителей государства;
- стимулирование развития инфраструктурных подразделений агропромышленного комплекса;
- поддержка функционирующих и создание новых финансово-агропромышленных групп (ФАПГ);
- расширение сети банковских организаций, инвестирующих сельских товаропроизводителей, за счет кооперативных банков и кредитных кооперативов, создаваемых на средства сельских тружеников;
- всемерное развитие агропродо-вольственного рынка, особенно его оптового звена; предоставление предприятиям оборудованных мест для осуществления оптовой торговли; оказание маркетинговых услуг, помощи в организации выставок, издании проспектов, каталогов и т.д.;
- обеспечение отечественным товаропроизводителям государственной протекции на внутреннем рынке и помощи в организации экспорта продовольствия за рубеж.
Литература
1. Ахметов Р. Г. Экономическое обоснование расчетных (договорных) цен на продукцию, работы и услуги в агропромышленном комплексе : учебное пособие для студентов и слушателей ФПК высших сельскохозяйственных учебных заведений. М. : Изд-во МСХА, 1990.
2. Кириленко А. С. Проблемы интеграционных процессов агропромышленного комплекса в условиях трансформируемой экономики. Иркутск : Изд-во БГУЭиП, 2006. 280 с.
3. Ушачев И. Г., Югай А. М. и др. Рекомендации по организационно-экономическому механизму функционирования интегрированных формирований в АПК. М. : ВНИЭСХ, 2003.
ПОТЕНЦИАЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХМАО-ЮГРЫ
О.В. КОСТИНА,
главный специалист финансового отдела ГП «Исполнительная дирекция Фонда поколений ХМАО», г. Ханты-Мансийск
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс, перспективы развития, продукция лесопромышленного комплекса, древесина.
По данным Европейской экономической комиссии ООН/ФАО (Ежегодный отчет рынка лесных товаров ЕЭС ООН/ФАО, 2005-2006 годы) мировой рынок лесопродукции, включая европейский, за последние 10 лет динамично развивается.
Основные тенденции:
- увеличивается спрос на сырье
рядом стран (Китай, прибалтийские страны и др.) при соответствующем увеличении экспорта лесопродукции глубокой переработки;
- в Северной Америке и Европе мощными темпами развивается рынок конструкционных изделий из древесины;
- в европейских странах и Север-
ной Америке интенсивно растет потребление биологического топлива, включая топливные пеллеты, что является следствием проводимой государственной политики по вводу специальных налогов для фирм и граждан, использующих в качестве топлива углеводородное сырье или уголь, при сгорании которых выделя-
Timber processing complex, development prospects, production of a timber processing complex, wood.
■ нефтехимия □ нет егазопереработ ка В Геология и разведка недр
НДобыча и переработка твердых полезных ископаемых на восточном склоне Гриполярного Урала ШЭлектронергетика
@ Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность ^Жилищное и промышленное строительство И Строительная индустрия В Промышленность высоких технологий ИЖилищно-коммунальное хозяйство
ЕИ Рыбная промышленность в зонах, примыкающих к крупным водоемам ц Туризм, гостиничное хозяйство ■ Прочие
Рисунок. Структура инвестиционных проектов ХМАО-Югры, %
ется диоксид углерода;
- растет спрос на жилье, сделанное из древесины или из листовых материалов, основой для производства которых послужила древесина [6].
То есть в развитых странах мира, включая малолесные, древесина широко применяется во всех видах строительства. Поэтому создание условий для широкого применения древесины в строительстве округа требует целенаправленных организационных мер [8].
В настоящее время в стране удельный вес вводимого жилья за счет строительства деревянных домов составляет 4-5%, в то время как в США, Канаде и Финляндии малоэтажное строительство на основе древесины является преобладающим и занимает до 80% общего объема жилищного строительства. Основные направления развития малоэтажного деревянного домостроения определены подпрограммой "Малоэтажное деревянное домостроение" Федеральной комплексной программы "Свой дом", разработанной в 1999 году ГУП НИПИ "Научстандарт-Гипро-леспром". В соответствии с этой программой переход на энергоэффективные конструкции на основе древесины позволит снизить себестоимость продукции на 40%, сроки строительства - на 30%, дополнительно ввести в эксплуатацию до 20% общей площади доступного по стоимости жилья.
Ориентация предприятий округа на решение выпуска различных типов домов: из деревянного бруса (строганного и клееного), оцилиндро-ванных бревен, панельных, каркас-
ных и арболитовых домов, а также производство деталей домов для внутриокружного строительства и поставка продукции в другие регионы России и страны Центральной Азии (Китай и Республику Корею) являются важнейшими компонентами устойчивого развития экономики ХМАО [8].
Одно из приоритетных направлений использования древесной массы - лесохимическое. Лесохимия позволяет вовлечь в производство мелкотоварную и лиственную древесину, которая составляет половину биомассы лесосеки автономного округа. Это сырье является потенциалом для производства кормов, удобрений, сорбентов, физиологически активных веществ для сельского хозяйства и здравоохранения, древесного и активированного углей, скипидара, канифоли, органического синтеза. В связи с трудным финансовым состоянием отрасли данное направление нуждается в государственной поддержке.
Перспективным направлением развития лесопромышленного комплекса ХМАО является целлюлозно-бумажное производство.
Такой подход к использованию лесных ресурсов удовлетворит не только внутренний рынок ХМАО в продукции лесопромышленного комплекса, но и значительно повысит объемы ее экспорта. В тоже время увеличение объемов заготовок лесного сырья и развитие новых производств позволят ХМАО выйти на передовые позиции в мире по потреблению продукции лесопромышленного
Экономика
комплекса на душу населения [6].
Основу нормативно-правовой базы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, регулирующей поддержку субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов на территории автономного округа, составляет ряд законодательно-нормативных актов, принятых правительством округа.
Кроме того, определяют формы и методы поддержки органами государственной власти автономного округа субъектов инвестиционной деятельности, осуществляющих реализацию инвестиционных проектов, а именно:
1) создание благоприятных условий для развития инвестиционной деятельности путем предоставления налоговых льгот по налогам в пределах сумм, зачисляемых в бюджет автономного округа, и предоставления инвестиционных налоговых кредитов;
2) прямое участие в инвестиционной деятельности путем предоставления бюджетных кредитов за счет средств бюджета автономного округа; предоставления бюджетных инвестиций за счет средств бюджета автономного округа; выпуска облигационных займов в соответствии с законодательством РФ; предоставления объектов недвижимости, технических средств и иного имущества, находящегося в собственности автономного округа; проведения экспертизы инвестиционных проектов в соответствии с законодательством РФ;
3) предоставление субсидий за счет средств бюджета автономного округа для компенсации инвесторам части затрат по уплате процентов по привлекаемым заемным средствам в порядке, определенном правительством автономного округа.
Находится в стадии доработки проект закона "О программе государственной поддержки реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочную перспективу (2007-2011 годы)" [1].
В соответствии с рисунком большая часть инвестиций (21%) приходится на инвестиции в электроэнергетическую отрасль; 19% - на добычу и переработку полезных ископаемых на восточном склоне Приполярного Урала; по 12% - на развитие лесной, деревообрабатывающей, целлюлозно-бумажной промышленности и геологии и разведки недр.
Целью программы является создание благоприятных условий для российских и зарубежных компаний, осуществляющих или планирующих реализацию инвестиционных проектов на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, формирование базовых условий для диверсификации экономики автономного округа при сохранении высоких темпов ее
Экономика
Таблица 1
Источники инвестиционных вложений в лесопромышленный комплекс автономного округа, тыс. руб.
Источники инвестиционных вложений 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. В среднем за 7 лет
Бюджет развития ХМАО 306835 1853514 288562 327507 462736
ГП «Исполнительная дирекция фонда поколений ХМАО» 1139263 1142204 720123 866884 782230 879000 921617
Ханты-Мансийский окружной фонд регионального развития 483347 186889 111706
Собственные средства лесопромышленных предприятий округа 245417 152948 160000 89558 226964 145815
Окружной фонд поддержки предпринимательства и развития конкуренции в автономном округе 3210 16260 3245
Другие источники финансирования 182000 149000 55167
Всего 303835 2992777 2159530 1387467 1026884 1056998 1271224 1700286
развития, повышение доли инвестиций в развитие производств с высокой долей добавленной стоимости и в высокотехнологичный сектор, усиление роли исполнительных органов государственной власти автономного округа и органов местного самоуправления в осуществлении инвестиционной деятельности на территории автономного округа.
Предлагаемая программа государственной поддержки реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на среднесрочную перспективу (2007-2011 годы) взаимоувязана с принятым на сегодняшний день реестром приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007 год и среднесрочную перспективу до 2011 года.
К таковым программам и проектам относятся программы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа:
1. Строительство целлюлозно-бумажного комбината. В настоящее время с участием правительства автономного округа осуществляется реализация программы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа. Стратегическим направлением программы является приоритетное расширение глубокой химической и химико-механической переработки древесины с целью вовлечения в переработку мелкотоварной, низкокачественной и мягколиственной древесины. Проект строительства целлюлозно-бумажного комбината на территории Ханты-Мансийского автономного округа является стратегически важным инвестиционным проектом.
Проработаны возможные площадки для размещения целлюлозно-бумажного комбината на территории автономного округа в районе р.п. При-обье и в районе Сургут - Нефтеюганск. Предполагаемые места строительства обладают необходимой дорожной инфраструктурой и условиями электроснабжения. Суммарная элек-
трическая нагрузка потребителей целлюлозно-бумажного комбината составит около 113 МВт.
В автономном округе существуют избыточные мощности выработки электроэнергии, достаточные для энергоснабжения предприятий целлюлозно-бумажной промышленности.
Общий объем инвестиций на создание Приобского лесопромышленного комплекса определен в размере 111,2 млрд руб. Период реализации -2009-2012 годы.
Годовой объем лесозаготовок при реализации данного проекта составит 5,3 млн м3, производством 800 тыс. т товарной целлюлозы и 500 тыс. м3 обрезных пиломатериалов. Заявка на реализацию инвестиционного проекта ООО "Приобский ЛПК" "Создание Приобского ЛПК" утверждена распоряжением правительства ХМАО-Югры 19.06.2008 года № 213-рп.
2. Инвестиционный проект строительства на территории Ханты-Мансийского автономного округа завода древесных плит с ориентированной стружкой (ОББ).
3. В Ханты-Мансийском автономном округе и Сибирско-Уральском регионе в целом в ближайшие годы предполагается активное развитие деревянного домостроения с использованием современных видов листовых древесных материалов: высококачественной строительной фанеры различных марок, древесных плит с ориентированной стружкой (ОББ), древесноволокнистых плит средней плотности (МОР), а также клееного шпонированного бруса с параллельно расположенными волокнами (ЬУЬ). Инвестиционный проект строительства завода ЬУЬ в автономном округе уже реализован. Строительство завода МОР находится в стадии реализации.
Предполагаемая мощность завода может составлять порядка 180 тыс. м3 плит ОББ в год с увеличением до 250 тыс. м3 в год. Затраты на строительство завода ОББ оцениваются нами в 90 млн долл. США.
4. В число значимых проектов также входит Нижневартовский ЛП комплекс в составе:
- ЦБК по производству 320 тыс. т бумаги для печати;
- нескольких предприятий по заготовке и вывозке древесины в объеме 2,5 млн м3;
- двух лесопильных заводов с общим объемом производства 450 тыс. м3 экспортных пиломатериалов;
- завода по производству 150 тыс. м3 плит ДСП.
Все четыре составляющих Нижневартовского лесоперерабатывающего комплекса связаны через потребности в использовании сырья в единую цепь для наиболее рационального его использования.
Таким образом, по объему привлечения прямых инвестиций в основной капитал Югра - один из лидеров в Российской Федерации. Оценивая инвестиционную емкость округа, можно сказать, что сегодня инвестиционные емкости заполняются на 70-75% от того объема, который может быть обеспечен соответствующими ресурсами. Не только природными, но и кадровыми, географическими, геополитическими -всеми, которые представляют инвестиционную привлекательность [6].
Лесосырьевые ресурсы округа (при общей площади лесфонда 48,9 млн га и общем запасе спелой и перестойной древесины 1,6 млрд м3) оцениваются достаточно высоко, что создает основу для повышения удельного веса лесопромышленного комплекса в его экономике [5].
В перспективе важен также неимущественный вклад государства, связанный с поощрением высокотехнологичного деревянного домостроения; энергетических программ, использующих отходы лесоперерабатывающих производств; развитием федеральных программ и проектов регионального развития, реформирования ЖКХ, решения жилищных проблем категорий населения, получающих государственную поддержку [6].
Размеры инвестиций в лесопромышленный комплекс свидетельствуют о том, что преобладающая их часть направляется на предприятия по переработке древесины (табл. 1).
За последние шесть лет основными источниками инвестиций в ЛПК
Экономика
Таблица 2
Объемы производства продукции лесопромышленного комплекса в Ханты-Мансийском автономном округе [8]
Показатели Ед. изм. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Заготовка древесины тыс. м3 - 1863,0 2064,0 2043,0 1901,0 1794,0 1847,0
Темп роста к предыдущему году % - - 110,8 99,0 93,0 94,4 103,0
Вывозка древесины тыс. м3 2008,0 2342,0 1823,6 1714,0 2144,7 1812,0 1621,0
Темп роста к предыдущему году % - 116,6 77,9 94,0 125,1 84,5 89,5
Пиломатериалы 3 тыс. м3 453,8 449,4 488,6 454,0 411,6 407,3 403,6
Темп роста к предыдущему году % - 99,0 108,7 92,9 90,7 99,0 99,1
В т.ч. экспортные пиломатериалы тыс. м3 0 0 125,0 186,0 194,0 219,0 232,0
Темп роста к предыдущему году % - - - 148,8 104,3 112,9 105,9
Шпонированный брус (1_У1_) тыс. м3 0 0 0 0,6 7,9 22,1 20,0
Темп роста к предыдущему году % - - - - - 279,8 90,5
Плиты МДФ тыс. м3 0 0 0 0 0 19,7 17,3
Темп роста к предыдущему году % - - - - - - 87,8
Дверные блоки тыс. м2 88,0 67,0 75,0 66,0 55,0 49,0 40,7
Темп роста к предыдущему году % - 76,1 111,9 88,0 83,3 89,1 83,0
Оконные блоки тыс. м2 65,0 83,0 62,0 52,0 42,0 38,8 47,0
Темп роста к предыдущему году % - 127,7 74,7 83,9 80,8 92,8 121,1
Деревянное домостроение тыс. м2 0 0 0 0 0 2,3 3,6
Темп роста к предыдущему году % - - - - - - 156,5
Мобильные здания шт. 244 698 712 550 625 762 1604
Темп роста к предыдущему году % - 286,1 102,0 77,3 113,6 121,9 210,5
Динамика товарной продукции лесопереработки
Таблица 3
Показатели 2001 г. 2002 г. 2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г.
Товарная продукция, млн руб. 1884,6 2365,8 2345,2 2135,8 1858,9 3296,7
Заготовка древесины, тыс. м3 1863,0 2064,0 2043,0 1901,0 1794,0 1847,0
Товарная продукция, руб. на 1 м3 1012,0 1146,0 1148,0 1191,0 1036,0 1785,0
Темп роста, % - 113,2 100,0 103,7 87,0 172,3
автономного округа являются: ГП "Исполнительная дирекция Фонда поколений автономного округа" (54% в общем объеме инвестиций), бюджет развития автономного округа (27%, финансирование прекратилось в 2004 году), лесопромышленные предприятия округа (9%), другие инвесторы (заключены договоры финансового лизинга, получены кредиты банков, 3%) [8].
За период с 2000 по 2006 годы общий объем инвестиционных вложений в лесопромышленный комплекс составил 10202 млн руб.
Темп роста в 2000-2006 годах -414%, в основном за счет инвестиций ГП "Исполнительная дирекция фонда поколений ХМАО" и лесопромышленных предприятий округа.
Данные таблицы 2 позволяют сделать следующие выводы:
- объем производства продукции лесопромышленного комплекса в округе в основном имеет негативную тенденцию; так, если в 2001 году было заготовлено древесины 1863 тыс. м3, то в 2006 году - 1847 тыс. м3 или 99%;
- соответственно снизился объем вывезенной древесины; в 2006 году он составил 1621 тыс. м3 против 2342 тыс. м3 в 2006 году или 69%;
- как следствие снижения объемов вывезенной древесины снизились показатели по выпуску изделий из нее, в основном пиломатериалов; в 2006 году их было изготовлено 403,4 тыс. м3 или около 90% от соответ-
ствующего показателя 2001 года;
- в 2006 году по сравнению с 2000 годом положительную динамику имели темпы роста по производству экспортных пиломатериалов, оконных блоков и продукции деревянного домостроения.
За последние три года в лесопромышленном комплексе округа происходят позитивные процессы создания новых перерабатывающих производств, внедряются современные технологии. Высокий спрос на продукцию лесопереработки позволяет рассчитывать, что отмеченные положительные тенденции получат дальнейшее развитие.
Перечень выпускаемой в сфере лесопереработки продукции за последние семь лет расширился благодаря новым видам столярных и погонажных изделий, плит МДФ, шпонирован-ного бруса (ЛВЛ) и конструкциям из него, а также другой продукции.
Об опережающем развитии перерабатывающих производств свидетельствует рост показателя товарной продукции лесопереработки в расчете на 1 м3 заготовленной древесины (табл. 3).
Схема развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года констатирует, что сложившаяся структура производства ЛПК в основном остается ориентированной на выработку качественных хвойных сортиментов, а также на производство хвойных
пиломатериалов [3].
В целом для ЛПК ХМАО-Югры определяются следующие ключевые проблемы:
- недостаточный объем лесозаготовок, несоответствие его имеющимся лесосырьевым ресурсам;
- слабая диверсификация комплекса.
Основой лесного экспорта ХМАО-Югры являются в настоящее время пиломатериалы, немногим более 200 тыс. м3, что составляет около 2% от общероссийского экспорта этой продукции.
Пиломатериалы имеют международный бренд "Югра" и пользуются большим спросом - северная древесина имеет более высокие физико-механические качества по сравнению с древесиной, заготовленной в южных районах.
Предметом экспорта является шпонированный брус. Рынок этой продукции будет успешно развиваться. Округ также частично экспортирует и поставляет в соседние области плиты МДФ и ДСП.
Из западной части округа поставляются балансы в Свердловскую область для ЦБК (Новая Ляля, Синячи-ха, Туринск) и в Пермский край.
Округ не имеет своего производства бумаги, картона. Эта продукция завозится из соседних областей или импортируется. Также завозится мебель, объем производства, ассортимент и качество которой не удовлетворяют растущий спрос населения.
Внутренний рынок округа в значительной степени обеспечен пиломатериалами своего производства.
Удаленность округа от внешних границ диктует необходимость производить экспортную продукцию с достаточно высокой добавленной стоимостью. К такой продукции относится бумага и целлюлоза, экспортные пиломатериалы, деревянные дома, плиты МДФ, ДСП, ОСБ.
Основные условия, определяющие стратегию развития ЛПК округа:
- лесосырьевые ресурсы, их количество и качество;
- особенности внутреннего и внешнего рынка лесоматериалов и прогноз его развития.
Именно сочетание двух разных производств (лесопиление и целлюлозно-бумажное) может решить проблему комплексного и рационального использования заготовленной древесины.
Исходя из вышеизложенного, можно говорить о наличии в ХМАО всех предпосылок для создания современного лесопромышленного комплекса. При этом стабилизация и устойчивое развитие рынков лесопродукции будет осуществляться в первую очередь за счет развития транспортной инфраструктуры, номенклатуры, создания новых производств, повышения качественных характеристик и конкурентоспособности.
Агрономия
Литература
1. О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Государственная поддержка подготовки и/или реализации приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007-2011 годы : Закон ХМАО-Югры от 16 окт. 2007 г. № 1Э6-ОЗ // Собр. законодательства ХМАО-Югры. 2007. № 10. С. 1480.
2. О порядке разработки, утверждения и реализации программы социально-экономического развития ХМАО-Югры : Закон ХМАО-Югры от 28 дек. 2007 г. № 204-ОЗ // Собр. законодательства ХМАО-Югры. 2007. № 12. С. 1956.
3. О схеме развития и размещения производительных сил Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2006-2015 годы и до 2020 года) : расп. правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 04 авг. 2006 г. № 299-РП // Собр. законодательства ХМАО-Югры. 2006. № 8. С. 942.
4. О стратегии социально-экономического развития ХМАО-Югры до 2020 года : расп. правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2007 г. № 237-РП // Собр. законодательства ХМАО-Югры. 2007. № 6. С. 893.
5. Бобылев В. Т. Перспективы лесопромышленной отрасли // Регион 86. 2007. № 11. С. 42-45.
6. Филипенко А. В. Национальные проекты и инвестиции в будущее // Ханты-Мансийский автономный округ - Югра. 2008. № 6. С. 4.
7. Эскин В. Н., Липин А. С. Регулирование лесного экспорта // ЭКО. 2007. № 3. С. 72-91.
8. Отчет о работе Комитета по использованию лесных ресурсов ХМАО-Югры за 2007 г. УРЬ: http://www.admhmao.ru.
ВЛИЯНИЕ ОБРАБОТКИ БАКОВОЙ СМЕСЬЮ ГЕРБИЦИДА С МОЧЕВИНОЙ НА УРОЖАЙНОСТЬ ЗЕРНА ЯРОВОЙ ПШЕНИЦЫ В ПРЕДУРАЛЬЕ
Ю.Н. ЗУБАРЕВ (фото),
доктор сельскохозяйственных наук, профессор,
С.О. КАЛИНИН,
кандидат сельскохозяйственных наук, доцент,
В.С. ЮДИН (фото),
аспирант, Пермская ГСХА, г. Пермь
Ключевые слова: яровая пшеница, сульфонилмочевинные гербициды, мочевина, сорняки.
Современная защита растений актуализирует использование как высокоэффективных гербицидов, так и препаратов с иммуностимулирующим антистрессовым действием на культурные растения, которые повышают их урожайность и снижают засоренность полей сорным компонентом. На сегодняшний день засоренность посевов сельскохозяйственных культур, к сожалению, возрастает. Вот почему рентабельное земледелие, по существу, уже невозможно без применения средств защиты в технологии возделывания культур. Усиление экологической напряженности диктует решение этой проблемы путем снижения норм расхода препаратов при сохранении их полной биологической эффективности.
В последнее время передовая сельскохозяйственная практика все чаще использует гербициды нового поколения - производные сульфонилмочеви-ны. Механизм действия препаратов этой группы заключается в ингибировании ацетолактатсинтетазы - фермента, ответственного за синтез незаменимых аминокислот (валина, лейцина и изолейцина). При этом гербициды применяются в крайне низких гек-тарных дозировках (обычно 5-20 г). Высокая экологичность и совместимость с большинством рекомендован-
ных гербицидов позволяет широко использовать данную группу препаратов.
Сульфонилмочевинные гербициды представляют особый интерес для Предуралья, так как имеют оптимальное соотношение «цена-качество», а точнее, «цена-эффект». Применение комбинированных гербицидов и баковых смесей с минеральными удобрениями позволяет оптимизировать решение ряда вопросов:
- расширить спектр уничтожаемых видов;
- снизить возможность увеличения численности и распространения резистентных сорняков;
- уменьшить исходные дозы активных компонентов смеси на 25-30%, не снижая при этом их биологической и хозяйственной эффективности [1].
При обработке посевов яровой пшеницы смесями гербицидов с мочевиной наблюдается двухстороннее действие: усиление отравляющего влияния гербицида на широколистные двудольные сорняки и стимуляция культурного злака. В тканях чувствительных сорняков поступившие вместе с гербицидом ионы солей углубляют депрессию обмена веществ, подавляют синтетические процессы, вызывают деструкцию биоколлоидов цитоплазмы. Нетоксичная для злака доза гербицида является фактором
возбуждения, а проникающие ионы солей - условием реализации этого возбуждения, источником дополнительного питания растений. Из всех солей наиболее сильная токсичность отмечена для катионов аммония. Исключительная токсичность ионов аммония выражается в усилении нарушения синтетических процессов и в превращении энергии неполноценного патологического дыхания в тепло. Катионы аммония могут также усиливать клеточную проводимость и поглощение гербицидов [2].
Методика исследований Полевой двухфакторный опыт по изучению биологической эффективности гербицидов магнум, фенизан и биатлон проводили в 2006-2007 годах в посевах яровой пшеницы районированного сорта Иргина на учебном опытно-научном поле Пермской ГСХА. Схема опыта. Фактор А (доза мочевины): А, - без обработки, А2 - мочевина в дозе 15 кг д.в./га, А3 - мочевина в дозе 30 кг д.в./га. Фактор В (гербицид и доза гербицида): В1 - контроль (сухой), В2 - контроль (вода), В3 - магнум, вдг 10 г/га, В4 - магнум, вдг 7,5 г/га, В5 -магнум, вдг 5 г/га, В6 - фенизан, вр 0,2 л/га, В7 - фенизан, вр 0,15 л/га, В8 - фенизан, вр 0,1 л/га, В9 - биатлон, вр 0,5 л/га, вр 0,2 л/га, В10 - биатлон, вр 0,375 л/га и В11 - биатлон, вр 0,25 л/га.
Spring wheat, sulphonilurea herbicides, urea, weeds.