Методы административно-экономического регулирования лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного
округа - Югры
Кислухина Ирина Анатольевна кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента Сургутский государственный университет
Irina_for@mail. ru
Аннотация
В статье представлены результаты исследования методов административно-экономического регулирования лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, выявлены их положительные стороны и недостатки, обоснована целесообразность усиления регулирующих функций Правительства округа.
Ключевые слова: лесопромышленный комплекс; антикризисные /стратегические методы регулирования; программа развития лесопромышленного комплекса; мониторинг финансово-экономического состояния предприятий; финансовая поддержка предприятий; продукция глубокой переработки древесины; инновационный проект; структурные преобразования отрасли.
Methods of Administrative and Economic Regulation of Timber Industry in Khanty-Mansiysk Autonomous District - Yugra
Kisluhina Irina A.
Lecturer, Sugutskiy State University
Annotation
The presented article shows the results achieved by the research of administrative and economic methods of timber industry regulation in Khanty-Mansiysk autonomous district - Yugra. During the research advantages and disadvantages of these methods are revealed, and the appropriateness of stronger regulatory measures, that should be taken by the District Administration, is justified.
Key Words: Timber industry; Crisis / strategic methods of regulation; Program of timber industry development; Monitoring of financial and economic condition of enterprises; Financial support of enterprises; Production of drastic timber processing; Innovation project; Structural transformation of industry.
Введение
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (ХМАО - Югры) имеет большое значение, как для экономики региона, так и для экономики России в целом, обеспечивая древесным сырьём многие отрасли народного хозяйства и предоставляя рабочие места в разное время до 50 % трудоспособного населения округа. Лесопромышленное производство является традиционным для данного региона, поскольку Ханты-Мансийский автономный округ расположен в природноклиматической зоне произрастания ценных хвойных пород деревьев, таких как кедр, сосна, ель, пихта, лиственница. Заготавливаемая в регионе древесина уникальна по своим физическим и химическим свойствам и используется во многих отраслях промышленности: в жилищном и промышленном строительстве, в мебельном производстве, в производстве шпал, в кораблестроении, при строительстве шахт, в целлюлозно-бумажном производстве и химической промышленности.
Переход к рыночным отношениям в 1991 году, повлёкший изменение условий хозяйствования, спровоцировал резкий спад производства в лесной отрасли Ханты-Мансийского автономного округа1 и наступление глубокого и затяжного кризиса. Продолжительный кризис лесопромышленного комплекса и невозможность его самостоятельного преодоления хозяйствующими субъектами обусловили необходимость принятия Правительством ХМАО -Югры (наряду с мерами противодействия кризисным явлениям, принимаемыми Федеральным Правительством) мер по стабилизации экономического
1 В соответствии с указом Президента Российской Федерации от 25 июля 2003 года № 841 Ханты-Мансийский автономный округ переименован в Ханты-Мансийский автономный округ - Югра (ХМАО -Югра).
положения лесопромышленных предприятий и обеспечения их устойчивого развития в долгосрочной перспективе.
Антикризисные методы административно-экономического регулирования лесного сектора
Все методы административно-экономического регулирования лесного сектора экономики округа, полагаем, можно подразделить на две группы:
• антикризисные, предпринимаемые в целях стабилизации финансово-экономического положения предприятий ЛПК и недопущения ликвидации лесопромышленного производства в округе;
• стратегические, предусматривающие реализацию долгосрочных программ и проектов, направленных на модернизацию лесопромышленных предприятий и устойчивое развитие лесной отрасли.
К мерам антикризисного регулирования лесного сектора экономики ХМАО - Югры можно отнести формирование территориальных органов исполнительной власти, а также специальных комиссий, рабочих групп и т. п., выполняющих широкий спектр контрольных и регулирующих и иных функций антикризисного характера.
Так, в 1994 году в целях реализации функций Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве) при Г осударственном комитете РФ по управлению государственным имуществом (ФУДН) в Ханты-Мансийском автономном округе был образован территориальный орган управления по делам о несостоятельности, получивший первоначальное название Территориального агентства Федерального управления по делам о несостоятельности (банкротстве).
Впоследствии федеральный и территориальные органы по банкротству дважды реформировались: Указом Президента РФ от 17 марта 1997 года № 249 Федеральное управление по делам о несостоятельности (банкротстве) было преобразовано в Федеральную службу России по делам о несостоятельности и финансовому оздоровлению (ФСДН), позднее преобразованную в
Федеральную службу России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО), которая просуществовала вплоть до её упразднения в марте 2004 года.
Также в 90-х гг. ХХ века и в первом десятилетии нового века в округе формировались и функционировали различные правительственные и межведомственные балансовые комиссии, занимающиеся разработкой мер государственной поддержки предприятий лесопромышленного комплекса ХМАО
- Югры.
Мировой финансовый кризис 2007-2009 гг. оказал существенное влияние на антикризисную политику как федеральных, так и региональных органов власти. На федеральном и региональном уровнях были разработаны программы антикризисных мер, представляющие собой целые комплексы систематизированных мероприятий, направленных на оздоровление российской экономики и минимизацию последствий глобального кризиса.
Указанные антикризисные программы предусматривали, в том числе, создание специальных комиссий, рабочих и экспертных групп, осуществляющих реализацию мер государственной поддержки предприятий. Так, в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре были образованы [1]:
- Экспертная группа, уполномоченная на проведение экспертизы представленных заявок на оказание государственной поддержки;
- комиссии отраслевых исполнительных органов государственной власти автономного округа по работе с обращениями организаций, оказавшихся в трудной финансовой ситуации;
- Рабочая группа по разработке мер государственной поддержки лесопромышленного сектора экономики ХМАО - Югры.
Среди методов антикризисного регулирования, применяемых Правительством ХМАО - Югры, одним из важнейших методов, по нашему мнению, является мониторинг финансово-экономического состояния предприятий.
Впервые в постсоветской России мониторинг финансового состояния организаций был введён 1 апреля 1999 г. распоряжением ФСДН «О введении мониторинга финансового состояния организаций и учёта их платежеспособности» от 31 марта 1999 г. № 13-р.
В декабре 2000 г. распоряжением ФСФО РФ № 226-р было отменено ранее действовавшее распоряжение ФСДН и утверждён новый порядок проведения мониторинга.
В Ханты-Мансийском автономном округе мониторинг предприятий проводился территориальным органом управления по делам о несостоятельности.
Однако менее чем через три года (в апреле 2003 г.) действие распоряжения ФСФО РФ № 226-р, составляющего правовую основу мониторинга финансового состояния организаций, было прекращено распоряжением ФСФО № 4-р, которое фактически отменило централизованное осуществление мониторинга в Российской Федерации.
Несмотря на то, что многие российские учёные настаивали на необходимости осуществления мониторинга финансового состояния организаций, его проведение не было возобновлено вплоть до возникновения нового экономического кризиса.
В декабре 2008 года Правительственной комиссией по повышению устойчивости развития российской экономики был утвержден перечень из 295-ти системообразующих организаций. Отраслевыми министерствами и ведомствами сформирована система мониторинга за состоянием этих организаций.
Кроме того, в марте 2009 года приказом Министерства регионального развития РФ был введён мониторинг финансово-экономического состояния предприятий регионального значения, который затем был отменён в феврале 2010 года с формулировкой о «фактическом исполнении пункта 2 раздела IV протокола заседания Правительственной комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики от 24 февраля 2009 г. № 8».
В этой связи в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре был организован мониторинг финансово-экономического состояния организаций округа, вошедших в соответствующий федеральный перечень (19 системообразующих организаций и 22 предприятия регионального значения) [1], а также 107-ми предприятий, являющихся системообразующими для экономики ХМАО - Югры [2].
В перечень системообразующих предприятий ХМАО - Югры вошли восемь крупных и средних лесопромышленных предприятий округа, к которым относятся ЗАО «Кондалес»; ОАО «Югорский лесопромышленный холдинг»; ООО «Лесопильные заводы Югры» (входящие в состав «Югорского лесопромышленного холдинга»); ОАО «ЛВЛ-Югра»; ООО «Сургутмебель»; ООО «Кода Лес»; ООО «Лесопромышленная компания МДФ»; ООО «Кар-сикко Лес».
По результатам мониторинга было выявлено, что из числа системообразующих предприятий ХМАО - Югры в кризисном состоянии находятся два лесопромышленных предприятия: ЗАО «Кондалес» и ООО «Лесопромышленная компания МДФ». Правительством ХМАО - Югры был утверждён комплекс антикризисных мер, направленных на стабилизацию финансово-экономического состояния этих предприятий.
К важнейшим методам антикризисного регулирования лесного сектора экономики ХМАО - Югры, полагаем, можно отнести финансовую поддержку предприятий, оказавшихся в трудном финансовом положении.
Решение об оказании финансовой поддержки кризисным предприятиям на федеральном уровне впервые было принято в 1994 году. Постановлением Правительства РФ от 20 мая 1994 г. № 498 было утверждено «Положение о порядке предоставления государственной финансовой поддержки неплатежеспособным предприятиям и использования средств федерального бюджета, отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов в целях реорганизации или ликвидации неплатежеспособных предприятий», которое обеспечи-
ло возможность осуществления государственного финансирования антикризисных мероприятий.
Однако действие постановления Правительства РФ № 498 в части предоставления финансовых средств неплатежеспособным предприятиям за счёт средств федерального бюджета, начиная с 1 января 1998 года, ежегодно приостанавливалось вплоть до 31 декабря 2002 года, и затем данное постановление было отменено постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2003 г. № 218.
Таким образом, идея государственной финансовой поддержки несостоятельных предприятий на практике оказалась нежизнеспособной, поскольку обязательное основание для предоставления такой помощи - «наличие средств соответствующих источников финансирования», в условиях острейшего бюджетного дефицита отсутствовало. Несмотря на это, на региональном уровне такая поддержка оказывалась предприятиям регулярно. Источниками финансирования выступали бюджет Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, средства Государственного предприятия «Исполнительная дирекция Фонда Поколений ХМАО», других региональных фондов.
Финансовая поддержка предприятиям лесопромышленного комплекса в округе оказывается и в настоящее время. Программой антикризисных мер ХМАО - Югры запланировано оказание финансовой поддержки предприятиям (в том числе предприятий ЛПК), попавшим в трудную финансовую ситуацию, в объёме 6,0 млрд. руб. Кроме того, 60,5 млн. руб. предусмотрено на оказание «государственной поддержки предприятиям лесопромышленного комплекса в форме компенсации процентной ставки по кредитам» [1].
Стратегические методы административно-экономического регулирования лесного сектора
Наряду с антикризисными методами Правительством ХМАО - Югры активно используются стратегические методы регулирования лесного сектора экономики округа, к которым можно отнести разработку программных
документов, внедрение инноваций, реорганизацию структуры отрасли и прямые долгосрочные инвестиции в отрасль.
Так, Правительством округа были разработаны следующие основные программные документы, регулирующие деятельность предприятий лесопромышленного комплекса:
1. Концепция социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа, одобренная распоряжением Правительства ХМАО от 29 сентября 2001 года № 556-рп;
2. Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2010 годы», утверждённая Законом ХМАО -Югры от 8 июля 2005 г. № 63-оз;
3. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства ХМАО - Югры от 20 июня 2007 года № 237-рп;
4. Региональная программа по развитию и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа, утверждённая постановлением Правительства ХМАО от 25 марта 2002г. № 135-п.
5. Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (01.01.2009 - 31.12.2018 гг.), утверждённый постановлением Губернатора ХМАО - Югры от 29 декабря 2008 г. № 180;
6. Целевая программа ХМАО - Югры «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 20082015 годы».
В «Концепции социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа» определены потенциальные возможности и перспективы развития лесопромышленного комплекса. Согласно указанному документу, лесопромышленный комплекс округа должен развиваться
для удовлетворения, прежде всего, внутреннего спроса Ханты-Мансийского и Ямало-Ненецкого округов по всем видам лесной продукции [3, с. 98].
Принятие Концепции положило начало формированию комплексной сбалансированной региональной политики развития лесопромышленного комплекса, направленной на противодействие кризисным явлениям и определение перспектив его дальнейшего экономического роста. Вместе с тем, Концепция представляет собой лишь «рамочный» документ, определяющий основные направления развития лесопромышленного производства, и не может рассматриваться как план развития отрасли.
На базе «Концепции социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа» были разработаны два других программных документа: «Программа Ханты-Мансийского автономного округа -Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» на 2005-2010 годы»» [4] и «Стратегия социальноэкономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года» [5], которые являются комплексными долгосрочными планами развития округа и охватывают все секторы экономики и социальной сферы. Однако эти документы, также как Концепция, определяют лишь основные направления развития лесопромышленного комплекса. Так, «Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа -Югры до 2020 года» выделяет одиннадцать приоритетных направлений развития лесопромышленного производства в округе, среди которых создание и развитие целлюлозно-бумажной промышленности; создание предприятий деревянного каркасного домостроения по технологии NASCOR; производство древесных плит ДСП, ДВП и OSB; организация производства топливных гранул - пеллет и топливных брикетов; строительство магистральных лесовозных дорог круглогодового действия и др. [5].
Основным программным документом развития лесопромышленного комплекса ХМАО - Югры стала утверждённая Правительством округа в марте 2002 года «Региональная программа развития и реструктуризации ле-
сопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа на 2001 - 2010 годы» [6]. Разработчиками Программы выступили ЗАО «Гипро-бум» и ОАО «Лесинвест» (г. Санкт-Петербург), а также Комитет по использованию лесных ресурсов Ханты-Мансийского автономного округа.
Реализация Программы должна была происходить в два этапа. На первом этапе (2001 - 2005 годы) предполагалась ликвидация убыточности лесозаготовительной и деревообрабатывающей промышленности; вывод лесопромышленного комплекса на стабильное функционирование; рост объёмов производства; обеспечение рентабельности всех лесопромышленных предприятий. На втором этапе (2006 - 2010 годы) было запланировано строительство в регионе предприятий целлюлозно-бумажной промышленности. При этом каждый этап Программы должен был завершаться достижением определенного уровня показателей производства (таблица 1).
Таблица1.
Производство основных видов лесобумажной продукции по данным «Региональной программы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа на 2001 - 2010 годы»
Наименование продукции Ед. измерения 2000 г. 2005 г. 2010 г.
Лесозаготовка
Вывозка древесины, в том числе лесоматериалы круглые тыс. м3 тыс. м3 2754, 0 2074, 0 4486.0 3490.0 7780.0 6020.0
Переработка древесины
Пиломатериалы тыс. м3 501,3 1044,0 1771,0
Шпалы тыс. шт. 331,0 384,0 300,0
Строганный погонаж тыс. м3 13,4 23,9 43,9
Клееные щиты тыс. м3 16,0 28,0 44,0
Оконные блоки тыс. м2 60,5 99,8 104,0
Дверные блоки тыс. м2 73,2 77,9 79,2
Плиты МДФ тыс. м3 0 60,0 60,0
Технический углерод (сорбент) тыс. т 0,5 3,0 3,0
Арболитовые блоки тыс. м2 3,0 6,0 6,0
Т ехнологическая щепа тыс. м3 216,6 492,0 947,5
Г идролизная щепа тыс. м3 44,4 37,6 44,5
Картон тыс. т 0 0 320,0
Бумага для гофрирования тыс. т 0 0 170,0
Г офроящики млн. м3 0 0 17,0
Бумага тыс. т 0 0 320,0
Реализации Программы, по замыслу разработчиков, должна была существенно улучшить внутриотраслевую структуру производства, увеличив долю продукции переработки в торговом обороте отрасли до 77 %. Согласно прогнозируемым конечным результатам Программы, лесопромышленное производство в округе должно было стать не только безубыточным, но и высоко эффективным, т. е. достигнуть высокого уровня прибыльности, рентабельности, производительности труда, качества выпускаемой продукции и эффективности управления (таблица 2).
Таблица 2.
Прогнозируемые конечные результаты реализации Программы в сравнении с показателями 2000 года
Наименование показателя 2000 г. 2010 г.
1. Товарная продукция, млн. руб. 1025 1940 0
2. Себестоимость товарной продукции, млн. руб. 1161 1140 0
3. Прибыль, млн. руб. -136 8000
4. Рентабельность продукции, % - 70
5. Численность работающих, чел. 8442 1703 5
6. Выработка на одного работающего, тыс. руб. 121,4 1140, 0
Принципиальное значение «Региональной программы развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2010 годы», на наш взгляд, заключалось в том, что её принятие обеспечило возможность существенного увеличения объёма прямых инвестиций в отрасль (в том числе из бюджета округа) и проведения масштабной реорганизации всего лесопромышленного комплекса ХМАО -Югры. Положительным фактором также был комплексный подход к решению проблемы реструктуризации отрасли: кроме необходимости улучшения отраслевой структуры производства Программа включала в рассмотрение такие важные аспекты проблемы как повышение качества продукции до уровня международных стандартов, совершенствование структуры управления лесо-
промышленным комплексом, повышение квалификации и производительности труда работников, охрана окружающей среды.
Вместе с тем, фактический уровень лесопромышленного производства в период действия Программы не только не достиг запланированного, но по некоторым показателям даже продолжил снижение (таблица 3).
Таблица 3.
Производство основных видов продукции лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в период 2000 - 2010 гг.
Наимено- вание продукции Годы
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1. Заготовка древесины, тыс. м3 нет данных нет дан- ных 2064 2043 1901 1794 1847 1989 1940 1309 нет данных
2. Вывозка древесины, тыс. м3 1837 1920 2223 2106 1997 1812 1621 1672 1624 1432 нет данных
3. Деловая древесина, тыс. м3 1451 1495 1873 1714 1683 1583 1499 1612 1493 1239 1072
4. Пиломатериалы, тыс. м3 327 403 473 432 400 407 403,6 432,8 403,1 400,9 305,1
5. Шпалы для железной дороги, тыс. шт. 181 227 140 _ _ _ _ _ _ _ _
6. Дверные блоки, тыс. м2 76,8 77 75 66 55 49 40,7 44,51 33,94 36,61 32,78
7. Оконные блоки, тыс. м2 55,5 60 62 52 42 39 47 38,13 24,14 25,43 18,14
8. Мобильные здания, шт. _ _ 712 550 625 762 1604 1837 1887 1596 нет данных
9. Клееный брус из шпона (ЛВЛ), тыс. м3 _ _ _ 0,55 7,9 22,1 20,0 21,56 20,977 8,959 6994,0
10. Древесные плиты МДФ, тыс. м3 _ _ _ _ _ 19,7 17,3 34,56 38,540 12,837 22949
11. Деревянное домостроение, тыс. м2 _ _ _ _ _ 2,3 3,6 18,5 27,3 23,1 26,8
12. Мебель, тыс. руб. нет данных нет дан- ных нет дан- ных нет дан- ных нет дан- ных нет дан- ных нет дан- ных нет данных 71272 46000 138309
13. Щепа для гидролиза, тыс. м3 нет данных нет данны х 97,6 114,6 174,4 163,9 136,8 149,1 нет данных нет данных нет данных
14. Паркет щитовой, тыс. м2 _ _ _ _ _ _ _ _ 41 13 5,2
15. Производство топливных гранул (пеллет), т _ _ _ _ _ _ _ _ 3342 2728 7023
Причинами низкой эффективности реализации Программы, на наш взгляд, являются:
1. Завышение плановых показателей производства продукции. Плановые показатели были установлены на основе оптимистичных прогнозов развития лесопромышленного комплекса без учёта трудностей переходного периода от глубокого системного кризиса к устойчивому экономическому росту. Так, в 2005 году плановый показатель производства пиломатериалов был установлен на уровне 1044,0 тыс. м3 (таблица 1), фактически он достиг только 407 тыс. м3 (таблица 3), составив 38,98% от запланированного уровня. В
2010 году разрыв между фактическим и плановым показателем стал ещё значительней: фактический объём производства пиломатериалов составил лишь 17,23% планируемой величины, что было вполне предсказуемо ввиду отрицательной динамики объёмов производства пиломатериалов в округе (таблица 3). При составлении Программы, очевидно, не был учтён реальный уровень регресса отрасли, достигший к концу 90-х годов катастрофических масштабов (износ ОПФ - 80%, десятикратное падение объёмов производства продукции, полное отсутствие притока квалифицированных кадров и т. д.), что, полагаем, и стало причиной завышения производственных показателей.
2. Несбалансированный по ассортиментному составу перечень производимой продукции. Так, в ассортиментном составе фигурирует только один вид древесных плит - плиты МДФ, тогда как потребности округа и производственный потенциал лесопромышленного комплекса позволяют наладить производство плит ДВП, плит OSB и др. Из всего многообразия строительных блоков, изготавливаемых на основе отходов лесопильного производства, в Программе фигурируют только арболитовые блоки (таблица 1).
3. Незначительный удельный вес лесохимического производства в производственной структуре отрасли. Программой предусмотрено строительство на территории округа только одного лесохимического предприятия по производству технического углерода-сорбента (3,0 тыс. тонн в год), используемого для сбора разливов нефти [6]. Вместе с тем, в «Концепции социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа» лесохимическое производство названо приоритетным направлением развития лесопромышленного комплекса ХМАО - Югры [3, с. 96].
4. Отсутствие мероприятий по вовлечению в производственный оборот недревесных отходов лесопромышленного производства, таких как древесная кора, хвойная лапка, смолы, являющихся сырьём для производства целого ряда продуктов глубокой переработки, таких как пихтовое масло, хвойный концентрат, дубильные экстракты и т. д.
5. Планирование создания на территории округа целлюлознобумажного производства без учёта природно-климатических особенностей округа и возможного экологического ущерба. Строительство на территории округа двух целлюлозно-бумажных комбинатов, производящих 320,0 тыс. тонн бумаги и такое же количество картона в год [6] считаем нецелесообразным, поскольку это связано, во-первых, с высокими капитальными затратами на их строительство (по расчётам экспертов, на строительство только одного ЦБК потребуется 29,150 млрд. руб. [7]), во-вторых, с необходимостью многократного увеличения объёмов лесозаготовок для бесперебойного снабжения комбинатов древесным сырьём, что в условиях сильно заболоченной местности (до 90% по некоторым районам округа), практически полного отсутствия лесовозных дорог круглогодового действия и сезонного характера лесозаготовок, является крайне затруднительным, и, в-третьих, с опасностью нанесения непоправимого ущерба экологии округа в результате производственной деятельности комбинатов, т. к. в условиях Крайнего Севера процессы восстановления нарушенных экосистем идут намного медленнее, чем в центральной части и на юге России.
В декабре 2008 г. был принят ещё один программный документ, имеющий принципиальное значение для развития лесной отрасли ХМАО -Югры - «Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на период 01.01.2009 - 31.12.2018 гг.» [8]. Лесной план содержит подробную аналитическую информацию о состоянии лесов, расположенных на территории округа, их целевом назначении, о лесорастительных зонах и лесных районах ХМАО - Югры, определяет основные направления использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов, имеет финансово-экономическое обоснование мероприятий по осуществлению планируемого освоения лесов округа. В разделе «Тематические приложения к Лесному плану» содержатся программы развития лесной отрасли ХМАО - Югры и её инфраструктуры, в том числе новая Целевая программа ХМАО - Югры «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2015 годы» [9], что свидетельствует о комплексном характере долгосрочного планирования развития лесной отрасли ХМАО - Югры.
Однако Лесной план, также как и другие программные документы развития лесной отрасли ХМАО - Югры, содержит ряд существенных недостатков, среди которых:
1. Выделение лесоэкономических зон (ЛЭЗ) планируемого освоения лесов путём простого объединения территорий лесничеств, без проведения полноценного лесоэкономического районирования. В качестве критериев выделения лесоэкономических зон были указаны: приоритеты по видам использования лесов; запас и структура древостоя; доля защитных лесов; экономическая доступность; развитость лесохозяйственной инфраструктуры. Выбор таких критериев районирования позволяет лишь укрупнить лесохозяйственные территории и является по сути лесохозяйственным, а не лесоэкономическим районированием. Лесоэкономическое районирование кроме лесохозяйственных критериев должно также учитывать и экономические факторы, такие как социально-экономическое развитие территории, развитие промышленности и транспортная инфраструктура, и может не совпадать как с лесо-
растительным, так и с лесохозяйственным районированием. Выделение ЛЭЗ без учёта экономической составляющей, по нашему мнению, станет препятствием на пути к эффективному освоению лесных ресурсов округа и развитию лесопромышленного производства.
2. Специализация ЛЭЗ, не ориентированная на специализацию лесопромышленного производства. Специализация лесоэкономических зон осуществлялась, исходя из принципа комплексного (добыча нефти, газа и лесных ресурсов) или сугубо лесопромышленного освоения территории. При этом лесопромышленная специализация не конкретизировалась, и производственная направленность этих зон (например, лесохимическая, мебельная, строительная и т. п.) не была определена.
3. Создание лесоэкономических зон без учёта потенциала развития лесопромышленного производства. Развитие ЛЭЗ ограничивалось рамками приоритетных инвестиционных проектов, действующих в лесной отрасли ХМАО - Югры, и не учитывало тенденций концентрации лесопромышленного производства, освоения новых видов продукции и новых рынков сбыта.
4. Определение плановых показателей объёмов производства продукции ЛПК без учёта ошибок планирования, выявившихся при реализации предыдущей программы развития ЛПК. Лесной план включает Целевую программу развития лесопромышленного комплекса [9], которая, по сути, является продолжением нереализованной предшествующей Программы [4].
Целевая программа ХМАО - Югры «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2015 годы» [9], о которой говорилось выше, также является одним из основных программных документов развития лесопромышленного комплекса ХМАО -Югры, однако по своему качеству она значительно уступает даже предыдущей Программе [4]. Ограниченная объёмом всего в пять машинописных страниц новая Целевая программа определяет в качестве первоочередных задач развития ЛПК нереализованные задачи предыдущей Программы, среди которых снова фигурирует строительство всё тех же двух целлюлозно-
бумажных комбинатов, а итоговые показатели рассчитаны, как прежде, без учёта реальных тенденций развития лесопромышленного производства, и потому существенно завышены.
Одним из важнейших стратегических методов административноэкономического регулирования лесной отрасли, используемых Правительством ХМАО - Югры, является внедрение инноваций. К числу наиболее значимых инновационных проектов можно отнести следующие:
1. Внедрение новой технологии лесозаготовок. По заказу Правительства округа и Региональной лесопромышленной компании «Кода Лес» была разработана «Методика организации сортиментной заготовки в лесах Ханты-Мансийского автономного округа» и успешно внедрена в филиалах «Кода Лес» в 2000 году [10].
2. Организация производства LVL-бруса, клееного из шпона. В 2003 году завершено строительство первого в России завода по производству многослойного клееного бруса из шпона мощностью 39 тыс. м3 в год. Завод открытого акционерного общества «ЛВЛ-Югра» (г. Нягань) работает с 24 сентября 2003 года [11].
3. Организация производства плит MDF. Завод по производству плит средней плотности (МДФ) общества с ограниченной ответственностью «ЛПК МДФ» введён в действие 25 марта 2005 года [12].
4. Организация производства топливных гранул - пеллет. ООО «Сур-гутмебель» в 2009 году организовало производство древесных топливных гранул - пеллет. Пеллеты - цилиндрические прессованные изделия из высушенной сосновой щепы и опила, длинной 10-30 мм и 8 мм в диаметре, производятся без химических закрепителей под высоким давлением [13].
Внедрение инноваций в сфере лесопромышленного производства является необходимым условием устойчивого развития лесопромышленного комплекса ХМАО - Югры. Реализация инновационных проектов будет способствовать повышению качества и конкурентоспособности выпускаемой
продукции, улучшению её ассортиментного состава, расширению рынков сбыта и росту прибыльности бизнеса.
Другим важнейшим методом административно-экономического регулирования лесной отрасли, используемым Правительством ХМАО - Югры, является преобразование отраслевой структуры.
Так, в целях объединения имеющихся ресурсов и производственного потенциала ранее созданных предприятий, реализации перспективных проектов и устойчивого развития лесной отрасли в 2000 году было создано Открытое акционерное общество Региональная лесопромышленная компания «Кода Лес» (ОАО РЛК «Кода Лес»), впоследствии преобразованное в общество с ограниченной ответственностью. В состав ООО РЛК «Кода Лес» в настоящее время входят филиалы: «Кода Салым Лес», «Кода Нефтеюганский деревообрабатывающий завод» («Кода НДЗ»), а также обособленное подразделение «Ханты-Мансийский домостроительный завод» [10].
Распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры № 1035-рп от 29 декабря 2003 г. в целях улучшения структуры управления лесопромышленным комплексом создано открытое акционерное общество «Югорский лесопромышленный холдинг», который объединил ООО «Лесопильные заводы Югры», ОАО «ЛВЛ-Югра», ООО «ЛВЛ-Стройпроект», ООО «ЮграТрансСервис» [11].
В 2005 году было зарегистрировано дочернее общество «Югорского лесопромышленного холдинга» ООО «Лесопильные заводы Югры», объединившее четыре лесопильных завода: Малиновский, Зеленоборский, Самзас-ский и Торский. Сегодня ООО «Лесопильные заводы Югры» является одним из крупнейших предприятий России по лесозаготовке и производству пиломатериалов. Объём заготовки деловой древесины предприятия составляет 450-600 тыс. м3 в год, объём производства экспортных пиломатериалов - 200 тыс. м3 в год [11].
Основной целью структурных преобразований в отрасли, проводимых Правительством ХМАО - Югры является укрупнение лесопромышленного
производства, которое позволит предприятиям использовать преимущества крупного бизнеса, такие как:
• привлечение крупных инвестиций в отрасль;
• повышение эффективности использования древесного сырья за счёт создания производств по глубокой переработке древесины;
• увеличение ассортимента выпускаемой продукции;
• расширение рынков сбыта, в том числе освоение зарубежных рынков;
• достижение высокого уровня рентабельности и прибыльности производства путём объединения всех стадий переработки древесины в рамках одного предприятия (объединения);
• повышение эффективности управления лесопромышленным комплексом.
Немаловажную роль в развитии лесопромышленного комплекса играют прямые инвестиции в отрасль. Инвестиционная политика Правительства ХМАО - Югры направлена на привлечение крупных долгосрочных инвестиций. Так, в период с 2000 по 2009 гг. на реконструкцию действующих и создание новых производств из различных источников были направлены инвестиционные средства на общую сумму 17120,4 млн. руб. для реализации 22 проектов [12], в том числе средства:
- Государственного предприятия «Исполнительная дирекция Фонда поколений ХМАО - Югры» - 6593,3 млн. руб. (38,5%);
- лесопромышленных предприятий округа - 5923,5 млн. руб. (34,5%), из них 3212,7 млн. руб. - заёмные средства (кредиты банков, договоры лизинга);
- бюджета ХМАО - Югры - 2907,1 млн. руб. (17,1%);
- Областной целевой программы «Сотрудничество» - 950, 0 млн. руб. (5,5%);
- Ханты-Мансийского окружного фонда регионального развития -670,2 млн. руб. (3,9%);
- Фонда поддержки предпринимательства Югры - 76,3 млн. руб. (0,5%).
В марте 2007 года Правительством ХМАО - Югры был утверждён «Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2007 год и среднесрочную перспективу до 2011 года» [7]. С состав Реестра вошли девять инвестиционных проектов, реализуемых в сфере лесопромышленного производства, на общую сумму 54145 млн. рублей. Данные инвестиционные проекты охватывают следующие направления развития лесопромышленного комплекса ХМАО - Югры:
• освоение производства новых видов продукции глубокой переработки древесины - древесных плит (ДСП, МДФ, OSB) и бруса LVL, клееного из шпона;
• строительство целлюлозно-бумажного комбината;
• внедрение на предприятиях новой (сортиментной) технологии заготовки древесины;
• создание новых крупных вертикально-интегрированных комплексов на базе производственных мощностей мелких лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий.
Кроме того, в состав Реестра включён проект по строительству малоэтажных деревянных жилых домов (VII раздел Реестра «Жилищное и промышленное строительство»); четыре проекта, направленные на развитие строительной индустрии на базе освоения новых строительных технологий и выпуска новых видов строительных материалов (X раздел Реестра «Строительная индустрия»), а также инвестиционный проект по переработке отходов лесопромышленного комплекса и неделовой древесины (XII раздел Реестра «Рациональное использование биоресурсов и экология») [7].
Всего в период 2007-2011 гг. запланировано инвестировать денежных средств в различные сферы лесной промышленности ХМАО - Югры 59975 млн. руб. [7], т. е. в 3,5 раза больше, чем было инвестировано за предшест-
вующий десятилетний период, что свидетельствует об активизации инвестиционной политики Правительства округа.
Лесопромышленную политику Правительства ХМАО - Югры, в целом, можно охарактеризовать как недостаточно эффективную, поскольку среднеотраслевая рентабельность остаётся на уровне минус 15%. Однако применение методов административно-экономического регулирования лесного сектора экономики ХМАО - Югры имеет и вполне очевидные положительные результаты, такие как:
1. Улучшение финансово-экономического состояния отдельных крупных хозяйствующих субъектов. Так, в ООО РЛК «Кода Лес» в кризисном 2009 году по сравнению с предыдущим 2008 годом увеличен объём хлыстовой заготовки леса в 2,1 раза, вывозки - в 5,1 раза, производство комплектов деревянных (каркасно-панельных) домов - в 4,0 раза, а средняя заработная плата работников предприятия - на 3072 рубля [14]. В 2010 году положительная динамика всех выше указанных показателей сохранилась, а также в 2 раза увеличился объём сортиментной заготовки древесины [15].
2. Расширение ассортимента выпускаемой продукции. До начала XXI века в Ханты-Мансийском автономном округе предприятия лесной отрасли производили, в основном, круглый лес, вывозимый за пределы округа, и пиломатериалы для внутреннего потребления. Производства по глубокой переработке древесины в регионе отсутствовали. В настоящее время налажено производство плит МДФ, ЛВЛ-бруса, топливных гранул - пеллет, мебели, погонажных изделий, деревянных домов заводского изготовления.
3. Организация производства экспортно-ориентированной продукции. Ряд предприятий округа стали производить экспортные пиломатериалы (ООО «Лесопильные заводы Югры», ООО «Карсикко Лес» и др.), и продукцию глубокой переработки древесины (ОАО «ЛВЛ-Югра), соответствующие уровню мировых стандартов (таблица 4):
Таблица 4.
Производство продукции, ориентированной на экспорт (в целом по округу)
Наименование показателя
Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010
1. Пиломатериалы экспортные, тыс. м3 125 186 194 219 232 199 192 200 165
2. Клееный брус из шпона (ЛВЛ) экспортный, м3 _ _ _ _ _ _ 1436 2806 1617
4. Повышение эффективности использования древесного сырья. С развитием деревообрабатывающих производств возросла эффективность использования заготовленной древесины. Так, в период 2002-2009 гг. производство продукции лесопереработки увеличилось с 1146 руб. до 2886 руб. на м3 заготовленной древесины (таблица 5).
Таблица 5.
Производство продукции деревообработки на 1 м3 заготовленной древесины
Наименование показателя Годы
2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009
1. Заготовлено древесины, тыс. м3 2064 2043 1901 1794 1847 1989 1940 1555
2. Произведено продукции деревообработки, млн. руб. 2366 2345 2136 1859 3297 4368 4658 4488
3. Производство продукции, руб. на 1 м3 1146 1148 1123 1036 1785 2196 2401 2886
4. Темп роста к предыдущему году - 100,2 % 97,8 % 92,2 % 172,3 % 123,0 % 109,3% 120,2%
Заключение
В настоящее время представляется целесообразным усиление регулирующих функций Правительства ХМАО - Югры в отношении лесопромышленного комплекса округа. Это связано, во-первых, с необходимостью скорейшего преодоления последствий мирового экономического кризиса, оказавшего негативное влияние на развитие лесопромышленного производства в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. Снижение спроса на продукцию ЛПК, как на мировом, так и на отечественном рынке, рост процентных ставок по кредитам, возникшие в период глобального финансовоэкономического кризиса, обусловили сокращение объёмов производства лесопромышленных предприятий. Финансовая поддержка в виде прямых инвестиций в отрасль и налоговые послабления позволят предприятиям быстрее преодолеть последствия мирового кризиса.
Во-вторых, важнейшей задачей Правительства ХМАО - Югры является стимулирование интеграционных процессов в лесопромышленном ком-
плексе. На сегодняшний день в округе лесопромышленным производством заняты 160 предприятий и только 11 из низ относятся к категории крупных и средних. Между тем, Лесной кодекс РФ от 4 декабря 2006 г. обязывает арендаторов лесных участков (лесозаготовительные предприятия) осуществлять лесовосстановление на арендуемых участках и обеспечивать пожарную безопасность, что для небольших предприятий является непосильным бременем. Кроме того, острейшая проблема нехватки лесовозных дорог круглогодового действия в округе так и останется нерешённой, если соотношение малых и крупных лесопромышленных предприятий не изменится в сторону количественного увеличения последних.
В-третьих, создание производств по глубокой переработке древесины и внедрение инновационных технологий без активной политики Правительства округа в отношении лесопромышленного комплекса также не представляется возможным. Актуальной задачей Правительства ХМАО - Югры является разработка инновационных программ и обеспечение всесторонней поддержки инновационных процессов в лесном секторе экономики.
Библиографический список:
1. Программа антикризисных мер Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры на 2009 год [Текст] // Собрание законодательства ХМАО - Югры от 01.04.2009 - 15.04.2009 № 4 (часть I), ст. 279.
2. Распоряжение Губернатора ХМАО - Югры «Об организации мониторинга финансово-экономического состояния системообразующих организаций Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» от 17.04.2009 г. № 160-рг [Текст] // Документ официально опубликован не был.
3. Концепция социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа. Одобрена распоряжением Правительства ХМАО от 29 сентября 2001 года № 556-рп [Текст]. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. - 146 с.
4. Программа Ханты-Мансийского автономного округа - Югры «Экономическое и социальное развитие Ханты-Мансийского автономного округа -Югры» на 2005-2010 годы». Утверждена Законом ХМАО - Югры от 8 июля 2005 г. № 63-оз (в ред. Закона ХМАО - Югры от 24.11.2008 г. № 136-оз) [Текст] // Собран законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июля 2005 г. № 7, часть 1, ст. 740.
5. Стратегия социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа - Югры до 2020 года. Одобрена распоряжением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 20 июня 2007 г. № 237-рп [Текст] // Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 июня 2007 г. № 6.
6. Региональная программа по развитию и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа. Утверждена постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 25 марта 2002 г. № 135-п [Текст] // Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа от 12 апреля 2002 г. № 3.
7. Реестр приоритетных инвестиционных проектов Ханты-Мансийского ав-
тономного округа - Югры на 2007 год и среднесрочную перспективу до
2011 года. Утверждён постановлением Правительства Ханты-
Мансийского автономного округа - Югры от 1 марта 2007 г. № 54-п [Текст] // Собрание Законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 марта 2007 г. №3.
8. Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (01.01.2009 - 31.12.2018 г.). Утверждён постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 29 декабря 2008 г. № 180 // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2008 г. Специальный выпуск № 12.
9. Целевая программа ХМАО - Югры «Развитие лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры на 2008-2015 годы» /Тематическое приложение № 2 «Целевые программы в лесопро-
мышленном комплексе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» /Лесной план Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (01.01.2009 - 31.12.2018 г.) // Собрание законодательства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, 2008 г. Специальный выпуск № 12.
10. Материалы информационного сайта Общества с ограниченного ответственностью Региональной лесопромышленной компании «Кода Лес» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.kodales.ru.
11. Материалы информационного сайта Открытого акционерного общества «Югорский лесопромышленный холдинг» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.ugratimber.com.
12. Лесопромышленный комплекс Ханты-Мансийского автономного округа
- Югры [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.admhmao.ru/ economic/ prom/frame. htm.
13. Материалы информационного сайта Общества с ограниченного ответственностью «Сургутмебель» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : www.surgutmebel.ru.
14. Информация о работе лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе - декабре 2009 года [Текст] / Комитет по использованию лесных ресурсов ХМАО - Югры // Текст документа официально опубликован не был.
15. Информация о работе лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в январе - декабре 2010 года [Текст] / Департамент природных ресурсов и несырьевого сектора экономики ХМАО - Югры //Текст документа официально опубликован не был.