ЭКОНОМИКА
маринадную заливку, наполняют и укупоривают тару (банки вместимостью не более 3 л), стерилизуют. Все продукты переработки дикорастущих плодов и ягод должны соответствовать требованиям существующих ГОСТ, ОСТ, ТУ и другой нормативно-технической документации.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках научно-исследовательского проекта РГНФ «Экономические аспекты управления малым бизнесом лесопромышленного комплекса» проект № 05-02-021-64а.
Библиографический список
1. Хашир, Б.О. Маркетинговые аспекты экономического управления лесопромышленным комплексом: монография / Б.О. Хашир, О.З. Хуажев. - Воронеж: ВГУ, 2003. - 140 с.
2. Хашир, Б.О. Экономические аспекты управления малым бизнесом лесопромышленного комплекса: монография / Б.О. Хашир, О.З. Хуажев. - Воронеж: ВГУ, 2005. -204 с.
3. Хашир, Б.О. Управление в экономических системах предприятий лесного комплекса: монография / Б.О. Хашир, В.С. Петровский, О.З. Хуажев. - Воронеж: ВГУ, 2006. - 239 с.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЛЕСОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
И.А. КИСЛУХИНА, доц. каф. менеджмента Югорского ГУ, канд. экон. наук
Лесопромышленный комплекс (ЛПК) Ханты-Мансийского автономного округа Югры имеет большое значение как для экономики региона, так и для экономики России в целом, обеспечивая древесным сырьем многие отрасли народного хозяйства и предоставляя рабочие места в разное время до 50 % трудоспособного населения округа [1]. Лесопромышленное производство является традиционным для данного региона, поскольку Ханты-Мансийский автономный округ (ХМАО) расположен в природно-климатической зоне произрастания ценных хвойных пород деревьев, таких как кедр, сосна, ель, пихта, лиственница. По оценкам экспертов, заготавливаемая в регионе древесина уникальна по физическим и химическим свойствам и может использоваться во многих отраслях промышленности: в жилищном и промышленном строительстве, в мебельном производстве, в производстве шпал, в кораблестроении, при строительстве шахт, в целлюлозно-бумажном производстве и химической промышленности [2].
Развитие лесопромышленного производства в округе обусловлено наличием больших запасов лесных древесных ресурсов, которые на сегодняшний день составляют 3,2 млрд м3, или 4 % от общероссийских запасов.
Земли лесного фонда занимают 90 % территории округа, их общая площадь равна 49,8 млн га. Средний процент лесистости -
50,4 %. Лесистость территории ХМАО выше, чем в среднем по России, на 5,7 % [3].
В Ханты-Мансийском автономном округе лесопромышленный комплекс представлен пре-
имущественно лесозаготовительными предприятиями (табл. 1) [3].
Т а б л и ц а 1
Структура лесопромышленного комплекса, %
Предприятия ЛПК Россия ХМАО
лесозаготовительные 21 82
деревообрабатывающие 45 18
целлюлозно-бумажные 33 -
лесохимические 1 -
Всего 100 100
В развитии лесопромышленного производства на территории Ханты-Мансийского автономного округа, полагаем, можно выделить три основных этапа (рис. 1).
Первый этап - дореволюционный (рис. 1). Заготовка древесины в этот период велась, в основном для обеспечения дровами местного населения и появившихся в этих краях пароходов, а также для строительства жилья, хозяйственных построек и деревянного судостроения.
Второй этап - советский, в котором можно выделить два периода. Первый период (1920-1950 гг.) связан с началом промышленного освоения лесного фонда округа; второй период (1960-1980 гг.) характеризуется коренным преобразованием лесной отрасли после открытия на территории ХМАО нефтяных и газовых месторождений (рис. 1). Промышленное освоение лесного фонда началось в 20-е гг. прошлого столетия, сразу после гражданской войны. Архивные материалы свидетельствуют о том, что в 20-е гг.
76
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
ЭКОНОМИКА
на территории округа было заготовлено около 1 млн м3 древесины. Лесозаготовки вел Тобольский леспромхоз, входивший в трест «Иртыш ураллес». Древесина заготавливалась как для внутреннего потребления - на нужды округа и обеспечение Северного морского пути, так и на экспорт. В начале 30-х гг. были образованы самостоятельные лесозаготовительные сплавные предприятия: Кондинский лесопромышленный комбинат, Ханты-Мансийский и Сургутский леспромхозы, построен Белогорский деревообрабатывающий завод. На них преобладал ручной труд, использовались лучковая пила и топор, сортименты и пиломатериалы вывозились на лошадях. В 30-е гг. в округе было заготовлено около
1,5 млн м3 древесины [4].
Во время Великой Отечественной войны лесная промышленность региона работала на оборонный заказ, выпуская заготовки для прикладов, лыж, снарядных ящиков, авиафанеры, понтонных брусьев и др. Послевоенный период развития лесной промышленности округа связан с восстановлением разрушенного народного хозяйства страны, обеспечением строек, шахт, сельского хозяйства продукцией лесопромышленного
комплекса. Продукция лесопромышленного комплекса поставлялась на Крайний Север Тюменской области, в Среднюю Азию, на Украину и другие регионы страны.
Коренное преобразование лесной отрасли в округе началось в 60-е гг. XX века после открытия на его территории нефтяных и газовых месторождений. Нефтяникам и геологам нужна была древесина для строительства дорог, жилья, возникла необходимость прорубки трасс под неф-те- и газопроводы, под площадки бурения, линии электропередачи (ЛЭП). Для освоения больших запасов перестойных хвойных лесов Советского, Октябрьского и Кондинского районов в 1960-1967 гг. были построены две железные дороги: Тавда - Сотник и Ивдель - Обь. Вдоль строящихся дорог создавались новые леспромхозы: Куминский, Южно-Кондинский, Междуреченс-кий, Пионерский, Алябьевский, Малиновский, Таежный и др. Всего было образовано 12 лесозаготовительных предприятий, примыкающих к указанным железным дорогам [3].
Как отмечают специалисты, развитие лесопромышленного комплекса в округе шло в направлении экстенсивного роста заготовки древесины.
Рис. 1. Этапы развития лесопромышленного производства на территории Ханты-Мансийского автономного округа Югры
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
77
ЭКОНОМИКА
Не реализованы намечавшиеся проекты по организации крупных лесоперерабатывающих комплексов, не построено ни одного предприятия по химической переработке древесины, производству древесноволокнистых плит (ДВП). По мере развития нефтегазодобычи, наряду с рубками главного пользования, значительные масштабы приобрели прочие рубки, связанные с расчисткой лесных площадей под строительство трасс для перетаскивания бурового оборудования, прокладку нефтегазопроводов, сооружение площадок под кусты скважин, нефтенасосные и компрессорные станции, факельные устройства, строительство автодорог, линий электропередачи и связи и т. п. Объем вырубаемой древесины по прочим рубкам в среднем по округу составлял от 15 до 35 %, а в Нефтеюганском, Сургутском и Нижневартовском районах он практически равнялся объемам заготовок по главному пользованию [5].
По словам эколога и краеведа Б.Е. Чижова, огромные размеры покрытых лесом площадей и значительные суммарные запасы древесины создали ошибочное представление о неисчерпаемости лесных ресурсов. В действительности высокопродуктивных насаждений в округе немного. Обширные пространства заняты болотами. Массивы сосняков на огромном междуречье Средней Оби редкостойны, малопродуктивны и интереса для лесозаготовок не представляют [5].
Высокая интенсивность рубок основывалась на завышенной расчетной лесосеке. Лесные ресурсы округа оценивались по тем же критериям, что и леса средней полосы европейской части России, без учета суровых природно-климатических условий севера, в которых приросты леса существенно замедлены. Как отмечает А.М. Веге-рин, техническая спелость хвойных древостоев, произрастающих в северных широтах, достигается за 141-160 лет, то есть в VIII классе возраста. Следовательно, возраст рубки необходимо устанавливать не ранее чем с VIII класса, что на 1-2 класса выше возраста рубки, определяемого для древостоев средней полосы [6].
Кроме того, в эксплуатационный лесной фонд округа были включены древостои Vа-Vб бонитетов, произрастающие на заболоченных территориях, заготовка которых является экономически нецелесообразной и неприемлемой с точки зрения экологии, поскольку их рубка будет сопровождаться усилением процессов заболачивания. Из эксплуатационных запасов не были
исключены и запрещенные для рубки семенники и запасы кедровых насаждений, не учитывалась гибель древостоев от лесных пожаров, а также потери лесных земель, отведенных или подлежащих отводу под промышленные объекты и коммуникации. Общая расчетная лесосека, установленная по округу в 1978 г. в объеме 29,0 млн м3, к настоящему времени снижена до 22,1 млн м3, но, по мнению ученых, она все равно остается завышенной на 25-30 % [5, 6].
Нерациональную эксплуатацию лесосырьевой базы ученые объясняют также неразвитостью деревообрабатывающей промышленности в регионе. Как отмечает Б.Е. Чижов, несмотря на исключительную ценность северной мелкослойной древесины, выпускаемая продукция лесопиления примитивна в ассортименте и не соответствует европейским стандартам, неконкурентоспособна и употребляется главным образом на местные нужды. За пределы округа вывозится только крупномерная древесина в круглом виде, а на лесосеках остается более 50 % древесной массы, пригодной для переработки. О неразвитости деревообрабатывающей промышленности в Ханты-Мансийском автономном округе свидетельствует структура производства товарной продукции предприятий лесной отрасли, представленная в табл. 2 [3, 5].
Таблица 2
Глубина переработки древесины в процентах от общего объема заготовок в 1980-1990 гг.
Леспромхозы Круглый лес Пиломате- риалы Шпалы
Комсомольский 65-76 15-24 8-11
Ун-Юганский 71-91 6-18 4-11
Пионерский 77-80 14-16 7-9
Советский 82-90 3-16 2-7
Зеленоборский 83-93 4-6 3-11
Самзасский 83-94 2-12 3-5
Торский 84-96 1-13 2-3
Няганьский 90-93 5-9 1-2
Куминский Сергинолес 92-100 5-8 0-1
Южно-Кондинский 96-100 2-4 0-1
Балыкский 100 - -
Нижневартовский 100 - -
Мегионский 100 - -
Анализ развития лесопромышленного комплекса в советский период позволяет сделать вывод о том, что в результате существенного завышения оценки запасов древесины в округе были созданы лесозаготовительные предприятия,
78
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
ЭКОНОМИКА
ориентированные на гигантские объемы лесозаготовок. Это привело, во-первых, к быстрому истощению лесосырьевых ресурсов, а во-вторых, поставило под угрозу дальнейшее развитие предприятий ЛПК и экономики региона в целом, поскольку лесопромышленные предприятия ХМАО выполняли функции градообразующих. По нашему мнению, существование такого количества крупных лесозаготовительных предприятий в данном регионе могло иметь место только в условиях социалистической плановорегулируемой экономики, когда государство обеспечивало предприятия заказами и гарантировало сбыт произведенной продукции. В условиях рыночных отношений предприятия, ориентированные на производство больших объемов лесоматериалов, в основном круглых, при отсутствии глубокой переработки древесины неизбежно стали бы нерентабельными. Убыточность таких предприятий обусловлена проблемами транспортировки (высокими железнодорожными тарифами и экспортными пошлинами) и проблемами сбыта продукции (необходимостью сбыта больших объемов лесоматериалов при ограниченной емкости внутреннего рынка и труднодоступности внешнего). Так, в 1988 г. был заготовлен максимальный объем древесины - 12941 тыс. м3, в 1990 г. произведено максимальное количество пиломатериалов - 1616 тыс. м3 [4], а с переходом России на рыночные отношения в 1991 г. экстенсивный рост объемов лесозаготовок прекратился и объемы производства продукции ЛПК стали резко сокращаться.
Третий этап - постсоветский, связан с глубоким экономическим кризисом 1990-х годов и началом его преодоления в первом десятилетии XXI века (рис. 1). Состояние лесопромышленного комплекса 1990-х гг. характеризуется следующими данными [3, 4]:
1. Произошло резкое снижение объемов производства основных видов продукции. Так, объем вывозки древесины снизился с 10200 тыс. м3 в 1991 г. до 1642 тыс. м3 в 1999 г., а производство пиломатериалов за аналогичный период сократилось с 1477 тыс. м3 до 418 тыс. м3, существенно снизился объем производства железнодорожных шпал - с 1361 тыс. м3 до 231 тыс. м3.
2. Прекратилось производство некоторых видов продукции. Так, в 1995 г. был прекращен выпуск стандартных деревянных домов, а с 1997 г. прекращено производство живицы.
3. Многократно снизился уровень технического обновления производства, особенно лесозаготовительной техники, износ которой к концу 90-х годов достиг 80 %. Коэффициент обновления машин, равный 10,3 % в 1990 г., в 1999 г. составлял только 0,6 %.
4. Прекращено строительство лесовозных дорог круглогодового действия. Так, в 1988 г. было построено 200 км таких дорог, в 1991 г.
- 111 км, а в 1997-1999 гг. - 0 км.
5. Большинство предприятий округа стали нерентабельными и неплатежеспособными. Многие предприятия прошли процедуры банкротства и/или реорганизации. На 01.01.1998 г. кредиторская задолженность наиболее крупных лесопромышленных предприятий в бюджеты различных уровней (с учетом пени и штрафов) составила 211,87 млн руб., во внебюджетные фонды
- 45,6 млн руб., при выпуске товарной продукции всем лесопромышленным комплексом в 1998 г. на сумму 405 млн руб.
6. Установился низкий уровень заработной платы работников лесной промышленности (в среднем в два раза ниже, чем в других отраслях промышленности округа), что стало причиной текучести кадров.
7. Доля продукции лесопромышленного комплекса в выпуске промышленной продукции округа в конце 90-х гг. составляла всего 0,4 %.
С 2000 г. начался процесс постепенного преодоления кризиса в лесной отрасли. По заказу правительства ХМАО в 2000 г. была разработана «Региональная программа развития и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа на 2001-2010 гг.» [2]. В рамках данной программы планировалось осуществление целого ряда мероприятий по реструктуризации действующих и строительству новых предприятий ЛПК на территории округа, а также был представлен график работ и источники финансирования этих мероприятий. Принятие программы и начало финансирования мероприятий по реструктуризации предприятий ЛПК оказало заметное влияние на развитие лесопромышленного комплекса округа. Впервые с 1991 г. динамика показателей производства основных видов продукции стала положительной. Тем не менее, говорить о преодолении экономического кризиса в лесопромышленной отрасли, на наш взгляд, еще рано. Реструктури-
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
79
ЭКОНОМИКА
зация лесопромышленного комплекса ХМАО требует значительных инвестиций, строительства предприятий по глубокой переработке древесины, внедрения современных производственных технологий и привлечения в отрасль квалифицированных специалистов.
Исследование процесса развития лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа позволяет выявить причины кризисного состояния лесопромышленных предприятий, продолжающегося вплоть до настоящего времени. По нашему мнению, все причины кризиса можно подразделить на две группы: внешние и внутренние (рис. 2).
К внешним причинам относятся макроэкономические, обусловленные трудностями перехода к рыночным отношениям. Эти причины являются общими для всего лесопромышленного комплекса России. Среди макроэкономических причин кризиса можно выделить следующие: высокие налоги; высокие тарифы на железнодорожные перевозки; высокие экспортные пошлины; высокие цены на электроэнергию, топливо, ГСМ; высокий уровень инфляции; слабая законодательная база, регулирующая лесопользование; недостаток инвестиций, в том числе финансирования государственных целевых программ (рис. 2).
Макроэкономические причины, обусловленные переходом к рынку
высокие налоги
высокие тарифы на железнодорожные перевозки
высокие экспортные пошлины
высокие цены на электроэнергию, топливо, ГСМ
слабая законодательная база, регулирующая лесопользование
сырьевая структура экономики региона
отсутствие в регионе производств по глубокой переработке древесины
истощение наиболее продуктивных и доступных в транспортном отношении лесных массивов
географическая
удаленность
региона
неблагоприятные
природно-
климатические
условия
низкая продуктивность лесов, оцениваемая приемущественно IV б - V б классом бонитета
неконкурентоспособная продукция низкого качества и ограниченного ассортимента
недостаток квалифицированных кадров
неэффективное
управление
высокий уровень инфляции
недостаток инвестиций, в том числе финансирования государственных целевых программ
Рис. 2. Причины кризиса предприятий лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа Югры
80
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
ЭКОНОМИКА
Также можно выделить группу региональных факторов, характеризующих специфические условия функционирования предприятий в Ханты-Мансийском автономном округе.
Географическая удаленность региона от основных центров переработки древесины и потребителей. Как отмечает В.А. Егорнов, наличие большого количества предприятий, расположенных в удалении от рынков сбыта (в том числе зарубежных) и центров переработки древесины, привело к тому, что продукция этих предприятий стала неконкурентоспособной. При огромной территории и слаборазвитой транспортной инфраструктуре данные лесозаготовительные предприятия заведомо оказались в более сложных условиях, чем предприятия европейской части России. Более высокие темпы роста железнодорожных тарифов в сравнении с ценами на лесопромышленную продукцию привели к росту транспортной составляющей. Затраты на перевозку круглого леса в настоящее время достигают 75 % его цены [7]. По оценкам экспертов, установленные в настоящее время железнодорожные тарифы делают нерентабельными перевозки круглого леса на расстояние свыше 1000 км, а пиломатериалов - свыше 2500 км [8].
Неблагоприятные природно-климати-
ческие условия. Ханты-Мансийский автономный округ - северный регион России. Его территория заключена между 58 и 66 с. ш. и 59 и 86 в. д. Большая часть года в данной местности (около 8 месяцев) приходится на зиму, отличающуюся низкими температурами и обильным снегопадом. Лето короткое и дождливое. Территория округа расположена в центральной части Западно-Сибирской равнины - одной из крупнейших низменностей Земли. Западно-Сибирскую равнину ученые называют «природным феноменом по концентрации болот и по прогрессирующему заболачиванию территории». Площадь заболоченных земель составляет 20,8 млн га, или почти половину территории округа, исключая водные пространства [9]. Средняя скорость расползания кромок болот - 10-15 см в год, что приводит к ежегодному заболачиванию 12 тыс. га лесных земель [10]. Суровые лесорастительные условия замедляют рост древесных растений.
Кульминация средних и текущих приростов в сосняках наступает 100-110-летнему возрасту, а запасов древесины на 1 га - к 180-200 годам
[5]. Таким образом, неблагоприятные природ-
но-климатические условия, замедляющие рост древостоев, делают более длительным и процесс лесовосстановления после рубок, что ведет к нарушению экологического баланса и сокращению ресурсного потенциала округа. Кроме того, низкие температуры и высокий снежный покров в зимний период, обилие болот, рек и озер, в летнее время препятствующих продвижению лесозаготовительной и лесовозной техники, значительно увеличивают трудоемкость и себестоимость лесозаготовок. Это позволяет сделать вывод о том, что природно-климатические условия оказывают значительное влияние на деятельность лесопромышленных предприятий и могут рассматриваться как одна из причин кризиса лесопромышленного комплекса ХМАО.
Низкая продуктивность лесов. Суровый климат и заболоченность территории обусловливают низкую продуктивность лесов, оцениваемую преимущественно 1Уб-Уб классом бонитета. Выход деловой древесины с участков, занятых такими древостоями, очень низкий, достигающий не более 50-60 % запаса древесины, поэтому древостои, произрастающие на территории ХМАО, имеют низкий (третий) класс товарности [5]. В рыночных условиях низкая продуктивность древостоев ставит лесозаготовки на грань рентабельности и делает неконкурентоспособной продукцию лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятий, что, по нашему мнению, является одной из причин кризиса лесной отрасли ХМАО.
К внешним причинам кризиса, по нашему мнению, можно отнести ряд факторов, которые сформировались в условиях планово-регулируемой экономики, а в условиях рыночных отношений стали тормозом для развития лесопромышленного комплекса округа - так называемое наследие плановой экономики (рис. 2).
Основу экономики ХМАО составляет добывающая промышленность, базирующаяся на эксплуатации месторождений нефти. Моносырьевая (нефтедобывающая) направленность экономики и локальное промышленное освоение территории округа позволили за короткое время создать мощный нефтедобывающий комплекс, но одновременно привели к существенным диспропорциям в развитии производственно-хозяйственной и социальной инфраструктур. В качестве основных диспропорций экономисты [3] выделяют следующие:
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
81
ЭКОНОМИКА
1) доминирование топливно-энергетического комплекса в структуре промышленного производства, доля которого в настоящее время составляет 97 %;
2) значительное отставание развития других отраслей промышленности, отсутствие в регионе производств по глубокой переработке нефти, газа, древесного сырья;
3) крайне слабое развитие производства товаров народного потребления и агропромышленного комплекса, что привело практически к полной зависимости округа от ввоза товаров жизнеобеспечения населения из других регионов России и зарубежных стран.
Современные проблемы структурной диспропорциональности экономики ХМАО, по мнению ученых [3], уходят корнями в начальный период освоения природных богатств округа. Геологоразведочные работы, первоначально имевшие комплексный характер, очень скоро были переориентированы на поиск нефтяных и газовых месторождений. Другие виды геологоразведочных работ и освоение иных природных богатств стали второстепенной задачей. Поэтому, когда были открыты месторождения мировой значимости, такие как Самотлор, округ оказался не готовым к использованию других видов ресурсов (возобновляемых и невозобновляемых), без которых невозможно полноценное жизнеобеспечение большого количества привлекаемых в округ граждан. Начавшееся затем ускоренное развитие экономики округа обрело моносырьевую направленность, а использование трудоемких технологий, повлекшее за собой излишнюю концентрацию населения в городах и поселках, обусловило отставание развития жизнеобеспечивающей инфраструктуры. На основании вышеизложенного, полагаем, можно сделать заключение о том, что моносырьевая структура экономики, сформировавшаяся в советский период, отодвинула проблемы лесопромышленного комплекса на второй план и стала одной из причин кризиса лесной отрасли.
Структура производства лесной промышленности округа, сформировавшаяся еще в советский период, по оценкам специалистов [3], является неудовлетворительной, поскольку она ориентирована на выработку хвойных сортиментов и поставку их в круглом виде за пределы округа, в том числе на экспорт, а также на производство хвойных пиломатериалов, в основном
для нужд округа. Объем выпуска столярных изделий и мебели оценивается как незначительный. Такая структура производства, особенно выпуска конечной продукции, признана самой худшей среди лесных регионов России (табл. 3).
Т а б л и ц а 3
Структура производства продукции на 1000 м3 заготовленной древесины [3]
Наименование ХМАО Россия
Пиломатериалы, м3 251 255
Фанера, м3 - 5,3
Древесностружечные плиты, м3 - 18
Древесноволокнистые плиты, тыс. м3 - 2,2
Целлюлоза, т - 25
Бумага и картон, т - 27
Лиственная и низкосортная хвойная древесина, отходы лесопиления, а также тонкомерная древесина от рубок ухода за лесом не имеют сбыта, что, по мнению экономистов [3], является одной из причин низкой эффективности и неустойчивой работы лесной отрасли ХМАО. Поэтому главным условием развития ЛПК округа экономисты называют совершенствование структуры производства продукции путем развития лесопильно-деревообрабатывающих предприятий, организации производства древесностружечных и древесноволокнистых плит, а в перспективе - создания гидролизно-дрожжевых, целлюлознобумажных и лесохимических предприятий [3].
Истощение наиболее продуктивных и доступных в транспортном отношении лесных массивов возникло в результате нерационального лесопользования. Высокая интенсивность рубок, по мнению ученых [5, 6], основывалась на существенно завышенной расчетной лесосеке. Кроме того, как отмечает Б.Е. Чижов, мозаичное размещение крупных лесных массивов и слабое развитие лесовозных путей определили очаговый характер эксплуатации лесосечного фонда. Наиболее интенсивные рубки велись вдоль основных железнодорожных магистралей. Это сопровождалось быстрым истощением лесосырьевых баз, ликвидацией лесозаготовительных участков и исключением из эксплуатации значительной части освоенных территорий более чем на 100 лет [5].
Помимо многочисленных внешних причин кризиса, по нашему мнению, существует ряд внутренних причин, сформировавшихся непосредственно на предприятиях (рис. 2). К ним можно отнести следующие:
82
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
ЭКОНОМИКА
Высокая степень износа техники и оборудования. По оценкам специалистов, наиболее острой является проблема обновления лесозаготовительной и лесовозной техники, износ которой на сегодняшний день достиг 80 % [3].
Внеконкурентоспособная продукция. Устаревшая техника и технология производства не позволяет предприятиям выпускать высококачественную продукцию, соответствующую международным стандартам. Низкое качество и ограниченный ассортимент продукции деревообрабатывающей промышленности ХМАО, представленные в основном пиломатериалами, делает ее неконкурентоспособной как на внешнем, так и на внутреннем рынке, а предприятия ЛПК - нерентабельными [5].
Недостаток квалифицированных кадров. Кризисное состояние лесопромышленной отрасли стало причиной низкого уровня заработной платы работников предприятий данной сферы, что спровоцировало текучесть кадров, прежде всего квалифицированного управленческого персонала и специалистов [3].
Неэффективное управление. Сложная и нестабильная экономическая обстановка в стране, высокий уровень инфляции, неэффективное законодательное регулирование правоотношений в лесном секторе экономики, правовая и экономическая незащищенность предпринимателей обусловили, по нашему мнению, формирование особого типа руководителей предприятий, ориентированных на получение «сиюминутной» выгоды, а не на долгосрочное развитие бизнеса. Анализ деятельности предприятий ЛПК ХМАО показал, что на большинстве предприятий отсутствуют стратегические планы развития, нет резервных фондов, не ведется работа по модернизации технологического процесса, длительное время не обновляется техника и оборудование. Приоритет краткосрочных целей над долгосрочными, как известно, ставит под угрозу будущее предприятия, что в конечном итоге неизбежно приведет к кризису.
Исследование причин кризиса предприятий лесопромышленного комплекса ХМАО позволяет сделать вывод о том, что возникновение внутренних причин кризиса во многом обусловлено воздействием неблагоприятного внешнего окружения и связано с трудностями экономики переходного периода. Таким образом, именно влияние внешней среды, по нашему мнению, стало основной причиной кризиса в деятельности предприятий и в целом проблема кризиса лесопромышленного комплекса
ХМАО имеет объективный характер. В настоящее время предприятия ЛПК испытывают на себе негативное влияние большого количества разнообразных, быстро изменяющихся внешних факторов, что позволяет охарактеризовать их внешнее окружение как сложное, изменчивое и неблагоприятное. Возможность осуществления производственно-хозяйственной деятельности в таких условиях, по нашему мнению, напрямую зависит от способности предприятий адаптироваться к внешней среде, т.е. подстроить внутреннюю среду под новые условия хозяйствования. В противном случае факторы внутренней среды входят в противоречие с факторами внешнего окружения, что приводит к наступлению кризиса в деятельности предприятия. Большинство предприятий лесопромышленного комплекса ХМАО не смогли адаптироваться к новым условиям хозяйствования, и их внутренняя среда стала постепенно разрушаться под мощным воздействием внешних факторов, что стало причиной наступления глубокого, затяжного кризиса.
Библиографический список
1. Югория: Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа. В 3-х томах. / Под ред. Г.Ф. Шафранова-Куцева. - Ханты-Мансийск, 2000. - Т. 2. - 432 с.
2. Региональная программа по развитию и реструктуризации лесопромышленного комплекса Ханты-Мансийского автономного округа. Утверждена Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа от 25 марта 2002 г № 135-п. - Санкт-Петербург, 2000. - 180 с.
3. Концепция социально-экономического развития Ханты-Мансийского автономного округа. Одобрена распоряжением Правительства ХМАО от 29 сентября 2001 года № 556-рп. - Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2002. - 146 с.
4. Историческая справка освоения лесных богатств Ханты-Мансийского автономного округа (к 70-летию округа) /Комитет по использованию лесных ресурсов ХМАО (не опубликована).
5. Чижов, Б.Е. Лес и нефть Ханты-Мансийского автономного округа. Экологический фонд Ханты-Мансийского автономного округа / Б.Е. Чижов. - Тюмень: Издательство Ю. Мандрики, 1998. - 144 с.
6. Вегерин, А.М. Почему завышается расчетная лесосека / А.М. Вегерин // Лесная промышленность, 1987. - № 2.
- С. 18-22.
7. Егорнов, В.А. Состояние и развитие лесопромышленной деятельности в регионах со сложными природнопроизводственными условиями / В.А. Егорнов //Лесной экономический вестник, 2002. - № 3(33). - С. 25-29.
8. Милякина, Е.В. Экономико-правовые аспекты функционирования лесопромышленного комплекса Российской Федерации / Е.В. Милякина, З.Н. Магамедов // Законодательство и экономика, 2002 - № 11 - С. 20-36.
9. Экология Ханты-Мансийского автономного округа / Под ред. В.В. Плотникова. - Тюмень: СофтДизайн, 1997. - 288 с.
10. Малик, Л.К. Гидрологические проблемы преобразования природы Западной Сибири / Л.К. Малик. - М., 1978.
- 180 с.
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 4/2007
83