Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ XVIII ВЕКА В ИСПОЛНЕНИИ ДИНАСТИИ НАДАЛЬ'

ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ XVIII ВЕКА В ИСПОЛНЕНИИ ДИНАСТИИ НАДАЛЬ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
14
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
мебель для сидения / династия Надаль / авторское клеймо / эбенист / резьба / декор / кресло / стул / спинка изделия / форма ножки / seating furniture / the Nadal dynasty / maker's mark / ebenist / carving / decor / armchair / chair / backrest / shape of leg

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Алина Булгакова

в статье представлены результаты исследования мебели для сидения, изготовленной представителями династии эбенистов Надаль. Два поколения мастеров работали в Париже в XVIII столетии в стилях Рококо, Транзисьон и Неоклассицизм. Изделия мебельщиков зачастую имеют одинаковую конструкцию, пропорции, а также декоративные элементы оформления. На многих предметах не проставлены авторские клейма. Младший представитель династии Жан-Мишель Надаль использовал клеймо своего отца. На сайтах музеев и аукционов фотографии штампов Надалей часто отсутствуют. Всё это серьёзно затрудняет авторскую атрибуцию их изделий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

the article presents the results of a study of seating furniture made by the Nadal dynasty. Two generations of artisans worked in Paris in the 18th century in the Rococo, Transition and Neoclassicism styles. Furniture makers' products often have the same design, proportions and decorative elements. Many items are without maker's marks. The youngest member of the dynasty Jean-Michel Nadal used his father’s mark. Photographs of Nadal marks are often missing on the museums and auctions websites. All of this seriously complicates the attribution of authorial furniture.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АТРИБУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ МЕБЕЛИ ДЛЯ СИДЕНИЯ XVIII ВЕКА В ИСПОЛНЕНИИ ДИНАСТИИ НАДАЛЬ»

-f, -.* i'1 Î* i т ■ >í> v -W : pfeife

Алина Булгакова,

к.п.н., директор МИКН

АННОТАЦИЯ: в статье представлены результаты исследования мебели для сидения, изготовленной представителями династии эбенистов Надаль. Два поколения мастеров работали в Париже в XVIII столетии в стилях Рококо, Транзисьон и Неоклассицизм. Изделия мебельщиков зачастую имеют одинаковую конструкцию, пропорции, а также декоративные элементы оформления. На многих предметах не проставлены авторские клейма. Младший представитель династии - Жан-Мишель Надаль - использовал клеймо своего отца. На сайтах музеев и аукционов фотографии штампов Надалей часто отсутствуют. Всё это серьёзно затрудняет авторскую атрибуцию их изделий.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: мебель для сидения, династия Надаль, авторское клеймо, эбе-нист, резьба, декор, кресло, стул, спинка изделия, форма ножки.

ABSTRACT: the article presents the results of a study of seating furniture made by the Nadal dynasty. Two generations of artisans worked in Paris in the 18th century in the Rococo, Transition and Neoclassicism styles. Furniture makers' products often have the same design, proportions and decorative elements. Many items are without maker's marks. The youngest member of the dynasty Jean-Michel Nadal used his father's mark. Photographs of Nadal marks are often missing on the museums and auctions websites. All of this seriously complicates the attribution of authorial furniture.

KEYWORDS: seating furniture, the Nadal dynasty, maker's mark, ebenist, carving, decor, armchair, chair, backrest, shape of leg.

В XVIII веке во Франции работало несколько выдающихся династий эбенистов. Одними из самых успешных и мастеровитых были представители семейства Надаль (Les Nadal). Династия состояла из двух поколений мебельщиков, которые специализировались исключительно на мебели для сидения (фр. Le siège). Основателем династии был Жан Надаль (Jean Nadal). Дата его рождения неизвестна. Он получил звание мастера около 1730 года. У На-даля-отца было два сына - Жан-Рене (Старший) и Жан-Мишель (Младший). Жан-Рене Надаль (Jean-René Nadal l'Aîné, родился в 1733 году) был наиболее талантливым и плодовитым мебельщиком. Он получил звание мастера 22 сентября 1756 года, прекратив деятельность в начале 1780-х годов. Жан-Мишель Надаль (Jean-Michel Nadal, 1734 - 1800) стал мастером 6 февраля 1765 года. На сегодняшний день существуют сложности с атрибуцией изделий семейства Надаль, т.к. все трое работали в близкой манере в стиле Рококо и Неоклассицизма. Безусловно, наличие на предметах авторских клейм эбенистов значительно

облегчает процесс установления авторства. Однако для полноты атрибутационного исследования необходимо изучить характер декоративного оформления их изделий, а также подобрать аналоги.

Жан Надаль работал на улице Клери. Он был женат на Катрин-Франсуазе Крессон (Catherine-François Cresson) - дочери эбениста Жана Крессона (Jean Cresson), которая родила ему шесть детей, двое из которых пошли по стопам отца. Французский исследователь Шарль Пакёр (Charles Packer) называет датой смерти мебельщика 1756 год, поскольку именно в этот год главой мастерской становится Жан-Рене Надаль [1, с. 643].

До нас дошло очень мало изделий Жана Надаля. В основном он специализировался на стульях, отличавшихся гармоничными пропорциями. Многие предметы по характеру оформления напоминают работы эбениста Жана Ависса (Jean Avisse, 1723 - после 1796). Лейтмотивом творчества Надаля была характерная четырёхлопастная линия свода спинки. Пример - шесть стульев с обивкой из ротанга,

Рис.1

Жан Надаль

Стул (входит в набор из шести предметов)

Первая половина XVIII века (период Людовика XV) 94х50 х42 см Набор проходил на аукционе «Ме Cornette de Saint-Cyr», Париж, 25 марта 1985 года

проданных в Париже в 1977 году, а затем 25 марта 1985 года на аукционе «Ме Cornette de Saint-Cyr».

Несколько мебельных изделий Жана Надаля представлены и в крупных государственных собраниях Европы. В Музее декоративно-прикладного искусства Парижа находится стул периода Людовика XV c резьбой в виде рокайлей и листвы. В Лувре хранится большое канапе на восьми ножках-кабриоль. Его корпус украшен резьбой из цветов и листьев. Специалисты музея атрибутировали канапе 1740 -1760-ми годами.

Ещё одно канапе из бука, приписываемое Жану Надалю, экспонируется в Рейксмюсеуме

Рис.2

Жан Надаль Канапе

1740 - 1760-е годы 111,5х231х91 см Лувр, Париж

Рис.3

Жан (?) Надаль Канапе

1750 - 1760-е годы

Бук, резьба, шелк 86,5x172x64,5 см

Рейксмюсеум, Амстердам

(Амстердам). Временем его исполнения эксперты называют 1750 - 1760-е годы. В данном случае - это угловое канапе, которое имеет семь ножек и резьбу из цветов и листьев.

В обоих случаях на канапе проставлены авторские клейма. На канапе из Лувра на нижнем ребре левой царги стоит клеймо Жана Надаля - «I. Иadal». Его штамп состоит из первой буквы имени Jean с точкой, который напоминает букву «I». Первая буква фамилии «N» имеет зеркальное написание и больше похожа на «И» кириллицы.

Рис.4

Клеймо Жана Надаля на канапе Лувр, Париж

В Большом собрании изящных искусств ASG хранится стул Жана Надаля из бука, созданный в период Рококо. Клеймо мастера стоит здесь на нижнем ребре правой царги. Данное расположение авторского штампа в мебели для сидения можно назвать уникальным, поскольку чаще всего для этих целей т.н. «стульные мастера» использовали нижнее или внутреннее ребро задней царги. Но Надаль, по-видимому, часто применял боковые царги для нанесения клейм, т.к. на канапе из Лувра штамп стоит на левой царге.

I-MAD AL

131

Рис.5

Факсимиле клейма Жана Надаля [3, с. 111]

С клеймом на канапе из Рейксмюсеума нет полной определённости. На сайте музея оно не воспроизведено. Есть лишь его письменное описание: «Tweemaal gestempeld J.Nadal op binnenzijde van de achterzitregel» (рус. «Дважды стоит штамп Ж. Надаля на внутреннем ребре задней царги») [4]. На странице с краткой информацией о предмете его автором указан Жан На-даль, однако, если развернуть более подробное каталожное описание, в графе авторства помимо Надаля-отца указан и его сын - Жан-Рене Надаль. Он использовал клеймо с припиской «Старший» - «J. Nadal. Laine», которая отсутствует на канапе из музея Амстердама. Клеймо «J. Nadal», в том виде, как оно воспроизведено в описании предмета на голландском языке, применял младший из братьев - Жан-Мишель. Кроме того в большой энциклопедии Пьера Кельберга (Pierre Kjellberg) «Le mobilier français du XVIIIe siècle» именно Жан-Мишель Надаль указан автором этого канапе [1, с. 644]. Для того чтобы с полной уверенностью атрибутировать изделие, необходимо иметь изображение данного штампа и сравнить его с эталонными клеймами мастеров. Факсимиле клейма «J. Nadal» нами обнаружено не было.

Рис.6

Жан Надаль Стул

Первая половина XVIII века Бук, резьба, левкас, золочение 83x50x44 см

БСИИ ASG, инв. № 11-1301

Рис.7

Клеймо Жана Надаля (7-8 мм) на стуле Большого собрания изящных искусств АSG, инв. № 11-1301

шА ' Játíf

г Ш

т ■ юн ./ i г, . ' . IÊM

Стул этот покрыт белой краской. Он имеет вогнутую спинку-«кабриоль» в форме «скрипки». Центр её свода декорирован цветочным бутоном с двумя парами листьев. Аналогичный цветок мастер вырезал и по центру передней царги. Изогнутые ножки-кабриоль на невысоких «каблучках» украшены в верхних частях розетками с листьями, а у оснований - стилизованным акантом. Каждый элемент корпуса изогнут и обрамлён золотыми отводками. Родная обивка стула не сохранилась и была заменена в ходе реставрационных работ.

На канапе из Лувра и Рейксмюсеума сохранилась родная шёлковая обивка. Жёлтый шёлк на канапе из парижского музея декорирован цветочными узорами (фр. ramage). Так же на жёлтом фоне канапе из Рейксмюсеума мы видим фигуры китайцев. Очевидно, что и стул из собрания ASG был перетянут шёлком - самым популярным обивочным материалом периода Рококо.

Стул из Большого собрания изящных искусств ASG покрыт белой краской с золотыми отводками. Серой краской с голубыми отводками окрашено и канапе из Рейксмюсеума. Стул и оба канапе Надаля украшены резьбой с характерными рокайльными мотивами - цветами и листьями.

Рис.8

Резьба в виде цветка и листьев на передней царге стула

БСИИ ASG, инв. № 11-1301

В ходе исследования нами был найден ещё один предмет мебели, изготовленный Жаном Надалем - это шезлонг (дюшес) из ореха, проходивший на аукционе Воп1па1т^ в Лондоне в 2012 году. Клеймо мастера здесь стоит на царге в изголовье.

Рис.9

Жан Надаль Шезлонг (дюшес) Первая половина XVIII века Орех, резьба. 105х175х85 см

Проходил на аукционе Bonhams, Лондон, 13 декабря 2012 года, лот 81

Шезлонг этот не окрашен. В верхних частях его ножек вырезаны цветочные розетки с листьями. Над этими розетками - два небольших завитка, которые нависают над ними подобно свиткам картуша. В абсолютно такой же манере розетки с завитками представлены и в верхних частях ножек на стуле из собрания ASG, а также на стульях из набора, проходившего в Париже на аукционе «Ме Cornette de Saint-Cyr». Во всех этих случаях вдоль передних частей ножек проходят рёбра, которые начинаются у оснований и расходятся ближе к верхушкам. На передних частях у оснований ножек двух канапе Надаля, шезлонга и стула -идентичные стилизованные листья аканта. Эти симметрично расправленные листья словно покрывают выгнутые основания.

Рис.10

Резьба в виде цветка с завитками, ребер и листа аканта на передней ножке стула

БСИИ ASG, инв. № 11-1301

Рис.11

Резьба в виде цветка с завитками, ребер и листа аканта на передней ножке шезлонга Проходил на аукционе Bonhams, Лондон, 13 декабря 2012 года, лот 81

Рис.12

Резьба в виде цветка с завитками, ребер и листа аканта на передней ножке канапе Лувр, Париж

На боковых царгах стула из собрания ASG вырезано два противоположно направленных золочённых завитка. Подобные завитки есть и на боковых царгах стульев из набора с аукциона «Ме Cornette de Saint-Cyr». При этом точно такими же завитками боковые царги декорировал и старший сын эбениста - Жан-Рене. Есть они на креслах со спинками «королевы»

периода Людовика XV из галереи Гисмонди (Париж). Кресла эти, так же как и стул Жана Надаля из собрания ASG, покрыты белой краской и окантованы отводками золотом. На корпусе - цветы и листья, а на ножках в точности такой же декор, что и у отца, - цветы с завитками над ними, рёбра и листы аканта на основаниях.

Рис.13

Боковая (правая) царга стула с золочеными противоположно направленными завитками БСИИ ASG, инв. № 11-1301

Рис.14 Рис.15

Боковая (правая) царга кресла с Жан-Рене Надаль золочеными противоположно Пара кресел направленными завитками XVIII век (период Людовика XV)

Галерея Гисмонди, Париж 97х69х59 см

Галерея Гисмонди, Париж

Эти же завитки на боковых царгах есть и на канапе-«корзинке» Жана-Рене Надаля, продававшемся на аукционе «Mes Blanchet, Joron-Derem» 21 марта 2001 года в Париже. Между работами отца и сына можно провести ещё одну аналогию. На американском аукционе Freeman's 12 июля 2017 года продавалось кресло в стиле Рококо Жана-Рене Надаля. На его задней царге стоит авторское клеймо: «J. Nadal-Laine». У данного кресла точно такие же ножки, с тем же резным декором, что и у стула из Большого собрания изящных искусств ASG, у шезлонга с аукциона Bonhams, канапе из Лувра и кресел из Галереи Гисмонди (Париж).

Всё это говорит о том, что при создании собственных мебельных изделий Жан-Рене Надаль вдохновлялся работами отца, копируя используемые им формы и элементы декора. Более того, прежде чем работать автономно, сын обучался в мастерской отца, где эбенисты применяли одни и те же заготовки (детали) для создания мебели. Мебельщики совместно трудились над заказами. 20 мая 2015 года на аукционе Christie's в Лондоне проходили парные кресла эпохи Рококо, покрытые серой краской. На одном кресле стоит клеймо Жана Надаля, а на другом - Жана-Рене. Фото клейм отсутствуют, есть лишь их письменное вос-

Рис.16

Жан-Рене Надаль Канапе-«корзинка» XVIII век (период Людовика XV) 103х199х76 см Проходило на аукционе Mes Blanchet, Joron-Derem, Париж, 21 марта 2001 года

Рис.18

Жан-Рене Надаль Кресло

XVIII век (период Людовика XV) 34х24х20 см Проходило на аукционе Freeman's, США, 12 июля 2017 года, лот 89

Рис.17

Боковая (правая) царга канапе «корзинки» с противоположно направленными завитками Проходило на аукционе Mes Blanchet, Joron-Derem, Париж, 21 марта 2001 года

Рис.19

Резьба в виде цветка с завитками, ребер и листа аканта на передней ножке кресла. Проходило на аукционе Freeman's, США, 12 июля 2017 года, лот 89

произведение: «J. Nadal l'Aine» и «I. Nadal» (в клейме отца «N» должна быть перевёрнутой). На сайте торгового дома указано, что эбени-сты работали над их созданием в 1755 - 1760-е годы. Однако, если верить Шарлю Пакёру, Надаль-отец умер в 1756 году, а значит одно из этих кресел он создал за год до кончины. Кресла одинаковые, имеют одну и ту же высоту - 91 см. Если бы не клейма, то понять, кто из Надалей является автором какого кресла, было бы невозможно.

Рис.20

Жан Надаль и Жан-Рене Надаль Пара кресел 1755-1760-е годы Высота 91 см

Проходили на аукционе Christie's, Лондон, 20 мая 2015 года, лот 38

В связи с перечисленными обстоятельствами предметы в исполнении представителей династии Надаль сложно идентифицировать. Наверняка это можно сделать лишь при наличии авторского штампа. Однако данное заключение приемлемо лишь для мебели в стиле Рококо, когда работали все три мастера - отец и два сын. Жан Надаль уже не работал в периоды Транзисьона и Неоклассицизма. Мебель эпохи Людовика XVI можно смело относить к младшему поколению Надалей. Но и здесь существует опасность спутать работы братьев. Оба работали во второй половине XVIII столетия в двух ведущих стилях - Рококо и Неоклассицизм. От Жана-Рене Надаля до наших дней сохранилось достаточное количество мебельных изделий, для того, чтобы проанализировать его стиль. У Жана-Мишеля Надаля сегодня однозначно атрибутирован набор мебели для сидения в стиле Транзисьон, состоящий из

двенадцати кресел и двух канапе-«корзинок» из галереи Aveline (Париж). Набор был создан в 1765 - 1770-х годах. Кресла имеют спинки «королевы». В их оформлении замечательным образом соединились рокайльные изгибы конструкции с неоклассицистическими элементами резьбы на царгах и спинках. Жану-Мишелю На-далю предположительно также приписывается авторство канапе из Рейксмюсеума и нескольких кресел с аукционных торгов. В книге Пьера Кельберга упоминается и о мебели для сидения времён Людовика XVI, у которой резные спинки выполнены в виде снопов [1, с. 644].

Рис.21

Жан-Мишель Надаль

Канапе-«корзинка»

XVIII век (стиль Транзисьон)

Бук, резьба, золочение

109,5x198 см

Галерея Aveline, Париж

Рис.22

Жан-Мишель Надаль Кресло

XVIII век (стиль Транзисьон) Бук, резьба, золочение.

95x68x61 см Частная коллекция (?) [2, с. 53]

Жан-Мишель Надаль начал карьеру в мастерской отца на улице Клери вместе со своим старшим братом. Затем Жан-Рене стал работать отдельно, и Надаль Младший унаследовал отцовскую мастерскую в 1765 году. В период правления Людовика XV и Людовика XVI мастер клеймил предметы штампом с инициалом имени и фамилией: «I. Иadal». В нём «J», как и у отца, больше похожа на букву «I», а первая буква фамилии «N» - перевёрнута. Однако у мастера был ещё один вариант авторского клейма: «J. Nadal» [1, с. 644]. Фотографий и факсимиле данного типа клейма нами выявлено не было.

I; HAD AL

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рис.23

Факсимиле клейма Жана Надаля [3, с. 111]

Отцовские клейма в неизменном виде (с перевёрнутой буквой «N») Жан-Мишель Надаль оставил на парных креслах-бержер в стиле Неоклассицизма из окрашенного бука. На нижних рёбрах царг кресел стоит клеймо: «I. Иadal». Во времена Людовика XVI Жан Надаль уже не работал, а старший из братьев применял другое клеймо. Соответственно данный штамп может принадлежать только Жану-Мишелю Надалю. Кресла эти продаются в антикварном магазине «Gallery Cléry Antiques» в Париже [5]. Интересно, что данный магазин находится на той же улице Клери (дом 86), где располагались и мастерские Надалей.

В стиле Неоклассицизма много работал Жан-Рене Надаль. Мастерская находилась на улице Клери под вывеской «Серебряный лев» (фр. «Lion d'argent»). Он выполнял заказы королевского двора, а также изготавливал мебель для сидения и кровати «в античном стиле» для графа д'Артуа. В настоящей статье мы публикуем список мебельных изделий Жана-Рене Надаля из государственных музеев Франции, а также приводим фотографию редкого по красоте резьбы кресла из Музея декоративно-прикладного искусства Парижа.

Рис.24

Жан-Мишель Надаль

Пара кресел-бержер

Вторая половина XVIII века (период

Людовика XVI)

Бук, резьба, левкас

Gallery Clery Antiques, Париж

Рис. 25

Клеймо Жана-Мишеля Надаля на кресле-бержер Gallery Cléry Antiques, Париж

МУЗЕИ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА, ПАРИЖ

1. Кресло периода Людовика XV со спинкой «королевы», декорированное золочением и резьбой в виде лент и листвы;

2. Кресло-бюро периода Людовика XVI со сводом спинки в форме «ручки корзины». Декорировано резьбой в виде связок тростника и листьев аканта. Кресло было изготовлено для графа д'Артуа.

Рис.26

Жан-Рене Надаль Кресло-бюро 1775 год

Оре^ резьба, золочение.

Музей декоративно-прикладного искусства,

Париж

МУЗЕЙ КАРНАВАЛЕ, ПАРИЖ

Парные кресла периода Людовика XVI, окрашенные в серый цвет. Спинки в виде медальонов.

ЛУВР, ПАРИЖ

1. Парные кресла-бержер периода Людовика XV со спинками «кабриоль», украшенные резьбой в виде цветов. 87,5*64,5 см;

2. Кресло периода Людовика XVI со спинкой медальоном. Перетянуто шпалерой обивкой мануфактуры Бове. 99*77 см.

МУЗЕЙ НИССИМ-ДЕ-КАМОНДО, ПАРИЖ

Кресло периода Людовика XVI со спинкой медальоном. Свод спинки увенчан венком из цветов. Авторское клеймо отсутствует.

ВЕРСАЛЬСКИЙ ДВОРЕЦ

Стул периода Людовика XVI со скруглённой спинкой и сводом в форме «ручки корзины».

В Большом собрании изящных искусств ASG находится канапе-«корзинка» Жана-Рене Надаля. Оно изготовлено в 1770 - 1780-е годы из

бука, покрытого белой краской. Канапе стоит на семи веретенообразных ножках (ножки-ба-люстры), передние - с полуштабными каннелюрами. Над ножками - розетки в прямоугольных рамках. Подлокотники оканчиваются завитками. Родная обивка не сохранилась. Авторское клеймо стоит на нижнем ребре передней царги.

Рис.27

Жан-Рене Надаль Канапе-«корзинка»

1770 - 1780-е годы (период Людовика XVI) Бук, резьба, точение, левкас 93x150x68 см БСИИ ASG, инв. № 11-3061

Рис.28

Клеймо Жана-Рене Надаля на канапе-«корзинке» БСИИ ASG, инв. № 11-3061

¿ШЮАЕ.Ч.А1МЕ

Рис.29

Факсимиле клейма Жана-Рене Надаля [1, с. 644]

Веретенообразные ножки были самой популярной формой опор в мебели для сидения периода Неоклассицизма и использовались повсеместно. Широко их применял и Жан-Рене Надаль. Ножки с полуштабными каннелюрами мастер избрал для кресла со спинкой «королевы» и сводом в форме «ручки корзины». Кресло это продаётся в галерее «Sérignan Antiquités» в Авиньоне. Оно, как и большинство мебели Надалей, исполнено из бука и покрыто серой краской. Ножки кресла, как и ножки канапе из собрания ASG, имеют основания в виде небольших «каблучков». Ножки канапе короче и массивнее ножек кресла, т.к. несут большую нагрузку. Близкие ножки Надаль использовал и для парных кресел из музея Карнавале (Париж). Кресла эти созданы около 1770 года

Рис.30

Жан-Рене Надаль Кресло

1770 - 1780-е годы (период Людовика XVI) Бук, резьба, точение, левкас 97,5x62,5 см

Галерея «Sérignan Antiquités», Авиньон

из бука и окрашены серой краской. Спинкам медальонам вторят округлые сидения. На передних царгах стоят классические клейма мастера.

Рис.31

Жан-Рене Надаль Пара кресел

1770-е годы (период Людовика XVI) Бук, резьба, точение, левкас 81х53х42 см

Музей Карнавале, Париж

Ножки-балюстры с тем же декоративным решением использовал и Надаль Младший. Образцом служат приведённые выше парные кресла из «Gallery Clery Antiques». В них мастер применил изогнутые стойки подлокотников с желобками, плавно переходящими в выступающие завитки. Такие же стойки и подлокотники использовал и Жан-Рене Надаль в канапе из Большого собрания изящных искусств ASG.

Таким образом, анализ мебельных изделий мастеров семейства Надаль из государственных музеев, частных собраний и аукционов, показал, что они очень близки друг другу. В отсутствии клейма правильно атрибутировать вещи крайне сложно. Это связано с тем, что все три эбениста специализировались на мебели для сидения и работали в одной мастерской,

используя идентичные приёмы декорировки изделий, одинаковые их формы и пропорции, а зачастую одни и те же детали. Близость мебели Надалей обеспечена не только родством, но и стилистической принадлежностью - каждая эпоха в мебельном искусстве Франции XVIII века сформировала свои каноны и правила декорирования предметов, которыми пользовались все мастера без исключения.

Каждый мастер семейства Надаль работал в русле определённых стилей. Мебель Жана Надаля соответствует позднему Регентству и Рококо, а Жана-Рене - Рококо и Неоклассицизму. Младший из братьев - Жан-Мишель Надаль тоже изготавливал предметы в традициях Неоклассицизма, однако в его творчестве ярко и своеобразно прозвучал короткий переходный стиль Транзисьон, что характеризует этого эбениста как смелого новатора, отказавшегося от шаблонов.

Для Большого собрания изящных искусств ASG большая удача иметь в коллекции мебели эпохи Рококо стул Жана Надаля. У истоков зарождения Больших стилей во Франции стояли такие выдающиеся мастера как Андре-Шарль Буль (André-Charles Boulle, 1642 - 1732), Шарль Крессон (Charles Cressent, 1685 - 1768), позднее Бернард II ван Ризен Бург (Bernard II van Risamburgh, Risen Burgh, работал c 1730 по 1767 годы) и Жан-Анри Ризенер (Jean-Henri Riesener, 1734 - 1806). Они работали по заказам двора и продукция их носила элитарный характер. Заслуга Жана Надаля и других талантливых эбенистов, работавших с ним в одно время, состоит в том, что они адаптировали эксклюзивные изделия этих мастеров для нужд более широкого круга общественных масс. Другими словами, они растиражировали художественные достижения и творческие открытия первых эбенистов Франции.

Примечания:

1. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - 927 p.

2. Pallot B.G.B. L'art du siège au XVIIIème siècle en France. -Courbevoie : ACR-Gismondi Editeurs, 1987. - 332 p.

3. Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. - 299 p.

4. URL: https://www.rijksmuseum.nl/en/collection/BK-NM-13221(дата обращения: 05.12.2023).

5. URL: https://www.antikeo.com/en/catalog/seats/armchairs/stamped-nadal-shepherdess-period-louis-xvi-13142 (дата обращения: 05.12.2023).

Список использованной литературы:

1. Durand J., Bimbenet-Privat M., Dassas F. Décors, mobilier et objets d'art du musée du Louvre. De Louis XIV à Marie-Antoinette. - Paris: Somogy éditions d'art, 2014. - 554 p.

2. Faniel S. Le XVIIIème siècle français. - Paris: Hachette, 1957. - 232 p.

3. Forray-Carlier А. Le mobilier du musée Carnavalet. - Dijon: Editions Faton, 2000. - 320 p.

4. Kjellberg P. Le meuble français et européen du Moyen Age à nos jours. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2011. - 575 p.

5. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - 927 p.

6. Mabille G. Le style Louis XV. - Paris: Baschet et Cie, 1978. - 192 p.

7. Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. - 299 p.

8. Wiegandt C-P. Mobilier. Régence. Louis XV. Transition. Louis XVI. - Paris: Editions Massin, 2010. - 191 p.

Опубликовано в Вестнике РГХПУ им. С.Г. Строганова «Декоративное искусство и предметно-пространственная среда», № 1 (часть 2) 2024 год

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.