| Й^гЗ
; РОДЯаЖЯЕавЗШ
И АВТОРСКОЕ КЛЕИМО КАК ОСНОВА АТРИБУЦИИ ФРАНЦУЗСКОЙ МЕБЕЛИ XVIII ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПАРЫ СТУЛЬЕВ ЖАНА-ПЬЕРА ДЮПОНА
Алина Булгакова,
к.п.н., директор МИКН
АННОТАЦИЯ: в статье представлены результаты атрибуции пары стульев эпохи Рококо из Большого собрания изящных искусств ASG. Стулья были приобретены во Франции на аукционе «Lucienparis» 19 марта 2012 года без установленного авторства. На одном из стульев стоит клеймо малоизвестного парижского эбениста Жана-Пьера Дюпона, специализировавшегося на мебели для сидения («стульный мастер»). Авторский штамп имеет удовлетворительную сохранность - фамилия мастера читабельна. В исследовании разбирается конструкция данных стульев, резьба и элементы декора, а также приводятся аналогичные мебельные изделия как самого Дюпона, так и других парижских мастеров XVIII столетия: Николя Лекселана, Клода I Сене, Пьера Реми, Шарля Франсуа Нормана, Жана-Николя Бланшара и Жака Шенева. Кроме этого рассматриваются наборы мебели, в которых отдельные предметы отличаются рисунком резного убранства и парные кресла с клеймами разных эбенистов. В статье анализируется связь между декоративным оформлением парной мебели (мебели из больших наборов) с наличием или отсутствием на предметах авторских клейм. В исследовании впервые публикуется фото штампа Жана-Пьера Дюпона, который ранее воспроизводился лишь в виде факсимиле, а потому исследуемые стулья из собрания ASG могут использоваться в качестве эталонных для проведения последующих атрибутационных исследований.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: стул, эбенист, Рококо, авторское клеймо, резьба, царга, ножка, мастерская.
ABSTRACT: the article presents the results of the attribution of a pair of chairs from the Rococo period from the Great Collection of Fine Arts ASG. The chairs were purchased in France at the «Lucienparis» auction on March 19, 2012 with no identified authorship. One of the chairs bears the brand of the little-known parisian ebenist Jean-Pierre Dupont, who specialized in seating furniture ("chair maker"). The author's stamp is in satisfactory condition - the master's name is legible. In the furniture art of France in the 18th century, the most important product marking was the author's brand or stamp. This brand, applied to a metal seal, was registered in the guild of furniture makers. The study analyzes the design of chairs, carvings and decorative elements, as well as similar furniture products both by Dupont himself and by other parisian masters of the XVIIIth century: Nicolas Lexelant, Lexcellent, Claude I Sené, Pierre Rémy, Charles François Normand, Jean Nicolas Blanchard and Jacques Chenevat. In addition, considered furniture sets, in which individual objects differ in the pattern of carved decoration and paired armchairs with the brands of various ebenistes. The article analyzes the relationship between the decorative design of paired furniture (furniture from large sets) with the presence or absence of author's stamps on objects. The study publishes for the first time a photo of stamp by Jean-Pierre Dupont, which was previously reproduced only in facsimile. Therefore the studied chairs from the ASG collection can be used as a reference for subsequent attribution studies.
KEYWORDS: chair, ebeniste, Rococo, maker's mark, carving, seat rail, leg, workshop.
В мебельном искусстве Франции XVIII века самой важной маркировкой изделия являлось авторское клеймо или штамп (фр. l'estampille). В 1743 году в Париже вышел статут согласно которому, каждый эбенист был обязан иметь собственное клеймо. Парламент принял закон об авторских клеймах в 1751 году. С этого времени и почти на протяжении полувека каждый эбенист должен был иметь клеймо с его фамилией, именем или инициалами. Это клеймо, нанесённое на металлическую печать, регистрировалось в гильдии мебельщиков.
После событий Великой французской революции 1789-1790-х годов мебельщики Франции прекратили маркировать свои изделия. Хотя некоторые мастера, в основном те, кто начал работать при Директории, ставили свои клейма на мебели вплоть до середины XIX века.
Авторские клейма на французской мебели XVIII века дают основную и наиболее ценную информацию при атрибуции изделий эбени-стов, т.к. они называют их конкретные имена. Помимо этого, штампы помогают установить дату изготовления предметов и проанализировать авторский стиль. Однако в полной мере на клеймо полагаться нельзя, т.к. на сегодняшний день ещё существует множество ошибок, неточностей и пробелов в изучении этой сложнейшей темы.
Сегодня основной проблемой при атрибуции французских мебельных изделий XVIII века является то, что в научных изданиях клейма французских эбенистов публикуются в виде факсимиле, а не фотографий. Факсимиле даёт информацию лишь о графическом написании имени мастера. По фотографии можно судить о манере нанесения клейма (слабое или силь-
ное надавливание), расположении (по горизонтали, вертикали, диагонали), окрашивании его чернилами. Причём, в книгах приводятся, в основном, только факсимиле клейм широко известных мастеров. Однако есть и «счастливые исключения». К таким относится практически забытый на сегодняшний день мастер-эбенист Жан-Пьер Дюпон (Jean-Pierre Dupont). Факсимиле его клейма опубликовано сразу в двух книгах - энциклопедии «Французская мебель XVIII века» Пьера Кельберга (Pierre Kjellberg «Le mobilier français du XVIIIe siècle») и монографии Пьера Верле с одноимённым названием (Pierre Verlet «Les meubles français du XVIII siècle»). В нашей статье мы приведём факсимиле клейма Дюпона из книги Верле (рис. 1) [19, с. 107].
J ♦ Р * DUP OJVT
51
Рис. 1. Факсимиле клейма Жана-Пьера Дюпона (4 - 5 мм)
Об этом мастере известно немногое. 14 марта 1769 года Дюпон получил звание мастера. Он специализировался исключительно на мебели для сидения. Несколько лет работал в Париже на улице Лапп (фр. rue de Lappe). В первые годы правления Людовика XVI имя Дюпона более не упоминается ни в каких источниках [11, с. 333].
Тем не менее эбенист работал в период Людовика XVI. Об этом свидетельствует кресло, изготовленное им в стиле Неоклассицизма. Его овальная спинка выполнена в форме «медальона», передняя царга - прямая, а конусообразные «ножки-балюстры» с простыми каннелюрами перехвачены горизонтальными валиками у оснований. Данные черты характерны для мебели эпохи правления Людовика XVI (рис. 2).
В ходе исследования нами было выявлено всего четыре предмета мебели для сидения Жана-Пьера Дюпона, включая данное кресло в стиле Неоклассицизма. Остальные изделия -кресло и парные стулья - изготовлены мастером в период Рококо. Стулья хранятся в Большом собрании изящных искусств ASG (рис. 3). На одном из них стоит штамп Дюпона в том виде в каком его воспроизводит факсимиле. Клеймо сохранилось плохо, т.к. мастер изначально сделал его недостаточно глубоким, слабо вдавив штамп. Инициал имени Pierre едва читается. Рядом с авторским стоит клеймо гильдии парижских эбенистов «JME» (фр. Jurande des Menuisiers Ebénistes) (рис. 4).
Стулья имеют спинки-«кабриоль» в форме «скрипок». Данная форма эргономична за счёт изгиба и эстетична, благодаря близости силуэту музыкального инструмента. Спинки подобной конструкции широко использовались в эпоху Регентства и Рококо. Оба стула декорированы резьбой в виде цветов по центру спинок и царг, а также у вершин ножек. Обиты изделия «плетёнкой».
Рис. 2. Дюпон, Жан-Пьер Кресло
Франция, 70 - 80-е годы XVIII века (период
Неоклассицизма)
Рис. 3. Дюпон, Жан-Пьер Пара стульев
Франция, XVIII век (период Рококо)
Орех, резьба, тростник, плетение
88^47x42 см
90x47,5x41,5 см
БСИИ ASG, инв. № 11-2625 (1,2)
Рис. 4. Клеймо Жана-Пьера Дюпона и клеймо гильдии парижских мебельщиков <«|МЕ» на стуле Большого собрания изящных искусств ASG, инв. № 11-2625 (1)
Стулья эти, хотя и составляют пару, имеют отличия. Один из них выше другого. Манера исполнения цветов на сводах спинок и на ножках идентична, а вот резьба на цар-гах стульев сработана по-разному. В обоих случаях это два цветочных бутона на стеблях. От лепестков в разные сторона расходятся две пары листьев. На стуле с клеймом диски цветов (центральные части розеток) имеют более скруглённую форму. Дюпон делает на них небольшие выемки с целью передачи перспективы - цветы смотрят в разные стороны. На овальные листья он наносит насечки, подразумевая жилки на листовых пластинах (рис. 5).
Рис. 5. Резьба на царге стула с клеймом Жана-Пьера Дюпона БСИИ ASG, инв. № 11-2625 (1)
ЯГ № 4 (44) 2023
к
, * ' м.
к
На царге стула из собрания ASG без клейма Дюпона в целом та же резьба, однако детали изменены. Диски здесь имеют овальную форму, а выемки значительно глубже, что меняет перспективу и усиливает поворот цветов в разные стороны друг от друга. Мастер изменил рисунок стеблей, а листовые пластины сделал более продолговатыми и заострёнными на концах (рис. 6).
Рис. 6. Резьба на царге стула без клейма Жана-Пьера Дюпона БСИИ ASG, инв. № 11-2625 (2)
То, что резьба в виде цветов и листьев на стульях трактована неодинаково, не стоит однозначно приписывать разному авторству. Корпуса предметов имеют единые пропорции, стойки, соединяющие спинки и сидения, изогнуты под одним углом, ножки кабриоль на «каблучках» окантованы одинаковыми бороздками. Аналогичен и характер крепления частей стульев. Безусловно, нельзя отметать и версию о том, что часть резьбы на царге стула без клейма могла быть выполнена учеником Дюпона. Однако для проверки данного предположения недостаточно сравнительного материала, в качестве которого могла бы выступить мебель для сидения, вышедшая из мастерской эбениста.
Если сравнивать резьбу на французских мебельных наборах XVIII века, то на отдельных предметах она всегда различна в деталях. Причём это не зависит от наличия клейм. Так на парных стульях из собрания ASG периода Рококо, созданных Николя Лекселаном (Nicolas Lexelant, dit Lexcellent, получил звание мастера в 1764 году), резьба в виде цветов и листьев на царгах так же отлична (рис. 7,8,9). В данном случае клеймо тоже стоит лишь на од-
Рис. 7. Лекселан, Николя Пара стульев
Франция, XVIII век (период Рококо) Дерево, резьба 93x56x45 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0958 (1,2)
Рис. 8. Резьба на царге стула Николя Лекселана Рис. 9. Резьба на царге стула Николя Лекселана
БСИИ ASG, инв. № 11-0958 (1) БСИИ ASG, инв. № 11-0958 (2)
Рис. 10. Сене, Клод I Канапе и шесть кресел Франция, XVIII век (период Рококо)
Твердые породы дерева, покрытые сусальным золотом, резьба, левкас Канапе 88^139x67 см, Кресла 85x62x50 см БСИИ ASG, инв. № 11-2872 (1-7)
ном из стульев. Кроме того, стулья эти имеют разную высоту. В рокайльном наборе мебели Клода I Сене (Claude I Sene, 1724 - 1792) семь предметов - канапе и шесть кресел. На канапе авторское клеймо отсутствует. На креслах оно проставлено дважды, однако резные элементы во всех случаях отличны (рис. 10,11,12).
Резьба на французской мебели XVIII столетия - это искусство, отличающееся высокой трудозатратностью. Мастер-эбенист не машина и разница рисунков неизбежна. Эта неодинаковость придаёт мебели обаяние, нюансирует её декор, подчёркивает рукотворность её красоты.
Рис. 11. Резьба на царге кресла Клода I Сене БСИИ ASG, инв. № 11-2872 (1)
Есть и другая категория парной мебели, где на предметах стоят разные авторские клейма. Соответственно и резьба на них имеет ряд отличий. В собрании ASG к таким относятся кресла из бука эпохи Людовика XV (рис. 13). Оба кресла имеют спинки-«кабриоль» и округлые своды. Они окрашены левкасом цвета слоновой кости. Однако резьба в виде расписанных бутонов цветов на сводах спинок, царгах и у вершин ножек отличается в деталях (рис. 14,15). На одном кресле стоит клеймо эбени-ста Пьера Реми (Pierre Rémy, 1724 - 1798), на другом - Шарля Франсуа Нормана (Charles François Normand). Это характерный пример того, когда предметы одного набора изготовлялись разными мастерами. Как правило, один из них дополнял утраченные предметы, сделанные ранее другим мастером. Однако на своих изделиях он ставил собственное авторское клеймо. Пьер Реми и Шарль Франсуа Норман работали в одно время - Реми получил звание мастера в 1750 году, Норман - в 1746. Оба изготавливали, в основном, мебель для сидения. А потому сложно сказать, кто из них является автором первого кресла из данной пары, ставшего образцом для второго. В этом случае отличия в резном декоре кресел объясняются разным авторством.
Рис. 13. Реми, Пьер Норман, Шарль Франсуа Пара кресел
Франция, XVIII век (период Рококо) Бук, резьба 83x51x58 см
БСИИ ASG, инв. № 11-0813 (1,2)
Рис. 14. Резьба на царге кресла Шарля Франсуа Нормана БСИИ ASG, инв. № 11-0813 (1)
Рис. 15. Резьба на царге кресла Пьера Реми БСИИ ASG, инв. № 11-0813 (2)
Практика не клеймения отдельных предметов из наборов вполне привычна и распространена среди французских эбенистов XVIII столетия. Отсутствие штампа мебельщики могли упустить из виду по небрежности или же сознательно, как бы подразумевая общее происхождения предметов из одной мастерской, основываясь на единстве их декора и конструкции.
Клеймо Дюпона на стуле из Большого собрания изящных искусств ASG стоит на ниж-
нем ребре задней царги. Данная часть, наряду с её внутренней стороной, была наиболее распространённым местом для нанесения клейм в мебели для сидения. Рядом с авторским штампом здесь стоит клеймо гильдии. Его отсутствие на втором стуле может быть объяснено тем, что на момент изготовления предмета инспекторы гильдии могли просто не посетить мастерскую и не маркировать его. В таком случае тот стул из пары, что имеет клейма мастера и гильдии, был выполнен первым.
Четвертый, из выявленных нами, предметов Жана-Пьера Дюпона, опубликован в энциклопедии Пьера Кельберга (рис. 16) [11, с. 333]. Это кресло эпохи Людовика XV имеет «спинку королевы» (фр. «à la reine»). На его царге точно такая же резьба в виде двух цветов и листьев, что и на стульях из собрания ASG. Однако такого типа резьба на царгах мебели для сидения в период Рококо использовалась широко, если не сказать повсеместно. Аналогичные цветы и листья мы можем видеть на паре кресел со «спинками королевы» Жана-Николя Бланшара (Jean Nicolas Blanchard, получил звание ма-
Рис. 16.
Дюпон, Жан-Пьер
Кресло
стера 12 июня 1771 года) (рис. 17) [11, с. 80]. Они же встречаются у Жака Шенева (Jacques Chenevat, получил звание мастера 6 декабря 1763 года) (рис. 18) [11, с. 193]. В связи с этим Дюпона нельзя назвать автором изобретателем данного вида резьбы, и служить основанием для атрибуции она не может.
Рис. 17. Бланшар, Жан-Николя Пара кресел
Франция, XVIII век (период Рококо) 91x64,5 см
Проходили на аукционе «Me Tajan» в Париже, 23 марта 1999 года
Рис. 18. Шенева, Жак Пара кресел
Франция, XVIII век (период Рококо) 95x65x56 см
Проходили на аукционе «Mes Pescheteau-Badin, Godeau, Leroy» в Париже, 14 декабря 2000 года
Для установления общности между стульями из собрания ASG и креслом Дюпона из французской энциклопедии куда важнее проанализировать форму ножек предметов и их декор. Для данных изделий эбенист изготовил достаточно тонкие ножки кабриоль на высоких конусообразных «каблучках». От их верхушек и до оснований проходят бороздки. На передних ножках они оканчиваются абсолютно одинаковыми завитками (рис. 19, 20).
Рис. 19. Ножка кабриоль у кресла Жана-Пьера Дюпона Проходило на аукционе «Mes Couturier, Nicolay» в Париже, 10 декабря 1993 года
Мы не случайно так подробно разбираем резной декор изделий Жана-Пьера Дюпона, т.к. при их атрибуции важно опираться не только на наличие авторского клейма, но и на стиль, в котором они выполнены. Декоративное убранство и формы стульев из собрания ASG и кресла из книги Пьера Кельберга соответствуют традициям рокайльного искусства. Дюпон активно работал как раз в период Рококо. Таким образом мы можем сделать вывод, что рассмотренный нами резной декор, общий для стульев и кресла, является типичным для продукции мастера, изготовленной в это время.
В использованной нами по теме исследования литературе, а также в открытых интернет источниках, фотографий авторского клейма Жана-Пьера Дюпона нами обнаружено не было. В этих условиях опубликованное в статье фото клейма эбениста является уникальным, а парные стулья из собрания ASG можно рассматривать в качестве эталонных при последующих атрибуциях мебельных изделий Жана-Пьера Дюпона. Рядом со штампом мастера
стоит клеймо парижской гильдии эбенистов. На втором стуле данные клейма отсутствуют. Это может быть объяснено тем, что на момент посещения мастерской инспекторами гильдии, стул этот ещё не был готов. После завершения работ над ним Дюпон не счёл нужным наносить клеймо, т.к. на парном к нему стуле уже
Рис. 20. Ножка кабриоль у стула с клеймом
Жана-Пьера Дюпона
БСИИ ASG, инв. № 11-2625 (1)
стоял штамп гильдии - знак, подтверждавший высокое качество продукции.
Стулья Жана-Пьера Дюпона из Большого собрания изящных искусств ASG являются классическими образцами мебели эпохи Ро-
коко. Они исполнены на высоком уровне мастерства. Исключительными их делает наличие редкого авторского клейма Жана-Пьера Дюпона, благодаря которому имя этого мастера не предано забвению.
Литература
1. Caccia R. Mobili d'antiquariato. - Santarcangelo di Romagna: Gruppo Editoriale, 2007. (In It.).
2. Chanson L. Traité d'ébénisterie. - Dourdan: Editions H.Vial, 2011. (In Fr.).
3. Durand J., Bimbenet-Privat M., Dassas F. Décors, mobilier et objets d'art du musée du Louvre. De Louis XIV à Marie-Antoinette. -Paris: Somogy éditions d'art, 2014. (In Fr.).
4. Faniel S. Le XVIIIème siècle français. - Paris: Hachette, 1957. (In Fr.).
5. Forray-Carlier А. Le mobilier du musée Carnavalet. - Dijon: Editions Faton, 2000. (In Fr.).
6. Germond F. L'ébéniste restaurateur. - Dourdan: Editions H.Vial, 2014. (In Fr.).
7. Gillet R. La menuiserie en sièges. - Dourdan: Editions H.Vial, 2007. (In Fr.).
8. Hillerin J. Marie A. Styles de France. Objets et collections de 1610 à 1920. - Paris: Le rayonnement français, 1960. (In Fr.).
9. Jullian P. Le style Louis XVI. - Paris: Baschet et Cie, 1983. (In Fr.).
10. Kjellberg P. Le meuble français et européen du Moyen Age à nos jours. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2011. (In Fr.).
11. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. (In Fr.).
12. Mabille G. Le style Louis XV. - Paris: Baschet et Cie, 1978. (In Fr.).
13. Magne H.M. Lemobilier français. Les sièges. - Dourdan: Editions H.Vial, 1997. (In Fr.).
14. Miller J. Furniture. - London: Dorling Kindersley Limited, 2005. (In Engl.)
15. Ossut C. Le siège et sa garniture. - Dourdan: Editions H.Vial, 2003. (In Fr.).
16. Pallot B.G.B. L'art du siège au XVIIIème siècle en France. - Courbevoie: ACR-Gismondi Editeurs, 1987. (In Fr.).
17. Storck J. Dictionnaire pratique de Menuiserie-Ebénisterie-Charpente. -Dourdan: Editions H.Vial, 2006. (In Fr.).
18. Trautwein J.-J. Sièges, fauteuils et canapés. Techniques du tapissier décorateur. - Dourdan: Editions H.Vial, 2011. (In Fr.).
19. Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. (In Fr.).
References
1. Caccia R. Mobili d'antiquariato. - Santarcangelo di Romagna: Gruppo Editoriale, 2007. (In It.).
2. Chanson L. Traité d'ébénisterie. - Dourdan: Editions H.Vial, 2011. (In Fr.).
3. Durand J., Bimbenet-Privat M., Dassas F. Décors, mobilier et objets d'art du musée du Louvre. De Louis XIV à Marie-Antoinette. -Paris: Somogy éditions d'art, 2014. (In Fr.).
4. Faniel S. Le XVIIIème siècle français. - Paris: Hachette, 1957. (In Fr.).
5. Forray-Carlier А. Le mobilier du musée Carnavalet. - Dijon: Editions Faton, 2000. (In Fr.).
6. Germond F. L'ébéniste restaurateur. - Dourdan: Editions H.Vial, 2014. (In Fr.).
7. Gillet R. La menuiserie en sièges. - Dourdan: Editions H.Vial, 2007. (In Fr.).
8. Hillerin J. Marie A. Styles de France. Objets et collections de 1610 à 1920. - Paris: Le rayonnement français, 1960. (In Fr.).
9. Jullian P. Le style Louis XVI. - Paris: Baschet et Cie, 1983. (In Fr.).
10. Kjellberg P. Le meuble français et européen du Moyen Age à nos jours. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2011. (In Fr.).
11. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. (In Fr.).
12. Mabille G. Le style Louis XV. - Paris: Baschet et Cie, 1978. (In Fr.).
13. Magne H.M. Lemobilier français. Les sièges. - Dourdan: Editions H.Vial, 1997. (In Fr.).
14. Miller J. Furniture. - London: Dorling Kindersley Limited, 2005. (In Engl.)
15. Ossut C. Le siège et sa garniture. - Dourdan: Editions H.Vial, 2003. (In Fr.).
16. Pallot B.G.B. L'art du siège au XVIIIème siècle en France. - Courbevoie: ACR-Gismondi Editeurs, 1987. (In Fr.).
17. Storck J. Dictionnaire pratique de Menuiserie-Ebénisterie-Charpente. -Dourdan: Editions H.Vial, 2006. (In Fr.).
18. Trautwein J.-J. Sièges, fauteuils et canapés. Techniques du tapissier décorateur. - Dourdan: Editions H.Vial, 2011. (In Fr.).
19. Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. (In Fr.).
Опубликовано в Вестнике Кемеровского государственного университета культуры и искусств, № 4 2023 год