ЦИЯ [ ФРАНЦУ
L-«rr >ОБНИЦЫ
» ИЗ БОЛЬШО]
ИЯ И ТЗЯТТТНЫ
Алина Булгакова,
к.п.н., директор МИКН
АННОТАЦИЯ: В статье представлены результаты атрибуции французского комода-«гробницы» эпохи Рококо из Большого собрания изящных искусств ASG. На основании клейма, декоративного оформления комода, рисунков наборов маркетри, накладок и сорта мрамора прослеживается его происхождение из крупнейшей парижской мастерской XVIII столетия.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: комод-«гробница», эбенист, Рококо, мастерская, набор маркетри, накладка, авторское клеймо.
ABSTRACT: the article presents the results of attribution of the french dresser - «tomb» rococo from the Grand Assembly of Fine Arts ASG .
KEYWORDS: «tomb» chest of drawers, ebony, Rococo, workshop, marquetry set, overlay, author's stamp.
ВВЕДЕНИЕ (INTRODUCTION)
В Большом собрании изящных искусств ASG хранится комод-«гробница» (фр. en tombeau) эпохи Рококо. Прототипами данной формы мебели послужили древние гробницы и саркофаги. Комоды эти имели вогнуто-выгнутый контур. В отличие от других комодов они обладали удлинённой формой с незначительным изгибом боковых сторон.
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Франция, 1740 годы
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза,
красный мрамор с белыми и серыми прожилками и
пятнами (Rouge royal)
87x131x67 см
БСИИ ASG, инв. № 12-2073
Комод-«гробница» из собрания ASG имеет четыре ящика с имитацией шести. Царга с тремя выступами декорирована «арбалетом» золочёной бронзы, состоящим из пальметты и листьев аканта. Набор маркетри палисандра и розового дерева образован центрально-симметричными диагональными композициями. Неподвижные ручки украшены цветами, акантом и расходящимися лучами. На центральных «личинках» - накладки в виде рокайлей с растительным орнаментом. На углах и передних ножках - также накладки в виде рокайлей, листьев и картушей.
В левом углу у задней стенки деревянной столешницы данного комода стоит клеймо Шеваллье (Chevallier). Клеймо сохранилось плохо, инициалы мастера утрачены, а возможно и вовсе отсутствовали. В этих условиях для атрибуции авторства данного комода необходимо установить имя мастера-эбениста, кому принадлежал этот штамп, а также провести стилистический анализ его декоративного оформления.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ (MATERIALS
AND METHODS)
В период Рококо и Транзисьон работали два брата Шеваллье - Жан-Матье (старший) и Шарль (младший). Оба имели классические авторские линейные клейма, состоящие из фами-
лии и инициалов. Эксперты аукционного дома «Millon&Associés», у которого в 2011 году был приобретён данный комод, склонны полагать, что его автором является Жан-Матье Шевал-лье (Chevallier, Jean-Mathieu, 1694 - 1768). Он получил звание мастера 5 марта 1743 года. В начале карьеры торговал мебелью на улице де Гренель под вывеской «La Croix Chevalier» (рус. «Крест Шеваллье»). После получения звания мастера выполнял заказы для резиденции герцога де Тальмона и замка Вилльжёни Луизы-Анны де Бурбон-Конде. В 1745 году, возможно, сотрудничал с Андре Шарлем Булем II. После смерти эбениста его мастерская прекратила существование, однако мебельный магазин продолжал работать под управлением вдовы в течение восьми лет [5, с. 195].
Клеймо Шеваллье на комоде Большого собрания изящных искусств ASG, инв. № 12-2073
Шеваллье-старший специализировался на изготовлении классических моделей мебели в стиле Людовика XV и Транзисьон, обладающих гармоничными формами: комодов, секретеров, шкафов, угловой мебели. Украшал их маркетри в виде цветов, перевязанных лентой, листьев или геометрических мотивов. В качестве фонов для композиций он чаще всего выбирал розовое дерево (фр. bols de rose), а для изображения цветов и стеблей - светлые породы древесины. Цветочные маркетри в исполнении мастера изобильны, но настолько умело скомпонованы, что не производят впечатления перегруженности. В плане применения бронзовой фурнитуры Шеваллье всегда сдержан [5, с. 195]. Эбенист не использовал больших рокайльных накладок, которые в период правления Людовика XV зачастую представляли собой каскад из зубчатых раковин, пучков листвы, пальм, шкур животных, собранных в складки, разнообразных по форме завитков, а также имитаций фактур камней, мхов и морской пены, словно «обволакивающих» фасады и углы изделий. У Шеваллье практически всегда присутствует лишь несколько накладок на «личинках», углах, царге и основаниях ножек. В качестве примера приведём фото двух комодов из большой энциклопедии Пьера Кельбер-га (Pierre Kjellberg) «Le mobilier français du XVIIIe siècle» [5, с. 195 - 196].
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Франция, XVIII век (период Рококо) 87x115x60 см
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Франция, XVIII век (период Рококо)
Сатиновое (атласное) дерево, амарант (фиолетовое
дерево)
88,5x159x68 см
Шеваллье-старший часто обращался и к геометрическим наборам маркетри, а также к филенкам. Геометрические композиции он чаще всего применял на комодах-«гробницах», изготовленных в период правления Людовика XV, однако декорированных ещё в традициях искусства Регентства. Большая часть этих комодов изготовлена в 1740-е годы. К такой группе изделий относится и комод из Большого собрания изящных искусств ASG.
Авторское клеймо Жана-Матье Шеваллье эпохи Рококо состоит из фамилии мастера и инициалов его имени с точками. В нашей статье мы приведем факсимиле этого клейма из монографии французского историка искусств Пьера Верле (Pierre Verlet) «Les meubles français du XVIII siècle» [7, с. 176]. Однако на раннем этапе карьеры в период Регентства эбенист использовал клеймо в виде инициалов его имени и фамилии: «JMC». Причем в обоих клеймах первая буква его имени Jean больше напоминала «I», нежели «J». Примером раннего клейма может служить штамп на комоде-«гробнице» эпохи Регентства. Этот комод, так же, как и комод из собрания ASG, имеет четыре ящика с идентичным расположением.
Штамп Шарля Шеваллье (Chevallier, Charles, около 1700 - 4 февраля 1771) также состоит из фамилии и инициала имени, оканчивающегося упрощённой розеткой [5, с. 194]. Эбенист работал на улице Бак. Получил звание мастера
1-М. CHEVALLIER
Факсимиле клейма Жана-Матье Шеваллье (4 - 5 мм)
с^сме values
Факсимиле клейма Шарля Шеваллье
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Франция, первая половина XVIII века (период Регентства)
Розовое дерево, золочёная бронза
Авторское клеймо Жана-Матье Шеваллье периода Регентства на комоде
до 1738 года. Он изготавливал мебель в стиле Людовика XV и Транзисьон, декорируя её композициями маркетри с изображениями цветов, листьев и геометрических орнаментов. Часто покрывал свои изделия китайскими лаками и их имитациями. В музее Карнавале экспонируется небольшой секретер в стиле Транзисьон, изготовленный Шарлем Шеваллье [3, 132 -133]. Рядом с его авторским клеймом стоит штамп Жана Лапи (Lapie, Jean, получил звание мастера в 1762 году), который, вероятно, реставрировал его. Те же два клейма стоят на аналогичном небольшом секретере, проданном на аукционе «Hôtel Drouot» в 1986 году. И наконец еще один секретер периода Людовика XV, декорированный цветами по фону из палисандра, проходил на аукционе в Париже в декабре 2000 года [5, с. 194].
Шеваллье, Шарль Небольшой секретер 100,5x45x35 см
Проходил на аукционе в Париже 4 декабря 2000 года
На сегодняшний день до нас дошло мало предметов Шарля Шеваллье. Заказы его мастерской, по-видимому, были не столь многочисленны, в отличие от его старшего брата. Однако, по мнению Пьера Кельберга, именно Шарль Шеваллье использовал для своей продукции штамп без инициала, как на комоде из собрания ASG [5, с. 194]. В связи с этим мебель, созданную в мастерской братьев, часто путают и атрибутируют неверно. Для того чтобы с полной определённостью говорить об авторстве комода из Большого собрания изящных искусств ASG необходимо провести стилистический анализ других изделий братьев и сопоставить их с его убранством (рисунок наборов маркетри, характерная форма предметов, выбор определённой фурнитуры и т.д.).
Предметы братьев мебельщиков в крупных музейных собраниях Европы не столь многочисленны. Сегодня в основном они проходят на аукционных торгах. В Музее декоративного искусства Парижа хранится небольшой секретер с маркетри из амаранта и сатинового дерева Жана-Матье Шеваллье. Он был создан в эпоху Людовика XV. В Национальной галерее искусств США находится комод, изготовленный в 1743 -1744 годах. Данный комод является исключи-
Шеваллье, Жан-Матье Комод
1743 - 1744 годы
Дуб, розовое дерево, палисандр, сикомор, амарант, самшит, золочёная бронза, мрамор 85x139x64,5 см
Национальная галерея искусств, США
тельным для творчества Шеваллье-старшего, поскольку имеет богатый декор из золочёной бронзы по фасаду. Здесь представлены две фигуры китайцев и переплетающиеся длинные побеги. Этот орнаментальный мотив пришёл в декоративно-прикладное искусство Франции эпохи Рококо из Англии и получил название «серпантин» (фр. «serpentine»). Он представляет собой непрерывную извилистую линию, обрамляющую фасад предмета мебели.
Данный комод из галереи искусств является несомненно одним из лучших и блестяще оформленных произведений Жана-Матье Шеваллье. Остальные предметы, вышедшие из его мастерской, декорированы значительно проще, но при этом с элегантной сдержанностью. Чаще всего это были комоды разной конструкции. Однако излюбленной формой мастера оставался ко-мод-«гробница». В ходе исследования мы выявили три комода-«гробницы» Шеваллье, конструкция которых и декоративное решение близки комоду из Большого собрания изящных искусств ASG. Все они были выполнены во время правления Людовика XV. Комоды имеют практически одинаковые размеры, их боковые части S-образ-но изогнуты, ножки с близкими накладками на основаниях чуть отведены в стороны под углом, ящики декорированы диагональными наборами маркетри из двух пород древесины. Для композиций эбенист выбирал чаще всего палисандр и розовое дерево. Фигурные филенки в центре ящиков он изготавливал из более светлого розового дерева, обрамляя его палисандром. Кроме этого, постоянен Шеваллье был и в выборе сортов мрамора для столешниц комодов - это практически всегда была красная брекчия.
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Авторское клеймо в правом фасадном углу Франция, 1745 год
Палисандр, золочёная бронза, красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами Торговый дом «David Foord-Brown & Sean Barry», Уэст-Сассекс, Англия
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Авторское клеймо «J.M. Chevallier» на передней царге Франция, XVIII век (период Рококо) Палисандр, амарант, золочёная бронза, красный мрамор с белыми прожилками и пятнами
84x130x65 см
Проходил на аукционе «Conan Hôtel d'Ainay», 13.06.2020 года, Лион, лот 311
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Авторское клеймо «J.M. Chevallier» Франция, около 1740 года
Дуб, палисандр, золочёная бронза, красный мрамор с белыми прожилками и пятнами 89x148x68 см
Аукционный дом Dannenberg, декабрь 2018 года, Берлин, лот 1351
Однако в плане декоративного оформления комоду-«гробнице» из собрания ASG ближе всего небольшой комод Жана-Матье Шеваллье на два ящика с высокими ножками (аукцион «Hermann Historica», Мюнхен). Он также декорирован композициями из палисандра и розового дерева. На ящиках идентичные фигурные филенки (розовое дерево). Они имеют прямоугольную форму со скруглёнными углами и мысиками посредине. Помимо этого на центральных «личинках» данных комодов Шеваллье применил одни и те же накладки в форме рокайлей. На комоде с аукциона стоят два таких же клейма «Chevallier» без инициалов, как и на комоде из собрания ASG. Один из авторских штампов проставлен также под мраморной столешницей в левой части.
Композиция маркетри на ящике комода Жана-Матье Шеваллье
Фото сделано во время реставрации БСИИ ASG, инв. № 12-2073
Шеваллье, Жан-Матье Комод
Два авторских клейма «Chevallier» Франция, около 1750 года Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза, красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами 83,5x92x52 см
Проходил на аукционе «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
Клеймо Жана-Матье Шеваллье на комоде Аукцион «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
Накладка на «личинке» по центру комода Жана-Матье Шеваллье
Аукцион «Hermann Historica», Мюнхен, 13 ноября 2019, лот 2390
Накладка на «личинке» по центру комода Жана-Матье Шеваллье БСИИ ASG, инв. № 12-2073
'■Jfv* 1М
•ГГГ /i
--г/ /V t. • ( r
t.
m
i я
Эксперты аукциона «Hermann Histórica» атрибутировали комод с клеймом «Chevallier» без инициалов как работу старшего брата. Оба мастера были указаны в Альманахе 1769 года (Almanac d'indication) в качестве ведущих эбе-нистов Франции. Они работали вместе в одной мастерской и, конечно, их работы были близки друг другу. Однако старший брат был более одарённым. Именно он создавал эскизы будущих изделий и притворял их в жизнь, тогда как Шарль Шеваллье выступал чаще в роли управляющего мастерской и магазином. При этом Шеваллье-младший имел свой круг заказчиков. В 1748 году по заказу маркизы де Помпадур для замка Шато де ля Сель он изготовил пару комодов. Они расписаны лаками в стиле шинуазри, а фасады украшены «серпантином». Для комодов Шарль Шевал-лье выбрал столешницы всё того же красного брекчиевидного мрамора, который не слишком удачно сочетается с бело-голубой гаммой росписей. На комодах стоят авторские клейма Шеваллье, но некоторые исследователи склонны полагать, что авторами их являются другие мастера: столярные работы выполнил Матье Криэр (Criaerd, Mathieu, 1689 - 1776), а лаковые росписи - Алексис Пейротт (Peyrotte, Alexis, 1699 - 1769).
Шеваллье, Шарль Парные комоды 1748 год
Шато де ля Сель, коммуна Ла-Сель-Сен-Клу
После смерти Шеваллье-младшего в его мастерской осталось много незавершённых предметов. Так, например, сохранилось более сотни каркасов комодов, сорок заготовок для секретеров, девять шкафов-секретеров, которые он продавал по 70 ливров каждый. Были здесь и две ширмы из шести частей в китайском стиле, расписанные коромандельским лаком, каждая стоимостью 144 ливра.
Шарль Шеваллье, так же, как и его старший брат, изготовил много комодов разной конструкции, в том числе и «гробницы». Один из них находится в Кедлстон-холле (Дербишир). Этот комод-«гробница» на четыре ящика выполнен из палисандра и имеет авторское клеймо «С. Chevallier» на каркасе.
По рисунку наборов маркетри комоду из собрания ASG ближе всего комод Шарля Шеваллье периода Людовика XV, проходивший на аукционе «Antiques and Art-Lion» в Вейхерово
Шеваллье, Шарль Комод
Два авторских клейма «С. Chevallier» справа в
фасадном углу и у задней стенки деревянной
столешницы
Франция, 1740 годы
90x120x67 см
Торговый дом IstDibs
Клеймо Шарля Шеваллье на комоде Шато де ля Сель, коммуна Ла-Сель-Сен-Клу
(Польша). Композиции выполнены из палисандра и розового дерева. Аналогичны не только наборы на ящиках, но и по центру, где «личинки». Здесь они представляют собой два прямоугольника: светлый (розовое дерево) - внутри и более тёмный (палисандр) в виде рамки -снаружи. Похожи и рокайльные накладки на изогнутых боковых частях комодов.
Шеваллье, Шарль Комод
Авторское клеймо «С. Chevallier»
Франция, XVIII век (период Рококо)
Палисандр, розовое дерево, золочёная бронза,
красный мрамор с белыми и серыми прожилками и
пятнами
85x130x65 см
Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
Шеваллье, Шарль Комод
Авторское клеймо «CChevaMier» на каркасе 1740 годы
Палисандр, падуб, дуб, золочёная бронза, красный мрамор с белыми и серыми прожилками и пятнами 89x129x64 см Кедлстон-холл, Дербишир
Клеймо Шарля Шеваллье на комоде Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
Композиции маркетри на ящиках и по центру фасада
комода Шарля Шеваллье
Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion»,
Вейхерово
Бронзовые накладки на боковой части комода Шарля Шеваллье Проходил на аукционе «Antiques and Art-Lion», Вейхерово
Бронзовые накладки на боковой части комода Жана-Матье Шеваллье БСИИ ASG, инв. № 12-2073
ЛИТЕРАТУРНЫЙ ОБЗОР (LITERATURE
REVIEW)
При атрибуции комода-«гробницы» из Большого собрания изящных искусств ASG мы использовали два фундаментальных научных труда по французской мебели XVIII века из библиотеки Международного института культурного наследия. Энциклопедия Пьера Кель-берга «Французская мебель XVIII века» («Le mobilier français du XVIIIe siècle») помогла нам установить основные биографические данные о братьях Шеваллье. На странице 194 приводится факсимиле клейма Шарля Шеваллье, благодаря которому мы имели возможность сравнить клеймо на комоде из собрания ASG с эталоном. В книге опубликованы фотографии произведений мебельщиков из европейских музеев и с аукционных торгов, которые мы разместили в тексте статьи. На основании сведений об авторских стилях братьев проанализировали рисунок наборов маркетри и характер применения металлической фурнитуры в их мебели. Данное издание, на сегодняшний день является наиболее авторитетным, полным и информативным сборником материалов по парижским эбенистам XVIII столетия.
Редкая книга Пьера Верле «Французская мебель XVIII века» («Les meubles français du XVIII siècle») была опубликована в Париже издательством Presses Universitaires de France в 1982 году. Издание состоит из четырёх частей: «Характеристика французского общества и искусства XVIII века», «Мебельщики и столярное искусство», «Мастера эбенисты», «Коллекции и коллекционеры». Каждая часть имеет по несколько глав. В книге Верле, так же, как и у Пьера Кельберга, опубликованы факсимиле авторских клейм эбенистов. Примечательно, что здесь все факсимиле приводятся списком начиная от самых маленьких (4 мм в высоту) и по возрастающей до самых больших (8 мм в высоту). Факсимиле штампа Жана-Матье Шеваллье опубликовано на странице 176.
Недостатком данных литературных источников, осложняющим наше атрибутационное исследование, является то, что в них не опубликованы фотографии клейм мастеров-эбе-нистов, а лишь их факсимиле. В нашей статье мы приводим фотографию клейма на комоде из собрания ASG, а также снимки штампов братьев Шеваллье из открытых интернет источников.
Остальные литературные источники являются вспомогательными. Их мы использовали при составлении описаний наборов маркетри, декора бронзовой фурнитуры, а также характеристике орнаментальных мотивов и видов мебельных изделий эпохи Рококо.
РЕЗУЛЬТАТЫ (RESULTS)
В результате нашего исследования мы можем сделать вывод, что изделия братьев Шеваллье, в частности комоды, в формообразующем и декоративном решении близки друг другу, что вызывает ошибки при их атрибуции. Близость эта, а также заимствование друг у друга элементов оформления (наборы маркетри, металлические накладки, сорта мрамора) объясняются тем, что эбенисты были не просто родственниками, но работали в одной мастерской. Несмотря на то, что младший из братьев получил звание мастера раньше, ведущим эбенистом мастерской был Жан-Матье Шеваллье, т.к. он был более талантливым и творчески самостоятельным
мебельщиком. Шарль Шеваллье был лучшим администратором. Мебель в его исполнении отличается упрощенностью форм, безыскус-ностью оформления и меньшим изяществом, нежели изделия его старшего брата.
Таким образом, мы атрибутируем комод-«гробницу» из Большого собрания ASG как работу Жана-Матье Шеваллье. Так же, на основании приведенных аналогов, мы уточнили и хорологию его создания - 1740 годы, поскольку большинство подобных комодов было изготовлено мастером именно в этот период.
ОБСУЖДЕНИЕ (DISCUSSIONS)
Комод-«гробница» из Большого собрания изящных искусств ASG ближе продукции Жа-на-Матье Шеваллье. Его формы и пропорции гармоничны и хорошо сбалансированы. Накладки отличаются высоким качеством отливки и чеканки. Наборы маркетри тонко и мастеровито исполнены. На комоде стоит клеймо «Chevallier» без инициалов имени. Такой же штамп проставлен и на комоде с аукциона «Hermann Histórica» в Мюнхене, атрибутированном Жаном-Матье. При этом французский исследователь Пьер Кельберг, утверждает, что именно Шарль Шеваллье использовал для своей продукции штамп без инициала [5, с. 194]. Однако, авторских клейм Шарля Шеваллье без инициала имени нами выявлено не было. Это обстоятельство служит ещё одним аргументом в пользу авторства старшего из братьев.
Комоды с аукциона и собрания ASG роднят идентичные наборы маркетри с филенками розового дерева на ящиках, абсолютно одина-
ковые рокайльные накладки на центральных «личинках», а также местоположения клейм в левой части деревянных столешниц. Комод Шарля Шеваллье с аукциона «Antiques and Art-Lion» в Вейхерово имеет аналогичный набор маркетри и схожие накладки на боковых частях. Данные приёмы декора мастер мог перенять у своего старшего брата. Притом комод с польского аукциона по сравнению с предметом из собрания ASG имеет куда более выраженный вогнуто-выгнутый контур, что придаёт ему излишнюю громоздкость.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ (CONCLUSIONS)
В Большом собрании изящных искусств ASG находятся как минимум 88 клеймённых предметов мебели XVIII века. Число их возрастает, поскольку многие из этих клейм находятся в труднодоступных местах и обнаруживаются только в ходе реставрационных работ. Данная коллекция уникальна и невероятно обширна не только по меркам частных, но и государственных музеев России.
Наше исследование вносит большой вклад в изучение французской мебели XVIII века, поскольку в нём мы привели не просто факсимиле авторских клейм братьев Шеваллье, но и их фотографии на предметах из собрания ASG, музеев и с аукционов, а также указали их местонахождение на предметах. Эти данные чрезвычайно важны для атрибуции мебели. Увеличение числа подобных исследований с аналогичной информацией поможет систематизировать материалы по мебели Франции XVIII столетия.
Перепечатано из Вестника Казанского государственного института культуры и искусств, №2 2023 год
Список литературы (References)
1. Durand J., Bimbenet-Privat M., Dassas F. Décors, mobilier et objets d'art du musée du Louvre. De Louis XIV à Marie-Antoinette. - Paris: Somogy éditions d'art, 2014. - 554 p.
2. Faniel S. Le XVIIIème siècle français. - Paris: Hachette, 1957. - 232 p.
3. Forray-Carlier А. Le mobilier du musée Carnavalet. - Dijon: Editions Faton, 2000. - 320 p.
4. Kjellberg P. Le meuble français et européen du Moyen Age à nos jours. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2011. - 575 p.
5. Kjellberg P. Le mobilier français du XVIIIème siècle. Dictionnaire des ébénistes et des menuisiers. - Paris: Les Editions de l'Amateur, 2002. - 927 p.
6. Mabille G. Le style Louis XV. - Paris: Baschet et Cie, 1978. - 192 p.
7. Verlet P. Les meubles français du XVIII siècle. - Paris: Presses Universitaires de France, 1982. - 299 p.
8. Wiegandt C-P. Mobilier. Régence. Louis XV. Transition. Louis XVI. - Paris: Editions Massin, 2010. - 191 p.