Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ'

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
44
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС / РЕГИСТРАЦИОННОЕ ПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулаков Николай Андреевич, Темников Алексей Юрьевич, Шельпяков Анатолий Алексеевич

Исследование посвящено некоторым проблемам административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения. Авторы рассматривают функции регистрационного производства в отношении транспортных средств, а также значение данного административно-процессуального института для обеспечения безопасности дорожного движения. В статье авторы формулируют ряд предложений по модернизации законодательства об административной ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулаков Николай Андреевич, Темников Алексей Юрьевич, Шельпяков Анатолий Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DRIVING A VEHICLE NOT REGISTERED IN ACCORDANCE WITH THE ESTABLISHED PROCEDURE

The study focuses on some problems of administrative and legal regulation in the field of road safety. The author considers the functions of registration proceedings in relation to vehicles, as well as the importance of this administrative and procedural institute for ensuring road safety. In the article, the author formulates a number of proposals for the modernization of legislation on administrative responsibility for driving a vehicle that is not registered in the prescribed manner.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_4_244

ПРОБЛЕМЫ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА УПРАВЛЕНИЕ ТРАНСПОРТНЫМ СРЕДСТВОМ, НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫМ В УСТАНОВЛЕННОМ ПОРЯДКЕ PROBLEMS OF ADMINISTRATIVE RESPONSIBILITY FOR DRIVING A VEHICLE, NOT REGISTERED IN ACCORDANCE WITH THE ESTABLISHED PROCEDURE

КУЛАКОВ Николай Андреевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru;

ТЕМНИКОВ Алексей Юрьевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Санкт-Петербургского университета МВД России.

199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9.

E-mail: temal.x@mail.ru;

ШЕЛЬПЯКОВ Анатолий Алексеевич,

доцент кафедры административной деятельности органов внутренних дел Санкт-Петербургского университета МВД России. 199034, Россия, г. Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9. E-mail: s19511951@mail.ru;

KULAKOV Nikolay Andreevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya nab., 7/9. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru;

TEMNIKOV Alexey Yuryevich,

Candidate of Law, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya nab., 7/9. E-mail: temal.x@mail.ru;

SHELPYAKOV Anatoly Alekseevich,

Associate Professor of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 199034, Russia, St. Petersburg, Universitetskaya nab., 7/9. E-mail: s19511951@mail.ru

Краткая аннотация. Исследование посвящено некоторым проблемам административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения. Авторы рассматривают функции регистрационного производства в отношении транспортных средств, а также значение данного административно-процессуального института для обеспечения безопасности дорожного движения. В статье авторы формулируют ряд предложений по модернизации законодательства об административной ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Abstract. The study focuses on some problems of administrative and legal regulation in the field of road safety. The author considers the functions of registration proceedings in relation to vehicles, as well as the importance of this administrative and procedural institute for ensuring road safety. In the article, the author formulates a number of proposals for the modernization of legislation on administrative responsibility for driving a vehicle that is not registered in the prescribed manner.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; административная ответственность; административный процесс; регистрационное производство.

Keywords: road safety; administrative responsibility; the administrative process; registration proceedings.

Дата направления статьи в редакцию: 05.02.2022

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения не теряет своей актуальности, как для Российской Федерации, так и для мирового сообщества в целом. По данным Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно в результате дорожно-транспортных происшествий (далее - ДТП) погибают более 1,2 миллиона человек и 50 миллионов получают травмы разной степени тяжести. В результате ДТП и сопутствующего им травматизма экономические потери, в среднем, в Европе оцениваются как 2% от ВВП. Уровень смертности на дорогах по прогнозам исследователей к 2030 году переместится с 9-го на 5-е место в списке причин смерти, сокращения жизни и увеличения числа нетрудоспособных, обогнав туберкулез и ВИЧ инфекции1.

В Российской Федерации согласно официальной статистике соответствующие показатели имеют тенденцию к некоторому снижению. Статистика демонстрирует общую положительную динамику основных показателей аварийности (в 2017 г. количество ДТП составило 169432, в 2018 г. - 168099, в 2019 г. - 147738, в 2020 - 120670; в 2017 г. количество погибших - 19088, в 2018 г. - 18214, в 2019 г. - 15158, в 2020 г. - 13457;

1Дингес Э.В. Методы планирования и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения: монография / Э.В. Дингес. М.: МАДИ, 2016. С.3.

Административное право; административный процесс

в 2017 г. количество раненых - 215374, в 2018 г. - 214853, в 2019 г. - 189671, в 2020 г. - 151641)1.

Вместе с тем, определенные успехи в области снижения летальности и травматизма на дорогах на данном историческом этапе не означают, что следует снижать активность поиска новых и модернизации действующих правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в области безопасности дорожного движения. К обеспечению безопасности участников дорожного движения необходимы более тонкие подходы, основанные на системном анализе причин и условий дорожно-транспортных происшествий.

Важнейшее значение в рассматриваемой области сохраняет такой административно-процессуальный институт, как регистрационное производство. Регистрационно-эксплуатационная дисциплина в области безопасности дорожного движения играет важнейшую превентивную роль. Все транспортные средства, являясь источником повышенной опасности, должны быть зарегистрированы в установленном порядке. Это необходимо для их идентификации транпспортного средства, его «привязке» к собственнику.

Регистрация транспортных средств, соблюдение установленных при эксплуатации правил является элементом государственной контрольно-надзорной деятельности в области безопасности дорожного движения. Совершенно логично, что за нарушение указанных правил должна наступать административная ответственность. В соответствии с частью первой ст. 12.1 КоАП РФ предусматривается наступление административной ответственности за управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке.

Рассматривая санкцию статьи 12.1 КоАП РФ, следует обратить внимание на то, что ввиду низкого размера административного штрафа (от 500 до 800 р.) данная норма используется как возможность уклонения от уплаты транспортного налога (в первую очередь это актуально для владельцев мощных автомобилей с большими объемами двигателей). Не сложно заметить, что транспортный налог в несколько раз выше санкции, предусмотренной в ч. 1 ст. 12.1 КоАП РФ. Также отсутствие регистрации в установленном порядке это возможность избежать систем фото и видеофиксации правонарушений, работающих в автоматическом режиме2.

При этом родовым объектом анализируемого состава правонарушения является безопасность дорожного движения, а не налоговые или финансовые правоотношения. Регистрация транспортного средства - важнейший элемент обеспечения безопасности дорожного движения. Налоговый учет транспортных средств - лишь одна из многочисленных функций регистрационного производства в отношении транспортных средств. Основная же функция - возможность идентифицировать транспортное средство и личность виновника нарушения правил дорожного движения и это, несомненно, функция, направленная на профилактику дорожно-транспортных происшествий.

На наш взгляд, общественная опасность управления транспортным средством без регистрации достаточно велика, так как может служить способом сокрытия других более серьезных правонарушений, а также способом ухода от юридической ответственности при управлении транспортным средством. В таком виде на сегодняшний день санкция рассматриваемой статьи не способна обеспечить достижения целей административного наказания - частной и общей превенции правонарушений.

По нашему мнению, по части первой ст. 12.1 КоАП РФ следует предусмотреть в качестве дополнительного наказания за данное правонарушение лишение права управления транспортным средством на срок от одного до трех месяцев. Вероятность лишения права управления транспортным средством для многих водителей станет фактором, который выработает четкую установку на запрет эксплуатации незарегистрированного транспортного средства.

При этом, безусловно, останется категория водителей с большей степенью правового нигилизма, для которых может потребоваться еще более интенсивная степень правового воздействия. Поэтому видится правильным в дополнении к выдвинутому предложению увеличить санкцию по части 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за повторное совершение анализируемого правонарушения. Считаем, что срок лишения права управления транспортным средством, предусмотренный санкцией части 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ, следует увеличить до одного года.

В контексте предлагаемых изменений важно обсудить еще одну проблему. На практике вероятны случаи, когда водители - работники организации или индивидуального предпринимателя вынуждены выходить на линию на транспортном средстве, не зарегистрированном в установленном порядке по распоряжению руководителя. Для защиты прав водителей, которые вынуждены в силу распоряжения работодателей управлять незарегистрированным транспортным средством, необходимо дополнить ст. 12.1 КоАП РФ подпунктом 1.2, в котором предусмотреть ответственность должностных и юридических лиц за выпуск на линию транспортного средства, незарегистрированного в установленном порядке. Вид и мера административной ответственности - предмет отдельной дискуссии.

Одновременно с этим примечание к ст. 12.1 КоАП РФ следует дополнить абзацем вторым следующего содержания: «водитель не несет ответственности за предусмотренное настоящей статьей правонарушение, если он находится в трудовых отношениях с работодателем -владельцем транспортного средства и управляет транспортным средством в рамках трудового задания. В таких случаях административную ответственность несет должностное и (или) юридическое лицо - собственник транспортного средства в соответствии с частью 1.2 настоящей статьи».

Таким образом, в ходе проведенного исследования установлено, что ст. 12.1 КоАП РФ в действующем юридико-техническом варианте не способна обеспечить достижения целей административного наказания. Недостаточный размер санкции рассматриваемой правовой нормы создает предпосылки для игнорирования собственниками транспортных средств регистрационных требований с целью ухода от уплаты транс-

1 Официальная статистика ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/, - (дата обращения: 01.02.2021).

Семенов Н.С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. № 1. С. 257.

портного налога, а также видеофиксации нарушений правил дорожного движения в автоматическом режиме.

В связи с этим предлагается скорректировать санкцию части первой ст. 12.1 КоАП РФ и предусмотреть в качестве дополнительного наказания за данное правонарушение лишение права управления транспортным средством на срок от одного до трех месяцев. В дополнении к выдвинутому предложению предлагаем увеличить санкцию по части 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ, которая предусматривает ответственность за повторное совершение анализируемого правонарушения. Считаем, что срок лишения права управления транспортным средством, предусмотренный санкцией части 1.1 ст. 12.1 КоАП РФ, следует увеличить до одного года.

Кроме того, в целях соблюдения прав водителей-работников в рамках трудовых правоотношений необходимо дополнить ст. 12.1 КоАП РФ подпунктом 1.2, в котором предусмотреть ответственность должностных и юридических лиц за выпуск на линию транспортного средства, незарегистрированного в установленном порядке.

Библиогра фия:

1. Дингес Э.В. Методы планирования и оценки эффективности мероприятий по повышению безопасности дорожного движения: монография / Э.В. Дингес. М.: МАДИ, 2016. С.3.

2. Семенов Н.С. О некоторых проблемах применения административного принуждения в целях обеспечения безопасности дорожного движения // Общество и право. 2010. № 1. С. 257.

3. Официальная статистика ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/, - (дата обращения: 01.02.2021).

References:

1. Dinges E.V. Methods of planning and evaluating the effectiveness of measures to improve road safety: monograph / E.V. Dinges. M.: MADI, 2016. p.3.

2. Semenov N.S. About some problems of the use of administrative coercion in order to ensure road safety // Society and law. 2010. No. 1. p. 257.

3. Official statistics of the Traffic Police of the Ministry of Internal Affairs of Russia on indicators of road safety in the Russian Federation [Electronic resource] / Access mode: http://stat .gibdd.ru /, - (accessed: 01.02.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.