Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ'

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
38
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / АДМИНИСТРАТИВНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / АДМИНИСТРАТИВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / АВТОГРАЖДАНСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СТРАХОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кулаков Николай Андреевич, Москаленко Станислав Александрович, Лиховенков Сергей Иванович

Исследование посвящено отдельным проблемам административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения. Авторы рассматривают функции института страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также значение данного института для обеспечения безопасности дорожного движения. В статье авторы формулируют ряд предложений по модернизации законодательства об административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании автогражданской ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Кулаков Николай Андреевич, Москаленко Станислав Александрович, Лиховенков Сергей Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF MOTOR LIABILITY INSURANCE

The study focuses on selected problems of administrative and legal regulation in the field of road safety. The authors consider the functions of the institute of liability insurance for owners of vehicles, as well as the importance of this institute for road safety. In the article, the authors formulate a number of proposals for the modernization of legislation on administrative liability for non-compliance with the requirements for compulsory insurance of motor liability.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_265

ПРОБЛЕМЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В ОБЛАСТИ СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ PROBLEMS OF LEGISLATION ON ADMINISTRATIVE OFFENSES IN THE FIELD OF MOTOR LIABILITY INSURANCE

КУЛАКОВ Николай Андреевич,

кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного права Санкт-Петербургского университета МВД России. 198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru;

МОСКАЛЕНКО Станислав Александрович,

кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Санкт-Петербургского университета МВД России.

198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

E-mail: qwerty22dj8@yandex.ru;

ЛИХОВЕНКОВ Сергей Иванович,

старший преподаватель кафедры административной деятельности органов внутренних дел

Санкт-Петербургского университета МВД России.

198206, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, 1.

E-mail: lsi1957@mail.ru;

KULAKOV Nikolay Andreevich,

Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Administrative Law St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: 2-kvadrat@mail.ru

MOSKALENKO Stanislav Aleksandrovich,

PhD in Law, Senior Lecturer at the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: qwerty22dj8@yandex.ru ;

LIKHOVENKOV Sergey Ivanovich,

Senior Lecturer of the Department of Administrative Activities of the Internal Affairs Bodies of the St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 198206, Russia, St. Petersburg, Pilyutov Pilot str., 1. E-mail: lsi1957@mail.ru

Краткая аннотация. Исследование посвящено отдельным проблемам административно-правового регулирования в области безопасности дорожного движения. Авторы рассматривают функции института страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, а также значение данного института для обеспечения безопасности дорожного движения. В статье авторы формулируют ряд предложений по модернизации законодательства об административной ответственности за несоблюдение требований об обязательном страховании автогражданской ответственности.

Abstract. The study focuses on selected problems of administrative and legal regulation in the field of road safety. The authors consider the functions of the institute of liability insurance for owners of vehicles, as well as the importance of this institute for road safety. In the article, the authors formulate a number of proposals for the modernization of legislation on administrative liability for non-compliance with the requirements for compulsory insurance of motor liability.

Ключевые слова: безопасность дорожного движения; административное законодательство; административная ответственность; автогражданская ответственность; страхование.

Keywords: road safety; administrative legislation; administrative responsibility; autocratic responsibility; insurance.

Дата направления статьи в редакцию: 05.02.2022

Дата публикации: 31.03.2022

Одним из важнейших элементов национальной безопасности является безопасность дорожного движения. Главной задачей государства в данной области является снижение смертности и травматизма на дорогах, уменьшение количества нарушений правил дорожного движения со стороны водителей и иных участников дорожного движения.

В Российской Федерации согласно официальной статистике соответствующие показатели имеют тенденцию к некоторому снижению. Статистика демонстрирует общую положительную динамику основных показателей аварийности (в 2017 г. количество ДТП составило 169432, в 2018 г. - 168099, в 2019 г. - 147738, в 2020 - 120670; в 2017 г. количество погибших - 19088, в 2018 г. - 18214, в 2019 г. - 15158, в 2020 г. - 13457; в 2017 г. количество раненых - 215374, в 2018 г. - 214853, в 2019 г. - 189671, в 2020 г. - 151641)1.

Вместе с тем, определенные успехи по снижению летальности и травматизма на дорогах на данном историческом этапе не означают, что следует снижать активность поиска новых и модернизации действующих правовых средств, направленных на предупреждение и пресечение правонарушений в области безопасности дорожного движения. При этом важно обеспечить цивилизованные механизмы возмещения вреда

1 Официальная статистика ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/, - (дата обращения: 01.02.2021).

ПРАВО И ГОСУДАРСТВО: теория и практика. 2022. № 3(207)

участникам дорожного движения, пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий. В связи с этим, особую роль играет институт обязательного страхования автогражданской ответственности.

Анализируемый институт направлен на обеспечение возмещения вреда лицам, пострадавшим в результате дорожно-транспортного происшествия. Неисполнение владельцем транспортного средства обязанности по страхованию автогражданской ответственности, а равно управление транспортным средством, если такое обязательное страхование заведомо отсутствует, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью второй ст. 12.37 КоАП РФ. Проблема, связанная с законодательным регулированием рассматриваемого состава административного правонарушения, связана с явной несоразмерностью предусмотренного административного наказания и материальной выгодой, получаемой правонарушителем в случае невыполнения установленных правил. Отметим, что данная проблематика и ранее становилась предметом научного обсуждения1.

Не секрет, что из всех видов административных наказаний в российской правовой действительности наиболее применяемым является административный штраф. Не является исключением в этом смысле и практика применения мер административной ответственности к нарушителям в области безопасности дорожного движения. Безусловно, административный штраф, как юридическое средство, может быть весьма эффективен для достижения целей административного наказания. Как отмечает М.П. Авдеенкова, административная ответственность в виде штрафа приобретает ярко выраженную направленность на причинение имущественного вреда правонарушителю, а также позволяет частично компенсировать вред, причиняемый государству административными правонарушениями. Это делает административную ответственность более адаптированной к условиям рыночной экономики2.

При этом важно понимать, что цель административного наказания - исключительно частная и общая превенция правонарушений. Компенсационная и фискальная функции административного наказания, фактически имеющие место в российской правовой действительности, не соответствуют сущности административного наказания. Оно направлено на перевоспитание нарушителя, а не на причинение ему имущественного вреда.

Тем не менее, для достижения цели в виде перевоспитания правонарушителя, предупреждения совершения им новых правонарушений, степень воздействия мер административной ответственности должна быть соразмерна тем негативным последствиям, которые несет конкретный вид нарушения для общества. В противном случае, о какой-либо эффективной превенции правонарушений вести речь будет сложно.

В этой связи отметим, что размер санкции по части второй ст. 12.37 КоАП РФ несоразмерен выгоде, которую может получить водитель, совершая соответствующее правонарушение. Этим зачастую руководствуются потенциальные правонарушители при выборе модели своего поведения.

Так, часть вторая ст. 12.37 КоАП РФ предусматривает санкцию в виде административного штрафа в размере 800 рублей. При этом на данную правовую норму распространяются положения ст. 32.2 КоАП РФ в части возможности уплаты административного штрафа в размере половины суммы наложенного штрафа в случае его оплаты не позднее двадцати дней с момента вынесения постановления по делу об административном правонарушении. Таким образом, штраф по данной статье может составить для правонарушителя всего 400 рублей.

В то же время согласно действующему законодательству Банк России устанавливает базовые ставки страховых тарифов, определяя их нижний и верхний пределы для каждого вида транспортного средства. Кроме того, Банк России определяет территориальные коэффициенты расчета страхового тарифа. Страховая компания вправе лишь определить размер страховой премии для каждого конкретного водителя (с учетом водительского стажа, истории нарушений правил дорожного движения и других критериев), но в пределах базовых ставок, установленных Банком России.

В соответствии с Указание Банка России от 28.07.2020 N 5515-У «О страховых тарифах по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств» базовой ставкой страхового тарифа для автомобилей категории «В», принадлежащих физическим лицам, является сумма от 2471 до 5436 рублей. В реальности же с учетом территориальных и иных коэффициентов стоимость полиса ОСАГО на среднестатистический легковой автомобиль редко бывает менее 8000 рублей. Помимо указанных преимуществ для водителя, несоблюдение требований о страховании ответственности позволяет последнему осуществить экономию за счет невыплаты повышающих коэффициентов, которые еще больше могут увеличить размер страховой премии (той суммы, которая подлежит уплате страховщику).

Таким образом, санкция, предусмотренная частью второй ст. 12.37 КоАП РФ не способна обеспечить достижения целей административного наказания. По нашему мнению данная санкция должна быть увеличена и привязана к размерам страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности. Подобный подход применен законодателем, например, в санкциях к ст. 7.27, 7.27.1 КоАП РФ, согласно которой размер штрафа обусловлен стоимостью предмета правонарушения. Аналогичный юридико-технический прием применяется в налоговом законодательстве (глава 16 Налогового Кодекса).

Нет никаких препятствий для применения аналогичного подхода и к ст. 12.37 КоАП РФ. Учитывая, что базовые тарифы могут в любой момент быть изменены решением Банка России, не имеет смысла определять санкцию в абсолютной величине. В связи с этим предлагаем внести изменения в действующее законодательство и предусмотреть, что административный штраф по части второй ст. 12.37 КоАП РФ должен быть равен двойному размеру максимального значения базовой ставки страхового тарифа для конкретного вида транспортного средства.

1 Смоляков А.И. К вопросу о необходимости учета экономических факторов при установлении размера административных наказаний за совершение правонарушений в области дорожного движения // Вестник Омской юридической академии. 2018. N 3. С. 351.

2Авдеенкова М.П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве // Современное право. 2008. N 3. С. 69.

Необходимость установления штрафа именно в двойном размере максимального значения базовой ставки страхового тарифа обусловлена тем, что, как отмечалось выше, при реальном расчете страховой премии страховая компания применяет также повышающие территориальные коэффициенты. Такие коэффициенты определяются в Указании Банка России. Таким образом, в различных регионах России для одного и того же автомобиля размер страховой премии может отличаться.

Но в любом случае даже при применении повышающего коэффициента стоимость страховой премии не превысит двойного размера максимального значения базовой ставки страхового тарифа, так как повышающие коэффициенты не столь велики. Как следствие, ни в одном из регионов РФ собственнику транспортного средства не будет выгодно игнорировать требования законодательства об обязательном страховании ответственности, так как потенциальный размер штрафа будет существенно выше страховой премии.

Отметим, что предлагаемые изменения не требуют внесения корректировок в общую часть, а именно в ст. 3.5 КоАП РФ, регламентирующую назначение административного штрафа. По общему правилу административный штраф исчисляется в рублях. Тем не менее, согласно подпункту первому части первой ст. 3.5 КоАП РФ штраф также может быть исчислен исходя из стоимости предмета административного правонарушения на момент окончания или пресечения административного правонарушения. Размер страховой премии, которая должна быть уплачена при страховании автомобиля, очевидно, и есть предмет административного правонарушения, предусмотренного ст. 12.37 КоАП РФ.

Если соответствующие изменения в законодательство будут приняты, то должностное лицо ГИБДД МВД России (а именно полиция рассматривает материалы по ст. 12.37 КоАП РФ) при расчете размера административного штрафа будет руководствоваться ст. 9 ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», а также Указанием Банка России от 28.07.2020 N 5515-У, в котором определены базовые тарифы. Например, для транспортного средства категории В, принадлежащего физическому лицу, на сегодняшний день размер максимального значения базовой ставки равен 5436 рублей. С учетом этого должностное лицо в Постановлении о назначении административного наказания укажет сумму, равную 10872 рубля, то есть абсолютно определенную величину.

Подволя итог, еще раз отметим, что санкция части второй ст. 12.37 КоАП РФ не способна обеспечить достижения целей административного наказания, так как ее недостаточный размер детерминирует уклонение собственников транспортных средств от соблюдения требований законодательства об обязательном страховании автогражданской ответственности. В связи с этим предлагаем рассчитывать административный штраф за рассматриваемое правонарушение кратно размеру максимального значения базовой ставки страхового тарифа для конкретного вида транспортного средства. Административный штраф по части второй ст. 12.37 КоАП РФ должен быть равен двойному размеру тарифа, который уплачивает водитель при страховании принадлежащего ему автомобиля.

Библиогра фия:

1. Авдеенкова М.П. Особенности развития административно-правовой ответственности в российском праве // Современное право. 2008. N 3. С. 69-75.

2. Официальная статистика ГИБДД МВД России о показателях состояния безопасности дорожного движения в Российской Федерации [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://stat.gibdd.ru/, - (дата обращения: 01.02.2021).

3. Смоляков А.И. К вопросу о необходимости учета экономических факторов при установлении размера административных наказаний за совершение правонарушений в области дорожного движения // Вестник Омской юридической академии. 2018. N 3. С. 351 -357.

References (transliterated):

1. Avdeenkova M.P. Osobennosti razvitiya administrativno-pravovoj otvetstvennosti v rossijskom prave // Sovremennoe pravo. 2008. N 3. S. 69-75.

2. Oficial'naya statistika GIBDD MVD Rossii o pokazatelyah sostoyaniya bezopasnosti dorozhnogo dvizheniya v Rossijskoj Federacii [Elektronnyj resurs] / Rezhim dostupa: http://stat.gibdd.ru/, - (data obrashcheniya: 01.02.2021).

3. Smolyakov A.I. K voprosu o neobhodimosti ucheta ekonomicheskih faktorov pri ustanovlenii razmera administrativnyh nakazanij za sovershenie pravo-narushenij v oblasti dorozhnogo dvizheniya // Vestnik Omskoj yuridicheskoj akademii. 2018. N 3. S. 351 -357.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.