Научная статья на тему 'Повышение уровня безопасности дорожного движения: привязка обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю'

Повышение уровня безопасности дорожного движения: привязка обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
577
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ / БЕЗОПАСНОСТЬ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ / ЕДИНАЯ БАЗА СТРАХОВАТЕЛЕЙ / COMPULSORY MOTOR LIABILITY INSURANCE / ROAD SAFETY / THE COMMON BASE OF POLICYHOLDERS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Герштейн Станислав Евгеньевич

В статье анализируются проблемы привязки полиса обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю. Предполагаемые меры направлены на повышение безопасности дорожного движения путем отслеживания аварийной или безаварийной езды водителя. Появляется возможность благодаря созданию полиса обязательного страхования автогражданской ответственности выйти на путь цивилизованного метода работы страховых организаций и создается фундамент для создания единой базы водителей-страхователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Improving road safety: a mandatory binding compulsory motor liability insurance to the driver

This article analyzes the problem of binding policy of compulsory third party liability insurance to the driver. Prospective measures aimed at increasing road safety by tracking the emergency or accident-free driving driver. There is an opportunity through the creation of the policy of compulsory motor liability insurance to go the way of a civilized method of operation of insurance companies and creates a foundation for creating a single database drivers insured.

Текст научной работы на тему «Повышение уровня безопасности дорожного движения: привязка обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю»

11. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО, ФИНАНСОВОЕ ПРАВО, ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

11.1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ: ПРИВЯЗКА ОБЯЗАТЕЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ АВТОГРАЖДАНСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ К ВОДИТЕЛЮ

Герштейн Станислав Евгеньевич, аспирант. Место учебы: Уральский Финансово-Юридический институт, г. Екатеринбург. E-mail: gesesk@mail.ru

Аннотация: В статье анализируются проблемы привязки полиса обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю. Предполагаемые меры направлены на повышение безопасности дорожного движения путем отслеживания аварийной или безаварийной езды водителя. Появляется возможность благодаря созданию полиса обязательного страхования автогражданской ответственности выйти на путь цивилизованного метода работы страховых организаций и создается фундамент для создания единой базы водителей-страхователей.

Ключевые слова: обязательное страхование автогражданской ответственности, безопасность дорожного движения, единая база страхователей.

IMPROVING ROAD SAFETY: A MANDATORY BINDING COMPULSORY MOTOR LIABILITY INSURANCE TO THE DRIVER

Gershteyn Stanislav Evgenievich, postgraduate student. Place of study: Urals financial law institute, Yekaterinburg. Email: gesesk@mail.ru

Annotation: This article analyzes the problem of binding policy of compulsory third party liability insurance to the driver. Prospective measures aimed at increasing road safety by tracking the emergency or accident-free driving driver. There is an opportunity through the creation of the policy of compulsory motor liability insurance to go the way of a civilized method of operation of insurance companies and creates a foundation for creating a single database drivers insured.

Keywords: compulsory motor liability insurance, road safety, the common base of policyholders.

Обязательное страхование гражданской ответственности было введено в нашей стране в 2003 году и стало серьезным шагом к повышению уровня безопасности и культуры вождения. За это время он показал свои сильные и слабые стороны. Сильной стороной, конечно же, можно назвать защиту прав потерпевших. Ведь до вступления в силу закона отношения на дорогах регулировались лишь гражданским кодексом. А бывали ситуации когда, к примеру, виновником ДТП становился тот, у которого нечего за душой нет, а ущерб, причиненный им, довольно существенный. Потерпевшие могли и ничего не получить или получать

годами. Но с появлением закона об ОСАГО потерпевшие могут получить компенсацию, предусмотренную законом: максимальный размер компенсации при нанесении ущерба имуществу 120 000 рублей на одного потерпевшего, и 160 000 рублей на всех, при нанесении ущерба здоровью - до 160 тыс. Так же одной из важнейших задач ОСАГО была и остается повышение уровня безопасности дорожного движения. Законом предусмотрена система скидок для поощрения безаварийной езды для водителей. Но из-за несоблюдения закона основными игроками реализации таковой продукции - страховыми компаниями, наши водители попросту игнорируют некоторые аспекты. А именно: если водитель становится виновником ДТП, то при продлении договора на следующий год ему должен быть установлен повышающий коэффициент, в зависимости от числа аварий, виновником которых он был. Но на практике такой водитель приходит в другую страховую компанию, сообщает, что ранее не страховал свою ответственность и получает заветный полис ОСАГО с базовыми коэффициентами.

То есть из-за гонки страховых компаний за прибылью основной механизм повышения уровня безопасности дорожного движения не работает в полную силу. Некоторые крупные игроки на данном рынке следуют по законному пути и при продлении договора требуют от страхователя справку из предыдущей страховой компании, что убытков не было. Опять же клиент может сказать, что не страховался ранее по различным причинам: не было необходимости, отсутствие прав и прочее. Страховая компания может послать запросы в страховые компании, дабы убедится в честности слов клиента, но на страховом рынке много страховых компаний, имеющих право продавать полисы ОСАГО, так что это практически невозможно. Да и страховые компании могут и не ответить на запрос, ведь санкций за отказ в ответе отсутствуют.

Ответственность всегда несет водитель, независимо на каком автомобиле он передвигается. Конечно же, необходимо отслеживать всю страховую историю каждого водителя, чтобы он не мог в один год стать участником ДТП, а на следующий год получить новый полис без повышающего коэффициента. Ведь только наказание «рублем» сможет заставить наших водителей быть более дисциплинированными на дороге ездить очень аккуратно.

С очень правильной идеей выступили представители партии ЛДПР.

14 июня 2012г был внесен законопроект, согласно которому стоимость ОСАГО будут рассчитываться исходя из возраста, водительского стажа и аварий, в которых водитель был виновником.1

В выигрышной ситуации становятся водители - владельцы нескольких транспортных средств.

Данные поправки были внесены с целью повысить безопасность дорожного движения, уменьшить финансовую нагрузку на владельцев транспортных средств. Если водитель на одной машине совершит аварию, то по нынешним правилам на стоимости полиса на дру-

http://www.insur-info.ru/press/76759/ (дата обращения

14.06.2012г)

ПОВЫШЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

Герштейн С.Е.

гую машину эта авария никак не сказывается. Согласно поправкам по такой страховке будет четко отслеживаться история аварийной либо безаварийной езды водителя. Был ли он виновником ДТП или нет. Если да

- будет повышающий коэффициент.

Так же в настоящее время опытный водитель вынужден переплачивать за полис почти в двукратном размере при вписывании водителя с небольшим возрастом или водительским стажем, а владелец нескольких машин обязан покупать несколько полисов, хотя ездит только на одном автомобиле.

Рассмотрим данный вопрос более подробно.

На сегодняшний момент автовладелец обязан застраховать свою гражданскую ответственность согласно п.1 ст. 4. федерального закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств" (ОСАГО) от

25.04.2002 N 40-ФЗ.

Владелец транспортного средства, оформляя ОСАГО, может выбрать ограниченный список водителей будет или без ограничений. Если без ограничений

- то за руль автомобиля может сесть любой водитель, имеющий доверенность на управление данным ТС и имеющий нужную категорию водительского удостоверения.

Если список водителей ограничен, то собственник или страхователь вписывает водителей в полис ОСАГО, указываю фамилию, имя, отчество и номер водительского удостоверения.

Если ему необходимо внести дополнительно еще одного водителя или убрать, необходимо ехать в страховую компанию или к представителю страховой компании, чтобы внести изменения. Бывает, что в полис ОСАГО вписаны члены семьи или близкие друзья на всякий случай. Но на деле выходит, что собственник транспортного средства пользуется единолично. Некоторые члены семьи имеют водительское удостоверение, вписаны в полис ОСАГО, но на деле транспортным средством не управляют.

При внесенной поправке таковым водителям пришлось бы покупать полис ОСАГО либо на всякий случай, либо не покупать совсем. Тогда они автоматически лишаются возможности использовать транспортное средство. Но если бы имелась страховка, привязанная к транспортному средству, у них эта возможность оставалась.

Возможно, стоило бы рассматривать ОСАГО на одного водителя как дополнительный вид ОСАГО, не отменяя существующей системы.

Собственник транспортного средства сможет сам решить, какую страховку ему необходимо приобрести.

Для введения подобной поправки необходимо внести изменения в еще один важный законодательный документ - кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации. Статья 12.37 КоАП РФ2 предусматривает штраф в размере 300 рублей за управление транспортным средством водителем, не указанным в страховом полисе. Необходимо добавить в данную статью условие, при котором водитель будет подвергаться административному наказанию в случае отсутствия у него полиса ОСАГО по нынешней системе обязательного страхования автогражданской ответственности, и в то же время, в случае отсутствия индивидуальной страховки ответственности водителя.

2 Кодекс об административных правонарушениях Российской Федерации

Введение подобной схемы обязательного страхования позволило бы создать единую базу водителей -страхователей, в которой была бы видна вся водительская история, что в свою очередь позволило бы использовать коэффициент бонус-малус в большей степени, тем самым снизив страховую премию. Ведь не нужно забывать, что 15% страховой премии, которую оплачивает страхователь, расходуется на возможные убытки, связанные с мошенничеством в сфере страхования, то есть эта сумма является дополнением к страховке, в которое страховщики оценивают свои риски. При введении ОСАГО, изначально планировалось создание единой базы данных, которая бы позволяла минимизировать эти риски до 3% только за счет учета недобросовестных потребителей. Введение ОСАГО для одного водителя позволило бы сделать шаг к более цивилизованным методам работы, и впоследствии может быть фундаментом для создания той самой единой базы, которая предполагалась для отслеживания водительской истории: поощрение безаварийной езды и увеличение страховой премии для виновников. В свою очередь, нежелание платить больше за аварийную езду и желание экономить на страховке, получая скидку за безаварийную езду, повышают уровень безопасности дорожного движения.

Интересным моментом при ОСАГО на каждого водителя становится тот факт, что нет привязки к техническому осмотру, который «привязан» к полису ОСАГО. Как поступать, если будет введено ОСАГО на каждого водителя? Ведь управление ТС без технического осмотра запрещено. Сегодня никто, кроме страховых компаний не проверяет наличия талона технического осмотра. А раз ОСАГО на одного водителя для управления автомобилями определенной категории, то логично что «привязка» технического осмотра к такому полису невозможна. Кто же будет нести ответственность, в случае если автомобиль попадает в аварию, у водителя есть страховой полис на одного водителя, но автомобиль технический осмотр не проходил? Ведь согласно статье 17 Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»3 обязанность проходить технический осмотр лежит на владельце транспортного средства, а не на водителе. А значит и ответственность будет нести владелец транспортного средства. В случае ДТП при отсутствии у автомобиля технического осмотра страховая компания произведет выплату страхового возмещения потерпевшей стороне и впоследствии к владельцу будет предъявлено регрессное требование.

Такая же система может быть введена и при существующей системе ОСАГО: продолжается масштабная реформа технического осмотра. Готовится еще один пакет поправок к действующему законодательству по техническому осмотру. В нем прописан механизм перехода ответственности за прохождение технического контроля на автовладельцев.

Планируется, полис ОСАГО можно будет приобрести без действующего талона технического осмотра, но страховая компания будет обязана проверить наличие и поставить отметку в полис. При проверке ГИБДД не будут проверять техосмотр, но обратят внимание на

3 Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

отметку в полисе. И, если ее не будет, оштрафуют на 500-800 рублей. А это дополнительные трудности для автовладельцев, ведь если в страховой компании забыли поставить такую отметку - будет штраф. Не говориться, какая должна быть отметка. Логичнее всего указывать в отметках срок действия талона технического осмотра. Как талон технического осмотра заканчивается, автовладельцу необходимо пройти очередной технический осмотр, а затем ехать в страховую компанию для того, чтобы была сделана отметка в полисе. Проще же возобновить практику проверку талонов технического осмотра ГИБДД.

Опять же в поправках ничего не говориться о сроке действия талона технического осмотра на момент покупки ОСАГО. Пункт, согласно которому полис ОСАГО можно приобрести при действии талона технического осмотра не менее шести месяцев, планируется упразднить. Согласно поправкам к законопроекту, при покупке полиса ОСАГО в страховой компании ставится отметка о наличии талона технического осмотра. Предположим, что его действие заканчивается через четыре месяца. А если договор на 1 год, то с такой отметкой автовладелец может проездить до конца действия договора. А если на момент ДТП есть действующий полис ОСАГО, но нет действующего талона технического осмотра - к владельцу будет предъявлено регрессное требование. А значит, логическая значимость отметки в полисе ОСАГО отсутствует. Лишь дополнительные хлопоты, как для страховой компании, так и для автовладельцев.

А вот ужесточение мер ответственности за ДТП при отсутствии технического осмотра можно считать верным шагом.

Законопроект предусматривает установление ответственности за нарушение ПДД водителем, повлекшее причинение вреда здоровью, если авария произошла из-за неисправности транспортного средства с истекшим сроком действия техническим осмотром. Если при ДТП причинен легкий вред здоровью, то водитель получит штраф в размере 3000-3500 рублей или лишение водительского удостоверения на полтора-два года. В настоящее время санкции предусматривают штраф 1000-1500 рублей или лишение на год-полтора. Если причинен тяжкий вред здоровью, то предусмотрено лишение прав до двух лет. На сегодняшний момент санкции предусматривают лишь штраф 2000-2500 рублей. По причинению тяжкого вреда здоровью изменений не предусмотрено. По-прежнему остается уголовная ответственность.

Подводя итог изложенному, сделаем вывод: мы движемся в правильном направлении, излагаем грамотные и очень разумные идеи, способствующие улучшению жизни людей, уменьшения аварийности на дорогах. Идея партии ЛДПР с привязкой полиса ОСАГО к одному водителю - обоснованная поправка. Мы стараемся достигнуть высокого уровня безопасности на дорогах. Поправки от «Единой России» тоже имеют интересные идеи, и направлены на уменьшение сложностей для автовладельцев, повышения уровня безопасности дорожного движения.

Список литературы:

Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях N 195-ФЗ

Федеральный закон N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Федеральный закон № 170-ФЗ от 1 июля 2011 года «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» http://www.insur-info.ru/press/76759/ (дата обращения 14.06.2012г)

http://news.ivest.kz/news/view/id/5813876 (дата обращения 14.06.2012г)

Literature list:

The Code of the Russian Federation Administrative Offences N 195-FZ Federal Law N 40-FZ "On compulsory insurance of civil liability of vehicle owners'

Federal Law № 170-FZ of July 1, 2011 "On the technical inspection of vehicles and amending some legislative acts of the Russian Federation http://www.insur-info.ru/press/76759/ (date of treatment 14.06.2012г)

http://news.ivest.kz/news/view/id/5813876 (date of treatment 14.06.2012г)

Рецензия

на статью Герштейна С.Е. «Повышение уровня безопасности дорожного движения: привязка обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю»

Представленная на рецензирование статья Герштейна С.Е. посвящена проблемам обеспечения безопасности в сфере дорожного движения с учетом влияния на эту сферу обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Автор в статье анализирует современное состояние дел и делает вывод о том, что истинная цель обязательного страхования ответственности подменена экономическими интересами страховых компаний. Приводит ряд наглядных примеров.

Достаточное внимание автора обращено к исследованию внесенной на рассмотрение поправки к Федеральному закону N 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», которая предусматривает введение новой схемы обязательного страхования.

Учитывая существующие сложности достижения целей, для которых закон был изначально принят, автор справедливо обращает внимание на положительные стороны внесенной поправки, привнося разумные идеи к ее реализации.

Отдельные рассуждения С.Е.Герштейна заслуживают внимания и обсуждения. Цель статьи - обратить внимание читателей на новые изменения законодательства в сфере безопасности дорожного движения -достигнута.

Общий вывод: рецензируемая статья Герштейна С.Е. «Повышение уровня безопасности дорожного движения: привязка обязательного страхования автогражданской ответственности к водителю» имеет определенный научный интерес для представления перспектив развития направления в изучении влияния ОСАГО на безопасность дорожного движения и может быть рекомендована к опубликованию в Журнале «Пробелы в российском законодательстве»

Проректор Южно-Уральского государственного университета, доктор юридических наук, профессор В.И. Майоров

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.