Научная статья на тему 'Неотвратимость административной ответственности как фактор обеспечения безопасности дорожного движения'

Неотвратимость административной ответственности как фактор обеспечения безопасности дорожного движения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
100
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Область наук
Ключевые слова
административное правонарушение / ответственность / состав правонарушения / безопасность дорожного движения / administrative offense / responsibility / composition of the offense / road safety

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евгения Васильевна Павлова

В статье проведен анализ составов административных правонарушений в области дорожного движения по действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и проекту КоАП РФ с целью выявления проблемных аспектов в рассматриваемой сфере и, как следствие, реализации принципа неотвратимости административной ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The inevitability of administrative responsibility as a factor in ensuring road safety

The article analyzes the composition of administrative offenses in the field of road traffic under the current Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and the Draft Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in order to identify problematic aspects in this area and, as a consequence, implement the principle of inevitability of administrative responsibility.

Текст научной работы на тему «Неотвратимость административной ответственности как фактор обеспечения безопасности дорожного движения»

Закон и право. 2022. № 4. С. 60-62. Law and legislation. 2022;(4):60-62. Научная статья УДК 342.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-60-62

NIION: 1997-0063-4/22-193 MOSURED: 77/27-001-2022-4-393

Неотвратимость административной ответственности как фактор обеспечения безопасности дорожного движения

Евгения Васильевна Павлова

Орловский юридический институт МВД России имени В.В. Лукьянова,

Орел, Россия, pavlova.evgenia.78@yandex.ru

Аннотация. В статье проведен анализ составов административных правонарушений в области дорожного движения по действующему Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях и проекту КоАП РФ с целью выявления проблемных аспектов в рассматриваемой сфере и, как следствие, реализации принципа неотвратимости административной ответственности.

Ключевые слова: административное правонарушение, ответственность, состав правонарушения, безопасность дорожного движения.

Для цитирования: Павлова Е.В. Неотвратимость административной ответственности как фактор обеспечения безопасности дорожного движения // Закон и право. 2022. № 4. С. 60—62. https://doi.org/10.24412/ 2073-3313-2022-4-60-62.

Original article

The inevitability of administrative responsibility as a factor in ensuring road safety

Eugenia V. Pavlova

Orel Law Institute of the Ministry of internal affairs of Russia

named after V.V. Lukyanov, Orel, Russia, pavlova.evgenia.78@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the composition of administrative offenses in the field of road traffic under the current Code of the Russian Federation on Administrative Offenses and the Draft Code of Administrative Offenses of the Russian Federation in order to identify problematic aspects in this area and, as a consequence, implement the principle of inevitability of administrative responsibility.

Keywords: administrative offense, responsibility, composition of the offense, road safety.

For citation: Pavlova E.V. The inevitability of administrative responsibility as a factor in ensuring road safety // Law and legislation. 2022;(4):60—62. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2022-4-60-62.

Обеспечению безопасности дорожного движения уделяется значительное внимание как руководством государства, так и учеными-административистами, о чем свидетельствует значительное количество научных изысканий в рассматриваемой сфере [1; 2; 3].

Важность и значимость рассматриваемого направления деятельности подчеркивается и функционированием Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения под руководством заместителя председателя Правительства России М.Ш. Хуснуллина, на заседании

© Павлова Е.В. М., 2022.

которой 15 апреля 2021 г. указывалось, что отмечается положительная динамика в сфере обеспечения безопасности дорожного движения [4].

Необходимо отметить, что существует значительное количество факторов, которые прямо или опосредованно влияют на безопасность дорожного движения. Считаем одним из существенных обстоятельств, влияющих на состояние аварийности на российских дорогах, — неотвратимость наступления административной ответственности за совершенный противоправный деликт.

Думается, что эффективная реализация указанного принципа невозможна без системной законодательной регламентации составов админи-

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

стративных правонарушений в области дорожного движения.

Полагаем, что особенностью рассматриваемой группы правонарушений является то обстоятельство, что в подавляющем большинстве случаев составы являются бланкетными или отсылочными, и для правильной квалификации требуется анализ положений иных законодательных актов, регулирующих правоотношения в сфере дорожного движения.

Следует отметить, что в КоАП РФ вносится ежегодно значительное количество изменений, в том числе направленных на конкретизацию составов главы 12, касающихся ужесточения либо изменения санкций, что не может не сказаться на возникновении определенных сложностей как у должностных лиц, осуществляющих контроль и надзор за безопасностью дорожного движения, так и у участников дорожного движения.

Именно поэтому разработан проект Федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» [5]. Остановимся на наиболее значимых изменениях, свидетельствующих о значительной проделанной работе всеми заинтересованными субъектами, участвующими в реализации государственной политики в области дорожного движения:

■ статья 12.1 (21.1 проекта) претерпела значительные изменения, часть вторая трансформировалась в повторность совершения указанного правонарушения. Однако на указанном моменте хотелось бы остановиться подробнее и отметить, что в настоящее время для квалификации не имеет значения форма вины по данному составу.

Проблемой правоприменительной практики в части, касающейся квалификации указанного правонарушения, является привлечение к административной ответственности по ч. 2, ввиду того, что повторность возникает при управлении водителем не одним (разными) транспортными средствами; при этом владелец зачастую не владеет информацией о том, что транспортное средство не зарегистрировано, или регистрация его аннулиро -вана (например, приобрел автомобиль, регистрация которого прекращена, с документами и государственными регистрационными знаками по договору купли-продажи). Таким образом, в части второй необходимо предусмотреть только умышленное повторное совершение указанного деяния;

■ в редакции статьи 21.2 проекта КоАП фабула статьи осталась неизменной. В санкции же ч. 3 указанной нормы появилась ответственность индивидуальных предпринимателей за нарушение данной статьи.

Проблемой привлечения к административной ответственности водителей за данное нарушение является тот факт, что наказание за указанное нарушение может постичь даже водителя, который не имел намерения скрывать номера с учетом климатических и дорожных особенностей в России. Таким образом, рассматриваемая норма также должна быть дополнена умыслом совершаемых действий;

■ в проекте учтены складывающиеся общественные отношения, связанные с запретом на управление транспортным средством в состоянии опьянения, и виды такого опьянения дополнены новыми потенциально опасными психоактивными веществами или иными вызывающими опьянение веществами, что свидетельствует о возникновении прецедентов управления транспортными средствами в вышеуказанных состояниях и необходимости закрепления административной ответственности за такие деяния;

■ в проекте Кодекса (ст. 21.8) законодательно установлена административная ответственность за управление транспортным средством лицом в состоянии опьянения, если при этом в салоне транспортного средства будет находиться несовершеннолетнее лицо в возрасте до 16 лет. Представляется вполне обоснованным введение указанной нормы, так как рассматриваемые деяния являются не только потенциально опасными в плане наступления вредных последствий, но и формируют противоправное поведение у лиц, не достигших возраста административной ответственности. Полагаем, что норма является своевременной и будет способствовать законопослушному поведению подрастающего поколения;

■ в подавляющем большинстве санкций прослеживается тенденция увеличения суммы административных штрафов, а также отражение в качестве наказания лишения специального права управления транспортным средством (лишение права заниматься деятельностью, связанной с управлением транспортными средствами);

■ устанавливается административная ответственность за систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством. Считаем введение нового состава обоснованным и своевременным, способствующим формированию правомерного поведения на дорогах.

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 04-2022

Вместе с тем считаем целесообразным внести отдельные корректировки в определение объективной стороны данного деяния.

В проекте указано, что ответственность наступит за систематическое нарушение правил эксплуатации, использования транспортного средства [ст. 21.1 (12.1), ст. 21.2 (12.2), ст. 21.5 (ст. 12.5) и др.] либо систематическое нарушение правил управления транспортным средством.

Учитывая то обстоятельство, что в проекте закрепляется понятие грубого административного правонарушения, считаем возможным рассматриваемую норму сформулировать следующим образом:

«Систематическое нарушение Правил дорожного движения, правил эксплуатации и использования транспортного средства, а также неоднократное совершение грубого административного правонарушения, предусмотренного главой 21 настоящего Кодекса»;

■ статья 21.40 проекта предусматривает административную ответственность за управление по дорогам общего пользования средствами и механизмами, не предназначенными для движения по таким дорогам, что свидетельствует о необходимости законодательного регулирования правоотношений, связанных с использованием транспортных средств, которые граждане самостоятельно переоборудуют, конструируют.

Считаем целесообразным сформулировать ряд предложений, которые, на наш взгляд, должны найти отражение в указанном законодательном акте:

■ следует предусмотреть административную ответственность за опасное вождение, в том числе отнести к опасному вождению и провокации участников дорожного движения по отношению к сотрудникам Госавтоинспекции;

■ по отдельным составам предусмотреть в качестве административного наказания административный арест;

■ привлекать к административной ответственности родителей или лиц, их замещающих, по ст. 9.1 проекта в случае совершения административных правонаруше-

ний, предусмотренных главой 21, лицами, не достигшими как 18-летнего возраста, так и возраста административной ответственности, и указанное положение отразить в статье 2.12 проекта Кодекса.

Список источников

1. Городничев И.М. О совершенствовании правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения // Закон и право. 2021. № 4. С. 181-182.

2. Калюжный Ю.Н. Безопасность дорожного движения как компонент системы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации // Транспортное право. 2020. № 4. С. 3—7.

3. Сычева В.А. Ряд проблем административной ответственности в сфере безопасности дорожного движения // Новый юрид. вестник. 2018. № 1 (8). С. 10—12.

4. На заседании Правительственной комиссии по безопасности дорожного движения рассмотрены основные факторы риска совершения ДТП // http://www. http://government.ru/

5. Проект федерального закона «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (подготовлен Минюстом России 30.01.2020) // URL: http://base.garant.ru/5682 1718/ (Дата обращения: 06.01.2021)

References

1. Gorodnichev I.M. On the improvement of legal regulation in the field of road safety / / Law and legislation. 2021. № 4. Pp. 181—182.

2. Kalyuzhny Yu.N. Road safety as a component of the national security system of the Russian Federation // Transport law. 2020. № 4. Pp. 3—7.

3. Sycheva V.A. A number of problems of administrative responsibility in the field of road safety // New Legal Bulletin. 2018. № 1 (8). Pp. 10—12.

4. At the meeting of the Government Commission on Road Safety, the main risk factors of an accident were considered // http://www. http://government.ru /

5. Draft Federal Law «Code of Administrative Offences of the Russian Federation» (prepared by the Ministry of Justice of Russia 30.01.2020) // URL: http://

base. garant.ru/56821718/ (Accessed: 06.01.2021) Информация об авторе

Павлова Е.В. — кандидат юридических наук, доцент, заместитель начальника кафедры административного права и административной деятельности органов внутренних дел

Information about the author

Pavlova E.V. — candidate of law, associate professor, deputy head of the department of administrative law and administrative activities of the department of internal affairs

Статья поступила в редакцию 07.02.2022; одобрена после рецензирования 08.03.2022; принята к публикации 14.03.2022.

The article was submitted 07.02.2022; approved after reviewing 08.03.2022; accepted for publication 14.03.2022.

ЗАКОН И ПРАВО • 04-2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.